пятница, 17 февраля 2023 г.

Четыре вызова современности

Друзья, первоисточник не вспомню, но сравнительно недавно у одного из уважаемых коллег-психологов (экзистенциального направления) услышал про "четыре главных вызова современности". "Вызовы" возникают как результат действия различных факторов современности - технологий, политики, социальных изменений, и т.д. и т.п. Сами "вызовы" являются своего рода корнями/базой для различных психологических проблем, которые мы наблюдаем на поверхности. 

Четыре вызова современности: тревожность, бездомность, потребительство, расчеловечивание
Четыре вызова современности: тревожность, бездомность, потребительство, расчеловечивание


"Вызовы" имеют отношение и к саморазвитию - они являются своего рода глобальными жизненными проблемами современности, на которые нам нужно найти свой персональный ответ. Если ответ на найден, мы будем чувствовать себя несчастными. Итак, "вызовы":

1) Всё возрастающий уровень тревоги
2) Бездомность
3) Потреблятство
4) Расчеловечивание

...теперь подробнее о каждом из "вызовов" и как их можно проработать в саморазвитии...



1) Всё возрастающий уровень тревоги. Тревога (как эмоциональное состояние) - это страх перед неопределённым будущим. В наш мозг встроена функция вероятностного прогнозирования, которая помимо нашего желания генерирует сценарии возможного будущего. Эти сценарии создаются на основании доступной информации. А сегодня мы живём в условиях информационной перегрузки, испытываем информационный стресс. При этом (если не придерживаться серьёзной "информационной диеты") инфосфера наполнена в основном негативными новостями, либо пустым развлекательным контентом. Новости напрямую усиливают тревожность; а развлекательный контент является частью аддиктивных технологий (т.е. вызывающих зависимость, эмоциональные качели и последующую "ломку").

Но даже если включать критическое мышление и прорываться за пелену информационного мусора, то всё равно можно прийти к неутешительным результатам. Мир становится чрезмерно связанным, и любой "чёрный лебедь" может привести к огромной катастрофе. Поэтому даже очень взвешенные прогнозы могут не утешать, а лишь усиливать тревогу.

Вопросы для саморазвития: Как спроектировать персональную информационную диету? Как выстраивать собственное будущее, учитывая (или наоборот, игнорируя) глобальные и близкие риски? Как снижать собственную тревожность (особенно привнесённую извне)?
 
И, кстати, в моём блоге есть годный пост "41 способ избавиться от тревожных мыслей"

2) Бездомность. Нет, этот вызов не означает, что каждый может стать БОМЖом)). Наоборот, если верить мировой статистике, с каждый годом собственное жильё становится все доступнее. Здесь речь о бездомности в культурном плане. Глобализация (и другие тенденции) лишает нас привычных способов обретения идентичности. В прошлом человека определяло то, в каком месте он родился, какой он национальности, на каком языке разговаривает, каких традиционных ценностей придерживается и т.д.

Сегодня любая идентичность (даже гендерная) является не "опцией по умолчанию", а предметом персонального выбора. Причём этот выбор никак нельзя назвать свободным)). Человек находится в довольно агрессивной среде, где каждая из социальных групп пытается его "завербовать". Причём вербовка происходит системно: посредством моды; с помощью "новых медиа" (соц.сети); через вовлечение в активизм и т.д.

Социологи говорят, что наступает "эпоха меньшинств", когда небольшие группы людей конструируют собственную идентичность, противопоставляя её "диктатуре большинства/нормы". Самое интересное, что по законам групповой динамики, чем меньше группа, тем агрессивнее она защищается (и тем больше её потребность громко заявить о себе всему свету)). Начинается не столько война меньшинств против большинства, сколько противостояние друг с другом. В итоге принадлежность ни к одной социальной группе не даёт человеку чувства безопасности и уверенности в том, что его идентичность (через идентификацию с группой) верна. Вот и возникает чувство бездомности, непринадлежности ни к тем, ни к этим. 

Ну или как вариант, человек становится маргиналом - т.е. ощущает свою принадлежность и к одной, и к другой, противоположной по взглядам и ценностям группе. Или даже к нескольким разномастным группам, придерживающихся абсолютно разных мировоззрений и стилей жизни. Маргинализация порождает внутренний конфликт, повышает тревожность и создаёт ту самую неуверенность в том, кем на самом деле я являюсь и с кем мне действительно идти по жизни, и где это самое моё "место в жизни".

Вопросы для саморазвития: Кто я? Где мой дом? Кто "моя стая"? К каким группам и общностям я хотел бы (или не хотел бы) принадлежать?

3) Потреблятство. В мире много бедных людей, которые существуют на грани выживания. Денег им едва хватает на самое необходимое. Но как только появляются "лишние" деньги, мы попадаем в царство потребления. Потребление - главный драйвер роста и развития капиталистических обществ. Зарабатывай больше, чтобы больше тратить, чтобы производили всё больше новых товаров. В какой-то момент времени наша жизнь становится переполнена вещами, которыми мы фактически не пользуемся. При этом сами вещи могут требовать внимания, заботы, затрат, не давая нам возможности заниматься чем-то другим. Потребительство сродни наркотику - чем больше мы потребляем, тем больше нас стимулирует это делать реклама, социальное сравнение, "стиль жизни", самоидентификация с вещами и брендами.

Чем больше мы потребляем, тем больше замусориваем мир. Но дело даже не в экологии, а в том, что мы становимся рабами вещей. Главную проблему я вижу в том, что люди занимаются не столько своим внутренним миром, сколько решают многочисленные проблемы, связанные с поломками, нехваткой, обновлениями и т.п. вещей. И вещи становятся важнее других людей, и важнее непосредственного живого опыта (для получения которого вещи не нужны вовсе).

Поделюсь личным наблюдением (не претендующим на всеобщность))): как психолог я иногда работаю с детьми (довольно редко, т.к. всё-таки больше специализируюсь на взрослых проблемах). Консультация обычно начинается с каких-то дежурных фраз для установления контакта в начале общения: "Как дела? Как настроение? Что интересного произошло в последнее время?" и т.п. Знаете, про что начинает рассказывать почти каждый современный ребёнок? "Смотри, что я купил/мне купили!". Или о том, сколько у него есть денег, и что он собирается на эти деньги купить. Т.е. не "вот что я сделал своими руками", "что интересного узнал", "где побывал и что увидел", "что меня порадовало/огорчило", а "вот что я купил"!  Мы воспитываем потребителей чуть ли не с пелёнок, но без вещей (в которых они  тонут с головой) они внутренне пусты 😞 .

Вопросы для саморазвития: Что у меня есть? Что я хочу приобрести и почему мне это нужно? Вещи, которые у меня есть, служат мне или я служу им? Они делают мою жизнь лучше, или больше напрягают/мешают?  От чего я могу отказаться, что мне на самом деле не нужно?  (В скобках замечу, что сознательным ответом на потреблятство может быть минимализм ).

4) Расчеловечивание.  Это большая и интересная тема... Как мы вообще понимаем, что рядом с нами одушевлённое существо - такой же как мы человек - а не предмет вроде камня или дерева? Например, в эпоху великих географических открытий (15-17 век) туземцев, проживающих на новых территориях часто воспринимали даже не как "диких людей", а как животных. Соответственно, и обращаться с ними надо не как с людьми, а как с животными.  И вообще, почему человечество уже много веков борется с расизмом и ксенофобией, но пока не слишком успешно? Почему в нашем сознании некоторые люди "не совсем люди"?

Вроде как за очеловечивание отвечает эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать, сострадать. Но многие исследования подтверждают, что эмпатия очень коварная способность. Наша способность сопереживать регулируется категоризацией на "свой" - "чужой". Мы сопереживаем только "своим" (родственникам или принадлежащим к той же этнической или социальной группе, что и мы), а по отношению к "чужим" эмпатия наоборот включает защитные механизмы вроде ненависти, презрения, отвращения и отвержения.

Есть ещё в нашем сознании "когнитивная модель человека" (есть разные термины, но пусть будет этот)). Это своего рода внутренняя концепция, элемент нашего мировоззрения, описывающая то, что есть человек, и что значит "думать, чувствовать, говорить, поступать, и т.д. по-человечески". Как правило,  базовой аксиомой для "когнитивной модели человека" являемся мы сами. Т.е. интуитивно мы считаем, что то, что нормально для нас, должно быть нормально и правильно и для других людей. Но если другой человек сильно отличается от нас, он может не вписываться в нашу "когнитивную модель человека" и тогда мы воспринимаем его в лучшем случае как странного и ненормального, а в худшем - как не человека вообще.

Современное общество = индивидуалистическое общество, которое максимально поддерживает свободу самовыражения каждого человека. Но чем больше каждый их нас уникален, тем больше шанс несовпадения наших "когнитивных моделей человека"! Тем меньше понимания, и тем больше пропасть между "Я" и "Другой"; тем легче нам этого Другого расчеловечить.

Крайними формами расчеловечивания являются демонизация и дегуманизация. Демонизация - это когда "не совсем людям" приписываются нечеловеческие мотивы и поступки, которые якобы исходят из их абсолютно злой природы. Т.е. это уже не люди, а демоны, которые пьют кровь, поедают младенцев, получают радость от страданий и боли окружающих и т.п. Дегуманизация - это следствие демонизации: если мы имеем дело с демонами (а не с людьми), то у нас развязаны руки; в борьбе с этим нечеловеческим злом все средства хороши. Ну да, ну да... "Чтобы убить дракона, надо самому стать драконом"; и бороться за мир надо так, чтобы от мира камня на камне не осталось.

Но в современном расчеловечивании гораздо интереснее другая сторона - мода на "культуру жертвы". Суть такова: если в вашей жизни случаются какие-то неприятности, то обязательно нужно найти Врага/Зло, которого надо объявить главной причиной ваших несчастий и неприятностей. Далее Врага надо обязательно наказать, взыскать с него должок, причём сделать это не самостоятельно, а руками Защитников. В роли Защитников могут быть кто угодно - государственные органы, общественные организации, активисты или просто толпа анонимов, объединённых хэштегом в соц.сетях. Что характерно, диалог между Жертвой и Врагом даже не предполагается, потому что Враг по умолчанию расчеловечен: "Чего вообще с ним говорить, и так всё ясно! Надо наказать по всей строгости!".

В итоге мы получаем очень лицемерную схему, когда  (а) мотивы Врага не ясны и его вина не доказана (ведь со слов Жертвы это не человек, зачем его слушать и зачем вообще относиться к нему по-человечески?!), (б) Жертва избегает ответственности за свою жизнь и за свои обвинения, которые могут быть в той или иной степени предвзятыми (вплоть до полной клеветы), (в) преследование и наказание Врага осуществляется руками третьих лиц, которые слышат только Жертву и абсолютно не слышат Врага, что крайне далеко от "справедливого суда и оправданного возмездия".     

Проблема ещё в том, что сегодня Жертвой быть модно. Расчеловечивание (родителей, супруга или супруги, начальника, правительства и т.д.) хорошо оплачивается как минимум лайками в соц.сетях. Вместо того, чтобы налаживать отношения и договариваться, мы ищем кого-то сильного, кто переубедит и надрессирует "этих нелюдей" так, чтобы было удобно и выгодно нам. Но люди не переубеждаются 😞 , нельзя изменить негативное отношение к себе на позитивное силой. Насилие и ненависть рождают только ответное насилие и ненависть. Расчеловечивание становится зеркальным. Это крайне неэффективный способ взаимодействия между людьми, но тем не менее люди цепляются за единичные истории, когда кто-то кого-то "наказал и заставил", и берут это в свою повседневность.

Вопросы для саморазвития: Кого я ненавижу в этом мире и какие у меня есть основания для этой ненависти? Кого я считаю не-людьми (попробуйте начать с ближнего круга: беспокойных соседей, вредного начальника и т.п.)? Насколько я их демонизирую и дегуманизирую? Понимаю ли я причины их поведения; могу ли представить себя "в их шкуре"? Кого я обычно обвиняю в своих трудностях и неудачах? Нравится ли мне быть в роли Жертвы? Или в роли Защитника, преследующего нелюдей? Какие выгоды мне приносит эта роль и как я могу от них отказаться? Что вообще я могу сделать, чтобы не обвинять и не впадать с лёгкостью в ненависть, по отношению к тем, кто кажется мне не-людьми?  (Идея в скобках: возможно, практики радикального прощения будут полезны против расчеловечивания).

Друзья, я понимаю, что темы глубокие и спорные. Не претендую на полноту и истину в последней инстанции, но, надеюсь, на какие-нибудь полезные размышления и работу над собой вас этот пост подтолкнёт 😉 . Надеюсь, что эти четыре "вызова современности" вас не коснулись; ну или хотя бы на то, что вы готовы противостоять им. Всем мира и удачи!



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



2 комментария:

  1. Сергей, рад снова видеть ваши статьи, не пропадайте надолго 🙂

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитрий, благодарю! Надеюсь, не пропаду))

    ОтветитьУдалить