вторник, 19 февраля 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 2. Установки, законы, сюжеты

Периодическая таблица сторителлинга - 2. Установки, законы, сюжеты

Установки, законы, сюжеты
 - достаточно крупные сюжетные линии, ходы и идеи, в значительной мере дополняющие ("украшающие", модифицирующие) структуру повествования.  

Всего в периодической таблице сторителлинга предлагается 13 элементов разряда установок, законов и сюжетных поворотов. При этом 9 элемент ("Зов приключений") является сложным, многовариантным. Итак, элементы: 

1) "Закон Эзопа" (Ae) - какой-либо структурный или формальный элемент повествования (эпизод, сцена, глава, часть или даже весь текст) оканчивается "моралью". "Мораль" - своего рода анализ, интерпретация и оценка произошедших в сюжете событий с морально-этической точки зрения. 

Обычно "мораль" используется не как прямое одобрение или осуждение поступков персонажей - гораздо эффективнее применять "закон Эзопа" в качестве парадокса. Например, в ходе сюжета складывалось впечатление, что главный герой "всё сделал правильно", но в "морали" его поступки получают иную интерпретацию, и оцениваются как негативные (безнравственные).

В качестве "морали" может использоваться встроенная короткая история-притча (например, рассказанная кем-нибудь из героев книги, или "от автора"), вовсе не связанная с основной сюжетной линией. 

2) "Серьёзный бизнес" или "Это не игрушки!" (Srs) - в историю вводится персонаж и/или деятельность (как правило, деятельность), которой участники повествования придают чересчур большое значение. 
 

"Серьезный бизнес" может выступать в повествовании в качестве отдельной сюжетной линии, в которой превозносится и "почитается" какой-то определенный вид деятельности, всячески подчеркивается его серьёзность, важность, необходимость. 

Сторителлинг - установки, законы, сюжетные ходыОбязательной составляющей "серьёзного бизнеса" является неукоснительное соблюдение персонажами правил, традиций и ритуалов, связанных с данной деятельностью. При этом важной частью сюжета могут быть персонажи, не соблюдающие "серьёзность", нарушающие правила ("они всё портят"), и необходимое противодействие этим персонажам-нарушителям ("Это вам не игрушки!"). 

Приём "серьёзный бизнес" является необходимым условием классического детектива, триллера, боевика, мистического или производственного романа. Для всех этих жанров, чтобы "зацепить" читателя, крайне важна предельно серьёзная атмосфера. 

Но стилизация "под серьёзный бизнес" может давать хороший комический (пародийный) эффект в рекламе, или, например, в фэнтези-детективах. Хорошим примером здесь может быть, например, весь цикл "Плоского мира" Терри Пратчетта, где высмеиваются практически все возможные клише из "серьезного" фэнтези :)


3) "Маскарад" (Msq) - в сюжет встраиваются персонажи (объекты, организации), которые являются вовсе не тем, чем кажутся на первый взгляд. Вместе в подобными "замаскированными" персонажами добавляется отдельная сюжетная линия по разоблачению данных персонажей - постепенному или внезапному. 

"Замаскированные" персонажи обычно являются второстепенными. Они появляются эпизодически, и обычно подаются как "самые обычные" люди, но с намёком на некую "персональную тайну". Что характерно, тайну данного замаскированного персонажа никто из героев обычно специально не расследует - она раскрывается случайно, как бы сама собой. 

Тайна замаскированного персонажа может быть негативной, "страшной" (например, он в молодости совершил страшное преступление, и до сих пор скрывается от возмездия), позитивной (например, простой уборщик оказывается наследным принцем), или вполне обыденной. 

В некоторых сюжетах замаскированный персонаж в момент его разоблачения может играть ведущую роль (участвуя в кульминации или в развязке сюжета). В других сюжетах замаскированные персонажи играют роль отвлекающего фактора, "ложного следа", не оказывая значительного влияния на развитие основного сюжета. 

В рекламных текстах может вводиться целая череда замаскированных персонажей, постепенное разоблачение которых создаёт комический эффект.


4) "А теперь... В КОСМОСЕ!" (Rcy) - очень примитивный, но, тем не менее, вполне работающий приём, суть которого - перенесение типового сюжета (например, сказки про Золушку) в нестандартные условия, в новый контекст (например, в космос). Т.е. текст пишется по принципу "сюжет старый, декорации новые". 

Некоторые сюжеты являются "вечными", архетипическими (вроде всё той же истории про Золушку). 99% женских романов были, есть и будут "историей про Золушку", и основные различия между этими текстами (какой из них великий, какой популярный, а какой вовсе никому не интересен) будет определяться именно оригинальностью автора в выборе "декораций", в создании цепляющего читателя контекста. 

Создатели сериалов вообще с большой легкостью используют данный приём :) Они сохраняют узнаваемые типажи главных героев, характер отношений между ними, основную сюжетную линию, но на этом константы заканчиваются.  

Если сериал "про реальную жизнь", то в качестве декораций начинают использовать географию ("...а теперь в Антарктиде"), необычные локации ("...а теперь в склепе фараонов") или из ряда вон выходящие события и катастрофы ("...а теперь в салоне падающего самолета"). Также могут быть использованы воспоминания (возвраты в прошлое, флэшбеки), или предвидения (скачки в будущее, флэшфорварды).

Если сериал фантастический, то место действия сюжета может располагаться на любой планете, в любой выдуманной реальности, в далёком прошлом/будущем. В качестве особо эффектных декораций могут добавляться всякие сказочные сущности - инопланетяне, зомби, магия и т.п. 

Пожалуй, удобнее всего использовать данный приём в ситкомах (или в ситкомах с элементами фантастики вроде "Альфа" или "Сабрина, маленькая ведьма"). Классический приём ситкома, неизменно вызывающий смех, это помещение его вполне обыденных персонажей в совершенно нелепый контекст, в т.ч. сказочный (например, в одной из серий IT- Crowd герои обнаруживают у себя в серверной ...вампира :)). 

От себя добавлю, что приём "А теперь... в космосе!" очень распространён у некоторых отечественных многосерийных пейсателей-фантастов, которые просто берут лучшие тексты мировой фантастики, переименовывают персонажей, слегка меняют декорации - и ваяют очередной шедевр :(  


5) "Х встречает У" (Х) - достаточно незатейливый приём, когда текст строится на объединении/пересечении двух (иногда и 3-4) "классических" (типовых) сюжетов. Представьте себе, например, что Золушка, убегая с бала, где-то там обо что-то споткнулась/укололась, и стала Спящей Красавицей :)  Принц с туфелькой её повсюду разыскивает, а она где-то дрыхнет :) Чем закончится история?!?! 

Несмотря на простоту, данный приём открывает большую свободу для построения самых разных сюжетных линий, в т.ч. и далеко "уходящих в сторону" от сюжетов, взятых за основу. 

Этот приём может быть использован достаточно прямолинейно (например, как в мультике Г.Бардина про Красную Шапочку :)))). Но с его помощью можно создавать и очень "глубокие" тексты вроде "Мастера и Маргариты" М.Булгакова (где сюжет Евангелия встречается с сюжетной линией Мастера, которая, в свою очередь является авторской трансформацией типового сюжета о докторе Фаусте). 


6) "Волшебство есть волшебство" (Аа) - или можно сформулировать так: "закон целостности волшебства на всём протяжении текста". Если в тексте создаётся новый мир или особая реальность (что типично для таких в широком смысле жанров как фантастика и мистика), то необходимо дать правдоподобное для читателей объяснение и логически связное описание этой реальности. 

Ибо ничто так не раздражает читателей, как непоследовательность текста, когда введённые в первой главе правила "волшебной реальности" с лёгкостью игнорируются или попросту забываются уже во второй главе... Подобные логические неувязки читатель ещё может простить в описании реального мира, но при описании мира фантастического - это смертельная ошибка! 

Что делать автору? В начале повествования необходимо включить в текст своего рода "учебник", объясняющий читателю правила функционирования особой реальности данного текста. Правила должны давать читателю возможность логично объяснять действия персонажей, легко понимать "волшебные" причины и следствия происходящих в тексте событий. Периодически по ходу повествования имеет смысл иногда напоминать читателю о законах данной особой реальности.

И не забывайте, что недостаточно продуманные правила магии и новые законы физики, вводимые авторами в сюжет, ведут к появлению сюжетных дыр и необъяснимых явлений, которые значительно портят впечатление зрителя от сюжета! 


7) "От идеализма к цинизму" (Ivc) - это авторская установка, которая определяет общий "градус гуманизма" текста. По сути дела, это авторский ответ на вопрос: "Что лучше всего решает основной конфликт сюжета - сила любви и дружбы, или пуля между глаз?".  Данная установка почти всегда определяет и финал сюжета: будет он оптимистическим или пессимистическим. 

Идеалистический полюс данной установки - это эмоциональный тон "всё будет хорошо". Все больные вылечатся, все влюбленные встретятся, герой-одиночка прекратит войны, а все злодеи перевоспитаются. Добро побеждает, светлое будущее не за горами. 

Полюс цинизма = "всё плохо, и будет ещё хуже". Мир отвратителен; люди или наивные дураки, или моральные уроды, или беспринципные злодеи. Зло правит бал, и нет никакого просвета. 

Если речь идёт о конкретном тексте (фильме, сериале), то для каждого из полюсов могут быть задействованы различные эмоциональные оттенки. Например, если сериал с уклоном в позитивный идеалистический полюс, то в разрешении сюжетных проблем могут помогать истинная любовь, верная дружба, искренняя вера в бога, преданность и честность, и т.д. 

Для автора единственный риск здесь - наклепать глянцевых, чересчур позитивных персонажей. Хотя, латиноамериканское "мыло" полно именно таких кукольно-позитивных персонажей и сюжетных линий, но, тем не менее, домохозяйкам нравится :)

Использовать циничную установку с одной стороны проще, а с другой - сложнее. Проще потому, что публика любит злодеев, драматическое напряжение и трагедии ("Побольше цинизма, людям это нравится" (с) :)))). С другой стороны, важно не переусердствовать, и не создать явный трэш. Лично я не против трэша :), но "чёрные" жанры как в кино, так и в литературе - явление субкультурное, и вряд ли некий предельный градус цинизма будет интересен широкой публике. 

В качестве примера "избыточного цинизма" здесь можно привести росийские "послеперестроечные" боевики начала-середины 90-х годов. Некоторые киноведы выделяют их даже в отдельный жанр :) В этих фильмах в концентрированном виде собраны все "болячки" общества - нищета, коррупция, бандиты и т.д. Главный герой выступает в свой поход против Зла, но обязательно теряет всё, что ему дорого, и в конце погибает сам. И всё это декорировано российским бездорожьем и депрессухой... Тогда в exСССР ещё не добралась продукция Голливуда, и поэтому эти "чернушные" боевики даже кто-то смотрел. Сегодня же они смотрятся совершенно дико - как что-то одного уровня с наивными гонконговскими ушу-фильмами 70-х, в которых главная "фишка" - вырывание голыми руками окровавленного сердца из груди противника. 

Где-то посередине между полюсами идеализма и цинизма располагается "точка реализма". Но реалистические повествования мало кому интересны! (Опять же: реализм хорош в классической, "большой" литературе. Для массовой культуры реализм - это слишком скучно). На самом деле гораздо интереснее персонаж/сюжетная линия, которые как маятник совершают постоянные колебания от идеализма к цинизму :)  Типаж "святой и грешный" в одном флаконе :)))  
/Это вам никого не напоминает?  А как же Доктор Хаус? :)))/

8) "Статус Кво" (Sq) - в переводе с латыни означает "текущее (неизменное) положение дел". Этот приём идеально подходит для телесериалов, комиксов, книжных серий. Суть приёма заключается в том, что к концу серии, несмотря на все произошедшие перипетии, сюжет (и главные персонажи) возвращается к некоему устойчивому положению дел.  Что бы ни происходило, статус кво (окружающая обстановка, привычки и образ жизни главного героя, его отношения с другими персонажами, настроение и т.д.) останется неизменным. 

"Статус кво" является удобным приёмом при создании сериалов (например, детективных), в которых каждая серия - отдельная самостоятельная история. В данном случае "статус кво" является своего рода рамкой, позволяющей аудитории не "потерять" целостное восприятие главного героя - он остаётся одним и тем же, несмотря на то, что истории в каждой серии разные. 

Кроме того, "статус кво" является своего рода барьером, отделяющим одну серию от другой. Это значительно облегчает жизнь зрителям, позволяя им не запоминать, что же происходило в прошлой серии, поскольку для таких сериалов это не играет никакого значения.

"Статус кво" обозначается в виде простых маркеров, которые обязательно размещаются в начале и конце серии. Например, у главного героя может быть любимая собака; серия может начинаться с того, как собака утром забавно будит его; а заканчивается серия тем, как он общается вечером с собакой, рассказывая ей свой рабочий день :)   

Кстати во многих сериалах "про настоящих профессионалов" (полицейских, врачей, пожарников и т.п.) в качестве таких рамочных элементов, задающих статус кво, обычно используются члены семьи - дети, супруги, домашние питомцы и т.д. 

Также заметим, что приём "статус кво" может быть использован с разной эмоциональной интонацией. Например, герой-профессионал может уходить/возвращаться к семье, где его любят и ждут (позитивные эмоции). А может уходить/возвращаться в пустой дом, где его ожидает только собака  (одиночество) или, к примеру, парализованная жена (трагедия). 


9) "Зов приключений" (Cal) - способ ввода главного героя в сюжет. Как (и желательно поэффектнее) главный герой должен "впрыгнуть" в сюжет, чтобы максимально заинтересовать читателя? 

Данный троп в большей степени подходит для приключенческих жанров (в самом широком смысле!), но ничто не мешает использовать идеи эффектного появления ГГ хоть в мелодраме :))) 

Это мега-составной троп, включающий в себя целых 22 субтропа, описанию которых я посвящу отдельный пост. 


10)  "Путь искупления" (Rq) - суть приёма заключается в том, что сквозной (и часто основной) сюжетной линией является исправление главным (второстепенным) героем своих (или чужих) "ошибок прошлого".  Герой должен осуществить череду добрых дел, после выполнения которых он заработает "прощение". 

Достаточно эффектный приём для боевиков и детективов, с помощью которого можно вывести сюжетную линию вставших на путь исправления негативных персонажей или даже анти-героев. Для пущего драматизма "путь искупления" может завершаться трагически: например, "исправляющийся" персонаж во время кульминации или финала текста спасает жизнь главному герою, но при этом сам погибает. 

Разновидностью "пути искупления" может быть "путь мести", что характерно для многих детективных сюжетов. Исправившийся злодей мстит своим бывшим подельникам, искупая тем самым свои прошлые грехи, и, как правило, погибает в конце сюжета (в битве с главным антагонистом :)).

"Путь искупления" может быть центральным комическим приёмом в сериалах (ситкомах). В частности, рекомендуется к просмотру "Меня зовут Эрл" ;)))


11) "Путь героя" (Hj) - очень мощный способ генерации сюжетов, заимствованный (полностью или частично) из мифологии. Желающим погрузиться в глубины :) и изучить героический путь в деталях, крайне рекомендую к прочтению классический труд Джозефа Кемпбелла "Герой с тысячью лиц". Для продвинутых людей по теме также рекомендуется прочтение В.Я.Проппа и Е.Мелетинского :)

В самом схематичном варианте "путь героя" состоит  всего из трёх больших этапов: Отправление (Герой покидает привычный мир), Инициация (Герой учится ориентироваться в неведомом мире приключений), Возвращение (Герой возвращается в привычный мир). 

В расширенном "пути героя" может быть до 14 этапов (в мифах эти этапы заданы достаточно жёстко, в современных текстах некоторые этапы могут быть пропущены): 

     1. Рождение Героя, происходящее при чудесных или загадочных обстоятельствах.
     2. Начало жизни Героя, происходящее в его родном городе (в зависимости от расположения сюжет на шкале идеализма – цинизма, родиной Герой может являться как Мирное Королевство, которое в будущем придется спасать от надвигающейся опасности, либо Мертвые Пустоши, в которых Герою требуется восстановить уже и так нарушенный порядок).
     3. Вестник приносит Зов Приключений
     4. Герой должен решить, как ему отреагировать на Зов (возможно два варианта: отказаться (но Зов придет за Героем снова, т.к. он знает, где живет Герой), или согласиться и броситься в пучину приключений с головой).
     5. Зачастую, в начале пути Героя возможно получение некой волшебной, божественной помощи, или важного наставления от Учителя.
     6. Преодоление первого Порога. Герой должен принять осмысленное решение по преодолению первого Порога и началу своего великого Пути. Нередко первый Порог охраняется стражниками, с которыми Герою необходимо сразиться.
     7. Перерождение Героя – Герой оставляет позади привычный мир, что может изменить его навсегда.
     8. Дорога испытаний – это трудный путь, на котором герой должен справляться с различными испытаниями и трудностями.
     9. Ночная вылазка – в большинстве сюжетов Герою необходимо проникнуть во владения Главного Злодея, с целью разведать что-то важное, как правило это происходит ночью и представляет собой некую «стелс-миссию».
     10. Небольшое затишье перед решающей Битвой.
     11. Апофеоз/ решающая Битва /Вознаграждение – сложный этап, в котором Герой предается размышлениям на тему своего истинного предназначения и своей истинной сущности, сражается с Главным Злодеем и получает некую Награду.
     12. Отказ от возвращения – к этому моменту Герой уже достаточно изучил Мир приключений, возможно даже нашел себе место, где ему хочется остаться, однако всегда есть обстоятельства, которые заставляют его вернуться домой.
     13. Возвращение домой 
     14. Свобода жить – Герой отдает Награду, полученную в финальной Битве своим людям, все счастливы.


12) "Спасение мира" (Stw) - старый как мир сюжетный драйвер :)  Основная сюжетная линия заключается в том, как главный герой спасает мир от реальной/фантастической угрозы. Сюжетная линия обычно состоит из ряда эпизодов, в которых угроза миру (несмотря на отчаянные попытки ГГ её предотвратить) всё нарастает и нарастает, и лишь к концу повествования стремительно следует кульминация-развязка-финал. 

"Спасение мира" очень хорошо сочетается с конфликтной структурой (см.предыдущий пост по теме - "Структура"), т.к. суть подобных сюжетов - борьба как минимум двух сторон: тех, кто пытается погубить мир, и тех, кто пытается его спасти.  

Много распространяться не буду, пересмотрите в качестве наглядного пособия по "спасению мира" такие х/ф как "Армагеддон", всего "Терминатора" и "Бэтмена" :)

В качестве понижающей метафоры "спасение мира" достаточно широко используется и в рекламе. Например, жевательная резинка "спасает" от микробов, моющее средство - от грязи и т.д. 


13) "ОНИ борются с преступностью!" (Tfc) - сюжетный приём, суть которого заключается во введении в сюжет двух (реже 3-4) максимально контрастных главных героев. При этом между столь противоположными героями устанавливаются тесные, но противоречивые отношения "любви-ненависти". 

Важным моментом также является общая задача, миссия, выполнить которую оба персонажа могут только совместными усилиями. Собственно, интрига такого сюжета заключается в том, передерутся ли персонажи друг с другом (и миссия будет провалена), или они придут к доверию и взаимопониманию (и победят). 

Это классический приём детективных сюжетов, часто ещё называемый "скованные одной цепью", или "партнеры поневоле". В качестве "партнеров поневоле" обычно выступают преступник и полицейский.   В качестве классического примера превосходной реализации данного сюжетного приёма очень рекомендую пересмотреть "Танго и Кэш" :) 

По сути, "ОНИ борются с преступностью!" - это приём, который как бы удваивает сюжетную линию. Кроме основной, поверхностной сюжетной линии (борьба с преступностью), добавляется ещё и линия развития отношений главных героев. При достаточно ярко прописанных характерах персонажей, "линия отношений" приобретает самостоятельную ценность. 

Приём "ОНИ борются с преступностью!" в ситкомах, мульт-сериалах, рекламе и т.п. текстах может использоваться как комический. Достаточно лишь "поставить в пару" двух гротескных персонажей («Он – глубоко религиозный варвар-гей, владеющий безграничной властью над насекомыми. Она – радикальный панк–русалка, и у нее есть Злобная Сестра Близнец. И они борются с преступностью!»), чтобы внести в сюжет долю абсурда, и получить комический эффект. 


ранее: 








Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



2 комментария:

  1. Ну, что сказать? огромное Вам человеческое спасибо !))) Давно искал нечто подобное!
    По складу ума всегда все стараюсь систематизировать и загнать в таблицы - и тут такая находка! Браво!))))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, очень приятно :)

    ...следите за обновлениями - они обязательно будут, т.к. таблица пока выложена далека не вся!

    ...И тут "спасибо" не столько мне, сколько куче народа: англоязычным товарисчам, которые эту самую таблицу составили; переводчице, которая проделала титанический труд, сделав для меня перевод-кальку всей таблицы (иногда для этого приходилось делать очень серьезные раскопки на сайте http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/HomePage ). Моя заслуга тут небольшая - привести текст в блого-литературный :))) вид, добавить примеры и проч.

    ОтветитьУдалить