Продолжается мой учебный эксперимент по созданию целевых страниц (первая часть сериала - здесь). На всякий случай напомню основные моменты:
1) Обучение осуществляется с помощью учебного видео-курса издательства PushBooks "Точно в цель: Создание эффективных целевых страниц". Это 22 видео-урока (5 разделов). По каждому из уроков один раз в неделю читателю приходит электронное письмо. В письме - мотивация, напоминание об изученном материале и своего рода "домашнее задание" :).
2) Мною движет не праздный интерес. В долгосрочной перспективе я хотел бы научиться делать целевые страницы (ЦС), которые будут иметь бизнес-смысл ;). Но пока (в краткосрочной перспективе) я хочу сделать "страничку захвата подписчиков" для моей e-mail-рассылки о саморазвитии.
Рассылка не предполагает какой-то монетизации (т.е. абсолютно бесплатна!). Поэтому принципиальная сверх-задача: а) сделать landing page максимально дёшево; б) сделать все самостоятельно (т.е. не привлекая дополнительных спецов).
Также добавлю, что у меня ничего не горит :)), поэтому сроки создания целевой странички меня абсолютно не напрягают. Если мне, как абсолютному "чайнику" в этом вопросе будет нужен год, чтобы разобраться, буду ковыряться год!
Это предпосылки. А теперь рассказываю о моих успехах и неудачах...
* * *
На сегодняшний день из 22 видео-уроков я изучил 20 - это четыре раздела из пяти существующих:
1. Разъяснение, что такое целевые страницы.
2. Как подготовить контент.
3. Какой должна быть структура целевой страницы.
4. Какими способами можно создавать целевые страницы.
(5. Как привлечь трафик и протестировать страницу.)
Напомню, что в прошлом отчёте я кратко писал о том, что содержится в 1-2 разделах курса (определение "целевой страницы" и рекомендации по подготовке контента). Третий раздел посвящён структуре целевой страницы, т.е. тем основным блокам, которые должны быть на ней:
1) Краткая характеристика, описание продукта
2) Выгоды продукта для пользователей
3) Технические характеристики продукта ("подробности")
4) Условия доставки и оплаты
5) Отзывы клиентов о продукте
В третьем разделе Александр Райков (автор видео-курса) подробно рассказывает о том, как должен быть реализован (технически и с точки зрения дизайна странички) каждый из блоков.
* * *
От себя добавлю, что в курсе дана некая "типовая" целевая страница. Её структура один в один совпадает, к примеру, с главной страницей "Лидмашины" :).
1) вверху - "шапка", в которой логотип компании; телефон и сразу кнопка "Нанять нас". (Далее идёт меню, т.к. это всё-таки полноценный сайт, а не "одностраничник").
2) Далее сменяющие друг друга 4 слайда, представляющих основные маркетинговые услуги "Лидмашины".
3) Далее блок, который по сути уточняет то, что есть на слайдах - там более подробно описываются предлагаемые услуги
4) Встроенная презентация (17 слайдов) - это кейсы/примеры предлагаемых услуг
В принципе, п.п. 3 и 4 можно отнести к категории "подробности", в т.ч. там затрагиваются технические вопросы организации сотрудничества ("условия доставки и оплаты" :))
5) Раздел "Преимущества" из трёх слайдов, на которых основные клиентские выгоды.
6) Много-много клиентских отзывов :)
7) Снова call-to-action - кнопка "Нанять нас".
С одной стороны, всё вроде бы очень чётко и ясно, но структура ЦС страницы может быть и минималистичной, всего 3-4 блока. Например:
С другой стороны, этих структурных элементов может быть больше десятка (к примеру, гуру из "Бизнес-молодости" дают одних только триггеров для ЦС порядка пятнадцати). ЦС может выглядеть и так:
Это всё я пишу к чему? В курсе предлагается жёстко заданная структура ЦС из ограниченного числа элементов. Но не очень понятно, в каких именно случаях (и для решения каких задач) нужно выбирать те или иные элементы. Т.е. просто даётся некий шаблон "на все случаи жизни" :). Хотя, наверное, для начинающих этого вполне достаточно... Но хотелось бы большего понимания в этом вопросе!
* * *
Четвертый раздел содержит три видеоурока о том, как создавать ЦС:
1. Создание ЦС при помощи подрядчиков - в этом видеоуроке (длительностью 1 час 14 мин) рассказывается о том, как нарисовать прототип / wireframe / мокап :)) целевой страницы с помощью онлайн-сервиса Balsamiq . Рассказ очень подробный, фактически Александр в режиме реального времени отрисовывает дизайн-макет ЦС, демонстрируя все возможности онлайн-редактора Balsamiq'а.
Главная идея урока: мы самостоятельно рисуем такой черновик дизайн-макета; сохраняем его в виде png-картинки; после чего передаем этот рисуночек дизайнерам, программистам и т.д., и они его уже (после ряда согласований с нами) превращают в полноценную ЦС.
Что лично мне не очень понравилось? Во-первых, подобных сервисов для прототипирования - великое множество (например)! Александр "давит экспертностью" :)), говоря что-то вроде "мы перепробовали множество сервисов, решили, что лучший - этот". Вот очень хотелось бы знать, какие ещё сервисы были перепробованы; и на основании каких критериев было решено, что этот (Balsamiq) - самый удобный? А то получается, что это всё личная предвзятость автора курса, и просто "вкусовщина"... От эксперта хочется более обоснованного мнения.
Во-вторых, меня несколько удивил сам подход... А именно то, почему именно я должен рисовать прототип ЦС и потом предоставлять его подрядчикам (дизайнерам)?! Поясню. У меня есть опыт работы в качестве заказчика примерно десятка веб-сайтов. Во всех десяти случаях в процессе общения с дизайнерами мне вполне хватало сделанных на листе бумаги набросков карандашом. А прототип страниц сайта уже рисовали сами дизайнеры и приносили эти самые мокапы на согласование и утверждение...
Отсюда вывод: зачем мне ковыряться с рисованием прототипа в какой-то программе/сервисе, если можно всё набросать просто на листе бумаге? Что это даёт? Ускоряет разработку дизайна? Насколько? Сокращает стоимость работы подрядчиков? Насколько? Об этом в курсе ничего нет :((.
Поэтому данный урок лично для меня был не особо полезен. Набросок моей ЦС я сделал просто на листе бумаги.
* * *
2. Создание ЦС при помощи конструктора целевых страниц. Этот видеоурок также длится более часа и рассказывает о том, как сделать и разместить в сети ЦС с помощью сервиса LPgenerator. Всё очень подробно, наглядно, инструкция "в реальном времени".
Пожалуй, это наиболее полезный урок во всём курсе. Да и LPgenerator самый мощный отечественный сервис для работы с целевыми страницами. В видеокурсе лишь немного затрагиваются возможности одной функции: онлайн-редактора. Но таких функций в LPgenerator много, и все они крайне полезны: сплит-тестирование; интеграция с Я.Метрикой; полноценная CRM-система и т.д. и т.п.
Всё это очень мощно и круто, конечно... За исключением одного "но" :(. Сервис платный, и самый дешевый тариф (на начало марта 2015) - 1960 руб/мес. А мне надо, чтобы ЦС повисела бы в сети хотя бы полгода. Итого 11760 руб. См. начало заметки; мне нужен максимально дешёвый вариант...
Кроме того оказалось, что для публикации ЦС на сайте LPgenerator (и на других подобных сайтах) необходимо иметь собственный домен; а его приобретение также стоит денег. Честно говоря, я наивно думал, что сами сервисы целевых страниц и предоставляют доменное имя, хостинг и т.п. Ага, размечтался :))).
В общем посмотрел я на LPgenerator, облизнулся, и пошёл искать более дешёвый и доступный вариант. Есть совершенно бесплатные Wix или Umi, но я пока рассматриваю в качестве альтернативы Lpmotor . Функционал довольно приличный, а цены на порядок ниже ЛП-генераторских. Стоимость ЦС на Lpmotor (при оплате за год) - 150 руб/мес. Итого 1800 руб. Мне сейчас как раз подойдёт! Но в будущем (для бизнес-целей) наверняка перееду на LPgenerator.
Снова камешек в огород автора/издателей курса: а всё же на какую целевую аудиторию рассчитан курс?! Из описания курса: "Видеокурс для всех, кто хочет грамотно продвигать свои товары и услуги в интернете и получать максимальный результат". Вот эти "..все, кто хочет..." :))) - как-то уж очень неконкретно!
Опять есть давление эксперта о том, что этот сервис "самый-самый", но нет никаких критериев (функционал, стоимость, надёжность, требуемый уровень квалификации пользователя и т.д.) для самостоятельного выбора схожих сервисов. На случай, если вдруг этот единственный "самый-самый" сервис чем-то не устраивает... Думаю, что это большой минус курса :((.
* * *
3. Создание ЦС с помощью фреймворков. Если говорить просто, то фреймворк - это набор кусков кода; причем каждый такой кусочек соответствует каким-то элементам/блокам ЦС. Это небольшой обзорный урок, в самом начале которого Александр совершенно чётко говорит, что работа с фреймворками требует приличного знания HTML и CSS. А вот если этого знания нет, то урок можно смело пропустить...
Гм, мои знания HTML имеют примерно 20-летнюю свежесть :)). Помнится, это были странички, слепленные в HTML 3.2 с помощью "Блокнота", которые классно было разглядывать в Netscape :)). Я честно посмотрел видеоурок про фреймворки, не понял НИЧЕГО :(. Написал Александру (автору) курса о том, для не-айтишника, этот урок - сущий адъ. Получил от него ответ:
"По поводу фреймворка зря вы так. У меня были и положительные отзывы об этой части. Сейчас есть такие ресурсы как codeacademy где можно за 2 недели узучить основы, а их хватит, чтобы работать с этим фреймворком.
Как говорится, если захотеть, то можно в космос улететь.
Фреймворк вещь очень мощная и на его основе сейчас строиться у меня весь процесс создания лендингов. Это сильно повышает КПД и сокращает время".
Тем не менее, я остаюсь при своём мнении: для непрофессионала (не-айтишника) этот инструмент бесполезен, т.к. сложен и требует отдельной подготовки. Вот меня уже послали :))... на две недели в codeacademy :(. А я-то думал, что этого курса мне и без codeacademy будет достаточно...
И это снова к вопросу о нечётко определённой целевой аудитории курса :(. Получается, что это не "создание ЦС с нуля для неспециалистов", а "основы ЦС для начинающих программеров (требуется базовое знание HTML, CSS, JAVA, PHP... и т.п.)".
Моё частное мнение/пожелание: если курс всё же рассчитан на начинающих, то гораздо полезнее было бы сделать урок не про фреймворки, а про какие-нибудь WYSIWYG редакторы, "заточенные" под создание одностраничников (в т.ч. целевых страниц). Например, Adobe Muse или Maсaw.
Спросил Александра про эти (или какие-нибудь другие) редакторы, в ответ получил экспертное мнение :)) о том, что это "откровенный геморрой". Ну, с точки зрения продвинутого программера может быть это и геморрой... А с точки зрения "чайника" - это ваши фреймворки настоящий геморрой, но никак не визивиг-редактор :).
Итого "сухой остаток" по трём урокам 4 части курса (не очень весёлый):
1. Прототипирование с помощью Balsamiq для меня не имеет смысла. Проще на бумаге нарисовать.
2. Создание страницы в LPgenerator - интересно. Но, увы, сам сервис мне не подходит :(.
3. Создание страницы с помощью фреймворков для меня абсолютно бесполезно. Идея прекрасна: конструировать страницу сразу из блоков кода, но для этого надо сначала хотя бы понимать, "про что" этот самый фрагмент кода. А современный код - это вам не HTML 3.2, немного посложнее :)).
* * *
За время изучения курса я получил четыре push-письма с "домашними заданиями".
1) В первом письме - задание определиться со стратегией ЦС. Тут всё просто - это "предложение бесплатного продукта" (в моём случае - почтовой рассылки).
2) Задание во втором письме: а) написать текстовый документ с описанием моего продукта, целевой аудитории, конкурентных преимуществ и т.п.; б) собрать отзывы клиентов на продукт.
Текстовый документ с описанием продукта я сделал. Немного застрял с получением отзывов :(. Рассылка будет посвящена саморазвитию. А саморазвитие - довольно интимная штука... Сравнительно часто простой запрос на коучинг "по саморазвитию" превращается в серьёзную психотерапию. И я прекрасно понимаю тех моих клиентов, кто прошёл через это, преодолел себя, но вспоминать про всё это не хотел бы :).
Как говорит великий и ужасный :)) Дмитрий Кот (в своей отличной книге "Копирайтинг. Как не съесть собаку") - на просьбу о предоставлении отзыва отвечают примерно 10% опрошенных. Я пока отправляю просьбы, жду ответов, веду переговоры. Отзывы уже есть, но их пока маловато :((.
Поэтому у меня есть просьба к постоянным читателям моего блога. Если вы готовы сказать пару добрых слов о том, как на ваше саморазвитие повлияли материалы данного блога, то я буду очень вам благодарен! Отзыв можно прислать мне по почте kalinin.s.09@gmail.com .
В качестве благодарности за лучшие (содержательные и развёрнутые) отзывы готов предоставить написавшему одну бесплатную консультацию по саморазвитию (по Skype или эл.почте).
Только сразу хочу уточнить, что анонимные отзывы меня не устроят. От написавших попрошу ФИО и ссылку на их профиль в какой-нибудь соц.сети. Ну, или какие-нибудь другие подтверждения, что вы реально существуете ;))).
* * *
3) Задание третьего push-письма: подготовить для ЦС мультимедийный контент - изображения, видео, презентацию (которая будет встроена в страницу).
Частично у меня это готово. Видео я использовать не буду. Готова презентация "о продукте" (как я понимаю "саморазвитие", и о чем будет в рассылке).
В предыдущем отчёте я писал о том, что возникла проблема с картинками. Т.к. речь идёт не о конкретном товаре типа кирпичей, а о плохо осязаемом саморазвитии :). Как изобразить саморазвитие? В комментариях в прошлому посту читатели блога подсказали две интересные идеи: а) это может быть эволюционная трансформация (типа как бабочка появляется из куколки); б) это может быть не фотография, а рисунок, что-то типа карикатуры.
Пока работаю с этими идеями... Но, т.к. я "сам себе художник" :))), то работа движется не быстро. Эскизами исчеркал уже листов 15, но пока ещё думаю.
Александр Райков (в моей персональной переписке с ним) также настаивает, что на целевой странице обязательно должен быть мой логотип и изображение "обложки" продукта:
"Ваша задача - это страничка с условно бесплатным контентом, плата за который Email. Это отдельный подтип страниц и действительно никаких реквизитов там не нужно, а вот логотип желателен, чтобы хоть понимать где человек находится. Без лого нельзя. Вот вам к примеру сайт... Его фамилия Морковин и логотип у него морковка, все элементарно, но его сайт я запомнил и помню до сих пор в отличие от бесконечного числа таких же безыменных сайтов.
Вот у вас фамилия Калинин. Может использовать ягодки?)) Да вообщем не важно что. Главное чтобы было уникальным и цеплялся взгляд.
Вот пара примерчиков страниц для скачивания полезного материала:
Несложно увидеть отличительные элементы такого рода страниц.
1. Хорошо читаемый заголовок
2. Большое изображение "Обложки" этой электронной книги.
3. Отзывы. Зря вы думаете, что здесь они не подойдут)
4. Краткое описание того что внутри."
На самом деле я очень благодарен Александру за его терпеливое отношение к моей чайниковости и за советы, но...
а) Я всё же охрененно озадачился насчёт моего персонального логотипа... Ну нету его у меня :((. Насчёт ягодок, конечно, смешно, но фамилия моя не от ягод происходит, а от греческого святого Калиника.
б) Про "обложку" идея хорошая... Тем более что рассылку я задумал как способ написания будущей книги ;).
В общем, ко всему прочему добавилась работа в стиле "сам себе дизайнер" :))) - и логотип разработать и обложку будущей книги :)
* * *
4) Задание четвертого письма рассылки - определиться со структурой ЦС и изобразить вайрфрейм. У меня получилось примерно так (сильно не пинайте, это черновик :)):
* * *
Итоги на сегодняшний день:
1. Нет логотипа.
2. Под сомнением "зазывной" заголовок.
3. Есть описание продукта (сильные стороны Х сегменты аудитории) + презентация. Нет "обложки". Также презентация с "обложкой" пока плохо уживаются друг с другом в рамках существующего вайрфрейма :(. Скорее всего, что-то одно придётся выкинуть...
4. Есть краткое описание "того что внутри", но не хватает как минимум 3-4 картинок.
5. Отзывов пока мало, собираю.
6. Есть информация "об авторе".
7. Пока у меня очень слабое представление о дизайне всего этого безобразия. К примеру, в какой цветовой гамме всё это делать? :)
8. Разумеется, остаётся ещё куча оргвопросов: вроде выкупа доменного имени (его ещё надо придумать "в тему"); регистрации/оплаты аккаунта на lpmotors и т.д. и т.п.
Получается всё не быстро. Вот и сэнсэй (Александр Райков) меня критикует :)) :
"Сделайте в бальзамике и наймите дизайнер + верстальщик на фрилансе за 8 000 в сумме. Ну и аналитику базовую настроить и будет счастье.
Сергей, слишком долго мнетесь - надо уже брать и делать. Я думал вы мне уже какую-то альфа-версию скинете готовую на линч, а вы мне все вопросики задаете издалека)".
...как говорится в том анекдоте: "был бы это твой зуб, я бы его уже давно вырвал" :))).
Если уж "наймите", то нафига мне такой курс, где изначально меня самого чему-то обучить обещали?! Про "наймите" я и без курса "Точно в цель: Создание эффективных целевых страниц" знаю! Нет уж, буду мучиться самостоятельно до победного конца :).
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей, вы уже основательно продвинулись на пути к созданию своей целевой страницы.
ОтветитьУдалитьИ курс «Точно в цель» помогает вам определиться с верным направлением при её создании, несмотря на все указанные вами минусы ;-)
Алёна, курс мне действительно очень помогает :)
УдалитьНадеюсь, что буквально на следующей неделе я уже смогу продемонстрировать плоды его изучения (т.е. мою целевую страничку).
Что касается "минусов", то идеальных курсов не бывает ;). Надеюсь, что мои комментарии помогут потенциальным читателям в осознанном выборе курса.
Сергей, когда же вы покажете свою страницу? =)
ОтветитьУдалитьАлёна, покажу без проблем :) - http://sergei-kalinin.ru/
УдалитьВ целом целевая страница готова, но пока ещё дорабатываются разные технические моменты. К концу этой недели - началу следующей напишу "завершающий репортаж" ;)
Сергей, мне понравилась ваша страница =)
УдалитьХочу внести небольшое предложение насчет местоимений - https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/165/ . Решение естественно за вами.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьАлёна, благодарю за ценный совет! Думаю, что с "Вы" мы действительно переборщили :)) Исправим. Хотя каждый читатель моей рассылки - ну ОЧЕНЬ уважаемый человек ;)
Удалить