понедельник, 26 октября 2015 г.

Инструменты SCRUM для тайм-менеджмента

Друзья, я уже устал повторять, что корпоративный тайм-менеджмент - это отнюдь не принудительное внедрение Outlook'а в работу всех сотрудников. Корпоративный тайм-менеджмент - это синхронизация всех подсистем организации.

Инструменты для такой синхронизации могут быть разными; но один из наиболее универсальных - система планирования. Есть разные подходы к планированию; и здесь интересна эволюция этих самых подходов. Первые методологии планирования появились ещё в начале 20 века на производстве и в армии. Как правило планирование заключалось в "нарезке" стратегических долгосрочных целей на задачи, которые привязывались к календарным датам. Всё это отображалось в красивых таблицах или ленточных графиках (графиках Ганта). 

Следующим шагом в развитии планирования можно считать сетевое и сбалансированное планирование, так или иначе отражённое в классических методологиях Project Management (вроде PMI). Планирование эволюционирует не само по себе, а в соответствии с теми изменениями, которые претерпевают организации и бизнес в целом. Например, функциональные организации с жёсткой иерархической ("армейской") оргструктурой встречаются всё реже. Зато плодятся организации сетевые, ячеечные, модульные, виртуальные и проч.; и бог знает ещё какие появятся завтра!  

Сетевой график строительного проета времен развитого социализма :))
 
Общий тренд заключается в том, что механистический орг.дизайн вытесняется органическим. Даже в крупных компаниях люди работают в небольших командах, наделённых значительной автономией. Долгосрочное планирование становится всё более схематичным ("пунктиром"), и активно дополняется адаптивным краткосрочным планированием. Речь идёт о гибких проектных методологиях, и о методах планирования, которые разработаны в их рамках.  

Не удивительно, что сейчас гибкие методы планирования применяются в основном в IT. По инновационности и динамике развития IT-отрасль - впереди планеты всей :). Но я не сомневаюсь, что эти методы планирования (пусть даже в модифицированном виде) будут использованы и в других отраслях. И могут стать для многих людей и компаний крутыми "точками роста"... И, разумеется, одним из эффективных инструментов личного и корпоративного тайм-менеджмент ;) 

...ладно, хватит уже интриговать :))) О чём эта заметка? 


среда, 7 октября 2015 г.

Азбука управленца или Как управляют лучшие

Примерно год назад я пытался подсчитать, по каким именно темам я чаще всего проводил тренинги и семинары за последние десять лет.  Оказалось, что мой любимый тайм-менеджмент (и прочие темы по личной эффективности) оказался всего-лишь на третьем месте. 

На втором месте (ни за что не угадаете что :))) - конечно же тренинги по продажам.  Причём спектр "продажных" тренингов получился очень широкий: начиная от базовых навыков продаж до специализированных (типа внедрения CRM, разработки стандартов продаж, взыскания дебиторки, разработки программ лояльности и проч.). 

А вот первое место заняли тренинги, которые точнее всего можно назвать как "навыки оперативного управления". Чаще всего они проводились или для руководителей-новичков, или для кадрового резерва, или в качестве повышения квалификации для руководителей среднего звена. 

Но скажу по секрету :) что навыки оперативного управления - это "вечная тема"!  Т.е. даже у очень опытных руководителей со стажем всегда есть свои слабые места - управленческие навыки, которые нуждаются в улучшении. У кого-то хорошо получается постановка задач, но никак с делегированием. Другой отлично мотивирует сотрудников, но совсем не умеет их систематически контролировать. И т.д. и т.п.

Брайан Трейси - Как управляют лучшие - отличная книга по навыкам оперативного управления!
К сожалению, хороших книг по оперативному управлению очень мало :(. Именно поэтому мои первые "раздатки" к подобным тренингам представляли из себя увесистые "тома" по 50-70 страниц :)). Но ситуация меняется, и появляются очень достойные книги.  Вот одна из них: Брайан Трейси "Как управляют лучшие" (МИФ, 2015 г.; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне).  

Скажу сразу: книга Трейси мне очень понравилась!  Увидел бы её лет 5-7 назад, не задумываясь стал бы использовать вместо своих "раздаток" к тренингам по навыкам оперативного управления ;)  Что в ней ценного? 


понедельник, 5 октября 2015 г.

Недельное планирование

Один из читателей моего блога задал мне вопрос о том, как я отношусь к недельному планированию в тайм-менеджменте, и что могу порекомендовать по этому самому планированию.
Недельная система планирования - нужна или нет для вашего тайм-менеджмента?

Отвечаю сначала про мой опыт...  Я начинал (лет 15 назад :)) с классической системы "многоуровневого" планирования. В ней было аж семь уровней планирования: план жизни ("цели всей жизни"); долгосрочные 5-летние цели; цель на год; цели на квартал; цели на месяц; цели на неделю (декаду); цели/задачи на день (см. схему ниже). 

Систему эту я подсмотрел у Лотара Зайверта (книга "Ваше время в ваших руках"). Немного её модифицировал :), и описал в своей книге С.Калинин "Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем" (стр.216-218). Например, вместо недельных планов я использовал декадные планы (10-дневные).  Так мне показалось удобнее, т.к. календарные месяцы (29-31 день) не делятся ровно на семидневки; а поделить месяц на три 10-дневки оказалось хорошей идеей.