вторник, 14 мая 2024 г.

Десять проблем руководителей малого бизнеса

 
Наткнулся вот на такую заметку, в которой приведены 10 трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели и боссы малого бизнема: https://vc.ru/life/1151286-10-klyuchevyh-problem-rukovoditeley-malogo-biznesa  .  В целом предложенный перечень проблем согласуется с моим опытом коуча/бизнес-консультанта. И в целом автор предлагает неплохие варианты решения... 

Десять наиболее распространенных проблем руководителей малого бизнеса и что с ними делать

  Но всё же перечислю проблемы (примерно так, как их даёт автор заметки) и варианты решения (как бы их порекомендовал я))):

1) "Лучше меня никто не сделает" - принимает разные формы: от непосредственного влезания в процессы в качестве исполнителя, до микроменеджмента (когда пытается контролировать каждый шаг подчинённых и руководить каждым "чихом").

Если причина... 

 
Если причина в гипер-ответственности/мотивированности, то там нужна помощь психолога (чтобы снизить эмоциональную вовлеченность). Если причина в неумении делегировать, то нужна помощь консультанта/коуча, чтобы прокачать навык делегирования (программа минимум) или наладить систему оперативного управления (программа максимум).

2) "Нет времени на стратегию" (или долгосрочное планирование считается бессмысленным).

Иногда причина просто в неумении руководителя планировать свой рабочий день/неделю/год (лечится тайм-менеджментом). Но иногда причина глубже, в психологии, когда руководитель живёт краткосрочной перспективой, и у него нет видения долгосрочного будущего (как организации/бизнеса, так и своего персонального). Здесь нужно разбираться в "корнях": Зачем вообще руководителю нужен этот бизнес? Как он туда попал и как/когда собирается выходить из дела? и т.п.

3) "Нет денег" (речь может идти о разноплановых трудностях, начиная от кассового разрыва "в моменте", заканчивая растущими долгами, прямыми убытками и отсутствием средств на развитие бизнеса).

Это задачка скорее для бизнес-консультанта, хорошо разбирающегося в управлении корпоративными финансами. Но тут есть и психологические моменты ;) . Во-первых (и я неоднократно писал об этом), первейший навык любого предпринимателя - умение находить деньги. Во-вторых, для бизнесмена есть единственная верная установка: "Деньги есть всегда!". Другое дело, что их может быть меньше, чем хотелось бы))). Но это вопрос приоритетов и навыков: а) умение соизмерять аппетиты с реальными возможностями; б) умения продавать и создания мощной "машины продаж"; в) умения контролировать и оптимизировать затраты.

4) "Нет людей" (на рынке труда нет квалифицированных кадров; нам их не найти/к нам никто не идёт; от нас уходят хорошие работники; остаются одни только раздолбаи, которые не мотивированы, не дисциплинированы и т.п.).

Тут может быть миллион причин, как организационных (например, негативный "бренд работодателя", реально низкий уровень оплаты труда на фоне плохих условий труда, и т.п.), так и чисто психологические (токсичный стиль управления, негативный климат в коллективе и др.). Люди - важнейший ресурс любой организации, поэтому проблема "нет людей" обычно требует системных решений (увы, простые рецепты тут не работают). Одно могу сказать точно: очень многое зависит от "философии человека", которая в голове у руководителя (в упрощённом виде это "мотивационная модель Д.МакГрегора", погуглите!). Если в голове босса доминирует установка, что люди - это быдло, расходный материал, то проблема "нет людей" будет для него в принципе не решаемой.  

5) "Нет результатов" (точнее, чётких и понятных критериев/показателей результатов работы как отдельных сотрудников, так и организации в целом. Вроде как что-то у нас получается, но не понятно, хорошо это или плохо, и вообще хотелось бы побольше))).

Отчасти это следствие отсутствия стратегии и долгосрочных планов (см. п.2). Просто нет "точки отсчёта" (откуда начинали и к чему стремимся), вот и невозможно оценить уровень прогресса. Нет анализа и мониторинга рынка, сравнения с конкурентами. С другой стороны, вводить какие-то метрики/критерии эффективности (KPI, OKR и проч.) не всегда просто - для этого нужны достаточно зрелые, формализованные и оцифрованные процессы. А это есть не во всех организациях (по разным причинам).

Но тут есть и психологический момент; точнее момент недостаточной управленческой компетентности руководителя)). Дело в том, что КАКОЙ-ТО результат по факту всегда есть, как у отдельных сотрудников, так и у подразделений. И задача руководителя как раз в том, чтобы регулярно предоставлять людям обратную связь, в которой необходимо отмечать и фиксировать полученные результаты. Даже если нет цифр и сложно дать количественную оценку результата, обязательно нужна хотя бы качественная.  

6) "Бешеные налоги!" (это регулярная жалоба на любых бизнес-конференциях: "Нас душат налогами!", "Именно нашему бизнесу нужны льготы и преференции!" и т.п. )

Я не великий специалист по налогообложению, но готов дать очевидный совет))) - наймите уже хорошего консультанта по оптимизации налогов! Можно на время, можно на аутсорсе. Для более-менее стабильного бизнеса это будет лучшим решением. Если бизнес совсем маленький, то суть проблемы скорее всего в нехватке денег (потому что налоги = затраты), и тогда см. п.3. И очень часто это просчёт ещё на самой ранней стадии проектирования бизнеса/стартапа, когда про налоговую нагрузку просто забывают при планировании.

С психологической точки зрения важно отказаться от "инвалидизации мышления", когда внимание сфокусировано только на проблемах и ограничениях (вроде налогов). Бизнес/предпринимательство (в любые времена и в любой стране) - это для оптимистов! )). Поэтому учитесь находить возможности даже среди ограничений (этому, к примеру, учит методология дизайн-мышления). Как только вы начали ныть (если только это не хитрая манипуляция, с надеждой на то что вам посочувствуют и помогут))) - вы ступили на путь поражения.  

7) "Не могу себя заставить делать... " (это история про самомотивацию и даже про волевой ресурс, который особенно востребован в ситуациях авралов, перегрузок, стрессов и кризисов. Руководитель "тоже человек", и, как и все люди, проявляет избирательность в деятельности. Проще говоря, есть задачи и функции, которые ему даются легко, и бессознательно он начинает уделять им больше времени и сил. А задачи трудные и "не любимые" отодвигаются на второй план, забываются и запускаются. При этом они могут быть критически важными для нормальной работы бизнеса/организации).

Многие (хотя и не все) руководители прекрасно осознают этот разрыв между "надо" и "не могу/не хочу". Проблема начинается с психологии - с осознания того, какие именно слабые места у меня есть, каких внутренних ресурсов не хватает, чтобы ликвидировать "слепые зоны". Лучше это делать в диалоге с психологом/коучем, потому что мы слишком бережём себя любимых))) ; осознанность может быть сильно ограничена психологическими защитными механизмами, без помощи извне обойти эти защиты почти невозможно.  

И окончательно проблема решается коучингом личной эффективности. Вместо "не могу" надо планировать обучение и мероприятия по "прокачке" своих слабых мест. Вместо "слепых пятен" должны быть осознанно запланированные (т.е. снова тайм-менеджмент) задачи/функции, которые вместо "заставлять себя" помогут реально измениться.

8) "Люди подводят, ничего не делают!" ("плохие" сотрудники, безответственные и немотивированные, не поддерживающие инициативы руководства, саботирующие распоряжения, да ещё и неблагодарные).

Отчасти это дублирует п.4, только там акцент на привлечении новых кадров, а здесь акцент на трудностях в управлении уже существующим персоналом. Повторюсь, что причин и способов их устранения тут может быть множество. Тут наверняка есть работа и для бизнес-консультанта с HR-специализацией (разработка/оптимизация систем мотивации труда, оценки и аттестации, корпоративного обучения, карьерного коучинга и т.д.) и для бизнес-психолога.

Как бизнес-психолог утверждаю, что большинство проблем с "плохими" сотрудниками кроется в том, что руководитель не знает законы групповой динамики; не умеет целенаправленно выстраивать отношения с различными личностными типами; ему не хватает лидерских навыков и авторитета. Если руководитель слаб (в психологическом смысле), то коллектив превращается в стаю и просто сжирает его на завтрак)). Руководитель не обязательно должен быть тираном, который жёстко поставит всех по своим местам, но найти свой собственный эффективный стиль лидерства иногда бывает непросто. В чём и может помочь психолог.
 
9) "Есть много идей, но реализовать их не получается" (это как в том тосте: "Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!".  А если серьёзно, то бизнес-гуру часто говорят о "болезни роста", характерной для любого нового, но быстро растущего бизнеса. Суть её в том, что ВСЕГДА неизбежно возникает разрыв между наличием перспективных направлений для развития и масштабирования бизнеса и наличием доступных для этого ресурсов - финансовых, человеческих, операционных и проч.).

Это задачка для бизнес-консультанта, который поможет организовать и провести в организации хотя бы парочку стратегических сессий. Однозначного ответа на вопрос "Стоит ли ввязываться в реализацию данной идеи?" никто никогда не даст (да и право принять окончательно решение и вся ответственность за последствия только на руководителе). Но подобные стратегические посиделки))) почти всегда вносят больше определённости, помогая это самое решение принять (или отклонить).

Вообще же, наличие множества идей - это прекрасно! Креативность и инновационность работает лишь тогда, когда количество идей многократно превышает возможности для их реализации - именно это создаёт "пространство свободного выбора". Но в любом случае эти идеи нужно проговаривать, обсуждать, собирать, накапливать и т.п. Т.к. это должно стать частью KM (Knowledge Mng.), частью самообучающейся организации.  

10) "Мне не хватает знаний по... " (подобный инсайт уже сам по себе прекрасен, т.к. лично мне доводилось видеть руководителей, которые уже "всё знают" и готовы сами научить кого угодно чему угодно))).

Ну, эта проблема решается проще всего, т.к. сегодня есть множество обучающих программ и курсов самого разного формата и по любым темам. Разве что имеет смысл предварительно обсудить с коучем цели и желаемые результаты обучения, чтобы более чётко сформулировать их. И важно не торопиться в подборе качественного курса. Также данная проблема косвенно связана с п.2 ("нет времени"), и здесь тоже тайм-менеджмент в помощь.  

*   *   *


В заключение скажу, что, разумеется, это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются руководители малого бизнесе/предприниматели. Но наверняка очень распространённые...  Предложенные способы решения - это тоже лишь некоторые из возможных вариантов. Уверен, что со всеми проблемами грамотный руководитель может справиться и без привлечения внешней помощи со стороны бизнес-консультантов, коучей, психологов и т.п. Но иногда именно "рука помощи" и свежий взгляд на проблему со стороны независимых экспертов оказывается очень полезным! Не исключайте такую возможность.  

У вас обязательно всё получится! Удачи!




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:




Комментариев нет:

Отправить комментарий