Человек - необычайно рациональное существо. В том смысле, что многие вещи, производящие впечатление "плохих", при детальном рассмотрении оказываются полезными, жизненно необходимыми, и на самом деле "хорошими".
Какие-то выводы делать из этого отрывка я не хочу :). Но обратите внимание, как грёзы о бале Бейстегуи с одной стороны мешают ему взяться за работу, т.е. выступают как фактор прокрастинации. Но с другой стороны, эти грёзы доставляют ему море приятных эмоций, и помогают пережить множество всяких житейских неприятностей (включая плохое пищеварение и общение с юристом :)).
Вот та же самая история и с "поглотителями времени"... С точки зрения традиционного тайм-менеджмента любые поглотители времени (непродуктивные траты времени) являются "абсолютным злом". Нечего разбазаривать своё время, винтики должны крутиться, функционировать бесперебойно!!!
Но с годами и с опытом понимаю, что надо относиться к своему времени мудрее :). И надо понимать, что так называемые "поглотители времени" - на самом деле наши друзья, а вовсе не враги!
Вот, к примеру прокрастинация - привычка откладывать всё "на потом", затягивать выполнение важных и срочных задач. Есть моя рецензия на целый трактат (Н.Фьоре "Лёгкий способ перестать откладывать дела на потом") о том, как с прокрастинацией бороться. Когда читал Нейла Фьоре, было у меня смутное чувство, что что-то он не договаривает... И точно: пресловутая прокрастинация далеко не всегда следствие нашей неорганизованности, а часто симптом депрессии. Соответственно, тут одним тайм-менеджментом не отделаешься, тут психотерапия нужна...
Вот ещё парочка показательных примеров:
* * *
В своей замечательной книге "Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач" Эдвард де Боно пишет об утрате максимальной концентрации на выполняемой задаче (стр. 124-125):
"...способность сосредоточиться на одной задаче, отло-жив в сторону все прочие вопросы, обычно расценива-ется как достоинство. ожидается, что задача, изолиро-ванная от всего остального благодаря сосредоточенномувниманию, решится сама собой. Случайные воздействияисключаются настолько, насколько это вообще возможно.однако эта процедура в итоге прекрасно тормозит форми-рование новых идей, поскольку приводит к сознательномуисключению именно тех внешних воздействий, которыемогли бы подсказать новую трактовку задачи. Концентра-ция внимания на задаче приводит лишь к дальнейшемузакреплению тех жестких рамок, в пределах которых рас-сматривается эта задача.Хорошо известный способ как-то смягчить совершеннуюбесплодность сосредоточенного внимания — периодическипереключаться на вопросы, которые никак не связаны с ос-новной задачей. Однако гораздо более действенный ме-тод — в ходе исследования задачи позволить внешним воз-действиям беспрепятственно проникать в сознание и рас-шатывать жесткие рамки, задающие взгляд на ситуацию".
Мораль: внимание - психическая функция, которая отлично поддается тренировке! Мы можем прокачивать своё умение фокусироваться на задаче/деле бесконечно. Но концентрация внимания, умение "быть в фокусе" - это весьма энергозатратная процедура. Удержание фокуса - волевой процесс, а сила воли также имеет свойство истощаться :((.
Именно поэтому во многих ситуациях гораздо эффективнее будет не "упираться рогом", стремясь решить задачу/проблему, а наоборот - отступить на время, отвлечься. В творческом мышлении для "дозревания" идеи обязательно нужен "инкубационный период". Во время "инкубационного периода" важно "отключить" волю, расфокусироваться, пойти на поводу у случайных отвлечений... И тогда мозг находит творческое (латеральное, нетипичное) решение поставленной задачи!
* * *
Вот ещё показательная цитата о положительной роли прокрастинации из книги Тины Силиг "Разрыв шаблона" (стр. 103-104, самое начало шестой главы):
"Чуть больше года назад мой редактор, Гидеон, известил,
что издательство HarperOne хочет опубликовать мою кни-
гу. Он был очень рад сообщить, что на выполнение проекта
у меня 10 месяцев. Предыдущую работу «Сделай себя сам»
мне пришлось писать в очень напряженном графике, всего
за четыре месяца. Поначалу срок сдачи новой книги выгля-
дел очень приятным. Однако я продолжала прокрастини-
ровать, пока не осталось всего четыре месяца. Каждый день
я отодвигала работу и сама же удивлялась: я знала, что хочу
написать книгу, и была в восторге от процесса. Но тогда по-
чему постоянно откладывала ее написание?
что издательство HarperOne хочет опубликовать мою кни-
гу. Он был очень рад сообщить, что на выполнение проекта
у меня 10 месяцев. Предыдущую работу «Сделай себя сам»
мне пришлось писать в очень напряженном графике, всего
за четыре месяца. Поначалу срок сдачи новой книги выгля-
дел очень приятным. Однако я продолжала прокрастини-
ровать, пока не осталось всего четыре месяца. Каждый день
я отодвигала работу и сама же удивлялась: я знала, что хочу
написать книгу, и была в восторге от процесса. Но тогда по-
чему постоянно откладывала ее написание?
В конце концов я поняла, что делала это нарочно. Это
была творческая прокрастинация! По сути, я создавала себе
творческое давление. Дав мне больше времени, Гидеон убрал
важный импульс творчества. Поэтому, даже не сознавая это-
го, я добавила его сама.
была творческая прокрастинация! По сути, я создавала себе
творческое давление. Дав мне больше времени, Гидеон убрал
важный импульс творчества. Поэтому, даже не сознавая это-
го, я добавила его сама.
Как педагог, я должна была знать, что это случится. Ведь
мои студенты делают ровно то же самое. Если они получа-
ют задание, которое должно быть выполнено за 10 недель,
приступают к нему за две недели до срока сдачи. На самом
деле раньше во время курса я давала один долгосрочный
проект, но позже отказалась от этой идеи и стала давать три
двухнедельных. Студентам приходилось делать в три раза
больше работы, но они справлялись с ней гораздо луч-
ше, и им это куда больше нравилось. В коротких проектах
давление присутствует с самого начала, а энергия не ослабе-
вает, ведь лишнего времени нет. Разнообразные ограниче-
ния играют важную роль в творческом процессе. Как гово-
рит Марисса Майер, глава департамента разработки продук-
тов Google (сейчас — президент и CEO Yahoo!), «Творчество
любит ограничения». И время — один из наиболее показа-
тельных примеров".
мои студенты делают ровно то же самое. Если они получа-
ют задание, которое должно быть выполнено за 10 недель,
приступают к нему за две недели до срока сдачи. На самом
деле раньше во время курса я давала один долгосрочный
проект, но позже отказалась от этой идеи и стала давать три
двухнедельных. Студентам приходилось делать в три раза
больше работы, но они справлялись с ней гораздо луч-
ше, и им это куда больше нравилось. В коротких проектах
давление присутствует с самого начала, а энергия не ослабе-
вает, ведь лишнего времени нет. Разнообразные ограниче-
ния играют важную роль в творческом процессе. Как гово-
рит Марисса Майер, глава департамента разработки продук-
тов Google (сейчас — президент и CEO Yahoo!), «Творчество
любит ограничения». И время — один из наиболее показа-
тельных примеров".
Обратите внимание, что прокрастинация здесь уже не симптом депрессии, а желанная "творческая прокрастинация" :). Для многих творческих людей подобное затягивание решения поставленных перед ними задач - эффективный способ самомотивации, способ "дозревания" идей.
Как ни парадоксально это звучит, творческая прокрастинация не замедляет, а наоборот, ускоряет достижение намеченных целей. В решении мелких (рутинных) и в решении крупных (жизненных) задач задействованы разные энергетические ритмы. Условно говоря, при решении крупных задач более эффективным оказывается энергетический режим сверхдостижений, спортивно-соревновательный.
Если вы, к примеру, желаете выиграть олимпийские игры, то во время соревнований вы должны максимально задействовать свою энергию. Но чем больше вы её выплеснете, тем больше потом понадобиться времени для её восстановления. Т.е. периоды максимальной активности чередуются с периодами максимального отдыха, бездействия (что особо ответственными людьми может восприниматься как "прокрастинация" :)). Но что особенно важно: если период бездействия не будет "чистым отдыхом", максимальным отвлечением от предстоящей цели, то энергии на ударное достижение цели просто не хватит :((.
Мораль: разрешайте себе творческую прокрастинацию! И прокрастинируйте "чисто", т.е. отдыхая, и получая от процесса максимальное удовольствие :))
* * *
...Вот чтобы было понятно, как от творческой прокрастинации можно получать подлинное удовольствие, я приведу здесь длинную-предлинную цитату из "Дневника одного гения" Сальвадора Дали :) . Поверьте, цитата того стоит :))
Если вдруг кто не читал "Дневник одного гения", то поясню, что приведённый фрагмент относится к сентябрю 1952 года, начиная с 3 числа. Дали мечтает о бале, который даёт аристократ Бейстегуи (это у Дали своего рода самомотивация такая :)), и при этом напряжённо и трудно работает над картиной "Вознесение":
"3-е
Сегодня годовщина бала Бейстегуи. При одном воспоминании о третьем сентября минувшего года в Венеции меня охватывает какое-то нежнейшее томление, но я тут же говорю себе, что непременно должен сегодня же закончить левую ногу и приступить к «радиолуару» (эти радиолуары как две капли воды похожи на знаменитые армиллерные сферы, которые фигурируют главным образом среди доспехов португальских королей) — земному шару, охваченному носорожьей тревогой. Через два дня я начну в перспективе писать «никоиды» (Никоиды — это корпускулярные элементы, составляющие Corpuscularia Lapislazurina). И лишь после этого я смогу позволить себе роскошь предаться изнурительным, обращенным в прошлое грезам о бале Бейстегуи. Мне это необходимо, чтобы я мог затеряться среди светящихся, по-венециански праздничных корпускул блистательного тела моей Галы.
4-е
Мне не раз приходилось стойко обороняться, чтобы не пустить бал Бейстегуи в вязкий поток моих грез. Защититься от навязчивых картинок бала мне удалось тем же самым испытанным способом, к какому прибегал в детстве, когда, умирая от жажды, долгие часы кружил вокруг стола, чтобы, прежде чем приникнуть к стакану освежающей влаги, до последних сладчайших, мучительных капель испить чашу своей неутоленной жажды.
5-е
По-прежнему стараюсь сдерживать грезы о Бейстегуи, на сей раз делаю это тем же способом, к какому обычно прибегают, когда хотят задержать мочеиспускание, — то есть слегка подпрыгиваю перед своей картиной, одновременно придумывая для нее новую хореографию. Воздерживаюсь я до поры и от своих «никоидов».
6-е
Надо же было случиться, чтобы как раз в тот самый момент, когда я совсем уж было собрался, разрешить наконец горячо и нежно любимому мозгу Дали погрузиться в грезы о бале Бейстегуи, мне докладывают, что заявился какой-то нотариус. Велю вежливо объяснить ему, что занят работой и смогу принять его только в восемь. Однако сама необходимость заранее ставить пределы времени, уже отпущенному на столь вожделенные грезы, вызывает во мне внутренний протест. А тут еще возвращается прислуга и докладывает, что нотариус, видите ли, настаивает на немедленной встрече, потому что он-де прибыл на такси. Этот довод кажется мне совершенно идиотским — не тем ли такси и отличаются от поездов, что могут ждать сколько угодно? Я повторяю Розите, что ни мои грезы, ни тем более корпускулы блистательного тела Галы никак нельзя тревожить ранее восьми часов вечера. Но этот нотариус, выдавая себя за одного из моих ближайших друзей, врывается в мою библиотеку, грубейшим образом расталкивает в стороны редчайшие книги по искусству, бесцеремонно тревожит мои математические расчеты и неповторимые рисунки, столь бесценные, что прикасаться к ним вообще не достоин ни один человек в мире, и усаживается сочинять некий нотариальный акт, где утверждается, что отказал я ему в приеме. Затем он предлагает подписать этот документ прислуге. Почуяв недоброе, она отказывается это сделать и идет ко мне, дабы уведомить меня о том, что там происходит. Я спускаюсь вниз, рву на клочки все бумаги, которые он имел наглость разложить на моем столе (позднее Дали выясняет, что заодно разорвал и «матрицу» нотариуса, а это-де квалифицируется как нарушение закона, которое почти что приравнивается к первородному греху), а потом выкидываю нотариуса за дверь, дав ему на прощанье пинка под зад — пинок, впрочем, был, скорее, символическим, ибо на самом деле я к нему даже не прикоснулся.
7-е
Погружаюсь в состояние предгрезового экстаза, настраиваю себя к погружению в грезы о бале Бейстегуи. Уже начинаю ощущать, как устанавливается таинственное, чисто прустовское сообщение между Порт-Льигатом и Венецией. В шесть часов наблюдаю за тенью, падающей на гору, где стоит башня. Похоже, эта тень абсолютно синхронна тем теням, что удлиняют боковые окна церкви делла Салюте на берегу Большого канала. И на всем лежит тот же самый розоватый оттенок, который окрашивал к шести часам в день бала все в окрестностях венецианской таможни.
Итак, решено — завтра же приступаю к своим «никоидам» и наконец побалую себя грезами о бале Бейстегуи.
8-е
Ура! Наконец-то я начал писать свои «никоиды», которые кажутся особенно неземными, поскольку я окрашиваю их в тона, дополнительные к цветам припадочной истерии. Есть там и зеленое, и оранжевое, и лососево-розовое. Вот они, наконец-то рождаются, мои восхитительные корпускулярные никоиды. Но я настолько переполнен наслаждением, что вынужден отложить на завтра долгожданные грезы о бале Бейстегуи. Утречком я без всяких грез, сохраняя полную легкость в мыслях, займусь «никоидами», а уж после полудня наконец-то с неистовой страстью к живописным подробностям отдамся грезам о бале. И уж тогда я весь, до самой последней клеточки растворяюсь в своих сладостных воспоминаниях, а потом замру в изнеможении.
9-е
Уж сегодня-то я непременно предался бы безудержным грезам о бале Бейстегуи, если бы меня не отвлек от этого назначенный на 11 часов вызов в полицию. Тот самый злополучный инцидент с нотариусом, как мне сказали, может стоить мне двенадцать месяцев тюрьмы. Я откладываю свои грезы и, вскочив в «кадиллак», мы мчимся в Г., чтобы нанести визит послу М. и попросить у него совета. Он принимает меня чрезвычайно сердечно и с большим вниманием, и мы звоним по меньшей мере двум министрам.
10-е, 11-е, 11-е, 13-е и 14-е
За то, чтобы не дать однажды потревожить своих занятий, мы теперь вынуждены слушать, как нам читают какой-то бюрократический документ. Все эти дни были потрачены на хлопоты из-за пресловутого дела с нотариусом. Отныне со всей этой породой законников и прочих чинуш я буду угодлив, как сверхзвуковой клоп. Впрочем, именно так я всегда и поступал. Если на сей раз я и отступился от этого правила, то виною тому мои возвышенно прекрасные «никоиды» — это они вдохновляли меня, как кость вдохновляет пса. Нет, даже гораздо больше. Меня вело вдохновение космического свойства, надо ли удивляться, что его не смог понять какой-то нотариус. В тот момент, когда меня прервали, я уже предчувствовал приближение корпускулярных контуров экстаза.
15-е
Тревога, в которую повергла меня перспектива провести из-за истории с нотариусом целый год в тюрьме, обостряет во мне желание наслаждаться каждым мгновением. Я обожаю Галу еще больше, чем мог уметь это прежде. Ко всему прочему я еще принимаюсь писать с легкостью поющего соловья. Тут же — вот странно, ведь она никогда раньше не пела — стала издавать рулады и моя канарейка. Маленький Хуан спит у нас в комнате. Он — настоящая помесь Мурильо и Рафаэля. Я сделал три рисунка сангиной, где запечатлел обнаженную Галу за молитвой. Вот уже целых три дня мы зажигаем в нашей комнате большой камин. Когда мы гасим свет, нас освещают пламенеющие поленья! Как всетаки чертовски здорово, что я до сих пор на свободе, настолько прекрасно, что я дарую себе завтра еще день каникул, и уж потом-то окунусь наконец в возвышенные, изнурительные, неземные и сладостные грезы о бале Бейстегуи. Кончаю руки и плечи Мадонны.
16-е
Приступаю к самым первым корпускулам своего Вознесения. Тюрьма пока что отменяется, что позволяет мне до пароксизмов наслаждаться своей добровольной тюрьмой в Порт-Льигат. Внутренне готовлю себя к тому, чтобы завтра в половине четвертого с боем часов погрузиться в грезы о бале Бейстегуи.
17-е
Но нет! Грезы о бале Бейстегуи не получились у меня и на сей раз. Я уже почти понял, почему так трудно погрузиться мне в эти грезы, от которых заранее — едва предвкушая их — я испытываю столько наслаждения. Здесь, наверное, не обошлось без какого-то воистину необъяснимого, типично далианского парадокса. Судите сами, вдруг возникает полное ощущение, что у меня слегка побаливает печенка, я объясняю это тревогами из-за злополучной истории с нотариусом, но потом в конце концов выясняется, что. у меня просто-напросто грязный язык. Я удивлен, столько лет со мной уже не случалось ничего подобного. Наконец, решаюсь принять половину нормальной дозы слабительного. Слабительное оказывается чрезмерно нежным. Так что теперь уже маловероятно, чтобы грезы случились завтра.
И все же тот совсем непонятный факт, что я попрежнему не в «состоянии» приступить к своим великим грезам, этим моим горячо любимым галлюцинациям, вполне можно объяснить совершенно необычным для меня грязным языком. Плохое состояние пищеварения совершенно противопоказано той высшей эйфории, которая должна психологически предварять любой великий акт обостренного, восторженного воображения.
Гала заходит поцеловать меня перед сном. Это самый нежный и самый прекрасный поцелуй в моей жизни".
Дали мудро и со вкусом принимает свою прокрастинацию, а не борется с ней. Он даже по-своему смакует это состояние (а не задротствует: "Ах, я неэффективен!" :)). И прокрастинация не мешает, а помогает ему творить. Чего и вам желаю! ;)
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий