среда, 13 августа 2014 г.

Чаевые 1 - Ли Шань улун

Те, кто постоянно читает мой блог, возможно, обратили внимание на то, что в июле я сделал отдельную страницу, которую назвал "Чаевые".  На этой странице вы можете внести небольшую сумму, чтобы поддержать мои интеллектуальные творения))), публикуемые в данном блоге. 
А хотя бы я и жадничаю, за то от чистого сердца (с) )))

Уж и не знаю, что подвигло меня на создание donation-страницы: то ли жадность ))), то ли любопытство, но я решил совместить приятное с приятным))) А именно, отрабатывать полученные деньги не только новыми публикациями про бизнес-консультирование и бизнес-книги, но и писать что-нибудь о чае (раз уж страничка называется "чаевые"). 

Честно говоря, я не очень верил, что из этой затеи что-нибудь получится... 



но на прошлой неделе я получил: 

1) 10 августа - пожертвование от неизвестного благотворителя. 

2) 5 августа - пожертвование от Владимира, который написал мне чертовски приятные слова :) -  "Сергей, спасибо за отличный блог, продолжайте писать. Приятного чаепития!". 

Друзья, я очень вам благодарен, и в вашу честь (а также за ваше здоровье и всяческое процветание) решил выпить я улунского чаю.  

Улун (или "бирюзовый чай"; "оолонг" в западных странах) - один из базовых типов чая (наряду с белым, зеленым, черным и т.д.). Впервые я познакомился с ним ещё в конце 90-х, при ознакомлении с "правильным традиционным китайским чаептием" - гун фу ча

Что интересно, тогда (в начале 2000-ых) голова моя была изрядно забита разными мифами. Например, когда я писал первый вариант статьи об улуне на сайте teatips.ru , я был искренне уверен, что улун отличается от других чаёв только степенью ферментации))). На самом деле, конечно же это не так: ключевые отличия улунов от других видов чая связаны в первую очередь с технологией их изготовления, а также от сорта (вида) используемых чайных кустов. Иначе говоря, не из любого куста выйдет улун, и, получится ли он, зависит не только от ферментации)). 

Также не сразу я узнал, что "традиционное китайское чаепитие" не такое уж и традиционное))) Т.к. в коммунистической стране КНР чай долгое время был "напитком праздных людей" и был под запретом. Многие традиции (в т.ч. чаепития) жёстко искоренялись во время культурной революции. А сама традиция гун фу ча сохранилась... на Тайване!  И лишь в 20 веке традиция была "реэкспортирована" в Китай. 

Мало того, первый попробованный мною улун, оказывается, был с Тайваня. Я ничего больше о нём тогда не знал, кроме того, что он тайваньский :). Мне он тогда понравился, но стоил он по тогдашним меркам каких-то запредельных денег, да и попадался в продаже сравнительно редко... 

*   *   * 

Следует сказать, что общая главная особенность всех улунов - их уникальный аромат. По сравнению с другими видами чаёв (исключая искусственно ароматизированные, разумеется), улун обладает самым мощным и ярким ароматом - в первую очередь цветочным. 

Но в этой "цветочности" также есть множество граней и оттенков. Аромат настолько сильный, что даже посредственный "нюхатель" может различить в улунах самые разные ноты: дыню, мёд, сирень, липу, персик, смородину, нарцисс, что-то цитрусовое, свежескошенную траву или сухое сено,  и т.д. и т.п. Это настоящее пиршество для носа))).  

Есть два типа улунов: более лёгкие, "зелёные" (больше похожи на очень ароматный зелёный чай), и более тяжёлые "красные" (больше похожи на привычный россиянам чёрный чай).  Эта "лёгкость" и "тяжесть" присутствуют и в аромате, и в "крепости" улунского чая.  Если, к примеру, в аромате "зелёные" улунов можно найти нотки каких-то свежих фруктов, то в аромате "красных" улунов это будут, скорее, нотки сухофруктов :).  

Лично для меня "зелёные" улуны - это исключительно летний напиток, очень лёгкий, дарующий свежесть и утоление жажды в жару.  "Красные" улуны - это, скорее, весенне-осенний чай. У них более тяжёлая ароматика, более плотный и согревающий вкус. И вообще, в прохладном и сыром воздухе они лучше раскрываются)). 

Здесь также существует и географическая специализация: Тайвань - родина лучших в мире "зелёных" улунов ( это А Ли Шань; Ли Шань;  Дун Дин; Цуй Юй; Шань Линь Си ), Китай - "красных" ( это Фуцзянские улуны: Да Хун Пао; Те Ло Хань; Бай Цзи Гуань; Шуи Цзинь гуй и др.; и Гуандунские улуны:  Фэн Хуан Дань Цун и др.). Разумеется, есть и исключения. Один из лучших китайских чаёв (входящий в 10 классических чаёв Китая) - Те Гуаньинь - также относится к "зелёным улунам". 

Зачем я всё это так подробно пишу? :) Напомню, что первым улуном, который мне удалось попробовать, был "зелёный" тайваньский улун. А потом чайные клубы накрыла мода на китайские "красные" улуны, и купить приличный тайваньский улун было реальной проблемой :(.  

В принципе, с середины 2000-ых тайваньский улун (иногда даже нескольких сортов) есть в ассортименте любого чайного клуба / специализированного  магазина, но... Чаще всего это не прямые поставки из Тайваня, а нечто, полученное от китайских посредников. В подавляющем большинстве случаев - это старый и неправильно хранившийся чай. Какой-то слабый аромат в этом чае присутствует, но это лишь намёк на то, как должно быть на самом деле :( .

*   *   * 

Не знаю, сколько бы я ещё мучился в поисках правильного тайваньского улуна, но мне по жизни очень повезло :).  На одном из наших сезонных чаепитий я познакомился с Сергеем Хорольским (было это осенью 2004 года, и вот тут есть мои впечатления о том, как всё это чайное безобразие происходило))).  Сергей - один из пионеров чайно-тайваньской темы в России, основатель компании "Бирюзовые чаи Тайваня".  Собственно, благодаря этому уникальному человеку, я и стал более-менее понимать, что такое правильный тайваньский улун. И наконец-то получил возможность пить по-настоящему качественный, просто отличный чай! 

Знаете, что в чае (да, пожалуй, и в любых продуктах питания) самое главное? Главное: найти правильного поставщика!  Сейчас эти времена вроде в прошлом, но ещё совсем недавно в чайном сообществе ходило много анекдотов о незадачливых начинающих чаеторговцах. Это люди, у которых хватало сил (и ума) доехать до улицы Ма Лин Дао в Пекине, закупиться там некачественным чаем "под свой вкус", а потом в панике пытаться всё это продать. Как-то оно продавалось, но разброс в качестве чая (с одинаковыми названиями) на рынке был (да и сейчас остаётся ;)) колоссальным... Именно поэтому главное в чае - найти правильного поставщика!!!  

Хотите, можете считать это беззастенчивой рекламой, но за последние 10 лет лучшего тайваньского чая (в т.ч. улуна), чем у "Бирюзовых чаёв Тайваня" мне попробовать не удалось (хоть я и пытался ;))!  Просто там работают правильные люди: они не просто фанаты чая, он маньяки чая :). Причём, дотошные маньяки, которым не лень 2-3 раза в год летать на Тайвань, карабкаться по чайным плантациям и терроризировать местных фермеров о том, с какого склона в этом году чайный лист лучше :). 

В общем, хотите попробовать правильный тайваньский улун - вам сюда, в интернет-магазин "Чайный экспресс"

*   *   * 

Сегодня за здоровье хороших людей, которые подкинули мне чаевые, я буду пить Ли Шань улун (он же - "улун с Грушевой горы"). Это один из самых лучших тайваньских (и в мировом масштабе :)) улунов. Выкладываю несколько фотографий самого процесса с моей кухни :)  (просьба сильно не пинать, т.к. food-фотограф из меня вообще никакой). 

1. Вот в такой баночке изначально находился чай. Но не всё так просто :) Сначала он был ещё запакован и в вакуумный пакет. 

2. Сама сухая заварка выглядит как плотно-плотно скрученный горошины с "хвостиком" (черешком чайного листа) сбоку. Разумеется, горошины не совсем правильной формы (именно поэтому чай классифицируется как "лист полусферической скрутки"); но они очень плотные, тяжёленькие, с глянцевым блеском. Цвет действительно насыщенный изумрудно-зелёный, и чем свежее чай, чем он ярче. У старого  чая цвет как бы тускнеет, сереет, "выцветает". 
3. Всё готово для чаепития :). Разумеется, это не Гун Фу Ча, это комфортно-бытовой вариант :)).  В принципе, ситечко можно было бы и не брать, т.к. улуны от "Бирюзовых чаев Тайваня" обычно очень чистые, никаких мелких чаинок-пылинок в настое практически не бывает. 

И ещё: обожаю пить улун из чайной пары!  Для меня лучшая "закуска" к такому чаю - это его концентрированный аромат, который можно вкушать из Вэн Сян Бэй (высокий стаканчик)), чередуя его с глотками из Пин Мин Бэй (низкая пиалка). 


4. Первая проливка (результат первого заваривания). Чай немного бледноват, но аромат уже обалденный :) Разумеется, улун пьётся без сахара, но на вкус настой ощущается именно как сладкий. 


5.  Третья проливка. Отличный яркий и ароматный настой! Аромат чуть слабее, но всё равно очень силён. Удивительная особенность тайваньских улунов (и этот не исключение!) - плотность, какая-то осязаемая густота и "маслянистость" настоя (чайные дегустаторы, как и алкогольные ;)))), используют для называния этой характеристики термин "full body" - "полнотелый"). 


6. Шестая проливка :). Обратите внимание на цвет чая - он практически не изменился. Разумеется, вкус и аромат чая немного "просели". На сайте "Чайного Экспресса" улун с Грушевой горы рекомендуют заваривать три раза. Но, скажу по секрету, что этот чай с лёгкостью выдерживает до 7-8 проливок, не сильно теряя в качестве. Видимо, эта хорошая новость задумана как сюрприз для покупателей ;).

Сравните эту (на ней в открытом чайничке видна отработанная заварка) и вторую (на которой видна сухая заварка) фотографии. Как видите, развернувшиеся чайный листья в буквальном смысле слова вылезают из заварника на свободу :). Хотя в самом начале сухая заварка едва прикрывала донышко чайника. Максимально плотная скрутка сухого листа - это показатель качественного чая!  

При желании можно наковырять из чайничка листьев и поразглядывать их. Листья чайных кустов, из которых делаются тайваньские улуны, обычно довольно крупные, по чайным меркам это настоящие "лопухи" :).  Но при этом сам лист довольно мягкий и нежный. При желании разваренные листья можно даже есть (в виде своеобразной салатной заправки), они ни капли не горчат. Но это уже на любителя :). 


Вот, пожалуй, и всё.  Сегодня в честь людей, пожертвовавших мне чаевые, я с благодарностью пил один из лучших тайваньских улунов - улун с Грушевой горы (Ли Шань улун). Ну, и немного рассказывал о нём :).  

Будут ещё пожертвования - будут и ещё рассказы))) Их можно будет найти по отдельному тэгу "чаевые". 


2 комментария:

  1. Здравствуйте, Сергей!
    Знаете, моих чаевых Вам точно не хватило бы на хороший чай, не говоря уже о чае и бутерброде с черной икрой :)))) А вот вопрос, который меня интересует - Вы не размещаете на своем блоге стороннюю рекламу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, ну если со сторонней рекламы наберётся хотя бы на хороший чай ;) и если она не противоречит тематике блога - пишите kalinin.s.09(гав)gmail.com , обсудим, что, где, когда и почём :) размещать.

      Удалить