пятница, 18 января 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - начало

Периодическая таблица сторителлинга - начало
Жизнь в который раз широко улыбается, подтверждая истину: "Всё новое - хорошо забытое старое!". Нечто подобное сейчас происходит с модным словечком сторителлинг (storytelling). То бишь, в переводе с аглицкого - "рассказывание историй". 

Сторителлинг: ох, уж мне эти сказки! ох уж мне эти сказочники!

Причём в нынешнем современном новоязе термин "сторителлинг" понимается в сугубо прикладном смысле: 

1) это рассказывание маркетинговых историй потребителям ("бренд есть легенда, миф") как некая глобальная медиа- и PR-стратегия

Причём истории эти рассказываются не только про сам продукт - современный маркетинг мифологизирует всё, что только можно (и не можно :)). Истории рассказываются про компании, лидеров этих самых компаний, сообщества самих потребителей и т.д.

В частности, сторителлинг может использоваться и как инструмент внутреннего маркетинга и элемент организационной культуры (в ритуалах, корпоративных СМИ и т.п.). Например, вновь принятых на работу сотрудников во время адаптационного периода могут добровольно-принудительно :) знакомить с "героической" историей компании, биографией отцов-основателей и т.п.

2) это методика построения единичных сообщений - презентаций, публичных выступлений, СМИ-материалов (репортажей, статей и проч.). Кроме того, по логике сторителлинга могут компоноваться и "крупные" медийные жанры - вроде телешоу, сериалов и проч.

3) это метод анализа рекламных/PR-текстов. Обычно такой анализ даёт возможность оценить структурную и смысловую "мощность" текстов, главная задача которых - изменение поведения потребителей. 

Кому нужен сторителлинг (в его современном понимании)? В первую очередь креативщикам, работающим в рекламе и PR. Журналистам, сценаристам, режиссёрам; вообще - медийщикам, в самом широком смысле. 

Сторителлинг нужен публичным лидерам и персонам. А также специалистам, которые в "группе поддержки" этих публичных людей - спичрайтерам, имиджеологам и проч. 

Если всерьёз рассматривать сторителлинг как инструмент внутреннего PR, то этим инструментом должен владеть любой локальный организационный лидер - от генерального директора компании, до самого последнего бригадира :) Хотя в каждой заводской курилке можно найти аааатличных мастеров сторителлинга :)))

Если попытаться немного абстрагироваться от современного новояза, то т.н. "сторителлинг" - это просто некоторые приёмы, правила и рекомендации по сочинению качественных текстов. Ну, разве что "качественных" с уклоном не в эстетическую сторону, а в практическую. Т.е. приёмы сочинения текстов, которыми не столько восхищаются, сколько совершают под их воздействием определенные поступки. 

Идея разобрать текст по косточкам; понять, как он устроен; а потом сконструировать "шедевр из пробирки" далеко не нова. Структурная лингвистика (ещё со времён Фердинанда де Соссюра) именно этим занимается уже почти полтора века. И кстати, круче русской формальной школы почти ничего нет :))) Лучшего трактата по структурной поэтике, чем книга В.Я.Проппа "Исторические корни волшебной сказки" также до сих пор трудно найти!  А вы про какой-то там "сторителлинг" :(((  Блин, воистину "Иваны, не помнящие родства" :( 

Ладно, не буду ворчать по поводу упадка - ниже плинтуса! - современного образования. Я понимаю, что читать первоисточники (хотя бы по той же структурной лингвистике) современному торопыге как бы некогда, а вот попсовый "сторителлинг" (эдакий информационный фастфуд) - самое то! 

Думаю, что сейчас имеет смысл поделить техники сторителлинга на две большие группы. Некоторые приёмчики лучше всего подойдут для малых текстов. Например, для подготовки презентаций. Другая группа  приёмов сторителлинга лучше подойдёт для глобальных текстов - вроде написание сценариев для сериалов, или "многосерийной" коммерческой литературы. 

Рассказывать о сторителлинге, я, пожалуй, начну со "слона"... Любой уважающий себя коммерческий текстописатель-профессионал наверняка знает или слышал про оччень известный во всемирной паутине сайт - ТВ-Тропы* (TV Tropes).  

/*Понятно, что слово "тропы" тут употребляется не в смысле дорожки-тропинки, а как лингвистический термин :)  "Тропы" - это фигуры речи; элементы стилистики, украшающие текст и придающие ему дополнительный смысл/. 

На данном сайте (TV Tropes)  собраны различные стилистические приёмы, сюжетные ходы, образы и персонажи, встречающиеся в фильмах, сериалах, книгах, мультфильмах (в т.ч. аниме), компьютерных играх и т.д. В общем - это такая огромная коллекция приёмчиков сторителлинга именно для создания глобальных текстов. 

Проблема заключается лишь в том, что сайт ТВ-Тропы изначально работал (и работает) как открытый краудсорсинговый проект - т.е. своего рода Википедия сторителлинга. Сначала это было причиной расцвета популярности и полезности данного ресурса, но потом начались и чёрные дни - когда сайт стали агрессивно атаковать фанаты отдельно взятых сериалов/мультиков, когда Google начал активно банить сайт за наличие "неприличного" контента и т.п.  

Впрочем, более подробно о боевом пути сайта ТВ-Тропы очень хорошо (читать осторожно - т.к. с матюками!) расписано в отдельной статье на Луркморье :) Рекомендовано к прочтению

Периодическая таблица сторителлинга (с) ComputerSherpa
 
Так вот, в 2011 году некий чел с ником "компьютерный шерпа" (ComputerSherpa) разместил на ДевиантАрте дивную инфографику - "периодическую таблицу сторителлинга" (The Periodic Table of Storytelling). Хотя сама инфографика - коллективное творчество доброго десятка людей. 

Главный "плюс" этой самой инфографики - в ней отображены практически все основные элементы сторителлинга, полезные прежде всего для создания "больших" текстов. Причём в инфографике собраны хорошие, качественные элементы, которые были на ТВ-Тропах ещё до эпохи захламления сайта (см. выше). 

Всего в "периодической таблице сторителлинга" собрано около 200 элементов для конструирования историй. Элементы сгруппированы в 11 категорий: 

1) Структура (Structure)
2) Установки, законы, сюжеты (Setting, Laws, Plots)
3) Модификаторы сюжета (Story Modifiers)
4) Инструменты сюжета (Plot Devices)
5) Персонажи (Heroes)
6) Модификаторы персонажей (Character Modifiers)
7) Архетипы (Archetypes)
8) Злодеи (Villains)
9) Метатропы (Metatropes)
10) Производство (Production)
11) Фанаты и реакция аудитории (Fandom & Audience Reaction) 

Условно говоря, пункты с 1 по 4 содержат композиционные идеи, варианты различных сюжетных ходов, способы развёртывания повествования. Это как бы общие советы по построению истории (генеративная поэтика ;)).

Значительная часть элементов "периодической таблицы сторителлинга" (пп. 5 - 8) посвящена действующим лицам любой истории - персонажам, их маскам, ролям, типовым сценариям поведения и т.п. 

Разделы с 9 по 11 являются особенно любопытными, т.к. описывают те элементы сторителлинга, которые помогают понять эффекты, возникающие (случайно, либо целенаправленно ;)) на стыке истории с реальной жизнью. Например, процесс создания истории (п 10. Production) - особенно на ТВ - может легко становиться частью самой истории :) 

Из "минусов" данной инфографики... Периодическая таблица элементов г-на Менделеева построена на основе строгой закономерности. Нахождение каждого элемента на своём месте (строке/столбце) строго определяется количеством электронов на его орбите и числом энергетических уровней; это также определяет характер его взаимодействия с другими элементами. 

В "периодической таблице сторителлинга" вы подобной логики не ищите - её там нет!  Эта инфографика - просто визуально объединённые разрозненные элементы. Каждый из этих элементов является вполне автономным.  Здесь прямая аналогия с конструктором Lego - россыпь деталек разного цвета, из которых можно слепить любую конструкцию на своё усмотрение :) 

Внутри каждой ячейки "периодической таблицы сторителлинга" содержится следующая информация (сверху вниз): 

- Popularity in kilowiks - популярность в киловИках (тыс.ссылок на страничку данного тропа с других страниц сайта TV Tropes).  

От себя добавлю, что цифра эта малоинформативна, т.к. в большей степени она лишь выражает моду сообщества ТВ-Тропов на какие-либо элементы сторителлинга. Но в принципе, можно интерпретировать эту цифру и по-другому: хотите написать что-то мега-популярное - выбирайте только тропы с максимальным "весом" ;)

- Identifier - ID данного тропа, т.е. краткое, сокращённое его наименование (обычно из первых 2-3 букв).

- Trope Name - полное название тропа (в том виде, как это название используется на сайте TV Tropes; как правило, каждому такому тропу на сайте посвящена отдельная статья, включающая в себя описание тропа, а также примеры тропа из литературы, кино и т.д.). 

Сразу хочу предупредить, что TV Tropes - более чем живой проект :) А это означает, что народное творчество там бьёт ключом - всё время добавляются новые тропы, ведутся оживленные дискуссии по старым тропам, некоторые из старых тропов переименовываются, удаляются и т.д. 

Например, в "периодическую таблицу сторителлинга" вошли лишь 28 тропов про "плохих парней" (Villains). Но на момент написания этой заметки (январь 2013) на сайте уже несколько сотен тропов, посвящённых злодеям! - убедитесь сами

Нужны ли вам тысячи тропов и сотни элементов сторителлинга? Ну, не знаю... Если вы пейсатель, издавший  не первый десяток популярных книг, и теперь страдающий от нехватки свежих идей - то можно смело листать сайт ТВ-Тропы! Там этих самых идей как грязи... 

Если вы творец :) текстов начинающий, то "периодической таблицы сторителлинга" вам будет более, чем достаточно! С помощью этой "модели для сборки" можно сконструировать ЛЮБОЙ текст. А если ещё и творческой искорки туда добавить... то можно вообще ваять шедевры как горячие пирожки  :)))

*   *   *
основные элементы создания истории в сторителлинге
 
В заключение: один очень хороший человек (Тамара, респект!) поделился со мной переводом "периодической таблицы сторителлинга" на русский. Перевод получился развернутый, он включает в себя пояснения практически по каждому элементу, который содержится в таблице. 

Т.к. материалов много, объём их велик, то я планирую выкладывать их (+ другие материалы по сторителлингу) здесь постепенно. Следите за обновлениями! 

...продолжение следует...

 



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



8 комментариев:

  1. Благодарю!!! Очень интересно. Творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что пригодилось! Взаимно - творческих успехов! :)

      Удалить
  2. Спасибо за проделанную работу. Очень рад, что случайно нашел данный материал. Успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Рад, что понравилось! :) вся "Периодическая таблица сторителлинга" одной книжкой (я сделал pdf-файл) по этой ссылке: https://yadi.sk/i/rxkmLr23hyDDg

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, спасибо вам за книгу, поделился своим отзывом о ней в статье на блоге Академии Правильных Копирайтеров. Надеюсь я не сильно вас огорчил этим. Вот ссылка http://free-writing.ru/poleznye-knigi/ ее можете удалить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олег, благодарю за добрые слова о "периодической таблице сторителлинга"! На Вашем блоге она попала в очень достойную компанию :)

      Удалить
  5. Просто достало, что все без конца советуют Аннет Симмонс, купил, прочитал и разочаровался. Вот и захотел поделиться вашей книгой, она лучше и содержательнее. Другие без конца убеждают покупать курсы по сторителлингу, демонстрируя сплошную мотивацию без единого грамма пользы. А ведь Интернет такой большой стоит только задаться целью и можно найти ответ на все. Ваш блог тому пример. Благодарен вам за ваши статьи, за собственное мнение, которое вы высказываете о книгах и о жизни. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за Вашу работу и за Книгу!

    ОтветитьУдалить