Среди бизнес-консультантов существует особая каста - специалисты, которые занимаются разработкой стратегии организации. Специализация у них может быть разной: кто-то разрабатывает только маркетинговую стратегию; кто-то занимается внедрением стратегического управления; кто-то помогает в стратегическом (долгосрочном) планировании и т.д.
Например, ваш покорный слуга классифицирует себя :)) как специалиста по внедрению стратегического управления на основе методологии BSC/KPI , хотя на практике приходится решать и более комплексные задачи.
К консультантам по стратегии существует противоречивое отношение. С одной стороны, это такие важные ребята, которые общаются исключительно с собственниками и топ-менеджментом компаний. При этом претендуют на роль "провидцев", помогающих первым лицам выбрать наилучший жизненный путь их бизнеса.
А с другой стороны, даже в сфере консалтинга, разработка стратегии - это скорее искусство, чем строгие алгоритмы; это soft skills , в отличие от hard skills , которые необходимы, скажем для финансового, налогового или IT-консалтинга. Да и среди стратегических консультантов кого только нет! Особенно много гуманитариев :)) Поэтому те же финансовые консультанты относятся к стратегическим консультантам чуть ли не как к шарлатанам.
Я занимаюсь стратегическим консультированием более 10 лет. И хочу оправдаться :)). Заниматься стратегией не хотел, но пришлось. Когда руководство компании заказывает тренинг, и говорит: "Обучите наших сотрудников...", то закономерно следует вопрос: "Чему именно обучить? Где и для чего они должны применять эти знания и навыки?". К своему удивлению я обнаружил, что руководители не могут ответить на этот вопрос. Они в буквальном смысле "живут сегодняшним днём".
Что мне пришлось делать? Помогать руководителям более чётко сформулировать цели не только "на сегодня", но и на ближайшее будущее (хотя бы в горизонте 1-3 лет). Потом каскадировать эти цели на уровень подразделений и отдельных сотрудников. Потом разработать систему оценки (KPI), на основе которой можно было бы понять, есть ли хотя бы какое-то движение к намеченным целям или нет. А потом уже проводить обучение - с чёткими формулировками: "Вот этот тренинг нужен для освоения навыков, важных для достижения цели А. Этот семинар даёт знания для достижения цели Б".
Разумеется, система долгосрочных планов - не статичная вещь. Нужна регулярная работа с этими планами, постоянный мониторинг KPI , своевременное уточнение планов. А для этого нужны ответственные, регламенты, процедуры и прочее, т.е. "тюнинг" всей системы управления. Вот это я и называю "внедрение стратегического управления" :), которым мне пришлось и приходится заниматься в разных компаниях.
Методологий, методов и техник стратегического консультирования много. Иногда возникает какая-то нездоровая мода :) на достаточно простые вещи (например на "стратегические сессии"), а иногда появляется действительно что-то новое и интересное. Поэтому я стараюсь по возможности мониторить новых людей / идеи / книги и т.п. в области стратегического консалтинга.
Хочу поделиться мыслями по поводу одной совсем свеженькой книги...