Как говорил мой отец: “Каждый зарабатывает на жизнь чем может - кто ногами, кто руками, а кто головой”. Под “ногами” они имел в виду спортсменов, под “руками” людей рабочих профессией, ну а под “головой” разного рода интеллигенцию и работников умственного труда.
Не будем развивать эту телесную метафору, а то мало кто ещё чем зарабатывает))). Но я вот всю жизнь зарабатываю “головой” - работаю с информацией и со знаниями (как исследователь, преподаватель, эксперт и т.п.). Разумеется, для меня вечно актуальным является поиск удобных инструментов для обработки информации (в основном текстовой) и использования персональной базы знаний.
В этом блоге есть несколько заметок о том, как я работаю с информацией (можно найти по тэгу “работа с информацией”). Эволюционный путь был долгим - от простого блокнота и бумажной картотеки к специализированным программам. Сначала это был MS Outlook, затем долгое время Evernote(который в итоге очень сильно разочаровал); и даже были попытки тестировать всякие экзотические заметочники типа китайского WizNote.
Но в итоге уже более чем полтора года, как я переехал на бесплатную программу для заметок Obsidian ( https://obsidian.md/ ). Сначала…
Сначала работа с Obsidian шла ни шатко, ни валко, но всё изменилось, когда я прошёл курс Дмитрия Лаухина “Obsidian. Полный курс” https://obsidian.second-brain.ru/ . Прохождение курса заняло у меня месяца три (наверное, при желании можно и быстрее его пройти, но я не спешил), после этого работа с Obsidian стала гораздо более осмысленной и структурированной.
Всем, кто желает не просто ознакомиться с базовым функционалом Obsidian, но и начать серьёзно создавать и использовать персональную базу знаний (для обучения и самообучения; для написания книг, учебных курсов, научных работ и т.п.), очень-очень рекомендую курс Дмитрия! Добавлю, что кроме платного “Obsidian. Полный курс” Дмитрий выкладывает много полезных материалов в свободный доступ здесь https://second-brain.ru/ и на своём канале в Телеграм . В его Телеграм-канале собралось активное сообщество фанатов Obsidian и можно оперативно получить совет/подсказку практически по любому вопросу по Obsidian.
В этом посте я хочу поделиться моими впечатлениями от работы с Obsidian в течение полутора лет. Есть успехи, есть разочарования, есть рабочие (но пока не решённые) моменты. Делюсь всем, как на духу))
Первые впечатления от Obsidian
Начинал работать с программой, кажется версии 1.7.8., а сейчас использую уже Obsidian 1.8.9. Т.е. программа “живее всех живых”, несмотря на её бесплатность и кроссплатформенность.
Сначала по сравнению с “гламурным” Evernote Obsidian казался мне слишком строгим и аскетичным (в плане оформления; внешнего вида). Интерфейс чуть более сложный, чем в Evernote. Определённый дискомфорт вызывало незнание языка разметки заметок Markdown. Плюс новый функционал (вроде графов), которого в принципе не было в Evernote.
У меня “адаптационный период” (после переноса моей базы знаний из Evernote в Obsidian) занял месяца 2-3, но я тот ещё тугодум))). Markdown тоже оказался не таким страшным - я распечатал на бумаге шпаргалку по markdown, и начал активно использовать в разметке заметок. Важно добавить, что в течение “адаптационного периода” я работал с Obsidian ежедневно; немного (создавая 1-2 заметки), но регулярно. Это помогло преодолеть дискомфорт в работе с программой и освоить базовый функционал. Через некоторое время к изучению программы добавился курс Дмитрия (о котором я писал выше), и это окончательно сделало Obsidian моим ежедневным и главным рабочим инструментом.
В настоящее время Obsidian установлен у меня на трёх устройствах: рабочей станции под Win 10, на ноуте под Win 11 и на андроидном смартфоне. Вся база моих заметок (на момент написания этого поста их около 3500) хранится на Яндекс Диске, и через него синхронизируется между ПК и ноутбуком.
Для синхронизации заметок со смартфоном я использую Syncthing (как настроить такую синхронизацию, есть подробная инструкция у Дмитрия: https://second-brain.ru/obsidian-syncthing ). Но, сразу хочу предупредить, что работать с Obsidian на смартфоне лично мне оказалось очень не удобно. Из-за маленького экрана работать (и даже просто их читать) с заметками неудобно. Даже при подключении внешней блютус-клавиатуры набирать и редактировать заметки тоже неудобно. Многие плагины, расширяющие функциональность программы, в мобильной версии Obsidian не работают. Создавать быстрые заметки “на лету” в Obsidian на смартфоне тоже неудобно, т.к. программа сравнительно долго запускается.
Возможно, я и не прав, но от работы с Obsidian со смартфона я отказался. Тем не менее, программу с телефона не удаляю и даже периодически синхронизирую, т.к. использую Obsidian в том числе и как “домашний справочник”)) или записную хозяйственную книжку. Например, там может быть записан размер саморезов для дверки на кухонном шкафчике и цветовой код краски для этой самой дверки. Записано это дома, а когда спустя пару недель я добираюсь до строительного рынка, все подобные заметки удобным образом уже под рукой.
Один раз в месяц я делаю “жёсткую резервную копию” - копирую базу Obsidian на флешку. Там же на флешке живёт портативная версия Obsidian (взять её можно здесь: https://github.com/Numstr/Obsidian-Portable ). Правда, портативная версия двухлетней давности и в ней есть только самый базовый функционал (это означает, что большинство современных плагинов не запустятся). Портативкой я ещё не пользовался, но держу её вместе с копией базы на флешке, как говорится, “на случай полного апокалипсиса”)). Надеюсь, не пригодится, но пусть будет.
Из разочарований: 1) есть у меня старенький нетбук MSI, с которым раньше очень много мотался по командировкам, и который верой и правдой служил мне, например, чтобы показывать с него презентации на разного рода конференциях, семинарах и тренингах. Там стоит седьмая Винда; понятно, что техника эта сильно устарела, но была у меня задумка использовать этот нетбук в качестве своего рода записной книжки. Чтобы сидя где-нибудь в кресле-качалке на берегу моря строчить заметки-мемуары))).
Но не тут-то было! Win 7 у меня, разумеется 32-разрядная. А Obsidian сделан на базе движка Electron, который требует 64-разрядной среды. Апгрейдить ОС на нетбуке невозможно (железо слабенькое), и найти решение как запустить на нём Obsidian мне так и не удалось((. Облом…
2) При запуске Obsidian тормозит секунд 30 (засекал с секундомером!) на открытии первой вкладки-заметки независимо от её размера. У меня не самый новый ПК, но достаточно мощный. Даже для того, чтобы в актуальные игрухи бегать)). А вот простой заметочник почему-то тормозит…
Я понимаю, что при открытии программа скорее всего заново переиндексирует всю базу заметок. Но что-то подозрительно долго… Есть подозрение, что в тормозах виноват плагин для продвинутого поиска Omnisearch, но пока я не уверен, изучаю… (У Obsidian есть возможность самодиагностики причин медленного запуска: “Настройки → Общие → Расширенные настройки”; но пока руки не доходят воспользоваться).
Про настройку программы “под себя”
В плане кастомизации Obsidian - это волшебная программа))), к которой существуют десятки и даже сотни плагинов, с помощью которых можно настроить удобный для пользователя внешний вид и нужный функционал.
Но… Но я сразу хочу предупредить, что лично я за минимализм - т.е. за минимальное прикручивание плагинов к базовой версии программы. С одной стороны, программа постоянно дорабатывается разработчиками и лучшие плагины они нередко интегрируют в программу, делая их “функционалом из коробки”. С другой стороны, плагины могут конфликтовать друг с другом, устаревать, лишаться поддержки разработчика данного плагина, и т.п. В общем, всегда приходится искать некую “золотую середину” между “наведением красоты и прокачкой доп.функционала” в Obsidian и здоровым минимализмом.
Если кому интересно, то я сейчас использую следующие плагины:
А. Для оформления и удобства создания заметок
cMenu - выводит в виде отдельной плавающей панели кнопки команд для редактирования текста (типа изменения свойств шрифта - курсив, жирный, подчеркнутый; заголовки разного уровня; списки; блоки кода и т.п.). Есть аналогичный плагин Editline Toolbar, но на мой взгляд cMenu более минималистичен и удобен в работе.
Smart Typography - долгое время страдал от чисто типографской проблемки с быстрым и удобным добавлением в текст спецсимволов типа длинного тире ( — ) или “угловых” кавычек ( « » ). В Obsidian из коробки есть только короткое тире/дефис ( - ) и верхние кавычки ( ” ” ); если писать заметки только для себя, то этих символов вполне достаточно, но если текст будет использоваться где-то дальше в печати, то нужно использовать более корректные знаки препинания и спецсимволы.
Style Settings и Minimal Theme Settings - плагины слегка меняют внешний вид рабочего пространства Obsidian, делают его более минималистичным и строгим. Они также добавляют новые возможности по визуальной настройке/изменению элементов программы, но, если честно, я ими не пользуюсь)), меня устраивают те изменения, которые плагины дают в предустановке.
Advanced Tables - у формата Markdown (в котором сохраняет заметки Obsidian) проблема с рисованием красивых табличек (а я таблички люблю!). Плагин не идеален, но использовать его для создания таблиц всё равно удобнее, чем ковыряться с вертикальными и горизонтальными чёрточками, пытаясь изобразить табличку в Markdown)).
Б. Для импорта заметок
Вся информация в мою базу знаний попадает из трёх источников: а) с веб-страничек из Интернета; б) конспекты и цитаты из прочитанных книг; в) мои тексты, которые я пишу сам.
Чтобы “вытаскивать” информацию с веб-страничек я использую штатный Obsidian Web Clipper (как установить и как работает, есть заметка у Дмитрия: https://second-brain.ru/obsidian-web-clipper ). До появления Obsidian Web Clipper я использовал браузерное расширение Markdown Web Clipper, для нормальной работы которого были нужны плагины Advanced URI и Paste URL into selection. Эти дополнительные плагины дают возможность автоматом (т.е. без прописывания руками кода) добавлять в заметки Obsidian кликабельную веб-ссылку. Удобненько!
Ещё для работы с веб-страничками мне очень пригодился плагин Local Images Plus. Дело в том, что когда Obsidian сохраняет веб-страничку (через любой клиппер), он добавляет в заметку изображения со странички. Но делает это не физически (т.е. не переносит картинки в вашу базу данных), а лишь указывая ссылки на соответствующую веб-страницу. А плагин Local Images Plus (автоматически или по нажатию кнопки) переносит и сохраняет изображения с внешней странички в вашу БД. (Сейчас в свежей версии Obsidian 1.8.9. вроде как такой функционал сделали штатным, но я лично его пока ещё не опробовал).
Для работы с книгами я использую два плагина: Text Extractor и ePub Reader. Дело в том, что Obsidian штатно поддерживает просмотр PDF-файлов. Но не во всех pdf-файлах бывает распознанный текст! Плагин Text Extractor по сути выполняет функцию OCR, позволяя распознавать и копировать в заметку распознанный текст не только из PDF, но и с картинок (JPG).
ePub Reader - этот плагин превращает Obsidian в читалку электронных книг в формате EPUB. Причём (если у вас достаточно широкий монитор) можно очень удобно совместить чтение с конспектированием данной книги, созданием заметок по ней и т.п. (Кстати, очень жаль, что Obsidian не умеет читать FB2 и DJVU. Вот если бы научился, то была бы идеальная программа “два в одном” - читалка и заметочник).
В. Для написания и экспорта заметок
Значительная часть моей работы - написание текстов. Например, заметок для СМИ, социальных сетей, моей рассылки, блога и т.п. Тексты я пишу на основе тех знаний, которые накоплены в моей базе данных. И на стадии планировании поста я “собираю в кучу” всё, что хотел бы в него включить. В Obsidian для этого есть поиск (кстати, довольно неплохой), но чтобы сделать его ещё круче)), я использую плагин Omnisearch. Он очень выручает, когда нужны именно сложные запросы; помогает получать более точную выдачу поиска, отсекая много лишнего. (Если пошаманить с настройками, то Omnisearch умеет искать текст не только в самих заметках, но и во вложенных PDF-файлах или даже в Google ; см. https://publish.obsidian.md/omnisearch/Index ).
В процессе написания заметок я часто ограничен по количеству слов/знаков. Тут меня выручает плагин Better Word Count. Вообще плагинов для статистики текста много, но этот мне показался наиболее удобным. Считает количество знаков, слов, страниц.
Первое время меня сильно раздражало то, что из коробки Obsidian предлагает экспортировать заметку только в формат PDF. А если делиться заметкой методом простого копи-пастинга, то здесь тоже возникает куча проблем. Если вы попытаетесь так сделать, скопировав текст заметки скажем в MSWord или куда-нибудь в соц.сети, то получите слепленный текст (без абзацных отступов и интервалов) без форматирования. От этой беды спасают два плагина.
Share Note позволяет делиться заметкой (с сохранением форматирования) в виде веб-страницы. Видеть её смогут все, кому предоставлена ссылка. Можно ограничивать время, сколько эта веб-страничка будет доступна в сети, по истечению которого она исчезнет (разумеется сама заметка в вашей БД останется).
Со вторым плагином - Export Settings - несколько сложнее, т.к. он использует набор сторонних текстовых конвертеров Pandoc ( https://pandoc.org/ ), который сначала надо установить в систему. Зато после этого появится возможность экспортировать заметку Obsidian примерно в десяток текстовых форматов (html, LaTEX и др.), включая привычный DOCX.
Г. Плагины, которые я использую редко (или не использую)))
Если вы соприкасались с Obsidian, то наверняка заметили, что я не пишу о стандартных плагинах (встроенных в программу), а только о плагинах дополнительных (от сторонних разработчиков). Когда изучал Obsidian, я из интереса установил такие плагины как Kanban, Mind Map и Calendar. Но не прижилось… Поковырял Kanban и вернулся к старому доброму Trello. Попробовал Mind Map, но обычные программы вроде XMind или MindManager как-то привычнее.
Calendar установил, потому что было две идеи. Первая связана с ежедневным планированием. Например, можно открыть заметку на нужную дату в будущем и записать туда задачи на этот день. А потом в настройках программы можно задать старт работы с открытия календарной заметки на сегодня. Т.е. запускаете Obsidian и он сразу вывешивает вам план дел/задач на сегодня. Эту идею я попробовал, но она не прижилась. Ежедневник я веду на бумаге (с небольшими изменениями система примерно та же: https://s-kalinin.blogspot.com/2016/11/blog-post_27.html ), а привязанные ко времени задачи планирую в Google Calendar. Гугл Календарь очень удобен настройкой напоминаний и тем, что прекрасно работает на смартфоне (чего не скажешь про Obsidian). Хотя возможно кому-то такой вариант ежедневного планирования на Obsidian и зайдёт. Особо продвинутые могут прикрутить плагин Tasks, но лично мне он показался жутко неудобным.
Вторую идею подсказал Дмитрий Лаухин в своём курсе. Он предложил использовать календарные заметки в Obsidian не для перспективного планирования, а для ретроспективного ведения дневника. Т.е. заносить в Calendar итоги дня или в виде произвольной записи (можно с добавлением фотографий) или более структурированным образом - например, отвечая на стандартные вопросы о том, как прошёл день, какие был достижения, ошибки, впечатления, инсайты и т.п.
Классной особенностью Obsidian является возможность создания шаблонов заметок. Например, к календарным/ежедневным заметкам можно прикрутить шаблон, который будет выполнять функцию трекера-привычек. Или случайным образом задавать вам “вопрос дня”, выбирая его из заранее подготовленного списка типовых вопросов. И т.д.
Мой трекер привычек живёт на бумаге, дневник я пока не веду (хотя планы такие есть). Возможно, плагин Calendar я задействую, но не сейчас…
Добавлю, что плагинов к Obsidian великое множество на любые задачи и на все случаи жизни. У меня даже есть отдельная заметка, куда я записываю информацию о всех более-менее интересных плагинах, которые когда-нибудь могут мне пригодиться)). Например, там есть такие популярные как Excalidraw (даёт возможность рисовать в Obsidian, создавая заметки-рисунки) или Dataview (мощный комбайн, позволяющий собирать и различным образом визуализировать данные/статистику по заметкам). Но, повторюсь, их функционал пока избыточен для меня, а смысла перегружать Obsidian плагинами, которые не используются или используются раз в сто лет, я не вижу.
Д. Сниппеты и шаблоны
Да, есть в Obsidian и такое)). Сниппеты я не использую, пока не нужны (в основном нужны для визуального украшательства).
Шаблоны (создаваемые самим пользователем) очень удобная штука, использую. Есть шаблон для выдернутых из сети заметок (задается в настройках веб-клиппера); есть шаблон для “быстрых идей”; есть шаблоны для моих текстов различного типа/назначения (статья в СМИ; пост в блог; заметка для соц.сетей и др.). Пожалуй, самый навороченный шаблон получился для учёта и обработки (конспектирования, рецензирования и т.д.) прочитанных книг))).
Структура моей базы знаний
По поводу выбора “плоской” (все заметки в одной папке) или “вертикальной” (заранее задаются папки, по которым раскладываются заметки) структуры базы знаний. Считаю, что тут уместен гибкий подход, когда есть “области хаоса” - т.е. место (папка типа Inbox’а, где все заметки свалены в общую кучу), в котором собираются заметки по проекту/определенной области знаний/интересу/теме и т.п. Это “плоское” место, но возможно, постепенно эти заметки будут обретать структуру - т.е. будет целесообразно рассортировать их по подпапкам (т.е. добавить туда “вертикальности”).
В некоторых ситуациях напротив - удобнее пользоваться заранее созданными папками, задающими “скелет” для первичной сортировки заметок. Например, при разработке учебного курса в соответствии с заранее заданными жёсткими темами. Где важна полнота информации внутри темы/урока, а горизонтальные связи между заметками из разных разделов курса не столь важны.
В итоге я не отказался от папок (изначально это были блокноты, импортированные мною из Evernote в Obsidian). Насчёт идеальной структуры не парюсь, но есть постоянные “долгоиграющие” сферы работы/интересов/знаний, которые не меняются десятилетиями и вряд ли изменятся. Поэтому, например, папки “Психология” или “Консалтинг” были, есть и будут)).
В моей базе знаний есть четыре больших раздела (папки): личная информация; работа; проекты; обучение. Например, папка “личная информация” имеет “плоскую структуру”, т.е. там вообще нет вложенных папок. Папки “обучение” и “проекты” имеют “вертикальную” структуру, что логично. Под каждый мой проект или обучающий курс, который я прохожу, отводится отдельная папка, в которую и сгружаются все материалы.
Но в любом случае я стараюсь минимизировать вложенность папок, ограничиваясь 1-2 уровнями. Дело в том, что изначально “раскладывание по папочкам” - это удобный визуальный способ сортировки информации, а также последующего её поиска и извлечения. Но в Obsidian этот способ оказывается уже менее востребованным и эффективным, потому что есть поиск с помощью тэгов; поисковых запросов (в т.ч. мощными средствами типа Omnisearch); визуальный поиск с помощью графа и т.п. Поэтому папки тут скорее дань традиции, чем значимый прирост эффективности)).
Что внутри каждой папки: zero-заметка (она же MOC); отдельная подпапка для вложений (картинок, файлов документов и т.п.); сами заметки.
Zero-заметка получила такое название, потому что её имя начинается всегда с нуля, имея такой вид “0_Психология”. Благодаря тому, что в названии присутствует ноль, zero-заметка (при алфавитной сортировке) всегда оказывается первой, в верху списка заметок.
Такая zero-заметка заметка является индексной: MOC - Map of Content, содержит в себе ссылки на все остальные заметки по данной теме, находящиеся в папке (или в других папках базы).
Zero-заметок может быть несколько. Например, в папке “Саморазвитие” у меня 535 заметок. Если ссылки на все эти заметки запихать в один-единственный MOC-файл (“0_Саморазвитие”), то он будет чрезмерно длинным, неудобоваримым для восприятия. Поэтому я использую такой алгоритм: индексируя заметку в “0_Саморазвитие”, я условно раскидываю их по темам. Например, меня интересует тема качественного здорового сна. И вот когда по теме сна у меня набирается 10-12 заметок (и более), в файле “0_Саморазвитие” появляется блок из 10-12 ссылок на эти заметки. Я выделяю эти ссылки и сохраняю их в виде отдельной заметки (в Obsidian есть такая функция - Извлечь текущее выделение); и этой новой zero-заметке даётся имя “00_Сон” (но ссылка на неё остаётся и в “0_Саморазвитие”).
В свою очередь по мере накопления специализированных заметок про сон, аналогичным образом от заметки “00_Сон” могут отпочковываться zero-заметки третьего уровня, например “000_Нарушения сна”, “000_Осознанные сновидения”, “000_Исследования в сомнологии” и т.д. Сам для себя я сформулировал ограничение, что zero-заметки могут быть не более, чем третьего уровня (т.е. с тремя нулями), и пока вроде путаницы не возникает)). Но это моё решение, не факт, что оно подойдёт вам.
Кроме базовых структурных элементов базы знаний (содержательная заметка; индексные заметки MOC и TOC; тематическая папка; вложения, у меня это в основном картинки и текстовые файлы в формате PDF или EPUB) к важным “информационным сущностям” я бы добавил тэги (я использую простые тэги, хотя в Obsidian есть возможность использовать и сложные, состоящие из нескольких составных частей); связи между заметками; а также атрибуты/мета-свойства заметки, которые можно задавать в header/footer.
Связи между заметками могут быть входящими или исходящими; “вертикальными” (когда на заметку ссылается MOC или TOC-заметка) или “горизонтальными”. “Горизонтальные” связи - это связи между заметками одного уровня, возможно даже расположенными в разных папках базы. Эти связи в принципе можно устанавливать из любого места (текста) заметки, но я с помощью шаблона делаю в заметке отдельный блок “Идея, тема, связано”, в котором и собираю линки на всё, что может представлять интерес. Делается это либо вручную (по памяти), либо с помощью подсказок, полученных поиском по заметкам.
Связи можно визуализировать с помощью графа (это красиво))), но я пока не очень пользуюсь этим функционалом. Во-первых, я ещё не до конца навёл порядок в моих заметках, импортированных из Evernote (между ними ещё не установлены вообще никакие связи, т.е. нечего смотреть на графе))). Во-вторых, как ни странно это звучит, пока все мои заметки вполне умещаются в моей рабочей памяти. Использование графа для поиска или выстраивания новых ассоциативных связей (и т.п.) сейчас пока не входит в мои рабочие сценарии, но в будущем эта возможность кажется мне очень перспективной.
На мой взгляд, крайне полезная штука в Obsidian - это атрибуты/мета-свойства заметки, которые могут быть различного формата - текстовые, числовые, в формате даты и времени, и др. Атрибуты помогают быстро сортировать и находить нужные заметки, а с помощью плагинов типа Dataview превращает Obsidian не просто в набор текстовых заметок, а в полноценную базу данных (с которой можно работать запросами как с полноценной БД). Я лично атрибуты заметки старательно заполняю, в поиске нужной информации очень помогает.
Мой рабочий процесс с Obsidian
Понятно, что сценарии работы с Obsidian могут быть разные. Это индивидуальный подход, который зависит от стоящих перед вами задач и удобных для вас способов работы с информацией. Я опишу в качестве примера мой типовой сценарий работы.
А. “ВХОД”
Про наполнение моей базы знаний я уже писал выше. На “ВХОДЕ” у меня: А) информация из сети через веб-клиппер -> новая заметка (из шаблона автоматически в неё подставляются атрибуты; некоторые требуют ручного заполнения) -> заметка перекидывается в подходящую папку и ссылка на неё добавляется в соответствующий MOC-файл.
Б) конспект книги: с помощью соответствующего шаблона в папке “Конспекты” создаётся заметка по книге -> непосредственно в заметку добавляется файл книги в формате EPUB -> книга открывается прямо в заметке и дальше я уже работаю с книгой. В принципе можно выделять определенные фрагменты и добавлять заметки прямо в книге, но я предпочитаю всё-таки копировать фрагменты/цитаты текста плюс мои комментарии в заметку. После создания заметки-конспекта она индексируется в MOC “0_Конспекты” и в тематических MOC второго уровня.
Кроме книжных конспектов сюда могут попадать перепечатки с рукописных заметок, например, из моих блокнотов. А также транскрипты видео/аудиозаписей; скриншоты и мои комментарии к ним; конспекты и заметки к книгам, выгруженные с эл.книги (ридера).
В) Моя авторская заметка, которая пишется “из головы и с нуля”: с помощью соответствующего шаблона (статья; заметка в блог; пост в соцсети и др.) создаётся заметка. Изначально заметка не лежит ни в какой папке - она находится в корневом каталоге базы знаний. Это удобно, потому что в работе у меня обычно не более 3-5 заметок; работать над ними я могу несколько дней; и всё это время пока они висят в корневом каталоге, их очень удобно находить и открывать с помощью панели Obsidian справа (файлового менеджера).
Выше я уже отмечал, что для написания конкретного текста мне может быть нужна информация, которая собиралась ранее. Для этого в новой вкладке я запускаю Omnisearch и озадачиваю его нужными мне запросами. Пишу я обычно в режиме разделённого по горизонтали экрана (это встроенная возможность Obsidian); в верхней половине у меня обычно открыта заметка, которую я пишу/редактирую, а в нижней половине открываю те справочные/вспомогательные заметки, которые были найдены поиском.
Б. Точки входа
Для фактического начала работы (после запуска программы) я обычно использую две “точки входа”: А) дашборд - заметка “Начало”, на которой собраны все zero-заметки. Она закреплена; Б) заметки в работе (их обычно не более 5-7, чтобы не распылялось внимание), которые лежат в файловом менеджере в корне (т.е. не закинуты в папки). Как только работа над заметкой будет закончена, я добавляю все важные элементы (тэги; связи с другими заметками; индексацию в MOC и т.п.) и перемещаю её в подходящую папку.
Сразу хочу сказать, что я знаю про существование специальных плагинов, которые средствами css-сниппетов или Dataview-шаблонов позволяют создавать и использовать красивые и многофункциональные dasboard’ы. Но я вот не стал заморачиваться, а сделал обычную заметку с эпическим названием “Начало”))). В этой заметке табличка такого размера, чтобы визуально влезала на один экран (ничего не надо скроллить). В табличке 2-3 столбца (удобно для восприятия), и в ней собраны ссылки на все-все MOC-заметки.
При запуске Obsidian у меня стартует с новой вкладки, но “Начало” всегда закреплено рядом. Когда к примеру я заканчиваю работу над какой-нибудь заметкой (всё это время она находится в корневой папке), мне надо её из корневой папки перенести туда, где она будет храниться уже в архиве. Предположим, я написал заметку для СМИ про эмоциональный интеллект. Для подобных заметок у меня есть папка “Опубликовано”. Но перед тем как её туда перенести, я перехожу на заметку “Начало”, открываю по размещённой на ней ссылке заметку “0_СМИ_moc” и индексирую там написанную заметку (добавляю ссылку и иногда пару слов комментариев). И только после этого перекидываю заметку про эмоциональный интеллект в “Опубликовано”.
В. “ВЫХОД”
Я уже неоднократно упоминал, что на “ВЫХОДЕ” моего рабочего процесса обычно тексты разного назначения и размера - от коротеньких заметок для соцсетей до научных статей и книг. Эти тексты либо публикуются в WEB, либо на бумаге.
С короткими заметками для WEB обычно проще всего - там всё решается методом простого копи-пастинга)). С длинными заметками (лонгридами) всё гораздо сложнее. Когда я впервые попытался методом копи-пастинга перенести написанный в Obsidian пост в мой блог (на платформе Blogger), то столкнулся с жестоким разочарованием - Blogger не понимает markdown, потерял всё форматирование, а текст слепил в одну кучу, потеряв разделение на абзацы. Пришлось долго и мучительно всё править руками((.
Аналогичным печальным образом дело обстояло с текстами, которые предполагалось печатать на бумаге. Обычно издательства (особенно научных журналов/книг) дают довольно жёсткие требования к оформлению рукописей (не важно, будут они в бумажном или электронном виде). “Из коробки” Obsidian поддерживает только экспорт в формат PDF, но создаёт он PDF-файл из MD так как ему хочется, а вовсе не так, как требует редакция)). При этом что-то настроить/изменить в форматировании практически невозможно.
Поэтому важно не забывать, что Obsidian - это прежде всего программа для ведения заметок, но не текстовый редактор. Выше я уже писал о том, как решил эту проблему - установив плагин Export Settings (вместе с набором текстовых кодеков Pandoc). После чего появилась возможность выгружать большие заметки в HTML (для блога/WEB), в DOCX / RTF (для печати на бумаге), в LATEX (для научных статей). Понятно, что после выгрузки заметки всё равно приходится “допиливать” (приводить в более красивый вид) уже в специализированных редакторах (например RTF в том же WORD’е), но экспорт вполне корректно переносит форматирование, что значительно облегчает “допиливание”)).
Я также знаю про плагин Longform, специально предназначенный для написания больших текстов - художественных книг или сценариев. Он даёт возможность создать план книги; структурировать отдельные главы и сцены; компилировать отдельные заметки в один общий файл-книгу. Кроме того, его функционал может быть значительно расширен за счёт других плагинов (в сети есть много руководств по “прокачке” Longform, в основном англоязычных). У меня в планах опробовать этот плагин, но пока для написания книги мне достаточно стандартных возможностей Obsidian: папка (т.к. книга = отдельный проект) - предварительный вариант TOC - отдельные заметки для каждой главы.
Чтобы главы были удобны для визуального считывания (в боковой панели файлового менеджера Obsidian), название соответствующих заметок начинается с цифр: “101_Глава 1”, “102_Продолжение Главы 1”, “103_Материал к Главе 1”, “104_Варианты финала Главы 1”, “201_Глава 2”, “202_Не забыть дописать Г2”, и т.д. Какие-то заметки являются “расходниками” (типа 103, 104, 202) и потом будут удалены. Подобная нумерация может быть хоть четырёхзначной, позволяя добавлять к конкретным главам практически неограниченное количество заметок с рабочими материалами-черновиками.
Я правда, ещё не думал, как буду в конце собирать все отдельные заметки-главы в единый текст-книгу)). Но с учётом того, что чистовых глав планируется не более 12-14, это будет несложно сделать, методом простого копи-пастинга. Ну или установить Longform или какой-нибудь плагин с подобным функционалом.
Проблемы и трудности с Obsidian
Сразу хочу сказать, что пока я не сталкивался с какими-либо катастрофическими проблемами при работе с Obsidian. Трудности возникают, но они как правило решаемы - если не в моменте, то со временем. Напишу своего рода рейтинг моих неприятностей))
На 1 месте - невозможность отменить операцию, скажем, по случайному удалению фрагмента текста. В любом текстовом редакторе есть это многоступенчатое Undo / Redo, в Obsidian же подобный функционал отсутствует((.
В качестве “костыля” советуют в настройках программы выставить более короткий промежуток создания резервной копии (Настройки → Восстановление файлов → Интервал создания снимков). Но это помогает лишь тогда, когда случайно потёр часть текста, написанного не “здесь и теперь”, а хотя бы несколькими минутами ранее. Если случайно стёр только что написанные пару предложений, то приходится матюкаться)) и писать всё заново. Неудобненько…
На 2 месте - косячки с синхронизацией плагинов через Яндекс.Диск. Заметки синхронизируются прекрасно, тут никаких вопросов не возникает. Но с некоторыми плагинами нужно быть внимательнее.
Например, упомянутый выше плагин Export Settings просит в настройках указать путь к пакету кодеков Pandoc, а также папку на ПК, куда следует экспортировать текстовые файлы. Изначально плагин был у меня установлен на ПК-Obsidian, но после синхронизации с ноут-Obsidian его настройки тупо повторились (хотя на ноуте пути к Pandoc’у и папке для экспорта совсем другие). Пришлось всё это переназначать вручную - и так происходит каждый раз!
Я не знаю, насколько корректно синхронизируются настройки плагинов посредством штатного (платного) средства синхронизации Obsidian. Либо надо попробовать пошаманить с раздельным сохранением рабочих пространств для ПК и для ноута (но коснётся ли это плагинов?). В общем, пока проблема не решена…
На 3 месте - скорее не проблема, а мечта)) - это быстрые и удобные “заметки на лету” (в первую очередь на мобильном телефоне), например:
фото текста -> скан (распознавание) -> заметка в Обсидиан
рукописная заметка (стилусом) -> скан (распознавание) -> заметка в Обсидиан
диктовка голосом -> транскрибация в текст (распознавание) -> заметка в Обсидиан
чтение электронной книги -> выделение текста и/или комментарий -> заметка в Обсидиан
Причём хотелось бы, чтобы эти процессы были автоматизированы, т.е. отправка информации в новую заметку осуществлялась бы с минимальными телодвижениями, буквально по одному клику.
Я знаю, что какие-то решения уже существуют (или обкатываются), например, пытаются встроить в заметки распознание речи с помощью нейросетей. Или подружить букридеры с Obsidian при посредничестве продвинутых библиографических сервисов вроде Zotero, Readwise и т.п. Но… Что-то работает только в яблочной экосистеме (а мне нужно под Виндовс и Андроид). Где-то нужен букридер предпоследней модели, а у меня старичок PoketBook, которому скоро 10 лет стукнет (но ведь работает же!). Какие-то сервисы платные; и их либо невозможно оплатить из РФ, либо благодаря посредникам всё это становится неадекватно дорого. В общем, мечты…
Резюмирую: Obsidian - отличный “швейцарский нож” (многофункциональный инструмент-конструктор), который поможет создать и настроить под свои задачи и потребности персональную базу знаний. Всем, кто учится, повышает квалификацию, занимается исследовательской работой, просто желает систематизировать информацию по своим личным или профессиональным интересам - Obsidian люто рекомендую!
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com
Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").
Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)
Сергей, добрый день! В третьей части вашей статьи про потоки информации вы отвечали на комментарий про ее продолжение ))) Там сказано - "Постараюсь в ближайшее время доделать")) Но я не нашла по данному тэгу никакого продолжения... Возможно, эта статья попала в другой раздел?
ОтветитьУдалитьОльга, спасибо что напомнили) Ставлю себе в планы дописать, но быстро не обещаю
УдалитьЗдравствуйте. А даёт ли возможность Obsidian запускать сторонние файлы из заметки? Например, у меня есть интеллект-карты, файлы с расширением .mm. Если я укажу ссылку на такой файл, то переход по этой ссылке из Obsidian, откроет напрямую этот файл в соответствующей программе (в моём случае FreePlane)?
ОтветитьУдалитьВ заметки Obsidian можно вкладывать файлы в любом формате. Сам Obsidian "понимает" и отображает лишь картинки (JPG, PNG), некоторые текстовые форматы (PDF) и т.п. И да, если он не понимает какой-то формат "из коробки", то он открывает неизвестный ему файл в соответствующей программе (если она установлена на устройстве).
УдалитьСергей, спасибо за такой развернутый ответ по Обсидиану
ОтветитьУдалитьСама программа очень импонирует своими возможностями, здорово, что вам зашло и приносит пользу
Пытался перейти на него, но не вышло, т.к. как раз столкнулся с проблемой «заметок на лету» в смартфоне, что является важной составляющей комфортного использования приложения
Пока очень доволен Эверноутом, и дизайн и скорость работы и лаконичность и гибкость (например: настройка главного экрана, где и план на неделю можно вывесить, задачи на день, события в календаре и т.д.)
В качестве ведения заметок в нем за основу использую систему PARA от Тьяго Форте
А ссылку на Дмитрия - отдельное спасибо, буду знакомиться
Удачи в дальнейшем освоении Обсидиана 💪
Благодарю за такой развёрнутый комментарий! Да, "заметки на лету" в Obsidian гораздо менее удобны, чем реализовано в том же Evernote (там вроде был удобный виджет, по клику на который можно было быстро добавить заметку в любом формате - голос, текст, фото?). Возможно, я бы остался на Evernote, если была бы возможность удобно оплачивать из РФ. Немного слежу за развитием Эверноут, они не стоят на месте и действительно всякие разные интересные штуки добавляют. Но и не всё мне нравится (например, под Win интерфейс стал какой-то мультяшный))).
УдалитьНо с другой стороны, абсолютно не жалею, что переехал на Obsidian с его супер-функционалом - ссылками между заметками. Кратный прирост продуктивности уже ощущаю - например, только сейчас удалось задействовать в работе те заметки, которые я создавал в Эверноут несколько лет назад! Пока к ним не добавились связи, они у меня лежали мёртвым грузом.
Про систему PARA слышал, книга Т.Форте у меня в списке чтения, обязательно ознакомлюсь, интересно!