В моём блоге уже была обстоятельная заметка о том, как обрести своё призвание. Источником вдохновения :) для её написания была отличная книга Кена Робинсона "Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии". Но на этот раз я хочу предложить вам сюжетец похитрее!
Жизнь устроена удивительно интересно, и, если погружаешься в текст мировой культуры, то начинаешь буквально натыкаться на крайне занятные переплетения смыслов. Поэтому начало этой заметки будет вполне в духе бёрковского пинбол-эффекта ;).
Думаю, читатели моего блога без труда догадаются, откуда эта цитата:
"… — А у вас какая специальность? — Осведомился Берлиоз.
— Я — специалист по черной магии. «На тебе!» — Стукнуло в голове у Михаила Александровича.
— И… И вас по этой специальности пригласили к нам? — Заикнувшись спросил он.
— Да, по этой пригласили, — подтвердил профессор и пояснил: — тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.
— А-а! Вы историк? — С большим облегчением и уважением спросил Берлиоз.
— Я — историк, — подтвердил ученый и добавил ни к селу ни к городу: — сегодня вечером на патриарших прудах будет интересная история!…"
А вот знаете ли вы, кто такой Герберт Аврилакский?
Я узнал о нём совершенно случайно :). В рамках моего интереса к тайм-менеджменту, мне зачем-то понадобилась информация о том, кто первый изобрёл механические часы. Википедия утверждает, что в западной Европе это сделал аббат Герберт примерно в 1000 году в городе Магдебурге (в Германии). Часы были на одной из крепостных башен, но, к сожалению, не сохранились.
Интересуюсь, кто такой аббат Герберт, и узнаю, что это французский монах, Герберт из Орильяка (Аврилака). Человек очень неординарный, настоящий прогрессор :), внёсший значительный вклад в вытаскивании европейской цивилизации из тёмных веков. Герберт был явно человеком инженерно-научного склада. Кроме упомянутого изобретения часов, он дал Европе арабские цифры, использовал десятичную систему счисления, возродил применение давно забытого (со времен Древнего Рима) абака . Презентовал европейцам астролябию и армиллярную небесную сферу. Конструировал и строил церковные оргАны. Основы точных наук Герберт почерпнул из "варварских" арабских научных трактатов, но многое доработал самостоятельно. Написал несколько трактатов по традиционным дисциплинам квадривиума, много преподавал.
Казалось бы, человек обрёл своё истинное жизненное призвание - изобретай часы, почитывай запрещённые арабские тексты, преподавай себе риторику в Реймской кафедральной школе... Тихая, мирная, но такая насыщенная идеями и озарениями жизнь учёного-интеллектуала :). Но не тут-то было! Свела-таки его жизнь с важными людьми - угораздило его стать наставником будущих императоров Священной Римской империи (сначала Оттона II, потом Оттона III).
И вот через это самое знакомство с "правильными" людьми в жизнь Герберта Аврилакского входит политика. Сегодня, конечно, точные причины и мотивировки этого решения установить уже невозможно, но 2 апреля 999 года он становится папой римским Сильвестром II. Римским папой он пробыл немного более четырёх лет, после чего скончался. Самое интересное, что ничего выдающегося на посту высшего церковного иерарха он не совершил - так, традиционная "чистка рядов" :), бюрократия и политические интриги. Например, тёзка :)) Сильвестр I куда больше великих дел на своём посту натворил.
Кстати, современники (плавно переходящие от тёмных веков к эпохе охоты на ведьм) слабо оценили его прогрессорские усилия. Его научные достижения они воспринимали как чернокнижие и колдовство. Его знания по разным версиям объясняли договором с дьяволом, сожительством с суккубом - демоницей Меридианой (мы так математичку классе в пятом называли :))) или покровительством тайного "братства девяти" (нормальные такие ассасины :)).
Популярная средневековая легенда о Герберте также повествует, что во время своего обучения у могущественного арабского чародея юноше удалось выкрасть у него книгу, в которой хранились все магические секреты. Герберт бежал, но чародей, обнаружив пропажу, пустился за ним в погоню. Монах оказался в трудном положении, так как у мага были конь, который скакал быстрее ветра, и собака, которая могла учуять все, что находится на земле, под землей, на воде и под водой. Погоня настигла беглеца недалеко от местечка Марторель, но монах не растерялся: добежав до моста, он повис под ним, как на турнике, тем самым оказавшись в таком месте, что собака не смогла его учуять и потеряла след. Так волшебная книга осталась у Герберта, с ее помощью ему удалось вызвать дьявола, и с тех пор тот всегда сопровождал монаха в образе черного лохматого пса.
Как вам чёрный лохматый пёс? Ничего не напоминает? :) Конечно же все последующие версии легенды о докторе Фаусте! И чем, как не очередным вариантом этого архетипического сюжета, является роман Булгакова "Мастер и Маргарита"? А сам Булгаков в очередной раз восхищает и тонкой авторской иронией (Воланд, отыскивающий в Москве следы своего "предка" :)), и глубиной разработки темы. Кстати, причина появления Воланда в Москве вполне правдоподобна, так как известно, что именно в это время начиналась активная христианизация восточно-славянских земель. А Сильвестр II лично общался с князем Владимиром Святославичем — тем, который «Красное Солнышко» и креститель Руси. Хотя, конечно, вряд ли с тех времён в Москве сохранились какие-то "бумаги чернокнижника".
Впрочем, я увлекся... Для меня жизнь Герберта Аврилакского - это пример "пути от себя". Пример человека, который потерял своё призвание учёного, но зато сделал карьеру. Это история человека, который мог бы стать отличным часовщиком, а стал всего лишь очередным церковным чиновником. (Если есть желание узнать о Герберте больше, то вот пару ссылок: мне понравилась статья Виктора Сонькина о нем; а здесь неплохая энциклопедическая справка).
* * *
Вы будете смеяться, но история знает и обратный пример! Правда, на 500 лет позже Герберта Аврилакского. Речь о создателе одной из крупнейших европейских империй - испанском короле Карле V Габсбурге. Сначала он "завоевал Испанию" (добившись фактического объединения разрозненных королевств). Провёл как минимум три масштабные войны (одну из них с турками). Это при нём конкистадоры открывали и завоёвывали Америку. И это про его империю говорили, что "там никогда не заходит солнце". У Карла, в отличие от обычных монархов, была не одна, а целях девять (!) корон - по количеству принадлежавших ему самых крупных государств.
Чтобы всё-таки современный читатель проникся, не удержусь, и приведу его скромный титул :))) : «Избранный император христианского мира и Римский, присно Август, а также католический король Германии, Испаний и всех королевств, относящихся к нашим Кастильской и Арагонской коронам, а также Балеарских островов, Канарских островов и Индий, Антиподов Нового Света, суши в Море-Океане, Проливов Антарктического Полюса и многих других островов как крайнего Востока, так и Запада, и прочая; эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Брабанта, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерна и прочая; граф Фландрии, Артуа и Бургундии, пфальцграф Геннегау, Голландии, Зеландии, Намюра, Руссильона, Серданьи, Зютфена, маркграф Ористании и Готциании, государь Каталонии и многих других королевств в Европе, а также в Азии и Африке господин и прочая».
И в качестве ремарки добавлю, что Карл ещё и умудрился наплодить семерых детей (двое из которых внебрачные). В общем, "успешный" и "эффективный" во всех отношениях был парень :))
В 1555 году Карл добровольно (что в те времена было большой редкостью) отрекся от престола, и удалился на покой. 28 сентября 1556 года Карл высадился в Ларедо, на северном побережье Испании. Своей последней резиденцией бывший император избрал монастырь Сан-Иеронимо де Юсте, в Эстремадуре. Место это находилось на юго-западных отрогах Сьерра де Гредос с видом на долину Пласенсия. Карлу была знакома эта местность, так как он бывал здесь еще при жизни своей супруги. «Там он надеялся наслаждаться зимой солнечными деньками, а в жаркое время года свежим горным воздухом. Там была форель в реке, трюфеля, спаржа и изобилие фруктов в долине. Конечно, осень в тех краях дождлива и туманна, что довольно обычно для гор. Врачи не одобрили выбор Карла. Но на первой же встрече с ними он отказался обсуждать этот вопрос»
Скромно так удалился :)) - "Лишь около 50 человек последовали за ним в Сан-Иеронимо де Юсте; хотя первоначально предполагалось значительно большее количество. Общее руководство этим миниатюрным придворным штатом осуществлял дон Луис Мендес Кихада, служивший Карлу уже более тридцати лет; еще в его состав входили секретари Карла, Ван Мале и Гастелу, а также фламандский врач Матис, механик и часовщик Джованни Торрьяно (известный в Испании как Хуанелло), музыканты, повара, управляющий винным погребом, пивовар, парикмахеры и камердинер".
/Кстати, фламандец Джованни Торриано - соратник и наставник Карла в часовом ремесле - личность тоже легендарная. Например, он создал водопровод в Толедо, остатки которого сохранились до сегодняшнего дня. А ещё механическую птицу с железными крыльями, которая умела летать. Также по одной из легенд, он создал деревянного человека-робота, которого шутки ради отправил просить милостыню. Торриано = Буратино ? :))) /.
Бывший император стал монахом (хотя и со штатом прислуги в 50 человек :))) ; и вообще есть версия, что не становился он монахом, а просто жил при монастыре), чтобы всецело посвятить себя своему увлечению. А именно - ремеслу часовщика. Будучи императором, Карл увлекался коллекционированием часов, и собрал довольно большую для своего времени коллекцию. Карлу приписывают фразу: "Я дерзал навязывать одинаковые мысли миллионам людей и в то же время не мог добиться того, чтобы две пары часов били одновременно".
Вообще, точность часового хода была idefix Карла. Ему первому пришла в голову мысль, что если стандартизировать изготовление часов - т.е. сделать все детали абсолютно одинаковыми - то ход этих часов будет идеально совпадать. Он даже попробовал проверить это предположение на практике, но, как вы догадываетесь, точность обработки деталей при тогдашнем развитии техники была очень и очень приблизительной. Эксперимент провалился.
К комнате-келье Карла в монастыре была пристроена комната-мастерская. Бывало, что "часовое озарение" настигало Карла среди ночи, и он мог проработать в своей мастерской до утра (чем вам не творческий процесс с пребыванием в "потоке"? ;)). Мечтой Карла было создание астрономических часов, которые бы превосходили по величию часы в Страсбурге и Нюрберге. Страсбургские часы , установленные на соборе Нотр Дам, были вершиной часового искусства того времени. Высота их 12 метров, диаметр годового колеса 3 метра. Увы, Карл так и не воплотил свою мечту в жизнь. Он умер, так и не успев создать гигантские астрономические часы. Но это и не главное...
Карлу приписывают слова, которые он часто повторял в своей мастерской: "Когда я был императором, я чувствовал себя обыкновенным человеком. А здесь я чувствую себя творцом". А вот это главное! Судьба монаха Карла зеркальна по отношению к судьбе монаха Герберта. Жизнь Карла - это "путь к себе". Пример человека, который имел мужество отказаться от власти и славы ради любимого дела. И пусть великий император стал посредственным часовщиком :) - он явно нашёл своё жизненное призвание! И счастье.
* * *
Теперь несколько поучительных :)) мыслей о том, что такое жизненное призвание... Призвание:
- это не бесконечные и бесплодные мечты о светлом будущем;
- это не тщеславие, не амбиции и не стремление достичь карьерных высот;
- это не пафос, не героизм и не стремление "осчастливить весь мир" (призвание вообще может очень жёстко конфликтовать с ценностями своего времени);
- это не следование моде, не выбор "престижной" профессии;
- это не исполнение ожиданий и "долженствований" со стороны окружающих нас людей;
- это не стремление к совершенству и высшему мастерству (чтобы кому-то что-то доказать, или превзойти что-то/кого-то);
- это не бегство (в сторону какой-нибудь "лёгонькой работы") и не защита от собственных глубинных страхов и неуверенности
А что же тогда оно (призвание) такое?
- это бескомпромиссное следование своим жизненным интересам, это заботливое "подпитывание" их до такой степени, пока какой-нибудь из них не станет настоящей страстью;
- это способность честно понимать в какой деятельности мне действительно хорошо, когда именно я чувствую себя максимально реализованным и счастливым;
- это способность принимать себя, доверять своему "внутреннему компасу" (интуиции), который подсказывает, когда мне действительно хорошо (несмотря на критику извне);
- это деятельность, которая "по пути наименьшего сопротивления" может быть реализована на базе наших естественных (врождённых) психо-физиологических особенностей. Призвание - это способ проявить нашу уникальную индивидуальность наиболее ярко и мощно в наиболее удобных для этого условиях;
- это практика, которая есть Я. Это не случайные активности (вроде пожрал-поспал :)), это деятельности, которые именно для нас самих определяют ценность и смысл нашей жизни. Призвание = экзистенциал: "Я есть человек, рождённый делать N" (а если не буду этого делать, то само моё существование под большим вопросом).
- это ответственный жизненный выбор, против которого иногда (складывается такое впечатление :))) весь окружающий нас мир. Но именно благодаря таким трудным выбором мы и становимся кем-то.
Вот как-то так... Живу по своему призванию, чего и вам всем желаю ;)
* * *
P.S. То, что написано в этой заметке, отличается от прошлой - где было много про ценности и Достойные Цели. Это не противоречие, и не радикальное изменение моих взглядов.
Думаю, что просто могут быть разные пути обретения призвания; у наиболее "продвинутых" людей - через принятие Достойных Целей. Но это скорее исключение... Чаще происходит обратное: сначала человек как бы "нащупывает" деятельность, которую осознаёт как призвание; а потом уже преданное служение этому делу наполняет его ценностями и воплощается в Достойных Целях.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий