Книга Тамары Майлс "Пирамида эффективности. От разрозненных техник к цельной системе" (издано МИФом в 2014; страница книги на сайте издательства; продаётся на Озоне) заинтриговала меня ещё на этапе "скоро" :)), т.е. до выхода в печать в России. Дело в том, что англоязычное название книги "The Secret to Peak Productivity", а секреты высшей / пиковой продуктивности меня всегда очень интересовали :)
Что получилось в итоге? Книга - разочаровала :(((. Как всегда маркетинг побеждает здравый смысл, и название (англоязычное; русский перевод в 1000 раз корректнее!) совершенно не отражает содержания книги.
Давайте по порядку:
1. Об авторе и основной идее книги
2. Что НЕ понравилось
3. Что полезно, и можно взять на вооружение для саморазвития
По имеющейся у меня давней привычке ;))) - "пробиваю" по всем доступным каналам информации всякого нового человека. Авторы книг - не исключение. Разумеется, мне не интересны детали их личной жизни, а вот глянуть на профессиональную самопрезентацию бывает любопытно.
Тамара Майлс продвигает свои услуги в качестве профессионального организатора на американском рынке. Она является сертифицированным членом НАПО - Национальной Ассоциации Профессиональных организаторов США (NAPO).
Тамара Майлс разработала свой авторский консалтинговый продукт - The Peak Productivity Pyramid™ System (или PPP). Который, собственно, в русском переводе и звучит как "пирамида эффективности". О "пирамиде эффективности" рассказывается в упомянутой выше книге, которая, если верить Амазону, совсем свеженькая - издана в феврале 2014 года.
Ради любопытства полистал блог автора, и он мне НЕ понравился. По очень простой причине: в нём нет практически ничего нового, Тамара просто копипастит туда по кусочкам фрагменты своей же книги :(.
Если попытаться двумя словами охарактеризовать книгу "Пирамида эффективности" (+ содержание авторского блога Т.Майлс), то эти два слова - "ничего нового" :((. Собственно, сама модель PPP - это попытка структурировать, объединить, привести в некую единую систему уже давно известные знания и инструменты по самоорганизации, повышению продуктивности, тайм-менеджменту и т.п.
"Пирамида эффективности" придумана по аналогии с известной мотивационной "Пирамидой Маслоу". В "пирамиде эффективности" также насчитывается пять этажей:
1. Организация физического пространства (точнее, организация бумажного документооборота - С.К.)
2. Организация электронного документооборота (он- и оффлайн)
3. Тайм-менеджмент (краткосрочное планирование; расстановка приоритетов; выполнение задач в течение дня)
4. Соответствие цели и действий (долгосрочное планирование; координация повседневных задач/действий с долгосрочными целями)
5. Возможности
По аналогии с основным законом пирамиды Маслоу, для того, чтобы достичь высшей эффективности (т.е. уровня открытых возможностей), сначала необходимо стать эффективным на более низких уровнях. Иначе говоря, если у вас бардак на рабочем столе (уровень 1 - организация физического пространства) , то раскрытие пространства возможностей (уровень 5) просто не осуществимо!
Идея такой "пирамиды" интересна, но... разумеется, это не больше, чем красивая аналогия :((. Я вот абсолютно уверен, что наличие бардака на рабочем столе никак не влияет на количество и качество возможностей, которые открываются в нашей жизни :).
И потом, если даже это (бардак на столе) и проблема, то её можно решать очень по-разному! А не только паранойяльно раскладывая бумажки по аккуратным стопочкам, как предлагают "персональные организаторы" :)) Например, можно решить проблему, используя "правило 50%" по Шэрон Мельник. Или чётко зонировать рабочее пространство на "места порядка" и "места хаоса" (как в своё время предложил Глеб Архангельский). Рабочий стол (особенно для творческого человека), вполне может быть "местом хаоса" :)).
Это я всё к тому, что "пирамида эффективности" - искусственное построение, просто авторский способ обобщения разных техник эффективности. Но я не утверждаю, что пирамида "не работает"! В вопросах эффективности всё и всегда зависит от персональной совместимости конкретной системы и конкретного человека. Думаю, что лет 10 назад (для моего тогдашнего подхода к самоорганизации) "пирамида эффективности" показалась бы мне очень крутой системой :).
* * *
Что мне в книге очень сильно НЕ понравилось? Книга ОЧЕНЬ поверхностная, и в ней очень много "белых пятен", много недоговорённостей. При этом хватает и "воды" (много повторов и пространных кейсов). И ОЧЕНЬ много общеизвестных, кочующих из книги в книгу моделей и инструментов - вроде SMART, матрицы Эйзенхауэра и проч.
Например: первый уровень пирамиды эффективности называется "Организация физического пространства", но на самом деле в ней речь идёт про организацию бумажного документооборота (при этом очень кратко и неточно пересказываются идеи GTD). Про то, как организовать именно физическое пространство (размещение рабочего стола и шкафов; разных инструментов на поверхности стола и т.д.) в книге написано крайне мало :((. А то, что написано - не с точки зрения эргономики, а... по фэн-шуй! Да уж, удивительно научная организация труда :((
Второй уровень пирамиды - Организация электронного документооборота - описан так, словно автор только месяц назад научился пользоваться компьютером, очень "ни о чём". Это вообще какая-то глава из "прошлого века", в ней нет таких актуальных вещей, как удалённая/совместная работа онлайн; как обеспечение мультиплатформенности и проч.
Ещё пример "белых пятен". В разделе про тайм-менеджмент (3 этаж пирамиды) выделяются три его функции: планирование, расстановка приоритетов, исполнение. Исполнение рассматривается через призму борьбы с различными помехами, мешающими нам выполнять поставленные задачи. Главных помех выделяется три: перфекционизм, прокрастинация и "похитители времени". Борьба с прокрастинацией в книге расписана сравнительно неплохо (перечислены 10 способов), а вот про перфекционизм ничего конкретного нет, он лишь упоминается :(.
Автор упоминает три вида "похитителей времени": многозадачность, отвлечения, "воры времени" (в смысле: конкретные люди, тайм-вампиры). И снова: как бороться с отвлечениями в книге расписано подробно, есть толковые рекомендации. А вот про то, как преодолеть многозадачность и как справиться с "ворами времени" - в книге ничего нет :(. Такие вот "белые пятна"... Постоянно возникает ощущение, что автор чего-то недоговаривает!
Четвёртый этаж пирамиды (соответствие цели и действий) вообще получился каким-то "размазанным". По смыслу речь в нём идёт о достижении work-life balance и о сохранении основных персональных ценностей в процессе реализации повседневных планов. Но автор почему-то как огня боится использования терминологии Life Coaching, пытаясь рассказывать о балансе, но не упоминая этого слова :)).
В заключение критической части мой возмущёный разум :)) хочет посоветовать вам следующее: если вы действительно хотите улучшить свою самоорганизацию, то не тратьте время на книгу Т.Майлс, а прочитайте в первую очередь книгу Керри Глиссона "Работай меньше, успевай больше. Программа персональной эффективности" (на сайте издательства ; на Озоне).
Здесь также есть моя маленькая рецензия на эту книгу, а здесь - очень толковая интеллект-карта на неё (от axon ).
Во вторую очередь предлагаю прочитать книгу Стивера Роббинса "Долой продуктивность! 9 шагов к тому, чтобы работать меньше и успевать больше". (страничка на сайте издательства; Озон). В ней вы найдёте гораздо более актуальные рекомендации по электронному документообороту, а также толковые рекомендации по тайм-менеджменту (в контексте самоорганизации).
* * *
Что в книге полезного, и что можно взять на вооружение для саморазвития?
Во-первых, по старой доброй традиции :) я сделал конспективную интеллект-карту по книге "Пирамида эффективности" (mindmap по книге можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz / *.mmap ) :
Во-вторых, в книге есть довольно полезный опросник для оценки уровня самоорганизации на основе "пирамиды эффективности". Это 32 вопроса, который позволяют выявить слабые и сильные места в вашей организованности.
Опросник довольно неплохой! Если вдруг у кого-нибудь возникнет желание протестироваться :)), то здесь можно посмотреть / скачать опросник .
В третьих, единственное, что меня по-настоящему зацепило в книге Т.Майлс "Пирамида эффективности" - это идея о том, что высший уровень пирамиды - это возможности. На самом деле, возможности (уж извините за тавталогию))) - один из возможных ответов "Зачем нам быть эффективными?".
Но это очень интересный ответ: быть эффективным и "успевать" делать рутинные дела так, чтобы оставалось достаточно времени и сил для открытия в своей жизни всё новых и новых возможностей. Выход в пространство многомерных и бесконечных возможностей - пожалуй, это то, что способно сделать нашу жизнь по-настоящему интересной, насыщенной и счастливой.
Вполне возможно, что новые / неограниченные возможности - главная (целевая) функция тайм-менеджмента (и прочих систем самоорганизации). Вот и Кен Робинсон в своей книге про призвание говорил о том же... По его мнению призвание = способности + страсть. Но способности и страсть - это НАШИ внутренние качества. А чтобы призвание реализовалось во внешнем мире, обязательно нужны ещё отношения и возможности.
Про управление отношениями я довольно много пишу в этом блоге, а вот про то, что такое "возможности" надо ещё крепко подумать... Выход в пространство безграничных возможностей как трансценденция, гм... ;)
Хотя Тамара Майлс тот ещё копипастер :)). В главе про возможности она обильно ссылается на книгу Зандеров "Искусство возможности. Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизни". Книгу уже накопал на Озоне, уже читаю и наслаждаюсь :))
* * *
Резюме:
1. Книга очень слабенькая. Если вы интересовались тайм-менеджментом хотя бы на уровне чтения книг Г.Архангельского, то в "Пирамиде эффективности" вы не найдёте ничего нового :(
2. Книга может представлять интерес для начинающих тайм-менеджмеров (и прочих адептов эффективности :)), для которых актуальна задача создания собственной целостной системы самоорганизации. Как пример такой интегрированной модели, объединяющей довольно разнородные инструменты, "пирамида эффективности" может быть и полезна.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий