среда, 31 июля 2013 г.

Эмоциональный интеллект: мода или нечто полезное?

Эмоциональный интеллект: мода или нечто полезное?
Друзья, вашему вниманию предлагается мега-рецензия сразу на две книги Дэниела Гоулмана - "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" (я читал в издании МИФа, приобрести можно на Озоне), а также на книгу "Эмоциональный интеллект в бизнесе" (издано МИФом в 2013 году, купить на Озоне). 

книги Дэниела Гоулмана Эмоциональный интеллект и Эмоциональный интеллект в бизнесе

В этих двух книгах вместе взятых -  1000 страниц. Я потратил на их чтение примерно 2 недели (правда, параллельно читая ещё три книги))). Но общее впечатление - неоднозначное...  Впрочем, давайте по порядку. В рецензии будет несколько частей: 

1. Общее впечатление от обеих книг. Минусы первой книги и плюсы второй, а также ругань в адрес издателей :) 

2. Краткий обзор содержания обеих книг. Включая интеллект-карты и прочие дополнительные "вкусности" к ним. 

3. Кто такой Дэниел Гоулман? И вообще, что такое "эмоциональный интеллект" с научной и прикладной точки зрения? 

4. Что я вынес для себя лично из прочтения данных книг (если вдруг кому-то это интересно :))



Итак, начнём...  Начну я сразу с общих впечатлений. Если бы меня попросили одним предложением дать определение каждой из книг, то я сформулировал бы это так: 

"Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" - это научно-популярная книжка для самой широкой аудитории, рассказывающая об эмоциях в нашей жизни. 

"Эмоциональный интеллект в бизнесе" - это справочник по социально-эмоциональным компетенциям как отдельного профессионала, так и организации в целом. 

Если вы не чувствуете подвоха :) , то я напишу открытым текстом: 

Книга "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" - это полный, но довольно поверхностный обзор всех имеющихся у психологов на конец 80-х - начало 90-х годов прошлого века знаний о психологии эмоции.  /Пишу это более чем ответственно, т.к. именно в начале этих самых 90-х я активно писал диссертацию по психологии эмоций, и был "сильно в теме" )))) /

Несмотря на то, что книга "про эмоциональный интеллект", её правильнее было бы назвать как-нибудь вроде "эмоции в нашей жизни". В книге есть рассказ о том, что такое эмоции; об их нейрофизиологических механизмах; об эмоциональных феноменах в норме и патологии, о проявлениях эмоций в самосознании и в общении, в индивидуальной и в общественной жизни и т.д. Т.е. основная идея книги: "куда ни глянь - всюду эмоции, и нам надо ими управлять!" :)).  

По сути дела, основная "фишка" автора, это то, что он взял и "рассортировал" все доступные ему знания об эмоциям по "полочкам" (категориям) эмоционального интеллекта. 

Всё это было бы замечательно... Вроде бы сама книга является мировым бестселлером, она разошлась во множестве стран миллионными экземплярами. Но есть одно "но" - всё познаётся в сравнении! 
А) Книга ОЧЕНЬ поверхностная, но при этом раздута в объёме.  
Б) Книга отражает уровень знаний об эмоциях науки 1980-х. На сегодняшний день она процентов на 30 устарела.
В) И главное - есть популярные книги об эмоциях, которые просто лучше! По информативности, свежести знаний, полноте охвата эмоциональных явлений. 
Уж извините, но в плане информативности, книга Е.П. Ильина - Эмоции и чувства (издано Питером, продаётся на Озоне) гораздо лучше, чем первая книга Гоулмана про EI (IMHO, разумеется

*   *   *

...А вот теперь главный камень в огород редакции по поводу книги "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ".  Книга издана таким образом, что она получилась какой-то "междужанровой". Поясню. 

Если рассматривать книгу как научно-популярную, то она глубоко морально устарела. Она написана в объёме и в стилистике какой-нибудь "Популярной психологии", изданной в СССР в середине 1970-х. Она слишком "про всё", она недостаточно сфокусирована на чём-то конкретном. В ней маловато простых и чётких алгоритмов самопомощи/саморазвития для неподготовленного читателя. 

Если рассматривать книгу как научную, то тут вообще всё грустно. В книге есть довольно много отсылок к научным исследованиям эмоций, но редакторы почему-то решили не включать в издание библиографические ссылки (насколько мне известно, в англоязычных изданиях они есть). Соответственно, без этих "пруфлинков" ценность книги как текста, используемого в подготовке научных работ снижается в разы :( 

Местами хромает перевод, особенно в части терминов и фамилий. Например, фамилия классика изучения эмоционального интеллекта Питера Сэловея (Piter Salovey) в первой книге переведена как "Сейлови" (стр.91), а во второй уже как "Саловей" (стр.475). Вроде как мелочь, но...

Вообще, книге явно не хватает именно научного редактирования - хотя бы в части соотнесения англоязычных терминов и терминов, принятых в отечественной психологии. Например, во второй главе "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" речь идёт про какой-то "эмоциональный бандитизм", когда состояние высокой интенсивности полностью берёт контроль над сознанием и поведением.  Ну и что это за уголовные метафоры? :)  Вообще-то это называется "аффект"... Подобных несоответствий в книге хватает :(

В итоге книга получается "тяжёлой" в качестве научно-популярной, но недостаточно точной и глубокой в качестве научной монографии (или учебника). Если с первым уже ничего не поделаешь (популярности у книги уже хватает :)), то второе (научность) можно было бы значительно улучшить за счет умелой редактуры.  Хотя, кто его знает, м.б. когда-нибудь будет и второе "академическое" издание книги? :) 

*   *   *

Однако, хватит критики! Если вы раньше ничего не читали про эмоции, то книгу - читать! Это своего рода "ликбез", который очень хорошо помогает в понимании своих эмоциональных состояний, а также в понимании того, как эмоции проявляются в нашей жизни и отношениях с другими людьми. 

Базовая истина психотерапии - в основе любых психологических проблем нормального (психически здорового человека) лежат именно эмоции. При этом навыки обращения с собственными эмоциональными состояниями не изучаются ни в одной школе.  Мы учимся эмоциональной саморегуляции методом проб и ошибок. И не всегда успешно :( Первая книга - это замечательное пособие по познанию себя (своих состояний) и по "азам" эмоциональной саморегуляции.  Думаю, что эти "азы" будут полезны любому заинтересованному в саморазвитии человеку. 

Вторая книга "Эмоциональный интеллект в бизнесе" - мне очень понравилась! Хотя и в ней хватает "воды" :) Но хотя бы её жанр понятен: это справочник по компетенциям. Структура книги очень логичная: общая модель и перечень компетенций - описание каждой компетенции - описание эмоциональных механизмов и феноменов, имеющих отношение к компетенции - кейсы, примеры, иногда рекомендации. Это действительно чёткая и полезная бизнес-книга. 

Но не ожидайте от книги многого! Это именно справочник, который будет полезен или для тех, кто уже "в теме", или как отправная точка для дальнейших самостоятельных изысканий (для тех, кто НЕ "в теме"). Поясню. 

Например, одна из мета-компетенций эмоционального интеллекта в бизнесе - "социальные навыки", в социальные навыки входят 5 компетенций - влияние (навыки убеждения), коммуникации, управление конфликтами, лидерство, инициирование перемен (новаторство).  Вас ничего не смущает? :) Меня - смущает! Смущает то, что в книге каждой компетенции посвящено всего несколько страниц, в то время, как про каждую из них написаны сотни книг! 

Если вы уже обладаете неким багажом знаний по данным компетенциям - это замечательно! У вас в голове выстроится вполне полная и содержательная модель данных компетенций. Но если вы не прочитали ни одного текста по лидерству, риторике, переговорам (и т.д.), то сказанного в книге - явно маловато для глубокого понимания (и развития!) перечисленных эмоциональных компетенций. Повторю: это именно "краткий справочник"! 

*   *   * 

Теперь краткий обзор содержания книг. Начнем с "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ": 

Глава 1 - Что такое эмоции и их нейрофизиологические механизмы -  очень упрощённо, но в качестве "ликбеза" пойдёт :) 

Глава 2 - Глава про деструктивное вторжение эмоций в нашу жизнь (про аффекты, в т.ч. патологические, которые являются причиной преступлений и прочих неразумных поступков) - автор нагоняет страху на читателя :) создаёт мотивацию - мол, если эмоциями не управлять, то у-у-у-у какая беда может случиться :) 

Глава 3 - О влиянии эмоций на принятие решений и на успешность деятельности в целом - собственно, в этой главе и вводится понятие "эмоциональный интеллект" и описываются 5 его компонентов (стр.91-92).
 
Структура эмоционального интеллекта по Гоулману
 
(можно скачать интеллект-карту в форматах *.cdmz, *.mmap, *.pdf)

Глава 4 - Про эмоциональное самосознание - про то, как мы осознаем (в норме) или не осознаём собственные эмоциональные состояния. Если не осознаём - это и причина, и следствие многих психологических проблем. 

Глава 5. - Про эмоциональную саморегуляцию - на мой взгляд, самая интересная и полезная глава во всей книге! В ней описаны 4 негативные эмоции, с которыми мы сталкиваемся чаще всего - скука, гнев, тревога и печаль (депрессия) - и для каждой эмоции даются толковые советы, что нам с этим состоянием делать. 

Глава 6 - Про самоконтроль и мотивацию - описывается несколько известных феноменов, таких как самоэффективность, оптимизм, состояние потока и т.п. 

Глава 7 - Про эмпатию - довольно любопытная глава, в которой эмпатия противопоставляется социопатии

Глава 8 -  Про роль эмоций в общении и отношениях с другими людьми - неплохо доказывается, что социальная успешность и компетентность в общении зависит именно от умения управлять своими эмоциями 

Глава 9 - Эмоции в браке - по степени практической полезности это глава №2 в книге (после пятой)! Как возникают и развиваются конфликты в семье; что делать, чтобы не допускать конфликтов; как конструктивно решать их. 

Глава 10 - Эмоциональный интеллект на работе - довольно неплохо, но все основные идеи более развёрнуто описаны во второй книге :) 

Глава 11 - Эмоции и здоровье - очень поверхностно и, увы, мало :( про стресс, депрессию, психосоматику и т.п. 

Глава 12 - Про стили эмоционального воспитания в семье - также разочаровало :( Ещё в середине 90-х видел диссертацию по данной теме - есть много интересных моделей и теорий эмоционального воспитания. Гоулман про них ни гу-гу... 

Глава 13 - Про психотравму и посттравматический стресс (ПТСР) - довольно неплохо, есть рекомендации по преодолению. Хотя без специалиста всё равно такие вещи не решаются. 

Глава 14 - Про эмоциональные аспекты темперамента в норме и патологии - в более родных мне терминах - это глава про акцентуации характера :)  И если почитать про акцентуации что-нибудь более специализированное (вроде К.Леонгарда), то там всё более подробно и толково

Глава 15 - Про некоторые эмоциональные отклонения - повышенную агрессивность, одиночество, химические и пищевые зависимости и т.п. - опять же в более родной терминологии это про девиации и делинквентное поведение :) 

Глава 16 - Про обучение навыкам эмоциональной саморегуляции с помощью специальных программ для школьников и взрослых - пожалуй, самая интересная глава для психолога-практика. Подробно разбирается кейс - применение программы "Наука о себе" для школьников "Новой школы" в Сан-Франциско

Лично мне наиболее ценными в книге показались два приложения (Г и Д). Оба из них содержат конкретные умения и навыки, целенаправленное развитие которых приведёт к развитию ЭИ. Список этих навыков (смотреть / скачать в формате *.doc) может быть полезен как в плане персонального саморазвития, так и для разработки программ по развития эмоционального интеллекта для взрослых и детей.   

*   *   * 

Краткий обзор книги "Эмоциональный интеллект в бизнесе" будет совсем уж кратким :) 

Глава 1 - EQ vs IQ - сравнение прогностической ценности показателей интеллектуального и эмоционального развития человека. Получается, что EQ прогнозирует успешность человека в 2-3 раза точнее. 

Также довольно интересны идеи о том, что в современном динамичном мире начинает доминировать "проектная модель" работы. Это означает, что современные люди должны уметь максимально быстро объединяться в группы, связанные позитивными отношениями, и конструктивно сотрудничать в них. А без достаточно высокого уровня эмоционального интеллекта это просто не получится. Таким образом, ЭИ - важнейшая компетенция будущего. 

Глава 2 - Что такое эмоциональный интеллект на рабочем месте? - ответ на этот вопрос скрыт в изучении "звёздных специалистов", наиболее успешных во взаимодействии и в отношениях с окружающими. Собственно, в этой главе и выделяются основные эмоциональные компетенции - всего ПЯТЬ -  на рабочем месте (их перечень на стр. 52-54).  (смотреть / скачать в формате *.doc)

Глава 3 - EQ как гарантия профессиональной успешности и высокого профессионального и социального статуса - довольно убедительно доказывается простая мысль: чем выше EQ, тем успешнее профессионал (даже если он айтишник-интроверт :))). 

В принципе, всё очень логично: чем выше уровень руководителя, тем больше времени он тратит на коммуникации внутри и за пределами организации. По сути дела верна формула: "рабоче время руководителя = рабочее время отношений с ключевыми людьми (внутри и вне организации)". Но важно ещё и КАЧЕСТВО этих отношений. И зависит это качество... разумеется, от уровня эмоционального интеллекта! :) 

Далее с 4 по 8 главы подробно расписывается каждая из пяти компетенций "эмоционального интеллекта на работе". Написано всё довольно толково, пересказывать не буду :) , но размещаю здесь конспект в виде интеллект-карты (скачать в форматах *.cdmz, *.mmap, *.pdf). 
 
Эмоциональная компетентность в бизнесе по Д.Гоулману

Глава 9 - про "команду" как особую группу, обладающую высоким уровнем группового EQ - несколько поверхностно, но есть любопытные идеи. Например, три ключевых фактора, приводящих к формированию хороших команд

- высокий уровень квалификации членов команды в плане нетворкинга и работы в "проектном стиле" (вплоть до знания основ Project Management);

- любая команда - аналог семьи; конфликты и сотрудничество во многих командах разворачиваются именно "по семейному типу"; 

- главная эффективность команд кроется в эффекте синергии, а синергия в свою очередь является результатом грамотного лидерства и ролевого самоопределения участников. 

Ещё из ценного в этой главе: на стр.333 - 10 ключевых EI-компетенций наиболее "звёздных" команд; на стр.345-347 - 6 довольно любопытных факторов группового "вдохновения" (мотивации на достижение результата). 

Глава 10 - о том, можно ли обучать эмоциональным компетенциям сотрудников в самых разных организациях  (на примере кейса), и как это делать неправильно :)   - глава мне не очень понравилась -  в ней довольно много критики тренингов и прочих программ корпоративного обучения. Критика местами верная, местами не очень. Но в любом случае не очень понятна правомочность автора на такую критику - он сам-то хоть одну такую программу провёл?! В книге про личный опыт автора - ничего нет... 

Из ценного: на стр.371-381 - принципы разработки и проведения тренингов эмоциональной компетентности в корпоративном обучении. 

Глава 11 - со скромным названием "лучшие методы" :) - о факторах и рычагах изменений эмоционального интеллекта на уровне ВСЕЙ организации. Глава понравилась, в ней есть системность и много здравых мыслей.  

Собственно, законспектировал для себя эти самые "рычаги изменений", повешу на стенку, буду медитировать :)))  /интеллект-карта в форматах *.cdmz, *.mmap, *.pdf/. 
 
Как улучшить эмоциональные компетенции в организации?

Глава 12 - очень понравившаяся мне глава про то, каким образом эмоциональный интеллект "пускает корни" (или вернее сказать "вырастает из...") в корпоративную культуру организации - как ЭИ связан с ценностями, нормами поведения, традициями и т.д. и т.п. 

В главе есть замечательная идея о том, что некоторые установки корпоративной культуры создают "слепоту" организации (её руководства) в отношении некоторых эмоциональных проблем (они описаны на стр.425 и далее), которые могут существовать в компании "веками". Это что-то очень похожее на "окно Джогари", только на уровне организации в целом. 

Из полезного: на стр.423-424 - описание 11 феноменов ЭИ в контексте (на уровне) организационной культуры; на стр.434-435 - 6 главных причин демотивации сотрудников, связанных с эмоциональным интеллектом.  

Глава 13 - в ней автор пытается ответить на вопрос "Что представляет из себя организация с высоким уровнем организационного эмоционального интеллекта?" - как ни странно, но эта глава лично меня не впечатлила, и не убедила :( В качестве "продвинутой" (в смысле EI) организации автор рассматривает консалтинговую фирму. На мой взгляд кейс выбран крайне неудачно; и никак не убеждает читателя в том, что высокий уровень EI может быть достигнут аналогичным образом где-нибудь и на производстве

В заключение могу сказать, что эта книга = must read для любого менеджера, который мечтает стать топ-менеджером :)  Важно лишь для начала честно и беспощадно отнестись к самому себе, чтобы оценить недостаточно развитые эмоциональные компетенции. Сделать такую оценку с ТОЛЬКО помощью книги - вполне возможно. А дальше дело за малым - "прокачивать" недостающие компетенции, оптимально использовать уже имеющиеся в наличии!  И будет щастье :)  Не понимаете, как "прокачивать" - обратитесь к специалисту! Ну, вы поняли :)))

Из "минусов" - в книге есть куча интересных идей про совокупный EI организации и про его системные механизмы. Чего в книге нет - так это чёткой управленческой методики, как изменять, корректировать эмоциональный интеллект на уровне организации. Хотя консультанты, которые занимаются организационной культурой, мотивационными системами и т.п. допилить изложенные в книге идеи до уровня методики наверняка смогут ;)  

/Из того, что мне известно в России, на эмоциональном интеллекте специализируется компания "Креативные технологии консалтинга"/. 

*   *   *

Ху из мистер Дэниел Гоулман? И вообще, что такое "эмоциональный интеллект" с научной и прикладной точки зрения?

9 апреля 2012 года состоялась замечательная дистанционная лекция человека, который является "живым классиком" исследований эмоционального интеллекта - профессора Йельского университета Дэвида Карузо (лекцию можно посмотреть на русском + почитать транскрипт на Digital October).  

Вот цитата из его выступления: "...впервые теория эмоционального интеллекта была предложена в 1990 году Джеком Майером и Питером Саловеем.  Вот эти два джентльмена опубликовали книжку, написали несколько статей, выступили на конференции, но дальше они встретились с журналистом, которому очень понравилась их идея, и он ее красиво изложил в своей книжке 1995 года. Его книжка разошлась многомиллионными тиражами и именно благодаря ей большинство людей с этими концепциями познакомились. Если бы не его книга, вас бы здесь сегодня, наверное, не было. ...  Дэниел Гоулман популяризировал эту концепцию...". 

А-а-а, вот теперь всё становится на свои места - почему книги (особенно первая) такие поверхностные, и почему автор так легко относится к корректности использования терминов, данных научных исследований и т.п. Гм, всего лишь журналист-популяризатор... 

Вообще, Дэниэл Гоулман личность разносторонняя - он написал 12 книг в основном по психологии эмоций, хотя в последнее время увлёкся медитативными практиками и прочей околовосточной мифологией :)  /Результат его последних увлечений - книга "Многообразие медитативного опыта", можно посмотреть здесь, но лучше купить тут :)/. 

Не подумайте, что я настроен "осудить и заклеймить" г-на Гоулмана :) Просто мне кажется, что его главная заслуга даже не в том, что он "раскрутил" и распиарил "эмоциональный интеллект". Развитие общества происходит по спирали. И это касается также и интереса к собственной душе. Любое общество, любая культура последовательно проходит витки отчуждения от своего внутреннего мира, и витки углубленного интереса к самопознанию. 

Но всегда нужны некие "трендмейкеры" - люди, которые "включают" новый виток, актуализируют этот самый интерес к своему внутреннему миру. Эти трендмейкеры практически никогда не изобретают ничего нового :)  Они лишь называют старые смыслы и вопросы новыми, более современно звучащими словами. 

По сути дела в версии Гоулмана "эмоциональный интеллект" - это такое гуманистическое напоминание современным западоидам о том, что всё же мы живём не только по закону "Человек человеку - робот" (дензнак, консумент, продуцент и т.д.), но и по закону "Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо".  

В этом смысле особенно смешно было читать 2 и 3 главу книги "Эмоциональный интеллект в бизнесе" :) Где автор долго и убедительно доказывает, что если руководитель по-человечески (а не как функционер-бюрократ или тиран-самодур) относится к сотрудникам, то и люди работают лучше, и бизнес успешнее. Ох, ни фига себе какое гениальное открытие! :)))) 

Думаю, что секрет успеха и популярности книг Гоулмана не в крутости идеи "эмоционального интеллекта", а в том, что сознание рядового западного обывателя дошло до некой критической точки, когда потребность чувствовать себя не "роботом", а человеком, максимально обострилась. Книга просто оказалась актуальной...  Актуально ли это для нас (российского общества) сейчас? Пока не особо... Но с каждым годом всё актуальнее :) 

В технократическом потреблятском обществе, в хаосе информационных потоков задача обретения самоидентичности становится на редкость непростой - отвечать на вопрос "Кто я такой?" современному человеку становится все труднее. Часть нашей психики отчуждается, уходит "в подполье", и начинает мстить нам - просто периодически выходя из-под контроля. Именно поэтому в первой книге Гоулмана про эмоциональный интеллект так много газетной "чернухи" - когда кто-то в очередной раз под влиянием гнева, ревности, страха, ненависти (и прочих "подпольщиков") потерял контроль над собой, и совершил нечто ужасное. 

И тут становится необычайно актуальной задача самопознания. Надо уметь переключить фокус своего внимания с внешнего "конвейера" житейских забот на внутренние, "потерянные" (отчужденные) части своей души. Например, назвав эти выпавшие из фокуса нашего повседневного внимания части души "эмоциональным интеллектом" :) 

По сути дела Гоулман выступил в роли своеобразного миссионера.  Я бы даже не побоялся, и сравнил его с самим Фрейдом :) Как в своё время Фрейд привлёк всеобщее внимание к душе, создав учение о бессознательном, так и книга Гоулмана продалась миллионными экземплярами страждущим, желающим понять, что у них там с "эмоциональным интеллектом". И, кстати, именно поэтому меня ничуть не удивляет, почему в настоящее время г-н Гоулман увлёкся восточным мистицизмом и психотехниками :) Это просто следующий "шаг внутрь себя", более глубокий, чем просто понимание/регуляция своих эмоциональных состояний. 

Но при чем тут тогда "эмоциональный интеллект"?  :))))))

*   *   * 

Я считаю, что богу - богово, а кесарю - кесарево... Книги Гоулмана (если называть всё своими именами, без политкорректности) - это литературное переложение ЧУЖИХ научных достижений.  Первую книгу ("Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ") вполне можно было бы написать на основе 2-3 учебников по эмоциям и поверхностного дайджеста статей из научных журналов.  Во второй книге ("Эмоциональный интеллект в бизнесе") сам автор честно признаётся, что он описывает компетенции, которые вообще-то были разработаны специалистами HayGroup

Короче, как и всегда, как и во всём - читайте первоисточники! (не устаю повторять я :))  Первым начал мутить воду Говард Гарднер, который в своей книге "Структура разума: теория множественного интеллекта" (1985 г.) выдвинул предложение о том, что существует не один-единственный интеллект, а целых семь его видов (краткое описание 7 видов интеллекта по Гарднеру). Седьмой вид интеллекта - межличностный, который включает в себя в т.ч. навыки управления собственными и чужими эмоциями. 

Собственно термин "эмоциональный интеллект" предложили психологи из Йельского университета - Питер Сэловей, Джон Мейер, Дэвид Карузо в 1990 году. К сожалению, на русском языке опубликованных работ этих классиков нет :(  

Их модель эмоционального интеллекта (версии 2000 года) включает в себя 4 компонента (каждый из которых содержит несколько навыков/компетенций): 

1) восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций;
2) использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности;
3) понимание и анализ эмоций;
4) сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений.
 
Модель эмоционального интеллекта Питера Сэловая и Джона Мейера

Некоторое представление о данной модели эмоционального интеллекта можно получить, например, из этой статьи

Кроме "теоретиков" эмоционального интеллекта есть ещё и "практики". Один из самых известных - психотерапевт Реувен Бар-Он. Его модель эмоционального интеллекта объединяет пять "сфер" - пять групп навыков, лежащих в основе психического здоровья и благополучия. Вот эти пять сфер: 

1) Внутриличностная сфера
2) Сфера межличностных отношений
3) Сфера адаптивности
4) Сфера управления стрессом
5) Сфера общего настроения 

Подробнее о прикладной модели эмоционального интеллекта Р.Бар-Она можно прочитать здесь

Хочу сказать, что и отечественные специалисты стараются не отставать от западных коллег :) У нас также появляются свои спецы по эмоциональному интеллекту (например, Д.В.Люсин, И.И.Ветрова, Е.Хлевная и др.). Да и число диссертаций по эмоциональному интеллекту в последние лет пять неуклонно растёт... 

К чему бы это? :) 

*   *   * 

Чем больше вокруг химеры суеты, тем более правдоподобной она кажется... Главный секрет "эмоционального интеллекта" в том... что его НЕ СУЩЕСТВУЕТ!  

1) Эмоции - это сквозной и самый "вездесущий" процесс, пронизывающий психику сверху-донизу и снизу-доверху. Т.е. эмоции есть всегда и в любых проявлениях психики. Поставить перегородку (т.е. чётко ограничить суть понятия): "вот это - эмоциональный интеллект, а это - уже не эмоциональный" попросту невозможно, да и бессмысленно. 

Строго говоря, с точки зрения научной методологии "эмоциональный интеллект" - это избыточное и искусственно сконструированное понятие. За этим понятием не стоит никакой принципиально новой феноменологии. А это нарушение "бритвы Оккама" - зачем плодить лишние сущности? Разве что для монетизации? ;))))

2) Когда Говард Гарднер довольно смело, в расширенном понимании говорил о "видах интеллекта", то по сути дела он говорил о способностях человека (а это не совсем "интеллект" :)). И смешивать в одну кучу специальные способности (вроде музыкальных, математических и т.п.) и общие, универсальные (которые часто и называют "интеллектом") - некорректно. 

Да и вообще, никто пока ещё толком не определил: являются ли эмоции "способностями" (в терминологическом смысле)? Скорее всего нет, т.к. способности по определению очень вариативны (например, к музыке у одного человека их нет совсем, а другой одарён, как Моцарт :)). А эмоции - универсальны, они есть у всех!  

3) Что есть "интеллект"?  В самом простом понимании - это способность решать задачи. От класса/типа решаемых задач зависит и тип интеллекта. Решаем логические задачки - имеем дело с интеллектом формально логическим. Пишем диктант - включается интеллект вербальный. Это если "на пальцах" :)

А в чём тогда смысл словосочетания "эмоциональный интеллект"? Решаем какие-то особые "эмоциональные задачи"? Или решаем какие-то задачи с помощью эмоций? Тут вот как-то снова не очень понятно... Т.к. если понимать под "эмоциональными задачами", например, регуляцию своего состояния (гнева, скажем), то решать эти задачи можно и с помощью абстрактно-логического интеллекта :) Ну, если хорошо проанализировать причины гнева :) 

Если мы решаем какие-то задачи (например, математические) с помощью эмоций, то это вообще как? Да, в когнитивной психологии есть куча исследований о том, как эмоции (настроение, к примеру) влияют на решение логических, перцептивных и проч. задач. Но эмоции ничего не решают, они лишь участвуют в процессе решения, как один из факторов :) 

Блиннн, похоже неуловимый "эмоциональный интеллект" снова от нас ускользает :) 

4) Хорошо, давайте предположим некую идеальную ситуацию, когда "эмоциональный интеллект" - это "решение эмоциональных задач с помощью эмоций". Да, у эмоций присутствует некая собственная "внутренняя" динамика, своего рода самодвижение. Это так называемая "логика чувств", изучение которой началось ещё задолго до нашей эры :) Ну, к примеру, в древнекитайской системе У-Син (пяти первоэлементов, вот первая попавшаяся ссылка). 

Логика самодвижения эмоций - тема крайне интересная, обширная и довольно малоизученая даже в современной психологии... Но в трактатах про эмоциональный интеллект вы вряд ли про это что-то прочитаете :( 

5) Ладно-ладно, профессура из Йельского университета - люди вполне вменяемые и разумные :)  Про "эмоциональный интеллект" они говорят очень осторожно, предпочитая использовать более корректное "эмоциональные компетенции". По сути дела они говорят о некой группе умений/навыков, связанных с тем, как человек взаимодействует с собственными и чужим эмоциями. 

Это всё замечательно... Проблема лишь в том, что сами эти умения и навыки - не их изобретение, а давным-давно в психологии известны :)  Ткните пальцем в любую компетенцию в составе эмоционального интеллекта, и я скажу вам, кто и когда этим занимался раньше, задолго до появления словосочетания "эмоциональный интеллект". 

...И опять же - зачем умножать сущности? Чем не устраивает просто "эмоциональная саморегуляция", "эмоциональное самосознание", "социализация эмоций", "стресс-менеджмент" и т.д. и т.п.?

6) Говорят про особенную прикладную ценность "эмоционального интеллекта"... Дескать, наделенный всеми  и достаточно развитыми компетенциями (из состава ЭИ) человек - счастлив, успешен в карьере и т.д. и т.п.  Но корректно ли такое утверждение? 

Эмоциональный интеллект - это искусственная конструкция. Это как портрет идеального жениха по Гоголю: "Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича, то...". Никто пока ещё не доказал, что ЛЮБОЙ человек может обладать ВСЕМИ включенными в модель эмоциональными компетенциями. А может быть и не нужно обладать всеми? А если не нужно, то наличие каких компетенций (в каких условиях, для решения каких задач, при наличии каких личностных особенностей и т.д.) будет необходимым и достаточным?  

Мда, вопросов больше, чем ответов... Копать вам,  ребята (исследователи ЭИ), не перекопать... 

7) Если эмоциональный интеллект = разрозненные компетенции (а никто пока не доказал обратное - то, что они являются каким-то закономерным образом связанными друг с другом), то снова возникает вопрос о научной целесообразности использования термина "эмоциональный интеллект", и о громождении всяких красивых моделей вокруг него.  

Дело в том, что главная болезнь науки психологии 20-21 века - это наводнение огромного количества эмпирики и локальных моделей на фоне отсутствия каких-либо внятных мета-теорий, которые могли бы все эти дурные массивы непрерывно возрастающих разрозненных данных как-то интегрировать и объяснить. 

"Эмоциональный интеллект" на такую мета-теорию ну никак не тянет, но новый поток обширных экспериментальных данных вокруг этого квази-понятия генерит исправно. В моём понимании - это такое маленькое методологическое зло :) 

*   *   * 

Хотя "эмоциональный интеллект" штука и анти-научная :) , но книги про него лично мне читать было интересно! Если это кому-нибудь интересно, то готов поделиться некоторыми идеями, которые мне показались любопытными, и которые я собираюсь использовать в своей работе - над собой :) и в качестве консультанта. 

1. В первой книге в нескольких местах встречается мысль о том, что эмоциональное сознание является постоянно рассинхронизированным с рациональным сознанием. Т.е. существует два разных, лишь изредка пересекающихся темпомира - мир мыслительных процессов, и мир эмоций. Возможно, что степень этой рассинхронизации, достигнув некоего критического значения, начинает вредить нашей самоорганизации.  

Получается, что именно эмоции задают "экстремальность" в нашей самоорганизации. Под влиянием эмоций иногда мы принимаем решения слишком быстро (и опрометчиво!), а иногда слишком долго (и опаздываем!). В принципе, тайм-менеджмент и стресс-менеджмент всегда были дружественными дисциплинами :) 

Основные "рассинхроны" описаны в приложении Б (стр. 508): 
1) Эмоции запускают быструю, но неточную ответную первую реакцию
2) Процесс мышления ВСЕГДА медленнее, чем эмоциональная реакция, но эмоции задают "рамку", которая определяет характер и направление мышления
3) Эмоции создают "детскую", наивную реальность, в которой ассоциативное сходство принимается за доказательство
4) "Эмоциональный ум реагирует на настоящее так, как если бы это было прошлое" - эмоции лежат в основе стереотипов и установок, моделирующих шаблонные реакции и выводы
5) Состояние = комплекс ограниченных мыслей, реакций, воспоминаний. Пока не сменится состояние, выйти за рамки этого комплекса очень сложно. 

Вывод напрашивается парадоксальный :) - чем медленнее мы принимаем решение, тем большое шансов абстрагироваться от влияния эмоций. Чтобы продвигаться быстро, надо решать медленно :) 

2. Просто гениальная цитата: "Главная одарённость мастера - умение направить ВСЕ эмоции на достижение результата".   Проникся, пошёл думать... :) Думать о том, как можно фокусировать в одну точку ВСЕ эмоции...

3. В обеих книгах обнаружен парадокс :) С одной стороны декларируется, что коммуникативные навыки и ЭИ в целом - в тренде; и крайне необходимы для современных "сетевых" организаций, удалённых рабочих мест и проектного стиля работы. 

С другой стороны, подрастает целое поколение, "воспитанное Интернетом", у которого отсутствуют элементарные навыки общения. Техническая лёгкость установления коммуникаций никак не гарантирует их "человечности" - в плане эмпатии, этичности, этикетности и т.д. 

Над данным парадоксом размышляю я уже давно, и у Гоулмана нашел несколько новых интересных мыслей. Вообще, хочу по данной теме сделать отдельный пост... 

4.  Во второй книге впечатлило "время топ-менеджеров =  время их отношений с ключевыми людьми" (см.выше мой комментарий к главе 3).  В целом это очень согласуется с моими мыслями насчет тайм-менеджмента отношений

И ещё из разряда тайм-менеджмента для "топов" (глава 6) - их источник информации №1 - не книги, не письменные отчёты, а живое общение с ключевыми (лучшими специалистами). Если им нужно что-то узнать, они находят в своем окружении самого компетентного, и просто задают ему вопрос. Это важнейший навык ЭИ, позволяющий руководителям сильно экономить своё время. Т.е. люди (эксперты) = быстрая информация :)

5.  Очень сильно лично меня озадачила такая компетенция (в главе 7) как политиканство. Видимо, здесь мой эмоциональный интеллект не развит совсем :) К любому политиканству отношусь негативно. Пошёл думать, что хорошего можно найти в политиканстве :) 

*   *   * 

Резюме: 1) В ближайшие лет 20-25 специалисты, имеющие дело с прикладной психологией (здесь следует понимать максимально широко, включая менеджеров, HR-специалистов и т.п.) от концепта "эмоциональный интеллект" вряд ли откажутся.  

Также вряд ли они откажутся от желания оценивать и/или развивать эти самые "эмоциональные компетенции". Но... так как само научное наполнение концепта остаётся крайне размытым, то в реальности всё будет зависеть от адекватности конкретных специалистов, которые этот самый "эмоциональный интеллект" в качестве инструмента/предмета своей деятельности выбирают. 

Что, собственно, уже и наблюдается :) В каких-то компаниях, услышав словосочетание "эмоциональный интеллект" плюются и крутят пальцем у виска, а в каких-то других рассматривают прокачку эмоциональных компетенций чуть ли не как панацею.  

2) Буду ли я использовать в своей работе (и в саморазвитии) "эмоциональный интеллект" и "эмоциональные компетенции"?  Буду, но без фанатизма :)  

"Эмоциональный интеллект" - это лишь коллекция идей про эмоции. И, возможно, некоторые из этих идей будут мне полезны. 

"Эмоциональные компетенции" - это лишь некое описание (одно из возможных, но довольно добротное, впрочем) эмоционально-личностных характеристик человека. Как инструмент, экономящий время на понимание и основа для личностно-ориентированного обучения, вполне имеет право на существование :) 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Спасибо за предоставленный материал. Абсолютно с Вами согласен по поводу термина «эмоциональный интеллект», его надуманность бесспорна.
    Интеллект есть структура, агрегат, состоящий из дискретных статичных элементов (условно психических атомов) образующих относительно устойчивую систему.
    Эмоция, напортив, есть поток, увлекающий, преобразующий способный разрушить или придать динамизма.
    Это есть пластическая стихия чистой воды. Эмоцию не изучают, её переживают.
    Понятие «эмоциональный интеллект», есть насильственная проекция монадной категории
    статичного интеллекта, в динамичную пластическую среду.
    Это есть взгляд на эмоции, через призму интеллекта и не более того.
    Использование монадных инструментов, для описания пластических процессов (другова к сожалению пока нет) и порождает эти неточности.
    Основной бинер познания монадность/пластичность, где пластичность познаётся через монадные инструменты, есть доминирующий способ познания современного человечества, это есть научное познание. Но оказывается можно переживать монадность через пластичность и его инструменты, первое приблежение, музыкальное произведение.
    Представьте себе «научное музыкальное произведение». Некий «интеллектуальный эмоционализм» круто, но пока недоступно. А жаль.
    Николай. Воронеж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Николай, я частично с Вами согласен :)

      Думаю, что дуальная ("корпускулярно-волновая") природа психики сохраняется на всех её уровнях и во всех её проявлениях. Разве что в эмоциональных процессах центр тяжести смещён в сторону непрерывности, а в интеллектуальных - в сторону дискретности.

      Было бы очень большим упрощением считать, что интеллект - лишь "дискретное". Сенсорика - континуальна, образность - непрерывна, интуитивная ("фоновая") переработка информации - также бесконечный поток. Эти (и другие) континуальные вещи прочно и неразрывно вплавлены в интеллектуальную дискретность (или "монадность", как Вы это называете :)).

      Аналогично у эмоций есть неотрывные дискретные компоненты. Самый простой пример: как только эмоция осознаётся - о-значивается - она становится "монадой" :) Т.к. сознание есть лингвистическая реальность, а язык дискретен :)

      /...Впрочем, про единство дискретного и континуального - это "азы"... Очень рекомендую почитать Л.М.Веккера "Психические процессы". Желательно все 4 тома :)).../

      Кстати, "научное музыкальное произведение" - не такая уж и бессмыслица :) Профессионалы "от искусства" (особенно от массового) умеют вполне направленно моделировать требуемые эмоции.

      Удалить
  2. Согласен, с интеллектом переборщил в сторону упрощения. Обязательно прочту Л.М.Веккера, рад за Вас, что в России есть человек с эрудицией, достойной уважения.
    Николай. Воронеж.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за подробную рецензию. Я уже начал скучать и подумывать от отказа прочтения, но благодаря вам знаю, какие части следует прочитать, а какие - смело могу пропустить!)

    ОтветитьУдалить
  4. Антон, рад, что помог с выбором :)

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей, здравствуйте. Спасибо за детальный обзор книг.

    Каков ваше мнение о похожей книге "Эмоциональный интеллект. Российская практика" http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/psychologies/russian_practice/ ?

    ОтветитьУдалить
  6. Zodios, к моему стыду книгу "Эмоциональный интеллект. Российская практика" я ещё не читал :( Спасибо, кстати, за подсказку!

    Бегло посмотрел те главы, которые выложены на сайте МИФа... Первое впечатление:
    а) по теории там ничего нового, пересказ того, что уже есть у Гоулмана;
    б) по практике: похоже, там есть интересные авторские методики и приёмчики работы с эмоциональным интеллектом.

    Думаю, ради практических "фишек" книгу посмотреть стоит...

    ОтветитьУдалить