среда, 4 мая 2011 г.

Чтение как образ жизни. Часть 3: Моя библиотека


3. Моя библиотека

В моей "бумажной" библиотеке сейчас около 5000 томов. Примерно 4800 - пытался одно время считать, даже делать картотеку, но потом понял, что на это уходит слишком много времени, и махнул рукой… Было это несколько лет назад, после чего книги продолжали плодиться :))), но уже не так интенсивно, т.к. была принята стратегическая линия партии по сокращению бумажного поголовья и постепенной миграции на электронные книги. И от наименее востребованных книг я продолжаю избавляться...

Мера эта вынужденная, т.к. книги (в буквальном смысле этого слова :))) потихоньку выживают нас из квартиры которая ну никак не может похвастаться лишним простором. Вдоль стен самодельные стеллажи от пола до потолка, в поддиванье живут тайные раритеты :))), под столом, на столе, да и просто там и сям по периметру выстроены аккуратные тематические стопки / пирамиды / развалы :) книг, которые или в работе, или ждут своего неведомого звёздного часа.




(...я на фотографии получился не очень, но за моей спиной прекрасно различим стеллажик :)) с книгами по психологии. Фото сделано у меня дома, разумеется...)

Самое смешное, что я прекрасно помню (ну, процентов на 80 :)), какие книги у меня есть, где что в этом книжном хаосе находится, и могу (если уверен, что такая книга в принципе имеется) в течение 3-5 минут извлечь её из самого отдаленного поддиванья :) Зная меня, как достаточно организованного человека, знакомые удивляются, наблюдая такой книжный  бардак. Но для меня это всего лишь творческий хаос - как высшая форма порядка ;)

…Свою библиотеку целенаправленно я начал собирать еще в студенческие годы. Две трети книг в ней - профессиональная, научная, специализированная литература. Но, поверьте, это не скучная подборка, т.к. круг моих интересов довольно широк! В основном это гуманитарные науки, но вполне хватает книг по экономике, математике, биологии, медицине.

Треть книг в библиотеке - художественная литература. Предпочитаю классику - отечественную и зарубежную; больше интеллектуальную прозу, чем просто "чтиво". В художественной литературе есть некоторые литературные "веточки", с которых я "фанатею" :)  Например, обожаю сказки :) Желательно в первозданном, фольклорном, не обработанном виде. Очень люблю как отдельный жанр "магический реализм" (и не только латиноамериканский ;)).

Крайне неравнодушен к русской литературе до начала 20 века "за пределами школьной программы". В своё время поиск книг этих "древнерусских" авторов был для меня своего рода интеллектуальной игрой: читаю, например, письма Пушкина и натыкаюсь в одном из них на то, как он ругает некоего литератора Сенковского, своего современника. Я  - ноги в руки - и побежал по букинистическим лавкам искать этого самого Осипа Сенковского (он же барон Брамбеус :)). Нахожу, покупаю, читаю, во многом не соглашаюсь с Александром Сергеевичем ;)

…впрочем, остановлюсь в описании моих литературных пристрастий, т.к. страниц уйдет много :) - особенно если дело дойдет до отдельных избранных авторов. Одна из важных вещей, которую я открыл для себя в процессе обширного и разнообразного чтения - с опытом чтения повышается своего рода толерантность к текстам. Конечно, бывают откровенно плохие и бездарные книги… Но с опытом чтения, как мне кажется, развивается обратная способность: не судить категорично ("это плохая книга, а вот это - шедевр"), а умение находить в каждом тексте "изюминку", понимать  и чувствовать его своеобразие и уникальность. Именно поэтому "любимые" и просто "очень хорошие" книги я могу перечислять долго-долго :)

Принципиально не покупаю дорогие книги: мне важна не обложка, а то, что под ней. Именно поэтому очень спокойно отношусь к потрёпанным книжкам-замарашкам, купленным в "букинах". При этом прекрасно понимаю, что книга может быть предметом искусства, антиквариатом, шедевром полиграфического дизайна и т.д. и т.п. Вполне уважительно отношусь к коллекционерам книг, которые собирают их за художественную, историческую или тупо финансовую :) ценность. Но лично для меня книга - не предмет для вложения денег.

Хотя, наверное, было бы заманчиво собрать роскошную библиотеку драгоценных книг и передать её в качестве богатого наследства детям, внукам и правнукам (или просто принести в дар прогрессивному человечеству). Но, боюсь, дар этот будет троянским - очарование "золотых" обложек не позволит открыть их и вникнуть в то, что внутри, под обложкой… И решил я для себя, что передавать потомкам надо не книги - а культуру и навыки чтения; почерпнутые из книг светлые мысли, культурологические инварианты и прочие вечные ценности :)))

...Как только мною была принята генеральная линия по переселению на электронные книги, то романтика охоты за обычными "бумажными" книгами значительно поутихла. Что такое мои несчастные 5000 книг, когда можно зайти на первый попавшийся трекер, и за полдня слить оттуда книжный архив какого-нибудь Либрусека, в который включены 300000 томов (одних только художественных книг)?

И вот с этого самого момента (… а на самом деле - гораздо раньше :))) начинаешь очень отчётливо понимать, что дело вовсе не в количестве томов на полке или файлов в ридере… И что нет ничего глупее, чем хвастаться книгами в своей библиотеке (их количеством, наличием раритетных или самых новых "модных" изданий и т.п.).



(...а это моя коллекция электронных книг только по экономике :)) справедливости ради надо сказать, что здесь не только книги, но и отдельные статьи, журналы, методички, отчёты о прошлых моих/не моих консалтинговых проектах и т.п. Но процентов 65-70 из всего этого "добра" - точно книги:)))

Главное (IMHO :))), к чему раньше или позже приходит любой, достаточно много читающий человек, это приоритет КАЧЕСТВА чтения (над количеством прочитанных текстов). А чтобы добиться этого самого качества, даже в таком "простом" занятии как чтение, нужна некая система принципов чтения, методов и "приёмчиков" чтения. 





Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий