Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


пятница, 20 марта 2015 г.

Как создать работающий бизнес

Как создать работающий бизнес
О Майкле Гербере (Michael E. Gerber), которого журнал INC назвал "мировым гуру малого бизнеса №1" я знал очень давно. Майкл - бизнес-консультант, которые более 40 лет консультирует в США (и по всему миру) малый бизнес и отдельных предпринимателей. Человек он действительно очень популярный, хотя сейчас несколько отошёл от дел (что вы хотите - 1936 года рождения человек!).

В 1986 году Майкл написал легендарную книгу "Миф о предпринимательстве" (The E-Myth); хотя, справедливости ради добавим, что подлинная известность и слава к нему пришли позже, после издания The E-Myth Revisited в 1995.  Фактически,   это та же самая книга 1986 года, только чуть более расширенная.  "Миф о предпринимательстве" - это супер-бестселлер, разошедшийся во всём мире миллионными тиражами.
Миф о предпринимательстве. Как создать предприятие, которое бы работало
В России переведена именно книга 1995 года.  Полное название книги:  The E-Myth Revisited. Why Most Small Businesses Don't Work and What to Do About It.  А у нас она встречается или под названием "Миф о предпринимательстве" или "Создание предприятия, которое бы работало".  Причём, иногда эти книги подаются как разные :))  (здесь, к примеру), хотя на самом деле это одна и та же книга.  

Очень часто в электронных библиотеках (пример) к книге The E-Myth Revisited  "прикручивают" неправильную обложку от The E-Myth Manager.  Видимо, кто-то один разв рунете ляпнул, не разобравшись, а потом уже стали по сети эту неверную обложку тиражировать... Так Интернет и превращается в "большую помойку" - источник некачественной информации :( 

Если я правильно понял, то...



...то русский перевод  The E-Myth Revisited  - это чистейшей воды "самиздат", и сама книга "Создание предприятия, которое бы работало" существует только в электронном виде. Во всяком случае, найти какую-либо информацию об издании книги "в бумаге" в каком-либо приличном российском издательстве, мне на удалось. 

Кстати, господа издатели, это вам "наводка"!  Очень странно, что ни одной книги Гербера до сих пор не издано в России! У него издано 6 руководств для создателей малого бизнеса и предпринимателей; а также есть прекрасная "экспертная серия" (16 книг), в которой содержатся кейсы успешного создания и развития малого бизнеса.  Несмотря на почтенный возраст автора и его идеи о "мифе предпринимательства" :), книги вполне актуальны для современного российского СМБ. И, думаю, долго ещё будут актуальны :)

*   *   * 

Я прочитал "Создание предприятия, которое бы работало", и книга мне ОЧЕНЬ понравилась.  Она из разряда must read для любого создателя / собственника малого бизнеса. Очень толковая книга, которая даёт ориентиры для развития бизнеса на несколько лет вперёд.  

Что особенно важно - книга вполне "экологична" для российского бизнеса. Это означает, что любой наш "тёртый ипэшник" :)) найдёт там для себя много понятного и полезного. Это хорошее руководство для развития бизнеса, при этом не перегруженное заумным консалтингом :). 

Книжка небольшая, прочитать можно буквально за 1-2 дня. В книге практически нет "воды"; но есть один пример - про развитие небольшой пекарни-булочной. Гербер предлагает идеи по развитию бизнеса как бы в диалоге с хозяйкой этой самой пекарни. Местами забавно :), т.к. подобные диалоги (как бизнес-консультанту) мне лично очень знакомы. 

Книгу с чистой совестью могу рекомендовать всем, кто собирается начать свой малый бизнес или уже работает в таком бизнесе (в качества собственника,  директора и главного специалиста в одном лице, как это обычно бывает :)). Особенно книга рекомендуется тем, кто "подустал"; кому кажется, что его бизнес в кризисе, а предпринимательский запал иссяк. 

*   *   * 

О чём в книге?  Пишу очень кратко, подробнее можно посмотреть в интеллект-карте, которую я сделал по книге (см. далее): 

1. Что такое "предпринимательский миф"?  Его суть в том, что в 99% случаев малый бизнес начинают хорошие специалисты, которым надоело "работать на дядю". Они считают, что и "сами всё могут без босса", и что их высокий профессионализм гарантирует им успех у клиентов. 

Всё это замечательно, но если вновь созданный бизнес выживает, то самое страшное, что ему нужно пережить - это "болезнь роста". Клиентов становится всё больше, их запросы всё изощреннее, рабочая нагрузка на основателя нового бизнеса всё возрастает. И неизбежно наступает усталость :(. 

Новоиспеченный предприниматель просто не справляется с нагрузкой, и неизбежно начинает снижать планку качества своей продукции. Что, понятно, не нравится и ему самому :(. Что ведёт не просто к усталости, а к разочарованию в своём деле... 

2. Решение проблемы в том, что для успешного ведения бизнеса нужны три бизнес-роли: специалист, менеджер, предприниматель (подробное описание ролей см. в интеллект-карте). Т.к. изначально новый бизнес начинает именно "сбежавший от босса" специалист, то ему очень трудно избавиться от "мышления специалиста". 

Специалист воспринимает бизнес как рутинную работу, к которой он так привык, когда "работал на дядю". На самом же деле "дзэн бизнесмена" :) заключается в том, что гармонично сочетать все три роли - т.е. быть и предпринимателем, и менеджером, и специалистом.  
Дзэн бизнесмена: интеграция ролей специалиста, менеджера, предпринимателя
3. В своей книге Гербер предлагает своего рода "жизненный цикл" малого бизнеса, включающий в себя "детство", "отрочество" и "юность".  

(От себя в скобках добавлю, что идеи Гербера являются как бы упрощённой версией методологии Адизеса. Во всяком случае бизнес-роли Гербера перекликаются со стилями управления PAEI; а жизненный цикл бизнеса по Герберу также имеет много общего с жизненным циклом организации по Адизесу). 

"Детство" заканчивается уходом предпринимателя из бизнеса в силу личной усталости, в результате чрезмерных усилий, затраченных на то, чтобы "всё делать самому". 

"Отрочество" - это период, когда во время роста бизнеса, в него активно вовлекаются новые люди. Создатель бизнеса передаёт свои функции другим людям, и у него появляется возможность "сбежать" и руководить своим бизнесом как бы со стороны. Такой отстранённый стиль руководства обычно заканчивается плохо: в один прекрасный день просто выясняется, что сотрудники "делают всё не так", что качество продукта отвратительное, что накопилось множество "косяков" и клиентских жалоб и т.п. 

"Отрочество" может заканчиваться по-разному. Чаще всего предприниматель "включает режим пожаротушения", возвращается к прямому личному ("ручному") управлению своим бизнесом. Т.е. фактически возвращается на стадию "детства". А чем это заканчивается, мы уже знаем :( 

"Зрелость" - это системное развитие бизнеса, которое позволяет преодолеть "детские" и "отроческие" проблемы, и выстроить эффективный бизнес, минимально напрягающий его создателя. Звучит просто сказочно :), и что для этого предлагается? 

4. Главная идея Гербера: настоящий предприниматель должен работать не "В бизнесе", а "НАД бизнесом".  

Как это? Просто! С момента создания собственного бизнеса нужно думать о том, как вы его сможете продать. Для того, чтобы бизнес можно было продать, он должен быть не просто прибыльным - у него должна быть чёткая и понятная, "прозрачная" и отработанная бизнес-модель.  Бизнес-модель - это отлаженная бизнес-машина, выдающая надёжный и предсказуемый результат. Т.е. такой бизнес-станок для печатания прибыли :)

Идея тиражирования проверенных бизнес-моделей = франшиза. Гербер говорит, что не обязательно стремиться во что бы то ни стало сделать из своего бизнеса франшизу. Но "франшизное мышление" крайне необходимо каждому предпринимателю, если он хочет выстроить действительно зрелый бизнес! 

5. Далее в книге Гербер даёт инструменты для построения (развития) зрелого бизнеса.  Они все вполне понятные и рабочие. Перечислю их кратко: 

1) Шесть правил надёжной бизнес-модели (т.е. прототипа франшизы)
2) Три ключевых бизнес-процесса для создания зрелого бизнеса: инновации, измерения, формализация
3) Три бизнес-подсистемы, которые необходимо развивать: "жёсткая" (оборудование, ресурсы и т.п.), "мягкая" (идеи, действия, процессы), информационная
4) Программа развития бизнеса из семи шагов. 

*   *   * 

В заключение традиционная интеллект-карта (кликабельно). Также mindmap по книге Майкла Гебрера  "Создание предприятия, которое бы работало"  можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz   / *.mmap  : 

Mindmap по книге Как создать предприятие, которое бы работало






Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!




Поделитесь с друзьями в социальных сетях:





Комментариев нет:

Отправить комментарий