пятница, 20 сентября 2013 г.

От знаний к навыкам (номинант на самую ругательную рецензию)

От знаний к навыкам (номинант на самую ругательную рецензию)
Да уж... :( 

Издательство МИФ загадало мне загадку, предоставив на рецензирование книгу коллектива авторов (Дуга Лемова, Кейти Ецци и Эрики Вулвей)  "От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений" (страничка книги на сайте издательства;  книга на Озоне). 
 
От знаний к навыкам ИЛИ основы педагогики для чайников :(

Суть загадки: как сказать хорошим людям (чтобы их не обидеть) о том, что книгу они издали крайне слабенькую?  

*   *   *

Ещё часть загадки: на страничке книги на сайте издательства куча восторженных отзывов на книгу от разного рода "гуру". Почитал я эти отзывы... Или уважаемые гури книгу просто не читали (в полном объеме), или (о ужас!) они элементарно не понимают, о чём книга, и просто не в состоянии её профессионально оценивать :( 
 
 
Вопрос к уважаемой аудитории:  чем профессионал в области обучения отличается от непрофессионала? Ответов может быть много, но, как минимум, одно из основных отличий - это компетентность в МЕТОДАХ обучения (ибо это рабочий инструмент, в котором - если ты профессионал, конечно - надо бы разбираться на все 300%). 

Увы, сегодня обучением других людей занимаются в основном "говорящие обезьяны" (...и даже среди "гуру" их предостаточно). "Говорящая обезьяна" - это чел, невесть откуда раздобывший сценарий некоего учебного занятия/тренинга, и потом данный сценарий тупо повторяющий. Хорошо-хорошо - не тупо, а с некими креативными-от себя-добавками...  

Но суть от этого не меняется: на каждом, скажем, тренинге шаблонно копируется одна и та же методика обучения. Часто не своя методика - заимствованная у кого-то. При этом учитель-дрессированная-обезьяна в принципе не знает (и часто не хочет знать) о других методиках обучения.  

А раз он не знает о других методиках обучения (т.е. в сознании попросту нет "базы данных" для корректного сравнения), то свои собственные методы он обычно считает самыми-самыми лучшими и "уникальными". 

По той же самой причине (слабость профессиональной базы) учитель-обезьяна легко западает на очередные "самые новые и самые продвинутые" методики обучения. Хотя часто эти "новейшие методики" - очередная победа маркетинга над здравым смыслом :(  Но непрофессионал этого просто не заметит :(((  И напишет хвалебный отзыв / рецензию... 

*   *   *

Ладно, хватит предисловий...  Начну с того, что книга "От знаний к навыкам" вогнала меня в глубокую ностальгическую тоску.  Просто-таки погрузила в пучину воспоминаний, оживив в моем сознании годы, которые я проработал в качестве штатного препода в педагогическом институте и в качестве ведущего курсов повышения квалификации для учителей в нашем областном ИПКРО (Институт повышения квалификации работников образования). 

Фигура в глубине слева особенно хорошо символизирует мою педагогическую тоску :)
 
Дело в том, что книгу  "От знаний к навыкам" написали учителя (педагоги) изначально для своей целевой аудитории - т.е. для учителей обычных школ, желающих повысить свою квалификацию.  Теперь вопрос (риторический :))) : читали ли вы в своей жизни что-нибудь более жуткое, чем нечто, написанное одним педагогом для других педагогов?!?!  :) 

/Очень доставил неоднократно встречающийся в книге пример про то, как отучали детей от жуткого дисциплинарного нарушения - они "ложились", клали голову на парту :)/

Для непрофессионалов заметим, что есть такие секретные трактаты :)), которые называются учебники по дидактике и изучаются (если мне не изменяет память) то ли на 2, то ли на 3 курсе любого педвуза.  Вот книга "От знаний к навыкам" - это такой крайне упрощенный и попсовый пересказ учебника по дидактике. 

Кстати, если бы гуру-специалисты не поленились открыть какой-нибудь классический учебник дидактики (вроде старенького Бабанского или более нового Хуторского), то там бы они нашли наааамного больше принципов и методов дидактики, чем в рецензируемой книге. 

В советские и перестроечные годы (не знаю как сейчас) лучших школьных учителей просто обязывали обучать других школьных учителей; на базе ИПКРО их опыт обобщался и издавался в виде методичек. Конечно, не все педагогические находки были уровня педагогов-новаторов :) , но некоторые из этих методичек я до сих пор храню (как источник интересных идей для  проектирования собственных методов обучения). Книга "От знаний к навыкам" - уровня тех самых методичек :( Разве что в литературной обработке (т.е. "воды" больше).

*   *   *

Теперь по существу: о чём книга?  Авторы книги сделали ну очень гениальное открытие о том, что в качестве прототипа ЛЮБОГО обучения можно использовать методику обучения моторным (двигательным) навыкам, используемую в спортивных тренировках.  Собственно, этому самому гениальному открытию уже лет 70  :)

Осознанно или нет, авторы книги пересказали основные принципы т.н. "программированного обучения", придуманного их же соотечественником Скиннером ещё в 40-х годах 20 века. В нашей стране эта тема была популярна в педагогике ещё в 70-80-х. Как щас помню вал научных статей и диссертаций по этой теме :)  И нельзя сказать, что тему эту "закрыли", и что методика совсем устарела - просто появилось чёткое понимание ограничений этого метода. Но об этом чуть дальше... 

Обобщим: книга - это описание педагогических находок авторов, которые они сделали, пытаясь применить в своей практике обучающие методы и приёмы из спортивных тренировок.  Практика авторов: обучение детей; обучение школьных учителей; и ОЧЕНЬ мало примеров использования этих методов в бизнес-обучении :( 

Свои педагогические находки авторы свели в 42 совета. Каждый совет - это некий принцип или приёмчик, который можно использовать в обучении и самообучении. Лично мне большая часть советов показалась банальностью :(  К тому же можно было эти 42 совета сократить до нескольких ключевых принципов, которые авторы просто повторяют в разных контекстах. Например: 

1) Дробите (декомпозируйте) изучаемую деятельность на максимально мелкие дискретные операции

2) Каждую операцию доводите до автоматизма путем многократных повторений

3) Освоение сложной деятельности происходит постепенно - как последовательное освоение операции за операцией

4) Последовательное движение (освоение целостной деятельности) невозможно без обратной связи по каждому из этапов (каждой изучаемой операции). Обратная связь должна быть качественной (быстрой; инструктирующей; мотивирующей и т.д.). 

5) Освоение операций происходит через их моделирование. При этом используются разные способы моделирования: демонстрация (правильного результата и правильного процесса); составление ООД (ориентировочной основы деятельности); использование профессионального сленга и т.п.  

6) В процессе обучения моделируются не только отдельные операции, но и целостная деятельность. Следует различать "тренировку" (моделирование операций) и "репетицию" (моделирование деятельности). Для моделирования деятельности используются свои собственные методы: деловые и ролевые игры, "полевые" тренинги и т.п.  

...вообще, друзья мои, в очередной раз читаю очередной западный трактат по обучению, и убеждаюсь, что лучше отечественной психологии деятельности (в частности - психологии учебной деятельности) вряд ли что-то придумано. Вот только мы - воистину! - "иваны, не помнящие родства" :(  Вместо того, чтобы знать и применять своих же классиков (например, начиная с П.Я.Гальперина),  которые в данной теме гораздо круче, мы восхищаемся очередной бледной копией.  

*   *   *

Я не могу сказать, что книга совсем уж плохая. Если вы совсем "чайник" в обучении (самообучении), то наверняка найдете в книге много полезного для себя.  

Книга может быть интересна и специалистам - какими-то мелочами, интересными идеями. Вот, например, какие интересные идеи "накопал" в этой книге я для себя: 

1 - автоматизация отдельных операций (правило 4) - является базой для творчества. Во время выполнения автоматических действий сознание свободно для творческих идей.  Следовательно, чем больше автоматизированных операций в структуре нашей деятельности, тем более творческим получается весь ее процесс.  

Скорее всего, подлинное состояние "потока" возможно только тогда, когда бОльшая часть операций внутри конкретной деятельности выполняется "на автомате" (что, кстати, и отличает профессионала от новичка. Т.к. новичок пристально контролирует каждую операцию). 


2 - мысль о том, что не надо бороться со своими слабостями, а надо сосредоточиться на развитии своих УЖЕ сильных сторон (совет 6) - далеко не нова.  Но очень классной мне показалась идея о том, что наше развитие определяется широтой переноса навыков.  

Т.е. это означает, что надо пытаться применять свои наиболее сильные способности/навыки в самых разных жизненных ситуациях, для решения самых разных жизненных проблем. Понятно, что не всегда уместно "открывать круглый замок квадратным ключом", но очень часто использование навыков/умений высокого уровня из одной профессиональной сферы в другой профессиональной сфере даёт взрывной эффект. 


3 - идея о том (совет 13), что планирование необходимо не столько ради самого плана (некой зафиксированой на бумаге последовательности действий). На самом деле планирование - это репетиция, один из способов моделирования целостной деятельности. 

...и, кстати, в этом ключе слова Эйзенхауэра "Планы - ничто, планирование - это всё!" приобретают совсем понятный смысл :)  


4 - понравилась идея о том (совет 16), что обучение, это, в сущности - расстановка приоритетов ИЛИ управление фокусом внимания ученика.  Любой деятельности мы учимся через моделирование, которое может быть или простым (подражание) или сложным (тренировки, игры и т.п.). 

Но ЧТО ИМЕННО мы усваиваем в процессе моделирования?  Это зависит от того, на что именно обращено внимание ученика, что он выборочно усваивает. Именно поэтому первостепенная роль/задача любого учителя - быть для ученика таким своего рода "внешним информационным фильтром". Учитель как бы маркирует реальность: "Вот это важно в первую очередь, это - во вторую, а это пока совсем не важно". 

Тут возникает и много других интересных идей :) Чтобы обучение было по-настоящему успешным, ученик должен "впустить" в свое сознание, интегрировать этот "информационный фильтр" (т.е. учителя). А от чего это зависит (интеграция "фильтра")?  Тема дико интересная :), но тут мы уже слишком далеко вылезем за пределы данной книги... 


5 - понравилась (в общем-то тоже не новая) мысль о том, как следует использовать в обучении ошибки (совет 31). На начальных этапах обучения ошибки воспринимаются как "абсолютное зло", которое надо искоренять. Избавление от ошибок означает некую стандартизацию навыков, стабильно высокий уровень их исполнения. 

Но проблема заключается в том, что в развитии рано или поздно наступает стадия плато, застой. Вроде бы достигнут неплохой профессиональный "средний уровень", но одновременно появляется ощущение, что "выше головы не прыгнуть". Авторы называют это застойное состояние "ловушка ОК". 

Найти выход из "ловушки ОК" помогают именно ошибки. Ошибки начинают выступать в роли фактора хаоса, случайности, создающей неожиданные возможности. Ошибки генерируют разнообразие в системе деятельности, и это разнообразие дает импульс к новому развитию. 

Поэтому к ошибкам надо относиться положительно :) За ними надо наблюдать, их надо систематизировать и стандартизировать, анализировать и делать на их основе конструктивные выводы. По сути дела ошибки (если с ними правильно обращаться) - ценнейшая разновидность обратной связи :)). 


6 - озадачила идея о том (совет 32), что лучшая тренировка - это публичная тренировка. Т.е. подлинно эффективной будет тренировка только ВМЕСТЕ с другими людьми, и полностью открытая другим людям. 

Рациональное зерно в этой идее есть. Человек устроен так, что он бессознательно жалеет себя, потакает своим слабостям и страхам. Тренируясь (обучаясь, развиваясь) в одиночестве мы найдем сотни поводов, чтобы "не заметить" каких-то своих ограничений, и чтобы не делать  то, что выводит нас из зоны комфорта. Т.е. обучение "только для себя" имеет все шансы превратиться в псевдообучение.  

С другой стороны, нет ничего более жестокого чем "суд толпы". Публичные тренировки - это такой экстрим :) Для развития круто, конечно, но все ли к этому морально готовы? :) Хотя проблема решаема: надо лишь найти свою "стаю", т.е. сообщество, учиться ВМЕСТЕ с которым вам будет и приятно и полезно.


7 - хороша идея (совет 35) о том, что подлинное обучение случается лишь тогда, когда ВСЕ участники обучения берут на себя ВЗАИМНУЮ ответственность за его процесс и результаты. 

Я, например, всегда говорил, что вопрос "И чему ты можешь меня научить?" - тупой и бессмысленный :)  Надо спрашивать себя: "Чему я хочу научиться?" и "Как мы можем организовать наше сотрудничество, чтобы я учился, а ты помогал мне в этом?". 


8 - понравились мысли (совет 40) о том, что один из типичных результатов корпоративного обучения -  формирование единого понятийного поля (общего "словаря") - гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.   Наличие общего словаря не только упрощает понимание, но и снижает операционные издержки, связанные с процессами управления и внутренних коммуникаций в организации.       

*   *   *

В качестве заключения... Несмотря на то, что книга повергла меня в тоску, полезные знания в ней найти можно :)  И среди 42 советов по более эффективному обучению (на стр.251-253 можно прочитать сразу все советы списком ;)), и в "заключении". В "заключении", кстати есть неплохая подборка рекомендаций, которую авторы назвали "утро понедельника". 

"Утро понедельника" - это из разряда "начну новую жизнь с понедельника" :) Это такой способ прокрастинации, с помощью которого мы откладываем позитивные изменения в своей жизни. Чтобы преодолеть "утро понедельника", авторы книги дают советы о том,  с чего  именно начать менять свою стратегию обучения руководителям, тренерам и людям, которые занимаются самообучением. 

Кроме того, в Приложениях к книге есть даже какие-то типа тренинговые упражнения на развития навыков обучения. Мне они не понравились, т.к. ориентированы исключительно на школьных учителей. Можно, конечно, попробовать как-то эти упражнения модифицировать. Но зачем!? (тем более, что уже есть замечательные упражнения у Фоппеля ;)).  

*   *   *

Открою ещё страшную тайну :) Выше я уже упоминал, что программированное обучение (про которое книга) имеет свои ограничения. Собственно, авторы сами пишут про то, что существует большая категория профессий, которые условно можно назвать "исполнительскими". Профессионализм в них представлен только в форме сложных умений и проявляется только во время актуального целостного взаимодействия с другими людьми. 

Примером исполнительской профессии может быть, к примеру, профессия педагога (выступающего со сцены артиста, выступающего с трибуны политика и т.п.). Суть в том, что для исполнительских профессий простой тренаж (в виде оттачивания до автоматизма отдельных навыков) мало эффективен. Например, если вы, как оратор, доведёте до совершенства свою дикцию, вас это никак не спасет от провала, если вы не сможете установить и поддерживать контакт с аудиторией. При этом дикцию можно тренировать как отдельный навык, а контакт с аудиторией - нельзя. Во-первых, нужно наличие самой аудитории на каждой такой тренировке; во-вторых, нужно наличие РАЗНЫХ аудиторий (т.к. в жизни они будут разные :)).  

Исполнительские профессии не исключают тренировок (как тренажа простых поэлементных навыков), но этого явно недостаточно. Авторы сами пишут, что есть большая разница между тренировкой и репетицией; и что для обучения и развития в исполнительских профессиях  нужны в первую очередь репетиции.  

Репетиция - это весь процесс деятельности целиком, но как бы "понарошку". Это моделирование / симулирование реальности в виде ролевых, деловых, имитационных игр, тренажеров, практик и т.п. Короче, это огромный пласт методов и технологий обучения, которых авторы книги даже и не касаются :(   

...собственно, ещё в 80-е доказали, что процесс обучения - нелинеен. Что усвоение сложных умений (интеллектуальных, коммуникативных, социальных и проч.) ничего общего не имеет с усвоением относительно простых моторных навыков.  

К тому же пошаговая отработка навыков - чудовищно времяёмкий процесс. Для начала-середины 20 века (или для обучения самым базовым навыкам в начальной школе) эти учебные методы ещё востребованы. Но для "информационного взрыва" и для скоростей века 21 - сомневаюсь... Книжечка по своей идеологии устарела лет на 50 как минимум :( 

*   *   * 

Книжка - слабенькая :( Так и хочется предложить любимому издательству свои услуги в качестве научного редактора - т.к. его им явно не хватает. 

Если у вас есть приличное гуманитарное образование - книгу можно смело не читать. 

Если вы "народный учитель" (по аналогии с "народным целителем" :))), т.е. не имеете серьезной методической подготовки как педагог, тренер и т.п.), то книгу можно и почитать. Но без фанатизма :)))  
А вообще рекомендую потратить свое время на чтение более приличных книг по педагогике, дидактике, андрагогике, методике обучения (в т.ч. проведения тренингов) и т.п.  

Если вы профессионал, то книгу можно полистать, и прочитать "по диагонали". Просто на предмет поиска каких-нибудь свежих идей, "фишечек". 
Если помнить о том, что не нас учат, а мы учимся, то что-нибудь полезное в книге обязательно найдется ;) 



PS  В качестве примера таких "фишек". В одном из разделов об обратной связи авторы пишут банальную в целом мысль о том, что чем быстрее ученик получает обратную  связь (желательно в виде четкой инструкции), тем проще ему скорректировать свое поведение. В идеале "быстрее" - это немедленно. 

Для немедленной обратной связи авторы использовали... блютус-гарнитуру! Учитель вел урок, а ему в левое ухо давали "подсказки" (обратную связь-инструкцию), что ему делать дальше. 

Первое, что мне пришло в голову - это наши "полевые" тренинги продаж. Стандартно проводим так: продавец обслуживает клиента; тренер наблюдает за его действиями; после ухода клиента тут же делается "разбор полетов" (обратная связь), и уже при общении с новым клиентом продавец должен продемонстрировать скорректированное поведение.  А теперь представляете - корректируем диалог продавца с клиентом в реальном времени через блютус-гарнитуру!   Надо будет обязательно попробовать ;) 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Сергей, спасибо за честную рецензию на книгу!
    Какие книги для преподавателей и ведущих тренингов вы можете порекомендовать?
    Заранее благодарю.


    Вера Ежкина
    Менеджер проектов "Манн, Иванов и Фербер"
    ve@m-i-f.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера, про акцию "предложите нам книгу" я помню всегда :)

      Но хочу взять время, чтобы как следует подумать... Т.к. боюсь, что те книги, на которые я опираюсь, окажутся "неформатом" для уважаемого издательства (это научные монографии и учебники).

      Удалить
  2. А какие книги для начинающих посоветуете, чтобы не рассеивать внимание?

    ОтветитьУдалить
  3. Артем, пожалуйста, уточните - книги про что именно?! :) Про методику обучения/самообучения (про что данный пост)? Или про развитие концентрации внимания?

    ОтветитьУдалить
  4. Про методику обучения/самообучения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Артем, доброго времени суток!

      По самообучению я бы начал с чтения книги Кэрол Дуэк "Гибкое сознание" ( http://s-kalinin.blogspot.ru/2013/10/tertium-non-datur.html ) - там базовые принципы обучения.

      Потом очень-очень рекомендую Джоша Вайцкина "Искусство учиться" http://s-kalinin.blogspot.ru/2014/08/blog-post_25.html Пожалуй, одна из самых лучших книг по самообучению для взрослых.

      Если интересует самообучение для бизнеса, то тут две хорошие книги "Миллионер без диплома" http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/education-millionaires/ и "Сам себе MBA" http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/mif/personal-mba/

      Удалить