воскресенье, 5 марта 2023 г.

Четыре книги про чтение

 Друзья, вы наверняка помните, что я большой фанат чтения. И в 2018 году опубликовал книгу "Чтение как образ жизни" ( https://ridero.ru/books/chtenie_kak_obraz_zhizni/ ) , где изложил мой подход к чтению и описал мои методы работы с текстом. В "Заключении" я тогда написал, что книжная тема неисчерпаема, и осталось ещё множество сторон чтения, которые мне хотелось бы раскрыть. Поэтому я не отказываюсь от идеи написать продолжение книги. И хотя пока это задача категории "когда-нибудь"))  (без конкретных сроков начала и завершения), я потихоньку продолжаю собирать материалы о чтении.

Четыре книги про чтение, лучшие из прочитанного мною по данной теме в 2021-2022


Материалы эти разные по формату и качеству, но для всех любителей чтения, интересующихся тем "как это работает", и желающим выйти на новый уровень, хочу рекомендовать четыре книги, прочитанные мною в 2021-2022 годах:

1. Вулф Марианна. Пруст и кальмар. Нейробиология чтения.
2. Вулф Марианна. Читающий мозг в цифровом мире.
3. Мангель Альберто. История чтения.
4. Мангель Альберто. Curiositas. Любопытство.

Очень кратко, почему из всего прочитанного мною о чтении за последние 2-3 года я выделил именно эти книги:



1. В советской психологии (которую модно сейчас забывать и обесценивать) был принцип орудийности, восходящий ещё к бородатому основоположнику Энгельсу ("Труд создал из обезьяны человека" - взяла она в лапы палку-копалку, и понеслось! )). Если упрощённо, то все "высшие" психические функции (речь, абстрактно-логическое мышление, произвольное внимание и т.д.) выстраиваются на основе "низших", биологически обусловленных. Выстраиваются в совместной деятельности с другими людьми, а сама эта деятельность характеризуется широким применением "орудий" - причём речь тут не столько о палке-копалке (и прочих механизмах-гаджетах), сколько о знаках и символах, способах коммуникации, ментальных моделях и прочих "идеальных орудиях".

Основные идеи книги о чтении Марианны Вулф "Пруст и кальмар"

 
Вот книга этой позитивной выпускницы Гарварда https://en.wikipedia.org/wiki/Maryanne_Wolf  вполне в духе Выготского-Лурии подробно изучает роль письменных знаков и деятельности с ними ( =чтения и письма) в развитии человеческого сознания и мозга. Вулф начинает с базового факта, что на уровне физиологии наш мозг не приспособлен к чтению от слова "совсем". Просто нет соответствующих нейронных структур и "естественных" видов активности, которые давали бы людям возможность "читать как дышать". Но как и почему мы тогда читаем?! Книга и пытается ответить на этот вопрос...

В книге три части: 1) Первая часть скорее культурно-историческая. В ней рассматривается как развивались в истории человечества различные системы письменности, и каким образом использование различных видов письменности влияло на человеческий мозг. (Чтение и письмо связаны, это две стороны знаковой деятельности).

2) Вторая часть рассматривает чтение в онтогенетической перспективе - т.е. как учатся читать дети, и что в это время происходит с их мозгом. Выделены стадии: до-читатель; читатель-новичок; декодирующий читатель; бегло читающий и понимающий читатель; умелый читатель.

По каждой стадии есть много интересного! Например, важно, чтобы даже в младенческом до-читательском возрасте (до 3-4 лет) родители много разговаривали с ребёнком и уже начинали читать ему бумажные книги (создаётся своего рода импринтинг на чтение, как на эмоционально значимый вид деятельности).  Например, в разделе про умелого читателя есть замечательная "временная шкала чтения", на которой подробно расписана последовательность мозговых процессов, необходимых для осмысленного и глубокого понимания текста (всем маньякам скорочтения изучить обязательно!))). И очень мне созвучен вывод автора о том, что развивающий эффект чтения лучше всего заметен со временем; что польза от чтения есть лишь при регулярной и многолетней работе с текстами.

3) Третья часть посвящена проблеме дислексии. Я не работаю с дислектиками, но какие-то базовые знания в голове были)) - и тем интереснее было читать! Автор предлагают нейробиологическую модель "пирамида чтения" из 5 уровней: а) на верхнем целостное поведение; б) далее когнитивные и моторные процессы, из которых состоит данное поведение; в) ещё ниже уровень устойчивых нейронных структур, обеспечивающих данные процессы; г) далее нейронные сети и механизмы, создающие структуры и связи между ними; д) на самом низшем уровне генетические механизмы. И далее подробно анализирует, какие именно особенности различных "этажей" могут приводить к трудностям в освоении чтения.

Резюме: для "практиков чтения" полезной информации мало  (разве что во 2 части), но для "теоретиков про чтение" много интересных данных, идей, вопросов.

Вторая книга Марианны Вулф "Читающий мозг в цифровом мире" - попытка найти компромисс между цифровым и бумажным чтением

2.  Вторая книга Марианны Вулф мне понравилась меньше, чем первая. Возможно потому, что она менее научная, но зато более личная. Вулф написала книгу в формате писем (не очень понятно, какой именно аудитории адресованных))), в которых частично пересказывает идеи из книги "Пруст и кальмар" (более доступно), и делится своим личным сравнительным ("цифра vs бумага") опытом чтения .

Я не случайно заострил внимание на проблеме адресата. В явном виде Вулф нигде не упоминает про ЦА книги, но, как мне показалось, она в большей степени адресована педагогам и родителям, которые учат детей читать, и которые находятся на переднем крае тех вызовов, которые создаёт для традиционного "бумажного" чтения цифровая реальность.

Можно сколько угодно иронизировать над А.Курпатовым, получившим почётную премию за лженауку (ВРАЛ-21), а именно за "цифровой аутизм" и "информационную псевдодебильность", но большая часть книги Вулф (с добротными научными пруфлинками в примечаниях) как раз о тех угрозах, которые создаёт цифровая реальность (как альтернатива классическому чтению) для развития ребёнка.

В книге много негативных фактов, но, пожалуй, самое опасное по мнению Вулф - вытеснение медленного, глубокого, аналитического чтения быстрым поглощением уже готовой информации. Мы теряем способность понимать многообразие значений и смыслов (просто пролетая мимо них на быстрой скорости, привычной для чтения с экранов), выстраивать длинные логические цепочки (делая самостоятельные выводы из текста). Соответственно страдает критичность и точность мышления. Также деградирует творчество - вместо самостоятельных открытий, извлечённых из длинных и связных текстов, мы получаем мозаику мало связанных данных, усмотреть в которых что-то новое (и системно сложное) практически невозможно.

Вулф идёт и дальше: она рассуждает о роли чтения в формировании человечности как таковой. Книги (художественные) - школа эмпатии и своеобразные учебники эмоционального интеллекта. При этом именно классическая литература помогает развить в нашей психике тонкие эмоциональные настройки. Книги же "низких" жанров (бульварные романы, детективы и т.п.) внедряют в сознание упрощённые эмоциональные схемы и роли (героев и антигероев), которые имеют мало общего с реальной жизнью. Насколько современная цифровая реальность учит сопереживать? Скорее наоборот, учит эмоциональной тупости (привет "цифровому аутизму"))).

Негативных фактов (цифровая реальность vs бумажное чтение) в книге много, но они плохо структурированы. Размазаны по тексту, но при желании можно наковырять много)) . Тем не менее, нельзя сказать, что Вулф является фанатичным "старовером", призывающим отменить гаджеты. Она прекрасно понимает, что технический прогресс обратного хода не имеет, и что нужно искать компромисс между старым и новым. Компромисс заключается в формировании у детей (начиная с детского сада и в школе) так называемой "цифровой мудрости".

Идея описана в 8 письме; кратко её суть в том, что бумажная и цифровая реальность должны дополнять и усиливать друг друга, заимствуя характерные "орудия".  Вулф считает, что начинать нужно с изменения отношения детей к цифровой реальности через... обучение их программированию! На уровне освоения простейших "детских" фреймворков, позволяющих анимировать картинку, заставить двигаться лего-машинку, создать свою веб-страничку и т.п. Главная идея в том, чтобы изменить потребительское отношение к цифровой реальности на созидательно-познавательное; плюс работа с кодом помогает задействовать те же зоны мозга, что активны при вдумчивом чтении. И параллельное проведение уроков литературы, где детей будут учить глубокому аналитическому чтению (т.е. исследовать "коды" текста), будет усиливать и их.

Резюме: лично мне книга была полезна в плане самоанализа - насколько мои навыки чтения с экрана конфликтуют/гармонируют с бумажным чтением. Отловил пару интересных "тараканов"))). Например, что если в бумажной книге встречается сложное для понимания место, мозг автоматом переключается в режим сканирующего/просмотрового чтения, выхватывая понятные слова и фрагменты текста)). А потом из этих кусочков складывает некое понимание, которое, при повторном вдумчивом прочтении текста, может очень сильно отличаться от того, что хотел сказать автор)).

И второе, что мне понравилось - это идея "цифровой мудрости". В психологии только-только приступили к изучению влияния цифровой реальности на мозг и сознание; в педагогике лишь первые шаги (на уровне экспериментальных программ) по совмещению цифры и бумаги. Как создать синергию между ними? Технически задача очень интересная, буду думать 😉 .

Книга Альберто Мангуэля "История чтения" своего рода энциклопедический справочник про чтение, написанный в формате эссе - эмоционально и познавательно!

3. Для начала пару слов о том, кто такой Альберто Мангель (Мангуэль) http://manguel.com/   . Формально - писатель, журналист, редактор и т.д. В общем, гуманитарий и литератор широкого профиля)). Но дядька на самом деле легендарный! В 18 лет он стал помощником - чтецом у слепого Борхеса. И именно этот великий герменевтик нашего времени привил ему любовь к книгам и мастерство глубинного чтения. Во-вторых, Мангель собрал собственную роскошную библиотеку, в которой более 40 тысяч томов.

И в третьих, у меня есть свой собственный критерий мощных авторов... Я как бы считаю себя человеком более-менее образованным))). И когда в каком-нибудь культурологическом тексте начинается обильное упоминание авторов и произведений всех времён и народов, я обычно понимаю, о ком и о чём идёт речь. Но есть некоторые тексты, которые вызывают у меня культурный шок)). Если 20-30% упомянутых в тексте имён/названий мне незнакомы, я чувствую себя дикарём и недоучкой((. Я прям чувствую, как связная ткань мировой Культуры расползается, и в её пёстром полотне появляются прорехи. Когда я сталкиваюсь с подобным, я лезу в словари и энциклопедии, пополняю мой список чтения, ощущаю зуд первооткрывателя новых смыслов)).  Но вот с годами и с накопленным опытом культурно шокировать меня всё сложнее. А вот книгам Мангеля (и первой, и второй) это вполне удалось. 
    
Первую книгу "История чтения" можно по праву назвать "путеводителем по чтению" - это взгляд с птичьего полёта на различные аспекты чтения. В книге двадцать небольших главок, которые читаются на одном дыхании, и охватывают всё - и историю появления первых книг, и как обучали чтению, и об авторах, переводчиках, читателях, и о много другом. Лично мне особенно понравились главы "Чтение картинок" (оказывается, современная тяга к визуализации - комиксам и т.п. вовсе не нова; больше всего книг-картинок издавала церковь в Средние века и в Новое Время для неграмотных верующих); "Слушая чтение" и "Автор как читатель" (об уходящей традиции публичного чтения вслух; а ведь наши родители ещё помнят времена, когда послушать поэтов собирались стадионы); "Форма книги" (о том, какие бывают книги и как книга может эволюционировать как знаковый объект. Несколько лет назад мне довелось побывать в Кракове в библиотеке проекта "Liberature" https://en.wikipedia.org/wiki/Liberature ; чтобы получить представление о возможных вариантах "книги", гляньте программный текст основателя проекта: https://core.ac.uk/download/pdf/53111543.pdf , там есть примеры).

Некоторые главы в книге Мангеля забавны. Например, в "Чтении наедине с собой" он абсолютно серьёзно размышляет о том, в какой позе удобнее всего читать, и почему мы так часто читаем лёжа)) . В главе "Книжный червь" он рассуждает об очкариках, но приходит к тому, что вовсе не наличие очков и обширной библиотеки делают человека настоящим книжником. Довольно любопытными (хотя и несколько поверхностными) мне показались главы "Чтение за стенами" (о делении литературы на "мужские" и "женские" жанры) и "Запретное чтение" (написано на примере американских рабов, которым до освобождения запрещалось читать под страхом смерти; но выводы о роли грамотности и образования далеко идущие и актуальные и для нашего времени).

Резюме:  очень помогает лучше понять наши/мои читательские корни. Многие мысли автора созвучны тому, что я описал в моей книге в главе 10 "Чтение для удовольствия" ("удовольствие" как созерцание, погружение в океан смыслов). Мы с ним одной крови))

Книга Мангеля "Curiositas. Любопытство" - это текст для самых продвинутых книжных фриков))

4.  Книга Мангеля "Curiositas. Любопытство" - это текст для самых продвинутых книжных фриков)). Сразу предупреждаю, что он довольно сложный стилистически, требует от читателя огромной эрудиции и готовности вгрызаться в сложные философские вопросы.

Для начала, прежде чем приступать к чтению "Curiositas. Любопытство", я бы настоятельно рекомендовал перечитать "Божественную комедию" Данте Алигьери. Потому что именно этот шедевр мировой культуры автор использует как сквозную метафору на протяжении всей книги.

Названия глав книги сформулированы в виде вопросов: "Что такое любопытство?", "Что мы хотим знать?", "Как мы рассуждаем?", "Как увидеть то, о чем мы думаем?" и т.д. Каждую главу автор начинает с личного опыта; с какого-то персонального инсайта, связанного с событиями его жизни. Отталкиваясь от этого осознания, автор находит нечто аналогичное у Данте. Затем мостик перекидывается к культурно-историческому контексту ("А что именно тогда хотел и мог сказать Данте?"). Далее автор ищет параллели в других великих текстах и контекстах мировой Культуры. И ещё дальше он экстраполирует (в некоторых главах) найденные смыслы на наше время и на те глобальные вопросы, на которые мы (и общество, и отдельный человек) ищем ответы и сегодня.

Предупреждаю, что следить за ходом мысли автора непросто. Пожалуй, ещё сложнее извлечь из его рассуждений какую-то конкретную "личную выгоду" (в виде чётких рекомендаций по саморазвитию, типа "Как дальше жить и что делать?"))). Также предупреждаю, что хотя названия глав и сформулированы в виде вопросов, автор на эти самые вопросы чётких ответов не даёт. Он скорее предлагает оригинальный угол зрения, своего рода "историческое расследование" того, как люди искали ответы на эти вопросы, и что получалось в процессе.

Резюме: в очередной раз убедился, что глубина понимания текста зависит от нашей образованности, от объёма нашей культурной "базы данных". Подтвердилось моё мнение о том, что пополнение и актуализация этой "базы" - пожизненная задача. Хотя, конечно, никто не отменяет личный выбор - можно постепенно деградировать, вместо серьёзных текстов (что требует напряжения мозгов) разглядывая лишь котиков в соц.сетях (что успокаивает))). 
 
Всем добра и глубокого читательского опыта!



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



3 комментария:

  1. Про биологию чтения мне понравилась книжка французского нейробиолога Станисласа Деана "Прямо сейчас ваш мозг совершает подвиг". Он достаточно дотошно рассматривает работу мозга на разных стадиях чтения: распознавание образов, понимание, что мы смотрим на буквы, извлечение смыслов. Рассматривает тему о том, отличается ли работа мозга у людей из культуры, где используется фонетическое письмо и иероглифы и много всего еще.

    Я когда-то у себя в блоге написал небольшой обзор на эту книгу - https://jenyay.net/blog/2022/05/14/kniga-stanislasa-deana-pryamo-sejjchas-vash-mozg-sovershaet-podvig/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгений, благодарю за дополнение! Отличная в вашем блоге рецензия; книгу Деана добавил в список на прочтение

      Удалить
  2. Спасибо, Сергей, за Ваши тексты. Не исчезайте надолго.))

    ОтветитьУдалить