понедельник, 9 сентября 2013 г.

Психология личной эффективности - рецепты от Нейла Фьоре

Психология личной эффективности - рецепты от Нейла Фьоре
Всё-таки вселенная очень дружественно устроена :) 
Только в феврале этого года я писал рецензию на весьма толковую книгу Нейла Фиоре "Легкий способ перестать откладывать дела на потом" (в оригинале: "The Now Habit: Overcoming Procrastination While Enjoying Guilt-Free Play". New York: Tarcher/Putnam, 1989. Penguin, revised 2007 ), посвященную борьбе с прокрастинацией.  

В рецензии была ссылка на сайт автора, и упоминалось о том, что есть и более свежая его книга - The Now Habit at Work: Perform Optimally, Maintain Focus, and Ignite Motivation in Yourself and Others, изданная в 2010 году.  И я ещё посетовал, мол, хорошо бы, если бы издательство МИФ издало бы ещё и эту книгу! 
 
Нейл Фьоре - Психология личной эффективности - рецензия на книгу
 
И вот, не прошло и полгода :) , как издательство МИФ действительно издает эту книгу Нейла Фьоре - в русском переводе с названием "Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы" (страница книги на сайте издательства, покупается в Озоне). 

*   *   *

Благодаря издательству Манн, Иванов и Фербер (отдельное спасибо Александре Шляховой!) я получил эту книгу на рецензию, и ниже делюсь своими впечатлениями. (В конце рецензии традиционный бонус - составленная мною интеллект-карта по основным идеям книги)

Сразу скажу, что впечатление от книги неоднозначное. С одной стороны, книга (как и первая - The Now Habit) буквально "напичкана" множеством полезных прикладных советов по управлению собственным временем и по преодолению различных вредных привычек (в т.ч. прокрастинации). Но с другой, стороны, есть и множество "минусов": 


1) Первая книга - несомненно, бестселлер, выдержавший с 1989 года множество редакций и переизданий.  Чувствуется, что текст тщательно "вылизан" автором. По сравнению с первой книгой эта ("Психология личной эффективности") кажется довольно "сырой", не очень хорошо структурированной. 

Например, чуть ли не самые большие по объему главы - это "Заключение" и "Приложение" в конце книге. И такое впечатление, что в этих главах автор просто "свалил в кучу" разрозненные полезные советы, которые так и не смог логично пристроить в другие главы книги.  

2) С одной стороны в книге очень много повторов (т.е. если вы читали "Легкий способ откладывать дела на потом", то встретите много знакомой информации). С другой стороны, многие базовые способы борьбы с прокрастинацией, столь подробно расписанные в первой книге, здесь упоминаются вскользь, иногда даже не очень понятно (вроде "трехмерного" и "четырёхмерного" планирования).  То есть первую книгу все-таки желательно тоже сначала прочитать :) 

3) Несмотря на то, что название книги включает в себя "...на/в работе" (at Work), здесь также всё довольно мутно :(   

Во-первых, не очень понятен адресат книги: это сам работник, который должен самостоятельно стать более организованным и побороть прокрастинацию на работе?  Или это всё-таки руководитель, который должен помочь своим работникам стать более организованными? :) 

Забегая вперед замечу, что, по моему мнению, в книге есть отдельные главы, больше ориентированные на самих работников, некоторые главы - на руководителей, а некоторые - универсальные. Далее в заметке вы найдете мою интеллект-карту (конспект) по книге. Ветки, выделенные синим - это советы по персональной самоорганизации (самих себя); выделенные зелёным - способы оказания помощи другим в их самоорганизации; остальное - универсальные рекомендации.  Впрочем, это только моя точка зрения... Но сам автор, увы, никакой точной границы между навыками самоорганизации и навыками помощи другим в повышении их организованности не проводит :( 

Во-вторых, лично вот мне, как бизнес-консультанту, кажется, что говорить о личной эффективности "на работе" нужно в контексте самой этой работы. Т.е. "плясать от печки" - а именно от структуры трудовой деятельности, конкретных бизнес-процессов и операций. 

Я понимаю, что бизнес-процессов много всяких разных :) Но хотя бы пару конкретных рабочих кейсов в книгу можно было бы и включить... Но их в книге нет :( И книга получилась в стиле "советы психолога всем обо всём".  Советы сами по себе хорошие, но как вы их уже там примените at Work  - это уже в меру собственного понимания, профессионализма и фантазии... 

*   *   *

Однако, хватит о недостатках - пора и о достоинствах книги рассказать. К "плюсам" однозначно относится её небольшой объём, и ориентированность на конкретные советы. Могу сказать, что я вчитывался довольно дотошно, и контент книги условно поделил бы так: 40% - дублируются идеи и методы первой книги Нейла Фьоре ("Легкий способ..."); 30% - пересказ довольно традиционных техник тайм-менеджмента, которые легко найти и в других книгах. И ещё 30% - довольно оригинальные авторские советы/техники самоорганизации.  По-моему, для современных книг по саморазвитию 1/3 новизны - довольно неплохой КПД ;) 

Краткий обзор книги:

Глава 1 - 7 главных принципов управления временем - это очень краткий пересказ основных идей автора по преодолению прокрастинации из первой книги ("Легкий способ..."). Здесь упомянуты основные приёмы вроде "обратного действия" ("антирасписание"); "начинайте, вместо того, чтобы стремиться к завершению" и т.п. 

Глава 2 - Управляем временем и жизнью - довольно любопытные идеи о том, что если мы хотим стать эффективными, то нужно сначала изменить собственную философию времени. По сути дела речь идёт о формулировании неких принципов по отношению к своему времени, которые должны лечь в основу нашей персональной ТМ-системы. 

Таких основных принципов автор предлагает несколько (при желании можно дополнить своими собственными). Среди них например: фиксируйте свои дела/задачи в виде списков на бумаге, поддерживайте баланс временных затрат на разные виды деятельности и т.п.  Все эти принципы уже давно известны в традиционном тайм-менеджменте, но повторение - мать учения :) 

Глава 3 -  Язык эффективной самоорганизации - в этой главе - чистейшей воды психология самопознания и самоотношения. Давно очевиден факт, что наша успешность напрямую зависит от тех внутренних диалогов, которые мы ведём сами с собой. Если мы полны самообвинений, "долженствований" и прочего ментального хлама, вряд ли даже лучшие техники тайм-менеджмента нам помогут. 

Тема деструктивного/конструктивного внутреннего диалога довольно хорошо проработана в психотерапии (рациональной, позитивной и др.), поэтому автор ничего особо нового здесь не открывает... 

Глава 4 -  Эффективные коммуникации - в отличие от предыдущей, эта глава посвящена уже не внутренним диалогам ("внутри своей головы"), а внешним (т.е. с окружающими). Идея проста: мы можем помочь окружающим быть более организованными, если будем правильно общаться (выстраивать и использовать коммуникации) с ними. 

Надо сказать, что идея эта сама по себе очень верная, но раскрывает её автор (по моему мнению) очень поверхностно :( Если кратко резюмировать, то общаться с окружающими надо "в стиле коучинг". Применять навыки активного слушания, стараться понять и эмпатийно проникнуть в точку зрения собеседника, помогать ему точнее сформулировать то, что ему мешает (проблемы - в задачи), или то, к чему он стремится (мечты - в цели) и т.п.  Автор лишь бегло упоминает про некоторые (далеко не все) коучинговые приёмы/техники  :(  

Единственный светлый вывод из этой главы - надо перечитать что-нибудь более путное по коучингу и самостоятельно подумать, какие именно техники будут лучше всего работать для преодоления прокрастинации на рабочем месте. 

Глава 5 -  Всесильная концентрация - хорошая глава, главная идея которой: чтобы быть успешным в чём-либо, надо максимально концентрироваться на этом деле. При этом надо уметь быстро и долго концентрироваться, удерживая сосредоточение на работе, несмотря на внешние помехи и отвлечения.  Некоторые идеи из этой главы повторяют идеи первой книги, но в целом это одна из самых полезных глав в книге. 

Глава 6 -  Всесильная миссия - в целом содержание главы не оригинально - это некий микс из (а) навыков эффективного целеполагания, включая визуализацию цели, её чёткое описание на бумаге, ориентированность на результат и т.п.;  (б) аффирмативных техник самовнушения и (в) методов аутогенной тренировки (телесной релаксации, правильного дыхания и т.п.). 

Но несмотря на то, что все эти техники по-отдельности далеко не новы, Нейл Фьоре предлагает их особым образом интегрировать. И только такая интеграция (чётко сформулированной в виде позитивных установок и визуализированной на фоне правильного телесного состояния цели) по-настоящему "заряжает" человека на серьёзные достижения.  Резюме: одна из наиболее интересных и полезных глав в книге! 

Глава 7 -  Поддерживайте внутреннюю мотивацию - на мой взгляд довольно слабенькая глава :(  Автор утверждает, что есть три базовых мотиватора - успеха, избегания неудач и обладания. И далее уже рассуждает о том, с помощью каких "рычагов" эту самую мотивацию можно создать или разрушить (т.е. создать демотивацию). 

Ну, насчет трёх базовых мотиваторов - это сильное упрощение... Да и способов мотивировать сотрудников предложено как-то маловато :( Впрочем, одна ценная мысль присутствует :) - уберите демотиваторы, и люди сами найдут, чем себя мотивировать на высокие достижения. 

Глава 8 -  Эффективное целеполагание - на самом деле глава не про цели :) Про цели была глава 6, а эта глава про то, что такое вредные укоренившиеся в нашем поведении привычки, и почему так сложно их менять. 

Глава довольно неплохая, хотя для углубленного понимания жёстких поведенческих шаблонов и того, как их вообще можно менять, и с каким трудностями при этом можно столкнуться,  я бы рекомендовал немного другую книгу :) - К.Макгонигалл "Сила воли"

Глава 9 -  Как работать с прокрастинаторами и сложными сотрудниками - довольно неплохая глава, многие идеи которой пересекаются с идеями четвертой главы (про коммуникации). Главная мысль: насильно заставить кого-то быть "эффективным" и организованным - невозможно. Насилие (в любом виде - в виде "правил", "дисциплины", наказаний, критики и т.п.) не работает!  

Помочь сотрудникам избавиться от прокрастинации (и т.п. неэффективности) можно только искренне уделяя им внимание, помогая им, развивая их, глубоко понимая движущие силы их поведения и личностные особенности. Т.е. надо становиться в одном лице и психологом, и коучем, и родной матерью, и чуть-чуть психиатром :)))  

Короче, опять получилась глава про психологию, и про коучинг - но снова довольно поверхностно :( 

Заключение -  Применение и шлифовка навыков - одна из самых ценных глав в книге! Скажу по секрету, что все основные ответы на вопрос "Как преодолеть прокрастинацию (и т.п.) и стать эффективным сотрудником?" содержатся именно в этой главе. Все предыдущие главы - это "прелюдия" (для "расширения сознания" так сказать :))), а здесь рекомендации исключительно по делу.  Если нет времени читать всю книгу - советую начать сразу с "Заключения"! 

Приложение -  Простые решения сложных проблем - по степени полезности это вторая (после "Заключения") глава в книге :) Как я уже упоминал, здесь одним списком собраны короткие и четкие прикладные советы, различные "приёмчики", позволяющие стать более эффективным.  Я, например, именно после прочтения данной части выписал себе аж целых восемь идей, чтобы попробовать их в деле ;)

Снова раскрою ужасный секрет :)  - читайте книгу начиная с "Приложения"!  Там коротко и ясно изложена квинтэссенция основных идей автора! 

*   *   *
интеллект-карта (mind map) по книге Психология личной эффективности

В заключение: традиционный конспект книги в виде интеллект-карты  (mind map) в разных форматах (*.mmap, *.cdmz, *.pdf).  Сразу предупреждаю, что "Приложение" в интеллект-карту я не включал, т.к. там буквально каждое предложение - отдельный совет, и каждый такой совет - на вес золота ;) 

Резюме: в качестве книги, которая поможет вам стать более эффективными (не только и не столько на работе, а вообще :)) - книгу однозначно читать! Она заслуживает твердой "четверки". 

В качестве руководства для "внешнего агента влияния" (т.е. руководителя, который пытается помочь другим стать более эффективными) книга, увы, слабовата :( Выше "тройки" не тянет...  




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



1 комментарий:

  1. Спасибо за рецензию! А еще у этого автора "Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек" (2014, МИФ) не читали? Интересно ваше мнение

    ОтветитьУдалить