четверг, 12 ноября 2015 г.

Сомневайтесь в том, что мешаем вам расти

Иногда жизненный опыт подбрасывает удобные закономерности, в которые так и хочется поверить. Но лучше всё-таки их проверить! :) 

Последние лет пять я веду семинары по критическому мышлению (в основном для предпринимателей; например, по итогам подобного семинара я писал об инструментах критического мышления). Что интересно, на этих семинарах бывает довольно много участников. Могу сказать, что первое время меня это очень сильно удивляло - т.к. предприниматели "по определению" народ скептический и трезвомыслящий. Опция критического мышления у подавляющего большинства включена и выражена выше среднего. 

Критичность (и критическое мышление) - это хорошо, но только если уметь пользоваться ей в меру :)
 
Потом я понял, что причина интереса к критическому мышлению у предпринимателей проста. Они работают в условиях неопределенности; над ними постоянно висят риски, связанные с недостоверной информацией или с решениями, принятыми на основе такой информации. Знание законов/инструментов критического мышления помогает им принимать более точные и уверенные решения. 

Но вот с каким наблюдением я столкнулся:  ... 

...мне показалось, что максимальный интерес к критическому мышлению выражен у людей в возрасте от 40 лет и старше. Наверное, их можно понять: на протяжении их жизни неоднократно менялись "правила игры" и в государстве, и в бизнесе, и в отношениях между людьми. И каждый раз очень важно было понимать, каким "правилам игры" можно доверять, а какие из них уже утратили свою силу. Мне кажется, что 40-летние изучают критическое мышление для того, чтобы понять рамки, границы применимости этой самой критичности.  При этом отдельными техниками КМ они уже прекрасно пользуются. 

30-летние, на мой взгляд, гипер-критичны :)) В голове каждого 30-летнего сидит такой неутомимый внутренний спорщик, готовый на ровном месте подвергнуть сомнению всё, что угодно ради доказательства своей персональной правоты. Т.е. критическое мышление им не интересно, потому что они сами кого угодно готовы этому критическому мышлению научить :). 

А вот 20-летние, напротив, некритичны и доверчивы, как малолетние дети. Причём это проявляется  и в сфере потребления, и в отношениях, и в принятии новых идей. Они радостно воспринимают любую раскрученную агрессивным маркетингом фигню, как "жизненно-необходимую вещь"; путают виртуальных "френдов" с настоящими друзьями; и легко становятся жертвами мошенников, умеющих представить свои корыстные интересы в упаковке благородной идеи. 

...Вот эту тенденцию (разное отношение к критичности и к критическому мышлению) у людей разного возраста я подметил. Но насколько справедливо и точно это наблюдение, надо ещё проверять. Чем я и занимаюсь в последнее время :) 

Например, я расспрашиваю разных интересных мне людей о том, как они относятся к критичности, и чем является для них "критическое мышление". С этим вопросом я обратился к Илье Сидоренко, создателю отличного сайта о саморазвитии iskros.com .   

(На всякий случай напоминаю, что в моём блоге уже были два поста Ильи, первый был посвящен рутинам, повышающим нашу продуктивность, а второй ресурсным отношениям с близкими людьми. )

Илья - человек интересный, и находится как раз в возрасте (между 20 и 30 :))) тех людей, чьё мнение о критическом мышление мне особенно хотелось бы понять :). Вот к нему я и обратился с вопросом, чем для него является "критическое мышление". Читаем ниже его размышления... 

*   *   * 

Недавно я был участником конференции, на которой докладчик строил свое выступление на основе приведенных данных. Его выводы были убедительны, а цифры на слайдах лишь подтверждали его точку зрения. У меня не было сомнений по поводу его эрудированности, но в какой-то момент один из слушателей поднялся с места, чтобы задать вопрос. Он процитировал цитату с официального сайта, которая не совпадала с данными, приведенными докладчиком. Данное событие сконфузило выступающего.

После этого случая я задумался, что если бы не этот человек, который усомнился в истинности доводов докладчика, я бы и не осознал, что меня обманывают. Я понял, как можно просто манипулировать сознанием людей, опираясь на ложные факты.

Тогда я посмотрел на эту ситуацию еще глубже. Я представил, что данный докладчик представляет собой мою логику, а слушатель - её оппонента. И получилась интересная дуэль, основанием которой является простое сомнение. Это чувство всем знакомо, но его силой мы довольно часто пренебрегаем.

Слава Баранский, создатель популярного ресурса «Лайфхакер», в прошлом году написал книгу «Сомнение».  Посыл автора в ней довольно прост. Он пытается заставить нас сомневаться, так как по его мнению, любому большому открытию предшествовало это чувство.

Сомнение стоит в основании критического мышления. Когда мы начинаем подвергать сомнению свои мысли и действия, мы начинаем понимать гораздо больше о себе. Данный навык помогает мыслить рационально. Мы как будто смотрим на себя со стороны, анализируем свои действия и поступки холодной головой и приходим к удивительным выводам.

В моей жизни критическое мышление так же играет большую роль. В тот момент когда я усомнился в актуальности получаемых знаний в вузе, я стал больше уделять внимания самообразованию, и именно оно привело меня туда, где я сейчас нахожусь. Я бы не стал работать программистом в 18 лет, не решив начать изучение языка программирования, раньше программы университета . Я бы не был упомянут в книге «Лайфхак на каждый день», не начав вести свой блог в довольно юном возрасте. Мне говорили, что чтобы писать, нужно набраться жизненного опыта. Но я не хотел ждать, так как усомнился в истинности этих слов.

В мире нет справедливости, так же как и нет в ней истинности. Любую позицию можно подвергнуть сомнению, а любою точку зрения изменить. Для этого нужно просто дать критическому мышлению шанс. 

*   *   * 

Спасибо Илье за его понимание критического мышления!  Как мне кажется, он высказал очень ценную мысль о том, что человеку, который быстро растёт и развивается (а таковы все 20-летние), критическое мышление очень помогает в этом самом развитии.

Главный инструмент здесь - сомнение в "прописных истинах", которые нам внушает традиционная система образования (которая крайне несовершенно :((, послушайте, что, к примеру, говорит об этом Кен Робинсон). И важно, чтобы сомнение не просто убирало из нашей жизни то, что мешает нам развиваться. Важно, чтобы последствия сомнения были конструктивными - например, подталкивали нас к самообразованию. 

Мне лично нравится такое понимание "критического мышления" :).
А что думаете вы? ;)
 




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



8 комментариев:

  1. Отличный пост! Илья, ты - отличный человек! Поддерживаю эту идею.

    ОтветитьУдалить
  2. Научная база в образовании дает хороший критический подход.Прежде чем вывести какое-то утверждение, следует привести доводы его подтверждающие, доказательства, а если тех не набирается - начинаешь уже сомневаться))
    Но вообще, формирование моделей поведения у человека превращаются в шаблоны - и то есть, мы априори, в знакомых ситуациях, заточены на шаблонность и типовость и автоматизм. Критическому мышлению приходится прогрызать эти сформированные модели (доказавшие в свое время свою эффективность) и пересматривать их.
    Не так-то это просто для многих - лишать себя уже устоявшихся правил, ведь вместо них придется формировать новые. Мотивация требуется: либо если жизнь резко меняется (открытость большей части всему новому), либо внутренняя потребность в саморазвитии (чуткость к новизне), либо, если есть ощущение, что последнее время прежние успешные модели дают сбой (тут потребность в понимании происходящего)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Андрей, спасибо за отличное дополнение!

      Да, мы действительно склонны быстро (слишком!!!) обобщать, создавать модели, которые моментально превращаются в автоматические шаблоны. Есть даже термин соответствующий - "экономия мышления" :) Нам проще жить по шаблонам, чем каждый раз тратить энергию на изучение реальности.

      И Вы абсолютно правы по поводу специфической мотивации (самомотивации?) с помощью которой мы можем разрушать/подвергать сомнению наши шаблоны. Отличные три варианта, когда эта мотивация возникает!

      ...а ещё мне кажется (в порядке предположения :)), что у нас по аналогии с механизмом когнитивного диссонанса есть механизм когнитивного самодисссонанса. Когда в какой-то момент времени мы осознаём, что новая информация не согласуется с существующим шаблоном...

      Удалить
    2. >>есть механизм когнитивного самодисссонанса
      Мне кажется, что если рассматривать с Момента возникновения когн.диссонанса или самодиссонанса - то никакой разницы между этими двумя явлениями нет (как только рассогласование наступило - идет идентичная реакция ). Разница лишь в том, откуда пришел сигнал давший рассогласование - воспринятая информация извне или продукт внутреннего анализа.

      Удалить
  3. Подвергая критичность – критичности, нужно помнить «Истина это ложь, которая нам нравится».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы даже сказал, что "Ложь - это истина, которая нам (слишком) нравится" :)

      Удалить
  4. Даниэль Каннеман блестяще доказал чего стоят "наши" решения.
    Я в возрасте 30 - самая критичная, а тут еще и база подвернулась. :)
    Ольга

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо за дополнение! Каннеман тут действительно очень в тему :)

      Удалить