среда, 27 марта 2024 г.

Снова про сознание ученика

 
Друзья, не опять, а снова)) меня настигают размышления о том, какими должны быть отношения между Учителем и Учеником, чтобы обучение было максимально полезным и эффективным. (Напомню, что когда-то был у меня выпуск рассылки с названием "Учитель и Ученик в саморазвитии"  <http://eepurl.com/b3tYUH>   ).

По жизни мне часто приходится быть в роли Учителя. Но быть Учителем, не являясь при этом вечным Учеником невозможно!


По жизни мне доводится быть и в той, и в другой роли. Хотя, наверное, всё же больше в роли учителя. Да и с годами баланс ролей естественным образом смещается в сторону учительской роли, хотя я и старательно этому сопротивляюсь)). Я не то, чтобы "заставляю себя быть Учеником", а просто иду навстречу моим многочисленным интересам и увлечениям (в т.ч. профессиональным). В процессе погружения в которые и происходит обучение.

Учителем...


Учителем мне приходится быть по роду работы, включая как непосредственное преподавание (в ВУЗах; на различных курсах повышения квалификации и т.п.), так и смежные роли (коуча, наставника, супервизора, бизнес-консультанта/тренера и т.п.). Преподавательский стаж у меня с 1992 года, поэтому есть прекрасная возможность наблюдать "плоды своих деяний")). Понимаю, что не все мои успешные/не успешные бывшие студенты стали такими исключительно благодаря моему вкладу. У меня нет иллюзий на тему, что "это я их воспитал такими"))). Мало того, я уверен, что чем сильнее профессиональная успешность/не успешность бывшего моего ученика, тем более он уникален как личность, тем сильнее его самостоятельность, тем больше его собственный вклад в обучение/развитие. Т.е. не "я его воспитал", а он сам себя сделал (с моей поддержкой на определённом этапе).

Тем не менее, от преподавательской ответственности "за тех, кого мы приручили"))) я не отказываюсь, и всю полноту этой ответственности хорошо представляю. Но меня гораздо больше занимает занимает ответственность ученика, чем ответственность учителя...

Судить по себе об ученической ответственности мне сложно. Школу я закончил с серебряной медалью (мог бы с золотой, если бы поменьше раздолбайствовал), универ окончил с красным дипломом. Не являюсь "зомби-ботаником", который заставляет себя учиться, потому что "так надо, и так правильно". Изучаю то, что мне интересно и вызывает положительные эмоции. Подхожу к делу творчески; мне важно, чтобы процесс изучения нового был удобным и гармонично встраивался в мою жизнь и работу. С одной стороны учёба для меня - это повод улучшить собственные навыки самоорганизации, ТЛР (техники личной работы), персональную систему управления информацией и т.п. А с другой стороны для меня важно, чтобы мои новые знания и навыки давали отдачу, приносили пользу мне и окружающим людям.

*  *  *

Но очевидно, что в любом обучении есть не только интерес и радость открытий. Всегда есть трудности, преодолевать которые помогает именно "сознание ученика" (если мы говорим про учебную деятельность взрослых). Например, новые знания могут противоречить нашему жизненному или профессиональному опыту. 

В обучении взрослых возникают свои специфические трудности. При этом больше всего мешают прошлый опыт, завышенная самооценка и жёсткая Я-концепция

Изучение нового может ставить под сомнение нашу идентичность, создавать угрозу нашей самооценке и удобному для нас "образу Я". Причём часто подвергаются сомнению именно иллюзорные представления о себе, носящие защитный характер. (Например, вы всю жизнь считали себя прекрасным специалистом по работе с проблемами типа N. А на обучающем мероприятии вдруг выясняется, что вы допускаете в работе кучу ошибок, и вообще, решаете не N-проблему, а M-проблему))). В обучении мы часто получаем объективную обратную связь, но принять её очень сложно, т.к. "правда глаза колет".  

Изучение нового ВСЕГДА выводит нас из привычной "зоны комфорта", подвергая сомнению нашу компетентность и уверенность в себе. Причин и факторов этого дискомфорта может быть множество. Например, неудобное расписание занятий. Например, нехватка/избыток обучающих материалов. Например, странные личностные особенности и стиль преподавания у учителя. Например, токсичные однокашники (которых вы не выбирали, но с которыми надо делать совместные проекты). И т.д., и т.п.

Неизбежно возникают периоды, когда мотивация к обучению снижается или вовсе пропадает. Причины этого могут быть как связанные с обучением (трудно, непонятно, не ясно как это применить, и т.д.), так и внешние ("завалы" на работе, трудности в личной жизни, болезни и проч.). Периоды эти временные, но чтобы их пережить, нужна осознанность, и гармоничное сочетание волевых усилий с заботой о себе (самоподдержкой).

В общем, обучение чему-то новому, это всегда риск и вызов. И требуется достаточно сил и смелости, чтобы пройти путь ученичества до конца. Но главный вопрос в том, насколько те, кто решил стать Учеником, осознают эти вероятные трудности? Насколько они готовы взять на себя ответственность за преодоление этих трудностей?

*   *   *

В восточной (да и в древней западной) традиции обучения всегда был период пред-ученичества. Это когда кандидат в ученики должен был доказать серьёзность своих намерений, продемонстрировать устойчивость своей мотивации и готовность брать на себя ответственность за преодоление различных возникающих в процессе обучения трудностей. 

В восточной традиции в период пред-ученичества Ученик должен быть пройти ряд "мотивационных тестов", доказывающих его заинтересованность в обучении и принятие ответственности за результаты

Чтобы стать учеником в древности надо было пройти ряд "мотивационных тестов/испытаний". Сейчас для отбора мы используем тесты интеллектуальные, а также проверку общей грамотности (типа ЕГЭ для школьников или каких-нибудь проф.тестов для взрослых). А вообще главным становится "тест денег": если можешь заплатить за обучение, то тебя примут с распростёртыми объятиями куда угодно(((.

"Мотивационные тесты" могли быть направлены на то, чтобы сломать гордыню ученика. Например, перед тем как получить разрешение войти в класс, сначала там надо было помыть полы)). Но если ты считаешь, что "не царское это дело", и не хочешь внести хотя бы такой вклад в общее дело, то какой ты тогда ученик?!

"Мотивационные тесты" могут быть опасны, когда используются для накачки авторитета Учителя (на Востоке это в порядке вещей))). Например, вместо мытья полов "для всех" ты должен почистить обувь конкретному педагогу. Понятно, что если учитель становится слишком "великим и заслуженным", то это тоже приводит к смещению ответственности за обучение. Где "великий гуру" по определению не может ошибаться, а во всех успехах/неудачах на 100% виноват лишь сам ученик.

Хотя сейчас ситуация обратная: те, кто прошёл "тест денег" считают, что если заплачено, то они должны "получить услугу надлежащего качества" ("надлежащего" в их понимании))). Т.е. на 100% перекладывают ответственность за результаты обучения на учителя. Что поделать: общество потребления порождает потребительскую психологию (даже в сфере саморазвития!), а от потребительской психологии один шаг до потребительского терроризма.

*   *   *

Кстати, такое вот скандальное и манипулятивное перебрасывание ответственности за результаты обучения друг на друга я регулярно наблюдаю в сфере инфобизнеса. Наиболее популярные "гуру" быстро начинают страдать звёздной болезнью (т.е. по определению не могут быть неправыми). Но при этом не забывают подстраховаться ещё на стадии заключения договора об обучении - видел я пару таких, где 99% ответственности на ученике, и лишь 1% на преподавателе. Поэтому если не получите заявленных результатов обучения, то изначально сами виноваты!  (Хорошо вообще, если такие договора заключаются. Но даже если заключаются, много ли кто в них вчитывается? А если вчитался, то можно ли туда внести хоть какие-то изменения? Или только через суд и с помощью команды квалифицированных юристов? Ох, непросто...).

Про качество и содержание учебных программ в инфобизе я вообще молчу, т.к. составляются они "на коленке" людьми, не имеющими ни педагогической, ни методической подготовки. Зато частенько это делают "инфопродюсеры", которые знают, как подобные курсы раскручивать и продавать)). 

По сути инфобиз торгует не качественными знаниями, а надеждой на чудо - на лёгкий и быстрый успешный успех. Что никак не добавляет в процесс обучения ответственности и Учителя и Ученика

"Гуру инфобиза", создавая учебные курсы, чаще всего опираются на свой личный профессиональный опыт, который может быть довольно успешным. Но... Мало кто задаётся вопросом, насколько вообще этот прошлый опыт актуален сегодня. Насколько его можно масштабировать и перенести на широкую аудиторию? Сколько в этом опыте/успехе случайностей и личностной уникальности, а сколько закономерностей и чётких воспроизводимых алгоритмов? Почти все гуру инфобиза страдают этим когнитивным искажением: воспринимают свой личный опыт и наработки как некий эталон знаний и умений, который можно транслировать в массы.

Инфобиз довольно неплохо справляется с подготовкой "дрессированных обезьян")). Т.е. с натаскиванием учеников на повторение неких готовых алгоритмов, схем поведения, "рецептов успеха". Но если мы говорим про осмысленность этих действий, про возможность из адаптации к своей жизненной ситуации/задачам, то там беда. Для осмысленности нужна "теория", некий более высокий концептуальный уровень понимания и мышления. Вот с "теорией" у гуру инфобиза всё плохо: либо за неё выдаются какие-нибудь банальные "афоризмы житейской мудрости" (которые очень неоднозначны и допускают любое произвольное толкование), либо какие-нибудь самосочинённые модели, которые плохо коррелируют с более достоверными/научными знаниями.

Но нехватка теории - это своего рода "невидимый недостаток")). Обычно мало кто из учеников заинтересован в теории, все кричат "дайте нам работающие инструменты, дайте больше практики!". Переоценка практики и недооценка теории - это психология ученика-двоечника)). Если у вас будет куча инструментов-навыков, но вы не будете понимать принципов их работы и уместность применения, то грош цена этим вашим инструментам. Кто-то из великих сказал: "Нет ничего практичнее хорошей теории", и уровень профессионализма как раз и определяется способностью легко и непринуждённо конвертировать практику в теорию, и наоборот - теорию в практику. Т.е. качественное обучение в равной мере гармонично уделяет внимание и практике, и теории. Но инфобиз создаёт чрезмерную эйфорию по поводу именно "ориентированного на практику обучения". А потом нормальные профессионалы долго исправляют ошибки за "дрессированными обезьянами", которые вроде бы сделали много - но не так, не там, не тогда))).  

Но даже ориентированность на практику в инфобизе часто принимает извращённые формы. Например, учеников там часто загружают огромным объёмом странных и трудозатратных самостоятельных/домашних заданий.

Насколько эти задания полезны (для повышения целевых компетенций) - вопрос отдельный. Но чаще всего складывается впечатления, что основной их смысл для учащихся - "чтобы задолбались". (Как в том стареньком армейском анекдоте: "Товарищ прапорщик, но нам же не удобно подметать плац ломами. Может лучше мётлы взять?". На что прапор отвечает: "А мне не нужно, чтобы вы подмели! Нужно чтобы задолбались"). Смысл подобной "домашки" - в "жёсткой дисциплине", в тренировке подчинения учителю. А те, кто отказался от выполнения или надорвался в процессе выполнения - "сами виноваты". И это классический инфоцыганский способ перекладывания всей ответственности за обучение на плечи ученика.

*   *   *

Но и ученики тоже нынче не лыком шиты! Поделюсь личными наблюдениями... Точнее, не совсем личными.  Одна хорошая знакомая преподаёт в онлайн-университете (никаких конкретных фамилий и названий!))). Она опытнейший практик и отличный преподаватель с большим стажем работы. Во всяком случае в моём персональном рейтинге Учителей она находится на одной из верхних строчек.

Онлайн-университет периодически собирает обратную связь от студентов и анонимно знакомит с её результатами и преподавателей. Разумеется, в этой обратной связи есть всё: и заслуженные комплименты; и не заслуженные (основанные на чрезмерной идеализации Учителя; на "позитивном переносе", как сказали бы психоаналитики); и конструктивная критика; и не конструктивная критика.

Прекрасный образчик студенческой ответственности за качество и результаты обучения))


По моему глубокому убеждению неконструктивная критика появляется как раз тогда, когда "сознание ученика" развито недостаточно. Приведу несколько характерных примеров таких жалоб (неконструктивной обратной связи):  


1) "С нами обращаются как со школьниками". Очень неконкретно, требуется детализация того, что значит "как со школьниками". Требуют приходить на занятия подготовленными? Не отвлекаться на уроке? Выполнять домашние задания? Приносить с собой сменку?)))

Речь вообще про принятие учебных требований со стороны преподавателя или про его личное отношение к вашей персоне?  Типа "вы заставляете нас не опаздывать на урок, но делаете это без уважения"))). Я думаю, что какое-то минимальное дружелюбие (социальную вежливость и принятие) демонстрирует любой преподаватель, это его базовая компетенция. Но если кто-то из студентов требует особого уважения и внимания, то такое отношение надо ещё заработать. Безусловное принятие и всеобщая любовь это, конечно, прекрасно (и годится для психотерапии), но не в сфере обучения. Уважение преподавателя вы получаете как плату за ваши учебные результаты, а не "по умолчанию".  


2) "Мне не дают высказаться. А у меня тоже есть своё мнение и свои идеи!". Да, это те самые ученики, которые в ответ на любой вопрос тянут вверх свои ручки)). В любой дискуссии они стараются вставить свои пять копеек. При этом если их не останавливать, то они с лёгкостью готовы заменить преподавателя и прочитать лекцию по любой теме)).

Проще говоря, с точки зрения преподавателя эти студенты разрушают процесс учебной коммуникации тем, что занимают слишком много времени, не давая высказываться остальным участникам. Это банальная коммуникативная некомпетентность, когда студент просто не видит разницы между партнёрским диалогом (когда у каждого есть возможность и достаточно времени, чтобы высказаться) и собственным монологом.

А преподаватель вообще-то несёт ответственность за то, чтобы у каждого ученика были равные возможности высказать своё мнение. Вот и вынужден он "работать диспетчером", ограничивая по времени "говорунов" и пытаясь подольше разговорить "молчунов". И если "говорун" не законченный эгоист, то он поймёт, что ему "не дают высказаться" потому, что он находится в равных условиях с другими учениками, и что у них тоже есть право высказать своё мнение/идеи.


3) "Моё мнение игнорируют или обесценивают". Это похоже на предыдущую жалобу ("не дают высказаться"), только отягощено обидой. Студент считает, что преподаватель относится к нему предвзято, поэтому замалчивает или обесценивает (прямой критикой или иронией, или ещё как-нибудь) его высказывания. При этом чаще всего явных негативных реакций со стороны преподавателя нет, но воспринимается студентами это именно так (типа "токсично молчит"))).

Если мы говорим про обучение психологии, то чаще всего такая коллизия возникает в случае, когда "у кого чего болит, тот про то и говорит". У каждого человека есть крайне важные для него мысли, связанные с его жизненным опытом, личными психотравмами, персональными ценностями/убеждениями и т.п. Это idea fix (навязчивые сверхзначимые идеи), разумеется, не в патологическом смысле. Это значимые темы, на которые человек готов рассуждать бесконечно)).

При изучении психологии имеется достаточно учебного материала, который "триггерит" участников, провоцируя их высказывать своё мнение по этим значимым темам. Но насколько это уместно в конкретной учебной ситуации? Насколько это нужно другим студентам? И самое главное: обсуждение "значимых тем" - это уже тянет на психотерапию. Но личная психотерапия - это другой формат, другое место и время! И вообще, почему преподаватель должен поддерживать решение чьих-то личных проблем за счёт других участников обучения?! Именно поэтому преподаватель (если подозревает, что столкнулся со сверхзначимой личной темой) "игнорирует и обесценивает" чьё-то мнение.  


4) "Мои личностные особенности не учитывают". Тут всё относительно просто)). Например, преподаватель говорит слишком быстро/медленно. В аудитории всегда будут люди, для которых темп речи преподавателя нормален, а для кого-то является проблемой.

Здесь снова вопрос восприятия проблемы и выбора конструктивного решения. Во-первых, чья это проблема? Преподаватель читает лекции не для вас лично, он связан коллективной ответственностью и читает лекции для группы людей. Люди разные, подстроиться под каждого невозможно. И вообще, если хотите, чтобы преподаватель "был в ударе" и работал максимально творчески и продуктивно, поменьше пытайтесь указывать на то, как ему это делать. Увы, "самовыражение по заказу" не работает...

Поэтому не преподаватель адаптируется под аудиторию (это сложнее, т.к. всех много и все разные), а каждый конкретный Ученик адаптируется под Учителя. Если ученик не пытается переложить ответственность за эту адаптацию на учителя, то во-вторых, каким может быть конструктивное решение?  Уж явно не писать жалобы в обратной связи)). А найти и предложить конкретное решение.

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Я тоже был студентом, и у нас тоже были преподаватели, которые (с точки зрения некоторых))) читали лекции или слишком быстро, или слишком "тормознуто". В первом случае их лекции записывали (с разрешения преподавателя) на магнитофон (диктофонов тогда ещё не было))), а потом просто слушали на замедленной скорости. Информация кстати, усваивалась отлично! Во втором случае у нас был студент, который занимался "зомби-конспектированием" (это его термин))). За медленным лектором он просто дословно записывал всё подряд, не пытаясь вникать в смысл сказанного. Зато потом перечитывал эти конспекты с удобной для себя скоростью, выделяя цветными карандашами наиболее важные мысли. А потом его конспекты переписывал себе уже весь курс (хотя на лекции самого этого преподавателя большинство или дремали или занимались своими делами))). Да, на этих преподов тоже писали "телеги" в деканат за их стиль преподавания. Но в итоге можно было адаптироваться, а знания они давали ценнейшие (как мы это поняли с годами).  


5) "Слишком много теории". Про это я уже писал выше. Если преподаватель включил "много теории" в учебный курс, то наверняка этому есть какое-то объяснение; он считает это необходимым. И мы помним, что "нет ничего практичнее хорошей теории". И (уж извините) если вам сложно осмыслить какие-то теоретические модели и вы не можете конвертировать теоретические знания в практику - то проблема в вас!

И человек с правильным сознанием Ученика не страдает по поводу "слишком много теории", а воспринимает это как вызов для прокачки своего профессионального мышления: Где мне может это пригодится? Как я могу это применить? Как это повлияет на моё профессиональное сознание и деятельность?

Хороший преподаватель обычно старается показать ученикам эти "мостики" между теорией и практикой. Но даже если он этого не делает, то это как раз отличный повод, чтобы проявить инициативу и задать вопрос о том, как данная теория влияет на практику/применима на практике. Или предложить собственные идеи о том, как это можно проецировать на практику - обычно преподавателям такие идеи очень нравятся ;) .   


6) "Преподаватель непонятно говорит, много неизвестных слов использует". Это моё любимое)). К сожалению, уровень образования неуклонно снижается, причём начиная с детского сада и далее по цепочке. И в коммерческие ВУЗы поступают вполне себе Маугли, которые не то что пишут, но и говорят с ошибками).

Быть неграмотным - это не смертельно. Фатально это тогда, когда человек не понимает, насколько он неграмотен. Когда сталкиваясь с более образованными людьми (например, с теми же вузовскими преподавателями), он не воспринимает из как образец/ориентир для собственного саморазвития. Ему не интересно дорасти до уровня Учителя, он требует, чтобы Учитель спустился до его уровня(((.

Невозможно усвоить новую систему знаний, не осваивая новые понятия. Т.е. те самые термины, которые люди-маугли называют "непонятными словами". Мало того, чем шире ваша "семантическая сеть", чем больше научных понятий и концептуальных связей между ними вы знаете, тем мощнее ваше профессиональное сознание. И тем более глубоким и эффективным практиком вы будете.

(Ну а если уж преподаватель совсем что-то мудрёное глаголет, то кто мешает попросить его растолковать термин подробнее простыми словами? Поверьте, в роли Ученика это уместно и совсем не стыдно).


7) "Слишком простые и очевидные вещи; то, что я уже знаю". А это уже очень опасный звоночек... Один из отцов-основателей современной когнитивистики Грегори Бейтсон дал отличное определение информации: "Информация - это различие, которое создаёт различие".

Наш мозг работает по принципу "экономии энергии". Это означает, что для него более приоритетным является поиск сходства (узнавание), а не поиск различий. Потому что найдя сходство, мы быстренько относим информацию к какой-нибудь привычной категории, после чего успокаиваемся. Это как наведение порядка в шкафу))). На эту полочку кладём носки, на эту рубашки, на эту брюки. Всё быстро, просто и понятно. А теперь представьте, что вдруг у вас в руках оказывается акваланг или балетная пачка))). На какую полку ЭТО класть?! И вы погружаетесь в мучительные раздумья; при этом мозг кипит от расхода энергии)).

Нашей психике проще всего редуцировать любые данные к чему-то "уже известному". А вот обратный процесс - в "уже известном" найти что-то новое и необычное - требует мотивированных и творческих усилий. Когда Ученик говорит "я это уже знаю", то (а) он устал; (б) он ленится; (в) это защитная реакция (в т.ч. и маскировка полного непонимания))). Причины могут быть разные, но результат един: прироста новой информации (обнаружения "различий, которые создают различия") не происходит.

Позволю себе ещё одно лирическое отступление... Ежегодно я учусь, повышаю квалификацию; обычно на каких-нибудь краткосрочных курсах/семинарах. Коллеги, часто задают мне вопрос: "Ну и зачем тебе это нужно?! У тебя 30 лет стажа, а у преподавателя и десяти нет. Ты и сам подобный курс можешь прочитать; судя по программе, там ничего нового для тебя нет!". Но на самом деле извлечение "нового" из учебного курса зависит исключительно от меня самого. Всегда есть авторский угол зрения; всегда есть неожиданные тонкости и нюансы; всегда есть чужой опыт, не совпадающий с моим; всегда есть мои собственные идеи, возникающие в процессе погружения в материал и т.д. Наконец, всегда есть дискуссионные/спорные моменты или даже ошибки, которые допускает преподаватель))). Если правильно настроиться, то "различий, создающих различия" можно найти сколько угодно даже в "простых и очевидных" вещах.

*   *   *

...Друзья, пост получился длинным. Видимо потому, что это о наболевшем))). Я прекрасно понимаю, что идеальных Учеников (так же как и идеальных Учителей) не бывает. Но всегда есть возможность попытаться стать более осознанным и проактивным Учеником, а не капризным потребителем на рынке образовательных услуг.

Мотивация обучения у взрослых людей разная. Кому-то нужна просто бумажка о повышении квалификации для карьеры/зарплаты. Но если вы действительно хотите быть Профессионалом и Мастером, то учёба должна быть осознанной, с принятием на себя максимальной ответственности за результаты. А не вот эти всякие игры/отговорки типа  "со мной обращаются как со школьником")).

Осознанный и ответственный Ученик выглядит не обязательно так, но судя по многочисленным грамотам и медалям, как-то очень похоже на то)))


Резюмируем:

1. Если вы учитесь, то для начал спросите себя: насколько ответственным Учеником я являюсь?  (Честно?)

2. Учиться (особенно во взрослом возрасте) трудно, потому что: новые знания противоречат прошлому опыту; возникает угроза нашей идентичности и самооценке; разрушается привычная зона комфорта (и т.д.). Список можно дополнить собственными личными причинами))

3. Зачем вам нужно обучение? Насколько вы мотивированы? Раньше был "мотивационный фильтр" (в период пред-ученичества), сейчас остался только "фильтр денег".

4. "Фильтр денег" проще всего пройти, купив обучение у инфобизнеса. Это обучение вполне может быть качественным, но важно понимать существующие там риски (дисбаланс ответственности за результат при низком/не гарантированном качестве).

5. Смещение обучения в плоскость товарно-денежных отношений порождает игры в перебрасывание ответственности с учителя на учеников и наоборот.

Наиболее популярные игры и выход из них:

1) "Со мной обращаются как со школьником" - (а) адаптируйтесь к требованиям/условиям обучения; (б) демонстрируйте результаты и заслужите уважение; (в) предложите, как изменить/улучшить условия обучения.

2) "Мне не дают высказаться" - (а) по содержанию: то, что я хочу сказать, действительно ценно/полезно для всей группы? (б) по форме: чем короче, тем лучше; а для этого свою мысль надо как следует обдумать и чётко сформулировать заранее; (в) по процессу: я помогаю Учителю выстроить партнёрское общение со всеми учениками или "перетягиваю одеяло" исключительно на себя?

3) "Моё мнение игнорируют" - (а) по содержанию: то, что я хочу сказать, важно ТОЛЬКО для меня или для всей группы? (б) возможно, данный вопрос продуктивнее обсудить с Учителем индивидуально, а не всей группой?

4) "Мои личностные особенности не учитывают" - если проблема в не подходящем для вас стиле преподавания, то или ищите персональное  техническое решение или ищите другого Учителя (если вдруг проблема в психологической несовместимости, эмоциональных триггерах, бессознательном переносе и т.п.).

5) "Слишком много теории" - (а) Как благодаря теории меняется моё понимание (работы, жизни, себя)? (б) Как применяется на практике? (в) Если самому не выстроить "мостики" между теорией и практикой, спросить Учителя.

6) "Преподаватель говорит непонятно" - (а) Откройте словарь, учебник, Википедию и узнайте значение слова! (б) Создайте свой персональный профессиональный словарик (в) Попросите Учителя разъяснить значение термина.

7) "Слишком просто" - (а) Ищите/создавайте различия! (б) Ставьте цель: что вы хотите нового извлечь для себя из данного обучения? (в) Будьте активны: формулируйте вопросы, ищите ответы, выдвигайте гипотезы, записывайте свежие идеи (и т.п.)


На этом всё. Всем мира и добра. И конечно же быть осознанными и проактивными Учениками!




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий