суббота, 7 мая 2011 г.

Чтение как образ жизни. Часть 4: Моя система чтения - этапы большого пути :)


4. Моя система чтения: этапы большого пути :)

Когда я был ребенком, к нам в гости приходили мои школьные друзья-приятели, и первое, что они спрашивали, увидев нашу огромную домашнюю библиотеку: "И ты (твой отец/мама) ВСЁ это прочитал?".  Именно поэтому у меня в голове первоначально была сформирована чёткая установка: надо читать (книги не предмет интерьера, они не должны стоять "просто так"), читать надо много (т.е. "всё" :))), а чтобы читать много - надо читать быстро. И, желательно, чтобы никто и ничто не отрывал от бесконечно длящегося любимого занятия :)  Т.е. читать, много, быстро, долго (всегда).

В старших классах школы я был настоящим "пожирателем" книг :) Чтение было абсолютно хаотическим (о случайном выборе первой попавшейся книги с полки я уже писал ранее) и оно заполняло всё свободное и не очень свободное время моей жизни. "Посторонние" книги я читал на уроках, прикрыв их тетрадью или учебником. Даже когда я шел гулять на улицу с приятелями, у меня за спиной всегда была сумка с парой книг. Если компания на прогулку не образовывалась, то я просто шел в какое-нибудь укромное местечко (парк, берег речки) и читал.

Главной проблемой такого "запойного" чтения было то, что я пристрастился читать по ночам, используя в качестве источника света обычный карманный фонарик :)  Родители долго и безуспешно пытались с этим бороться, а кончилось всё довольно печально - серьёзными проблемами со зрением :((( С тех пор постоянно ношу очки. Нельзя сказать, что после этого неприятного события стал читать меньше, просто стал более внимательно и заботливо относиться к  своим глазам. /Не читайте в постели! Не читайте при плохом освещении!!!/.

Тогда же (в старших классах) впервые узнал про скорочтение. Если не ошибаюсь, то моей первой (или показавшейся тогда наиболее "сильной") книгой по скорочтению стала книга Франца Лёзера "Рациональное чтение". Книга была проштудирована от корки до корки самым серьезнейшим  образом, все содержащиеся в ней упражнения были выполнены (и не по одному разу!). Я был очень увлечен базовыми идеями и техниками скорочтения, такими как: чтение без артикуляции и внутреннего проговаривания; без повторного перечитывания строк и автовозврата зрачка (регрессии); старательно стремился ускорить переключение внимания и "расширить" поле зрительного восприятия и т.д. и т.п.

На довольно долгий период времени (старшие классы и младшие курсы университета) секундомер стал моим лучшим другом :))) и, в принципе, я стабильно демонстрировал "очень хороший" результат по Ф.Лёзеру - 500-520 слов в минуту.

Потом в начале 90-х я достаточно серьёзно "заболел" "Школой эйдетики" О.Андреева и Л.Хромова (ныне "Школа Олега Андреева" http://www.fastread.ru/ ). В голодные перестроечные годы их семинары и тренинги проводились чуть ли не подпольно (хотя замечательная книга Андреева и Хромова "Учитесь быстро читать", адресованная школьникам, была выпущена издательством "Просвещение" каким-то безумным тиражом), стоили (для студента) неадекватно дорого. Но зато можно было заказать их крайне полезные руководства "Книга-почтой" (напрямую у авторов), и далее уже ставить бесчеловечные эксперименты над собой :)))

Разумеется, до почётного левела "ультра-рапид" (20000 знаков/мин; кстати, ученица Андреева Светлана Архипова установила рекорд чтения - 60000 зн/мин, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса) я не дотянул… Собственно, не особо и старался ;) Как-то в одночасье надоел мне постоянный психофизический тренаж, дабы поле зрения всё расширялось и расширялось, циферки в таблицах Шульте отыскивались бы всё быстрее и быстрее, а во внутренней речи царила бы абсолютная немота :)))

Но некоторые полезные идеи из книг Андреева я всё же заимствовал. Во-первых, о способах (или типах) чтения (Андреев предлагает пять). Открытие это простое, но для меня оно тогда было настоящим открытием :) - оказывается, вовсе не все книги, и не во всех ситуациях, и не ради всякой цели надо читать максимально БЫСТРО. Оказывается :))) целью чтения может быть не скоростное пожирание информации, а, например, неспешное наслаждение - с многократным перечитыванием одних и тех же отрывков, с мысленным повторением полюбившихся фраз, с развернутым внутренним диалогом с персонажами/автором книги и т.п. Т.е. вполне возможен и допустим тип чтения, который является полным антиподом скорочтения.

Во-вторых, мне очень понравилась идея о том, что для разных книг/ситуаций чтения/целей чтения могут использоваться различные  алгоритмы чтения. Андреев предлагал два базовых алгоритма - интегральное и дифференциальное чтение. Я опробовал их оба, и в итоге пришёл к неким собственным алгоритмам :))) И, главное, к пониманию, что у "продвинутого" читателя такие алгоритмы (или собственные комплексные методы чтения) должны быть - разработанные "под себя", с учётом жизненных целей и индивидуальных особенностей.


(...вот так выглядит интегральный алгоритм чтения в виде блок-схемы. Просто в качестве картинки :))

Вот здесь я, пожалуй, остановлюсь… Могу сказать, что и сейчас стараюсь в какой-то мере "держать руку на пульсе" и не упускать из внимания любые новации и системы, претендующие на "откровение" в технике чтения. Да, кроме "старичков" Лёзера и Андреева есть ещё множество авторов и систем - динамическое чтение, фоточтение и т.д. и т.п. Но практически все эти системы - лишь новая мозаика из старых кубиков :)))

Научился ли я в результате своих поисков быстро читать? Несомненно, ДА. (И сделал это самостоятельно). В течение примерно 5 лет я жил под девизом "Не менее одной прочитанной книги в день!". И читал по одной (о то и по 2-3) книге в день. Разумеется, тут имело значение количество страниц и содержание книги: или это была, скажем, научная монография на 150 страниц, или, как альтернатива, детективчик страниц на 400 :)

/…если быть совсем честным, то, разумеется, были такие житейские обстоятельства, когда в течение какого-либо дня, а то и нескольких, у меня не было возможности читать. Но потом я возвращался к "норме" - одной книге в день.../

Пожалуй, я очень близко приблизился к реализации детской мечты - к возможности с гордостью отвечать: "Да, я читал ВСЁ это!" :))) Но потом в жизни стали всё чаще возникать ситуации, когда я очень отчётливо сталкивался с тем, что моя обширная книжная эрудиция проигрывает в решении некоторых довольно серьезных жизненных и профессиональных вопросов.

А решение этим вопросам находили люди, которые прочитали по "острой" теме не 100500 книг, как я, а всего лишь 1-2.  Но осмыслили они эти книги настолько глубоко, и сделали из этих текстов настолько далеко идущие выводы, что пока я судорожно шарил в поисках верного ответа в обширных закромах моих знаний, они быстро и четко давали единственно верный ответ.  Этот самый правильный ответ я тоже в конце концов находил, вот только что-то эффективность этого процесса не радовала.

…и в один прекрасный момент меня "накрыло" понимание, что все эти бесконечные апгрейды методов/техник/приёмчиков чтения не дают ни малейшего ответа на вопрос о правильной интеграции чтения в жизнь, ничего не прибавляют к пониманию чтения как образа жизни, как одного из существенных видов жизнедеятельности, на который человек может потратить значительную часть драгоценного времени своей жизни… 

...Важна философия чтения, нужны персональные принципы чтения!

...в качестве бонуса: здесь моя небольшая коллекция примерно из 25 электронных книг (около 60Мб), посвященных техникам чтения в т.ч. там есть Ф.Лёзер и О.Андреев :) ...



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий