суббота, 12 марта 2011 г.

10 домашних демонов, ворующих время у фрилансеров


10 поглотителей времени для фрилансеров, работающих на дому

(Это пересказ с моими пояснениями и комментариями. Оригинал статьи здесь: http://www.powerhomebiz.com/vol55/distractions.htm )

1) Повседневные семейные обязанности, такие как приготовление еды и покупки в магазинах, уборка и мелкий домашний ремонт, заботы о детях, домашних питомцах, уход за автомобилем и т.п. Тут надо просто понимать, что "домохозяйка" - это работа, предполагающая занятость в течение всего трудового дня. Если вы стали фрилансером ради того, чтобы превратиться в домохозяйку - наслаждайтесь этими хлопотами! 

Если у вас несколько иные приоритеты, то лучшим решением здесь может быть создание своего рода "проектного офиса" на дому. Напомню, что термин "офис проекта" используется в традиционном Project Management. "Офис проекта" это: а) место, где физически собираются участники, работающие над проектом;  б) время, точнее расписание, которое определяет периодичность и продолжительности встреч по проекту;  в) разного рода правила, регламентирующие эти самые встречи и характер взаимодействия между участниками.

Я надеюсь, что прямая аналогия для вас вполне понятна :)  Даже работая на дому, для нормальной работы вам необходимо создать (если вы действительно хотите продвинуться в выполнении своей работы) домашний "офис проекта".   Идеальный вариант - если у вас есть свой рабочий кабинет (отдельная комната), где можно в буквальном смысле запереться изнутри.

Если кабинета нет - то пусть у вас будет своё собственное персональное рабочее место. Не важно, где оно находится и что из себя представляет. У одного моего знакомого таким рабочим местом была кухня, у другого - раскладные стол и стул на застекленной лоджии, у третьего - уютный диван, отгороженный от остального мира книжным шкафом. Важно, чтобы соблюдались два условия:  а) рабочее место должно быть хотя бы частично отгорожено, изолировано от посторонних помех; б) в голове у вас и - что самое главное! - у членов семьи должна быть "вбита" четкая психологическая установка (регламент :) ) "Если я нахожусь на этом месте, то это означает, что я РАБОТАЮ!  Следовательно, меня в этом месте и в это время - НЕ БЕСПОКОИТЬ!". 

Это как правила безопасности в детской игре, которые должны знать и разделять все члены семьи: "А я в домике, ты меня не догонишь!", "А я в танке, мне все пофигу!" :)))  Разумеется, "спрятавшись в домике" (т.е. находясь в своем домашнем рабочем пространстве, в своем "проектном офисе") вы действительно должны заниматься работой. В противном случае, сакральные свойства "проектного офиса на дому" быстро выветрятся, магические преграды исчезнут, и вы вновь будете завалены мелкой повседневной рутиной со стороны "достающих" вас в самые неподходящие рабочие моменты членов семьи.


2) Слишком частые визиты к холодильнику. В ходе одного исследования, проведенного в США, 36% из работающих на дому фрилансеров отметили, что стали слишком часто есть и заметно прибавили в весе.

Да, "большой белый брат" :)  - штука очень коварная! Я, например, довольно часто сталкивался с тем, что среди многих, работающих на дому, существует своеобразный стереотип относительно еды. Многие искренне верят, что постоянное поедание какой-нибудь мелкой еды ("кусочничание", как называет это моя матушка :) ) весьма способствует эффективности мыслительных и прочих трудовых процессов. В качестве "мелкой еды" обычно используются всякого рода бутерброды, печенюшки, чипсы, конфетки и проч., обычно запиваемое газировкой.

Понятно, что пользы для концентрации внимания и стимулирования мыслительных/творческих процессов от такой постоянной жрачки - никакой, это чистейшей воды суеверие!  Также очевиден вред для здоровья в случае поедания разного рода фастфуда (чипсы, газировка и т.д.) + проблемы с избыточным весом, холестерином и т.д. На самом деле, найти какое-либо рациональное и позитивное объяснение привычке есть во время работы - невозможно!  Это просто очередная дурная привычка, зависимость (сродни зависимости от табака, алкоголя, кофеина и т.п.). 

Но, как известно, нет ничего сложнее, чем избавиться от таких жестких нерациональных поведенческих программ ("дурных привычек"). Поэтому наиболее доступной и рациональной стратегией поведения (если у вас есть такая проблема :) ) будет постепенное "смягчение" данного стереотипного поведения. Как именно?

А. Например, разрешайте себе "навещать холодильник", но делайте это произвольно, строго по заранее составленному расписанию. Предположим, не чаще, чем 1 раз в 1,5-2 часа. Можно даже заводить будильник, или, если вы работаете за компьютером, использовать какую-нибудь программу-"напоминалку".

Б. Если трудно отказаться от частого употребления объемной пищи, то употребляйте хотя бы здоровую пищу - фрукты и/или овощи. Откажитесь от калорийной пищи в виде бутербродов с маслом, колбасой и т.п.

В. Попробуйте заменить пищу водой. Лучше, если это будет не чай или кофе (и ни в коем случае не газировка!), а именно вода. Можно использовать столовую минеральную воду, со слабой минерализацией.

Г. Старайтесь употреблять более "дискретную" пищу :) Проще говоря, если вы перекусываете яблоком, то его лучше есть не целиком, и не разрезав на 4 части, а разделив кусочков на 18-20. Если есть эти самый кусочки не спеша и вдумчиво :), то вполне возможно, вы сможете "прожить" на этом яблоке весь день.

Д. Употребляйте для "кусочничания" не просто мелкие кусочки еды, а такую еду, которая является "долгоиграющей" - её нужно грызть долго и упорно :)  Первое, что приходит на ум - это орехи и сухофрукты, но это плохая идея, т.к. данные продукты на самом деле являются очень высококалорийными. В качестве альтернативы можно предложить, например, пшеничные зерна (лучше пророщенные, т.к. сухие или слегка замоченные - на любителя :) ). Не идеальным, но вполне приемлемым вариантом могут быть сухарики домашнего изготовления, сделанные из какого-нибудь малокалорийного диетического хлеба. Также имеет смысл заглядывать в магазины, где продаются продукты для занимающихся фитнесом - разного рода хлебцы и т.п.


3) Слишком долгий сон. Кто-то из фрилансеров привык работать днем, а кто-то по ночам - и это нормально. Проблема обычно заключается в том, что незаметно нарушается, "сбивается" режим сна и бодрствования. Наш организм как бы теряет ориентиры - когда спать, а когда бодрствовать, и пытается адаптироваться наиболее целесообразным и консервативным с точки зрения физиологии способом, т.е. увеличивает время сна. Сладкого пребывания в постели становится слишком много, а работы - слишком мало.

Ключевая идея очень проста: даже работая на дому, необходимо иметь собственный устойчивый режим сна и бодрствования. Фрилансеры имеют уникальную возможность построить свой рабочий день в соответствии со своими биоритмами. Но это не означает, что такая свобода означает полную вседозволенность, отсутствие внутренней самодисциплины и возможности "ломать" режим "сон - бодрствование" в угоду сиюминутным интересам.

У каждого человека индивидуальная и довольно жестко биологически предопределенная продолжительность сна. Кому-то достаточно и 4-5 часов, а для кого-то нормой является 10-11 часов. Момент (конкретный час) для идеального погружения в сон будет разным в зависимости от того, "сова" вы или "жаворонок". Если вы дизритмик, то вполне можете высыпаться, даже если дробите время своего сна на дневной (даже в 2-4 приема) и ночной сон. Если вы не дизритмик, то короткий дневной сон вам противопоказан, отдыха и свежести он вам не принесет.

Вообще, про режим сна и бодрствования просится отдельный пост, и как-нибудь я его обязательно напишу… Если вкратце, то мораль такова: А. Надо знать собственные биоритмы и четко представлять свой индивидуальный цикл "сон-бодрствование" (даже если для посторонних людей он будет казаться странным :) );  Б. Надо строго придерживаться этого своего цикла "сон-бодрствование", чётко отдавая себе отчет в том, что за любое нарушение этого цикла тут же придет расплата в виде бесконтрольного увеличения продолжительности времени сна.


4) Промедление, откладывание работы на неопределенный срок. Работающий на дому человек невольно попадает в "психологический рай" - в комфортную реальность, где он сам себе хозяин, где он свободен от давления внешних задач и контроля со стороны руководства. По ощущениям - это состояние отпускника: "Вот еще немного отдохну, а потом всё успею". 

Выход: А. Планируйте! Держите перед глазами расписание задач на день, отмечайте их выполнение в течение дня.  Б. Создайте и используйте "внешний контур контроля" за вашей работой на дому. Например, просите членов семьи о том, чтобы они выступали в качестве "напоминалок", "контролеров", "заказчиков" и т.п.


5) Пустая болтовня по телефону с друзьями и знакомыми.

Это классический "поглотитель времени", с которым нужно бороться традиционными средствами: создавайте "зоны тишины", отключая телефон на какие-то промежутки времени, когда вам необходима максимальная концентрация; используйте автоответчик; если это мобильный телефон - просто отключите звук, а потом сами перезвоните всем в удобное для вас время (и т.д.).


6) "Зависание" под телевизором - особенно "наркозависимость" от бесконечных сериалов, развлекательных ток- и реалити-шоу.

Если у вас есть серьезная жизненная Цель и достаточно решимости - просто избавьтесь от телевизора (я таких знаю, и, поверьте, они ничего в этой жизни не потеряли)!
Если вы уже прочно "подсели" на какие-то ТВ-программы, то важно сделать так, чтобы не они были хозяином вашего времени, а вы сами - сознательно и произвольно просматривали бы данные программы в удобное для вас время. Забудьте про "прямой эфир", смотрите передачи не тогда, когда они запланированы телепрограммой, а тогда, когда вы сами запланируете их просмотр. Технически проблема решается, например, с помощью сети Интернет - вы сами выбираете время, когда можно скачать (посмотреть он-лайн) свои любимые сериалы.


7) Работа в пижаме (отсутствие "рабочей униформы").

Наверное, нет ничего плохого, если на дому мы работаем в комфортной для нас обстановке (включая и комфортную домашнюю одежду тоже). Проблема может возникать тогда, когда мы сами ощущаем себя слишком "расслабленными". У нас плохо с внутренней самодисциплиной, мы долго "раскачиваемся", прежде сем начать работать, не можем сосредоточиться,  постоянно отвлекаемся и т.д. и т.п. Если с внутренней самодисциплиной плохо, то любой "расслабляющий фактор" приобретает критическое значение.

Бороться с "расслабляющими факторами" позволяют разного рода ритуалы, которые настраивают нас на рабочий лад и  по возможности устраняют/смягчают  "расслабляющие факторы". Таким ритуалом (наряду с персональным рабочим местом, "зонами тишины" и т.п.) может быть использование специальной "домашней рабочей одежды". Лучше, если это не просто "униформа", а некий персональный артефакт - "одежда для успеха", в которой вам лучше всего работается, думается, творится и т.п.

8) Привычки "убивать время" с помощью мелких ненужных дел (строго говоря, это продолжение п.4).  Например, чтение прессы, которое вместе с сигарой и чашечкой кофе может растянуться на полдня.  Или занимательная компьютерная игра, которую начинают с целью "немного отвлечься", и которая затягивается часа на 3-4. Ну, и т.п.

…см.советы к п.4...

9) Употребление алкоголя.

…без комментариев… По моему глубокому убеждению, если алкоголь становится "поглотителем времени", то это один из симптомов банального бытового алкоголизма. А алкоголизм и успешный фриланс - это две вещи несовместные. Успешный фрилансер - это человек с некой высшей самоорганизацией и самодисциплиной, хозяин собственной жизни, отвечающий на все 200% за достижение собственных целей.

Первое, что делает алкоголь - лишает человека воли, самостоятельности и ответственности. Даже заработав некую репутацию, начавший пить фрилансер, быстро утрачивает былые заслуги, и стремительно деградирует :(  Наблюдал подобное неоднократно...

10) Трудоголизм, чрезмерная погруженность в работу. Неспособность вести сбалансированную жизнь, вовремя переключаясь на другие виды деятельности, на общение с друзьями и членами семьи, занятия спортом и т.п. Это та самая крайность, когда работающий на дому фрилансер старается в буквальном смысле слова трудиться круглосуточно, работать в режиме 24/7.



Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Класс... спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Тимур, спасибо! Рад, что понравилось :)

    ОтветитьУдалить
  3. Все точно, не прибавить не убавить.

    ОтветитьУдалить
  4. В качестве добавки :) В книге "На работу за 60 секунд" ( https://www.goodreads.com/review/show/765688279 ) авторы указывают 5 главных "похитителей времени" для тех, кто работает дома:

    1. Телефонные звонки
    2. Электронная почта
    3. Отвлекающие факторы
    4. Беспорядок на рабочем столе
    5. Недостаток планирования

    ОтветитьУдалить