Ещё одно руководство по самосовершенствованию?
У меня довольно долго стояла в очереди на прочтение книга Дэна Вальдшмидта "Будь лучшей версией себя." (Вальдшмидт Д. - БУДЬ лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися. - М.: МИФ, 2015 г.; страничка книги на сайте издательства). В последнее время надоели мне попсовые книги про саморазвитие, но тут возникло такое забавное совпадение: эту книгу перевели и издали на русском языке в 2015 году, и примерно в то же самое время я запустил мою рассылку по саморазвитию с названием "Стань лучшей версией себя" ( http://sergei-kalinin.ru/ ). Произошло это абсолютно случайно, никакого плагиата с моей стороны не было. Тем не менее, совпадение случилось, и я, как честный человек 😃 , просто обязан был познакомиться с текстом, который мог вызывать ассоциации с моей рассылкой.
Прочитал... Впечатление странное - вроде бы и есть полезные идеи, но книга какая-то очень неровная. Есть много "сырых" и вызывающих сомнение моментов. Оценил бы книгу на троечку с плюсом, впрочем, давайте по порядку.
Кто такой Дэн Вальдшмидт?
Сначала об авторе. Дэн Вальдшмидт в настоящее время (начало 2018 г.) основатель и глава двух компаний: Waldschmidt Partners International и The EDGY Empire. Первая компания занимается маркетинговым консультированием, а сам Вальдшмидт ( https://www.danwaldschmidt.com/about/ ) позиционирует себя как "elite strategist to business leaders across the world". Вторая компания посвящена исключительно самопродвижению Вальдшмидта в качестве бизнес-блогера, автора единственной книги и мотивационного спикера.
Если верить LinkedIn ( https://www.linkedin.com/in/danielwaldschmidt/ ), то в первой компании ровно один сотрудник (и это сам Вальдшмидт), а во второй компании аж целых три (и один из них снова Вальдшмидт). Я, конечно, допускаю, что с такой инфраструктурой (и с одной-единственной книгой) можно быть elite strategist'ом, но это явно не McKinsey & Company 😃 .
В книге "Будь лучшей версией себя" в самом конце есть глава "Кто такой этот Вальдшмидт?", где автор в красках расписывает свои победы и достижения, всячески стараясь убедить читателя в своей мега-успешности. Я молчу про великие достижения вроде стрижки соседских газонов за деньги в возрасте 12 лет. Участие в марафонах - это тоже личное дело автора, которое ничего не говорит о его профессионализме. А вот сведения про "заработанные миллионы" и спасённые от разорения бизнесы как-то не очень совпадают с той информацией, которую (уже более скупо и без лишних эпитетов) автор указал о себе на LinkedIn (см.ссылку выше).
Вообще, сдаётся мне, что господин элитный стратегист любит (как бы это помягче сказать) себя приукрасить. Например, вот что он пишет на своём сайте: "His insights have been published in Business Insider, Forbes, Vanity Fair, CNBC". А в той самой главе "Кто такой этот Вальдшмидт?" написано ещё веселее: "Довольно забавно, что ребята из Business Week, INC Magazine, Business Insider и BBC (и ряда других журналов, а также теле– и радиошоу, до которых вам нет дела) хотят услышать и написать о моих нестандартных представлениях". Прямо вот так и "хотят"? 😃
Положим, насчёт Business Insider автор и прав. Он там публикуется с 2012 года ( http://www.businessinsider.com/author/dan-waldschmidt ), как мне кажется, в качестве штатного колумниста. И ещё мне кажется, что его книга "Edgy Conversations: How Ordinary People Can Achieve Outrageous Success" - просто собранные под одной обложкой и причесанные редактором заметки из BI. Разумеется, так писать книги не запрещено, но тут важны акценты. Вряд ли респектабельный бизнес-портал "хотел", мечтал и вожделел о сотрудничестве с таким великим стратегистом. Скорее, им был просто нужен создатель хорошего контента, а самому стратегисту был явно необходим такой отличный канал для продвижения. С Forbes получилось ещё интереснее: я попробовал погуглить публикации Вальдшмидта в "Форбсе", и нашёл всего две. Но не его собственные, а составленные другими авторами опросы экспертов, где среди 5-10 опрошенных экспертов затесался и сам Вальдшмидт.
Дэн Вальдшмидт ведёт свой блог ( https://www.danwaldschmidt.com/blog/ ), о котором он пишет следующее: "...and writes a popular blog that over 30 million people around the world read. If you care about these sort of things, The Wall Street Journal praised his writing as one of the most influential sales and business blogs". Что характерно, в блоге нет никакой видимой статистики, поэтому 30 миллионов читателей пусть останется на совести автора. Точные указания на то, где и когда, и в каком контексте The Wall Street Journal назвал этот блог одним из самых влиятельных блогов по бизнесу и продажам, тоже отсутствуют. В блоге, кстати, всего 20 статей (и не указаны даты их публикации), и темы многих их них удивительным образом совпадают с темами постов автора в Business Insider.
Что меня особенно развеселило, так это то, что в блоге отсутствует возможность комментировать посты. Вот, к примеру, у Тима Ферриса посты в блоге комментировать можно, и по количеству комментариев к каждому посту (обычно несколько сотен) вполне можно допустить, что его читают миллионы. Вместо этого Вальдшмидт предлагает обсуждать публикации в закрытой группе на Фейсбук ( https://www.facebook.com/groups/edgyempire/ ) , в которой аж целых 660 участников. Что опять же не очень вяжется с образом специалиста мирового уровня, каким он себя пытается представить.
Добавлю последний штришок к портрету автора... Оказывается, господин элитный стратегист умудрился засветиться и в России. Почти год назад, 17 февраля 2017 года он выступал с лекцией в Москве, в «Академии Private Banking» (это обучающий проект банка "Открытие" для своих VIP-клиентов и управленцев). Цитирую ( http://finparty.ru/opinions/86836/ ): "Первым делом Вальдшмидт обозначил три вопроса, на которые нужно ответить, выстраивая бизнес-стратегию. А именно: что ты думаешь, что делаешь и какой «магией» обладаешь — другими словами, есть ли у тебя нечто такое, что запомнится и поразит абсолютно всех. Успешные компании сосредотачиваются не на деньгах, а на том, как позаботиться о людях и улучшить их жизнь, подчеркнул эксперт". Ага, а ещё небо голубое и вода мокрая. Гениальная по своей глубине мысль от элитного стратегиста 😃 . Разумеется, я допускаю, что это слова, пересказанные журналистом/репортёром, и что это далеко не вся лекция, но общий подход и уровень понятен.
Что же следует из предпринятого мною "расследования"? Дело в том, что среди всевозможных бизнес-гуру есть персонажи разной породы. Есть "демагоги" - мотивационные спикеры, которые могут зажигательно рассуждать обо всём сразу, и ни о чем конкретно. "Демагоги" в свою очередь делятся на "шоу-менов" и на "популяризаторов". "Шоу-мены" делают ставку на развлекаловку, движуху, fun, эмоции и внушение в толпе, проповедуя при этом крайне сомнительные идеи. С "популяризаторами" немного получше: у них поменьше шоу-эффектов, и они доносят до аудитории 2-3 верные мысли, но обычно донельзя упрощая и схематизируя их. (Вот не хотелось бы переходить на личности, но в качестве примера "шоу-мена" я бы назвал Тони Робинса, а "популяризатора" - Брайана Трейси).
Есть "втюхиватели" - прекрасные продавцы, которые любую инфо-какашку могут обернуть в привлекательную обёртку и сбыть (под видом чего-то "супер-пупер авторского, инновационного и мега-эффективного") даже сравнительно неглупым и недоверчивым бизнес-людям. Вот кого действительно мало - так это экспертов, которые либо седые практики, либо изощренные и глубокие исследователи в каких-нибудь сравнительно узких темах.
Соответственно, когда на горизонте появляется очередной бизнес-гуру (или гуру саморазвития, личностного роста и т.п.), мне важно понять, к какой именно породе данный персонаж относится. Поэтому закономерно возник вопрос: Ху из мистер Вальдшмидт? Могу сказать, что однозначного ответа у меня до сих пор нет, потому что автор и прекрасный мотивационный спикер ("демагог"), и местами высказывает здравые, хотя и простенькие, идеи ("популяризатор"), и уж точно опытный продавец ("втюхиватель") своего бренда EDGY. Вот единственное, чего я не заметил из доступных мне материалов (книга + сайт автора + доступные в сети СМИ-материалы), так это экспертности, особенно в сфере стратегического маркетинга. В сфере саморазвития там несколько проще, т.к. можно рассказывать о своём личном опыте, слегка обобщив его и дополнив кейсами и цитатами их других книг (и вот уже и готов "эксперт" 😃 ). А вот если кто-нибудь пришлёт мне ссылку на факты / материалы / кейсы, подтверждающие успешность работы Вальдшмидта в качестве маркетингового стратега - буду очень благодарен, потому что сам я таких материалов не нашёл 😔 .
Впрочем, для себя лично я нашёл ответ на вопрос "Кто такой Вальдшмидт?". В моём понимании это типичный представитель западного инфобизнеса, который сам себя назвал "экспертом". После чего создал о себе сайт в стиле Landing Page и разместил на нём шикарно написанную "продающую биографию" (кто в теме инфобизнеса, тот этот термин поймёт 😉 ). Собственно, книга "Будь лучшей версией себя" также начинается и заканчивается той же самой продающей биографией. Но... Беда в том, что если если знать "кухню" инфобизнеса, то доверия к автору становится ещё меньше 😔 . Просто потому, что, например, такая увлекательная история в начале книги (о том, как автор хотел покончить с собой, и как случилось "озарение", которое помогло ему выйти из жизненного кризиса, после чего он осознал своё истинное призвание и стал коучем) в принципе может быть неправдой от начала до конца, т.к. подобные истории про "чудесное исцеление" - это типичный для инфобизнеса шаблон продающего сторителлинга.
...Ладно, бг с ним, с автором. Успехов ему в работе и счастья в личной жизни)) Разберёмся теперь с самой книгой.
Основные идеи книги "Будь лучшей версией себя"
В России книга была издана под названием "БУДЬ лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися". Я не оспариваю перевод, но изначальное название на английском "Edgy Conversations: How Ordinary People Can Achieve Outrageous Success" более провокационное и продающее 😉 , и я бы его перевёл так: "Разговоры на грани: как обычные люди могут достичь возмутительного успеха". Собственно, весь PR автора строится на этом противопоставлении - "тварь ли я дрожащая или право имею" 😃 . Главный call to action (призыв к действию) звучит так: или покупай книгу и становись успешным, or a "Shut Up And Be Awesome" t-shirt (или хотя бы купи футболку с надписью "Заткнись и будь офигенным"). Ну и далее во всех своих материалах Вальдшмидт продвигает идею, что все, кто с ним - особенные, избранные, крутые 😃 .
В англоязычном названии EDGY является аббревиатурой, в которой зашифрован "генетический код успеха" (которого, якобы, придерживаются все успешные люди):
- Extreme Behavior - экстремальное поведение/поступки
- Disciplined Activity - дисциплина
- Giving mindset - установка на благодарность/щедрость
- Y(h)uman Strategy - стратегия человечности/человеколюбия
К сожалению, в русском переводе аббревиатура не сохранилась. Тем не менее, книга хорошо структурирована - каждой из четырех стратегий достижения успеха посвящена отдельная глава.
Выше я уже упоминал, что книга показалась мне очень неровной. По моему мнению, главы 1 и 2 (про экстремальное поведение и дисциплину) получились очень неплохими (хотя местами и спорными), а вот главы 3 и 4 (про дарение и человеколюбие) очень сырые и вообще странные. Напишу чуть подробнее.
Первая составляющая успеха по Вальдшмидту - экстремальное поведение. В принципе, логика правильная - всё в нашем мире подчиняется закону нормального распределения, поэтому 99% людей (несмотря на свои мечты и потуги "быть успешными") были и останутся в центре этого распределения, т.е. обыкновенными, такими же как все. Мега-успешные люди действительно находятся "на грани" - возле самого правого края гауссианы. И чтобы на этот самый край попасть, по мнению Вальдшмидта, надо совершать экстремальные поступки. Какие?
Вариантов может быть много (и это довольно любопытно - поразмыслить над тем, в чем именно можно быть "экстремальным" 😉 ) :
- Экстремальные усилия.
- Экстремальное отличие.
- Экстремальная жажда учиться.
- Экстремальная дисциплина.
- Экстремальное лидерство.
- Экстремальные планы.
- Экстремальная доброта.
- Экстремальное удивление.
- Экстремальные убеждения.
- Экстремальное терпение.
- Экстремальное позиционирование.
Но более подробно автор рассматривает лишь три из них: экстремальные усилия; экстремальные отличия; экстремальная обучаемость. Могу сказать, что я очень осторожно отношусь к любым "экстремальностям" (об этом я подробно писал в заметке про сверхдостижения), так как в вопросах саморазвития "революции" всегда создают больше рисков, чем "эволюции". Элемент системы может начать вести себя экстремально, но как на это отреагирует система, предсказать очень трудно. Обратите внимание, что у гауссианы есть и левый край - куда попадают лузеры, однажды рискнувшие, но потерявшие всё. Да, экстремальность оживляет вашу жизнь, придаёт ей динамики и драйва, но куда вывезет кривая - вверх к "успешным" или вниз к лузерам, угадать невозможно. При этом решаясь на "экстрим" люди не очень понимают, какую цену они должны заплатить, и что они могут потерять при этом. В итоге получается: вложился по полной (ресурсы и силы кончились), а оказался в рядах лузеров. Вера в себя и в светлые идеи саморазвития основательно подорвана, мы плачем и идём на приём к психотерапевту 😃 . Я у себя в кабинете много таких "экстремалов" вижу...
Призыв автора к экстремальным усилиям сначала показался мне очень подозрительным, но пр факту все рекомендации оказались очень здравыми и толковыми, без "перегибов". Например, Вальдшмидт даёт 6 рекомендаций по экстремальным усилиям, 5 рекомендаций по экстремальным отличиям и 22 очень толковых совета по самообучению. Повторять я их здесь не буду (они есть ниже на интеллект-карте по книге 😉 ), но все советы хороши, я полностью с ними согласен. И какой-то особой "экстремальности" я в них не заметил, думаю, это просто такое нагнетание драйва со стороны автора.
Вторая стратегия - дисциплина действия - также показалась мне очень разумной и толково расписанной. Советы не новы, их можно найти в любой книге по саморазвитию, но в целом они верные: будьте последовательны в своих действиях (и 4 совета о том, как не отклониться от курса); откажитесь от вредных привычек и установок, которые тормозят ваше движение вперёд; планируйте и придерживайтесь плана (4 совета).
Третья стратегия - будьте щедры - в целом возражений не вызывает, но расписана у автора как-то странно 😔 . В эту стратегию Вальдшмидт включает два ключевых действия: дарение и благодарность. На мой взгляд автор толком не расписывает ни одного из этих действий, а "льёт воду". (Вальдшмидт является примерным прихожанином баптистской церкви; и такое впечатление, что в этой главе он просто начинает пересказывать воскресную проповедь). Если хотите научиться правильно отдавать (дарить), то рекомендую читать Адама Гранта "Брать или отдавать?"; а по поводу благодарности сравнительно недавно был выпуск моей рассылки (http://mailchi.mp/8aeb364ed0c4/18), где я попытался изложить современные наработки научной психологии по этой теме.
Четвертая стратегия - выстраивайте отношения с другими людьми - вообще получилась мутная какая-то. Сначала автор делает очень поверхностные экскурсы в нейрофизиологию и психологию. И делает он это для того, чтобы обосновать мысль, что наше отношения с другими зависят от того, как мы относимся к себе. Т.е. пока у нас внутри есть недопережитые страхи, душевная боль и прочие проблемы, хорошие отношения с другими людьми установить будет трудно. Ну хорошо, посыл в целом правильный, но дальше автор даёт какие-то очень уж банальные рекомендации типа "держите себя в руках". Ну-ну... Избавиться от детских психотравм это уж точно не поможет 😔 .
Дальше идёт какой-то долгий прогон (уж извините за мою лексику) про любовь. Опять в стиле воскресной проповеди, т.е. ни о чём 😔 . После проповеди автор неожиданно перескакивает к пассивной агрессии (мол, она очень часто подменяет собой любовь). И тут я снова недоумеваю: да, пассивная агрессия иногда действительно подменяет любовь. Но любой семейный психотерапевт вас скажет, что подобных форм "ложной любви" существует ещё с десяток. Т.е. Вальдшмидт снова "по верхам" - где-то что-то слышал про "пассивную агрессию", в книгу включил, но толком сам не понимает.
И совсем сразила меня последняя рекомендация для выстраивания отношений с другими - быть незаурядным. И далее автор предлагает аж целых 126 способов стать незаурядным. Уф... В моём понимании "быть незаурядным" (если речь про выстраивание отношений с другими) означает "быть лидером". Технологии лидерства сегодня - это отдельная продвинутая тема, где есть очень много толковых наработок. Вальдшмидт пишет 126 банальностей (типа "Говорите правду", "Подбадривайте других", "Подавайте хороший пример" и т.д. и т.п.), которые сейчас в интернетах на каждом углу написаны.
В качестве заключительного вывода: КПД книги = 10%. Более-менее полезными (хотя и не оригинальными) являются рекомендации по двум стратегиям - экстремальное поведение и дисциплина действия. А вот тема дарения и проработки социальных связей абсолютно не раскрыты.
Из "плюсов" книги могу сказать, что она является своеобразным образчиком для отечественных инфобизнесменов о том, как писать более-менее качественные книги по саморазвитию. Книга хорошо структурирована и не очень длинная; примеры приведены впечатляющие; рекомендации "вечнозелёные" и в целом верные; написано позитивно и вполне мотивирует на саморазвитие; продающая биография написана идеально 😃 . В общем, вполне себе средняя книжка по саморазвитию.
В конце традиционный бонус: интеллект-карта (mindmap) по книге Дэна Вальдшмидта "Будь лучшей версией себя" можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz / *.mmap / *.xmind (картинка выше кликабельна).
На этом всё - удачи! Саморазвивайтесь! 😉
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com
Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) "Идеи для саморазвития". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий