Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


четверг, 12 сентября 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга 10 и 11 - Производство и Реакции фанатов

Периодическая таблица сторителлинга 10 и 11 - Производство и Реакции фанатов
Если верить всемогущей интернет-статистике, то страницы про сторителлинг в моём блоге - наименее посещаемые. Народ как-то всё больше бизнес-тренерством интересуется. 

Смешные люди!  Они просто не понимают, насколько близки (почти синонимы :)) эти вещи - умение рассказывать/представлять красивые и захватывающие истории (сторителлинг) и работа бизнес-тренера ;) 

Хотя "периодическая таблица сторителлинга" мне самому уже начинает надоедать :) По объёму это тянет уже на целую книгу, и я не перестаю удивлять героизму переводчицы (Тамара, ещё раз низкий поклон!), подарившей мне русский подстрочник "таблицы сторителлинга". 

Тропов и прочих элементов сторителлинга - сотни! Узнаем ли все из них? ;)
 
Я прекрасно понимаю, что "таблица сторителлинга" - инструмент очень специализированный. В большей степени он, пожалуй, интересен культурологам, т.к. даёт им возможность "дешифровать" и формализовать художественные тексты современной массовой культуры.  

Например, после знакомства с "таблицей сторителлинга", я стал совершенно иначе воспринимать сериалы, комиксы и прочую масс-культуру. Во-первых, появилось узнавание знакомых тропов. 


Во-вторых, начинаешь на 2-3 шага предугадывать ход мыслей сценариста/режиссера :)  Это не скучно, т.к. сюжетная линия всегда вариативна, и каждый уже использованный в повествовании троп обычно предполагает использование двух-трех клишированных тропов (которых с пониманием дела уже ожидаешь), и N оригинальных :)  И когда творческой команде удается найти действительно оригинальный сюжетный ход (в самом распоследнем "мыле" :))), можно только искренне за них порадоваться. 

В-третьих, я считаю, что умение "мыслить тропами" - это своего рода замечательный тренинг креативности :) Попробуйте взять любую историю (хотя бы сказку про Колобка :))), выделите в ней основные тропы, и потом попробуйте заменить используемые тропы на какие-то другие, или просто добавить ещё пару-тройку персонажей и сюжетных линий. Иногда такие крутые шедевры получаются! :))) 

*   *   * 

Возможно, в меньшей степени "таблица сторителлинга" будет полезна для творческой пишущей братии. Мне довелось читать на профессиональных форумах сценаристов ожесточенные споры о том, нужны ли им разного рода "костыли" для творчества - вроде сценарных схем Роберта Макки, специального софта для написания сценариев, или какие-нибудь "наборы готовых деталей для сборки" - вроде списков уже известных тропов, литературных клише, типовых персонажей и сюжетных линий и т.п.   

Условно говоря, спорщики делятся на два лагеря: одни за "чистое творчество", и уверены, что чем меньше знаешь заранее всяких "заготовок", тем оригинальнее получится собственный текст. Другие смеются над первыми, доказывая, что те часто "изобретают велосипед", что то, что им казалось супер-творческим и оригинальным уже давным-давно известно и широко используется. 

Кроме того, важно понимать, что есть очень большие различия между "чистым творчеством" и работой автора по написанию текстов массовой культуры. Давно уже прошли те времена, когда СНАЧАЛА писали сценарий, а потом по нему снимали сериал. Сегодня сериалы снимаются "с колёс", иногда даже по одной новой серии в сутки. Соответственно, команда сценаристов должна "накреативить" (творчеством тут и не пахнет :))) сюжет следующей серии буквально в течение нескольких часов. Это очень напряженный конвейер, который без использования готовых "полуфабрикатов" (вроде тропов, сюжетных схем и проч.) просто не сможет создать требуемый результат. 

*   *   *

Наверняка у каждого профессионального автора, работающего в сфере масскультурных текстов в голове есть эти самые клише/тропы (...хорошо-хорошо, назовём это "авторским почерком" или "стилем")))), которые он раз за разом использует. Кто-то из авторов применяет "готовые тропы" неосознанно, а кто-то вполне сознательно...  

Я, например, знаю одного современного писателя-фантаста (никаких имен! ;) он ещё жив)))), у которого издано уже, кажется, около полусотни книг. Он штампует в год по 2-3 "шедевра". Он, разумеется, не так популярен (и не так хорош :)), как какой-нибудь Лукьяненко, но берёт не качеством, а количеством текстов. Нынешние издатели любят работать с такими "стабильными" авторами :))) И у него даже есть своя аудитория поклонников (в основном из совсем зелёной молодёжи). 

Сначала упорно ходили слухи о том, что секрет такой продуктивности автора - "литературные негры", которые за него клепают эти тексты. Но сравнительно быстро продвинутые читатели, которые в отличие от зелёной молодёжи воспитаны на добротных текстах фантастов-классиков, поняли, в чём секрет авторской плодовитости.  Он занимался банальным рерайтом :)  Т.е. брал какой-нибудь классический текст (начиная с Герберта Уэлса), менял имена персонажей, менял время и место повествования ("декорации"), а всё остальное оставлял без изменений :) 

Не обошлось из без скандалов :) Кто-то из дотошных читателей обнаружил, что сей доблестный пейсатель позаимствовал из первоисточников отдельные диалоги и эпизоды, которые совершенно без изменений использовал в своих книгах. Такой вот "творческий метод" :(((  Сейчас, кстати, данный аффтар значительно улучшил своё мастерство - он научился пересказывать не одну какую-то книгу, а микшировать 2-3 классических текста.  Почти гений, хотя Нобелевку по литературе получит вряд ли :))))

*   *   *

На мой взгляд,у тропов вроде "таблицы сторителлинга" существует очень хороший потенциал (пока недооцененный и мало используемый) в плане генерации как отдельных рекламных текстов, так и целых рекламных "сюжетов" (рекламных компаний, выстроенных по принципам сторителлинга). 

Впрочем, вернемся к самой "периодической таблице сторителлинга"... На самом деле в ней осталось всего два крайних правых столбца - "Производство" и  "Фанатство и реакция аудитории". Как я уже писал ранее, тропы в таблице сторителлинга понимаются весьма расширенно, и относятся не только к тексту, но и к "жизни за текстом". 

Тропы из раздела "Производство" - это различные "фишки" от создателей сериалов, связанные с раскрытием для аудитории различных "рабочих" моментов, возникающих в процессе создания сериала. Это могут быть и какие-то технические детали, и особенности отношений между членами съёмочной команды, и просто вброс какой-либо дополнительной информации о сериале и его создателях. 

Всего к "производству" относится 10 тропов: 

Периодическая таблица сторителлинга - тропы, связанные с производством текста, сериала и проч1) Канон (Can) - разумеется, каноническими могут считаются только те тексты, которые выдержали проверку временем. Понятие канона в телевидении значительно отличается от канона в литературе. Например, если говорить о том какой из «Шерлоков Холмсов» в литературе является каноническим, то здесь все ясно и просто – только тот, который был написан Дойлем и никакой другой. 

В телевидении все немного сложнее, поскольку предполагаемый канон имеет множество создателей и интерпретаций.  Каноном можно назвать некие описательные параметры (характерные элементы стиля), используемые в завершенных работах/текстах, которые предположительно должны относиться и ко всем последующим продолжениям. 

Однако, создатели редко придают большое значение данным канонам и оставляют только то, что их устраивает, а потому понятие канонизации того или иного образа правильнее было бы приписать фанатам, для которых рано или поздно слово «канон» становится тождественно «тем деталям, которые нам нравились», и потому фанаты начинают ревностно искать милые их сердцу элементы в продолжении истории, а если не найдут – будут упрекать создателей в «отступлении от канона».

2) "Выкрик" (Sho) - в тексте массовой культуры это любая неожиданная реплика (цитата, имя, диалог, сцена, образ, эпизодический персонаж и т.д.), которая адресована (не обязательно адресована, но может упоминать нечто знакомое им, называться в их честь и т.д.) фанатам или членам семьи кого-то из создателей, или артистам из других фильмов и сериалов. Т.е. "выкрик" - это отсылка к / упоминание неких "третьих лиц", никак на связанных с "внутренним пространством" художественного текста, но прямо связанных с кем-либо из создателей этого текста.  Естественно, такие "выкрики" замечают внимательные зрители. 

3) "Получай!" (Tt) - довольно часто телесериалы, фильмы, или даже радиошоу упоминают другие телесериалы, фильмы и шоу. Иногда это может быть просто "Выкрик", но если эти шоу занимают одну и ту же нишу или соответствуют одному и тому же жанру, упоминания могут принять оттенок враждебности, зависти или гордости, хвастовства. В крайней степени использование этого тропа может даже сопровождаться соответствующим высказыванием: «Получай, сериал/знаменитость/персонаж! и т.д.».  Проще говоря, "Получай!" - это способ "пнуть" конкурирующий текст :) 

4) Не изучили вопрос (Res) -  сценаристы в фильмах, сериалах и прочих медиа иногда оказываются очень ленивыми людьми и не удосуживаются изучить вопрос или тему, затрагиваемую в их фильме. 

Если говорить о телешоу, то иногда у них просто не хватает времени досконально изучить тот или иной вопрос, да и излишние подробности перегрузили бы сюжет…Так или иначе в их произведении могут быть допущены фактические ошибки. Некоторые проходят незамеченными, но если ошибка возникла в том факте, который может быть известен человеку со средним образованием, то он бесспорно вызывает возмущение у зрителя и ставит под угрозу успех всего шоу, поскольку то начинает восприниматься зрителем как нечто крайне несерьезное и глупое.

5) Зрители-идиоты (Vam) - распространенное поверье среди директоров крупных медиакомпаний о том, что все, кто смотрит телевизор наделены интеллектом Бивиса и Батхеда. 

Конечно же, демографически всегда существует «идиотическая» часть населения, однако, руководители компаний уверены, что таковых большинство. Более того, зрители не только глупы, но нетолерантны, необразованны, и невнимательны. Именно поэтому многие режиссерские ходы кажутся нормальным зрителям примитивными, идиотскими и несмешными, а в научных или фантастических сериалах простейшие вещи могут объясняться по нескольку раз за серию медленно и последовательно, как будто для маленьких детей.

6) Писатель на борту (Wob) - очевидное авторское вмешательство. Это становится заметным, когда персонажи начинают вести себя как идиоты и отступать от своих первоначальных характеристик, только потому, что автор желает что-то высказать или выразить посредством своих героев. Иногда некоторые персонажи искусственно вводятся только ради того, чтобы озвучить какие-то мысли автора или подвести необходимую мораль.

7) Вмешательство Главного (Xm) - крайне редко кто-то лично имеет такое количество денег и сил, чтобы самостоятельно снять и выпустить в прокат фильм или телешоу. Как правило, над этим работает команда профессионалов, и конечно же во главе стоят те, кто дает деньги на то, чтобы эта книга или текст стали фильмом. 

Иногда сериал теряет свои рейтинги и становится коммерчески невыгодным, в случае чего его надлежит закрыть. Это крайне неприятная процедура, которая никому не нравится. В таком случае управляющая всем процессом компания самостоятельно вносит изменения в сюжет, запрещая какие-то элементы или добавляя новые для того, чтобы возродить интерес зрителей и сделать шоу более прибыльным. Когда начинают действовать люди над сценаристами и вносить свой правки – тогда и получается данный троп.

8) Пронести дерьмо мимо радара (Rad) - так называется практика, распространенная, но не ограниченная комедийными сериалами, где создатели умудряются протащить нецензурное ругательство или пошлость через цензурный радар телеканала. Как правило это завуалировано схожим действием, созвучным словом или недвусмысленным выражением, которое на первый взгляд кажется совершенно невинным. 

"- Вы сказали ГЛЯДЬ? Я правильно услышал? 
- Это не я, это Пушкин..."

9) Адский девелопмент (Dh) - состояние, когда заявленный проект застрял на подготовительной стадии на долгие годы. Понятие пришло из киноиндустрии, где им обозначались фильмы, застрявшие на подготовительном этапе, для которых еще даже не проводился кастинг, и не начиналось производство. Это такой "киношный долгострой" :))

Такое часто случается при экранизации книг или других лицензируемых текстов, поскольку долго длятся процессы о переводе авторских прав, возможны проблемы с бюджетом, постоянное Вмешательство Главного и т.д. Когда в конце концов такие фильмы выходят, их называют «спасенными из адского девелопмента».

10) Обманутые телекомпанией (Tbn) - рабочее время среднестатистического исполнительного директора крупной телекомпании организовано отнюдь не вокруг поиска и взращивания молодых многообещающих талантов, а вокруг создания собственного образа компетентного специалиста. Это означает выглядеть ответственным за каждый успех и невинным в каждом провале, приключившемся в компании. 

Как правило, его коллеги и ассистенты испытывают тот же глубокий личностный кризис каждый день. Более того, им надо наполнять каналы всевозможными шоу, которые могут понравиться или не понравиться исполнительному. По тем или иным причинам, исполнительные директора могут обнаружить себя ответственными за сериал, который они не понимают, и не знают, что с ним делать. Если сериал провалится, они потеряют свое лицо, а если окажется успешным – будут не слишком активны. 

В другом случае, шоу может достаться им от их предшественника, и здесь ситуация еще хуже – если шоу будет успешно, то это не будет являться их заслугой, а если неуспешно – они выставят себя дураками в глазах вышестоящих инстанций. 

Решением обеих проблем является тотальная порча телешоу. Каждый эпизод может идти в разное время, эпизоды могут показываться не в том порядке, шоу может ставиться в «мертвые часы» и так далее. Таким образом, шоу наберет достаточную аудиторию для того, чтобы не стать убыточным, но и недостаточную аудиторию для того, чтобы остаться в сетке. В таком случае шоу убирают из эфира, мотивировав это тем, что оно не собрало нужную целевую аудиторию. После этого исполнительный директор может расслабиться на какое-то время и не бояться, что его обвинят в низких рейтингах – так вышло!

*    *   * 

И в завершение 10 тропов категории "Фанатство и реакция аудитории": 

Периодическая таблица сторителлинга - тропы, связанные с фанатскими реакциями1) Фанон (Fan) - созвучно "Канону", но не совсем :) Традиционно, Канон охватывает намного меньшее количество случаев, чем принято считать среди тех, кто свободно использует этот термин по поводу и без. Область действия Канон ограничена первоначальным источником, который использовали создатели в своей работе. 

Фанон – это набор теорий, основанный на материале, который кажется очевидным или кажется единственной разумной интерпретацией того или иного явления, которые, на деле не являются частью канона. 

Фанон заполняет пространства, случайно пропущенные, или специально оставленные незаполненными создателями, с целью оставления задела для продолжения истории. Например, спекуляции на тему настоящего имени или происхождения героя (в том случае, если они не указаны напрямую в источнике). К сожалению, фанаты часто путают созданные их товарищами Фаноны с истинными Канонами. 

2) Добровольное сдерживание недоверия (Sus) - или, проще говоря, "кредит доверия", способность текста вызывать доверие :) Любое творческое произведение, как правило, в кино и литературе, будет успешным только в той степени, в которой аудитория готова поверить ему и отключить свое критическое сознание. 

Иными словами, работа автора не должна быть реалистичной, она должна быть достойной доверия и последовательной, иначе она может обернуться провалом в том случае, если аудитории придется принимать на веру уж слишком многое. Суть этого выражается в фразе: «Вы можете заставить публику поверить в невозможное, но не в неправдоподобное». 

Например, зрители с легкостью верят, что великий волшебник может свободно телепортироваться по всему миру, или например, что космический корабль обладает технологией невидимости, скрываясь от противника, однако зрители никогда не поверят, что главный злодей умер от сердечного приступа как раз перед решающей битвой, или что хакер, взламывающий систему, подобрал верный пароль с первого раза.

3) Холодильная логика (Fri) - представьте, как через полчаса после просмотра шоу некий зритель открывает свой холодильник, замечая, что от большой упаковки пива, купленной накануне, осталось только две бутылки. 

Вместо того, чтобы размышлять о том, как же это произошло, он занят тем, что неожиданно думает о том, как же герою увиденного им полчаса назад шоу, удалось побывать в Венгрии, Мельбурне и Лос-Анджелесе за один день. Почему-то это не беспокоило его во время шоу. Это настигло его только тогда, когда он заметил, что ему не хватает пива. 

Термин «холодильная логика» касается тех нелогичных и неуместных моментов шоу, нелогичность которых становится очевидной для зрителя не сразу, а только через полчаса после просмотра шоу, когда они (условно) отправляются к холодильнику, чтобы поесть или выпить. 

(Разумеется, "холодильная логика" субъективна, потому, что все люди мыслят по-разному и ход их мыслей далеко не всегда одинаков).

4) Деревья-эпилептики (Et) - термин для описания диких, совершенно невероятных теорий. Абсурдное, безумное и совершенно нелогичное объяснение произошедшего и будет являться примером деревьев-эпилептиков. 

Почему деревья скрипят и качаются, тогда как ветра совсем нет? Наверное, у этих деревьев приступ эпилепсии. 

Такие дурацкие теории, объясняющие происходившее в фильмах или шоу, могут сочинять как рядовые фанаты, так и "специалисты", не имеющие никакого отношения к созданию текста. 

5) Драко в кожаных штанах (Dlp) - иногда фанаты берут противоречивого, негативного и злобного персонажа, скрашивают его недостатки и превращают его в симпатичного паренька, который никому не может причинить вреда. Это может привести к серьезным противоречиям между фанатами и создателями сериала или фильма. 

Как правило причиной для этого может являться крутость отрицательного героя, который выглядит намного привлекательней на фоне положительного героя, который может казаться нытиком, слабаком или дураком. 

Этот термин назван в честь Драко Малфоя, заклятого врага Гарри Поттера, которому фанаты придали куда более привлекательный образ, чем тот, что был представлен в книгах и фильмах – избалованного подлого негодяя. 

6) Мутация мема (Mem) - если не усложнять вопрос :) , то мемом называется легко запоминающаяся производная от одного из аспектов поп-культуры, пародируемая и повторяемая с такой частотой, что его происхождение и первоначальная суть полностью мутируют, изменяются до неузнаваемости. 

Являясь плодом творчества фанатов, мем способен повлиять и на персонажей. Распространяясь посредством интернета, он способен превратить злого персонажа в милашку, тем самым в корне изменяя суть персонажа. Помимо персонажей, объектом мутации и «мемефикации» может стать коронная фраза персонажа, некая ситуация или кадр из фильма или сериала.

7) "Слово Божье" (Wog) - когда в работе (кино, сериале) возникают некие противоречивые или неопределенные моменты, требуется "Слово Божье", т.е. комментарий от кого-то, являющегося бесспорным авторитетом, от создателя, сценариста, режиссера, разъясняющее произошедшее. 

Иногда "Слово Божье" может противоречить показанному на экране, что ведет к возникновению определенного диссонанса. Аналогично этому, список эпизодов, предысторий и особых элементов шоу, собранных в целую книгу, называется "Библией". Фанаты могут использовать "Слово Божье" как способ разрешения споров и установления Канонов, однако создатели не всегда удостаивают их просьбы вниманием, бросая спорные вопросы на растерзание фанатов. 

8) Мантра (Mst) - «Это всего лишь шоу. Мне просто надо расслабиться». Эта мантра, взятая из «Mystery Science Theater 3000» призывает зрителей перестать уделять чрезмерное внимание деталям и незначительным несоответствиям в сюжете и просто наслаждаться шоу. 

Конечно же, тот, кто создает фильм или сериал не должен настаивать на том, что «это всего лишь кино», ведь тогда и мораль фильма, и его важные сюжетные повороты будут недопоняты и недостаточно прочувствованы зрителем. Однако, в тех вопросах, что касается «ловли блох» в шоу и слишком критического восприятия сериала, данная мантра является незаменимой.

9) Буэ (Sqi) - негативная эмоциональная реакция, полная отвращения и раздражения. Вещи, которые заставляют аудиторию испытать приступ тошноты, впрочем, как и персонажей на экране. Нечто омерзительное, тошнотворное, отвратительное, неприятное, о чем хочется поскорее забыть. 

10) Фрейд был прав (Fwr) - правда в том, что все мужчины – извращенцы, а женщины – похотливы, но слишком стесняются показывать это открыто, а потому завуалировано демонстрируют свои скрытые желания везде, со всеми и всегда. Короче, всё вокруг намекает на секс :).  Когда любая вытянутая фигура ассоциируется с пенисом, а любое отверстие с вагиной – мы получаем «Фрейд был прав» в действии. Одержимость создателей текста/сериала/комикса и т.п. сексом является центральной особенностью этого тропа.

*   *   *

Вот и всё по периодической таблице сторителлинга...  Ждите новых постов просто про сторителлинг!  ;)

Было ранее: 

 


11. Периодическая таблица сторителлинга - 9. Метатропы (повествовательные конструкции)





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий