Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


вторник, 28 октября 2014 г.

Хорошие манеры и деловой этикет

Хорошие манеры и деловой этикет
Сегодня людей с хорошими манерами все меньше и меньше. Складывается впечатление, что знатоки этикета вымирают как мамонты, а вокруг все больше детей-Маугли, воспитанных исключительно Интернетом. 

Периодически я получаю письма, которые начинаются как-то так: "Привет, чувак! Давай с тобой дружить!". (В скобках замечу, что это не всегда явные спамеры; так могут начинаться и запросы о помощи, и предложения о сотрудничестве). Не скажу, что это меня сильно шокирует - но только если бы я услышал что-то подобное от своих друзей-приятелей. 

С этикетом все просто... Пока не возникнет нештатная ситуация вроде этой на фуршете: как держать рюмку и здороваться одновременно?
 
Последнее подобное письмо пришло от незнакомого 20-летнего пацана... А я в 2,5 раза старше его. И подавляющее большинство знающих меня лично обращаются ко мне по имени и по отчеству. Не специально :)  Я их об этом не прошу, видимо так само получается...

У меня сильны немецкие корни, а в немецкой культуре спутать обращение на Du (Ты) и на Sie (Вы), особенно в ситуациях делового общения, смерти подобно.  Я не претендую на то, чтобы ко мне всегда подходили обязательно с тремя реверансами :).  Но в некоторых случаях неадекватность коммуникаторов зашкаливает :(. 


*   *   *

Разумеется, можно обойтись и без этикета. Хорошие манеры сегодня - вещь совершенно не обязательная. Свобода личности и ее самовыражения; толерантность; пофигизм ("и так сойдет") - вот реалии сегодняшнего дня, делающие этикет совершенно не нужным. Главный кошмар 21 века - это серая толпа, которой внушили, что она как бы по умолчанию не серая, и потому толпа эта наглая, шумная и беспардонная, считающая собственное фрик-шоу "нормой", и просто неспособная понять разницу между этикетосообразным поведением и хамством  :(. 

Но вот именно следование вещам "не обязательным" (но благородным) отличает подлинного аристократа от серой массы.  Причем следование бескомпромиссное и долгое. Это как в том анекдоте: 

- Как в английских усадьбах умудряются делать такие прекрасные лужайки?  
- Да очень просто: сначала стрижем большой косилкой, потом маленькой, потом поливаем, и все...
- И все?! 
- Да.  И так уже последние 300 лет. 

Подлинная аристократичность - своего рода "пропитанность" человека этикетом - воспитывается поколениями.  И каждый раз когда эта преемственность рвется (увы, в нашей стране с ее многострадальной историей это случалось слишком часто), этикетное поведение и аристократизм приходится вырабатывать в себе заново. Вырабатывать как персональный навык, как самодисциплину. 

Как бы странно это не  прозвучало для современного молодого и раскрепощенного поколения,  но освоение норм этикета и "прокачка" хороших манер - очень крутое направление для работы над собой, для саморазвития и самосовершенствования ;). 

*   *   *

Поясню... Этикет - это система опознавательных знаков; что-то вроде "свой / чужой". Этикетосообразное поведение - это входной билет в высшее общество.  Чем выше социальный High Class, тем строже там "цензура этикета", тем тоньше там различают имитаторов хороших манер от подлинно аристократической естественности. 

Современные чумазые и весело матерящиеся стартаперы в рваных джинсах гордо заявляют: "Насрать на этикет! Мы ребята простые, сделаем супер-продукт, и порвем рынок! Это мы будем диктовать миру правила, в т.ч. и этикета!". Ну-ну...  Посмотрю я на вас, как вы в своих рваных джинсах сунетесь, например, к серьезным инвесторам :))

И потом, все это ведь уже было :).  Были 90-е, и были "конкретные пацаны" в малиновых пиджаках и с голдой на шее, пиво с раками на бизнес-фуршетах, и деловые коммуникации на блатной фене пополам с матом. И они тоже вполне считали себя хозяевами жизни и правил этикета в том числе. И где сейчас эти крутые парни? 

Я не беру в расчет тех, кто отошел от дел или так и не вырос из местечкового малого бизнеса. Интересна судьба тех, кто стал расти дальше, чей бизнес  перерос границы страны, а чей круг делового общения перерос круг друзей бурной молодости.  Общение с заграничными деловыми партнерами очень быстро ставит на место, очень быстро включает этот самый опознавательный код "свой / чужой".  

Для многовековых династий вроде Ротшильдов или Рокфеллеров современные российские олигархи-миллиардеры (или пацаны-айтишники вроде Гейтса, Цукерберга, Брина и проч.) - не более чем случайные выскочки, нувориши. Да, у них есть деньги, но по социо-культурному коду (прежде всего этикетному) они "чужие". И двери High Society для них закрыты. И знали бы вы, какое чувство неполноценности они (олигархи) переживают при этом!  

Если вы скажете: "Да мне оно вовсе не нужно, это высшее общество!", то будете не правы.  Бизнес - это связи, связи и еще раз связи.  Если ваши связи не будут "расти вверх", то и ваш бизнес вряд ли когда-нибудь станет по-настоящему успешным. Чем выше уровень людей в бизнесе, тем отчетливее они это понимают. И поэтому очень серьезно и целенаправленно работают над своими хорошими манерами. Поэтому вместо раков пришлось научиться есть лобстеров; а вместо фени говорить по-английски с лёгким кембриджским акцентом :))

Возможно, для вашей жизни и для вашего бизнеса уровень рокфеллеров не актуален :). Но здесь важно изменить свое отношение к этикету, важно понять главный принцип:  этикетное поведение является не "ненужной роскошью", а ценным ресурсом, дающим возможность расти вверх по социальной лестнице (и вам лично, и вашему бизнесу).  

*   *   *

Изучать хорошие манеры сегодня необычайно сложно. Знаю это не по наслышке, т.к. приходится периодически проводить семинары по теме бизнес-этикета, да и самому принимать участие в разных коммуникативных ситуациях :). Современный мир - глобальный и открытый, и это означает, что различные правила этикета могут смешиваться в самых причудливых сочетаниях. Каких-либо "единственно верных" правил этикета (в т.ч. бизнес-этикета) попросту не существует. Более-менее строго нормы и правила этикета прописаны только в дипломатическом протоколе; во всех остальных коммуникациях рангом пониже стандартов попросту нет.  

Точнее, можно говорить о том, что сегодня существует множество локальных, субкультурных правил этикета - в каждом "монастыре" свой "устав". Знать эти нормы и правила заранее также далеко не всегда возможно.  Что тогда делать? 

В изучении этикета есть "азы", а есть и "продвинутый уровень". 

"Продвинутый уровень" - это скорее природный дар, способность вызывать у партнеров по коммуникации доверие как бы в обход этикетного опознавательного кода ("свой/чужой").  Такие люди являются прирожденными "антропологами", они за предельно короткое время способны расшифровать этикетное поведение даже в незнакомой субкультуре.  Кроме того, они прекрасные актеры-имитаторы, способные мимикрировать и казаться "своим" практически в любой группе.  

Продвинутые коммуникаторы по сути дела являются очень тонкими подражателями: они не знают этикетных норм данной субкультуры, но интуитивно схватывают их и вполне уместно изображают (иногда даже на уровне разума не понимая, что и зачем они делают). Но при этом всё "прокатывает", и их принимают за "своих".  Они очаровывают окружающих, все их принимают за "милых и воспитанных" людей с хорошими манерами. Но если начать анализировать их этикетное поведение без лишних эмоций, то очень быстро понимаешь, что это подделка.  Правда, преодолеть подобные чары всё равно очень трудно :)     
 
"Азы" этикета - это знание базовых простейших навыков этикетного поведения. Например, что в начале общения нужно здороваться с людьми, и делать это вежливо, сообразно с ситуацией и статусом собеседника.  По-идее, азам этикета мы обучаемся ещё в детстве, в основном в семье.  Или не обучаемся - тут уже кому как повезло с семьей :). 

"Азы" этикета могут казаться примитивными, но они очень важны. Их надо знать и отточить до автоматизма в применении. "Азы" важны по очень простой причине - "встречают по одёжке".   Навыки этикета являются неотъемлемой частью первого впечатления, входят в комплект "одежки" :). Если их не демонстрировать, то степень доверия к вам будет существенно ниже; а сама коммуникация будет менее успешной и результативной. 

*   *   *

Сегодня есть много способов освоить "азы" этикетного поведения - есть тренинги и семинары, есть множество книг. (Про "продвинутый уровень" умолчу - это отдельная тема ;)).  Я не хочу делить тренинги/книги по этикету на "хорошие" или "плохие" - в деле освоения навыков этикета любая информация/навыки лучше, чем их отсутствие (и, как было сказано выше, нормы этикета сегодня локальны, и очень трудно найти сразу что-то подходящее под ваши задачи и ситуацию обучение). Вывод из этого простой: ЛЮБОЕ освоение "азов" этикета никогда не будет лишним! 

В качестве конкретной рекомендации могу посоветовать книгу Елены Бер "Хорошие манеры и деловой этикет" (М, МИФ, 2015 г.; страничка на сайте издательства; книга на Озоне). 

Книга Елены Бер - Хорошие манеры и деловой этикет. Иллюстрированное руководство
Сначала общие впечатления о книге.  "Плюсы"

1) написано кратко, четко, без воды;

2) этикетные правила и нормы, которые содержит книга - вполне современные; уровень предлагаемых правил - не рокфеллерный :), но для 99% российских бизнес-коммуникаций подойдет;

3) в книге много иллюстраций (фотографии, рисунки, схемы), делающих правила этикета максимально наглядными; 

4) очень понравилась подача информации: есть пошаговые алгоритмы, облегчающие выработку этикетных навыков; есть яркие примеры "как правильно" и "как не правильно";

5) понравились забавные (но по делу :)) комментарии от Игоря Манна! Жаль, что их маловато в тексте :) 

6) книга издана совместно с компанией "Канцлер" ("одежда для настоящих мужчин из Германии" :)). Разумеется, многие иллюстрации в книге - это своеобразный product placement стиля и аксессуаров от "Концлера". Но эти материалы даны умеренно, к месту, не раздражают - я бы назвал их очень удачной "фишкой" книги. 

Из небольших "минусов" книги: некоторые темы раскрыты настолько поверхностно, что их, наверное, вообще лучше было не затрагивать. 

Например, во второй главе есть раздел, посвященный правилам этикета во время деловых поездок за рубеж. Но, во-первых, затронуты не все страны;  во-вторых, поездки бывают разного уровня и с разными целями (что сильно влияет на правила этикета); в-третьих, некоторые рекомендации очень поверхностны, на уровне расхожих стереотипов, и требуют обязательной детализации (но для этого надо писать отдельную книгу).

*   *   *

О чем книга Елены Бер "Хорошие манеры и деловой этикет"?  В книге пять глав

Первая целиком посвящена искусству производить благоприятное первое впечатление. В ней очень хорошо рассказано о том, как здороваться, представляться, что должно быть на вашей визитке, каким должен быть "язык тела" в начале общения, как завершать разговор и прощаться и т.п. 

Во второй главе - этикетные правила деловых коммуникаций как внутри собственной организации (между равными по статусу коллегами, а также в иерархическом общении), так и в переговорах с деловыми партнерами за пределами организации.  Лично мне очень понравились предложенные в книге правила этикета в общении "руководитель - подчиненные".  Осталось лишь теперь убедить руссише манагер в том, что хорошо бы им общаться с людьми именно так (а не по матушке :))). 

Третья глава посвящена речевому этикету. Хорошая глава, в которой есть и про общую грамотность речи, и про "малые разговоры" (small talks), и про умение слушать собеседника, структурировать свою речь, говорить партнеру по общению комплименты и проч.  Очень актуально про правила "мобильного этикета", т.к. в руках многих этот девайс (мобильный телефон) способен превратить любое живое общение в сущий ад :) 

Четвертая глава посвящена деловому стилю в одежде (разумеется, и в мужской, и в женской). В целом все очень правильно (и с картинками), но как-то мало! 

Пятая глава посвящена этикету приёмов и столовому этикету. В ней описаны виды официальных приёмов; базовые правила столового и алкогольного этикета; а также есть и немного "экзотики" - например, о том, как же всё-таки есть лобстеров в приличном обществе :).  Разумеется, нельзя объять необъятное (т.е. охватить всё многообразие правил застольного этикета разных стран и народов), но изложенного вполне достаточно, чтобы не опозориться хотя бы за условным европейским столом :).   

*   *   * 

В качестве резюме: книга неплохая. Я бы рекомендовал её в первую очередь читателям, которые относят себя к категории "молодых амбициозных карьеристов" :).  

Если вы всерьез намерены двигаться вверх по карьерной и социальной лестнице, то вы должны быть готовы. Готовы к тому, что изменения в современном мире происходят стремительно, и буквально завтра вы можете оказаться за одним столом на официальном приеме вместе с каким-нибудь Ротшильдом :).  Но тогда искать ответ на этикетные вопросы вроде "В какой руке джентльмен должен держать вилку, если в левой он держит котлету?" будет уже поздно!  

Так что "прокачивайте" навыки этикетного поведения заранее, и не забывайте придерживаться их в работе и повседневной жизни.  Помните, что "вежливость - лучшее оружие..." :))) ...в любой ситуации.    Удачи! 



Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



3 комментария:

  1. Здравствуйте, Сергей Иванович! Жаль, что у вас нет кнопочки поделиться ссылкой в контакте, так порой хочется поделиться со своими друзьями вашими публикациями.

    Очень понравилась статья, действительно проблема злободневная, досадно, что многие сегодня пренебрегают элементарными правилами вежливости. Вроде бы и "учат в школе воспитанными быть", а толку мало, так как дети видят другие модели поведения в жизни, фильмах, интернете и т.п. взять к примеру сериал "физрук" на тнт и другие популярные у молодежи...

    Действительно, истинный аристократизм - это отличительная особенность высшего общества. Ведь все правила этикета в своей основе предполагают выражение уважение к личности, соответственно тот, кто уважает себя соблюдает эти правила без труда, а тот кто пытается компенсировать чувство неполноценности демонстрацией своего материального превосходства в кругу равных себе по материальному положению оказывается лузером...





    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, здравствуйте!

      Кнопочка "поделиться" для ВКонтакта у меня вроде есть :). В самом-самом конце заметки после слова "Удачи!", чуть ниже идёт ряд кнопочек. Четвертая слева (синенькая с белой буквой "В") - это и есть "поделиться ВКонтакте" :).

      Согласен с Вами в том, что сегодня СМИ тиражируют "упрощённые" (если не сказать "примитивные") модели поведения :(. Вот дети и путают непосредственность без тормозов с приличным, этикетным поведением в соответствующих ситуациях. Непосредственность - это хорошо, но далеко не во всех жизненных ситуациях. Зато потом эта "простота хуже воровства" сильно усложняет молодому поколению жизнь и карьеру :(.

      ...и Вы очень верно подметили, что этикет - это способ проявления уважения к окружающим. Но если человек не уважает сам себя, то он и других уважать не будет, и этикетности от него не дождёшься. Внутреннее и внешнее очень сильно связаны.

      Удалить
    2. Людмила Гречкина3 ноября 2014 г., 4:20

      Сергей Иванович, спасибо за ваш ответ. Прошу прощения, я действительно не заметила эту кнопочку, смотрела на ряд кнопочек, что чуть ниже :)

      Удалить