Друзья, я уже устал повторять, что корпоративный тайм-менеджмент - это отнюдь не принудительное внедрение Outlook'а в работу всех сотрудников. Корпоративный тайм-менеджмент - это синхронизация всех подсистем организации.
Инструменты для такой синхронизации могут быть разными; но один из наиболее универсальных - система планирования. Есть разные подходы к планированию; и здесь интересна эволюция этих самых подходов. Первые методологии планирования появились ещё в начале 20 века на производстве и в армии. Как правило планирование заключалось в "нарезке" стратегических долгосрочных целей на задачи, которые привязывались к календарным датам. Всё это отображалось в красивых таблицах или ленточных графиках (графиках Ганта).
Следующим шагом в развитии планирования можно считать сетевое и сбалансированное планирование, так или иначе отражённое в классических методологиях Project Management (вроде PMI). Планирование эволюционирует не само по себе, а в соответствии с теми изменениями, которые претерпевают организации и бизнес в целом. Например, функциональные организации с жёсткой иерархической ("армейской") оргструктурой встречаются всё реже. Зато плодятся организации сетевые, ячеечные, модульные, виртуальные и проч.; и бог знает ещё какие появятся завтра!
Общий тренд заключается в том, что механистический орг.дизайн вытесняется органическим. Даже в крупных компаниях люди работают в небольших командах, наделённых значительной автономией. Долгосрочное планирование становится всё более схематичным ("пунктиром"), и активно дополняется адаптивным краткосрочным планированием. Речь идёт о гибких проектных методологиях, и о методах планирования, которые разработаны в их рамках.
Не удивительно, что сейчас гибкие методы планирования применяются в основном в IT. По инновационности и динамике развития IT-отрасль - впереди планеты всей :). Но я не сомневаюсь, что эти методы планирования (пусть даже в модифицированном виде) будут использованы и в других отраслях. И могут стать для многих людей и компаний крутыми "точками роста"... И, разумеется, одним из эффективных инструментов личного и корпоративного тайм-менеджмент ;)
...ладно, хватит уже интриговать :))) О чём эта заметка?
Идея её написания возникла у меня после прочтения книги Джеффа Сазерленда
"Scrum. Революционный метод управления проектами" (МИФ, 2015; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне). Для тех, кто не в курсе, SCRUM - это одна из тех самых новых гибких проектных методологий, а Джефф Сазерленд - её создатель.
SCRUM (читается как "скрам") - это изначально спортивный термин из регби, который означает "схватка", "столкновение", т.е. тот самый момент, когда игроки активно борются за мяч. Разумеется, Сазерленд использует "скрам" в переносном смысле: как постоянное и регулярное "столкновение" разработчиков с промежуточными результатами своего труда по мере решения главной задачи.
Сразу хочу сказать, что о SCRUM я знаю довольно давно, но почитать текст создателя методики - это отдельное удовольствие :). Во-первых, лучше начинаешь понимать корни метода, своего рода предпосылки, на основе которых он создавался. А предпосылки там очень интересные: и система "бережливого производства" Тойоты, и принципы айкидо, и интеллектуальные находки военных (вроде "цикла Бойда") и многое другое.
Во-вторых, автор является главным энтузиастом своего собственного метода, т.е. больше всех остальных заинтересован в его максимально широком применении. В книге есть очень любопытная 9 глава "Изменить мир", в которой содержатся примеры использования SCRUM в школьном образовании, в социальных проектах (борьба с бедностью), в гос.программах.
Возможно, автор является чрезмерным оптимистом и считает SCRUM универсальным средством от всех мировых проблем. Но на мой взгляд эта глава и является самой интересной, т.к. (повторюсь) - эта методика управления проектами может быть вполне успешно применена не только в IT.
* * *
Скажу честно, что мне лень :)) пересказывать саму методику, т.к. информации (краткой и подробной) по SCRUM в сети ОЧЕНЬ много! SCRUM - очень компактная методика, которая может быть изучена буквально за пару дней. В книге краткое руководство по внедрению SCRUM умещается в "Приложении" буквально на пяти страничках :).
Если вы слышите про SCRUM впервые и вам очень не терпится понять основы этого метода - рекомендую данную заметку на Zillione. Кстати, в этой заметке очень толковая подборка названий программ, которые используются для управления SCRUM-проектами.
Если хотите подробностей, то на этой страничке можно найти и скачать официальное руководство по SCRUM на русском языке.
...Пока я читал книгу Сазерленда "Scrum. Революционный метод управления проектами", меня всё время мучил вопрос: для кого же она больше всего предназначена? Книжка сравнительно простая, в ней лишь основы метода. В ней явно мало информации для того, чтобы она была полезна именно в IT-проектах.
Кроме того, я уверен, что отечественных IT-специалистов скрамом не удивишь - метод не просто давно применяется, по нему хватает и негативных отзывов. Просто ради любопытства наберите в любом поисковике "О чем молчит SCRUM", и найдёте массу информации (например) об слабых сторонах метода.
Именно поэтому мне кажется, что главная аудитория книги - не айтишники! Книга будет интересна в первую очередь руководителям небольших проектных групп в любой организации, где руководство готово отойти от жёсткого иерархического стиля управления. Думаю, что SCRUM-менеджмент наиболее актуален для малого бизнеса и НКО. Скажу честно, что мне в моей практике пока не встречались не-айтишные фирмы, использующие в своей работе SCRUM. Но я почему-то уверен, что такие "ненормальные" скоро найдутся ;)
* * *
Но, по моему мнению, книга не зря устойчиво поселилась в лидерах продаж Amazon именно в разделе "тайм-менеджмент"! SCRUM - это набор инструментов по управлению временем, которые могут применяться как в рамках целостной методологии (т.е. "полного SCRUM"), так и выборочно.
Давайте я перечислю мои любимые SCRUM-инструменты (при этом некоторые из них я использовал до того, как узнал про скрам :)) для тайм-менеджмента:
1) Бэклог. В терминологии SCRUM "бэклог" - это список ВСЕХ задач по проекту, записанных в ОДНОМ месте. Это принципиально важный момент, т.к. выбор актуальных задач для реализации в горизонте оперативного планирования (или "спринта" в терминологии Скрам) осуществляется из ОБЩЕГО списка задач. Это позволяет выбирать с одной стороны, наиболее актуальные задачи, а с другой стороны, наиболее обеспеченные ресурсами, соответствующие функциональному состоянию и т.п.
К общему списку задач я пришёл несколько лет назад, хотя до этого напротив - пытался вести несколько параллельных списков задач по различным направлениям/проектам.
Также мне особенно нравится понимание "задачи" в скрам. "Задача" - это то, что по завершению обладает законченной и самодостаточной функциональностью. Это то, что осязаемо (можно пощупать и продемонстрировать окружающим) и полезно / имеет ценность для пользователя/заказчика.
Сознаюсь, что на первых порах моего увлечения тайм-менеджментом я страдал нехорошей привычкой :) - записывать в "завершённые задачи" те достижения, которые фактически являлись лишь малой частью результата. Иначе говоря, в "завершённые задачи" попадало то, что доставляло много субъективного удовлетворения ("какой я молодец!" :))), но их вряд ли можно было "пощупать руками", и они точно не обладали самодостаточной функциональностью :((. SCRUM - это хорошая прививка от субъективных "результатов", которая учит быть реалистом и стремиться к реальным достижениям. Особенно рекомендовано начинающим тайм-менеджерам ;)
* * *
2) Есть разные способы оценивания приоритетности запланированных задач. Можно использовать "срочность Х важность" Эйзенхауэра; можно применять ABC Л.Зайверта; можно опираться на принцип Парето (20/80). В SCRUM определение приоритетности задач связано с их сложностью; а для оценки сложности используется ряд чисел Фибоначчи - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д. Такая прогрессия позволяет очень наглядно отличить "лёгкие" задачи от "сложных".
Сама процедура приписывания этих оценок трудности задачам называется "покер планирования". Скажу по секрету, что "покер планирования" - отличная методика, которая прекрасно работает в самых разных контекстах (если вдруг возникает необходимость ранжировать задачи по трудности/приоритетности), и я регулярно использую его на тренингах ;).
"Покер планирования" изначально является коллективной процедурой, но его вполне результативно можно применять и в "одно лицо" :) в персональном тайм-менеджменте для оценки, к примеру, своих задач на день / неделю / месяц.
Как "покер планирования" помогает в определении приоритетных задач? Первый спринт (например, 1 неделя) является тестовым. Из бэклога набираются задачи на некую сумму (по результатам "покера планирования"), например, на 200 баллов. По итогам спринта проводится оценка, сколько выбрано всего баллов, и задачи какого "веса" удалось решить. Это позволяет адекватно оценивать свои силы, и в следующем спринте более корректно браться за выполнение задач определённого "веса". Т.е. "покер планирования" является итеративной процедурой, которая учит вас с каждым новым циклом всё точнее выбирать задачи, которые точно будут завершены.
* * *
3) Любимейший мною инструмент - это т.н. "диаграмма сгорания (или выгорания) задач". В SCRUM используются разные диаграммы, но "диаграмма сгорания задач" - один из самых оптимистичных графиков в мире :)), наглядно демонстрирующих достижения в среднесрочной (недельной или месячной) перспективе и мотивирующих на новые трудовые подвиги. Очень рекомендую эту диаграмму для персонального тайм-менеджмента ;)
4) И, разумеется, прекрасный инструмент для визуализации процесса выполнения любого проекта - это SCRUM-доска. Обязательными в ней являются три столбца ("сделать", "в работе", "сделано"). Хотя столбцов может быть и больше. Например, в своей книге Сазерленд приводит вариант с пятью столбцами: "бэклог", "сделать", "делается", "на рассмотрении (есть вопросы)", "сделано". Каждая выбранная в начале спринта задача записывается на стикере; а перемещение стикера из одного столбца в другой отображает ход их выполнения. Всё очень просто и удобно :)
По моему мнению, SCRUM-доски являются частным случаем канбан-досок (о об их сходстве и различиях есть неплохая заметка на сайте компании "Правила игры")
* * *
В качестве резюме:
1) Если вы интересуетесь персональным тайм-менеджментом - книгу однозначно рекомендую! Найдёте много новых идей и полезные инструменты. Кстати, добавлю ещё по секрету, что SCRUM отлично сочетается с "помидорным тайм-менеджментом" ;)
2) Если вы руководитель небольшой компании или проектной группы, и ваш проект не имеет очень жёстких ограничений (это важно!) по финансам, то скрам может оказаться той самой "серебряной пулей", которая поможет вам работать гораздо успешнее :). Попробовать стоит!
3) Если вы IT-специалист или IT-руководитель, то книга, скорее всего, будет интересна для вас только как сборник "городских легенд" :)), о том как возник и на каких кейсах формировался SCRUM. Для айтишников книга будет скорее носить мемуарно-исторический характер, а не практический.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей добрый день, поясните более подробно вашу цитату «Общий тренд заключается в том, что механистический орг.дизайн вытесняется органическим». Николай Армавир.
ОтветитьУдалитьНиколай, день добрый!
УдалитьРечь о следующем: "механистическими" являются орг.структуры, в основе которых в качестве прототипа армейская структура. Т.е. (а) есть жёсткая иерархия; (б) есть функциональное деление; (в) есть количественное деление внутри одной функции (типа "отделение - взвод - рота" и т.д. или "бригада - участок - цех" и проч.). В механической структуре обязательно единоначалие, исполнительская дисциплина "сверху-вниз" и единообразие отдельных структурных единиц. Также механическая структура является статичной, предполагает стандартизацию ради эффективного достижения типовых целей. Наиболее типичный пример механистического орг.дизайна - это промышленные предприятия начала-середины 20 века.
Вот если в это схеме поменять практически всё :), то получится органический орг.дизайн. Например, нет жёсткого функционального разделения; нет жёстких структурных подразделений, а есть самоорганизующиеся "под проект/задачу" временные кроссфункциональные группы; роль единоначалия минимальна (как декларирование общих ценностей и конечного состояния системы), а принятие решений передано с уровня руководства на уровень сотрудников/рабочих групп (так они получаются более адаптивными). Ну и т.д.
По органическому орг.дизайну много информации, тема популярна ещё с 1990-х, можно легко много всякого нагуглить ;)
Сергей здравствуйте, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу природы времени. Существует ли время вне субъекта, наделённого идеей времени? Как нет света, а есть фотоны, свет это реакция мозга, при воздействии фотонов на сенсорные клетки глаза. Спасибо. Галина Ставрополь.
ОтветитьУдалитьПозвольте высказать своё мнение. Время не существует, существуют только процессы. Моё определение понятия времени: временем называется количество эталонных процессов за период измеряемого процесса.
ОтветитьУдалитьВывод: время субъективно (зависит от условного эталона), процессы объективны. Алексей Кисловодск.
Scrum - вообще супер! Но его нужно уметь использовать и использовать на практике. Иногда конечно получается использовать его, даже не задумываясь и не зная о самом Scrum, но это исключение, и скорее всего это "кустарный" Scrum. Scrum отлично работает, если придерживаться самого фреймворка.
ОтветитьУдалитьА для визуализации рабочего процесса по Scrum сейчас очень много инcтрументов, бери и пользуйся )
Особенно много среди ПО, например, Trello или Jira, но лучше всего организовать процесс вживую - это удобнее, нагляднее, проще и намного дешевле. Самый приемлимый вариант у нас оказался - это обычная магнитно-маркерная доска с магнитными карточками. Среди карточек нам, например, понравились карточки от aim-cards.com. У них есть варианты для организации различных видов досок - Scrum/Kanban, ну и Agile в целом, а сами карточки можно многократно использовать и стоят недорого. Для визуализации самое то)
Благодарю за информацию, любопытно. Да, мне тоже кажется, что в физическом (не виртуальном) воплощении Scrum-доски работают эффективнее (в команде уж точно).
УдалитьЛюбые доски для визуализации - это отличное решение! Хотя большую магнитно-маркерную доску + магнитные карточки недорогим решением не назовёшь)))
Видел похожие самодельные карточки, когда люди на Али покупали магнитные ленты и клеили к ним кусочки пластика, на котором можно писать водными маркерами. Но ссылка на магазин пусть будет, там, конечно, качество изготовления карточек радует.