четверг, 19 февраля 2015 г.

25 бесплатных бизнес-консультаций

25 бесплатных бизнес-консультаций
...ну, конечно, я преувеличиваю :)) Бизнес-консультации не совсем бесплатные... Но при цене за эту книгу в районе 500 рублей, делим на 25, и получаем стоимость одной бизнес-консультации всего 20 рублей!  Вот уж действительно, дешевле - только бесплатно :) 

Речь идёт о книге Барри Мольца "Бизнес: Restart: 25 способов выйти на новый уровень", изданной Альпина Паблишер в 2015 г. (страница книги на сайте издательства; и немного дешевле на Озоне).  Сразу скажу, что книга мне очень понравилась, и я очень бы рекомендовал её к прочтению предпринимателям, создавшим малый или средний бизнес, и продолжающим управлять этим бизнесом. 

Рецензия на книгу Бизнес: Restart: 25 способов выйти на новый уровень
 
Любой, даже успешный бизнес, рано или поздно накапливает некий критический потенциал "отложенных" проблем и управленческих ошибок . Это приводит к застою в развитии, или даже к кризису. И вот здесь будет не лишним хороший совет (и хороший "волшебный пендель" :)) со стороны - например, от бизнес-консультанта. 

При этом любой бизнес (особенно малый) - это продолжение личности его основателя. Истоки многих бизнес-проблем - именно в личности основателя/ген.директора (в российском малом бизнесе это, как правило, один и тот же человек), а не в каких-то особых "внешних обстоятельствах". 

Признавать это, и уж тем более обсуждать со сторонним человеком (консультантом) - очень непросто!  Чем сильнее был успех бизнеса в прошлом, тем труднее признаваться в собственных ошибках в настоящем. Гордыня давит))). Мне довольно часто встречаются бизнесмены, которые вроде бы и ищут помощи/совета, оказавшись в "застое", но они хотят или анонимной помощи, или очень долго ищут консультанта, которому могли бы максимально доверять.  

Думаю, что как раз для таких "сомневающихся" :) лучшим выходом могла бы стать толковая книга. С "толковыми книгами" не всё так просто... Существует много книг "про стартапы", для начинающих с нуля предпринимателей. Существуют неплохие руководства для менеджеров, занимающие высокие и средние должности в крупных организациях (например, "Исполнение" от Ларри Боссиди). 

А вот для более-менее опытных предпринимателей (из малого бизнеса) хороших книг, посвященных не отдельным вопросам, а системному улучшению бизнеса) очень мало. Могу лишь припомнить Михаила Рыбакова "Как навести порядок в своем бизнесе"; ну и отчасти "Сам себе MBA" Джоша Кауфмана... 

Теперь вот с чистой совестью могу рекомендовать ещё одну отличную книгу по системному улучшению малого бизнеса: "Бизнес: Restart: 25 способов выйти на новый уровень"!

*   *   * 

Книга отлично структурирована. Каждая глава строится по схеме: проблема - идеи по её решению - практические инструменты/методы решения проблемы - краткий кейс (пример из практики, демонстрирующий решение проблемы). 
  
Сразу предупреждаю, что наверняка не все описанные в книге проблемы будут актуальны для вашего бизнеса. Я вот из 25 перечисленных признал актуальными для себя лишь три :) Но полезные идеи "к внедрению" нашёл ещё в девяти главах!  Т.е. для меня КПД книги в районе 50%, что само по себе очень неплохо :)  

Книга больше всего напоминает "аптечку", в которой содержатся лекарства первой необходимости. Возможно, сегодня для вас будут актуальны лишь 3-4 темы из книги. Но кто знает, с какими проблемами вы столкнётесь через полгода-год?  А книга "Restart" вполне тянет на настольный сборник хороших идей по развитию бизнеса, который имеет смысл регулярно просматривать. 

*   *   * 

О чем в книге?  Сначала я даже хотел было сделать интеллект-карту по книге, но быстро обломался... Дело в том, что информация в книге подаётся очень концентрировано, практически без "воды". Т.е. "выжимать" книгу в интеллект-карту бесполезно; а если делать подробный mindmap, то он получится слишком громоздким.  

Поэтому я просто перечислю 25 бизнес-проблем, решение которых предлагается в книге (а вы уже там выбирайте, что актуально для вас :)) :

1.  Вы относитесь к бизнесу как к работе - Речь про восприятие своего бизнеса исключительно как "машины для зарабатывания денег в свой карман". При этом "корысти ради" забывается смысл/миссия существования бизнеса; прибыль не реинвестируется в развитие; отсутствует какая-либо долгосрочная стратегия и т.д. 

2.  Вы считаете, что последнее крупное денежное поступление будет длиться вечно - это жёсткая приверженность "первичной формуле успеха". Предпринимателю кажется, что способ/система, с помощью которого он заработал свои первые большие деньги, будет работать "везде и всегда". 

3. Вы считаете, что кто-то придет и спасет вас - необоснованные надежды на то, что ситуация вот-вот изменится в лучшую сторону ("придут инвесторы", "появятся новые клиенты", "разработаем новый супер-продукт" и т.п.), и неожиданно начнётся бизнес-прорыв.

4.  Вы позволяете сегодняшним «чрезвычайным обстоятельствам» влиять на планы - от себя добавлю, что это очень неплохая глава про тайм-менеджмент руководителя ;)  Глава про то, как руководитель начинает работать в "режиме пожаротушения" - решая срочные задачи, но при этом плохо отделяя неважные дела от действительно важных. 

5.  Вы никогда не отдыхаете и не делаете перерыв в работе - трудоголизм, стремление всё контролировать и всё делать "лучшим образом" самому

6.  Вы рискуете по-крупному вместо того, чтобы действовать обдуманно - склонность руководителя к необоснованному риску. То, что в России метко называется "понты" :). Уверенность в том, что большой риск необходим; единоличное принятие решений без анализа рисков; демонстративность, желание показать свою "крутость" и т.п. 

7.  Неудача для вас — единственная альтернатива успеху - страх неудач; неспособность учиться на неудачах; неудача надолго "выбивает из седла"

8.  Ваши клиенты не могут вас найти - слабый/плохой маркетинг; незнание/непонимание потребностей своих клиентов; неподходящие каналы/способы продвижения продукта; отсутствие внятного бренда и т.п.  В этой главе, кстати, очень неплохие советы по маркетингу в социальных сетях (SMM)!

9.  Страх отказа мешает вам продавать - слабые продажники; нет системы продаж

10. Вы продолжаете обращаться к людям, которые не реагируют на ваши обращения - неверный выбор ключевых клиентских сегментов; неумение "увольнять" плохих клиентов; неумение поддерживать долгосрочные отношения с клиентами, возвращать "невозвращенцев" и т.п.

11. Вы отказываетесь от маркетинга, как только повышается прибыль - нет системы и планирования регулярного маркетинга; неумение работать с потенциальными клиентами "на дальних подступах". 

12. Вы всегда рекламируете только свойства продукта - реклама не ориентирована на потребности клиента; маркетинг как монолог, а не как диалог; не формируется ваша репутация и доверие к вам

13. Вы  продаете продукт, который можно приобрести дешевле - чрезмерная увлеченность "ценовыми войнами"; стремление снизить цену на товар вместо его правильного позиционирования;  не используется увеличение ценности продукта за счёт сервисной составляющей

14. Вы  используете сайты социальных медиа без всякой стратегии - неиспользование / неэффективное использование маркетинга в соц.сетях

15. Вы ненавидите своих клиентов (и может быть, даже своих сотрудников или поставщиков) - речь о неумении руководителя формировать долгосрочные и доверительные отношения с основными стейкхолдерами своего бизнеса. Все окружающие воспринимаются как "потенциальные враги и предатели", поэтому издержки бизнеса на персонал/сотрудничество с деловыми партнерами неоправданно возрастают. 

16. Вы нанимаете только сотрудников слабее себя - ...это так называемый "терминаторский стиль руководства" :)) - когда руководитель намеренно избавляется от тех, кто "умнее" его. Разумеется, это ведёт к перегрузке руководителя (см.п.4 и 5), и к катастрофическому снижения качества всех бизнес-процессов в организации. 

17. Вы слишком долго держите никуда не годных сотрудников (и клиентов) - ...пункт похож на №10, разве что рекомендуется больше вариантов "кадровой оптимизации" бизнеса :)

18. При найме на работу вы руководствуетесь умениями, а не жизненной позицией - ...если кратко резюмировать смысл этой главы, то главная совместимость любого сотрудника с организацией - это совместимость на уровне ценностей. В главе есть довольно дельные советы о том, как подбирать "своих", и отсекать "не своих" (по ценностям) сотрудников. 

19. Вы постоянно указываете сотрудникам, что делать, ведь вы же начальник - ...немного пересекается с пунктами №№ 5 и 6. Речь про авторитарный стиль управления, неумение делегировать и т.п. 

20. По  вашему мнению, обслуживание клиентов приносит лишь ненужные расходы - речь про слабые коммуникации с клиентами и про плохой клиентский сервис

21. Вы никогда не обращаетесь за помощью - ...про то, что для достижения (и главное - для удержания!) успеха жизненно необходимо всё время учиться :)

22. Вы  допускаете использование смартфонов в личных целях на работе - речь не столько про смартфоны, сколько про то, что в организации необходимо создать среду, в которой не будет лишних поглотителей времени и внимания, что нужны условия для максимальной концентрации всех сотрудников. 

23. Вы совершенно не умеете читать финансовые отчеты - ...без комментариев)) Руководитель, который не в состоянии понимать и контролировать финансы своей организации, обречен на финансовые проблемы. Далее коротенько рассказывается о том, что такое отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет :)

24. Вы считаете, что смысл бизнеса в увеличении продаж - тоже раздел про финансы. О том, что если руководитель не понимает, что такое cashflow, то будет постоянно сталкиваться с кассовыми разрывами и прочей веселухой :) 

25. У вас завышенные постоянные накладные расходы - весьма недурная глава о том, как сокращать бизнес-издержки. 

Как видите, охват тем/проблем довольно широк - тут и профессиональные навыки самого руководителя; и управление персоналом; и маркетинг с продажами; и даже финансы. В общем, довольно качественный обзор "болевых точек" любого малого бизнеса! Методы решения всех этих проблем предлагаются вполне рабочие, наверняка найдёте что-то полезное для себя... 

*   *   * 

В заключение рецензии скажу, что мне (как бизнес-консультанту) больше всего понравилась глава 21 - про обучение :))  Вот парочка показательных отрывков из неё... 

Есть несколько личностных причин, из-за которых собственник/руководитель бизнеса оказывается в тупике: 
  • Вы думаете, что знаете все на свете (т.к. вы создали этот бизнес)
  • Вы знаете, как одиноко на вершине (т.к. вся полнота ответственности на ваших плечах) 
  • Вы уверены, что просьбы о помощи — признак слабости 
  • Вы будете чувствовать себя глупо 
  • Вы не знаете никого, кто мог бы помочь 
Как выйти из тупика: 

1) Найдите наставника
2) Начните обращаться за помощью

стр. 201 "Если хорошенько приглядеться, наставники окружают 
вас со всех сторон. Им может стать коллега, владевший 
собственным бизнесом и разделяющий ваши проблемы. 
Ничто не заменит возможность выговориться посторон-
нему человеку, не связанному с вашим бизнесом, или тому, 
кто «не поставил на кон абсолютно все», как вы. Так вы 
избавитесь от одиночества и получите поддержку в случае 
крайней необходимости. Наставник станет вашим неофи-
циальным терапевтом или партнером в деловом приключе-
нии". 

3) Признайте, что вы чего-то не знаете 

стр.202 "Успешному пред-
принимателю признать такое очень и очень тяжело. Ка-
ковы ваши сильные стороны, а в каких аспектах вам нужна 
помощь? Намного труднее определить, чего вы не знаете, 
чем то, в чем абсолютно уверены. Во многих случаях вы-
яснить это, не выходя за пределы компании, не представ-
ляется возможным".

4) Найдите соратника
5) Слушайте и учитесь искренне - не притворяйтесь! 

И последняя цитата по теме "Как выбрать наставника?" (это один из советов, в книге их несколько): 

"Какими качествами должен обладать наставник? Прежде 
всего он должен уметь терпеливо слушать. 
Озвучивание мыслей стороннему 
человеку, выступающему в качестве референтной группы, 
может оказаться весьма полезным. Во многих случаях 
вам нужны не дополнительные идеи, а всего лишь воз-
можность выговориться. Наставник должен уметь строить 
коммуникацию таким образом, чтобы вы не чувствовали 
себя глупо, что бы вы ни говорили. Обстановка, сопровож-
дающая любой разговор, должна внушать чувство безопас-
ности. Вы должны без сомнений доверять собеседнику 
любые мысли, не боясь, что они пойдут дальше вас двоих. 
Наконец, должно присутствовать взаимное уважение. За-
будьте об возрасте, с которым якобы приходит мудрость. 
Вы уважаете его точку зрения? Он искренне заинтересован 
в вашем понимании личного и делового успеха? Пусть вы 
не разделяете его позицию, но можете ли вы быть уверен-
ными в том, что он стремится вам помочь?"

Могу лишь только подписаться под этим, автор всё очень грамотно излагает :) 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий