среда, 4 ноября 2015 г.

Про 45 правил менеджера и Про злобный коучинг :)

В начале октября 2015 на меня вышли организаторы бизнес-форума DIRECTORIUM в Кишинёве с предложением выступить с одной из самых моих любимых тем - "Тайм-менеджмент от противного". (Форум, кстати, состоялся. И прошёл на мой взгляд замечательно! Если вдруг кому интересно, вот свеженькая презентация с моего выступления).

Одним из аргументов организаторов было: "У нас выступают самые лучшие бизнес-тренеры! Вот недавно, на последнем форуме Максим Батырев проводил свой мастер-класс". Ну, и логика была такова: раз Максим Батырев выступал, то и мне тоже нужно участвовать :))) 

Про Максима Батырева я что-то слышал... Но на момент общения с организаторами форума не знал, как реагировать на то, что меня ставят в один ряд с Максимом :). А надо сказать, что книга Максима "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" ещё с прошлого года жила у меня в списке "к прочтению". И тут такой благоприятный момент! Беру, читаю... 
Книга Максима Батырева "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" - must read для любого менеджера!
Что могу сказать по результатам прочтения? Это абсолютный шедевр (без всякой иронии), который должен стать настольной книгой для любого, кто мечтает о вертикальной карьере Менеджера (именно с большой буквы "М").  Книга М.Батырева "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" (МИф, 2014; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне, и там более 400 отзывов на неё :)) - это настоящий must read для любого корпоративного "солдата", стремящегося стать "генералом"!   

Впрочем, давайте по порядку... Немного о книге и об авторе; какие "плюсы" и "минусы" есть у текста; и при чём тут "злобный коучинг" :)  Читаем! ---> 


Немного о книге. Она небольшая, написана простым и понятным языком. Читается очень увлекательно, на одном дыхании. В общем - читается с удовольствием :) 

Сначала меня несколько настораживало название про "45 татуировок" - я боялся, что это будет очередная книга-комикс вроде  "Mr. Leader : Самоучитель по лидерству в иллюстрациях" (здесь моя рецензия на неё; напомню, что в данной книге содержится 66 коротких правил лидера/руководителя ).  Опасения мои связаны с тем, что любой афоризм - это всего-лишь афоризм :).  Чем короче сформулированное правило, тем больше возможностей для его неправильного понимания и применения. 

Но в процессе чтения эти опасения быстро отпали... Текст каждой главы строится так: сам принцип ("татуировка") вынесен в название главы - краткое разъяснение принципа - наглядный пример/случай из жизни, благодаря которому автор сформулировал данный принцип - рекомендации по воплощению данного принципа в жизнь/в работу.  Т.е. всё прекрасно структурировано и очень толково объяснено. 

В названии книги используются "татуировки", но на мой взгляд, правильнее было бы их назвать "шрамами, шишками и синяками" :). Это действительно те отметины, которые остаются на нашем жизненном опыте, и они часто не так прекрасны, как хотелось бы. Но автор - оптимист, и пусть уж будут "татуировки" :).  Итак, этих менеджерских жизненных правил ("татуировок") всего 45. Вот они: 

1. Сначала научитесь играть по правилам, потом придумывайте свои
2. Читайте, осмысливайте. Тренируйте главную мышцу
3. Отказывайтесь от неверных стратегий – это проявление силы
4. То, что очевидно для вас, не очевидно для других
5. Ищите сильных, слабые прилипнут сами
6. Каждого можно простить за ошибку (при определенных обстоятельствах)
7. Не делайте работу за подчиненных
8. Не вступайте в переговоры с террористами
9. Клиенты – наше всё
10. И даже в кабаке вы – менеджер!
11. Не работайте с моральными инвалидами
12. Называйте вещи своими именами
13. Делайте то, что проповедуете
14. Стая копирует вожака
15. Добро должно быть вознаграждено, а зло наказано. Всегда
16. "Учить – лечить – мочить"
17. Развивать нужно не слабые, а сильные стороны
18. Сильные уважают только силу
19. Усиливают команду только единомышленники
20. Не обсуждайте принятые решения с подчиненными
21. Признание специфичности смерти подобно
22. Хвалите людей
23. Не рассчитывайте на людскую благодарность
24. Команду создает только общее делание
25. Менеджер должен быть крайним
26. Время важнее идеальности
27. Защищайте интересы своего руководителя
28. Люди будут делать, когда легче сделать, чем не сделать
29. Выращивайте людей – это ваша главная цель
30. Любая ваша идея может быть подвергнута сомнению
31. На фиг аналитику во время кризиса
32. Справедливости не существует
33. Сначала боремся со следствиями, потом с причинами
34. Каждый отвечает за себя
35. Коучинг в бизнесе – зло
36. Будьте последовательны: вас начнут отжимать
37. Не верьте людям мечты, верьте людям цели
38. Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторон
39. Любые ваши слова могут стать задачей
40. Единый понятийный аппарат улучшает управляемость
41. Дисциплина – мать победы
42. Меняйте слабых на сильных
43. Делайте больше, чем нужно
44. Не бойтесь, когда вы один. Бойтесь, когда вы ноль
45. Всегда помните: однажды вас уволят

Или вот эти 45 татуировок менеджера в виде картинки (взято отсюда) : 

45 татуировок менеджера by Максим Батырев (картинка кликабельна)

Некоторые из этих принципов сформулированы предельно понятно, а некоторые нуждаются в пояснении. Вот, к примеру, 36 татуировка: "Будьте последовательны: вас начнут отжимать".   "Отжимать" в каком смысле - в прямом или переносном?! :)  "Отжимать" от чего? От денег? От каких-то ресурсов?  Если "отжимать" в смысле "отнимать", то что у вас будут отнимать?
На самом деле речь идёт о том, что подчинённые начинают игнорировать руководителя (и любые введённые им "правила игры"), как только руководитель ослабляет контроль за выполнением этих самых правил. А эффективным является только систематичный и последовательный контроль, который позволит поддерживать исполнительскую дисциплину на стабильно высоком уровне. 

В общем, я вас предупредил - формулировки некоторых "татуировок" являются не очень точными! И именно поэтому сама книга обязательна к прочтению, т.к. в ней уже всё однозначно разъясняется. 

*   *   * 

Пару слов об авторе... (основная информация отсюда )
Максим Батырев — известный российский менеджер, член правления компании «Что делать Консалт» (сеть «КонсультантПлюс»). Издательский дом «Коммерсантъ» включил Максима в ТОП-1000 лучших менеджеров России.
Карьера Максима — яркий пример блестящего вертикально роста. Он начинал свою профессиональную деятельность как обычный специалист по продажам и за несколько лет вырос до члена правления «Что делать Консалт». Получил степень Executive MBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
Ведет свой блог в ЖЖ. Входит ТОП-30 самых «денежных» блогеров России по версии Livejournal. «Менеджер года-2012» по версии Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества России. Обладатель премии «Коммерческий директор года-2011» по версии компании Salecraft.

У Максима есть официальный сайт - http://www.batyrev.com/ . Хотя мне лично гораздо больше нравится старая его версия - http://maximbatyrev.ru/ . Старый сайт был гораздо более "живым" и уютным (новый сайт какой-то больно уж пафосный), плюс там были отличные заметки Максима в разделе "блог".  Но примерно с июля 2015 старый сайт перестал обновляться :((. Сдаётся мне, что Максим сейчас на пике бизнес-тренерской востребованности, и в череде идущих один за другим тренингов и выступлений ему просто головы не поднять. Т.е. времени на написание толковых постов в блогах просто не остаётся. 

На YouTube довольно много роликов с выступлениями Максима Батырева. Мне лично понравилась подборка его коротких выступлений на канале Мыsli. Рекомендую! 

*   *   * 

Теперь о "плюсах" и "минусах" книги.  Рецензий на эту книгу в сети не просто много, а очень МНОГО, поэтому трудно будет не повториться. Но я всё же попробую... 

"Плюсы": 

1) Это очень искренняя книга. Автор максимально открыт, автобиографичен и честен (надеюсь :)). Чем больше корпорация, тем больше в ней лицемерия и боязни "потерять лицо". И тут же возникает сложная система лжи, ритуалов подтверждения статуса, надуманных знаков лояльности и т.п. Способность быть открытым (в любой организации!) предполагает значительную смелость и беспощадность к себе любимому :). Что Максим блестяще и демонстрирует. 

2) Эта книга написана внутренне красивым человеком - сильным, цельным и с "прямыми" этическими принципами. С правильным отношением к труду и к собственной жизни.  Автор чертовски обаятелен и харизматичен, настоящий "луч света в тёмном царстве" :). При этом создаётся впечатление, что он не играет и ничего из себя не изображает, что он и есть такой.  В рецензиях все пишут о том, что книга вдохновляет и мотивирует, заряжает оптимизмом и целеустремленностью. Я бы уточнил: не столько сама книга, сколько её автор :). 

3) Разумеется, практическая польза. Скажу две вещи (как человек, который проводит управленческие тренинги уже 15 лет). Первая: мировоззренчески мы совпадаем с Максимом практически на 100%. М.б. немного другими словами, но на своих тренингах навыков управления я пытаюсь донести те же принципы и правила. Именно поэтому обязательно буду рекомендовать его книгу всем начинающим (и растущим) руководителям. 

Второе: наверняка любому менеджеру с более-менее приличным образованием и опытом работы все "татуировки" покажутся банальными, слишком очевидными :). Но это совершенно не важно!  Важно лишь то, что вы ДЕЛАЕТЕ или НЕ ДЕЛАЕТЕ! Все "татуировки" из книги - это то, что нужно именно ДЕЛАТЬ (а не просто соглашаться "я тоже так думаю"), чтобы действительно быть руководителем. 

Поясню на примере. Например, п.31. "На фиг аналитику во время кризиса". Суть принципа проста: в трудных ситуациях помогает только мобилизация всех сил, только движение вперёд, только активные действия. Аналитика - это взгляд назад, зацикленность на прошлом, попытки найти "правых" и "виноватых"; при этом размышления подменяют активные действия, и ситуация только ухудшается.  

Вот лично мне эта "татуировка" очень хорошо знакома :(. Довольно давно я обнаружил, что "залипаю" во время любого серьёзного стресса, и начинаю обстоятельно его "анализировать". И по факту получается, что пока я его "анализирую", ничего на самом деле не меняется, а я просто пассивно выжидаю, пока пройдёт время и изменятся обстоятельства. Поверьте, меня такое открытие в самом себе сильно не порадовало :((. На сегодняшний день у меня есть  способы вытаскивания самого себя из "болота аналитичности", но я до сих пор не расслабляюсь... 

Поэтому вот вам совет: при чтении книги надо постоянно держать в своей голове вопрос "А что я делаю/могу сделать для реализации этого принципа в моей жизни/работе?".  В книге Максим приводит свои примеры и советы о том, как можно воплощать "татуировки" на практике - но лучше всё же найти свои собственные способы, так будет гораздо полезнее! 

*   *   * 

"Минусы" книги (а как же без них :)): 

1) Чтобы жить по принципам Максима Батырева - надо быть Максимом Батыревым. Для тех, кто не понял: автор делится СВОИМИ выводами, сделанными на основе СВОЕГО жизненного и профессионального опыта. А опыт читателей может быть совсем другим. И чужие выводы в отрыве от этого самого опыта имеют мало пользы :(. 

Для него  краткие формулировки "татуировок" наполнены воспоминаниями и эмоциями. Они обоснованы "изнутри". Для стороннего читателя - это очередные советы (которых сейчас тьма), и которые он воспринимает на уровне рассудка. И почему он должен считать эти советы лучше всех прочих?!  

Для Максима "татуировки менеджера" - выражение его личности, часть его "Я". В основе этой книги - этические принципы автора, его жизненные ценности, установки по отношению к работе, целое профессиональное мировоззрение. Это своего рода "книга силы", такой "Кодекс бизнес-самурая" :)).  И я сразу хочу предупредить, что если вы эти ценности безоговорочно не разделяете - то книга будет совершенно бесполезной для вас!  Конкретные "татуировки" просто будут "не работать", если их попытается применить человек с иными жизненными ценностями. А вот готовы ли вы на самом деле встать на путь бизнес-самурая - это большой вопрос... 

2) Как обычно в подобных книгах - "роль личности в истории" :)) сильно преувеличена. Понятно, что главный message книги: "Руководитель - сделай себя сам, и всё полностью в твоих руках! И я на своём примере покажу, как это возможно".  

Но тут сразу много "но"...  Автор руководил продажниками, а это отдельная каста. В коллективе в основном молодёжь, а ему бы поруководить на производстве какими-нибудь пенсионного возраста работягами советской закалки :). Ему повезло с топ-менеджментом компании (в книге много воспоминаний о Руководителях, которые были правильными образцами для подражания и хорошими наставниками). 

Как внешнему тренеру мне доводилось работать с компаниями, которые являются партнерами-распространителями решений "Консультант Плюс", "Гарант", "Деловой Петербург" и проч. Все они - секта! :) В том смысле, что имеют особую (и очень сильную!) организационную культуру и уникальный эмоциональный климат.
Проще говоря, эти люди живут в своей отдельно созданной волшебной реальности :)). Эти люди очень классные и прикольные; их весёлые ритуалы (вроде всяких там речёвок, соревнований и проч.) и стиль общения ("бойцы", "комбат" и т.п.) - всё это очень миленько (и эффективно!) внутри этой самой волшебной реальности. Но посторонние люди всю эту движуху воспринимают крайне негативно, и крутят пальцем у виска...

Заметьте, я не говорю, что это всё ПЛОХО. Это всё замечательно, но в определенном контексте. "Татуировки менеджера" - это прекрасно, но не надо забывать, в каком заповеднике автор эти самые татуировки заработал :). Возможно, в вашем бизнесе/организации живут по совсем другим понятиям. И наколочки там надо совсем другие бить.

Так что если вдруг найдутся такие читатели, которым книга Батырева не понравится - не ворчите, а лучше сформулируйте собственные "татуировки", пригодятся :) 

*   *   * 

Про злобный коучинг :) .  В книге есть отличная "татуировка" №35. "Коучинг в бизнесе – зло!".  И целая глава, обосновывающая этот тезис. И вот на этом я хотел бы остановиться поподробнее :))

(Сразу хочу предупредить, что если вы не психолог / коуч / бизнес-консультант и т.п., то дальше можно не читать, т.к. дальше довольно узко-направленный "разбор полётов" :))  А основная рецензия уже закончилась :)). 

Моё отношение к коучингу скептическое. Изначально коучинг это психология для недоучек: надёргиваются какие-то техники психологического консультирования без глубокого знания теоретических основ, после чего невпопад применяются.  Ещё в 1930-е годы Л.С.Выгодский писал про "фельдшеризм в психологии" - так вот это и есть оно :(. 

Разумеется, коучинг и коучи бывают разные. Есть вполне себе добротные профессионалы, имеющие и базовое психологическое образование и основательную профессиональную подготовку в качестве консультантов/коучей. Но, увы, множество элементов "фельдшеризма" никуда не девается: лёгкость входа в профессию; претензии на универсальность подхода (без учёта его ограничений); множество "самопальных" методов на уровне здравого смысла (не имеющих какой-либо научной базы и экспериментальной проверки); и т.д. и т.п.

Сегодня "коучей" расплодилось как..., но реально помогающих в развитии людей и организаций - считанные единицы. Успешный организационный коучинг в России - это скорее исключение, и поэтому имеет смысл прислушаться к мнению Максима.  Вот некоторые цитаты из книги и мои комментарии к ним: 

"Эта новомодная тема захлестнула нашу страну лет семь назад. Все тренеры, даже самые слабые, резко захотели стать «коучами». Они нашли, куда потратить свои кровные сбережения, и помчались учиться к другим слабым тренерам, которые на тот момент уже назвали себя коучами. Все были помешаны на коучинге. Представителей этой модной профессии нанимали в коммерческие и производственные организации и даже включали в состав советов директоров. Многие бизнес-школы ввели в обязательный курс управленческого обучения эту дисциплину, а поклонники коучинга из руководителей высшего звена, освоившие эту науку, заставляли всех своих подчиненных менеджеров переходить на «новый и современный стиль управления».

Мы с Тимуром прошли через все стадии коучинга в нашей компании, после чего можем ответственно заявить: ни одной ноги коуча в нашей организации больше никогда не будет".

Собственно, я согласен с этими тезисами: (а) мода на коучинг породила совершенно иррациональное отношение к нему, как к некой "волшебной пилюле"; (б) даже среди других soft skills навыки коучинга - это очень просто, не удивительно, что "обучизм" этим навыкам столь популярен. 

"Я уже вижу и чувствую, что люди, которые коучинг любят или преподают, скептически читают этот текст и думают, будто я ничего в этом не понимаю или не встречал на своем пути нормальных коучей. Они всегда так думают. Я сразу скажу, что освоил эту тему очень глубоко и в жизни своей пересекался в разное время с тремя сильнейшими коучами, включая президента их международной ассоциации.

Именно поэтому я громко заявляю всем, кто осваивает организацию труда, контроль, анализ работы, планирование, мотивацию сотрудников, всем тем менеджерам, которые хотят стать профессиональными управленцами, всем тем руководителям, которые улучшают производство, увеличивают эффективность, платят налоги и воспитывают персонал: ребята, КОУЧИНГ – ЭТО ЗЛО!

Коучинг – это антименеджмент! Коучинг и то, чем вы занимаетесь, – диаметрально противоположные вещи!

В принципе я ничего против коучинга как отдельного направления гельштальт-терапии не имею. Это хорошая методика раскрытия внутреннего потенциала человека и хорошая методика его стимулирования. При этом я категорический противник внедрения этой методики в науку управления персоналом."

Маленькая ремарка: как-то слишком смело (для "освоившего глубоко тему" :))) про "отдельное направление гештальт-терапии" :)). А как же НЛП-коучинг от М.Аткинсон, к примеру?  Повторюсь, кочинг - это чистейшей воды эклектика, надёрганные и упрощённые из РАЗНЫХ психотерапевтических систем техники, не только из гештальт-терапии. 

Что касается утверждения "коучинг - это антименеджмент!", то это лишь тезис. Посмотрим, как он будет обоснован дальше... 

"В основе коучинга лежит идея о том, что человек не является пустым сосудом, который надо наполнить, а больше похож на желудь, которому нужно просто создать благодатную среду, чтобы он пророс и стал впоследствии дубом. На мой взгляд, эта теория хорошо работает для решения личных, не рабочих, а житейских задач. Но на практике получается ситуация маразматическая. Когда молодым сотрудникам, работающим в компании месяц-два, пытаются задавать вопрос: «Что ты сам думаешь по этому поводу?», «Как ты сам считаешь, какой вариант наиболее приемлемый в такой ситуации?», «Если бы ты был на моем месте, какой бы совет ты мог мне дать в подобном случае?» – БУ-У-Э-Э-Э!!! Меня воротит, даже когда я набираю данный текст на компьютере. Когда молодых сотрудников мотивируют таким образом и точно так же принимают у них отчеты, меня начинает трясти, как бегемота под напряжением.

Как вы уже поняли, больше всего такой новый и модный способ управления понравился менеджерам, которые боялись ответственности, ведь такие вопросы – это классическое перекладывание ответственности на сотрудника, боязнь дать оценку поступкам подчиненного и принять на себя ответственность за его дальнейшие действия.

А вот представьте себе, если бы так инструктировали бухгалтеров, военнослужащих, кадровиков, мастеров цеха… Чем же ваши сотрудники хуже, чем скрипачи или регулировщики дорожного движения, которые действуют согласно четким правилам и инструкциям? Если бы им давали возможность «придумывать свои способы, которые они достают из глубин личного сознания», во что бы тогда превратилась наша страна? Ваша компания? Ваша жизнь?"

А вот это просто зачёт :). Это те самые ограничения технологии, которые недоученные коучи обычно игнорируют. Коучинг (как инструмент управления) действительно не работает (а) с новичками, которые должны точно освоить основы работы, и (б) с процессами/операциями, которые жёстко стандартизированы.

Но с другой стороны Максим нагоняет слишком много пафоса :).  Если человек уже опытный профи, знающий и соблюдающий необходимые стандарты, то наверняка в его деятельность есть ситуации/задачи, которые вполне допускают применение "способов из глубин подсознания". Коучинг тут вполне может быть полезен, но только если коуч будет сохранять голову на плечах, и не пытаться "улучшать" те элементы организации/деятельности, любое изменение которых приведёт к их разрушению. 

"Мне кажется, что коучинг – это большая сетевая секта, члены которой ставят себе цель подчинить мозги нормальных людей.

Что самое страшное, из-за этой модной волны коучингом пытаются заменить классическое управление. Берут «пустые стаканы» и пытаются выжать из них корни дуба. Вы делайте-делайте так, конечно, но учитывайте при этом уровень и качество высшего образования, количество прочитанных книг за жизнь у молодых соискателей, порой равное нулю, систему ценностей, заложенную ТНТ и MTV…
В общем, после того тренинга результат у нас стал падать.

Зато все чаще и чаще я замечал недоуменные лица сотрудников и ленивые действия суперкоучей их руководителей, которые сбросили с себя всю ответственность за происходящее.

Мы с Тимуром вовремя заметили это и заставили менеджеров заново вернуться к технологии и инструкциям, но ломка подразделения продолжалась месяцев шесть. То в одном, то в другом месте вспыхивали очаги коучинга, в этих же подразделениях спустя какое-то время начинался провал.

К сожалению, в нашей стране циничный и холодный подход к функционалу сотрудников повышает эффективность их работы. После чего сами сотрудники еще и поблагодарить могут. Коучинг дает людям свободу действий, расширяет горизонты и коридоры, и в 100 случаев из 100 ваши сотрудники захотят заниматься чем-то другим и покинут вас. Как это было у нас".

И тут тоже абсолютно справедливо. У айтишников есть сленговое сокращение GIGO -  Garbage In, Garbage Out, «Мусор на входе — мусор на выходе». Это означает, что если текущее состояние оперативного управления в организации на уровне бардака и хаоса, то никакой коучинг тут в принципе ситуацию не улучшит. 
Коучинг - это один из возможных уровней (очень высоких!) системы управления в зрелой организации. Но это вовсе не замена системы управления как таковой. Коучинг НЕ МОЖЕТ заменить классическое управление, но он может быть "приправой" к нему в очень ограниченном наборе ситуаций. 

"...наше с Тимуром терпение лопнуло в тот момент, когда у нас в компании появился штатный психолог, который должен был, со слов инициатора проекта, «защищать интересы компании в случае, если сотруднику здесь некомфортно».

Начну, пожалуй, с основного вывода. Коучинг не может защищать интересы вашего бизнеса. Никогда. Это противоестественно для самой технологии коучинга, так как она подразумевает защиту интересов своего клиента. Всегда.
Эх, знали бы мы это с самого начала – не потеряли бы столько людей…

И вот открылся у нас психологический кабинет. Сотрудники гуськом пошли пробовать, что же это такое, не будут ли их сдавать после этих сеансов, стоит ли туда вообще ходить… А коуч у нас был самый сильный из всех, кого я встречал. Реальный профессионал своего дела. И «пациентов» своих не сдавал, и работал правильно, и очень убедительным был.

Сразу замечу, что большинство сотрудников любых организаций в принципе чем-то недовольны. Это нормальная ситуация. Кто-то давно хочет роста, кто-то давно хочет больше свободы, кто-то давно хочет повышения зарплаты и так далее… Коуч «оголяет» эти нарывы и начинает концентрировать на них внимание. Ему же нужны острые моменты, над которыми работать.

Когда мы приняли решение, что психолог в компании уместен, то думали: все будет просто. Когда сотрудник придет к психологу и скажет что-то вроде «хочу стать руководителем», психолог ему скажет что-то вроде: «та-а-ак, отличное желание. Давай посмотрим твои точки роста. Вот тебе разумный срок, вот тебе задачи, вот тебе литература. Иди, читай, готовься. Работай над ошибками». Но оказалось, что так должен делать менеджер, а не психолог. А если менеджер этого не делает, то приходит психолог… и начинает решать внутренние проблемы сотрудника, в том числе не самыми этически чистыми и правильными способами.

Один из способов, например, – поймать руководителя на ошибке и сдать его большому боссу.

Второй – спровоцировать на выплеск эмоций и подставить его перед лицом большого босса.

Третий – если не удастся здесь так поступить, а потребность стать руководителем серьезная, «сменить контекст» (как они выражаются), то есть компанию и всю внешнюю среду.
И так далее….

В общем, через полгода мы получили приличное количество сотрудников, которые были сильно подкошены и находились в оппозиции. Кто-то хотел в директорское кресло прямо сейчас, а лучше вчера, кто-то хотел миллион рублей в месяц, кто-то хотел и того и другого. И всем были по барабану здравый смысл и адекватность целей.

Люди, которые не получали желаемое быстро, мучились недолго и меняли контекст. По моим оценкам, порядка десяти сильных и толковых менеджеров мы потеряли, потому что сами же и отправили их когда-то на профессиональные коуч-сессии.

В том числе были и очень болезненные потери очень серьезных людей.
Проект с личным кабинетом психологической разгрузки пришлось свернуть. Хотя я лично до сих пор очень уважительно отношусь к тому человеку, который там работал.

К сожалению, коучинг и бизнес – это разные планеты." 

Упс... А вот тут какие-то непонятки :((. С одной стороны коуч был и "самый сильный", и "реальный профессионал", и клиентов своих "не сдавал". Но с другой стороны он же "начинает решать внутренние проблемы сотрудника, в том числе не самыми этически чистыми и правильными способами" (и дальше приводятся способы "сдачи" клиентов). Противоречие какое-то получается :(. Какой он нафик "реальный профессионал" после такого?!?! 

Вообще, то, о чём пишет Максим - это "азы" профессий с приставками "бизнес-". Т.е. бизнес-коуч, бизнес-консультант, бизнес-тренер (и т.п.) работают не в интересах отдельного человека. Они работают в интересах бизнеса/организации в целом. Это аксиома! Если "реальный профессионал" этого не знал, да ещё и способствовал уходу ценных специалистов, то это диверсант-вредитель какой-то :((.

К "азам" профессии также относится понимание того, что "заказчик" (тот, кто ставит задачу и платит деньги за её выполнение) и "клиент" (тот, с кем непосредственно осуществляется работа) - это разные по статусу люди. Специалист с приставкой "бизнес-" работает С клиентом, но НА заказчика. Т.е. интересы заказчика всегда важнее.  Если возникает обратная ситуация - НА клиента, но против/игнорируя требования/цели заказчика - то это, извините, или некомпетентность или саботаж :(.  

Работа "на заказчика" вовсе не означает, что коуч должен "промыть мозги" клиенту и как-то "прогнуть" его под цели заказчика. Это скорее совместный поиск компромисса (при активном посредничестве коуча), который устроит и заказчика и клиента. Даже если клиент попадается "тяжёлый", и не готовый к компромиссам, то это не повод на 100% становиться на его сторону, и устраивать в организации революцию. Если компромисс затруднён, то коуч вместе с заказчиком просто корректируют цели дальнейшей работы. Это предотвращает самодеятельность коуча, которая может нанести ущерб организации.

Максим об этом ничего не пишет, но если их супер-коуч ничего подобного (из указанного в предыдущем абзаце) не делал, то скорее всего он - типичный недоучка. При этом он мог быть вполне титулованным психологом/коучем, но увы - без приставки "бизнес-", без бизнес-образования, без понимания того, как работает организация как единая система.  Отсюда и получились "разные планеты" :((( 

...и последнее. Вот Максим пишет: "сотрудник придет к психологу и скажет что-то вроде «хочу стать руководителем», психолог ему скажет что-то вроде: «та-а-ак, отличное желание. Давай посмотрим твои точки роста. Вот тебе разумный срок, вот тебе задачи, вот тебе литература. Иди, читай, готовься. Работай над ошибками». Но оказалось, что так должен делать менеджер, а не психолог." И тут ожидания Максима о том, как психолог должен работать с менеджером, на мой взгляд, совершенно правильные :)). 

Коучинг в организации - это в большей степени обучение, наставничество и экспертная поддержка в саморазвитии. А вот "копание в глубинах бессознательного" - это только "по запросу" и в случае самой крайней необходимости.  Впрочем, кому интересно, мой подход к организационному коучингу я подробно расписал около года назад - читайте, используйте, обращайтесь ;)    

*   *   * 

В качестве резюме: книгу Максима Батырева "45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя" настоятельно рекомендую в качестве настольной книги всем руководителям, которые хотят усилить свои управленческие навыки! 

Особенно книга будет полезна менеджерам-новичкам.  Эта книга учит, вдохновляет и включает мыслительные процессы :). Какие-то "татуировки" из неё наверняка подскажут вам актуальные направления для работы над собой. Но при этом вы вполне можете сформулировать и собственные "татуировки".  Всем - удачи! 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



1 комментарий:

  1. Вот, кстати, очередные 50 правил лидера/руководителя: http://ideanomics.ru/?p=4941

    Местами совпадают :)

    ОтветитьУдалить