1. Предпосылки (общего характера)
Прочитал замечательный пост "Правила эффективного чтения книг" в блоге Павла Калугина (http://www.pavelkalugin.ru/2011/04/blog-post_25.html ), послушал 40-й выпуск "подкаста 42" на сайте Lifehacker.ru (http://lifehacker.ru/2011/04/28/podkast-42-vypusk-40/ ) , посвященный чтению...
Неужели не показалось? Неужто на самом деле люди устали от зомбоящика и флудо-Интернета (два основных инфонаркотика современности), и возвращается интерес к обычному чтению обычных книг? Или это только всплеск интереса к чтению у узкой сетевой аудитории, завсегдатаев ресурсов, посвященных саморазвитию?
А книги, как "несовременный" источник информации, проигрывающий мультимедийным скринам - как вымирали, так и будут вымирать дальше? А навыки чтения "многа букофф" у современного "поколения пепси" как отмирали, так и продолжат отмирать? /…дальше буду "ворчать" = обозначать границы проблемы :)…/
Добро пожаловать в наше общество недоделанного капитализма! Уровень грамотности катастрофически падает (к нам в фирму пришли на практику студенты 5-курсники, которые в одном предложении делают по 2-3 орфографические, грамматические, синтаксические ошибки). Да и зачем, собственно, техническому персоналу, открывающему-закрывающему по команде хозяина вентиль на трубе, много читать? Совершенно незачем… SMS-ки читать могут? Вот и достаточно! Так что, г-н Фурсенко, можете смело продолжать свою великую деятельность по модернизации и оптимизации нашей "устаревшей" системы образования.
Отдельный низкий поклон книгоиздателям и книгопродавцам… Есть одно старое маркетинговое суеверие, которое, тем не менее, "работает" :) Эдакий "народный бенчмаркинг" :))) Знаете, сколько должна стоить консультационная услуга (юриста, психолога, врача и т.п.), если мы хотим добиться массового спроса на неё? Её стоимость должна быть сопоставима со стоимостью обеда (из привычных для данной социальной группы блюд из привычного набора продуктов).
А знаете, с чем сопоставляется стоимость "массовой", "народной" книги? Правильно - со стоимостью "бюджетной" бутылки водки! Зайдите в ближайший продуктовый и в ближайший книжный - и сравните цены… Даже если мы говорим про "поколение пепси", то им куда доступнее купить несколько бутылок дешевого пива, чем даже один "глянцевый" журнал. И, тсссс… не надо так громко кричать про себестоимость, рентабельность и рыночное ценообразование! Знаю-знаю… Также отлично знаю про то, что это стандартные отговорки, прикрывающие отсутствие социальной ответственности, стратегического и креативного подхода в бизнесе (и т.п.)…
С ценами на книги всё грустно, сегодня их никак нельзя назвать "общедоступным товаром массового спроса"… Но еще более грустная ситуация с ассортиментом. Издаётся и продается или откровенное "чтиво", заурядное как по стилю, так и по содержанию, или нечто глянцевое, стоимость которого завышается за счет качества переплёта и прочих полиграфических изысков. Причем чаще всего это не высокое искусство полиграфии и книжного дизайна, а некий "гибрид", соответствующий критериям "дорогой книги" для нуворишей (пардон, критериям целевой группы "покупателей с деньгами" :)). Книга с реальным объемом в 50 страниц, иллюстрируется словно комикс, верстается 18-ым кеглем с полями по 10 см. так, чтобы получилось 200 страниц, и издаётся глянцевым альбомом А3 в твердой ("новаторской", из пластика :)) обложке. Смешно :(
А вот с научными монографиями и с серьезными профессиональными книгами (даже в специализированных издательствах) - беда! Монографии просто не издаются, а "слишком серьезные" профессиональные издания неуклонно вытесняются аналогичными, но более "попсовыми" книгами. Поясню. Предположим, есть некий гарвардский профессор N, гуру мирового уровня в своей сфере. Всё, что им написано и издано "там", можно поделить на три группы: 1) собственно научные монографии и статьи, труды, благодаря которым он стал "светилом"; 2) учебники (обычно пишутся "по мотивам" монографий, упрощаются для понимания студентами); 3) некие популярно-занимательные книги, написанные г-ном N для самопиара и самопродвижения, потому как наш профессор, например, еще и работает консультантом, и крайне нуждается в каком-нибудь "текстовом промо" для привлечения новых клиентов.
А теперь догадайтесь с одного раза, что именно из книжного наследия профессора N издадут наши доблестные издатели специализированной литературы? С вероятностью 99% будет издана какая-нибудь промо-книжка, где умные мысли профессора будут представлены в самом урезанном и поверхностном виде. Зато реклама издательства нам проест весь моск на тему, какой замечательный образчик современной научной/деловой литературы они издали :( На деле же идёт упрощение информации и вырождение серьёзных системных знаний в ЛЮБОЙ российской профессиональной отрасли…
Вспоминаю "мрачное советское прошлое"… Да, то самое "чтиво" (фантастика, детективы) было дефицитом. Ради таких книг люди сдавали вторсырьё, записывались в клубы книголюбов (по которым распределялись подписки на дефицитные издания), покупали заветные томики у спекулянтов. Но при этом также было и издательство "Наука", каталоги которого (с сотнями и тысячами монографий!) были в каждом книжном магазине и в каждом почтовом отделении. И можно было с легкостью подписаться (или заказать книгу по почте) на любую монографию.
/Издательство "Наука" вроде бы никуда не делось - http://www.naukaran.ru/ . Но, судя по информации, представленной на сайте, представляет из себя крайне печальную картину :( Темплан на 2010-2011-2012 в принципе отсутствует; весь доступный для продажи ассортимент книг издательства составляет всего 539 единиц - включая книги, изданные еще в начале 90-х/
Сейчас же издание действительно серьёзной научной литературы (особенно отечественной) загнано в глубокое подполье отраслевых издательств. Выходят эти книги мизерными тиражами (практически самиздат), и редко кто, кроме очень узкой "своей тусовки", имеет возможность эти книги прочитать.
/…чтобы не говорили, что я только критикую… Господа издатели! Есть 100500 способов решения данной проблемы - как поддержать издание очень-очень специализированных текстов, и при этом и автору копеечку подкинуть и самим не выпасть из рентабельности. Например, оцифровка монографий и продажа электронных книг через Интернет, где авторы/научные структуры получают площадку для размещения своих научных текстов на определенных льготных условиях. Например, предоставление рекламных площадок/ресурсов авторам, позволяющих организовать крауд-финансирование для издания их текстов. Например, print on demand. И т.д. Идей - еще море! Ну зачем же я буду здесь про все грибные места рассказывать :))/
В качестве промежуточного печального вывода: несмотря на обилие книг, в современной России читать некому и нечего. "Некому" - потому что уровень грамотности падает, культура чтения исчезает, у "поколения пепси" другие жизненные ценности и приоритеты… Читать "нечего" - потому что ситуация, в которой оказался современный требовательный читатель, напоминает человека, страдающего от жажды и оказавшегося на берегу моря. Воды (книг) вроде бы много, но солёной водой ("чтивом") жажду утолить проблематично. Хорошие книги надо искать и уметь выбирать, за "правильное" чтение надо бороться, о своей ментальной гигиене в современных условиях надо серьезно заботиться! Чтение для мыслящего человека в современном информационном мире превращается в непростую жизненную задачу...
Но даже всплеск интереса к чтению даже у небольшой аудитории - уже хорошо! Хоть какой-то луч света в царстве информационной тьмы :)
...Продолжение следует... (Часть 2. Предпосылки личного характера)
Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
вы правы,а как с вами можно связаться?вне блога
ОтветитьУдалитьСвязаться со мной: kalinin(собачка)psystars.ru
Удалитьпроблема актуальная но сама статейка написана пресненько и очень много воды. В наш век контентен должен быть качественным, а Вы пишете о качестве но все разбавляя водичкой. А лайф хак это вообще не ресурс а мусор полный который продаеться за любую рекламу.
ОтветитьУдалить