Саморазвитие - модная и актуальная сегодня тема. В целом это замечательная тенденция, хотя маразма здесь тоже хватает :).
Например, существует серьёзная путаница с ключевыми терминами. Многие термины настолько часто используются, и в настолько различных контекстах, что фактически утрачивают свой первоначальный смысл, превращаются в какие-то медиамемы.
Ирина Гусинская (зам.главреда уважаемого издательства Альпина Паблишерз) на своей страничке в Фейсбуке как-то раз с горькой иронией написала, что сегодня ни одна книжная рукопись по саморазвитию не обходится без одних и тех же понятий и бесконечно повторяющихся банальных цитат и примеров. Классическим примером таких затёртых до дыр понятий, является, к примеру, "зона комфорта". Пока в шутку (но в целом очень правильно ;)) Ирина предлагает создать редакторский "стоп-лист": как только в рукописи встречается что-то вроде "зоны комфорта", это автоматически означает отказ от публикации данного "шедевра про саморазвитие".
От себя добавлю, что пресловутая "зона комфорта" - не термин, а некое житейское понятие, метафора. Сейчас уже точно установить автора этой метафоры вряд ли получится, но подозреваю, что это был кто-то из модных коучей, вроде Брайана Трейси. Гуру коучинга вообще славятся тем, что любят плодить сущности без крайней на то необходимости. Это вполне в их стиле: взять какое-нибудь красивое слово или аббревиатуру, и назвать это "термином", "методикой" и т.п. :). Строгих определений у данных "терминов" нет и быть не может, т.к. они передаются гуруическим образом - из уст в уста :). При этом, разумеется, претерпевают множество смысловых искажений. В итоге и получается некое квази-понятие, в которое можно вложить вообще какой угодно смысл :(.
* * *
Но хватит критики... Эту статью я затеял как раз с обратной целью - рассказать об одном важном (и не сильно затёртом различными гурями :)) понятии саморазвития - о "зоне ближайшего развития".
Термин Зона Ближайшего Развития (ЗБР) предложил классик отечественной психологии Л.С.Выготский. Суть термина: развитие (созревание) психических функций ребёнка может происходить стихийно, естественным образом, в рамках некой "зоны актуального развития". Но если ребёнок будет активно взаимодействовать со взрослым, то с его помощью он будет готов решать всё более сложные задачи. Это означает, что с помощью взрослого возможности его развития значительно возрастут, расширятся до т.н. "зоны ближайшего развития". (Разумеется, это очень упрощённое определение. Более академичные варианты можно найти, например, здесь).
Что особенно важно в этой концепции - чем больше/шире сама ЗБР, тем лучше развиваются функции и способности самого ребенка (на рисунках ЗБР - это внешняя окружность):
Это можно понимать так: чем больше жизненных задач ребёнок решает вместе / с помощью / при активном участии взрослого, тем быстрее и лучше развиваются его собственные способности.
Верно и обратное: чем меньше взаимодействует ребёнок с помогающими и обучающими его взрослыми, тем меньше его ЗБР, и тем хуже/медленнее развиваются его способности.
.
В переводе на житейский язык, так вообще всё очень просто :). Хотите, чтобы ваш ребёнок был умным (развитым в любом отношении - физическом, творческом, интеллектуальном и т.п.)? Уделяйте ему достаточно много времени и внимания, занимайтесь с ним! Щедро делитесь с ним тем, что знаете/умеете сами, увлекайте и вовлекайте!
* * *
Ну, с детьми всё понятно... Там с ЗБР всё просто: приходит большой и сильный взрослый (родитель, педагог, воспитатель), и начинает нянчиться с ребенком, особо не спрашивая на то его разрешения :). Чем больше нянчится, тем больше ребенок социализирован, тем больше развиты его ценные для социума способности и навыки.
А что происходит с "зоной ближайшего развития" у взрослых? При этом давайте исходить из предпосылки, что взрослый человек является самостоятельной и самодостаточной личностью - т.е. с кем попало, и в какие попало игры он играть просто не станет :)))
Взрослый человек сам принимает решение, где и в чём ему надо меняться, и запросто может послать куда подальше не в меру навязчивых "воспитателей". Для детей ЗБР - это в большей степени случайное стечение обстоятельств ("хорошие родители" - образованные, с разнообразными интересами, уделяющие достаточно времени и внимания ребенку; "повезло со школой"; "бабушка, которая не спит под телеком, а читает внуку умные книжки" и т.п.). Для взрослого ЗБР - это результат его осознанного выбора.
Чтобы было понятнее, откуда берётся ЗБР у взрослого, предлагаю схемку, которую я сделал по аналогии с "окном Джогари". "Окно Джогари" связано с самопознанием; это модель, которая демонстрирует то, как мы можем увеличить зону самоосознавания:
"Окно", которое предлагаю я, в большей степени связано с мотивацией саморазвития. Для взрослого человека ЗБР - это мотивационная готовность получать/принимать помощь в саморазвитии от других людей. ЗБР взрослого - это готовность добровольно сотрудничать с другими в рамках очень своеобразной деятельности :) - в рамках работы над самим собой.
"Окно ЗБР" взрослого выглядит так:
А - внутренняя установка "Я хочу / могу измениться" (в каких-то конкретных вещах). Например, "хочу похудеть килограммов на 20".
Б - внутренняя установка "Не вижу смысла / не готов меняться".
Чаще всего это не столько чёткая осознанная установка, сколько привычное, "естественное" положение вещей, которое нас устраивает, и о котором мы даже не думаем. Это своего рода "слепое пятно изменений"; те наши качества, которые настолько наши, что мы их даже не замечаем :) А раз не замечаем, то и желания что-то менять в принципе не возникает.
В - желание другого человека "Ты должен / можешь измениться" (в чём-то конкретном).
Например, "тебе надо сменить работу, а то ты какой-то ерундой занимаешься".
Г - желание другого человека "Оставайся таким, какой ты есть, не меняйся".
* * *
Что мы получаем на пересечении нашей собственной мотивации к изменениям, и чужих стремлений изменить нас?
Б + Г = ...так и хочется написать "зона комфорта" :)))), но это будет не точно. Давайте назовём это "зона согласия". Это когда все (и вы в том числе) согласны, что вы самый лучший в мире и замечательный :)), и что меняться вам совсем не нужно. Довольствуйтесь собой, и чувствуйте себя уже совершенством :).
Сразу хочу предупредить, что "зона согласия" - негативная вещь. Это отсутствие какой-либо мотивации к саморазвитию и внутри самого человека, и со стороны его ближайшего окружения.
Внутри человека мотивация к саморазвитию отсутствует в силу разных причин, но чаще всего это следствие целого "букета" внутренних психологических проблем - искаженного Я-образа; завышенной самооценки; нарциссизма; эгоцентризма; невротической гордости (идеализации себя); внешнего локуса контроля; превращения в "живые консервы" и стремления выстроить "контролируемую реальность" (где я всегда буду "лучшим") и т.д. и т.п. Если объяснять просто: то мотивация саморазвития выключена у тех, кто УЖЕ считает себя гораздо лучше других людей...
Со стороны ближайшего окружения стремление блокировать его саморазвитие также может быть связано с разными причинами. Чаще всего это ролевая жёсткость - люди привыкают видеть нас только в рамках какой-то одной социальной/психологической роли. Им удобно видеть нас такими, как они привыкли. Например, даже взрослым людям сложно объяснить своим родителям, что они уже не дети :), и вполне могут самостоятельно принимать решения о том, во что им одеваться, с кем дружить, на какой работе работать и т.п.
Если копнуть глубже, то "привычка" - не совсем точное слово. Любые отношения устойчивы только тогда, когда люди удовлетворяют какие-то значимые потребности друг друга. Другие не хотят, чтобы вы менялись не потому, что "привычка" будет разрушена, а потому что они лишатся какой-то выгоды, какая-то их потребность будет не удовлетворена. Как пел БГ: "Мы используем друг друга, чтобы заполнить пустые места". Люди из вашего близкого окружения часто толком не осознают, какие именно их потребности вы "заполняете", но бессознательно они будут против любых ваших изменений.
* * *
В + Б = ситуация, когда вы сами не видите смысла меняться в чём-то, но ваше окружение считает, что именно вот в этом вопросе вы должны измениться. Не важно, намекают ли нам про то, что "Хорошо бы подумать о..." с улыбкой, или буквально принуждают силой сделать какие-то определенные шаги - это всё называется психологическое давление.
Способов давления множество, от варварского силового принуждения (физическое насилие или угроза такого насилия), до очень тонких манипуляций (например, "Если ты меня по-настоящему любишь, то тогда ты сделаешь..."). Здесь распространяться о способах давления не буду, могу порекомендовать очень хорошую книгу Е.В.Сидоренко "Тренинг влияния и противостояния влиянию".
Разумеется, это очень холиварный вопрос: действительно ли "со стороны виднее", в чем нам необходимо в первую очередь измениться? Например, "со стороны" как бы виднее все наши вредные привычки, от которых нас нужно срочно "спасать" :). Кто-то курит, кто-то злоупотребляет алкоголем, или ещё чем похуже. И что - лечить всех в принудительном порядке?!
Проблема заключается в том, что даже в случае безусловно вредных (с медицинской точки зрения) привычек, насильно вылечить человека практически невозможно. Без его согласия с тем, что "у меня есть проблема, и мне действительно нужно её решить", любая помощь будет бесполезной.
А в случае менее очевидных "вредностей", любые попытки изменить нас "в лучшую сторону" будут восприниматься просто как агрессия и нарушение персонального суверенитета. Именно поэтому любые "благие намерения" - попытки помочь / спасти кого-то без согласования с самим спасаемым - это и есть та самая дорога в ад :(...
Человека МОЖНО насильно изменить, но лишь на очень короткое время. Человек может "прогнуться" под чужим психологическим давлением, но это обычно приводит к "эффекту пружины". Сначала он "прогибается", а потом высвобождает мощную энергию сопротивления - происходит не просто откат назад, но и многое делается назло, вопреки навязанным извне изменениям. Это своего рода внутренний бунт, иррациональное отрицание всего, что "не моё" (даже если навязанное было объективно полезно).
* * *
А + Г = это ситуация явного средового конфликта, когда человек решает что-то в себе / в своей жизни изменить, а окружение считает, что ему не надо меняться, т.к. у него и так всё в порядке.
Для окружения он "свой человек", вполне соответствующей той социо-культурной среде, в которой находится в данный момент. Окружающие вас люди глубоко уверены в том, что просто нет смысла выделяться из привычной среды, это нерационально. Это ситуация "болота", повышенной психологической вязкости окружающей среды.
Вам не обязательно активно противодействуют в ваших изменениях - вас просто не поддерживают, не помогают, "не замечают". Вы становитесь аутсайдером, ваши попытки измениться игнорируют. В худшем случае начинают относиться как к "белой вороне". При этом включаются механизмы психологической защиты группы: кто-то будет критиковать и осуждать; кто-то будет смеяться; кто-то будет пытаться вызвать у вас чувство вины и стыда. Но это обычно эмоциональные реакции, которые редко перерастают в прямое психологическое давление.
На психологическое давление извне (В + Б) можно опереться; противодействие, борьба, сопротивление - всё это может стать мотивацией для активного саморазвития! Правда, это будет развитие "от противного", похожее на бунт трудных подростков :), но всё же лучше чем ничего... На "болото" опереться сложно. Ты зажигательно рассказываешь о своих устремлениях, а тебе равнодушно отвечают: "И чё?".
В данной ситуации человек оказывается чудаком-одиночкой. Окружающие его воспринимают как клоуна; в ответ на его тягу к саморазвитию крутят пальцем у виска. А сам он тихо страдает от непонимания и нехватки социальной энергии извне (это обычно называется "депрессией").
Выходы из этой ситуации, конечно, есть (но лёгкими их не назовёшь)):
1) радикально поменять социо-культурную среду (уехать в другой город, в другую страну);
2) искать и найти "свою стаю" - единомышленников, братьев по духу;
3) прокачать в себе лидера, и самому создать "свою стаю";
4) быть не тихим "чудиком", а провокатором - "разрушителем устоев". Т.е. человеком, который подвергает сомнению нормы и правила своей социо-культурной среды, взрывает привычный порядок вещей.
По сути дела это способ "вызвать огонь на себя", т.е. спровоцировать ситуацию, когда вас попытаются "исправить", привести к норме. Вы нарываетесь на психологическое давление (см. В + Б) и дальше уже развиваетесь "от противного".
* * *
А + В = а вот это и есть "зона ближайшего развития" взрослого человека! Это пересечение вашего стремления стать лучше и готовности других людей помочь вам в этих изменениях. Причём мишень изменений совпадает: другие хотят/готовы вам помочь именно в тех изменениях, в которых вы сами заинтересованы.
Здесь самым интересным являются ответы на 2 вопроса:
1. Кого и КАК мы выбираем себе в помощники? Напомню, что в отличие от ребенка, решение о том, кто станет таким помощником, взрослый принимает самостоятельно. Но вот насколько осознанное и качественное это решение? :)
2. КАК выстраивать взаимодействие с помощником, чтобы сотрудничество с ним действительно увеличивало бы наши жизненные возможности, помогало бы в раскрытии наших способностей?
...думаю, что на эти вопросы я отвечу в следующей заметке. Продолжение следует :)...
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей Иванович! Мудро, профессионально. Блестяще! Огромное спасибо.
ОтветитьУдалитьВыгодский учитель английского языка, и член партии удачно вошел во время когда психологом у коммунистов мог стать любой партработник.
ОтветитьУдалитьНо время расставило все на свои места, на западе теории В, вспоминаются редко и не более чем историческое наследие.
Но у нас в России это ГИГАНТ, которого будут обсасывать еще лет 50 , печально
Игорь, при всём уважении к тому, что Вы делаете, говоря о критическом мышлении:
ОтветитьУдалитьВо-первых, давайте не будет оперировать оценочными ярлыками - "коммунист", "партработник" и т.д. Мне бы хотелось сфокусироваться на том, не КТО данный человек, а ЧТО интересного / полезного (и т.д.) он сделал, или предложил.
Во-вторых, Ваш первый абзац подразумевает что Выгодский как бы не "настоящий психолог" (а кто тогда для Вас "настоящий"?). Означает ли это, что он вообще ничего ценного не предложил?
Увы, в СССР иных психологов (кроме состоящих в партии) не было. Означает ли это, что и психологии не было совсем? Какие-то далеко идущие выводы получаются из Ваших посылок (которые мне вообще странно видеть от человека, интересующегося критическим мышлением :))).
В-третьих, по поводу "время расставило все на свои места" Вы опять же не правы. Вместо категоричных утверждений можно чуть-чуть поднапрячься и ввести в Google запрос на Lev Vygotsky. Получите уйму публикаций, причем не российских, а зарубежных и достаточно свежих.
Навскидку учёные, которые сегодня развивают идеи Выготского: http://scholar.google.com/citations?view_op=search_authors&hl=en&mauthors=label:vygotsky&before_author=QK79_yYAAAAJ&astart=0
Я понимаю, что Wikipedia тот ещё источник :), но тем не менее: http://en.wikipedia.org/wiki/Lev_Vygotsky - там довольно неплохая библиография, и есть работы (изданные не в России) 2012-2013 гг.
Так что, думаю, про "историческое наследие" Вы погорячились :)
...с другой стороны я не очень понимаю, что именно "печально". Существует такая вещь (особенно в науке) как историческая преемственность. Если теория деятельности Выготского-Леонтьева достаточно эвристична (а это так), то она будет не просто "обсасываться" - она будет ещё лет 100 стимулировать мозги думающих исследователей. Будут и свои критики, будут и свои защитники, но главное - будут те, кто будет доводить предложенные идеи до практической реализации.