вторник, 10 мая 2011 г.

Чтение как образ жизни. Часть 5: Моя система чтения - принципы


5. Моя система чтения: принципы

Казалось бы, очень простой вопрос: для чего, зачем я читаю? Попробую ответить:

1) Чтение помогает мне как в решении конкретных профессиональных задач, так и в моём развитии и становлении в качестве высококвалифицированного профессионала.

2) Чтение помогает мне в поиске ответов на какие-то мои глобальные философские вопросы. Возникающий в процессе чтения диалог с выдающимися мыслителями человечества, даёт мне возможность более чётко сформулировать собственное мировоззрение, понять смысл собственной жизни.

3) Чтение связано с моими жизненным интересами (в самом широком смысле слова) и увлечениями.

4) Одна из моих внутренних ценностей - "быть образованным, эрудированным, информированным человеком". Чтение - важнейший инструмент для воплощения данной ценности в жизнь. 

5) Чтение - отличный отдых для души, совмещающий приятное с полезным :)

Также у меня есть несколько (всего три :)) своего рода принципов, связанных с чтением. Сразу хочу сказать, что данные принципы индивидуальны, и, я нисколько не удивлюсь, если чье-либо принципы окажутся прямо противоположны моим :)  Вот МОИ принципы:


1) Чтение книг - это лишь один из множества существующих информационных потоков (источников)! Как верно заметил О.Бендер: "Не делайте из еды культа!" :)))  Это я к тому, что из книг/чтения не следует делать фетиш, а надо очень хорошо понимать достоинства и недостатки этого источника / метода получения информации.

Мне очень забавно периодически натыкаться в социальных сетях на не совсем корректное хвастовство "продвинутой читающей молодёжи" на тему, какую я, мол, самую свежайшую книгу на английском с Amazon'а скачал и сейчас читаю :))) Любой издатель вам подтвердит, что если мы не имеем дело с самиздатом, то минимальный срок издания книги - около года (часто - ещё больше). Вопрос второй: как вы думаете, сколько автор вынашивал свои идеи и оформлял их в виде текста книги (Донцова, чур, не в счёт :))))???  Это я к тому, что любая информация, даже оперативно изданная в виде книги, устарела, как минимум, года на 2-3.

Что такое "свежая", "новая" информация?  Это информация в точке её рождения в момент её рождения. Хотите узнать свежие идеи Стива Джобса - поселитесь рядом с ним в соседней комнате и общайтесь дни напролёт, стараясь не пропустить ни слова! :) Если вы купите книгу "гуру" - вы узнаете, о чём он думал 2-3 года назад. Хотите знать, о чём он думает сейчас, найдите возможность живого диалога - спросите "гуру" напрямую, напишите ему письмо, войдите в его "тусовку", устройтесь к нему на работу и т.д. и т.п. Станьте тем, с кем он обсуждает идеи своей новой книги ;))) Тогда у вас действительно будет свежая информация :) Но это уже совсем другие информационные потоки...

Скажу еще более цинично: за исключением некоторых узких предметных областей (по настоящему инновационных), всё "новое" - на самом деле хорошо забытое старое :))) Знаете, сколько раз я разочаровывался, за неправдоподобные деньги по самым неправдоподобным каналам доставая самые-самые "новейшие" книги? В 80% случаев точно.

Этому есть простое объяснение. Если вы серьезный профессионал в своей предметной области, то вы уже существуете в некоем информационно-смысловом поле. Если вы мыслящий профессионал, то до 99% основных трендов вы способны предвосхитить. Это вероятностное прогнозирование, естественное свойство мозга. То, что на житейском языке называется "идея витает в воздухе". Вопрос только в том, кто первый (и чаще всего - это чистая случайность :)) эту идею хорошо сформулирует, даст ей имя, пропечатает в обложке со своей фамилией. /Кстати, 1% остается на подлинно НОВОЕ. Но это интеллектуальные прорывы подлинных гениев, которые случаются на самом деле очень редко. Обычно такие прорывы приводят к революции в своей отрасли, переворачивая реальность с ног на голову/.

Собственно, первый принцип: не надо забывать, что книги = информационные консервы. Если нужна "новизна", то нужны другие каналы/источники информации. Я стараюсь целенаправленно поддерживать долю информационного канала "чтение книг" не более 30-40% (60-70% - другие каналы).

PS  Это очень приблизительные цифры, но, то что я читаю, можно представить в следующей пропорции: 20% "новейшие" книги (изданные в последний год-два), 30% "новые" книги (изданы в ближайшие 3-4 года), 40% "старые" книги (для меня они "новые", но сама книга может быть издана хоть в 17 веке;))), 10% - перечитываю старые книги, давно изданные, ранее уже мною прочитанные :)


2) Первоначально, на неком базовом уровне имеет смысл различать 2 типа книжного чтения: "для удовольствия" (чтение-цель) и "для пользы дела" (чтение-средство).

Чтение "для пользы дела" является всего лишь вспомогательным инструментом, второстепенным средством для решения каких-либо других более важных жизненных целей/задач. В таком чтении важны скорость, рациональность,  максимальная эффективность в работе с информацией. Т.е. "инструмент" (чтение) должен быть настолько мощным, чтобы с минимальными затратами сил и времени давать наилучший "технический" результат, оптимально включенный в деятельность более высокого уровня.

Чтение "для удовольствия" само по себе является важной целью/задачей. Т.е. само максимально полное погружение в процесс чтения является желаемым "правильным" результатом. Название "для удовольствия" тут не случайно в кавычках, т.к. к данному типу чтения относится не только чтение художественной литературы в качестве отдыха, но и чтение, например, серьезных "мировоззренческих трактатов" :), философских или профессиональных.

Второй мой принцип гласит:  взяв в руки книгу, определись - это книга "для удовольствия" или "для пользы дела"! /т.к. читаются они абсолютно по разному! Но о техниках см.далее/.

PS В зависимости от целей/контекста чтения одна и та же книга в одно время может "для удовольствия", а в другое "для пользы дела" :)

3) Чтение должно быть "экологичным", в том смысле, что оно не может быть оторвано от культурной среды, в которой я существую. Я очень серьёзно отношусь к идеям некоторых философов и культурологов (в частности, Ю.М.Лотмана ) о том, что культура - это своего рода информационное поле (единая семиосфера ), которое бесконечно в пространстве и во времени. Очень не хотелось бы впадать в "высокий слог", но главное назначение информационного поля культуры - делать человека человеком, транслировать "вечные" ценности.

Информационное поле культуры имеет свои "носители", имеющие довольно непростую матричную структуру. Мы находимся в определенных социокультурных "ячейках"; такой базовой ячейкой является наш родной язык (и литература на родном языке); наша страна (с её многовековым культурно-историческим наследием); "малая родина"; наша семья, которая также имеет свою уникальную культурно-историческую генеалогию, традиции и т.п. Это "корни", без которых человек не становится человеком.

При этом я прекрасно понимаю, что мы живём в открытом мире ("глобальная деревня" по Маклюэну :))), можем жить в любой точке земного шара, говорить и читать книги на любом мировом языке. Но если наши "корни" слабы - мы незаметно превращаемся в культурно-информационных мутантов. Мы не совсем люди. У нас плохо с ценностями. По-настоящему хорошие "базовые" вещи (например, любовь к Родине, уважение к чужому труду, ответственность за "своё место" в жизни, за свою страну и т.д.) заменяются дешевым цинизмом. Если "корни" слабы - человек очень легко становится жертвой массовой культуры и прочих изощренных манипуляций сознанием… Внутри такой "человек без корней" - пуст; и даже если он профессионал семи пядей во лбу, вряд ли он оставит серьёзный след не только в мировой истории и культуре, но даже и в своём непосредственном окружении, даже в своих детях. 

Информационное поле открыто для всех, но само собой оно в нашу голову не заселяется. Познание "корней", "подключение" к информационному полю культуры и освоение зашифрованных в нём смыслов, требует серьезного труда. Причём труда персонального, т.к. никакое образование не "вложит" нам в голову эти самые вечные смыслы и ценности. Даже очень хорошее гуманитарное образование - это всего лишь контурная карта достижений мировой культуры. А пройти Путь по этой карте, и отрисовать её чистовик, наполнить её путевыми точками и яркими красками - надо уже самому :)))

Отсюда выводы, которые я сделал для себя (еще в студенческие годы, но уверен в их истинности и теперь):
А. "Специалист подобен флюсу" (с) Козьма Прутков. Человек, читающий ТОЛЬКО "деловую" профессиональную литературу - культурно-информационный мутант :) Я боюсь таких, и сам таким быть не хочу :))) Ergo, ОБЯЗАТЕЛЬНО читать художественную литературу и книги из других, "не родных" для меня отраслей человеческих знаний (хотя бы популярные, доступные пониманию :)) !

Б. Читать классику художественной литературы на РОДНОМ языке, как современную, так и из других исторических эпох. Во всяком случае, книги "для удовольствия" (по моей классификации :)) обязательно должны быть на родном языке; тексты "для пользы дела" - на любом из доступных мне мировых языков, причем чем проще будет сам язык деловой книги - тем лучше! Не будет отвлекать от получения полезной информации :)

В. Моё глубокое убеждение - неспешное и вдумчивое, со смаком :) , "для души" чтение ХУДОЖЕСТВЕННЫХ (и прочих "не по делу") книг - должно преобладать над чтением профессиональной литературы. 30-40% "деловых книг" против 60-70% "неделовых" :)))  Понимаю, что пункт очень спорный и пропорция явно зависит от вашей профессии, сферы деятельности, жизненных целей и т.п.

Приведу очень простой пример: я знаю нескольких по-настоящему очень успешных бизнесменов, и я знаю, что именно они читают, а что - нет :))) Их можно сравнительно часто увидеть с томиком, например, Достоевского, но вот с очередным откровением очередного западного бизнес-гуру "про стартапы" - вряд ли :) Мало того, я уверен, что во многом их успешность в бизнесе объясняется тем, что они не ищут готовых книжных бизнес-рецептов, а идут своим путём, используя именно художественную литературу как источник для бизнес-идей и решений.
 
Резюме: третий принцип получился составной - читать преимущественно на родном языке; читать не только книги из своей профессиональной области; чтение книг "для общего развития" должно преобладать над чтением "деловых".




Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



1 комментарий:

  1. Именно из-за этого поста я как-то решил вам написать большое письмо о судьбах родины после фильма навального про чаек:).
    Сейчас еще раз перечитал.

    ОтветитьУдалить