суббота, 10 ноября 2018 г.

10 лучших книг по рациональному чтению

На тренингах я часто спрашиваю участников: "Сколько функций есть в вашем мобильном телефоне? А сколько из них вы регулярно используете?!". Хорошо, если используется хотя бы треть от заложенных в устройстве возможностей (но обычно гораздо меньше)! 

Зачем нужен этот пример с телефоном? Затем, что практически все мы - ленивые и поверхностные существа, не умеющие глубоко познавать суть вещей и грамотно ими пользоваться. С одной стороны, это следствие агрессивно насаждаемой культуры потребления (быстренько перескакивать с одной модной вещи на другую). А с другой стороны, это "врождённый порок" нашего сознания - потому что мы не способны глубоко познать даже самих себя. 

Мы ленивы и нелюбопытны (с) ...и плохо умеем пользоваться даже самыми простыми вещами - вроде книг ;)

Мастер (в любом деле) тем и отличается от профана, что способен максимально глубоко вникать в природу вещей, и даже из самых простых предметов и видов деятельности извлекать максимум пользы. Эту заметку я хочу посвятить такому "простому" занятию как чтение

Книги - это очень простая вещь, а навыком чтения мы овладеваем в очень раннем возрасте. Вот только умеем ли мы читать?! Умеем ли мы качественно пользоваться этой "простой вещью" - книгой?! 


Есть разные виды чтения. Кто-то читает просто для удовольствия. Возможно, для кого-то чтение - это такой своеобразный вид спорта, где люди соревнуются, кто быстрее и больше читает. Где-то в сети мне попадалась ироничная картинка "пирамида современной гордыни", где среди великих поводов для гордости вроде "я веган", "у меня 100000 подписчиков в Instagram" и т.п. было также "я книги читаю"))). Существует и такая категория людей, для которых чтение - это способ самопрезентации, позволяющий продемонстрировать свою "трендовость", "продвинутость", позиционировать себя как утончённых эстетов (в отличие от "некультурного быдла").

Лично я не против чтения для удовольствия, но мне смешно, когда чтение превращается (уж извините за мой французский!) в понты и становится главным средством самоидентификации и самопрезентации. Причём иногда это не смешно, а грустно, т.к. тут буквально один шаг до невроза. "Слишком личностное" чтение - это почти всегда психологический защитный механизм, бегство в выдуманные литературные миры от печальной и скучной реальности. 

Разумеется, читать можно и нужно! Даже от чтения самой примитивной художественной литературы есть польза (об этом я писал в заметке "Чтение художественной литературы - есть ли польза?"). Но, по моему глубокому убеждению, "высший пилотаж" (т.е. самое продвинутый навык чтения) заключается в том, что мы не просто читаем, пассивно наслаждаясь текстом, а активно "добываем" из книги полезные знания, применимые на практике

Практически-ориентированный подход к чтению я называю "чтение для пользы дела" (vs "чтение для удовольствия" или "невротическое чтение для самоуспокоения или бегства от реальности"). "Чтение для пользы дела" - это в т.ч. набор инструментов/навыков чтения, которые помогают быстро и эффективно извлекать из текста полезную информацию и сохранять её. Традиционно эти навыки называются рациональное чтение

В рациональном чтении присутствуют элементы/техники скорочтения, т.к. действительно бывает необходимо быстро охватить и "просеять" большой массив текстов по изучаемой теме. Но кроме скорочтения важно ценную информацию сначала найти, отметить, выписать (конспектировать) и сохранить (например, в картотеке). Получается, что рациональное чтение - это целый комплекс продвинутых техник чтения. Например, если вы ищете нужный текст, то вы должны владеть приёмами сетевого (если ищете в Интернете) или библиографического (если ищете в библиотеке) поиска

Конспектирование - это тоже множество отдельных подходов и техник. Например, можно применять техники скоростного конспектирования, построение интеллект-карт, приёмы визуального мышления. 

Для сохранения (и последующего использования) сделанных из книги выписок или заметок нужен персональный архив, который также может быть по-разному организован (картотека, каталоги и проч.). 

Разумеется, у вас может возникнуть вопрос: "А кому всё это нужно? И не является ли такое рациональное чтение слишком сложным?". Ответ здесь прост: рациональное чтение нужно всем, кто не просто читает, а работает с текстовой информацией; кому важно не просто пробежать по тексту глазами, но и выделить главное и потом реализовать найденные в тексте идеи на практике. 

Любую книгу можно использовать как наркотик: проглотили текст, ваше настроение улучшилось, вы какое-то время походили "под кайфом", а потом всё это благополучно забылось (и вам нужна новая доза "книжного наркотика"). Получается, что "на выходе" такого чтения ничего нет, кроме кратковременного изменения эмоционального состояния. 

Но можно читать и по-другому: прочитали, выделили и зафиксировали полезные идеи, реализовали их на практике, изменили себя и свою жизнь к лучшему. "На выходе" рационального чтения всегда есть какой-то ощутимый и заметный для окружающих результат, какие-то реальные изменения, практическая польза. 

Понятно, что навыки рационального чтения больше всего востребованы теми, кто учится - школьниками, студентами, повышающими квалификацию профессионалами. К примеру, рациональное чтение идеально поможет тем, кто пишет курсовые, дипломы, диссертации и прочие научные работы. Но важно также понимать, что настоящий Профессионал своего дела (с большой буквы "П") учится непрерывно в течение всей своей карьеры. Поэтому навыки рационального чтения нужны не только детям и студентам - это очень важный soft skill, который будет востребован в течение всей жизни. 

И, разумеется, если вы читаете полезную для жизни и работы литературу непрерывно, то техники рационального чтения не покажутся вам слишком сложными или избыточными. Наоборот, они помогут вам оптимизировать процесс чтения, сделать его более удобным, результативным и экономичным. В тайм-менеджменте рациональное чтение относится к так называемым ТЛР - Техникам Личной Работы. Причём рациональное чтение (в отличие от скорочтения) не просто ускоряет процесс восприятия текста, но и сокращает всю цепочку от получения нужной информации до реализации её на практике. 

В моём блоге довольно много материалов по рациональному чтению (я называю его "чтение для пользы дела"), но в этой заметке я хотел бы предложить подборку лучших книг, которые, с моей точки зрения, помогут идеально прокачать ваши навыки рационального чтения. Некоторые из этих книг были изданы давно и стали библиографической редкостью, но их можно найти в электронном виде (и поэтому я даю ссылки, где их можно скачать или купить).    

Сразу хочу предупредить, что я не включил в эту подборку книги по скорочтению (хотя предлагаемые в них техники зачастую сильно пересекаются с техниками рационального чтения). Я сделал это намеренно, т.к. моё отношение к скорочтению неоднозначное, и я намеренно хочу привлечь ваше внимание к рациональному чтению (в противовес излишне популярному сегодня скорочтению). Хотя, как вы убедитесь сами, многие руководства по рациональному чтению не исключают совсем скорочтение, они лишь иначе расставляют приоритеты (т.е. скорочтение не главный навык, а вспомогательный). 

Итак, встречайте!  10 лучших книг по рациональному чтению

С.И.Поварнин - Как читать книги

1. С.И. Поварнин "Как читать книги" (можно скачать в формате *.fb2 или *.pdf ). Книга впервые была издана в 1924 году, после чего неоднократно переиздавалась.  

Это небольшая брошюра (90 стр.), которая сначала помогает чётко сформулировать ваши персональные цели чтения и определиться со стратегией чтения. Также содержит рекомендации о том, как читать книги разного рода (художественные, по искусству, вдохновляющие и т.п.) и по видам чтения (обзор, просмотр, перечитывание и др.). Разумеется, есть и конкретные техники работы с книгой (конспектирование, подчеркивание, выписки, карточки, журнал чтения и др.). Все рекомендации изложены очень кратко и "по делу", без лишней "воды". 

Г.Г.Гецов - Работа с книгой: рациональные приемы

2. Г.Г.Гецов "Работа с книгой: рациональные приёмы" (Мн.: "Полымя", 1989 г. ; скачать в формате *.djv ). 

Одна из моих любимых книг, потому что автора можно назвать своего рода "книжником-технарём"))). В предисловии он сам пишет, что к процессу чтения и работы с книгой давно пора применить навыки НОТ (научной организации труда) и приёмы малой механизации)). Именно поэтому в книге много оригинальных идей и технических фишек (сегодня всё это назвали бы "лайфхаками"), позволяющих сделать чтение более эффективным. 

Возможно, некоторые советы покажутся вам устаревшими (особенно забавно читать про применение ЭВМ на перфокартах))), но другие окажутся неожиданно полезными. Например, в книге есть глава о том, как можно фотографировать книги. Сначала она мне казалась абсолютно бесполезной, но потом очень пригодилась, когда возникла потребность в создании самодельного скоростного сканера (на основе цифрового фотоаппарата). 

Кроме этого в книге о том, как делать пометки и использовать закладки; как делать вырезки/выписки и организовать рабочий каталог; как конспектировать; как структурировать информацию о книги в виде плана и/или тезисов; как использовать сохраненную информацию для написания рефератов и др. текстов; как "не потеряться" в библиотеке и многое другое. 

Также добавлю, что в 1989 году была издана и другая книга Г.Г.Гецова "Как читать книги, журналы, газеты" (М.: "Знание",1989 г. ; скачать в формате *.djv ). Она практически полностью повторяет "Работу с книгой", разве что чуть подробнее освещена работа с периодикой. 

Ф.Лезер - Рациональное чтение

3. Ф.Лёзер "Рациональное чтение: более быстрое и основательное" (М.: "Педагогика", 1980; скачать в формате *.djvu ). 

Это мой первый учебник по рациональному чтению, который я прочитал ещё в старших классах. Для меня она была настоящим откровением)), и я зачитал её буквально до дыр, старательно выполняя все приведенные в книге упражнения (их там достаточно много, это настоящая книга-тренинг). 

Книга больше про скорочтение, но скорочтение осмысленное и "без фанатизма")). В обязательном порядке рекомендуется вести дневник чтения; чётко формулировать цели прочтения и направляющие вопросы для более осмысленного чтения; подавлять отвлекающие факторы; выделять смысловые блоки текста и т.д. 

М.Адлер - Как читать книги

4. М.Адлер "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" (М.:  МИФ, 2014; страничка книги на сайте издательства ). Книга была издана ещё в 1940 году, после чего многократно переиздавалась; написана американским профессором философии.

Я не очень люблю эту книгу 😞 - на мой взгляд она слишком громоздкая, и в ней очень много философской "воды". Но... Автор совершенно обосновано выделяет два типа чтения "для познания": 1) ради получения информации; 2) ради понимания. Собственно, книга Адлера в большей степени посвящена тому, как читать "для понимания" (причём читать лучше не учебники и справочники, а первоисточники). Т.е. это получается не просто рациональное чтение, а очень углублённое рациональное чтение (ну, автор философ, что с него взять))). 

Есть три вида чтения "для понимания": 1) структурное (аналитическое) чтение; 2) интерпретационное (синтетическое) чтение; 3) критическое (оценочное) чтение.  Эти виды чтения - последовательные (т.е. каждую книгу нужно прочесть как минимум три раза с помощью разных видов чтения). Для каждого из видов чтения автор даёт и технические рекомендации/правила. Например, для структурного чтения: надо определить тип и тематику книги; сформулировать главную идею книги в одном предложении; выделите основные смысловые части книги и кратко определите логические связи между ними; определите, на какие вопросы пытается ответить автор, какие проблемы хочет решить. 

Книга больше про стратегии чтения, чем про конкретных техники. Но на самом деле она очень полезна, т.к. помогает не увлекаться частными "читательскими лайфхаками", а помогает подходить к работе с текстом более осмысленно и целенаправленно. 

Андреев, Хромов - Учитесь быстро читать

5. О.А.Андреев, Л.Н.Хромов "Учитесь быстро читать" (М.: "Просвещение", 1991 г.; скачать в формате *.doc ).  Книга многократно переиздавалась (и вообще пособия "Школы скорочтения Олега Андреева" довольно легко найти в сети 😉 ). 

Ещё одна книга из моей пост-студенческой юности. Она хороша не только тем, что в ней изложены приёмы скорочтения. Авторы предлагают две стратегии работы с книгой - дифференциальный или интегральный алгоритм чтения. Также дают толковые рекомендации о том, как лучше читать периодику, учебники, научные монографии, художественную литературу и т.п. 

Также лично мне очень нравится интегративный подход Олега Андреева, в котором развитие навыков чтения - не самоцель, а часть общей программы по развитию когнитивных способностей человека (памяти, внимания, мышления, сложных форм интеллектуальной деятельности и др.). Рациональное чтение выступает с одной стороны как инструмент для развития интеллекта, а с другой стороны развитие самого этого навыка (чтение) также зависит от развития других умственных способностей (внимания, памяти, интуиции и др.). 

Рон Фрай - Писанина

6. Рон Фрай "Писанина" (М.: "Эксмо", 2016 г.; электронный вариант книги можно недорого приобрести на "Литресе"). 

В сети на эту книгу довольно много негативных отзывов, но я с ними не согласен. Объясню, почему. Книга адресована старшеклассникам или студентам начальных курсов, и учит их писать доклады, рефераты, курсовые и т.п. "писанину". Разумеется, прежде чем написать текст подобного рода, надо составить библиографию по теме, потом прочитать отобранные тексты (учебники, монографии, научные статьи и т.п.), сделать предварительные выписки, структурировать их и сохранить, и потом использовать эту информацию в работе над докладом (и т.п.). 

Я работаю вузовским преподавателем с 1992 года. Преподавал в паре десятков институтов и университетов. Понятно, что в серьёзных учебных заведениях обычно есть собственные методички на тему "как написать курсовую/дипломную работу", где есть рекомендации по работе с литературой. В наиболее продвинутых учебных заведениях даже читается что-то типа небольшого спецкурса "Библиотечное дело". Но... Но это есть далеко не везде, и, как показывает практика, студенты работать с литературой и писать рефераты/курсовики/дипломы не умеют 😞 . Обычно эта задача (научить работать с литературой и писать тексты) ложится на плечи научного руководителя. 

Ох, вы не представляете, как это задалбывает, когда у тебя десяток студентов пишет курсовики, и каждый из них приходит с вопросом: "А какие книги вы мне порекомендуете?". Порекомендовать мне не жалко, но я всегда отвечаю так: "Шагайте в библиотеку и составьте свою максимально подробную библиографию по теме. А уже потом из этого списка я порекомендую книги, которые читать в первую очередь, а какие во вторую". (Ибо нефиг! Студент сам пишет свою работу, а не я за него это делаю). 

Но обычно это ещё не конец истории))). Меня просят рассказать, как пользоваться библиотекой. Или пропадают в библиотечных джунглях на недели (не зная толком, где что искать). Или потом (составив библиографию из 20-30 книг) начинают торговаться: "А может мне хватит десяти книг, а другие я же прочитать не успею?". И т.д., и т.п. В общем, студент, умеющий работать с книгой (в процессе написания своей научной работы) сегодня - это скорее редкое исключение, чем правило. Вот для таких, гм, "маугли", книга Роя Фрая "Писанина" будет ооочень полезна! 

Что в книге: поиск информации в библиотеке и составление библиографии; собственно чтение и работа с книгой (заполнение библиографических карточек; картотека с заметками); способы предварительного структурирования информации (хронология, пространство, алфавит, за/против и др.). Значительная часть книги посвящена именно написанию учебных/научных текстов, но полезных советов по подготовительной работе (чтение и конспектирование) с чужими текстами тоже много. 

Л.Штернберг - Скоростное конспектирование

7. Л.Ф.Штернберг "Скоростное конспектирование" (М.: "НТ Пресс", 2005 г.; скачать в формате *.pdf ). 

Одна из лучших (и практически единственная!) книг, которая очень мне помогла во время учёбы в университете (я читал её в более раннем издании). По-моему, это must read для любого студента, который хоть изредка посещает лекции))) и конспектирует их или книги.

В этой небольшой (всего 75 стр.) брошюре множество интересных идей и приёмов (стенография, использование сокращений, условных обозначений и символов, выделений цветом, подчеркивания и отчёркивания и ещё многое-многое другое), которые помогают конспектировать быстро, а сам конспект максимально насыщают информацией.  Есть отдельные главы, в которых рекомендации о том, как лучше конспектировать печатные тексты и устные лекции; в чём специфика конспектирования гуманитарных, математических, технических и др.текстов. 

Т.Бьюзен - Супер-мышление

8. Т.Бьюзен "Супер-мышление" (М.: "Попурри", 2003 г.; скачать в формате *.djvu ). Это первое русское издание, но книга многократно переиздавалась под разными названиями (главное, чтобы был Тони Бьюзен/Бузан "про интеллект-карты"))). 

Это подробное руководство о том, как собирать, структурировать и запоминать информацию с помощью создания интеллект-карт (mind map). Разумеется, книга посвящена не самому процессу чтения, а процессу извлечения нужной информации из текста и её конспектированию в формате интеллект-карты (ключевая глава о работе с книгой - №24). В 3 главе книги автор критикует обычные приёмы конспектирования и подробно рассказывает о сильных сторонах конспекта-карты.  Вся книга содержит подробные указания и тонкости по созданию интеллект-карт, но особенно полезны главы № 14 (аннотирование - изложение мыслей других людей из книг, выступлений и т.д.), №15 (мнемонические приёмы в интеллект-картах), №21 (интеллект-карты для учёбы и сочинительства), №22 (для подготовки к экзаменам и написанию проверочных работ), №23 (интеллект-карты для преподавания).   

М.Роуди - Визуальные заметки

9. Майк Роуди "Визуальные заметки" (М.: "МИФ", 2014 г.; страничка книги на сайте издательства ). 

Эта книга посвящена созданию скетчей - быстрых набросков, которые можно использовать как для создания полноценных визуальных конспектов (скрайбинга), так и для добавления визуальных элементов в обычный конспект. Книга отлично дополняет рекомендации из книги "Скоростное конспектирование" и из "Супер-мышления"; все вместе они составляют бесценный клад идей по творческому конспектированию любых, даже самых сложных и неудобных книг. 

В "Визуальных заметках" вы найдёте: виды и модели скетчей; базовые элементы скетча (формы, маркеры, разделители, стрелки и проч.); рисунок как визуальная карта; персональный "визуальный язык/алфавит"; инструменты скетчинга и многое другое. 

С.Калинин - Чтение как образ жизни

10. С.И.Калинин "Чтение как образ жизни" (М.: "Ридеро", 2018 ; приобрести здесь ).

Если Яндекс.Метрика не врёт, то мой "блог Сергея Калинина" очень часто находят по разным запросам, связанным с чтением. Действительно, в блоге довольно много рецензий на книги, интеллект-карт по книгам и просто заметок, посвященных чтению. Я действительно много читаю и много работаю с информацией как вузовский преподаватель, исследователь, бизнес-консультант, и т.д. В год я читаю более ста книг (не говоря уже о периодике). Не хочу хвастаться, но я читатель-маньяк)) и умею работать с книгой профессионально. 

И вот года полтора назад у меня появилась идея обобщить мой читательский опыт (а я как раз сторонник рационального чтения, активной работы с текстом и использования книжных идей на практике) и написать книгу про чтение. Летом 2018 года книга "Чтение как образ жизни" была издана, и в одном из выпусков моей рассылки "Идеи для саморазвития" я подробно описал весь процесс (  http://eepurl.com/dyM4uX  ). 

Разумеется, в своей книге я учёл (и проверил на собственном опыте) все полезные рекомендации из книг по рациональному чтению (которые перечислены в этой заметке, плюс ещё с полсотни других). В книге "Чтение как образ жизни" я пишу о двух типах чтения ("для пользы дела" и "для удовольствия"). Подробно описываю четыре методики чтения "для пользы дела". Описываю разные техники, позволяющие "выжимать" информацию из текста - выписки, пометки, закладки, картотеку и др. Разумеется, делюсь опытом составления конспектов, в том числе визуальных и в формате интеллект-карт (плюс основанный на личном опыте обзор современных программ и сервисов для их построения, чего нет в книге Т.Бьюзена). Критикую скорочтение, и предлагаю стратегию быстрого чтения, для которой не нужны традиционные техники скорочтения. И ещё многое-многое другое! 

В общем, я уверен, что моя книга будет полезна всем, кто использует книги как "топливо для ума" и профессионально работает с текстами для повышения своей профессиональной квалификации и серьёзного саморазвития. Навык чтения - очень простой, но читать можно и профессионально, используя продвинутые методы и техники. Своя книгу я и постарался сделать своего рода энциклопедией таких техник. 

В заключение хочу сделать два важных замечания

1) Предвижу вопрос: а почему в этом списке так много старых книг? Особенно имеющих "уклон в скорочтение", типа книги Ф.Лёзера или О.Андреева. Ведь сегодня издано много новых книг по скорочтению (в которых наверняка есть и советы по рациональному чтению)? 

Отвечу так: да, я в курсе современных книг по скорочтению, и среди них есть довольно неплохие, но... Дело в том, что изданные ещё в советское время книги (тот же Лёзер и Андреев) проходили очень серьёзное рецензирование и научные редакционные советы. К примеру, к книге Лёзера написано серьёзное научное предисловие. Если бы в этих книгах была бы написана какая-нибудь антинаучная ерунда, их бы просто не издали. Т.е. это "качество, проверенное временем"))). 

Сегодня же ситуация иная 😞 . Развелось множество "гуру" скорочтения, не имеющих даже базового психологического/педагогического образования, но зато создающих собственные "чудо-методики", эффективность и безопасность которых вряд ли проверяли независимые эксперты. Современные издательства (если текст им кажется коммерчески рентабельным) на серьёзную научную редактуру тоже не заморачиваются. Поэтому качество многих современных книг по скорочтению лично у меня вызывает много вопросов. 

2) Разумеется, навыки рационального чтения у всех развиты (и востребованы) по-разному. Для "новичков" (старшеклассников и студентов) я бы рекомендовал в первую очередь читать книги Поварнина (1), Лёзера (3), Андреева и Хромова (5), Рона Фрая (6). Потом уже можно "прокачивать" вспомогательные технические навыки с помощью книг Штернберга (7), Бьюзена (8) и Роуди (9). 

Опытным читателям я бы рекомендовал начать с Адлера (4) - очень повышает уровень осознанности чтения. Любителям технических "фишек" я бы рекомендовал книги Гецова (2) - хотя там многое и устарело, но наверняка она вдохновит вас на собственные "инновации" в чтении и работе с текстом. Потом также можно добавить к ним Штернберга (7), Бьюзена (8) и Роуди (9). 

Что касается моей книги (Калинин С. "Чтение как образ жизни"), то она очень неоднородна. Там есть советы, которые будут понятны и полезны и для начинающих читателей, и для продвинутых, и даже для очень продвинутых))). Читайте - наверняка что-нибудь найдёте! 

Всем удачи! Читайте больше умных и добрых книг, становитесь лучше!    

P.S. Хотите больше? На LiveLib есть отличная подборка из 88 книг "Как читать" https://www.livelib.ru/selection/11321-kak-chitat .  Конечно, там далеко не все книги по рациональному чтению, но много полезного 😉  




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Подписаться на мою рассылку (2 выпуска в месяц) "Идеи для саморазвития". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:




3 комментария:

  1. Сергей, спасибо за обзор. Практически все рекомендуемые книги у меня есть, заказал сейчас вашу книгу и пару "советских".

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, читаю сейчас вашу книгу. Я еще в начале, но один вопрос уже появился: вы пишете, что со временем (и опытом) у вас выросла толерантность к разным по качеству книгам. У меня ситуация ровно обратная. Если разбирать ту же художественную литературу, то есть некий уровень, ниже которого я физически не могу себя заставить продираться через текст (сюжет, язык - неважно). Я понимаю, что это своего рода литературный снобизм, и тем не менее. Чтобы вы могли посоветовать в такой ситуации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгений, я думаю, что по отношению к художественной литературе (если вы читаете не как профессионал-литературовед-филолог и т.п., а для удовольствия) просто не надо тратить на плохие книги время и совершать над собой эстетическое насилие :)

      Думаю, что у меня это своего рода профдеформация - как психолог я пытаюсь до конца быть в роли адвоката)). Читаю и надюсь: "Ну, может, вот сейчас, вот на следующей странице, автор меня в хорошем смысле удивит?!". Иногда, бывает, что удивляет...

      Кроме того, при всей моей толерантности, есть книги и авторы, которые просто "не мои" (в т.ч. и по причине крайне низкого качества текстов), и которых я избегаю.

      Хороших книг так много, а жизнь такая короткая :(. Думаю, что лучше не заморачиваться по поводу "литературного снобизма", а искать и находить лучшее (отказываясь от худшего).

      Удалить