Изредка, но бывает, что я слышу от моих клиентов примерно такое утверждение: "Саморазвитие - это, конечно, хорошо... Но я уже успешный профессионал. Все необходимые навыки у меня уже есть. Я бы и не против продолжить профессиональное развитие, но сейчас так много всякого разного, что непонятно, что именно развивать! Что прокачивать в первую очередь; да так, чтобы на перспективу работало?".
Понятно, что ответ на подобный вопрос всегда будет индивидуальным. Но вот какая заметка попалась мне на глаза: "Эксперты назвали 100 ключевых навыков, необходимых для работы в любой компании" ( https://skillbox.ru/media/corptrain/eksperty-nazvali-100-klyuchevykh-navykov-neobkhodimykh-dlya-raboty-v-lyuboy-kompanii/ ).
Список из 100 ключевых навыков составила и опубликовала в июне 2024 года американская компания-провайдер корпоративного обучения Filtered ( https://learn.filtered.com/ ). Рейтинг базируется на двух показателях — это популярность навыков в результатах поиска Google (количество запросов), которая стала индикатором общего интереса; и частота появления навыков в учебных программах, которые предлагает сама Filtered (в процентах). Второй показатель используется, чтобы оценить важность навыков для тех компаний, с которыми сотрудничают авторы исследования (а среди них такие глобальные корпорации, как Procter & Gamble, AstraZeneca, Shell, Heineken, Danone и др.).
В результате получился список...
...из 100 наиболее важных навыков, причём среди них самые разные — от диджитал- и IT-компетенций до софт-скиллов и лидерских умений. Что особенно ценно, составители рейтинга для каждого из навыков дают ссылку на обучающий электронный курс, где этот навык можно изучить/прокачать. Все курсы бесплатные (размещены на Coursera, TEd, YouTube и т.п.) и, разумеется, англоязычные (но во многих есть встроенный перевод). Кроме того, никто не мешает найти аналогичные курсы на родном языке на местных e-learning площадках.
Полный список навыков можно посмотреть здесь ( https://learn.filtered.com/hubfs/100%20Skills%20Every%20Corporate%20Needs.pdf ), я же просто приведу их перечень с кратким описанием:
1. Управление проектами. Планирование, инициирование, управление и выполнение ограниченных по времени и ресурсам работ, совместно с управлением проектной командой.
2. Управление командой. Создание, организация, развитие, мотивация и руководство командой.
3. Управление программами (портфелями проектов). Управление несколькими параллельными связанными проектами.
4. Анализ данных (Data Analysis). Подготовка и обработка данных, вычисления, статистическое обобщение и моделирование с целью получения бизнес-информации.
5. Канбан. Понимание того, когда и как следует внедрять канбан-подход к разработке продукта или управлению задачами.
6. Управление персоналом. Подбор, развитие, мотивация и руководство людьми.
7. Бизнес-аналитика (Data Science). Использование научных методов в сочетании со статистикой и аналитическими инструментами или программным обеспечением для получения ответов на бизнес-вопросы с использованием данных.
8. Управление поставками. Управление и поддержание отношений с поставщиками с целью максимизации ценности бизнеса.
9. Критическое мышление. Делать выводы или решать проблемы, применяя структурированную логику к данным или информации.
10. Решение проблем. Инициатива, воображение, логическое мышление, а также деловая и техническая смекалка, необходимые для преодоления препятствий.
11. Управление данными. Гибкий, эффективный и безопасный сбор, преобразование, хранение и использование данных.
12. Microsoft Excel. Использовать Microsoft Excel для хранения, обработки и обобщения данных, а также для подготовки аналитических материалов и бизнес-отчетов.
13. Управление изменениями. Планирование и реализация, а также руководство другими работниками для осуществления изменений; например, изменение коммерческой направленности, организационной структуры, операционной модели, технологии или процессов.
14. Карьерное планирование и управление карьерой. Планирование саморазвития, выявление и использование возможностей для роста, а также организация и достижение продвижения по службе или смены ролей.
15. Бизнес-аналитика (Business intelligence). Преобразование данных, генерируемых бизнесом, в поддающиеся измерению и практическому применению показатели и аналитические материалы, осуществляемое на систематической основе, для того чтобы предоставить руководителям бизнеса информацию, необходимую для управления.
16. Самоанализ. Формирование объективного и точного представления о ваших эмоциях, способностях и результатах работы с особым вниманием к предубеждениям или слепым зонам.
17. Тайм-менеджмент. Планирование и расстановка приоритетов в работе с целью повышения производительности и концентрации внимания.
18. Прикладная аналитика. Применение описательной и прогностической аналитики, характеризующей наборы данных и выявляющей взаимосвязи между показателями, для решения бизнес-задач.
19. Безопасность данных (информационная безопасность). Защита данных, хранящихся в компании, от несанкционированного доступа или повреждения.
20. Гибкость в обучении (навык самообучения). Знание того, как эффективно учиться в процессе работы, и, в частности, применение экспериментального, гибкого подхода к обучению.
21. Python. Использование языка программирования Python для обработки и анализа данных.
22. Microsoft Access. Эффективное использование Microsoft Access для обработки данных, анализа и составления отчетов.
23. Визуализация данных. Использование диаграмм и графиков для передачи характеристик наборов данных и бизнес-идей, на которых они основаны.
24. Установка на развитие (Growth mindset). Вера в то, что свои навыки и способности можно улучшить благодаря опыту, упорству, здравому мышлению и обучению у других.
25. Приватность данных (Data privacy; управление правами доступа). Понимание того, как собирать, хранить, обрабатывать и управлять доступом к потенциально конфиденциальным данным таким образом, чтобы только лица, обладающие соответствующими полномочиями, могли получить доступ к наборам данных.
26. Развитие команд (Empowering teams). Поощрять и давать возможность командам самостоятельно работать над достижением целей, не нуждаясь в одобрении или руководстве.
27. Машинное обучение. Создание программного обеспечения, которое повышает свою производительность - обычно в задачах прогнозирования, классификации или сегментации - по мере того, как оно извлекает уроки из данных, и применение этих программных моделей к бизнес-задачам.
28. Бизнес-стратегия (стратегическое управление). Способность выбирать и реализовывать стратегию организации путем анализа организационного и рыночного контекста, выработки вариантов, моделирования и прогнозирования, сценарного планирования и оценки вариантов, как формально, так и неформально.
29. Стратегическое мышление. Мыслить структурированно и на уровне "большой картины", чтобы оценить наилучшие действия или подход на системном уровне.
30. Программирование. Программирование для разработки компьютерных программных приложений.
31. Дизайн-мышление. Применение особой методологии для решения проблем или поиска новых идей, ориентированной на пользователя и структурированной в соответствии с этапами: сопереживание, исследование и описание, идея, прототип и тестирование.
32. Стратегия (как стратегическое лидерство). Способность выбирать и реализовывать стратегию организации путем анализа организационного и рыночного контекста, выработки вариантов, моделирования и прогнозирования, сценарного планирования и оценки вариантов, как формально, так и неформально.
33. R. Использование языка программирования R для обработки и анализа данных.
34. Любопытство. Жажда новой информации и понимания, а также выработка привычки задавать себе вопросы, экспериментировать и учиться.
35. Письменная коммуникация. Умение эффективно и лаконично писать в бизнес-контексте, чтобы информировать читателей и поддерживать принятие решений.
36. Креативное мышление и инновации. Способность видеть проблемы или ситуации с новой точки зрения, а также генерировать, оценивать, тестировать и развивать идеи.
37. Microsoft Teams. Использовать Microsoft Teams для видеозвонков, обмена сообщениями и совместной работы в Интернете.
38. Построение отношений. Способность к взаимопониманию, уважению, доверию и эффективным формам сотрудничества с коллегами и другими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).
39. Управление стрессом (стресс-менеджмент). Понимание того, как распознавать стресс, реагировать на него и уменьшать его или справляться с ним.
40. Аутентичное лидерство. Быть самим собой в роли лидера, осознавать свои сильные и слабые стороны, а также проблемы, связанные с этой ролью, вместо того, чтобы стремиться создать нереалистичный идеал лидерства.
41. Удалённое сотрудничество (Digital collaboration). Использование цифровых и онлайн-инструментов для общения, совместной работы, коворкинга, а также эффективного построения и поддержания рабочих отношений.
42. Эмоциональный интеллект. Способность распознавать эмоции в себе и других, контролировать их, выражать и реагировать на них позитивным образом
43. Деловая смекалка (в контексте переговоров). Финансовая хватка, умение правильно расставлять приоритеты в бизнесе и понимание того, как добиться успеха в контексте организации.
44. Лидерство. Выбор и определение целей, а также мотивация, руководство и поддержка людей для их достижения.
45. Agile. Понимание того, когда и как использовать гибкую методологию, в частности, быстрое и дешевое тестирование идей в реальном мире с использованием прототипов и MVP для информирования о следующей итерации.
46. Влияние (навыки инфлюенсера). Способность изменять то, как люди думают или действуют.
47. Microsoft Outlook. Использовать Microsoft Outlook для написания и получения электронных писем, а также для управления почтовыми ящиками, планирования собраний и календаря.
48. Высокоэффективные команды. Понимание характеристик, поведения и практик высокоэффективных команд, а также того, как действовать, чтобы повысить эффективность работы команды
49. Нетворкинг. Установление и развитие деловых отношений, основанных на общих взаимодополняющих интересах и навыках, для взаимной выгоды.
50. Партнёрство. Выявление, развитие и управление партнерскими отношениями с целью максимизации ценности бизнеса.
51. Бюджетирование. Эффективное составление финансовых бюджетов и управление ими.
52. Управление удалёнными командами. Оптимизация эффективности удаленных команд путем определения моделей работы и общения, процессов, использования технологий для обеспечения мотивации, жизнестойкости, благополучия, эффективного сотрудничества и индивидуальной продуктивности.
53. Мотивировать и вдохновлять. Придавать людям целеустремленность, направление и энергию для достижения целей, формулируя видение, вдохновляя и стимулируя их.
54. Обратная связь. Определение и предоставление рекомендаций по производительности или возможностям в доброжелательной, полезной и действенной форме.
55. Вербальная коммуникация. Способность ясно, уверенно и убедительно выражать мысли и идеи в формальном и неформальном контексте.
56. Бизнес-финансы. Понимание финансовых концепций и умение применять их в бизнесе. Это включает в себя финансовую отчетность (финансовые KPI - показатели эффективности; интерпретацию отчетов о прибылях и убытках, движение денежных средств); процессы составления бюджета и управления им; основы макроэкономики.
57. Придание смысла (Sense-making). Понимание различных точек зрения и источников информации, определение того, какие из них важны, и подтверждение этого понимания.
58. Бизнес-планирование. Написание (или менее формальное определение) бизнес-плана или внесение в него вклада в консультации с соответствующими заинтересованными сторонами.
59. Осознанность. Быть честным и последовательным в осознании своих эмоций и чувств, и их причин.
60. Питчинг. Способность кратко, наглядно и доказательно убедить аудиторию в ценности идеи.
61. Целеполагание (Setting direction). Определение целей и составление надежных планов, а также "продажа" идеи и доведение этой цели до сведения команды.
62. Презентации (публичные выступления). Выступать с речью перед аудиторией таким образом, чтобы привлечь внимание и донести до нее свою мысль.
63. Майндфулнесс (навыки осознанности "в моменте"). Снижать стресс и поддерживать хорошее самочувствие, сосредоточившись на том, чтобы полностью осознавать то, что вы ощущаете в данный момент.
64. Фокус на клиенте (клиентоориентация). Видеть мир с точки зрения клиента и принимать во внимание его интересы при общении, определении приоритетов и предоставлении продуктов или услуг.
65. Постановка целей (целеполагание). Выявление, расстановка приоритетов и определение целей, соответствующих целям организации, а также обеспечение наличия процессов и инструментов для отслеживания и управления их достижением.
66. Активное слушание. Слушать с вниманием к вербальным и невербальным сигналам; резюмировать для точного понимания всего того, что намеревается сообщить говорящий.
67. Управление исполнением (Performance management). Определение ожидаемых результатов и поддержка отдельных сотрудников в их достижении посредством анализа, обратной связи, консультаций и коучинга, неофициально и формально в рамках процесса постановки целей и анализа.
68. Командная работа (Teamwork). Работать разумно, эффективно, уметь сотрудничать в составе формальных или неформальных команд.
69. Определение приоритетов, приоритезация. Принятие решения о порядке решения задач, реализации проектов и т.д., как правило, основывается на относительной важности, срочности, риске или оценке выгод/затрат.
70. Стрессоустойчивость, жизнестойкость (Resilience). Справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями и поддерживать работоспособность во время и после них.
71. Ведение коммерческих переговоров (Negotiating). Способность заключать справедливые, устойчивые соглашения с клиентами, поставщиками, коллегами и партнерами, которые максимизируют ценность бизнеса.
72. Целостность (Integrity). Быть заслуживающим доверия, действуя честно и придерживаясь моральных принципов.
73. Делегирование. Знание того, когда и как возложить на других ответственность за выполнение задач или достижение целей.
74. "Трудные разговоры". Способность управлять дискуссиями, в которых существуют разногласия, накал эмоций или которые включают в себя передачу нежелательных или деликатных сообщений.
75. Личное влияние, персональный бренд. Максимально увеличьте свой вклад в бизнес, создавая сильное положительное первое впечатление; эффективно рассказывая о ценности, которую вы добавляете; привлекая проекты с максимальной рентабельностью инвестиций (ROI).
76. Сторителлинг. Способность упрощать сложные идеи, информацию и данные, структурируя сообщение в виде истории, которая захватывает воображение аудитории и эмоционально связывает ее с ней.
77. Принятие перемен. Относитесь к переменам как к возможности и позитивному опыту и стремитесь извлечь из них максимум пользы.
78. Принятие решений. Умение систематически выбирать между альтернативами.
79. Коучинг. Поддержка сотрудников в развитии навыков и выполнении задач посредством консультаций, наставлений, обучения и дискуссий.
80. Microsoft Word. Эффективное использование Microsoft Word для создания и редактирования документов.
81. Создание условий для разнообразия (diversity). Ценить и обеспечивать разнообразие взглядов, убеждений и опыта при принятии решений, проектировании процессов, формировании культуры и совместной работе.
82. Видение. Представление и передача вдохновляющего будущего состояния ("образа светлого будущего"), ради которого люди мотивированы работать
83. Интернет вещей. Понимание функций и применения технологий, с помощью которых физические устройства взаимодействуют с Интернетом, например, для проведения измерений (например, в носимых технологиях) или для управления их производительностью (например, для отправки диагностических данных или сообщений об ошибках).
84. Психологическая безопасность. Создание среды, в которой люди могут уверенно выражать свое истинное мнение и чувства, а также принимать решения и действовать, не опасаясь обвинений или последствий.
85. Microsoft PowerPoint. Эффективное использование Microsoft PowerPoint для создания, редактирования и презентации слайдов.
86. Этика. Поступать "правильно" в бизнесе, даже если к этому не принуждают правила или процесс.
87. Цифровая гибкость. Эффективно и творчески работать в цифровой бизнес-среде, оценивая и внедряя новые технологии для улучшения существующих процессов и адаптируя процессы для работы с новыми технологиями.
88. "Работа будущего" (трендвотчинг). Осознание влияния технологических, социальных и экономических изменений на возможности, которые потребуются вашей организации в будущем, а также на навыки и технологии, которые будут лежать в их основе.
89. Tableau. Использование приложения Tableau для создания диаграмм и визуализации данных в поддержку бизнес-отчетности и анализа данных.
90. Microsoft Office. Знакомство и базовые возможности с полным пакетом программного обеспечения для повышения производительности Microsoft Office.
91. PowerBI. Использование приложения Microsoft Power BI для создания диаграмм и визуализации данных в поддержку бизнес-отчетности и анализа данных.
92. Удаленная работа. Играть полноценную, эффективную и реализованную трудовую роль, работая в отдалении от коллег, в т.ч. работая дома.
93. Фасилитация. Способность помочь группе провести всестороннее, эффективное и убедительное обсуждение (т.е. достичь поставленных целей).
94. Исследование. Поиск, локализация, извлечение, систематизация, оценка и использование информации, относящейся к определенной теме.
95. GenAI. Осведомленность и способность использовать Genial для решения различных задач.
96. Менторство. Понимание и применение навыков и техник, помогающих человеку определить свои цели и разработать надежный план их реализации.
97. Бережливое производство. Устранение "узких мест" и повышение эффективности за счет применения методологии бережливого производства.
98. Инклюзивность. Вести себя таким образом, чтобы позволять и поощрять участие людей в качестве подлинных личностей, независимо от инвалидности, расы, пола, сексуальной ориентации, национальности или других демографических факторов.
99. Устойчивость (Sustainability). Понимание факторов, влияющих на долгосрочные и общесистемные затраты и воздействие процессов, продуктов и операционных моделей, а также способов измерения и управления в долгосрочной перспективе.
100. Навыки хорошего сна. Приобретайте и закрепляйте привычки, способствующие хорошему сну.
* * *
Все перечисленные навыки разбиты на несколько групп:
ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ: управление проектами (1); управление программами (3); Канбан (5); критическое мышление (9); решение проблем (10); тайм-менеджмент (17); бизнес-стратегия (28); стратегическое мышление (29); дизайн-мышление (31); креативное мышление и инновации (36); Agile (45); придание смысла (57); бизнес-планирование (58); приоритезация (69); личное влияние (75);принятие решений (78); исследование (94); бережливое производство (97).
ЛИДЕРСТВО И (ОПЕРАТИВНЫЙ) МЕНЕДЖМЕНТ: управление командой (2); управление персоналом (6); управление изменениями (13); развитие команд (26); стратегическое лидерство (32); аутентичное лидерство (40); лидерство (44); высокоэффективные команды (48); управление удалёнными командами (52); мотивировать и вдохновлять (53); обратная связь (54); целеполагание (61); постановка целей (65); управление исполнением (67); делегирование (73); коучинг (79); видение (82); менторство (96).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (DATA): анализ данных (4); бизнес-аналитика (7); управление данными (11); Microsoft Excel (12); бизнес-аналитика (15); прикладная аналитика (18); информационная безопасность (19); Python (21); Microsoft Access (22); визуализация данных (23); приватность данных (25); машинное обучение (27); программирование (30); R (33); Tableau (89); Microsoft Power BI (91).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (DIGITAL): Microsoft Teams (37); удаленное сотрудничество (41); Microsoft Outlook (47); Microsoft Word (80); интернет вещей (83); Microsoft PowerPoint (85); цифровая гибкость (87); Microsoft Office (90); удаленная работа (92); GenAI (95).
КОММЕРЦИЯ, ведение бизнеса: управление поставками (8); деловая смекалка (43); партнерство (50); бюджетирование (51); бизнес-финансы (56); питчинг (60); клиентоориентация (64); коммерческие переговоры (71); устойчивость (99).
ЛИЧНОСТНЫЙ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ: карьерное планирование и управление карьерой (14); самоанализ (16); самообучение (20); установка на развитие (24); любопытство (34); целостность (72); "работа будущего" (88).
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА (коммуникации и коллаборации))): письменная коммуникация (35); построение отношений (38); эмоциональный интеллект (42); влияние (46); нетворкинг (49); вербальная коммуникация (55); публичные выступления (62); активное слушание (66); командная работа (68); "трудные разговоры" (74); сторителлинг (76); создание условий для разнообразия (81); психологическая безопасность (84); этика (86); фасилитация (93); инклюзивность (98).
БЛАГОПОЛУЧИЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ: управление стрессом (39); осознанность (59); майндфулнесс (63); стрессоустойчивость (70); принятие перемен (77); навыки хорошего сна (100).
* * *
Друзья, пост получился длинным... Но, как видите, выбор полезных навыков для прокачки довольно широкий. Некоторые из них довольно сложны и требуют значительного времени и усилий (например, освоение методов и сопутствующего софта для анализа данных/бизнес-аналитики), особенно если никогда раньше ничем подобным не занимались.
Некоторые навыки относительно просты (на мой взгляд))), в том смысле, что достаточно принять однократное решение (изменить взгляд/психологическую установку) и дальше следовать нехитрому алгоритму/правилам.
Например, "установка на развитие" (навык №24, относящийся к личностному и карьерному росту) есть не что иное как "установка на рост", которой следует заменить "установку на данность" (это термины К.Дуэк, описанные в её книге "Гибкое сознание", на которую есть моя развёрнутая рецензия в этом блоге: https://s-kalinin.blogspot.com/2013/10/tertium-non-datur.html ). И чтобы реализовать "стратегию роста", достаточно следовать пяти правилам: 1) приветствовать испытания и не избегать "вызовов"; 2) настойчиво преодолевать препятствия, несмотря на неудачи; 3) предпринимать усилия в режиме "осознанной практики", достигать мастерства; 4) учиться на ошибках и критике; 5) учиться и получать вдохновение у других Мастеров.
Хотя, возможно, это лишь кажется "простым"))) - осознать и принять легко, но последовательно жить и действовать в соответствии с правилами/алгоритмом - не просто. Некоторые soft skills мне кажутся странными)). Не в смысле понимания, что это такое и почему это полезно для работы, а на прикладном уровне: как вообще это развивать? Развивать исключительно самостоятельно или в этом может помочь организация? И как тогда развитие этих навыков включить в организационные рутины и бизнес-процессы? Например, любопытство (34) или принятие перемен (77). Нет, я понимаю, что такое управление изменениями (change management; это п.13 в данном списке) и инновационный менеджмент (п.36), но здесь этот навык (принятие перемен) заявлен именно как психологический, антистрессовый. В общем, интересненько...
Некоторые навыки кажутся мне (как гуманитарию) довольно сложными. Особенно те, которые связаны с искусственным интеллектом и анализом данных. Много лет назад, когда только-только появился MS Access я даже умудрился создать сначала каталог книг в моей домашней библиотеке (правда, до конца так его и не наполнил), а затем "CRM на коленке" - реляционную базу клиентов, которые проходили у меня обучение на различных тренингах и семинарах, корпоративных и сборных. Но даже "бытовые" программы от Microsoft с годами усложняются.
Пару лет назад консультировал один средний по размерам бизнес, руководитель которого с гордостью мне показывал "ERP на коленке" - систему документооборота, управления финансами и мониторинга бизнес-процессов, полностью реализованную в MS Excell. Штука на мой взгляд монструозная))), и чтобы с ней легко работать, надо владеть Excell на каком-то мега-продвинутом уровне. Я, к примеру, без помощника так и смог в этой системе разобраться. Мне был выделен в помощь "продвинутый пользователь", который вытаскивал нужную мне информацию.
И если уж Excel может быть "слишком сложным", то что уж говорить о навыках программирования или анализа данных в каких-нибудь более навороченных программах. Но, как показывает приведённый в заметке рейтинг, большинство IT-навыков попали в первую половину списка, видимо, современному профессионалу (практически в любой профессии) без них никуда. Я вот потихоньку ковыряю Пайтон (Python) и R, т.к. в "прошлой жизни" (когда работал бизнес-консультантом) приходилось заниматься анализом данных. Сегодня для меня это не очень актуально, но гимнастика для ума хорошая)). И вдруг в какой-нибудь "будущей жизни" пригодится?!
* * *
И напоследок несколько контрольных вопросов, на которые хорошо бы ответить для самого себя:
- Что из этого списка трудовых навыков было бы интересно / полезно / актуально прокачать мне? (лучше не распыляться, а выбрать 2-3 навыка)
- Какие навыки я планирую прокачать или уже прокачиваю? Есть ли у меня план самообучения (с выбором конкретных курсов, датами, промежуточными результатами и т.п.)?
- Какие трудовые навыки для меня являются простыми, а какие сложными (и почему так)? Как я могу преодолеть эти внутренние или внешние препятствия/ограничения? Что или кто может мне помочь?
- Когда я планирую закончить прокачку и как буду использовать полученный навык? Для решения каких задач "здесь и теперь" он мне нужен?
- Когда ожидаю/планирую "возврат инвестиций" (когда польза от использования навыка перевесит затраты на его освоение)? Буду ли я монетизировать этот навык, и если да, то как именно?
- Каких моих профессиональных или жизненных целей поможет достичь этот навык в будущем, в долгосрочной перспективе?
Всем удачи и успешного саморазвития!
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com
Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").
Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий