среда, 15 мая 2019 г.

50 лучших (?) книг по психологии

Когда много лет работаешь преподавателем, то составление библиографий к разным учебным курсам становится своего рода наказанием. Потому что с одной стороны может меняться содержание учебных дисциплин, а с другой стороны - регулярно издаются новые книги (а есть требование, чтобы бОльшая часть рекомендуемых к курсу книг была не более чем 3-летней давности). Вот и приходится бесконечно составлять и обновлять эти бесконечные списки... 

Том Батлер-Боудон 50 великих книг по психологии - рецензия, отзыв и книги ;)

Выручают хрестоматии и книги-дайджесты вроде "50 великих книг по психологии", автор Том Батлер-Боудон. За рубежом книга была издана в 2007, а у нас в 2015 (издательство "Эксмо"). Несмотря на то, что с момента первого издания прошло уже 12 лет, книга не сильно устарела, т.к. рекомендует в основном "вечнозелёную" психологическую классику. Книга в целом получилась неплохая, поэтому я решил написать о ней подробнее, плюс сделать небольшое приложение 😉 

Несколько общих замечаний по поводу книги: 


1) Подборка получилась довольно странная, потому что в неё вошли весьма неоднородные по глубине, сложности, стилю и т.п. книги. В ней научные монографии (написанные довольно тяжёлым языком и трудные для понимания) соседствуют с научно-популярными (читаются легко, не требуют от читателя специальных знаний) текстами. 

2) Не очень понятна целевая аудитория этой подборки. Если предполагается массовый читатель, интересующийся прикладной психологией (в стиле self-help советов, применимых "к повседневной жизни" и саморазвитию), то бОльшая часть книг не про это. В основном это теоретические монографии, трансформировать идеи которых в реальные действия непрофессионал вряд ли сможет. 

Если подборка рассчитана на студентов-психологов, также не очень понятна логика её составления. Студенты мыслят обычно в рамках конкретных учебных дисциплин. А представленная подборка очень широка, в ней вперемешку книги по курсам "История психологии", "Психология личности", "Психотерапия", "Психология труда", "Социальная психология", "Нейропсихология" и др.

Мне кажется, что "идеальный читатель" для данной книги - это человек, который серьёзно интересуется психологией (не важно, профессионал он или любитель), не боится сложных текстов и хочет получить максимально широкую картину наиболее влиятельных и актуальных для современной психологии идей. 

3) Автор книги группирует книги по 7 разделам (см.в конце этой заметки):  Поведение, биология и гены: Наука о мозге; Исследование подсознания: Мудрость иного плана;  Правильное мышление, хорошее самочувствие: Счастье и психическое здоровье и т.д.  

Внутри каждого такого раздела книги (как мне кажется) подобраны так: там есть 2-4 классические монографии, которые являются своего рода "краеугольными камнями" в данной научной отрасли, плюс добавляется 3-5 книг "интересных" (или научно-популярных, или рассказывающих о наиболее передовых/спорных/сенсационных исследованиях в отрасли). Благодаря такому сочетанию, подборка получается довольно "дискуссионной" (т.к. современные исследования могут противоречить классическим теориям). Мне лично такой подход нравится, включает мозг))) ; поэтому я бы рекомендовал читать книги не просто подряд, а именно группируя их по 7 разделам, как у автора. 

4) Книжная подборка Батлера-Боудона мне настолько понравилась, что я решил облегчить задачу для всех интересующихся психологией, собрав все эти книги в одном месте. К каждой книге я добавляю буквально пару комментариев (сложность/простота текста; теория/практика и т.п.), которые (надеюсь) немного помогут читателям сориентироваться при выборе конкретной книги. 

5) Несколько технических замечаний: 

  • Все книги найдены мною на просторах Интернета, и выложены здесь "как есть". Я никак не изменял найденные файлы, поэтому претензии к их качеству не принимаются. 
  • Файлы книг имеют разные форматы, преимущественно *.fb2 и *.pdf (также встречаются *.doc, *.djvu, *.epub). Поэтому используйте какую-нибудь "всеядную" программу-читалку, понимающую разные форматы.  
  • Некоторые из включенных в подборку книг есть только на английском языке. Некоторые были переведены и изданы на русском, но найти их в электронном виде мне не удалось. Те книги, которые мне не удалось найти на русском, я выкладывал на английском.
  • Некоторые из книг, издававшихся в 1970-1990-е годы являются своего рода раритетами. Возможно, они доступны в бумажном варианте в каких-нибудь западных университетских библиотеках, но в электронном виде их попросту не существует. В подобных случаях я старался подобрать более современные книги тех же авторов, пересекающихся по тематике/содержанию с теми, на которые ссылается Батлер-Боудон.
  • Если кто-то из читающих заметку имеет любую из данных электронных книг в лучшем качестве, и готов поделиться, я с благодарностью приму и размещу её здесь. Высылайте на kalinin.s.09(собакен)gmail.com  
  • Если вдруг я обидел кого-то из правообладателей, напишите мне (адрес эл.почты выше), решим проблему цивилизованно. 

Итак, поехали! 50 великих книг по психологии по версии Тома Батлер-Боудона:


1. Альфред Адлер. "Понять природу человека" (на русском *.fb2 или *.doc , на английском *.pdf). Уровень сложности текста для новичка средний; практическая полезность высокая (хотя книга в большей степени теоретическая). 

Добавлю, что Адлер из всех представителей психоанализа первой волны (непосредственные ученики Фрейда), пожалуй, наименее заумный и наиболее близок к психологическим заморочкам нашей повседневной жизни. Учение о "комплексе неполноценности" и противостоящем ему "социальном интересе" актуально и сегодня; а решение "трёх жизненных проблем" - одна из первых попыток описать счастливого, психологически зрелого и здорового человека.   

2. Гэвин де Беккер. "Дар страха: Тайные сигналы выживания, защищающие нас от насилия" (на русском *.fb2  или *.pdf). Читается легко; практическая полезность средняя. 

Книга о психологии безопасности; о том, как выявить в себе виктимность ("поведение жертвы") и как заменить его на альтернативные способы поведения, снижающие уровни риска при контактах с потенциальными насильниками.  Мне книга не очень понравилось обилием житейских ситуаций, которые (с поправкой на западную ментальность, культуру, систему правосудия и проч.) не всегда актуальны в нашем контексте. Тем не менее, в книге достаточно полезных рекомендаций, чтобы улучшить психологическую безопасность (свою и близких). 

3. Эрик Берн. "Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений" (на русском *.fb2 или *.doc ). Читается легко; практическая полезность высокая. 

Классическая работа по транзактному анализу. Транзакции = способы общения между людьми, в которые могут быть вовлечены различные части их личности (Родитель, Взрослый, Ребенок). Устойчивые и повторяющиеся транзакции образую т.н. "игры", в которых люди добиваются каких-либо бессознательных целей ("выигрышей").  Этот (и другой) теоретический материал изложен на примере различных житейских ситуаций, легко узнаваемых в повседневной жизни. 

Могу сказать, что когда я впервые прочитал эту книгу, у меня было ощущение, что я прозрел))) - начал понимать, как на самом деле общаются люди, как манипулируют друг другом, в какие игры я сам втянут (или пытаюсь втянуть других), и т.д. Считаю, что в плане саморазвития одна из самых востребованных книг.

4. Роберт Болтон. "Навыки людей: Как отстаивать свое мнение, выслушивать других и решать конфликты".  Именно эту книгу Болтона мне найти не удалось, поэтому оставлю здесь более свежую его книгу "PEOPLE STYLES AT WORK…AND BEYOND. Making Bad Relationships Good and Good Relationships Better" (на английском, *.pdf ). Она фактически продолжает и развивает основные идеи книги "Навыки людей...".  Читается легко; практическая полезность средняя. 

Основная идея Болтона заключается в том, что общение между людьми развивается как бы в двух измерениях: настойчивости и отзывчивости. Настойчивость - это стремление настоять на своём, доказать свою правоту, добиться желаемого. Отзывчивость - это внимательность к собеседнику, стремление его понять, учёт потребностей собеседника. 

Эти два измерения можно понимать как формируемые качества (навыки/стили общения), каждый из которых может быть выражен сильно или слабо. Фактически можно получить 4 стиля общения: 
1) Экспрессивный (высокая ассертивность и высокая отзывчивость)
2) Драйвер (высокая ассертивность, низкая отзывчивость)
3) Аналитик (низкая ассертивность, низкая отзывчивость)
4) Дружелюбный (низкая ассертивность, высокая отзывчивость). 

Все трудности и конфликты в общении возникают обычно тогда, когда разговаривают два человека с разными стилями общения. Соответственно, чтобы они могли достичь взаимопонимания и бесконфликтного соглашения, им нужно освоить новые эффективные способы/навыки общения. Собственно, про эти навыки (например, навык активного слушания и проч.) книга Болтона и рассказывает.  

От себя добавлю, что книга Болтона довольно вторична. Его типология стилей во многом пересекается с "управленческой решёткой" ("ориентированные на задачу" Х "ориентированные на отношения"); среди предлагающихся к изучению базовых навыков общения тоже ничего нового и сенсационного. По-моему, довольно "проходная" книга; уж и не знаю, почему Батлер-Боудон включил её в список "великих")))

5. Эдвард де Боно. "Латеральное мышление. Учебник творческого мышления".  У нас в стране довольно много переводили и издавали книг этого "гуру креативности", но прямого соответствия той книге, на которую ссылается Батлер-Боудон, мне найти не удалось.  По смыслу наиболее близки такие две книги: "Использование латерального мышления" *.pdf  и "Искусство думать" *.fb2 .  Читаются обе книги довольно легко, много техник/методов креативности (полезно!). 

Также добавлю, что в этом блоге я писал длиннопост ( + традиционная интеллект-карта 😉 ) по книге Э.Де Боно "Введение в латеральное мышление" . 

6. Натаниэль Бранден. "Психология самоуважения".  Батлер-Боудон ссылается на книгу Брандена "Психология самоуважения", но на русском есть более современный и более практичный вариант:  "Шесть столпов самооценки" ( *.fb2 или *.pdf ).  Читается легко; практическая полезность высокая. 

Книга удачно сочетает теорию, где обосновывается, что такое "самооценка", как она формируется, из каких структурных элементов состоит и т.п. Далее автор переходит к вопросу о том, можно ли самооценку "повысить" (а точнее, сделать её более точной и адекватной) и как именно это сделать. В книге есть авторская методика, которая позволяет за несколько недель "прокачать" шесть компонентов ("столпов") своей самооценки. 

От себя добавлю, что в теоретических выкладках у Брандена есть много спорных моментов, но методику коррекции/повышения самоуважения/самооценки он предлагает вполне рабочую (уже проверено на нескольких моих клиентах 😉 ). 

7. Изабель Бриггс Майерс. "У каждого свой дар. MBTI: определение типов" ( *.pdf  на русском). Читается довольно трудно (научная монография); практическая полезность высокая. 

Это классический труд по культовой типологии Майерс-Бригс, основанной на идеях К-Г.Юнга о преобладающих в структуре характера человека психических функциях (ощущения, мышление, интуиция и др.). Всего можно выделить 16 типов личности. Типология MBTI (плюс соответствующий тест-опросник; в России чаще используется опросник Кейрси) доказала свою высокую эффективность и прогностичность в профориентации и профотборе. Хотите определить, какой тип профессии (и в т.ч. должностной уровень) вам лучше всего подходит - пройдите тестирование по MBTI !

8. Луанн Брайзендайн. "Женский мозг" ( *.pdf на английском). Я старательно гуглил, но так и не нашёл русского перевода этой книги. В 2011 году была издана на русском другая книга Брайзендайн (почему-то фамилию перевели как "Бризендайн"))):  "Что творится в голове у мужчины". Но и её в электронном виде, похоже, не существует. 

Сложность: средняя (добротный научпоп, совсем немного влезающий в научную терминологию и проблематику дифференциальной нейрофизиологии); практическая полезность средняя (возможно, женщины оценят иначе))). Неплохая научно-популярная книга, где рассказ о нейропсихологических механизмах мозга "привязан" к возрастной биологии женского организма. В основном речь о гормональном статусе (в период взросления и полового созревания; в начале сексуальной жизни; до и после беременности; во время климакса), хотя немного затрагиваются и проблемы генетики. 

9. Дэвид Д. Бернс. "Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений" ( *.pdf на русском;  *.pdf на английском - классическое издание 1980 г.). Уровень сложности низкий; полезность очень высокая. 

Одно из самых лучших руководств по самопсихотерапии депрессии (и различных состояний сниженного настроения - дисфории, ангедонии, апатии и проч.). В книге практически нет "воды"; под обложкой множество техник/методик КПТ (когнитивно-поведенческой психотерапии), инструкции и примеры, как их применять. 

10. Роберт Чалдини. "Психология влияния" (на русском *.fb2 и *.pdf ). Уровень сложности низкий; полезность высокая.  

Культовая научно-популярная книга, must read для всех, кто профессионально оказывает психологическое воздействие на других людей (маркетологи, психологи, педагоги, политики и проч.) или хочет научиться такое воздействие распознавать и не поддаваться на него. В книге описаны интересные эксперименты и случаи из жизни, плюс множество практических рекомендаций. 

11. Михай Чиксентмихайи. "Креативность: Поток и психология открытий и изобретений" ( *.djvu на английском). Книга издавалась на русском в 2013 году, но электронной версии, похоже, не существует. Уровень сложности средний; практическая полезность средняя. 

Если честно, то лично мне выбор Батлер-Боудона показался странным - Чиксентмихайи больше известен как открыватель и популяризатор "состояния потока" (а нашей стране переведено и издано несколько его книг по этой теме). А эта книга ("Креативность...") несколько выбивается из общего ряда. Книга посвящена системному анализу феномена креативности (точнее, социально-значимого научного, художественного и технического творчества). Креативность рассматривается с точки зрения социальных предпосылок (достижений и вызовов эпохи); как особая социальная среда, питательная для творчества; как личностные качества и навыки самих творцов. 

Системный анализ у Чиксентмихайи получился неплохой, но лично мне в книге не хватило пруфлинков (доказательной базы); плюс преследовало дежавю - дело в том, что автор использовал в качестве главного метода анализ биографий творческих личностей. Это уже делал лет примерно 40 назад Абрахам Маслоу; его модель "самоактуализирующейся личности" также основана на анализе биографий и интервьюировании "великих". Именно поэтому выводы и советы для развития "творческой личности" Чиксентмихайи (как мне показалось) недалеко ушли от рекомендаций по самоактуализации, известных в гуманистической психологии ещё со времён А.Маслоу.  

12. Альберт Эллис и Роберт А. Харпер. "Руководство по рациональной жизни".  Именно эту книгу мне найти не удалось (даже на английском), но на русском были изданы две отличные практические книги, ориентированные на широкую аудиторию: "Не давите мне на психику!" ( *.pdf ) и "Психотренинг по методу Альберта Эллиса" ( *.fb2 ). В первой книге - 9 практический упражнений, во второй - 14. Если верить предисловию, то вторая книга ("Психотренинг...") является обновленной версией "Руководства по рациональной жизни".  Обе книги читаются очень легко; полезность высокая (это сборники проверенных временем техник КПТ). 

13. Милтон Эриксон [автор Сидней Розен]. "Мой голос останется с вами. Обучающие истории Милтона Эриксона" ( *.pdf на английском;  *.fb2 на русском). Читается легко; практическая полезность низкая. 

Это классическая монографий одного из "гуру" НПЛ (нейролингвистического программирования). Поясню, почему я поставил низкую оценку практической полезности... Во-первых, книга представляет собой сборник кейсов (случаев психотерапии), которые читать интересно, но из которых читатель-непрофессионал вряд ли извлечёт для себя что-то полезное.  

 Во-вторых, НЛП - довольно непростое психотерапевтическое направление, требующее систематического и поэтапного обучения. Использование "гипнотических паттернов Милтона Эриксона" или речевых конструкций "Милтон-модели" - это навыки высокого уровня, требующие базовой подготовки в НЛП. Кроме того, чтобы как следует освоить и начать правильно применять Милтон-модель, хорошо бы пройти парочку НЛП-тренингов.   

Никто вам не запрещает, конечно, прочитать эту книгу и узнать про "милтоновские паттерны", вот только что вы с этими знаниями будете делать дальше?! )))   

14. Эрик Эриксон. Молодой Лютер. "Психоаналитическое историческое исследование" ( *.pdf на русском).  Читается тяжело; практическая полезность низкая. 

В отечественной высшей школе Эриксона традиционно изучают в курсе "Возрастная психология". И там, как правило, рассматривается его центральная работа "Ребёнок и общество".  Это действительно концептуальное и объёмное исследование, главный результат которой - создание возрастной периодизации психологического развития человека (которая и по сей день претендует на универсальность). 

Именно поэтому выбор Батлер-Боудона для меня странен: работа "Молодой Лютер" - это своего рода психобиография, выполненная Эриксоном в психоаналитическом ключе. Проще говоря, он берёт за основу реальные факты из насыщенного разными драматическими событиями и перипетиями жизненного пути религиозного деятеля, и далее пытается реконструировать, что именно чувствовал/переживал/хотел/к чему стремился в переломные моменты своей судьбы сам Лютер. Как вы понимаете, переживать он мог много чего всякого))), точность подобной реконструкции вызывала и будет вызывать много вопросов. 

Все эти измышления Эриксон выстраивает вокруг концепта "идентичность" (т.е. обретение себя, своего "подлинного Я"). Идея идентичности м.б. сама по себе и неплоха, вот только сам кейс подкачал: у религиозного деятеля эта самая "идентичность" неизбежно будет преломляться через его веру/религиозное мировоззрение. Но вот насколько такой специфический поиск идентичности "через призму Бога" будет актуален для нас, простых смертных?! 

15. Ганс Айзенк. "Измерения личности" ( *.pdf на английском).  На русском Айзенка переводили и издавали довольно много, но только не эту классическую монографию. Из изданного ближе всего по содержанию к "Измерениям личности" книга Айзенка и Вильсона "Как измерить личность" ( *.fb2 ), да и то лишь её начальные главы. 

Уровень сложности легкий (англоязычного издания - высокий, это научная монография); полезность средняя/высокая. 

Ганс Айзенк - классик современной психодиагностики; разработчик нескольких психологических тестов, популярных во всём мире и позволяющих выявлять типологические особенности личности (экстраверсию-интраверсию, эмоциональную устойчивость/нейротизм, упорство-уступчивость, чувство юмора и др.).  Англоязычное издание ("Измерения личности") - это руководство для профессиональных психологов, рассказывающее о том, как создавать надёжные психологические тесты; русскоязычное издание ("Как измерить личность") - это научно-популярная книга, в которой приводится несколько тестов (есть и довольно занятные, типа особенностей сексуального поведения 😉 ) для самодиагностики, плюс немного о том, как эти тесты создавались. 

16. Сюзан Форуард. "Эмоциональный шантаж" ( *.pdf на русском). Читается легко; практическая полезность высокая. 

Очень хорошая прикладная книга (множество житейских ситуаций, их разбор, потом выводы и рекомендации) о токсичных отношениях, которые маскируются под любовь и/или дружбу. Эмоциональный шантаж - это разнообразные способы "игры на чувствах", которые использует партнер-манипулятор, чтобы в одностороннем порядке добиваться от нас того, чего ему хочется. 

Эмоциональные шантажисты, это, как правило, люди с нерешенными психологическими проблемами (невротики, эгоцентрики, нарциссы, психопаты и т.п.), которые пытаются самоутвердиться за наш счёт. Книга очень хорошо учит распознавать таких персонажей; выявлять их излюбленные приёмчики; предпринимать ответных ходы (действия, поступки, реплики и т.п.), разрушающие их негативное влияние на нас.  

От себя добавлю, что лично знаю нескольких человек, которых книга буквально спасла, помогла вырваться из очень деструктивных отношений. 

17. Виктор Франкл. "Воля к смыслу" ( *.fb2 на русском). Уровень сложности высокий; полезность высокая. 

Виктор Франкл - психолог, переживший ужасы фашистских концлагерей; основатель такого психотерапевтического направления как логотерапия. Логотерапия = исцеление смыслом. Эта книга - сборник лекций (изначально адресованных психологам) о том, как обретение смыла помогает бороться с различными жизненными трудностями, психическими и физическими недугами. У логотерапии есть свои техники и алгоритмы их применения, с которыми и знакомит книга (её можно воспринимать как своего рода учебник). 

От себя добавлю, что написано довольно тяжёлым языком, в философско-теологической манере. Но если стремитесь к более осмысленной жизни, то одолеть этот текст стоит.  

18. Анна Фрейд. "Психология Я и защитные механизмы" (на русском *.fb2  или *.pdf ). Сложность высокая; полезность низкая. 

Книга написана довольно заумным языком, и для её понимания требуется знание хотя бы "азов" фрейдовского психоанализа. Сама идея психологических защитных механизмов из психологии никуда не делась, вот только те защиты, о которых пишет Анна Фрейд (отрицание, альтруизм, идентификация с агрессором и др.) сегодня уже в значительной мере понимаются иначе. Анна Фрейд является одним из первооткрывателей, но сегодня её идеи в большей степени представляют исторический (а не прикладной) интерес.  

Я вот считаю, что для человека, который просто интересуется психологией (а не получает подготовку профессионального психоаналитика))) гораздо полезнее знать не про "психологические защиты", а про когнитивные искажения (многие из которых мы направляем на самих себя, вот они и выполняют роль защит). Это гораздо полезнее, потому что с "психологическими защитами" качественно может работать только психоаналитик/психотерапевт, а свои когнитивные искажения мы вполне можем корректировать самостоятельно.  

19. Зигмунд Фрейд. "Толкование сновидений" ( *.fb2 на русском). Сложность высокая; полезность низкая. 

Книга глубоко устарела, представляет лишь исторический интерес, как веха в развитии психологии. Написана очень неудобоваримым старомодным языком, длинно и затянуто 😞 . Хотя идеи Фрейда можно пересказать в двух словах: в сновидениях происходит исполнение вытесненных желаний, как правильно сексуальных; длинные предметы (типа зонта) символизируют пенис, пустые предметы (типа сумки) - вагину, любые ритмичные действия (типа подъёма по ступенькам) - половой акт. Но иногда в сновидениях банан - это просто банан))) . 

Честно говоря, меня удивил выбор Батлер-Боудоном именно этой работы Фрейда. Чтобы понять "Толкование сновидений", хорошо бы для начала почитать что-нибудь более базовое типа "Введение в психоанализ. Лекции".  

20. Говард Гарднер. "Структура разума: Теория множественного интеллекта" ( *.pdf на русском). Сложность средняя; полезность средняя. 

Книга Гарднера хороша, но её много критикуют в профессиональном сообществе. Главная идея: вместо единого интеллекта существует несколько "интеллектов" (лингвистический, музыкальный, логико-математический и др.). Фактически, под "интеллектами" Гарднер понимает специальные способности; и тогда сразу возникает вопрос, о том, сколько всего таких "интеллектов" может быть. Также не очень понятно, насколько такие специализированные "интеллекты" являются врожденной предрасположенностью или формируются только в деятельности (тогда сколько деятельностей - столько и интеллектов?). 

Но несмотря на все теоретические несостыковки, книга очень хороша, особенно для родителей маленьких детей. Она очень помогает обнаружить уникальные способности вашего ребенка и вовремя начать развивать их. Для взрослых людей книга может стать настоящим шоком, т.к. всегда есть риск обнаружить, что то, чем вы занимались полжизни, никак не соответствует вашему лучшему "интеллекту". 

21. Дениэл Гилберт. "Спотыкаясь о счастье" ( *.fb2 или  *.pdf  на русском). Сложность средняя; полезность высокая. 

Очень классная книга о том, как люди пытаются стать счастливыми, и почему у них это не получается. "Счастье" - это конструкция нашего сознания, которая может уводить нас от реальности и делать несчастными. Как можно избавиться от этой химеры? Как внести поправки в собственное восприятие "счастья", чтобы действительно быть счастливым?  Об этом есть в книге, с примерами, данными научных экспериментов, рекомендациями и проч. 

От себя добавлю, что лично мне книга очень понравилась. Писал в этом блоге на неё рецензию "Мы обречены спотыкаться о счастье". 

22. Малкольм Гладуэлл. "Озарение: Сила мгновенных решений" ( *.fb2 или *.djvu на русском). Читается очень легко; полезность средняя. 

М.Гладуэлл - один из немногочисленных современных журналистов - популяризаторов современных социальных наук (психологии, социологии, экономики и др.), к которым я отношусь уважительно. Гладуэлл пишет легко, интересно, аккуратно обращается с научными данными и фактами. Кроме того, он не боится быть оригинальным, предлагая свой собственный "угол зрения" на некоторые феномены/научные проблемы. "Учёным" в полном смысле этого слова назвать нельзя, но изучает материал и обосновывает свой "угол зрения" он довольно основательно. 

Идея книги "Озарение..." очень проста: самые верные и точные решения мы принимаем быстро, мгновенно. Как только начинаем думать, взвешивать, обосновывать - решения получаются менее качественные. Книга содержит множество примеров, когда интуитивные "мгновенные решения" оказывались наиболее правильными. 

Но... с научной точки зрения книгу можно воспринимать как однобокий и тенденциозный подбор доказательств к первоначальной гипотезе ("мгновенные спонтанные решения лучше долгих обоснованных решений"). Гладуэлл касается и других стратегий/способов принятия решений, но всё равно текст получается недостаточно сбалансированным и объективным. 

23. Дэниэл Гоулман. "Эмоциональный интеллект на работе" ( *.djvu на русском; или более позднее переиздание "Эмоциональный интеллект в бизнесе" *.fb2 или *.pdf ). Сложность текста средняя; полезность высокая. 

Гоулман - наиболее известный популяризатор термина и концепции "эмоционального интеллекта" (EQ). Сама эта концепция довольно неоднозначна, по книгам Гоулмана я писал длиннопост "Эмоциональный интеллект: мода или нечто полезное?", поэтому повторяться тут не буду. Если у вас есть сложности с пониманием/регуляцией своих/чужих эмоций, то книги по эмоциональному интеллекту надо читать, однозначно! 

24. Джон М. Готтман. "Карта любви" ( *.pdf  на русском). Читается легко, полезность высокая. 

Готтман - легендарный семейный психотерапевт, который после 5 минут беседы с супружеской парой с точностью около 90% предсказывал, разведутся они или нет. Тут нет никакой мистики: отношения создаются и поддерживаются коммуникациями - наиболее характерными для супругов способами общения. Можно пронаблюдать за этими типичными паттернами общения (включающими характерные слова и фразы, мимику, интонации, "язык тела" и проч.), которые могут быть как деструктивными, так и конструктивными. 

Если в общении между супругами преобладают деструктивные паттерны - отношения рано или поздно распадутся. Если в общении в основном используются конструктивные паттерны - люди будут вместе долго и счастливо. А семейная психотерапия нужна для того, чтобы заменить деструктивные паттерны общения на конструктивные. Ну или можно попробовать это сделать самостоятельно, прочитав книгу 😉 

25. Гарри Харлоу. "Природа любви".  "Природа любви" - это не книга, а научный доклад Харлоу, который он сделал в 1958 году для Американской психологической ассоциации (APA). Полный текст доклада (на английском) можно прочитать здесь.  На русском языке довольно неплохое описание экспериментов Харлоу есть в Википедии. 

Сложность средняя, полезность невысокая. Главная заслуга Харлоу в том, что он экспериментально доказал важность близкого телесного и эмоционального контакта между родителями (матерью) и младенцем, а также наглядно продемонстрировал негативные последствия дефицита подобных контактов. 

Его исследования были актуальны для первой половины ХХ века, когда педагогика "цивилизованных стран" придерживалась точки зрения, что маленького ребенка "не надо баловать", и надо как можно раньше отучать от телесного контакта с родителями (подобной "проблемы" никогда не было у млекопитающих, и у большинства т.н. "примитивных народов"). Сегодня эта точка зрения уже не актуальна, современная педагогика гуманизировалась)), и случаи подобной "эмоциональной/телесной депривации" малышей воспринимаются как экстремальные отклонения от нормы.  

26. Томас Э. Харрис. "Я- о'кей, ты- о'кей" ( *.fb2  или  *.pdf  на русском). Сложность средняя, полезность средняя.  Книга является развитием и продолжением идей Эрика Берна, изложенных в его книге "Игры, в которые играют люди" (см.п.3).  В книге Харриса более подробно рассматриваются проявления эго-состояний (Родитель, Взрослый, Ребенок) в норме и патологии; описаны четыре жизненные установки (Я ОК - Ты ОК; Я ОК - Ты неОК; Я неОК - Ты ОК; Я неОК - Ты неОК) и др.  

В отличие от книги Берна написана более тяжелым языком и адресована в первую очередь психотерапевтам. Человек непосвященный найдёт там для себя полезную информацию, но значительная часть психотерапевтических тонкостей будет для него мало актуальна. 

27. Эрик Хоффер. "Истинно верующий: Личность, власть и массовые общественные движения" ( *.fb2 или *.pdf на русском). Сложность средняя; полезность низкая. 

Одиозный автор (работавший грузчиком, много читавший и позиционирующий себя как "свободный философ")));  невообразимый микс из исторических фактов и точек зрения на них;  очень много противоречивых и тенденциозных идей. Я бы вообще не включал данную книгу в подборку книг по психологии, и уж тем более научных (хотя читается она интересно). Это авторская эссеистика "про общество" в стилистике работ Дюркгейма, Лебона, Тарда и т.п. (т.е. даже не 20, а 19 века))).  Про изыскания современной социальной психологии и аддиктологии (изучающей религиозный и политический фанатизм), социологии и политологии 20-21 века автор вообще не в курсе 😞 . 

"Практичность" книги тоже под большим вопросом. Автор пытается выделять какие-то типажи и роли фанатиков (зачинателей и акторов массовых движений), но всё это также на редкость наивно. И, главное не очень понятно, как это поможет рядовому читателю))). Уж лучше В.И.Ленина читать или Джина Шарпа 😉 .

28. Карен Хорни. "Наши внутренние конфликты" ( *.fb2  или *.pdf на русском). Сложность средняя; полезность высокая.  

На мой субъективный взгляд, труды Карен Хорни очень круты и на редкость современны (в отличие от классического фрейдовского психоанализа). В "Наших внутренних конфликтах" описаны три базовых невротических конфликта: "к людям", "против людей", "от людей". С каждым конфликтом связаны свои базовые патологии. Например, "к людям" стремятся тревожно-зависимые люди, не уверенные в собственных силах и имеющие заниженную самооценку. 

Книга довольно практична; знаю людей, которые после прочтения довольно точно опознавали свой тип внутреннего конфликта (который лежал у них в основе многих житейский трудностей), и начинали целенаправленно работать над собой, избавляясь от невротических реакций. 

Лично мне больше нравятся другие работы Хорни - "Самоанализ", "Невроз и личностный рост" - там очень много идей, помогающих не только для избавления от психологических проблем, но и для преодоления внутренних ограничений на пути саморазвития/самореализации.   

29. Уильям Джеймс. "Принципы психологии". Лучший отечественный перевод, пожалуй, вышел в 1991 году под названием "Психология" ( *.fb2 ); но любители экзотики могут скачать и прижизненный перевод "Научные основы психологии" ( *.djvu ), сделанный в 1902 г.  Читается легко (т.к. учебник); полезность средняя (т.к. многое устарело). 

На самом деле Джеймс - классик из классиков; основатель научной психологии в США. Не только психолог, но и философ (один из основателей прагматизма). Человек энциклопедической эрудиции, обладающий уникальным даром формулировать проблемы. Причём он во многом предвосхитил проблемное поле современной психологии. Это совершенно нормальная ситуация, когда современные исследователи брали какую-нибудь цитату/идею из работ Джеймса, начинала её проверять экспериментально, в результате чего хватало работы нескольким лабораториям, а научных результатов набиралось на десятки диссертаций))).  Рекомендую читать книгу как своего рода сборник научных идей, но относиться к ним критично. 

30. Карл Юнг. "Архетипы и коллективное бессознательное".  С Юнгом всё сложно))). Батлер-Боудон ссылается на книгу  "The Archetypes and the Collective Unconsciousness", изданную Принстонским университетом. В классическом 20-томном собрании сочинений К.Г.Юнга это том 9 (часть 1; вот *.pdf на английском). На русском собрание сочинений Юнга не издавалось, есть лишь сборники его работ, которые составляются редакторами, исходя из из собственной логики)).  Но если делать акцент именно на архетипы, то, пожалуй, наиболее близким по содержанию (к 9 тому) будет сборник "Душа и миф.Шесть архетипов" ( *.fb2 на русском).  

Сложность средняя; полезность низкая. Немного поясню... Я очень большой поклонник и последователь юнгианского психоанализа, но считаю, что сегодня юнгианские понятия слишком уж "ушли в народ", и понимаются слишком примитивно 😞 . "Архетип" где только не используется - в рекламе, в "женских практиках", в политике и т.д.  Ещё в 1994 году ваш покорный слуга написал статью "Архетип.Попытка реанимации", где попытался рассмотреть "архетип" не как мифологему, а как некий психический феномен в системе координат современной психологии. В 2012 году в этом блоге я писал развернутую рецензию на книгу А.Соколова "Три архетипа лидерства" - Архетипы лидерства: что это такое на самом деле? - где также пытался продемонстрировать, что "архетип" сегодня используется слишком упрощённо, и далеко не так, как это было у Юнга. 

Возможно, вам покажется, что все эти "разборки по понятиям"))) - удел узких специалистов. Но если не вникать в эти понятия, то описания архетипов будут восприниматься как "дедушкины сказки" (как назвал юнговские тексты один мой знакомый))), некое фэнтези, микшированное из мифологических сюжетов и образов. Именно поэтому я обозначил практическую полезность (для читателя-непсихолога) работ Юнга про архетипы коллективного бессознательного как "низкую". Ну прочитает человек эти "дедушкины сказки", ну узнает про архетипы... Но что он с этим знанием будет делать дальше?! Придумает какие-нибудь "женские практики" в меру своего понимания? )))

31. Альфред Кинси. "Сексуальное поведение самки человека". На русском языке этой книги нет, читайте на английском ( *.epub ). И для комплекта ловите ещё и "Сексуальное поведение самца человека" ( *.pdf , тоже на английском); тем более, что это книга была написана раньше - в 1948 году (а "Поведение самки..." в 1953). 

Сложность высокая (объёмная научная монография); полезность средняя. Кинси - великий учёный; фактически основатель современной научной сексологии. Текст местами занудный и вызывающий вопросы (с точки зрения методологии и качества сбора данных), а местами шокирующий (узнавать о человечестве интимные подробности нелегко))). Но в целом книги отличные, и очень жаль, что до сих пор не переведены на русский. 

32. Мелани Кляйн. "Зависть и благодарность" ( *.doc на русском). Сложность низкая; полезность средняя. 

Я не очень люблю Мелани Кляйн, потому что в принципе скептически отношусь к детскому психоанализу. Но это моё частное мнение; а книгу следует прочитать хотя бы в силу её гуманистической направленности. Фактически, Кляйн пишет о том же, о чём и Г.Харлоу (см.п.25), но под своим психоаналитическим углом зрения. 

Если очень упростить её идеи, то чем меньше ребёнок, тем большее влияние на его развитие (и формирование будущих невротических расстройств) оказывает характер его взаимодействия с матерью. Взаимодействия эти могут быть самыми простыми, например, кормление грудью. Для младенца материнская грудь - это в буквальном смысле "полмира". И если эта грудь будет "злой" (холодной, жёсткой, дающей мало молока и т.п.) - что вполне может быть следствием стресса, переживаемого матерью - то ребёнок получит психическую травму, которая проявится позже, м.б. даже во взрослом возрасте. 

Соглашаться с идеями Мелани Кляйн или нет - личное дело каждого, но вот беременным и молодым мамочкам прочитать её книгу надо бы обязательно! 

33. Р.Д.Лэнг. "Расколотое Я" ( *.fb2 на русском). Сложность средняя; полезность средняя. 

Довольно своеобразный психолого-философский трактат, посвященный психиатрическим расстройствам на примере шизофрении. Чем психически "нормальный" человек отличается от "ненормального"? Причём не с точки зрения навешивания социальных ярлычков, а как и почему его психические процессы работают иначе? Можно ли "сойти с ума" не под влиянием генетических (или иных не зависящих от действий самого человека) причин? И если "можно", то как мы сами сводим себя с ума; что делаем для этого? Книга глубокая; идеи Лэнга довольно спорные (в профессиональном сообществе до сих пор вокруг них много споров); но читается интересно, заставляет думать.

34. Абрахам Маслоу. "Дальние пределы человеческой психики" ( *.fb2 на русском). Сложность средняя; полезность очень высокая. 

Самоактуализация и самореализация - это наше всё! Поэтому всем заинтересованным в саморазвитии читать обязательно!

35. Стэнли Милгрэм. "Подчинение авторитету"  ( *.fb2 на русском). Сложность средняя; полезность средняя. 

Вся книга - это описание классического эксперимента Милгрэма, где испытуемый-"учитель" по приказу экспериментатора (т.е. "авторитета") "наказывает" испытуемого-"ученика", нанося ему удары электрошоком. Читается интересно (подробно описаны все ходя изощрённой экспериментаторской мысли))), хотя выводы и рекомендации "для обычной жизни" книга не даёт. Плюс есть современные мета-исследования, где эксперимент Милгрэма основательно критикуют (например, за плохую воспроизводимость). 

36. Энн Мойр и Дэвид Джессел. "Пол мозга: Реальные различия между мужчиной и женщиной"*.pdf  или  *.docx  на русском). Читается легко; полезность средняя. 

Мне эта небольшая книга показалась упрощенной версией книги Л.Брайзендайн "Женский мозг" (см.п.8).  Книга "Пол мозга" мне не очень понравилась, т.к. авторы попытались "объять необъятное" - т.е. уместить под обложкой все возможные межполовые различия - психологические, биологические, сексуальные, культурные, исторические, экономические и т.д. Получилось всё это очень "по верхам". Книга получилась скорее "идеологической" (доказывающей, что "женщина - тоже человек"))), чем научной.

37. И.П.Павлов. "Условные рефлексы". Англоязычное издание, но которое ссылается Батлер-Боудон я не нашёл (поэтому не очень понятно, на какие именно работы Павлова он ссылается). Но уж чего-чего, а текстов Ивана Петровича Павлова у нас завались))).  Хотя, справедливости ради добавлю, что современная нейрофизиология ушла далеко вперёд, поэтому тексты Павлова представляют преимущественно исторический интерес (и не переиздаются 😞 ). 

Для начала я рекомендовал бы почитать следующие три книги: 

1) И.П.Павлов - Избранные произведения ( *.djvu ). Это издание 1949 года (приурочено к 100-летию со дня рождения Павлова) содержит все его ключевые работы (или выдержки из них). Например, там есть нобелевская речь Павлова (об открытии "условного рефлекса"); плюс отдельная глава, где собраны статьи, раскрывающие понятие "условный рефлекс". 

2) Ю.П.Фролов - И.П.Павлов и его учение об условных рефлексах ( *.djvu ). Издание 1936 года; своего рода учебник где (более простым и доступным языком, чем у самого академика Павлова))) изложены основы рефлексологии (4 глава посвящена рефлексам). 

3) И.П.Павлов - Лекции о работе больших полушарий головного мозга ( *.djvu ). Издание 1949 года. Интересно тем, что рефлексы (их формирование, подкрепление/угасание и т.п.) рассматриваются на уровне коры головного мозга и сложных форм поведения. Все опыты Павлов проводил на собаках, но там достаточно идей, которые можно экстраполировать и на поведение человека.  

Также хочу предупредить, что сложность всех текстов И.П.Павлова для современного читателя очень высокая (абсолютно свой язык со своей уникальной терминологией); практическая полезность очень низкая. Поясню, почему очень низкая... Дело в том, что сам Павлов считал себя физиологом, но никак не психологом, и всячески избегал любого "психологизма" в своих работах (в своей лаборатории он даже штрафовал сотрудников, если те использовали слово "психология"))). Поэтому найти какие-либо психологические рекомендации "для обычной жизни" в текстах Павлова просто нереально!  

38. Фриц Перлз. "Теория гештальттерапии" ( *.pdf на русском). Сложность высокая; полезность средняя. 

Это базовая теоретическая монография от основателя психотерапевтической школы гештальт-терапии Фредерика (Фрица) Перлза. Гештальт-терапия - довольно мощное прикладное направление, основанное на феноменологии (деконструкции человеческого опыта и его трансформации). Но тут меня снова удивляет выбор Батлер-Боудоном именно этой книги 😞 , т.к. "Теория гештальттерапии" - это довольно занудная теоретическая монография, где автор полемизирует с психоанализом, и пытается ввести собственную терминологию и подвести некий научный базис под техники/методы гештальт-терапии. 

Как мне кажется, если уж знакомиться с гештальт-терапией, то лучше начинать или с автобиографии самого Перлза (книга с характерным названием "Внутри и вне помойного ведра"))), который был крайне яркой и харизматичной личностью. Или ознакомиться с практическими техниками, которые в гештальт-терапии оригинальны и могут быть использованы для самопомощи (типа книги Д.Энрайта "Гештальт, ведущий к просветлению"). Но если читатель-непсихолог одолеет "Теорию гештальттерапии", это будет круто 😉 .

39. Жан Пиаже. "Речь и мышление ребенка" ( *.fb2 издание 2008 г. или *.pdf издание 1998 г). Сложность высокая; полезность высокая. 

Классическая монография, которую студенты-психологи в обязательном порядке изучают в рамках курса "Возрастная психология". Пиаже - один из первых исследователей, предложивших (и экспериментально обосновавших) стадиальную модель развития интеллекта. Пиаже попытался понять, как ребёнок овладевает сначала простыми, а затем всё более сложными логическими операциями, делая их неотъемлемой частью своего мышления. Также Пиаже исследовал, каким образом у ребенка формируются абстрактные понятия; как мышление переходит от наглядного сравнения двух простых предметов к оперированию сложными обобщенными концепциями. 

Также важно сказать, что Пиаже был практиком, который активно сотрудничал с педагогами. Выявленные закономерности развития интеллекта он использовал для совершенствования учебных программ, чтобы сделать их более "дружественными" возрастным особенностям ребёнка. "Речь и мышление" читается нелегко, но будет несомненно полезна всем родителям, которые заинтересованы в развитии способностей своего ребенка и помогают ему в учёбе.  

40. Стивен Пинкер. Чистый лист: Современный взгляд на отрицание человеческой природы" ( *.fb2 на русском). Сложность низкая; полезность низкая. 

Лично мне эта книга очень понравилась - широтой эрудиции автора и аналитическим стилем подачи информации. Она посвящена "вечной" методологической проблеме психологии - соотношению между биологическим и социальным в психике человека. Какие особенности нашей психики являются врождёнными/предопределенными, а какие приобретёнными/сформированными? 

Проблема соотношения биологического и социального очень много обсуждалась в советской психологии. Разумеется, с явным или не очень выбором в пользу социального детерминизма - марксистско-ленинская идеология предполагала, что вместе со строительством "нового мира" с помощью методов социальной инженерии можно будет сформировать и абсолютно "нового человека". Чем закончился этот эксперимент, мы все знаем (развалом СССР), но идея "чистого листа" никуда не делась. Она просто вышла на новый уровень манипуляций сознанием через СМИ, "поведенческую экономику", новые идеологические тенденции (типа "политкорректности") и т.п.

Пинкер пытается на одну чашу весов положить всё, что современная наука знает о биологии человека, а на другую чашу весов все теоретические и практические достижения "инженеров человеческих душ". Какого-либо вывода, однозначно поддерживающего одну из точек зрения, Пинкер не делает, но читать его рассуждения интересно. Но прикладная полезности книги (как мне кажется) для личного саморазвития невысока; т.к. если вы будете придерживаться точки зрения биологической предопределенности, то ни о каком саморазвитии речи вообще быть не может (или оно будет возможно лишь в формате модного сегодня биохакинга).    

41. В. С. Рамачандран. "Призраки разума: Исследование загадок человеческого сознания" ( *.pdf на английском). "Призраки разума" - первая книга Рамачандрана, изданная в 1998 году. На русском я её не нашёл, зато есть перевод более новой книги (2003 года) "Рождение разума: загадки нашего сознания" ( *.fb2 или *.pdf на русском), которая во многом пересекается с "Призраками...".  Сложность низкая; полезность средняя. 

Очень хорошая научно-популярная книга по нейропсихологии. Написана по принципу: "Хочешь понять, как мозг/психика работает в норме - изучи, как мозг/психика работают при нарушениях!". Рамачандран дотошно и с помощью оригинальных экспериментов препарирует (в смысле научного анализа))) различные психопатологические нарушения. Например, как и почему мы чувствует фантомные боли; как возникает раздвоение личности и т.д., и т.п. 

Книга читается на одном дыхании, как хороший детектив)). И, пожалуй, главный вывод, который можно из неё сделать - наша психика устроена очень целесообразно. Даже то, что кажется нам "патологией", имеет свои рациональные причины и своё объяснение. На практике это может означать, что нам не нужно бояться своих психологических проблем и стараться убежать/избавиться от них как можно быстрее. Возможно, то, что нам кажется "проблемой" является лучшей формой адаптации нашей нервной системы к актуальным обстоятельствам. 

42. Карл Роджерс. "Становление личности: Взгляд на психотерапию" ( *.fb2 на русском). Сложность низкая; полезность очень высокая. 

Эта книга - must read для всех, кто работает с людьми (психологов-консультантов, руководителей, педагогов и т.п.). Карл Роджерс - основатель клиентоцентрированной недирективной психотерапии, фактически предвосхитившей современный коучинг. Главная идея Роджерса в том, что решения всех наших проблем находятся в нас самих, а задача психолога - помочь нам правильно сформулировать вопрос и способствовать, облегчать (фасилитировать) поиск ответов на этот вопрос. Роджерианская психотерапия основана на гуманистических принципах (вера в силы и способности клиента; приоритетность его самораскрытия/самореализации и т.п.), и использует множество продвинутых техник общения (конгруэнтность; активное слушание и др.). 

43. Оливер Сакс. "Человек, который принял жену за шляпу" ( *.fb2 на русском). Читается легко; полезность средняя. 

Книга по нейропсихологии, написанная в стиле "короткого сторителлинга". Автор рассказывает о клинических случаях своих пациентов с неврологическими/психиатрическими нарушениями, включая историю работы с ними и их исцеление  (по духу книга очень близка к "Призракам разума" В.Рамачандрана, п.41). Всего таких историй в книге 24. После каждой истории есть "Постскриптум", где автор даёт научное объяснение данному случаю и рассуждает (выдвигая очень любопытные идеи и гипотезы) о механизмах описанного нарушения. "Постскриптумы" - самое полезное в книге; именно там можно найти ценные мысли для саморазвития.  

44. Барри Шварц. "Парадокс выбора: Почему "больше" значит "меньше" ( *.pdf на русском). Сложность: легко; полезность: высокая. 

Эта книга - одна из "первых ласточек" среди книг по столь популярной сегодня "поведенческой экономике". Центральный вопрос, изучаемый в поведенческой экономике - как мы принимаем решения, как делаем свой потребительский выбор. Причём, "потребление" в данном контексте следует понимать расширенно - не только как поведение покупателя, потребляющего посредством покупки товара в магазине, но как человека, удовлетворяющего (посредством потребления) любые свои потребности. В таком контексте "потреблением" можно считать любой выбор - брачного партнёра, стиля жизни, самоидентичности и т.д. 

Понимание собственных алгоритмов (с помощью которых мы обычно выбираем "на автомате", бессознательно) - очень ценное знание, без которого любое саморазвитие попросту невозможно. "Парадокс выбора" в этом смысле довольно неплох, но (как мне кажется) эта книга начального уровня. Следом за ней надо обязательно читать Р.Талера, Д.Пинка, Д.Канемана, Н.Талеба и лр.    

45. Мартин Селигман."Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни" ( *.fb2 или  *.doc на русском). Сложность низкая; полезность очень высокая. 

Книга от основателя позитивной психологии, в которой идеально сбалансированы результаты научных исследований и практические рекомендации. Подчеркиваю, что это именно научная позитивная психология, а не всякая ерунда вроде самовнушения: "Я самый обаятельный и привлекательный, и должен улыбаться в любой ситуации!"))). Знаю людей, которым данная книга заменила работу с психотерапевтом, в буквальном смысле вытащив из серьёзных психологических заморочек. Лично я считаю эту книгу настольной (в сочетании с книгами Маслоу, п.34 и Роджерса, п.42) для всех, кто серьёзно занимается саморазвитием. 

46. Гейл Шихи. "Возрастные кризисы" ( *.fb2 на русском). Сложность низкая; полезность средняя. 

Одна из первых переведенных на русский язык книг по возрастным кризисам, на мой взгляд, довольно слабенькая и устаревшая (первое аглоязычное издание было в 1970). Книга написана журналисткой (не психологом), в очень повествовательной манере. По сути это толстый сборник житейских историй, без каких-либо научных обобщений и структурированных рекомендаций (по преодолению этих самых кризисов). Предполагается, что читатель найдёт сходство между своей жизненной ситуацией и описанными в книге кризисными историями, и что это поможет ему обрести силы и выкарабкаться из кризиса. Задумка неплохая, но мир меняется, и сопоставлять современные реалии с проблемами людей из 70-х становится всё сложнее. 

(Добавлю, что если вам нравится подобный формат "житейских историй", то гораздо актуальнее и полезнее, чем Гейл Шихи книги серии "Куриный бульон для души", изданные Джеком Кэнфилдом и/или его командой.    Там есть множество "антикризисных" историй на любой вкус!). 

47. Б. Ф. Скиннер. "По ту сторону свободы и достоинства" ( *.pdf на английском). Есть и официальный  перевод на русский (издательство "Оперант" в 2015 году), но в сети мне его найти не удалось. Обнаружил самиздатовский перевод, кажется, довольно неплохой: "Превыше свободы и чести" ( *.pdf на русском). Сложность средняя; полезность высокая. 

Скиннер - "великий и ужасный" представитель "радикального бихевиоризма", утверждавший, что никакого сознания и свободы воли не существует (это лишь иллюзия), а есть лишь поведение, которое "дрессируется", т.е. формируется внешними стимулами и подкреплениями (поощрениями, либо наказаниями). Внешняя среда человека - это общество, социум, который есть ни что иное, как набор способов и механизмов "социального контроля", позволяющих добиваться от человека социально приемлемого/желаемого/одобряемого поведения. Соответственно, в чьих руках эти самые механизмы социального контроля, и кто умеет ими управлять - тот управляет и человечеством. 

Книга довольно циничная и анти-гуманистическая, но мозги прочищает как надо)). Скиннер по-своему оптимистичен: например, он утверждает (и доказывает), что наказания (и вообще система прямых силовых принуждений) - это плохой/неэффективный способ социального контроля (рассказал бы кто горе-политикам)))). Следовательно, задача "инженеров человеческих душ" состоит в том, чтобы научиться проектировать "позитивные" системы социального контроля, не использующие наказания/ограничения (или использующие их минимально). 

Также он считает, что высшая форма социального контроля - это самоконтроль, т.е. интериоризированные, усвоенные на уровне бессознательных установок/поведенческих шаблонов социальные нормы. Из чего вытекает прикладная задача: каким образом нам этот самый самоконтроль можно сформировать?    

48. Дуглас Стоун, Брюс Пэттон и Шейла Хин. "Трудные разговоры"*.djvu на русском). Читается легко; полезность высокая. 

Хорошая книга от специалистов Гарвардской школы ведения переговоров, посвященная навыкам и алгоритму ведения дискуссий в эмоционально напряженных ситуациях. Алгоритм предлагается довольно простой, из трёх шагов: 1) Разобраться в том, что присходит: в чем суть наших разногласий? ; 2) Понять эмоции собеседника, определяющие его реакции в разговоре; 3) Понять, что сам спор означает для собеседника (чем является ситуация для его самоидентичности). Далее в книге расписаны техники (с примерами), с помощью которых можно данный алгоритм реализовать. Например, как вести себя конструктивно, не "цепляя" лишний раз самоидентичность собеседника, не переходя "на личности" и не провоцируя его уходить в "глухую оборону".  

49. Уильям Стайрон. "Зримая тьма" ( *.pdf на русском). Читается легко; полезность средняя. 

Это даже не книга, это сравнительно небольшое эссе о депрессии, написанное писателем (не психологом) на основании личного опыта. Как текст для "погружения" в депрессивное состояние, вполне сойдёт))). Возможно, кому-то будет полезен в плане сопереживания (если подобные состояния вам знакомы). Но каких-либо научных или практических рекомендаций о том, как справиться с депрессией, там маловато...

50. Роберт Е. Тайер. "Источник повседневного настроения: Управление энергией, напряженностью и стрессом". Насколько я смог нагуглить, на русский книги Роберта Тайера не переводились. Также я не смог найти книгу "The Origin of Everyday Moods" (1996 г.), на которую ссылается Боудон-Баттлер. Но мне удалось найти другую, более новую его книгу "Энергия спокойствия: как управлять настроением с помощью питания и тренировок" (2001 г.) - "Calm Energy: How People Regulate Mood with Food and Exercise" ( *.pdf на английском). Сложность средняя; полезность высокая. 

Лично мне эта книга понравилась, она научная и при этом достаточно практичная. В ней много практических рекомендаций о том, как с помощью разного рода психотехник и ЗОЖ мы можем управлять своим настроением. Особенно книга будет полезна тем, кто страдает расстройствами пищевого поведения ("заедает стрессы"), т.к. в книге приведено много исследований как раз по этой теме.  

Уф... вроде всё. Друзья, если вы дочитали до этого места, то вот главный сюрприз: все упомянутые выше книги одним файлом (*.rar , 350 Мб) .

Как я писал в начале поста, возможно, самой правильной стратегией чтения будет не "всё подряд", а тематическими блоками. Батлер-Боудон выделяет семь таких блоков (они перечислены ниже), к каждому из которых я приложил отдельный архив с книгами. Если вам не интересны какие-то блоки, то можете скачать архив только по интересующей вас теме: 

1. Поведение, биология и гены: Наука о мозге (*.rar , 96 Мб)

1.1. Луанн Брайзендайн «Женский мозг»
1.2. Уильям Джеймс «Принципы психологии»
1.3. Альфред Кинси «Сексуальное поведение самки человека»
1.4. Энн Мойр и Дэвид Джессел «Пол мозга»
1.5. Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка»
1.6. Стивен Пинкер «Чистый лист»
1.7. В. С. Рамачандран «Призраки разума»
1.8. Оливер Сакс «Человек, который принял жену за шляпу»

2. Исследование подсознания: Мудрость иного плана ( *.rar , 19 Мб)

2.1. Гэвин де Беккер «Дар страха»
2.2. Милтон Эриксон (Сидней Розен) «Мой голос останется с вами»
2.3. Зигмунд Фрейд «Толкование сновидений»
2.4. Малкольм Гладуэлл «Озарение»
2.5. Карл Юнг «Архетипы и коллективное бессознательное»

3. Правильное мышление, хорошее самочувствие: Счастье и психическое здоровье ( *.rar , 103 Мб)

3.1. Натаниэль Бранден «Психология самоуважения»
3.2. Дэвид Д. Бернс «Хорошее самочувствие»
3.3. Альберт Эллис и Роберт А. Харпер «Руководство по рациональной жизни»
3.4. Дениэл Гилберт «Спотыкаясь о счастье»
3.5. Фриц Перлз «Теория гештальт-терапии»
3.6. Барри Шварц «Парадокс выбора»
3.7. Мартин Селигман «Новая позитивная психология»
3.8. Уильям Стайрон «Зримая тьма»
3.9. Роберт Е. Тайер «Источник повседневного настроения» 

4. Почему мы такие, какие мы есть: Исследование личности и собственного Я ( *.rar , 21 Мб )

4.1. Изабель Бриггс Майерс «У каждого свой дар»
4.2. Эрик Эриксон «Молодой Лютер»
4.3. Ганс Айзенк «Измерения личности»
4.4. Анна Фрейд «Психология Я и защитные механизмы»
4.5. Карен Хорни «Наши внутренние конфликты»
4.6. Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
4.7. Р. Д. Лэнг «Расколотое Я»
4.8. Гейл Шихи «Возрастные кризисы»

5. Почему мы делаем то, что мы делаем: Великие мысли о человеческой мотивации ( *.rar , 36 Мб)

5.1. Альфред Адлер «Понять природу человека»
5.2. Виктор Франкл «Воля к смыслу»
5.3. Эрик Хоффер «Истинноверующий»
5.4. Абрахам Маслоу «Дальние пределы человеческой психики»
5.5. Стэнли Милгрэм «Подчинение авторитету»
5.6. Иван Павлов «Условные рефлексы»
5.7. Б. Ф. Скиннер «По ту сторону свободы и достоинства»

6. Почему мы любим так, как мы любим: Динамика человеческих взаимоотношений ( *.rar , 11 Мб)

6.1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»
6.2. Сюзан Форуард «Эмоциональный шантаж»
6.3. Джон М. Готтман «Карта любви»
6.4. Гарри Харлоу «Природа любви»
6.5. Томас Э. Харрис «Я — о’кей, ты — о’кей»
6.6. Карл Роджерс «Становление личности»

7. Работа в полную силу: Сила творчества и навыки общения ( *.rar , 65 Мб)

7.1. Роберт Болтон «Навыки людей»
7.2. Эдвард де Боно «Латеральное мышление»
7.3. Роберт Чалдини «Психология влияния»
7.4. Михай Чиксентмихайи «Креативность»
7.5. Говард Гарднер «Структура разума»
7.6. Дениэл Гоулман «Эмоциональный интеллект на работе»
7.7. Дуглас Стоун, Брюс Пэттон и Шейла Хин «Трудные разговоры»

...На этом всё. Всем добра! Читайте, изучайте психологию, просвещайтесь 😉 



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) "Идеи для саморазвития". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



4 комментария:

  1. Большая благодарность за статью! Огромная работа проделана!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за статью. Я уже пыталась читать эту книгу, но не нашла её ни интересной, ни полезной. Теперь после вашей статьи всё стало яснее. Выбрала для себя пару книг из подборки, купила и уже читаю. Спасибо за труд.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рад, что заметка пригодилась! Действительно, книги в подборке очень неоднородные - какие-то представляют только исторический интерес (или для узких специалистов), но некоторые будут полезны всем. Хорошо, что нашли что-то подходящее для себя!

      Удалить