Одно из существенных различий между "творческим" и "нетворческим" человеком - лёгкость в генерации новой информации (идей, образов, ассоциаций и проч.).
Одно из классических испытаний на креативность: "За 10 минут дайте как можно больше ассоциаций к слову N", или "подберите как можно больше иллюстрирующих данное слово образов", или "дайте как можно больше различных определений слова N".
Творческое состояние - это "поток", когда идеи выплёскиваются из нас легко, непринужденно, и в большом количестве. Предполагается, что количество обязательно перейдёт в качество - т.е. среди множества идей всегда будет возможность выбрать действительно оригинальные и "работающие" идеи.
Нетворческое состояние - это своего рода "запор" :), когда в ответ на поставленную задачу нам с трудом удаётся выжать из себя 1-2 идеи. И то, на поверку эти идеи оказываются банальными и слабыми. А т.к. их в принципе мало, то и выбирать не из чего :(
Именно поэтому первейшая задача любых тренингов креативности (и прочих практик, направленных на развитие творчества) - научить людей "выключать" внутренние барьеры, блокирующие генерацию большого количества идей.
Вот четыре хитрых способа, которые помогут обойти барьеры, блокирующие беглость мышления, и "включить" креативность на полную мощность:
1) Часто творческий "запор" возникает из-за того, что человек уверен в своей неспособности сгенерировать какие-либо оригинальные, "хорошие", действительно творческие идеи. Человек просто запрещает себе творчески думать, потому что заранее уверен, что у него ничего хорошего не выйдет.
Выход из этой ситуации прост: разрешите себе придумывать "плохие" (любые) идеи. Мало того: поставьте себе задачу придумать как можно больше именно "плохих" идей!
Как вы догадываетесь, ключевые слова тут "как можно больше". Надо переключить фокус внимания с качества идей на их количество (причём, придумывать и фиксировать "плохие" идеи можно не за один раз, а в несколько подходов).
Логика этого приёма проста: во-первых, среди большого количества идей выше вероятность обнаружить не такую уж и плохую идею :) А во-вторых, если стараться написать много, и начать именно с плохих идей, то рано или поздно "плохие" идеи исчерпаются, и наш мозг сам по себе начнёт генерить вполне себе хорошие идеи.
2) Часто генерация идей связана с решением вполне земных (житейских или производственных) проблем. Но внутри каждого из нас живёт критик, который моментально оценивает каждую новую мысль по критерию: "реально - не реально". Нереальные идеи объявляются мечтами (сказками, фантазиями и т.п.), и отбрасываются.
Суть второго приёма заключается в том, что в процессе генерации новых идей надо начать с придумывания сказочных, фантастических вариантов. Таких вариантов, как будто бы сбылись все ваши желания и мечты. Вы придумываете "идеальные" решения проблемы, как будто отсутствуют любые ограничения на "реалистичность" способов и вариантов её решения.
И, разумеется, таких идеальных вариантов ("воплощённых желаний и сбывшихся мечтаний") также надо попробовать придумать как можно больше. Следующий шаг - решить, какие из этих идей, и каким образом могут быть упрощены, изменены, и использованы на практике.
3) Если у некоторых людей самый страшный критик находится в их же сознании, то другие опасаются именно негативного отношения (критики, насмешки, осуждения и проч.) к своим идеям со стороны окружающих.
В ответ на любую идею могут прозвучать возражения, контр-доводы, или даже просто необоснованное отрицание со стороны других людей. Это как бы "внешние рамки", которые ограничивают наш творческий поиск. Когда запускается процесс генерации идей, мы обычно непроизвольно стараемся не нарушать эти самые рамки. Мы стараемся придумывать "удобные" для других идеи; которые с их стороны получат позитивные оценки как "возможные", "правильные" и т.п.
Третий совет (по сравнению с 1 и 2) несколько сложнее, но вполне применим на практике: когда вы генерируете идеи, то придумывайте их для разных людей. Просто составьте себе список (человек 10-15) реальных и воображаемых ;) персонажей, и сочините для каждого пару-тройку таких идей, которые бы им особенно понравились :)
Или "от противного": что я могу придумать такого, что этим конкретным людям особенно не понравится? :)
Придумывание идей "не для себя" (или с намерением придумать что-то раздражающее других :)) снимает барьер "страха перед критикой". Уровень ответственности снижается, и генерировать идеи становится гораздо легче.
4) Четвертый приём стимулирования потока творческих идей широко известен, но, тем не менее, работает. Причиной творческого "запора" может быть противоречие между вербальным (речевым) и невербальным (образным) интеллектом.
Существует множество проблем, идеи по решению которых легко представить (визуализировать, нарисовать, сложить из кубиков и др.), но которые очень непросто выразить словами. Именно поэтому некоторые проблемы не стоит атаковать "в лоб" - т.е. сразу пытаться сформулировать как можно больше идей на речевом уровне.
Суть приёма: сначала создайте "образное поле" решаемой проблемы. Соберите как можно больше образов (фотографий, рисунков, схем и проч.), имеющих, как вам кажется, хоть какое-то отношение к решаемой проблеме. Рисуйте - делайте наброски новых идей; моделируйте / прототипируйте - создавайте макеты новых идей из любого подручного материала :)
Важный момент: потратьте на создание "образного поля" достаточно большой период времени. Только после того, как ваша коллекция образов будет достаточно обширной - попытайтесь на её основе сформулировать новые идеи вербально. Нужно как бы сделать перевод с языка образов на язык обычной человеческой речи :)
Итак, в качестве резюме: если вам трудно генерировать новые идеи (такое нередко бывает, если мы вынуждены "креативить" добровольно-принудительно, решая какую-нибудь навязанную нам рабочую задачу/проблему), можно попробовать любой из этих способов:
1) придумайте как можно больше "плохих" идей
2) придумайте как можно больше сказочных, "нереальных" идей
3) придумайте идеи для других людей (или "против" них :))
4) соберите коллекцию образов (визуальных идей) к проблеме
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Очень интересная статья. Спасибо!
ОтветитьУдалить