Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


среда, 23 января 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 1.Структура

Периодическая таблица сторителлинга - 1. Структура
...продолжаем изучать "периодическую таблицу сторителлинга". Начало было здесь...

Структура - это "скелет" любой истории, наиболее крупные "опорные элементы" любого сюжета. 

Элементы "структуры" в периодической таблице сторителлинга - это попытка обозначить некую типовую сюжетную линию (глобальную динамику) текста одним словом.

Каждый их перечисленных в таблице 14 структурных компонентов даже в единственном числе может стать основой простого сюжета. Если речь идёт о текстах поп-культуры, то в 90% случаев - это именно моно-структура (т.е. использован лишь какой-то один элемент из 14). 
 
Модифицированная трехчастная структура истории по Роберту Макки
 

Более сложные сюжеты  могут включать в себя 2-3 (или даже более) структурных компонента. Например, любой "долгоиграющий" телесериал (в котором много сезонов, а в каждом сезоне более 10-12 серий) обязательно включает в себя несколько вложенных и пересекающихся друг с другом структурных элементов.

Итак, структурные элементы, которые могут стать "фундаментом" вашего текста (сюжета): 
 
14 структурных элементов сторителлинга1) Конфликт (C) - некое столкновение двух или более противоборствующих сил. Очень удачный структурный элемент, т.к. любой конфликт имеет свою собственную динамику развертывания и проявления, и допускает включения множества уровней повествования. 

Текст, построенный как "история о конфликте" даёт автору большую свободу действий для постепенного введения новых персонажей (по одну сторону конфликта, по другую, колеблющиеся, предатели и т.д.); для оперирования поверхностными, явными поводами и истинными, скрытыми, глубинными причинами конфликта. 

Конфликт можно описывать и как интеллектуальную шахматную партию, и как экшн-боевик. Т.е. если проецировать структуру "конфликт" на различные жанры, то тут может быть и семейная драма, и детектив, и эпическая фантастика про "войну Добра со Злом" :)  

Кроме того, структура "конфликт" очень удобна непредсказуемостью и многообразием финалов: от полного уничтожения одной (или всех) противоборствующих сил, до их полного примирения, или до "патовой" ситуации (когда вовсе неясно, чем конфликт закончился). 

..."Конфликт" - одна из самых универсальных структур, пригодная для создания текстов ЛЮБЫХ жанров :) 


2) Классическая трехчастная структура текста (3as) - собственно говоря, это: 

1. завязка сюжета - обозначение некой проблемы, недостатка, положения дел, требующего исправления;

2. разработка сюжета - серия действий / усилий по разрешению существующей проблемы (цикл: "попытка - неудача - новая попытка - снова неудача - ...").  Разработка сюжета может быть относительно простой, но может иметь и сложную динамику: развитие сюжета по восходящей (увеличение динамики), кульминация (одна или несколько, см. далее), развитие сюжета по нисходящей (постепенное замедление динамики).  

3. развязка (окончание) сюжета - благополучное разрешение проблемы

Собственно, почти все тексты классической литературы до начала-середины 20 века за редким исключением имеют именно трехчастную структуру. С наступлением эпохи модернизма/постмодернизма допускается более вольное обращение с текстами; т.е. трёхчастная структура (любой из её компонентов) может быть редуцирована или разрушена.


3) Разоблачение (Re) - это классическая структура, лежащая в основе любого детективного сюжета. 

Есть некто (или нечто), о ком у нас имеется некое представление. В ходе развертывания сюжета об этом "персонаже Х" у нас появляется всё новая информация, которая в корне меняет наше начальное представление о нём. 

Пожалуй, наиболее интересные сюжеты получаются не тогда, когда доблестный сыщик разоблачает одного-единственного негодяя, а когда в ходе повествования ВСЕ оказываются кем-то совсем не тем, кем они казались сначала :)  Взять хотя бы к примеру мой любимый "Твин Пикс" ;)))

...и да, разоблачение может касаться не только персонажей, но и любого "куска" внутренней или внешней реальности :)


4) Кульминация (Cmx) - строго говоря, невозможно написать текст, состоящий из одной только кульминации :)  Но в любом хорошем тексте  крайне желательно присутствие этого структурного элемента! 

По определению, кульминация - это момент высшего напряжения в развитии сюжета, экстремальное событие, некий "момент истины".  Это главная сцена / ситуация / событие / поступок (и т.д.) текста, создающая максимальное эмоциональное напряжение в тексте, раскрывающее его основной смысловой посыл. 

Разумеется, сюжетная кульминация обычно имеет чёткую привязку к жанру текста. Например, если в основе сюжета конфликт, то кульминацией будет решающая схватка главного героя с его противником. Если в основе сюжета разоблачение, то кульминацией будет точное понимание того, кем является преступник. 

Главная "фишка" сторителлинга в том, что кульминаций в одном сюжете может быть несколько (и обычно они выстраиваются по восходящей линии эмоционального напряжения). Например, начинается "последняя" схватка Героя со Злодеем, а Злодей берёт, и сбегает :)   Снова начинается "последняя и решающая" схватка Героя со Злодеем, а тут вдруг возникают какие-то мега-обстоятельства (ураган, землетрясение и проч.), и вновь битва откладывается. И т.д.  

...в трехчастной структуре (см.п.2) кульминация (или много кульминаций) используются на срединном этапе разработки сюжета. Но в принципе, сюжет можно оборвать на кульминации, эффектно завершить "на пике" :)


5) Развязка (Den) - также структурный элемент, который в классической трехчастной структуре (см.п.2) смещён обычно к концу текста. 

Развязка - это разрешение тех противоречий и проблем, которые были обозначены в начале текста (в завязке сюжета). Предполагается, что приближаясь к концу текста, автор постепенно убирает все неопределённости ("белые пятна"), которые он намеренно создал в начале повествования, чтобы "закрутить" сюжет, придать ему динамику.  

Развязка - это когда все тайны постепенно раскрываются, все конфликты начинают разрешаться, а сам финал сюжета становится уже вполне предсказуем.  Это плавное и постепенно нисхождение сюжета к финалу. 

Обратите внимание, что "развязка" - это не вещь, а процесс :) Сюжет "развязывается", т.е. распутывается, становится более понятным, определённым. Например, развязка крайне важна в таком жанре как дамские романы. В них обычно много персонажей, и много сюжетных романтических линий (см. далее п.   ). Понятно, что основное развёртывание сюжета строится вокруг любовных отношений Главного Героя и Главной Героини, но ведь практически всегда читательницам крайне важно узнать: "А как там сложится дальше судьба у коварной подруги Мими? У доброго дворецкого Пепе и его верной Хуаниты?" :)))) 

...кстати, такого структурного элемента как "развязка" в тексте вполне может не быть :) Мне лично нравятся тексты, в которых автор намеренно оставляет много "оборванных нитей". Т.е. сюжетных линий, которые к концу текста так и остаются загадками, неопределённостями, допускающими много толкований...


6) Конец, финал (End) - типовой элемент в трехчастной структуре текста (см.п.2). 

Финал - это смысловая "точка" всего повествования. Обычно это некое сверхустойчивое состояние сюжета, состояние максимальной ясности, определённости. Во всяком случае, на все поставленные в начале сюжета вопросы получены окончательные ответы, все главные проблемы (движители сюжета) разрешены. 

Классический финал истории - это именно "статика". Но в современной литературе существует своего рода мода на открытые финалы. Т.е. когда к концу повествованию сюжет получает новый внутренний импульс. Например, главный герой (ГГ) успешно решает задачи, поставленные перед ним автором в самом начале сюжета, но именно победное решение этих самых задач приводит его к формулировке новых вопросов. 

Типичный "открытый финал": ГГ с горящими глазами поскакал в грядущее, и что ждёт его там - неизвестно... Понятно, что для сериалов и "многосерийной" поп-литературы открытые финалы - излюбленный (и, пожалуй, уже штампованный :(( приём. 


7) Чеховское ружьё (Chk) - Собственно, всем известно изречение А.П.Чехова о том, что если в начале пьесы на стене висит ружьё, то ближе к концу пьесы оно обязательно выстрелит.  Вообще-то Антон Палыч таким образом иронизировал по поводу предсказумости тогдашней драматургии... Но многие его высказывание восприняли с точностью "до наоборот". 

В сторителлинге приём "чеховское ружьё" понимается так: в самом начале повествования в текст включаются "чужеродные" структурные элементы, выпадающие из общего повествования. Например, это может быть эпизод (или даже глава), посвященные некоему персонажу, который никак не проявляется больше по ходу сюжета до самого финала, где играет решающую роль. 

Как классический структурный приём, "чеховское ружьё" появляется в тексте лишь 2 раза: сначала нам его "показывают", при повторном появлении оно "стреляет". Но в сериалах и литературных сериях приём получил новую жизнь: кто сказал что "ружьё" должно быть только одно?  В каждой серии можно продемонстрировать сразу несколько таких "ружей", а потом они могут неожиданно "выстреливать" уже в других разных сериях. 


8) МакГаффин (Mcg) - термин "МакГаффин" (MacGuffin) предложен в 1935 г. гениальным Альфредом Хичкоком. Этот термин используется для обозначения ЛЮБОГО мотивирущего элемента сюжета, который используется при разворачивании и развитии сюжета, для того, чтобы "разогнать" сюжет, ускорить его. 

МакГаффином может быть абсолютно любая случайная хрень :)) (предмет, человек, событие, идея; в классическом варианте Хичкока - первая пришедшая ему на ум шотландская фамилия :)).    Он не всплывет далее по сюжету, он не объясняет концовки, вы можете даже его не увидеть (персонажи только упоминают о нём, нигде не поясняя что же это такое :)). 

Как правило, это некая загадочная посылка/артефакт/супероружие/персонаж/место, до которого страстно пытаются добраться все участники истории. 

Как правило, сюжет истории, в которой содержится MacGuffin можно охарактеризовать одной фразой: «Быстрее! Мы должны найти Х быстрее, чем Они до него доберутся!». 

МакГаффин - достаточно мощный инструмент сторителлинга, с помощью которого могут создаваться отличные истории моно-структуры. Это могут быть разнообразные "соревнования" (кто первый найдёт сокровище, ограбит банк, принесёт молодильные яблочки и т.п.)  или роад-стори, где кто-то убегает, а кто-то догоняет :)  Жанрово это может быть что угодно: от комедии, до жуткого триллера. 


9) Предыстория (Bks) - в традиционном литературоведении чаще используется термин "экспозиция": некая вводная часть текста, предшествующая развёртыванию основной сюжетной структуры. 

Экспозиция - это описание того, что есть/было до начала основной истории. Это может быть описание будущего места действия, исторической эпохи, социальной среды, жизненной истории (биографии) будущих действующих лиц истории и т.п. 

Экспозиция (предыстория) - это изложение информации, которая не столько важна внутри самой истории, но крайне полезна для понимания сути истории, причин поступков действующих лиц, их характеров и т.д. Экспозиция как бы задаёт определенные смысловые рамки для понимания истории, задаёт "правильный" контекст. 

Разумеется, предыстория (например, какого-то персонажа) сама по себе может быть рассказана в форме отдельной истории :)  Мало того - это очень древняя классика сторителлинга :)  Почитайте "Сказки 1000 и 1 ночи" (не в детской, а в фольклорной редакции) - там Шахразада очень часто рассказывает историю, потом историю-предысторию кого-то из персонажей, потом историю-предысторию-предысторию нового персонажа из последней истории и т.д. Что интересно, эти пред-пред-предысторические :) персонажи могут запросто играть роль "чеховского ружья", появляясь в качестве главных героев где-нибудь историй через 10-15. 

Я уж молчу про индуистский эпос, где поступки любого персонажа объясняются его кармой, и тут же начинается развёртывание истории-предыстории про его прошлую жизнь, где и объясняется, каким образом он нажил себе такую карму :)  Но иногда внутри этой предыстории вновь говорится о том, что причина его действий - свершения в прошлых жизнях!  Короче, вы поняли :) Эдакая бесконечная "рекурсия повествования назад во времени" :)))

Но на самом деле современная поп-культура тяготеет к предельной простоте. Таких сложных структурных конструкций-предысторий, как в восточных текстах сейчас уже не найти, но, например, в синематографе клепать приквелы вполне научились :)


10) Обратное действие (Ret) - Retroactive continuity – изменение событий прошлого для их соответствия действующему сюжету. 

Как правило, используется в случае развития сюжета по направлению, не предусмотренному сценаристами ранее, в результате чего показанная ранее предыстория, воспоминания или эпизоды из предыдущих частей, корректируется согласно текущим нуждам сюжета или трактуется иначе, чем ранее.

Приём близок "предыстории" (см.п.9), но является несколько более искусственным, "притянутым за уши". "Обратное действие" - это изобретение уже нашего сериального времени. Этим приёмом любят пользоваться сценаристы, высасывающие из пальца сюжет для какого-нибудь 4 или 5 сериального сезона :) Посмотрите какой нибудь Lost - там этого добра навалом :)))

Самый простой вариант "обратного действия": в предыдущей серии мы видим какой-нибудь эпизод, вроде немого свидания Штирлица со своей женой в кафешке :)  Камера скользит по сидящей в кафе публике, мельком показывая лица случайных посетителей. 

"Обратное действие" начинается тогда, когда через несколько серий нам вновь показывают ту же сцену свидания в кафе, но при этом камера фиксируется на одном из "случайных посетителей", который оказывается вовсе не случайным, а каким-нибудь супер-шпионом и антагонистом доблестного штандартенфюрера :) И он вовсе не просто пьёт кофе, а следит за Штирлицем (и т.д.). 

Собственно, такой "переосмысленный" эпизод позволяет ввести в действие нового персонажа (который как бы уже был в сюжете ранее, но мы просто про него не знали). Что позволяет начать новую сюжетную линию или придать динамики основному сюжету. 

...и да, разумеется, "обратное действие" может не только вводить в действие новых персонажей, но и "раскрывать новые обстоятельства" из жизни действующих персонажей (в т.ч. и главного героя).


11) Сюжетная линия (Arc) - в сторителлинге термин "сюжетная линия" используется для обозначения набора связанных общей идеей/темой/смыслом серий (эпизодов, сцен), в котором герои взаимодействуют в рамках некой отдельной "истории" (сюжета), порожденной конкретной целью, стимулом, другими словами – обособленной и продолжительной сюжетной линией. 

Эпизоды в этом сюжете необязательно должны быть последовательны и неделимы – зачастую такие сюжетные линии прерываются не относящимися к главной линии эпизодами. 

Обычно в теле- или книжных сериалах существует одна главная сюжетная линия и 3-5 второстепенных. 


12) Романтическая линия (Rar) - достаточно традиционная структура, построенная на последовательности развёртывания любовных отношений между двумя людьми. 

В романтической структуре могут быть такие типичные сюжетные элементы как встреча, знакомство, взаимораскрытие (искренность - "тайна", правда - ложь, понимание - непонимание и т.д.), столкновение с "прошлой жизнью", испытания (разлука, болезнь и др.), воссоединение и т.д.. 

Также предполагается вполне стандартная ролевая "раскладка" персонажей: есть Главный Герой и Главная Героиня; есть антагонисты (часто из "прошлой жизни"), препятствующие их отношениям; есть "добрые волшебники", способствующие хэппи энду. 

Легче всего романтическая структура реализуется в таких традиционных жанрах как "женский роман" или мелодрама. Но в полисюжетных текстах (вроде сериалов) романтическая линия как правило занимает почётное второе место после главной сюжетной линии. Можно писать страшный детектив, или снимать удалой боевик, но если там не будет романтической линии - считайте, что женская половина аудитории потеряна! :)))


13) Любовный треугольник (Tri) - по большому счёту, это частный приём сочинения историй, созданный на стыке "конфликта" (п.1) и "романтической линии" (п.12). 

При развёртывании романтического сюжета, один из персонажей-антагонистов усиливается, "увеличивается", и начинает играть самостоятельную главную роль, оказывая масштабное противодействие Главному Герою (или Героине). В тексте этому самому антагонисту начинает уделяться не меньше (а иногда и больше!) времени и страниц, чем романтической парочке.

В традиционных любовных романах это Соперник, противостоящий Главному Герою в борьбе за руку и сердце Главной Героини. Борьба за обладание чем-либо - это классическая конфликтная структура, развёртывание которой осуществляется по собственным законам (см.п.1). 

Таким образом, "любовный треугольник" - это выстраивание сюжета из сплетения (примерно в равных долях) двух линий - романтической и конфликтной. Жанрово это может быть всё что угодно: от вечнозелёной сказки про Золушку, до жуткого триллера или боевика. 

"Любовный треугольник" может быть как моно-структурой, так и сюжетной линией "второго плана" в полиструктурных текстах.


14) И все смеются! (Hil) - разновидность финала (п.6), своего рода абсурдистский "финал без финала". 

Структурный приём "И все смеются!" обычно используется в комиксах или юмористических сериалах (ситкомах) в кульминационные (см.п.4) моменты сюжета. По ходу сюжета происходит некое экстремальное событие, которое в обычной жизни привело бы к тяжким последствиям - госпитализации, увольнению с работы, аресту и проч. 

Но законы комедийного жанра ничего общего не имеют с законами реального мира. Поэтому негативная ситуация или каким-то чудесным образом благополучно разрешается, или заканчивается ничем (т.е. без тяжких последствий, вопреки всякой логике). Кульминация оборачивается фарсом. В этот момент обычно в сериалах раздаётся искусственный "закадровый смех", как бы подтверждающий несерьёзность происходящего. 

Структурное назначение приёма "И все смеются!" - удержать развитие (динамику) сюжетной линии в рамках определенного жанра (обычно комедийного). Если ГГ ситкома выпал с 3 этажа, упал на бабушку, убил её, после чего сел в тюрьму - это уже не комедия, это драма. Если же ГГ выпол с 3 этажа, упал на бабушку, после чего она встала, отряхнулась, и надавала  ГГ пенделей (...тут закадровый смех...) - то сюжетная линия остаётся в комедийных рамках. 

Приём "И все смеются!" чаще всего встречается в ситкомах, но может мигрировать и в другие жанры, в т.ч. и не комедийные. Например, "посмеяться" может и главный герой боевика - погибший, но обставивший обстоятельства своей смерти таким образом, что следом за ним нелепо погибают и его торжествующие победители. 

Приём "И все смеются!" может использоваться как и по ходу сюжета (в кульминационные моменты), так и в финале. Классический пример здесь - шоу Бенни Хилла, где каждая серия заканчивается "массовым забегом" (фоном идёт "закадровый смех"), где толпа персонажей пытается, но не может поймать Главного Героя, совершившего нечто неприличное или противозаконное. 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий