Тренинги - моя работа. Их интересно проживать, а вот писать про них - не очень интересно :). Хотя бы потому, что очень сложно уместить в рамки текста эту многомерную и сложную практику.
Тем не менее, писать про них я иногда пытаюсь (эти посты можно найти по тэгу "тренинг"). Писания мои адресованы в первую очередь думающим профессионалам. Потому что не-думающие недопрофессионалы сегодня называют "тренингом" любой вариант более-менее интерактивного обучения :( .
В этой заметке я хочу сделать акцент именно на психологических тренингах. Поясню. Если речь о бизнес-тренингах, то главная задача таких тренингов - освоение неких бизнес-компетенций (знаний, навыков, технологий и т.п.). Т.е. предметом бизнес-тренингов являются некие внешние по отношению к человеку вещи.
Например, тренинг "Навыки продаж" - это бизнес-тренинг, в котором изучается алгоритм (этапы процесса) продаж, техники и стандарты продаж и т.п. Тренинг "Финансы для нефинансистов" - это тоже бизнес-тренинг, на котором в интерактивной форме даются "азы" экономики предприятия и бухучёта :). Тренинг "Эфффективный руководитель" тоже может быть типичным бизнес-тренингом, если в его фокусе такой менеджерский функционал как планирование, коммуникации (в разрезе документооборота и управленческих мероприятий), контроль и т.п.
Если речь о психологических тренингах, то главная цель таких тренингов - развитие психологических качеств (в самом широком смысле) его участников. Предметом психологических тренингов является внутренний мир участников, их собственные способности.
На психологических тренингах участники узнают что-то новое про себя (а не про внешние вещи). На бизнес-тренинге вы осваиваете новые внешние инструменты, а на психологическом тренинге вы "затачиваете" те способности, которые УЖЕ есть в вашем распоряжении.
Для особо дотошных :) замечу, что, разумеется, не бывает "чисто" психологических или "чисто" бизнес-тренингов. Среди бизнес-компетенций - множество "внутренних" (психологических). Например, нельзя стать эффективным руководителем, если не уметь общаться с людьми, не обладать хотя бы зачаточным эмоциональным интеллектом и т.д.
То же самое можно сказать и о психологии: наши внутренние способности мы совершенствуем с помощью "внешних" инструментов - решения прикладных задач, изучения алгоритмов и схем, выполнения упражнений и т.п. - о которых узнаём на тренингах.
Если сказать совсем просто, то бизнес = система + люди. Бизнес мы совершенствуем с помощью бизнес-тренингов; людей мы развиваем с помощью психологических тренингов.
* * *
Какие бывают психологические тренинги? Речь пойдёт не про все-все тренинги, а только про те, которые могут быть полезны для руководителей, для развития их управленческого потенциала. Это своего рода "шпаргалка", которая (как я надеюсь), поможет руководителям найти общий язык с психологами :)), и подобрать для себя подходящий психологический тренинг.
Сразу хочу предупредить, что в приведенный ниже перечень тренингов я не включал тренинги "по проблемам" (психотерапевтической направленности), а также чисто навыковые / ролевые тренинги.
Есть всего два базовых психологических тренинга, которые полезны всем начинающим (и не только :)) руководителям: тренинг личностного роста и тренинг навыков общения.
"Личностный рост" понимается здесь не как популярно-гламурные тренинги про "духовность", "счастье", "жизненную свободу" и прочие размытые абстракции. Личностный рост (в контексте "для руководителей" :)) понимается как "прокачка" индивидуальных умений и способностей, позволяющих успешно достигать жизненные/профессиональные цели. Эти умения и способности выявляются на основе практики самопознания, выявления своих сильных и слабых сторон, внутренних ресурсов и ограничений.
Личностный рост - это обретение лучших способов "обращаться с самим собой" на основе понимания того "как это у меня работает" :). Вы становитесь мудрее по отношению к самому себе; усиливаете и учитесь максимально использовать свои сильные стороны; находите способы своевременно нейтрализовать свои слабости. Сверхзадача тренинга ЛР: обнаружение и "включение" скрытых способностей.
Тренинг навыков общения - это отработка базовых коммуникативных умений, гарантирующих максимальную эффективность в широком спектре ситуаций общения. Набор изучаемых навыков может варьировать, но по своему опыту могу сказать, что 95% руководителей не хватает самых элементарных - слушать не перебивая; чётко формулировать и излагать свои мысли; понимать "язык тела" собеседника и т.д. и т.п.
Как правило, эти базовые тренинги (личностного роста и навыков общения) включают в себя некий микс техник и методов. Но их содержание является "универсальным", т.е. может быть легко адаптировано для любой аудитории.
* * *
Каждый из базовых тренингов (личностного роста и навыков общения) можно сделать более специализированным, посвящённым углублённому изучению какой-либо темы. Получается множество "дочерних" тренингов :).
Я набросал в виде интеллект-карты все "дочерние" психологические тренинги для руководителей, которые знаю или которые доводилось проводить или проходить самому. /Возможно, я что-то и упустил; но не думаю, что что-то принципиальное :)/.
"Зелёная ветка" в интеллект-карте - это варианты тренингов, производных от тренинга личностного роста. "Красная ветка" в интеллект-карте - тренинги, позволяющие отработать отдельные навыки общения (коммуникативные умения) на "продвинутом" уровне.
Теперь пару комментариев к интеллект-карте:
1. личностный рост
• тренинги самопознания - основная цель этих тренингов: изучить способы более глубокого осознавания и понимания самого себя, своего внутреннего мира (своих мыслей, эмоций, потребностей и т.п.). Подходы к самопознанию могут быть немного разные, поэтому можно выделить как минимум четыре варианта таких тренингов:
o сензитивности (чувствительности) - развитие "внутренней зоны внимания"; чувствительности к собственным телесным ощущениям; слабым эмоциональным сигналам; интуитивным догадкам и т.п.;
o рефлексии - развитие навыков эффективного (не "самокопание"! :)) самоанализа; освоение техник мета-познания ("Как я знаю то, что я знаю?");
o самонаблюдения - освоение методов и техник самомониторинга (перцептивной и ролевой способности "видеть себя со стороны");
o "модельные" - самая простая разновидность тренингов самопознания :) - изучение себя (самоклассификация) на основе какой-нибудь психологической типологии, например, MBTI
• тренинги самовыражения - основная цель этих тренингов: формирование стратегии и изучение методов творческой самореализации. Сверхзадача данных тренингов: установление устойчивой связи между внутренним "идеальным" (мечтами, идеями) и внешним "реальным" (поведением, реальными шагами к воплощению "идеального" в жизнь. Можно выделить три вида таких тренингов:
o экспрессивные - самовыражение с помощью традиционных видов художественной деятельности - танца, актёрской игры на сцене, сочинения и декламирования стихов и т.д. и т.п. Сейчас чего только нет по этой теме! К примеру, "бизнес-театр".
o импровизации (спонтанного действия) - самовыражение с помощью максимально свободных и непредсказуемых действий в заданных или естественных обстоятельствах. Импровизации в заданных обстоятельствах обычно имеют театральные корни, это своего рода "актёрские этюды" :). Импровизации в естественных обстоятельствах могут существовать, например, в виде "дорожных" или трип-тренингов. Всё просто: вас закидывают (без парашюта, денег и т.п.) куда-нибудь в глубинку чужой страны, и вам к указанному сроку нужно добраться до "пункта А" :).
o самопрезентации - самовыражение через целенаправленное моделирование своей внешности (персональный имидж) или даже собственной "торговой" марки (персональный бренд). Персональный брендинг сегодня в моде; понятно, что это не психология в чистом виде, а на 50% маркетинг. Но другие 50% (и это "база" персонального брендинга!) - это психология.
• тренинги развития познавательных способностей - задача таких тренингов проста: повысить личную эффективность руководителя в работе с информацией и в принятии решений на основе этой информации. Основной "рычаг" для повышения эффективности в таких тренингах - развитие какой-либо познавательной способности. Здесь наиболее популярны четыре вида тренингов:
o мнемоника - улучшение процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение и др.) с помощью специальных мнемотехник;
o внимания / наблюдательности - улучшение способности фокусировать и распределять внимание, развитие "умения видеть" ;
o мышления - здесь речь идёт, как правило, об освоении какой-либо методологии и техник мышления: творческого мышления (техники креативности); системного мышления (системный анализ, синтез, описание, моделирование и др.); критического мышления; диалектического мышления;
o интеллекта - самые интересные на мой взгляд тренинги :), если определять интеллект как "комплекс познавательных способностей, позволяющих успешно решать задачи определенного типа". Например, всем известный ТРИЗ - это с одной стороны система методов и техник. А с другой стороны, использование методов ТРИЗ позволяет максимально задействовать все познавательные способности, гарантирующие успешное решение изобретательских (научно-технических) задач.
Предполагается, что в любой профессии есть своя "конфигурация" познавательных способностей, гарантирующая успешное решение проф.задач. Именно поэтому очень продуктивными получаются тренинги типа "Интеллект руководителя", "Интеллект маркетолога" и т.п.
• тренинги саморегуляции - задача тренингов: обучить руководителя навыкам управления своими эмоциональными состояниями. Руководитель - "тоже человек", и от его конкретного настроения сильно зависит качество его управленческих решений. Кроме этого, эмоции очень тесно связаны с нашей внутренней энергетикой, т.е. прямо влияют на работоспособность. Вот три основных типа таких тренингов:
o стресс-менеджмент - навыки снижения уровня острого/ситуативного стресса; стратегии и способы совладания (coping) с хроническим стрессом; техники переключения (с негативных эмоций на позитивные) и т.д. ;
o эмоциональный интеллект - большая и модная ныне тема :) Развитие целого комплекса способностей, связанных с пониманием собственных и чужих эмоций, а также с эмоциональной саморегуляцией и управлением эмоциями в общении;
o energy-менеджмент - как правило это комплексные психофизиологические тренинги, которые учат правильно восстанавливаться и быть полным сил (физических, эмоциональных и др.). На 50% это психология, ещё на 50% - телесные практики, советы по образу жизни, диете и т.п.
• тренинги самоорганизации - задача тренингов: обучить навыкам наведения порядка в различных сферах личной и профессиональной жизни; создать систему правил, привычек и ритуалов, оптимизирующих/повышающих личную эффективность. Три типа подобных тренингов:
o тайм-менеджмент - навыки и техники управления собой во времени: учёт времени, планирование, постановка целей, эффективное исполнение (продуктивность) и т.д. Впрочем, об этом очень много в моём блоге ;)
o система работы с информацией - технические (гаджеты, программы и проч.) и организационные ("инфодиета", система сортировки и хранения, и т.п.) методы оптимизации информационного потока. Например, такой системой может быть GTD.
o "система вещей" - методы оптимизации рабочего пространства; организация быта; повышение мобильности и т.п. Например, здесь может быть и "умный офис", и минимализм, и проч.
• тренинги саморазвития - главная задача таких тренингов: мотивировать участников на дальнейшее раскрытие своего личностного потенциала, а также подсказать направления и методы в/с помощью которых возможно дальнейшее развитие.
o самоактуализация - прояснение собственных "высших" потребностей и ценностей, выявление спектра жизненных целей, выстраивание смысловых связей "ценности-цели", работа с экзистенциальными категориями (призвание, счастье, смерть и проч.) и др.
o автодидактика - построение собственной "зоны ближайшего развития", формирование персональной стратегии изменений, "обучающей траектории" и методов самообучения / саморазвития.
o гармония (баланс) в жизни - это классический life coaching, в котором сначала оценивается удовлетворенность в различных жизненных сферах (работа, семья, здоровье, финансовое положение и др.), а потом разрабатываются шаги по устранению проблем в "неудовлетворенных" сферах.
• узко тематические тренинги "по проблемам" - как правило, речь идёт о тренингах, на которых прорабатываются ещё более узкие темы, чем описаны выше. Например, тренинг "Стресс-менеджмент" может быть фокусирован только на внутренних источниках стресса (ментальных ловушках, деструктивных убеждениях, негативном внутреннем диалоге, жизненных сценариях и т.п.), или преимущественно на внешних стресс-факторах. Даже на каком-то одном из них.
2. навыки общения
• тренинг влияния - очень популярный среди тех, кто управляет людьми, тренинг :) На нём изучаются типы (убеждение, внушение, подражание и др.) и стратегии (например, по Р.Чайлдини) влияния на состояния, поведение, убеждения других людей. Также в тренинговых упражнениях и играх отрабатываются многочисленные техники и "приёмчики" воздействия в различных ситуациях общения. Можно выделить как минимум четыре варианта более специализированных тренингов влияния:
o манипуляции и контрманипуляции - изучение техник психологического манипулирования, а также способов противостояния манипуляциям со стороны, например, подчинённых, клиентов и т.п.
o аттрактивность - изучение методов и техник повышения межличностной привлекательности; это особые навыки общения, которые позволяют нравиться большинству людей, "очаровывать" их. Аттрактивность является базовым умением для успешного нетворкинга.
o харизма - способы повышения межличностной привлекательности в публичных ситуациях. Харизма - это "действенная привлекательность", т.е. умение вдохновлять, мотивировать, вести за собой, быть ролевой моделью и т.п.
o "руководитель как психотерапевт" - изучение техник влияния, которые могут применяться для коррекции негативных эмоциональных состояний как отдельных сотрудников, так и всего коллектива в целом. В моей практике тренинг довольно популярный, т.к. "неадекватов" (но при этом они ценные специалисты) сегодня хватает, и общий язык с ними руководителю как-то надо находить :).
• тренинг команды - цель таких тренингов: освоить методы управления групповой динамикой; научиться добиваться синергетического эффекта от совместной деятельности сотрудников. Сразу хочу уточнить, что модные ныне "лидерские тренинги" являются частным случаем тренингов команды т.к. лидер - всего-лишь одна из командных ролей. Руководителю же вовсе не обязательно быть лидером - он должен быть тем, кто стоит за лидерами, направляя их активность в нужное для организации русло :). В зависимости от расставленных акцентов, может быть два вида таких тренингов:
o лидерские тренинги - идёт проработка лидерских установок, ролевых моделей лидерского поведения, методов и техник ситуативного лидерства и т.п. Акцент на том, чтобы научить каждого участника "думать и действовать как лидер" (групповой контекст при этом часто остаётся за кадром :(( ).
o формирование и развитие команды (командообразование) - форматы таких тренингов могут быть самые разные: от "верёвочных" team-building'ов до "кабинетных" деловых игр. Моё частное мнение: чем ближе к реальной жизни (и к реальным проблемам организации) тренинг командообразования, тем он эффективнее.
Суть командных тренингов проста: сначала групповая рефлексия ("Как мы взаимодействуем друг с другом? Как распределены роли?" и т.д.), а потом совместный поиск способов (психологических, организационных) оптимизации группового взаимодействия.
В качестве углубления темы могу добавить, что по-идее, хороший руководитель любое управленческое мероприятие (совещание, планёрку и т.п.) может по необходимости превратить в мини-тренинг командообразования :). 10% руководителей умеют делать это спонтанно, остальных надо учить. Здесь могут быть "продвинутые" тренинги типа "Командный коучинг для руководителей", на которых изучаются тренерские навыки (активизация дискуссии, модерирование, предоставление обратной связи и т.п.).
• тренинги невербальной коммуникации ("язык тела") - цель тренингов: научить понимать и считывать в различных ситуациях общения сигналы невербальной коммуникации (мимику, жесты, позы, паралингвистические проявления и т.д.). Любой НВК-тренинг научит лучше понимать эмоциональное состояние собеседника и значение сказанных им слов. При желании НВК-тренинг может быть специализированным. Например, ориентированным на детекцию лжи или на выявление согласия/сопротивления в переговорах/продажах и т.п.
• тренинг уверенности - цель тренинга: формирование уверенного поведения в различных ситуациях общения (в т.ч. публичных). Часто включает в себя элементы стресс-менеджмента или даже психотерапии (преодоление социо-фобий, снижение уровня тревоги перед публичными выступлениями и т.п.).
• тренинг переговоров - цель тренинга: изучение стратегий, методов и техник общения в ситуациях, когда существует противоречие в интересах и расхождение в точках зрения собеседников. Переговорных контекстов и ситуаций может быть очень много, поэтому здесь может быть можество специализированных переговорных тренингов. Например, проведение внутренних переговоров с собственными сотрудниками по развитию организации ("продажа идеи"). Переговоры в ситуации продаж с обычными клиентами. Переговоры с деловыми партнёрами в случае "больших сделок" и т.д. и т.п. Можно условно выделить три особых подвида переговорных тренингов:
o конфликтологический тренинг - основная специфика этих тренингов в том, что к традиционным переговорным навыкам здесь добавляются техники управления эмоциями (т.к. без снижения "градуса" негативных эмоций конструктивное решение проблемы невозможно)
o "спор-тренинг" (методы аргументации и контраргументации) - в этом тренинге акцент делается на освоение техник рационального мышления и приёмов убеждения, на умение обосновывать собственные тезисы и опровергать высказывания оппонента. Спор-тренинг иногда называют риторическим или диалектическим; он также перекликается с тренингами влияния (см.)
o "Управленческие поединки" В.Тарасова - отдельная тренинговая технология, обучающая выигрывать спор в конфликтных и изначально асимметричных ("начальник - подчинённый") ситуациях.
• Тренинг коммуникативной компетентности (КК) - все описанные в красной ветке тренинги - это тренинги коммуникативной компетентности :). Но здесь я использую КК в более узком смысле - как применение базовых навыков общения с учётом специфических требований контекста/ситуации общения.
Поясню. К примеру, на маленьком семейном предприятии словосочетание "деловое общение" может вообще не иметь смысла, т.к. там ситуации общения "по делу", и сам характер общения в этих ситуациях совершенно ничем не отличается от стиля обычного межличностного (не-делового :)) общения. Напротив, в крупных компаниях (особенно если речь про коммуникации между подразделениями) всё происходит "по протоколу". Тот, кто не умеет общаться в рамках принятых правил и норм ("протокола"), воспринимается как "чужой", и испытывает "культурный шок" :).
Можно выделить три вида тренингов КК:
o навыки делового общения - освоение навыков и знание правил поведения, помогающих организовать / провести/ быть полноценным участником различных видов / типовых ситуаций деловых коммуникаций (совещание, конференция, взаимодействие с гос.структурами и проч.)
o межкультурные коммуникации - изучение норм и правил общения с представителями других стран и культур
o этикет в коммуникациях - изучение норм и правил поведения в "протокольных" ситуациях (например, официальный приём, званый ужин, фуршет и проч.) делового общения.
• тренинг публичных выступлений - цель тренинга: обучить навыкам взаимодействия с большой аудиторией (реальной или виртуальной). Как правило, тренинг является "сборным" и включает в себя и элементы самопрезентации, и навыки работы с информацией, и техники преодоления страха перед аудиторией и т.п. Можно выделить три специализированные версии тренинга публичных выступлений:
o ораторское искусство - основной акцент делается на подготовке публичного выступления; выбора стиля и структуры речи; выразительные средства (речевые и не речевые); "язык тела" при выступлении; навыки ведения диалога с аудиторией и т.п.
o эффективные презентации - основной акцент на средства наглядности в подаче информации. Выбор средств может быть достаточно широким: от использования презентационных программ (типа Power Point) до постановки интерактивных шоу со спецэффектами :). Тренинги эффективных презентаций на 70% технические (изучение основ визуального дизайна, инфографики, сценографии и проч.), а на 30% психологические (закономерности восприятия аудиторией визуальной и др. информации).
o медиа-тренинги - навыки публичных выступлений, опосредованные техническими средствами коммуникации и/или СМИ-форматом. Примеры медиа-тренингов: как быть ведущим телепередачи; как выступать в роли спикера на ток-шоу; как выступать в роли модератора веб-конференции и т.п. В этих тренингах есть свои специфические моменты, вроде преодоления страха перед камерой, жёсткого соблюдения тайминга, умения распределять внимание между собеседником и аудиторией и проч.
• ситуативно-ролевые тренинги - строго говоря, любая сложная ситуация общения может стать основой для тренинга. Например, тренинг продаж (который изначально является бизнес-тренингом) может быть трансформирован в тренинг "Общение с трудными клиентами" (который уже является психологическим :)). В результате мы получаем на 50% тренинг разрешения конфликтных ситуаций и на 50% тренинг влияния, адаптированный к нашим "трудным" клиентам, и к нашим ситуациям, в которых эти трудности возникают.
Ролевые тренинги предполагают отработку навыков общения в рамках определенной ролевой модели. Например, вы работаете в сфере гостеприимства, скажем, администратором гостиницы. Какой стиль общения будет соответствовать ролевой модели (т.е. будет "профессиональным"), а какой - нет? Хорошо, если в организации существуют прописанные на бумаге стандарты профессионального общения.
Но всегда возникают расхождения между тем, что написано на бумаге и реальными жизненными ситуациями.
Бывает, что сотрудники знают, что написано в стандартах, но в реальных ситуациях не демонстрируют нужного поведения. И это не намеренно, а просто в силу того, что их ролевая модель поведения является "жёсткой", привычной. Чтобы её изменить, как раз и нужны ролевые тренинги.
В заключение добавлю, что ролевые и ситуативные тренинги - это исключительно корпоративный формат. Т.е. разрабатываются они с учётом задач и пожеланий конкретного заказчика :).
При этом ролевые тренинги особенно актуальны для руководителей-новичков. Они помогают примерить на себя роль "идеального" руководителя, понять, какие именно навыки профессионального общения уже развиты, а какие надо развивать дальше.
Ситуативные тренинги общения, наоборот, являются удобным форматом обучения для опытных руководителей. Если в организации есть какие-то "любимые грабли" :) (устойчивые коммуникативные проблемы), то на тренинге можно их решить. Или хотя бы найти варианты решений.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей, благодарю за статью. Структура натолкнула на интересные идеи и решения.
ОтветитьУдалить