вторник, 17 декабря 2024 г.

Шесть мифологем и пять стилей самовозвеличивания (читая Роберта Грина)

Продолжаю (не очень) популярную рубрику "грехи саморазвития"))). Заметки по этой теме я обычно размещаю в моей группе по саморазвитию в ВК или TG, но этот пост получился длинным (осторожно, лонгрид!), поэтому публикую его здесь.

Из недавно прочитанного - уф! наконец-то я одолел трактат Роберта Грина "Законы человеческой природы". Пробегал мимо книжного магазина и сделал фото, чтобы вы имели представление о том, какой это увесистый "кирпич". Но, если честно, книгу я читал не в бумаге (место на полках не резиновое!), а слушал как аудиокнигу. Прослушивание растянулось месяца на три (с переключением на другие тексты), но в итоге я справился)).

 

Книга Роберта Грина "Законы человеческой природы", здоровенный том)) Будете читать долго!Книга Роберта Грина "Законы человеческой природы", закон 11 про Самовозвеличивание

В качестве преамбулы скажу, что отношение к Грину у меня неоднозначное. Это тот самый случай, когда очередной журналист/филолог начинает писать что-то духоподъёмное в сфере гуманитарной мысли (психологии, экономики, коучинга и проч.). Т.е. автор ни разу не специалист, но слог у него хороший. Упаковка красивая, а вот к содержимому много вопросов. Чаще всего на выходе получается нечто попсовое, на уровне "афоризмов житейской мудрости от очередного местечкового гуру", но, как говорится, "народу нравится".

Роберт Грин прославился...

 

... прославился благодаря супер-бестселлеру "48 законов власти", который разошёлся по миру миллионными тиражами. Знаю людей, которые искренне фанатеют с этой книги, и рассматривают её как руководство к действию. Что особенно жутко, что среди этих людей есть управленцы, в подчинении у которых десятки и сотни человек. И они пытаются ими руководить "по Грину"!

Если вдруг вы не читали (или подзабыли) "48 законов власти", то её идеи характеризуют как маккиавелизм: т.е. для получения и удержания власти хороши все средства, даже сомнительные в моральном плане. Что в этом плохого? У меня есть два аргумента, конкретно связанные с "48 законов..."; один теоретический, один практический.

Теоретический: теория Дугласа Макгрегора про X-Y стили управления персоналом (погуглите). Большинство "законов власти" Грина прям списаны с Х-руководителя!

 Х-руководство основано на представлениях руководителя о том, что люди ленивы и лживы; настроены на постоянное противостояние, чтобы отжать для себя побольше благ, и при этом поменьше трудиться. Поэтому "руководить" = постоянно бороться за власть, где одних надо наказывать, а других поощрять; одних приближать и делать фаворитами, а других отдалять, и т.д. По факту это означает авторитарный и манипулятивный стиль руководства (причём не обязательно патерналистический/благосклонный).  

 

Управленческие советы из книги Р.Грина "48 законов власти" - идеальное руководство для Х-менеджера (по Д.МакГрегору)

Но насколько эффективно Х-руководство в современном мире?! Конечно, многое зависит от контекста (социального, организационного и др.), но стиль этот вымирающий.

Практический: Мне доводилось работать в консалтинговом проекте в организации, где до нас провели тренинг для руководителей по "48 законов власти". Не все, но многие бросились это активно применять, после чего организация чуть не загнулась)). Хорошие специалисты просто уволились. Другие пожали плечами и приняли новые правила игры. И если раньше никто не был озабочен властью, и люди спокойно выполняли распоряжения руководства, то теперь в полный рост началась борьба, интриги, политиканство и прочие "приёмчики по Грину". Это не помогло повысить эффективность и продуктивность, люди занимались этим ВМЕСТО работы!

 За полгода нашего сотрудничества вроде удалось вернуть менеджмент в нормальное русло. Хотя парочка "эффективных менеджеров по Грину" демонстративно уволилась)). Но руководство ещё долго проклинало тот день, когда они решили провести тот тренинг по "48 законов власти"...

 *   *   *

Вернёмся к "Законам человеческой природы". На сегодняшний день это предпоследняя книга Роберта Грина (первое издание в 2018 г.). Всего в книге 18 "законов". Каждый "закон" - это небольшое эссе, посвящённое различным сознательным и бессознательным установкам, мотивам, когнитивным искажениям и т.п. феноменам человеческой психологии.

Каждый "закон" начинается с подробного изложения биографического кейса какого-нибудь известного человека (среди них есть и соотечественники - Лев Толстой, Антон Чехов, Иосиф Сталин). На мой взгляд, каждая биография изложена довольно предвзято и однобоко (так, как это нужно автору, чтобы лучше раскрыть свой тезис).

Например, автор записывает Льва Толстого в злостные нарциссы, обосновывая это набором фактов из его биографии. Жизнью и творчеством Толстого я интересуюсь давно и подробно, плюс (в отличие от Грина) имею психологическое образование. И есть у меня ну очень большие сомнения насчёт нарциссического расстройства личности у Льва Николаевича))).

После биографического кейса следует авторская "интерпретация", в которой собственно и формулируется "закон", а также рассматриваются его негативные и позитивные проявления. Ну и некие жизненные советы, как же без них.

 

Хубрис (хюбрис, гибрис) - таким понятием ещё древние греки обозначали самовозвеличивание, гордыню, спесь, зазнайство и т.п.

Несмотря на весь мой скептицизм в отношении Грина и его творчества, признаю, что дельные мысли/идеи есть и в его текстах. Например, в "Законах..." меня зацепил закон №11 про самовозвеличивание. Не знаю, какое английское слово там было в оригинале, но очень уж пересекается с "гордыней". Но ещё до православной "гордыни" древние греки использовали схожее понятие Hubris (хубрис; хюбрис; гибрис). Вполне себе "грех саморазвития", как я это называю)). Вот что пишет Грин:

 "У нас есть глубинная потребность думать о себе хорошо. Если наше представление о том, насколько мы добродетельны, замечательны и блистательны, расходится с реальностью, мы становимся чванливыми и напыщенными. Мы воображаем, что мы лучше всех.

 Зачастую даже самый небольшой успех повышает нашу природную склонность к самовозвеличиванию, выводя ее на куда более опасный уровень. Теперь наша высокая самооценка подтверждена реальностью. Мы легко забываем о роли, которую в нашем успехе могло сыграть везение, мы уже не думаем о вкладе других людей. Нам кажется, что все, чего мы коснемся, превращается в золото.

 Утрачивая связь с действительностью, мы принимаем нерациональные решения. Вот почему наш успех часто оказывается непродолжительным. Ищите в себе и в других симптомы самовозвеличивания: чрезмерную уверенность в том, что ваши планы принесут нужные плоды; излишнюю уязвимость к критике; презрение к любым формам авторитета и власти.

 Противодействуйте этой тяге к самовозвеличиванию, сохраняя в себе умение реалистично оценивать себя и пределы своих возможностей. Сопоставляйте все представления о собственном величии с вашей работой, вашими достижениями, вашим вкладом в жизнь общества".

*   *   *

У человека, достигшего значительных успехов, искажается Образ-Я и происходит своего рода само-мифологизация. Это уже не просто человек, а человек-легенда, вокруг которого создаётся сторителлинг (им самим и ближайшим окружением  сочиняются и распространяются истории) о том, какой он "великий и ужасный". Роберт Грин приводит шесть таких мифологем, с помощью которых лидеры самовозвеличивают себя:

 1) "Мне это предначертано" - избранность на особую миссию; призвание, которое раскрылось ещё в раннем детстве; особые "знаки судьбы", "знаки свыше", которые указывали Путь; разного рода чудеса, совпадения, волшебные случайности, которые подтверждали "особость" лидера.

 2) "Я самый обычный человек" - поднялся "из низов", академиев не кончал, хожу в рваных джинсах, любимое блюдо макароны))) . Я такой же как вы, поэтому мне можно доверять.

 3) "Я ваш спаситель и избавитель" (особенно в кризисные и смутные времена) - Грин об этом не пишет, но есть универсальная фраза, которую в своё время приписывали то Гитлеру, то ещё кому-нибудь: "Беру всю ответственность на себя" (поэтому перестаньте сомневаться и делайте, что я говорю, и всё будет хорошо). 

 4) "Я переписываю правила" - это установка "мне можно всё" (в т.ч. то, что недоступно или запрещено простым людям). Это саморазрешение на нарушение принятых социальных норм и правил. Убеждённость в собственной правоте в любой спорной ситуации: "Я всегда прав, а если не прав, см.п.1". Некритичность к своим решениям, переоценка их точности. Игнорирование мнения окружающих.

 5) "Всё, к чему я прикасаюсь, обращается  в золото" - легенда о жизненном пути, состоящим из одних только успехов и достижений, причём исключительно благодаря талантам и усилиям лидера. Иллюзия о том, что успешность в одной сфере гарантирует успех в других жизненных сферах.

 6) "Я неуязвим" - следствием этой установки становится недооценка возможных рисков, плохо подготовленные решения, "застревание" в плохих проектах, которые со временем заканчиваются провалом. Человек не замечает и не признаёт своих ошибок; не учится на ошибках.

 Я когда это слушал, сильно веселился)). Потому что вспомнил то время, когда мне довелось работать политическим консультантом и имиджмейкером на региональных выборах. Весь политический PR по сути строился на возвеличивании кандидатов с помощью перечисленных шести мифологем, которые по всякому транслировались в различных сюжетах и предвыборных материалах. Разумеется, негативные стороны мифологем замалчивались, акцентировались только супер-достоинства кандидатов.

 

Чем опасен хубрис (самовозвеличивание) в профессиональной и личной жизни?
Картинка взята отсюда: https://fastercapital.com/content/Bravado--From-Bravado-to-Hubris--The-Slippery-Slope-of-Overconfidence.html  Очень хорошая статья "От бравады до высокомерия". Если по-русски, "Про то, как понты портят жизнь предпринимателя")))  

Самое забавное было в том, что многие (хотя и не все) из кандидатов были скромными и адекватными людьми, для которых подобное возвеличивание (коим занимался их штаб и имиджмейкеры в частности) было крайне дискомфортным. И которому они сопротивлялись как могли. Но это было давно, в конце 1990-х и начале 2000-х. А сегодня что-то в сознании людей капитально поменялось, и про "персональный брендинг" знает каждый второй))). На практике же доморощенный "персональный брендинг" очень уж похож на самовозвеличивание)) . (Каким должен быть правильный персональный брендинг, если не заниматься показухой и навешиванием лапши на уши аудитории, я уже писал: https://s-kalinin.blogspot.com/2012/03/blog-post_20.html ). 

*   *   *

Кроме шести мифологем для самовозвеличивания, я бы от себя добавил (в книге Грина этого нет) ещё пять стилей (или тем) самовозвеличивания. Т.е. для того, чтобы доказать себе и окружающим, что "я лучше всех", человек выбирает определённый круг жизненных тем, через которые он демонстрирует это своё "лучше". Речь сейчас не про действительно успешных людей (в общепринятом смысле этого слова) - имеющих высокий социальный и/или профессиональный статус; высокий уровень материального благополучия (богатство); занимающих высокое место в иерархии (должность); имеющих официальное признание заслуг (награды, титулы); популярных (благодаря традиционным СМИ). Речь про "простых людей", у которых с традиционными доказательствами успеха плохо, но очень уж хочется этого самого "успешного успеха"))). И для этого надо себя как-то самовозвеличить. Как именно? Вот пять тем:  

1) Популярные тренды/мода. Самовозвеличивание через демонстрацию, какой я "продвинутый" и "современный". Следование модным тенденциям, какими бы абсурдными и глупыми они не были. Причем следование фанатичное и чрезмерное, чтобы показать аудитории, какой я в этом эксперт, и вообще "номер первый". Например, если возникает поветрие есть землю (типа для здоровья))), то такой персонаж будет жрать землю килограммами, радостно рапортуя об этом через все социальные сети.

2) Антитренды/избранность. Здесь самовозвеличивание возникает как маркетинговая "отстройка от толпы": есть мода для всех (см.п.1), а есть мода для избранных. Если все радостно жрут землю (или с интересом наблюдают за этим), то фу, они едят неправильную землю! И вообще, надо есть не землю, а глину. Но только особым образом приготовленную. И только я знаю, как её готовить...

Если вы думаете, что это шутка, то нет: начните есть какую-нибудь гадость, к примеру глину, и станете уважаемым экспертом в соцсетях)))

 3) Хейт/критика/троллинг. Прекрасный способ возвысить себя - принизить кого-нибудь другого! Любая моська, которая гавкает на слона, чувствует себя необычайно сильной и великой)). Тем более что хейтеры обычно оправдывают своё поведение высокоморальными причинами: "В Интернете (и тем более в жизни) опять кто-то не прав! И кто-то должен сказать об этом людям!".

 4) "Страдальцы". Социологи утверждают, что в 21 веке произошла "революция меньшинств" (не обязательно сексуальных))). Это означает, что любая группа людей, объединённых по какому угодно общему признаку, объявляет себя притесняемой и угнетаемой, униженной и оскорбленной, и начинает активно бороться за свои  "равные" ( =особые) права. При этом не важно, насколько объективно угнетение подтверждается фактами и насколько вообще корректно требовать "равных прав", важно "оскорбление чувств верующих" (в самым широком смысле слова "верующих"))). Но зацикливание на своих страданиях и навязчивое желание поведать об этом всему миру вполне может быть способом самовозвеличивания. Особенно если там транслируется установка "мне все должны" и образ врага-угнетателя (см. также п.3). 

 5) Фрики. Фрики - это нечто среднее между "страдальцами" и "антитрендами". Они не самовозвеличиваются через демонстрацию боли и болячек (как "страдальцы"), но они также не отталкиваются от модных тенденций, предлагая им некую "лучшую" альтернативу (как "антитренды"). Фрики просто "не такие как все". Но их самовозвеличивание начинается тогда, когда они принимают это "не такой как все" за какую-то особенную ценность; начинают активно демонстрировать это миру; да ещё и пытаются монетизировать)). Типа: "Хотите ещё посмотреть, какой я бесполезный уродец? Платите за это денежки!". Но любое их появление в социальных сетях больше всего напоминает лайтовую версию трэш-стрима.

 Друзья, я понимаю, что мы сегодня живём в "обществе спектакля", где нормой является информационная открытость. Что благодаря социальным сетям сегодня "каждый сам себе СМИ", и имеет право транслировать о себе какую угодно информацию. И что в духе современной политкорректности очень непросто провести грань между просто информацией, творческим самовыражением и самовозвеличиванием.  Любая из перечисленных выше пяти тем может быть вполне нейтральной, без самовозвеличивания. Тренды (п.1) могут быть вполне конструктивными; а сами трендсеттеры и амбассадоры ;) могут быть источниками полезной информации не про себя любимых, а именно про саму новую тенденцию/моду. Но... Но если в любой из тем вы обнаруживаете те самые шесть мифологем по Грину (которые были описаны выше), то всё плохо(((. 

 *   *   *

Роберт Грин это чётко не формулирует, но альтернативой самовозвеличиванию является выстраивание адекватно высокой самооценки. Он называет это "практичным самовозвеличиванием" и предлагает сделать для этого пять шагов. От себя добавлю, что это не единственная стратегия здорового укрепления/повышения самооценки, но рабочая.  Вот эти пять шагов (с моими комментариями):

Как направить потребность в высокой самооценке (самовозвеличивании) в конструктивное русло? Пять шагов по Р.Грину

1. Примиритесь с потребностью в самовозвеличивании. Иметь высокую самооценку и целостную позитивную Я-концепцию - это нормально. Но если самооценка снижена (по разным причинам), а Я-концепция фрагментарная и противоречивая, то потребность в самоутверждении (и в самоподтверждении) может приобретать нездоровый оттенок. Здесь требуется осознанный и мудрый подход.

 С одной стороны надо позитивно относиться к своим амбициям, а с другой стороны надо понимать первопричины этой потребности. Если я хочу самоутвердиться и получить свою "минуту славы" (и это нормально), то зачем и почему мне это нужно? Что мне это даёт? Это развивает и совершенствует меня, двигает вперёд? Или я пытаюсь исцелить какие-то прошлые раны; доказать кому-то, что я что-то из себя представляю? Это невротическая/компенсаторная потребность или потребность самоактуализирующейся личности в творческой экспансии?

 2. Сконцентрируйте энергию самовозвеличивания. Выше я писал про пять популярных тем самовозвеличивания. Можно "продвигать себя", тоннами производя мусорный контент, а можно делать действительно что-то ценное и важное.

 Роберт Грин подразумевает под "концентрацией" с одной стороны выбор достойной цели (достижение которой не только поможет почувствовать себя "великим", но и будет реальной ценностью для других людей), а с другой стороны - правильный Путь к этой цели. Это про вечное противостояние между "казаться" и "быть". Легко самовозвеличивать себя через "показуху", через ИКД (Имитацию Кипучей Деятельности) и защитное фантазирование (по Фрейду))). Но по-настоящему "быть" можно только через упорный труд, прокачку навыков и достижение Мастерства, через реальные осязаемые и полезные результаты своей деятельности. 

 3. Поддерживайте диалог с реальностью. Даже если мы самоутверждаемся в реальных делах, всегда есть риск на каком-то этапе пропасть. Есть поговорка о том, что на пути к успеху нужно пройти огонь, воду и медные трубы. При этом под "медными трубами" обычно понимается испытание славой (известностью, популярностью и т.п.).  

"Медные трубы" могут разрушить нашу продуктивность на самых разных этапах нашей деятельности. И даже тогда, когда проект ещё вовсе не начат)). Был такой старый советский мультик "Ограбление по... итальянски". Там персонаж Марио (кажется?) объявил всем, что собирается грабить банк. После чего стал очень популярным и уважаемым человеком, которому авансом давали всё, что он хотел. А Марио купался в лучах славы и осуществлять задуманное вовсе не торопился))).  (Кстати, именно поэтому один из популярных советов по самомотивации - "публично сообщите всем о своих планах" - у многих не работает. О планах сообщили, свою "минуту славы" и внимания получили, а дальше можно ничего не делать! Потому что потребность в самовозвеличивании уже насыщена).  

Если вы уже добились каких-то реальных успехов/результатов, то всё равно всегда существует риск "забронзоветь" (превратиться в памятник самому себе). Самовозвеличивание ведёт к тому, что человек начинает "почивать на лаврах" - верить, что его успех навечно; и что он знает универсальный рецепт этого успеха (независимо от того, что жизненные условия/обстоятельства могут радикально меняться).

Если переводить то, что Р.Грин называет "диалогом с реальностью" на язык бизнеса - то это про метрики. Реальность - это объективные факты; то, что можно пощупать)) и измерить с помощью конкретных чисел. Поэтому если мне кажется, к примеру, что я "великий инвестор", но объективные метрики это не подтверждают, то контакт с реальностью утрачен. 

4. Калибруйте задачи. Тут просто: самовозвеличивание работает так, что подталкивает нас браться за великие проекты и огромные задачи. Но чем масштабнее проект, тем выше риск надолго завязнуть в нём (с минимальным прогрессом) или вовсе потерпеть неудачу. А после неудачи так уютно уходить в защитное фантазирование))) (см.п.2). 

Поэтому стандартные (в тайм-менеджменте) рекомендации: даже если ставите перед собой "великие цели", дробите их на мелкие посильные задачи; доводите решение этих задач до конца, до осязаемого (п.3) результата; задачи должны НЕМНОГО превышать ваш текущий уровень компетенции, чтобы вы могли оттачивать на них своё Мастерство (п.2) и приобретать новые навыки.

И главное: поэтапность, постепенность, регулярность. Самовозвеличивание часто хочет "быстрых результатов", оглушительного успеха по принципу "всё и сразу". Но в реальности всегда существует "эффект пропасти/разрыва" (gap). Когда между нашим "серым сегодня" и нашим "великим завтра" существует разрыв, который очень хочется преодолеть одним прыжком. Но в жизни таких чудес не бывает)). Метод "маленьких шагов" гораздо надёжнее, надо только научиться ценить и уважать себя (самовозвеличивать!))) за промежуточные результаты и приобретаемые в процессе навыки. 

5. Дайте волю энергии самовозвеличивания. Потребность в самовозвеличивании можно использовать "в мирных целях". Грин рекомендует три варианта: 1) Для создания "вызовов" самому себе; для выбора всё более масштабных и вдохновляющих целей (но без фанатизма, постепенно!);  2) Как публичное лидерство; прокачку харизмы и навыков мотивирования/вдохновения людей; 3) Как стимул для саморазвития - пробовать себя в чём-то принципиально новом, развивать свои таланты и способности, и т.п.

 *   *   *

Резюмирую: иметь высокую (и даже ОЧЕНЬ) высокую самооценку  - нормально и хорошо. Но важно не терять ту грань, когда высокая самооценка становится иллюзорной, и формируется не реальными делами и достижениями, а невротической потребностью в самовозвеличивании/гордыней.  Поэтому избегаем шести мифологем, держимся подальше от пяти тем самовозвеличивания, и прокачиваем высокую самооценку в пять шагов!

 

Всем добра, удачи и реальных жизненных достижений!  ;)

 

 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий