...ну, конечно, я преувеличиваю :)) Бизнес-консультации не совсем бесплатные... Но при цене за эту книгу в районе 500 рублей, делим на 25, и получаем стоимость одной бизнес-консультации всего 20 рублей! Вот уж действительно, дешевле - только бесплатно :)
Речь идёт о книге Барри Мольца "Бизнес: Restart: 25 способов выйти на новый уровень", изданной Альпина Паблишер в 2015 г. (страница книги на сайте издательства; и немного дешевле на Озоне). Сразу скажу, что книга мне очень понравилась, и я очень бы рекомендовал её к прочтению предпринимателям, создавшим малый или средний бизнес, и продолжающим управлять этим бизнесом.
Любой, даже успешный бизнес, рано или поздно накапливает некий критический потенциал "отложенных" проблем и управленческих ошибок . Это приводит к застою в развитии, или даже к кризису. И вот здесь будет не лишним хороший совет (и хороший "волшебный пендель" :)) со стороны - например, от бизнес-консультанта.
При этом любой бизнес (особенно малый) - это продолжение личности его основателя. Истоки многих бизнес-проблем - именно в личности основателя/ген.директора (в российском малом бизнесе это, как правило, один и тот же человек), а не в каких-то особых "внешних обстоятельствах".
Признавать это, и уж тем более обсуждать со сторонним человеком (консультантом) - очень непросто! Чем сильнее был успех бизнеса в прошлом, тем труднее признаваться в собственных ошибках в настоящем. Гордыня давит))). Мне довольно часто встречаются бизнесмены, которые вроде бы и ищут помощи/совета, оказавшись в "застое", но они хотят или анонимной помощи, или очень долго ищут консультанта, которому могли бы максимально доверять.
Думаю, что как раз для таких "сомневающихся" :) лучшим выходом могла бы стать толковая книга. С "толковыми книгами" не всё так просто... Существует много книг "про стартапы", для начинающих с нуля предпринимателей. Существуют неплохие руководства для менеджеров, занимающие высокие и средние должности в крупных организациях (например, "Исполнение" от Ларри Боссиди).
А вот для более-менее опытных предпринимателей (из малого бизнеса) хороших книг, посвященных не отдельным вопросам, а системному улучшению бизнеса) очень мало. Могу лишь припомнить Михаила Рыбакова "Как навести порядок в своем бизнесе"; ну и отчасти "Сам себе MBA" Джоша Кауфмана...
Теперь вот с чистой совестью могу рекомендовать ещё одну отличную книгу по системному улучшению малого бизнеса: "Бизнес: Restart: 25 способов выйти на новый уровень"!
* * *
Книга отлично структурирована. Каждая глава строится по схеме: проблема - идеи по её решению - практические инструменты/методы решения проблемы - краткий кейс (пример из практики, демонстрирующий решение проблемы).
Сразу предупреждаю, что наверняка не все описанные в книге проблемы будут актуальны для вашего бизнеса. Я вот из 25 перечисленных признал актуальными для себя лишь три :) Но полезные идеи "к внедрению" нашёл ещё в девяти главах! Т.е. для меня КПД книги в районе 50%, что само по себе очень неплохо :)
Книга больше всего напоминает "аптечку", в которой содержатся лекарства первой необходимости. Возможно, сегодня для вас будут актуальны лишь 3-4 темы из книги. Но кто знает, с какими проблемами вы столкнётесь через полгода-год? А книга "Restart" вполне тянет на настольный сборник хороших идей по развитию бизнеса, который имеет смысл регулярно просматривать.
* * *
О чем в книге? Сначала я даже хотел было сделать интеллект-карту по книге, но быстро обломался... Дело в том, что информация в книге подаётся очень концентрировано, практически без "воды". Т.е. "выжимать" книгу в интеллект-карту бесполезно; а если делать подробный mindmap, то он получится слишком громоздким.
Поэтому я просто перечислю 25 бизнес-проблем, решение которых предлагается в книге (а вы уже там выбирайте, что актуально для вас :)) :
1. Вы относитесь к бизнесу как к работе - Речь про восприятие своего бизнеса исключительно как "машины для зарабатывания денег в свой карман". При этом "корысти ради" забывается смысл/миссия существования бизнеса; прибыль не реинвестируется в развитие; отсутствует какая-либо долгосрочная стратегия и т.д.
2. Вы считаете, что последнее крупное денежное поступление будет длиться вечно - это жёсткая приверженность "первичной формуле успеха". Предпринимателю кажется, что способ/система, с помощью которого он заработал свои первые большие деньги, будет работать "везде и всегда".
3. Вы считаете, что кто-то придет и спасет вас - необоснованные надежды на то, что ситуация вот-вот изменится в лучшую сторону ("придут инвесторы", "появятся новые клиенты", "разработаем новый супер-продукт" и т.п.), и неожиданно начнётся бизнес-прорыв.
4. Вы позволяете сегодняшним «чрезвычайным обстоятельствам» влиять на планы - от себя добавлю, что это очень неплохая глава про тайм-менеджмент руководителя ;) Глава про то, как руководитель начинает работать в "режиме пожаротушения" - решая срочные задачи, но при этом плохо отделяя неважные дела от действительно важных.
5. Вы никогда не отдыхаете и не делаете перерыв в работе - трудоголизм, стремление всё контролировать и всё делать "лучшим образом" самому
6. Вы рискуете по-крупному вместо того, чтобы действовать обдуманно - склонность руководителя к необоснованному риску. То, что в России метко называется "понты" :). Уверенность в том, что большой риск необходим; единоличное принятие решений без анализа рисков; демонстративность, желание показать свою "крутость" и т.п.
7. Неудача для вас — единственная альтернатива успеху - страх неудач; неспособность учиться на неудачах; неудача надолго "выбивает из седла"
8. Ваши клиенты не могут вас найти - слабый/плохой маркетинг; незнание/непонимание потребностей своих клиентов; неподходящие каналы/способы продвижения продукта; отсутствие внятного бренда и т.п. В этой главе, кстати, очень неплохие советы по маркетингу в социальных сетях (SMM)!
9. Страх отказа мешает вам продавать - слабые продажники; нет системы продаж
10. Вы продолжаете обращаться к людям, которые не реагируют на ваши обращения - неверный выбор ключевых клиентских сегментов; неумение "увольнять" плохих клиентов; неумение поддерживать долгосрочные отношения с клиентами, возвращать "невозвращенцев" и т.п.
11. Вы отказываетесь от маркетинга, как только повышается прибыль - нет системы и планирования регулярного маркетинга; неумение работать с потенциальными клиентами "на дальних подступах".
12. Вы всегда рекламируете только свойства продукта - реклама не ориентирована на потребности клиента; маркетинг как монолог, а не как диалог; не формируется ваша репутация и доверие к вам
13. Вы продаете продукт, который можно приобрести дешевле - чрезмерная увлеченность "ценовыми войнами"; стремление снизить цену на товар вместо его правильного позиционирования; не используется увеличение ценности продукта за счёт сервисной составляющей
14. Вы используете сайты социальных медиа без всякой стратегии - неиспользование / неэффективное использование маркетинга в соц.сетях
15. Вы ненавидите своих клиентов (и может быть, даже своих сотрудников или поставщиков) - речь о неумении руководителя формировать долгосрочные и доверительные отношения с основными стейкхолдерами своего бизнеса. Все окружающие воспринимаются как "потенциальные враги и предатели", поэтому издержки бизнеса на персонал/сотрудничество с деловыми партнерами неоправданно возрастают.
16. Вы нанимаете только сотрудников слабее себя - ...это так называемый "терминаторский стиль руководства" :)) - когда руководитель намеренно избавляется от тех, кто "умнее" его. Разумеется, это ведёт к перегрузке руководителя (см.п.4 и 5), и к катастрофическому снижения качества всех бизнес-процессов в организации.
17. Вы слишком долго держите никуда не годных сотрудников (и клиентов) - ...пункт похож на №10, разве что рекомендуется больше вариантов "кадровой оптимизации" бизнеса :)
18. При найме на работу вы руководствуетесь умениями, а не жизненной позицией - ...если кратко резюмировать смысл этой главы, то главная совместимость любого сотрудника с организацией - это совместимость на уровне ценностей. В главе есть довольно дельные советы о том, как подбирать "своих", и отсекать "не своих" (по ценностям) сотрудников.
19. Вы постоянно указываете сотрудникам, что делать, ведь вы же начальник - ...немного пересекается с пунктами №№ 5 и 6. Речь про авторитарный стиль управления, неумение делегировать и т.п.
20. По вашему мнению, обслуживание клиентов приносит лишь ненужные расходы - речь про слабые коммуникации с клиентами и про плохой клиентский сервис
21. Вы никогда не обращаетесь за помощью - ...про то, что для достижения (и главное - для удержания!) успеха жизненно необходимо всё время учиться :)
22. Вы допускаете использование смартфонов в личных целях на работе - речь не столько про смартфоны, сколько про то, что в организации необходимо создать среду, в которой не будет лишних поглотителей времени и внимания, что нужны условия для максимальной концентрации всех сотрудников.
23. Вы совершенно не умеете читать финансовые отчеты - ...без комментариев)) Руководитель, который не в состоянии понимать и контролировать финансы своей организации, обречен на финансовые проблемы. Далее коротенько рассказывается о том, что такое отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет :)
24. Вы считаете, что смысл бизнеса в увеличении продаж - тоже раздел про финансы. О том, что если руководитель не понимает, что такое cashflow, то будет постоянно сталкиваться с кассовыми разрывами и прочей веселухой :)
25. У вас завышенные постоянные накладные расходы - весьма недурная глава о том, как сокращать бизнес-издержки.
Как видите, охват тем/проблем довольно широк - тут и профессиональные навыки самого руководителя; и управление персоналом; и маркетинг с продажами; и даже финансы. В общем, довольно качественный обзор "болевых точек" любого малого бизнеса! Методы решения всех этих проблем предлагаются вполне рабочие, наверняка найдёте что-то полезное для себя...
* * *
В заключение рецензии скажу, что мне (как бизнес-консультанту) больше всего понравилась глава 21 - про обучение :)) Вот парочка показательных отрывков из неё...
Есть несколько личностных причин, из-за которых собственник/руководитель бизнеса оказывается в тупике:
- Вы думаете, что знаете все на свете (т.к. вы создали этот бизнес)
- Вы знаете, как одиноко на вершине (т.к. вся полнота ответственности на ваших плечах)
- Вы уверены, что просьбы о помощи — признак слабости
- Вы будете чувствовать себя глупо
- Вы не знаете никого, кто мог бы помочь
Как выйти из тупика:
1) Найдите наставника
2) Начните обращаться за помощью
стр. 201 "Если хорошенько приглядеться, наставники окружаютвас со всех сторон. Им может стать коллега, владевшийсобственным бизнесом и разделяющий ваши проблемы.Ничто не заменит возможность выговориться посторон-нему человеку, не связанному с вашим бизнесом, или тому,кто «не поставил на кон абсолютно все», как вы. Так выизбавитесь от одиночества и получите поддержку в случаекрайней необходимости. Наставник станет вашим неофи-циальным терапевтом или партнером в деловом приключе-нии".
3) Признайте, что вы чего-то не знаете
стр.202 "Успешному пред-принимателю признать такое очень и очень тяжело. Ка-ковы ваши сильные стороны, а в каких аспектах вам нужнапомощь? Намного труднее определить, чего вы не знаете,чем то, в чем абсолютно уверены. Во многих случаях вы-яснить это, не выходя за пределы компании, не представ-ляется возможным".
4) Найдите соратника
5) Слушайте и учитесь искренне - не притворяйтесь!
И последняя цитата по теме "Как выбрать наставника?" (это один из советов, в книге их несколько):
"Какими качествами должен обладать наставник? Преждевсего он должен уметь терпеливо слушать.Озвучивание мыслей стороннемучеловеку, выступающему в качестве референтной группы,может оказаться весьма полезным. Во многих случаяхвам нужны не дополнительные идеи, а всего лишь воз-можность выговориться. Наставник должен уметь строитькоммуникацию таким образом, чтобы вы не чувствовалисебя глупо, что бы вы ни говорили. Обстановка, сопровож-дающая любой разговор, должна внушать чувство безопас-ности. Вы должны без сомнений доверять собеседникулюбые мысли, не боясь, что они пойдут дальше вас двоих.Наконец, должно присутствовать взаимное уважение. За-будьте об возрасте, с которым якобы приходит мудрость.Вы уважаете его точку зрения? Он искренне заинтересованв вашем понимании личного и делового успеха? Пусть выне разделяете его позицию, но можете ли вы быть уверен-ными в том, что он стремится вам помочь?"
Могу лишь только подписаться под этим, автор всё очень грамотно излагает :)
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий