Очень часто мне приходится слышать: "А зачем мне вообще тайм-менеджмент?! Я никуда не тороплюсь, просто живу...". И действительно: если направление движения - любое, то и зачем вообще куда-то торопиться, ведь "все там будем"?
Если человек живёт сиюминутными потребностями, и не ставит цели длиннее завтрашнего дня, то тайм-менеджмент ему не нужен. Как не нужен он одноклеточным организмам или особо просветлённым даосам, на все 300% живущим "здесь и теперь" :)).
А если мы говорим о человеке, который обрёл своё призвание ? У которого есть Достойная Цель Жизни? У которого ведущая потребность - потребность в самоактуализации и самореализации ? Как правило, каждое мгновение жизни такого человека наполнено смыслом; и каждое мгновение жизни для него является величайшей ценностью. Разбазаривать своё драгоценное время "просто так" - всё равно, что умереть уже сегодня...
Проще говоря: тайм-менеджмент - лучший друг :))) и эффективный инструмент для человека, который нашёл свой призвание. Верно и обратное: нет более бездарного занятия, чем освоение инструментов тайм-менеджмента человеком, который своё призвание не нашёл. В 99% случаев, когда говорят, что "тайм-менеджмент на работает", это означает лишь то, что он был просто не нужен; использовался не ради реализации призвания, а для решения каких-то сиюминутных задач.
* * *
Предположим, что я вас убедил... :))) . Хотя в России огромное количество людей всё ещё "работает за еду" (в переносном смысле: на ненавистной работе исключительно из-за денег), но желающих пополнить ряды "креативного класса" с каждым днём становится всё больше. И у желающих возникает вопрос: "А как мне найти своё призвание?".
Причём возникает этот вопрос регулярно: сначала в нежном возрасте выпускника (школы или ВУЗа), а потом регулярно как следствие жизненных и карьерных пертурбаций. Мир меняется слишком быстро: традиционные профессии постоянно мутируют, стремительно появляются новые, а некоторые тихо умирают. Только вчера ты был "ведущим специалистом", а сегодня уже никому не нужен. На современном рынке труда такое сплошь и рядом...
Для человека без призвания потеря работы - трагедия, стресс, тяжёлый жизненный кризис. Человек с призванием - сам хозяин своей работы. Он попросту не может её "потерять" :)), он всегда САМ создаёт свою работу. Он делает СВОЁ дело независимо от того, в какой организации он оказался (или не оказался). Человек с призванием - сильный и самодостаточный (и часто, как следствие - успешный).
* * *
В традиционном российском тайм-менеджменте с лёгкой руки Глеба Архангельского присутствуют "Достойные Цели". Термин заимствован из замечательной книги основателя ТРИЗ Г.С.Альтшуллера - Г.С.Альтшуллер, Верткин И. "Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности". Но термин "призвание" в российском ТМ вроде не используется, а жаль...
Моё понимание "призвания" (на сегодняшний день):
ПРИЗВАНИЕ - это
работать над достижением достойных целей
ради воплощения в жизнь достойных ценностей
ежедневно, плотно, погружаясь с головой,
естественно и легко (как дышать :)),
ощущая / переживая всю полноту своей жизни.
Вот такое вот определеньице :)). Можете поразмышлять над ним, покритиковать, и предложить своё собственное определение (и это будет замечательно :)).
Но если вдруг кому будет интересно, то каждый пункт я готов обосновать и пояснить. (Не в этой заметке :))
При чём тут тайм-менеджмент? Потому что "призвание" имеет прямое отношение к качеству нашего времени. Не к количеству, не к "бухгалтерии времени" (чем является классический ТМ), а именно к качеству!
Если вы не очень понимаете разницу между качеством и количеством :), то очень рекомендую этот пост про тайм-менеджмент "от противного".
* * *
Идея написать этот пост возникла у меня после прочтения книги Кена Робинсона "Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии". Книга мне понравилась, хотя от двух своих знакомых я услышал критику в её адрес.
Один считал, что книга слишком "простенькая" (в том смысле, что "призвание" там понимается слишком упрощённо, что есть модели посложнее).
Второй считал, что книга слишком "теоретическая", что с ней нет никаких практических инструментов, которые помогут читателям обрести своё призвание.
Сначала по поводу "простенькой" :)... Действительно, Робинсон даёт очень простое определение: призвание - это то, что находится на пересечении ваших способностей и вашей страсти. Способности - это то, что мы умеем особенно хорошо делать; страсть - это то, что мы любим делать.
(Далее в своей книге Кен Робинсон подробно расписывает и "способности" и "страсть", а также даёт для развития/использования каждого компонента практические инструменты. Но об этом чуть ниже ;)).
Формула "призвание = способности + страсть" действительно выглядит очень уж простой. В советской ещё профориентации ещё с середины 80-х прошлого века используется формула чуть сложнее: призвание = хочу + могу + надо.
ХОЧУ - это мотивационный компонент (т.е. то же самое, что в западной литературе называется "страсть")
МОГУ - это навыки, способности, знания и т.п. ( = "способности" по Кену Робинсону)
НАДО - это "социальный заказ", потребности рынка труда; это те компетенции, которые наиболее востребованы в обществе
Истинное призвание обретается на пересечении ХОЧУ, МОГУ и НАДО:
Формула "хочу, могу, надо" была предложена классиком отечественной психологии Е.А.Климовым, и вполне успешно применяется и по сей день в профориентации (даже учителями :)) и профконсультировании (в т.ч. в карьерном консультировании взрослых).
* * *
Советская профориентационная модель "хочу, могу, надо" для старшеклассников нисколько не устарела - нечто подобное применяется и на Западе. Вот цитата из свеженькой книги Тины Силиг "Сделай себя сам", адресованной предпринимателям-стартаперам (стр. 105-107):
"Сколько людей говорили вам, что для достижения успеханеобходимо следовать за своей страстью? Уверена, что мно-гие. Нет ничего сложного в том, чтобы раздавать советылюдям, напряженно пытающимся понять, как жить дальше.Однако подобные советы чаще всего слишком упрощаютсуть проблем и вводят слушателя в заблуждение. Поймитеменя правильно, я серьезно отношусь к вопросу страстии думаю, что человеку крайне важно знать, что управляетего действиями. Однако этого мало.Страсть — это лишь отправная точка. Помимо нее выдолжны понимать, в чем состоят ваши таланты и как оце-нивает их окружающий мир. Если вы страстно что-то лю-бите, однако не являетесь достаточным профессионаломв этой области, было бы странно начинать в ней карьеру.Вы можете любить баскетбол, но ваш рост не позволяет вамсоревноваться на равных с другими игроками. Вы можетеобожать джаз, но при этом неспособны сыграть ни однойноты. В обоих случаях вы вряд ли станете профессионалом,однако вполне можете оставаться увлеченным любителем,посещая соревнования и концерты.Продолжим наши размышления: у вас может быть страстьи талант в какой-то области, однако для всего этого нетрынка. К примеру, вы можете быть одаренным художником,искренне любящим рисовать, или серфером, умеющим обуз-дать любую волну. Однако все мы знаем, что рынок дляэтих навыков крайне невелик. Попытка выстроить карьерувокруг такой страсти зачастую заканчивается разочарова-нием. Я думаю, вам стоит относиться к этим увлечениямкак к прекрасным хобби....Самое классное, когда ваша страсть каким-то образомпересекается и с вашими навыками, и с требованиямирынка. Если вам удастся найти такую точку пересечения,вы окажетесь в отличном положении, когда ваша работабудет обогащать вашу жизнь, а не просто обеспечиватьфинансовые ресурсы".
стр. 121
"Я понимаю, что самое главное — это найти своюроль в мире, при которой то, чем вы занимаетесь, не бу-дет казаться вам работой. Это возможно лишь тогда, когдавы находите точку пересечения между своими навыками,страстью и рынком. И главное заключается не только в том,что вы можете достичь большего. Используя свою страстьконструктивным образом, вы способны сделать так, чторабота станет обогащать жизнь, а не забирать у вас время.Поиск правильной роли требует постоянных экспериментов,проб, альтернативных шагов, тестирования и отказа от того,что кажется вам неправильным".
...Комментарии, как говорится, излишни. Призвание = навыки (МОГУ, способности) + страсть (ХОЧУ) + рынок (НАДО).
* * *
В последние полтора-два года весьма популярно стала новая формула призвания - икигай. "Икигай" - употребляемое японцами понятие, передать смысл которого лучше всего можно как "предназначение в действии", "реализуемое (в образе жизни, в делах) призвание".
Со свойственной Востоку метафоричностью икигай - это "то, что заставляет просыпаться по утрам". Что-то необычайно важное и ценное, что "заставляет" нас жить и активно действовать; смысл жизни, имеющий конкретное выражение в отношениях, роде занятий, привычках и т.п.
В Западном мире понятие "икигай" стало популярным благодаря Дэну Бюттнеру, автору бестселлера "Правила долголетия. 9 уроков о том, как жить не болея". Автор провёл интереснейшее исследование: он решил изучить образ жизни долгожителей из разных стран, и обнаружить, что общего между ними. Третья глава в книге как раз посвящена окинавским долгожителям; там и упоминается икигай.
/От себя добавлю, что книга классная, и я её всячески рекомендую. Девять предложенных автором принципов ЗОЖ очень хороши для любого возраста/.
Справедливости ради заметим, что про икигай, как про важный фактор продолжительности жизни, японские учёные знали задолго до Бюттнера: вот ссылочка раз, и вот ссылочка два (довольно забавная, в ней про различия между мужским и женским икигай :) у мужчин икигай больше связан с физическими кондициями и с социо-экономической состоятельностью, для женщин это в большей степени качество отношений с близкими людьми).
* * *
Сейчас в рунете (особенно на всяких ресурсах по саморазвитию) очень распространена вот эта картинка:
Икигай = то, что вы любите + то, в чем вы сильны + то, что нужно людям + то, за что вам платят. (Более подробно можно почитать, к примеру, на Лайфхакере).
Что забавно, "призвание" на этой схемке является лишь частью икигай, и разместилось на пересечении того, что нужно людям, и того, за что платят :)). IMHO, скучное такое "призвание" получается... :(
Что ещё забавнее: сам Дэн Бюттнер (и уж тем более японцы) про четыре "базовых элемента", из которых составлена диаграмма, ничего не говорил :). Можно прочитать его книгу; можно посмотреть его выступление на TED; можно пройтись поиском по его сайту, посвященного "голубым зонам" (места на Земле, где живут долго и умирают здоровыми), по страничкам в соцсетях - нет там ничего подобного! Т.е. кто изначально автор этой диаграммы и с какого перепуга он назвал эти 4 компонента "икигаем" - тайна, покрытая мраком :).
В Рупедии в статье про икигай эта самозванная картинка присутствует; а вот в Англопедии её нет (что корректно).
Схема эта изначально скопипащена из какого-то англоязычного первоисточника (который, конечно же, никто не указывает :))). О чём свидетельствует заметный косяк с переводом: в одной из первых версий картинки Vocation ("призвание") переводчик перепутал с Vacation - и по тырнетам до сих пор гуляет множество картинок, где данная область на диаграме подписана как "Каникулы" или "Отпуск" :))).
Вывод: против самого понятия "икигай" я не имею ничего против. А вот 4 компонента икигай и иллюстрирующая их схемка - фейк. Если присмотреться к ней, то это "те же яйца, только в профиль" :))) :
То, что вы любите - страсть, мотивация, ХОЧУ
То, в чем вы сильны - способности, навыки, МОГУ
То, что нужно людям - востребованность, НАДО
...а вот компонент "то, за что платят" по-моему просто лишний - т.к., то, что людям нужно, за то они нам и заплатят :). Можно, конечно, "податься в дебри" и вспомнить, к примеру, про волонтёрство и некоммерческие организации - бывают и такие виды деятельности, которые востребованы обществом, но за которые не платят. Но это уж совсем частный случай; и там просто другие виды вознаграждения присутствуют.
Проще говоря, диаграммы Венна мы все рисовать умеем :)). Можно и пять, и шесть, и хоть десять пересекающихся окружностей нагородить. Но станет ли от этого проще и легче понять, что такое "призвание"? Не уверен...
* * *
Если отбросить сочинённый кем-то вариант икигай, то выбор "моделей призвания" получается не очень большой. "Простенький" вариант Кена Робинсона (способности + страсть) и чуть более сложный традиционный вариант "хочу + могу + надо".
Сразу могу сказать, что мне лично больше нравится именно "простенький" вариант. Всё просто: компоненты ХОЧУ (мотивация) и МОГУ (способности) подконтрольны нам. Мы можем понять и изменить их. Мотивация и способности - часть нашей личности; то, над чем мы можем начать работать уже сегодня.
С компонентом НАДО всё несколько сложнее... В отечественных книгах "надо" понимается как знания о рынке труда. Дескать, всё легко и просто: смотришь, какие вакансии наиболее востребованы на биржах труда, и из них выбираешь себя род занятий по душе.
Ну-ну... Идея, конечно, замечательная, но что происходит на практике? На российском рынке труда дикая нехватка рабочих профессий. Тем не менее, толпы вчерашних школьников идут в платные ВУЗы обучаться на никому не нужных менеджеров, юристов, экономистов и проч. Люди выбирают не те специальности, которые действительно востребованы на рынке труда, а те, которые кажутся им "престижными", "денежными" и т.п.
Но даже если мы имеем дело с выбором профессии "по науке", на основе самой свежей аналитики рынка труда, то это также ничего нам не гарантирует :(. Анализ сегодняшнего рынка труда может нам дать информацию лишь о том, какие профессии были затребованы на нём ВЧЕРА. И очень трудно прогнозировать, какие профессии будут нужны обществу ЗАВТРА.
В зарубежных книгах "надо" понимается ещё более приземлённо. "Надо" - это та потребительская ценность, которую ты можешь создать здесь и теперь. Иначе говоря: есть ли у тебя такое предложение (твоих навыков, знаний, созданных тобой продуктов или услуг), которое прямо сейчас пользуется спросом? Что именно ты УЖЕ готов дать (продать :)) окружающим?!
Отечественная профориентация формулирует вопрос социологически (нужен род занятий, востребованный обществом); западные книги о выборе призвания переводят вопрос в плоскость психологии потребления (что нужно, чтобы именно меня "купили").
Осознание себя как "товара" на рынке труда; целенаправленное развитие своих лучших (пользующихся спросом) навыков и способностей - это на самом деле хорошо. Это активная жизненная позиция активного участника трудовых отношений в современном рыночном обществе.
Но проблема здесь остаётся та же самая: никто не в состоянии прогнозировать, что именно будет "НАДО" потребителям "человеческого товара" на рынке труда завтра. Никто не знает, какие компетенции и какой тип поведения работников будет цениться больше всего. В какой-то степени настроения потребителей-работодателей ещё сложнее прогнозировать, чем объективный спрос на различные профессии на рынке труда.
Мало того, существует маркетинговая аксиома: потребителям нужен не такой товар, который соответствует их потребностям и ожиданиям сегодня, им нужен товар "завтрашнего дня", который намного превосходит их сегодняшние ожидания.
Но вот можем ли мы быть на рынке труда "товаром завтрашнего дня"? Можем ли мы заранее знать, что будет "НАДО" работодателям завтра? Да ещё и на таком уровне, чтобы превзойти их ожидания? Разумеется, с какой-то долей точности мы можем попытаться прогнозировать, что будет "НАДО" на рынке труда в горизонте нашей активной карьеры, но... Боюсь, что риск выбрать неверное направление будет слишком велик :(((
Вывод: не стоит тратить время и силы на попытки вычислить или спрогнозировать компонент НАДО. Рынок труда (и тем более потребительский рынок) - это внешняя реальность, которая мало поддаётся нашему пониманию и контролю.
Лучше сосредоточиться на том, что мы действительно можем контролировать - на самом себе :). На развитии своих навыков и способностей. На том, что нам действительно нравится делать, и научиться делать это на высочайшем профессиональном уровне. Тогда мы (наши навыки и способности) начнём представлять из себя ценность, на которую неизбежно возникнет спрос.
Тогда не мы будет вопрошать у мира: "Что тебе НАДО?", а мир придёт к нам сам, и скажет: "Ты НУЖЕН людям!" :)).
И поэтому сэр Кен Робинсон был прав! Призвание = способности + страсть ;) . Остальное приложится.
* * *
Теперь обещанные инструменты обретения признания... Пока я читал книгу Кена Робинсона "Призвание...", по привычке я сделал визуальный конспект:
Парочка комментариев к конспекту...
"Способности" у Робинсона состоят из двух компонентов:
1.1. Понимание и использование СВОЕГО индивидуального и уникального типа интеллекта. При этом "интеллект" понимается максимально широко в стиле концепции Г.Гарднера.
Абсолютно у каждого человека есть уникальные психологические особенности, уровень развития которых или особенная их "конфигурация" делают его выдающимся в решении каких-либо задач, в каком-либо виде деятельности.
У многих людей эта самая "уникальная конфигурация способностей" (т.е. СВОЙ интеллект) не "настроена", находится в скрытом, невыявленном состоянии. Но обнаружить своей тип интеллекта можно только на практике, только в процессе решения каких-либо задач.
Вывод: надо пробовать себя в максимально разнообразной деятельности! Чем больше всяких занятий и увлечений у нас будет - тем лучше!
При этом важно:
а) изучать то, что было изучено до нас (перенимать чужой опыт; постигать культурные богатства);
б) действовать вместе с единомышленниками (обрести "своё племя");
в) методом постоянных экспериментов, методом проб и ошибок искать "своё".
Но самое важное: невозможно найти (и опереться на него) свой тип интеллекта без овладения подходящим инструментом. Например, вы никогда не поймёте, есть ли у вас музыкальные способности (интеллект), пока не научитесь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте.
Подходящий инструмент - это не просто лучший способ проявления вашего типа интеллекта, это ещё и "усилитель" ваших способностей, средство для их мощного развития. Например, в идеале вы не просто учитесь играть на музыкальном инструменте, а изобретаете свой собственный музыкальный инструмент, на котором сочиняете совершенно уникальную и гениальную музыку :).
1.2. Способности растут, развиваются и реализуются только в творчестве.
У творчестве есть "техническая" сторона и есть психологическая. "Техническая" связана с формулировкой проблем, инкубационным периодом и проч. По мнению Робинсона гораздо важнее психологическая сторона творчества.
Творчество - это особое состояние творческой увлеченности, которое автор называет "пребывание в ЗОНЕ ИНТЕРЕСА". Подробно я его здесь расписывать не буду, тем более, что описание "зоны интереса" практически полностью совпадает с описанием "потока" по М. Чиксентмихали :).
"Страсть" по Кену Робинсону также складывается из двух важных умений:
2.1. Постоянно и активно искать жизненные возможности для проявления своих способностей, своего типа интеллекта.
Возможности реализуются через связи, через отношения с "правильными" людьми. "Правильные люди" - это те, кто высоко оценит наши способности, поможет в их совершенствовании, поддержит в их жизненной реализации. В качестве таких "правильных" людей могут выступать: наставник и "своё племя".
/ Кстати, идеи про "своё племя" очень неплохо развиты в книге Остина Клеона "Покажи свою работу" ;) /
2.2. Сформировать у себя правильное отношение к жизни.
Это своего рода принципы жизненной философии "человека-удачника" :). Дело в том, что люди очень часто не обретают своего призвания по очень простой причине: они терпят череду жизненных неудач, быстро теряют веру в себя и в свои способности, после чего "сдаются" и идут на компромисс с жизнью, отказываясь от самореализации.
"Философия удачника" - это набор убеждений/принципов, которые делают человека фактически неуязвимым перед лицом жизненных трудностей. Например:
- внимание к мелочам (мелочи могут открывать шансы, ресурсы)
- всё, что случается / происходит = возможность (даже негативные события = возможность позитивных изменений)
- доверяй интуиции (хорошей :))
- всё будет хорошо; мне обязательно повезёт (как самосбывающееся пророчество)
...и т.д.
Если угодно, то "человек-удачник" это такой гипер-оптимист ("Я знаю точно, невозможное возможно" (с) :))). Это человек-неваляшка, которого в поиске призвания не собьют с ног никакие жизненные трудности.
Позитивные и конструктивные установки должны быть сформированы:
- по отношению к самому себе
- по отношению к другим людям
- по отношению к своему делу
- по отношению к успеху и неудачам
* * *
Итак, резюмируем... Кен Робинсон предлагает ПЯТЬ ключевых инструментов, которые помогут в обретении своего призвания:
1. Развивайте СВОЙ тип интеллекта с помощью СВОЕГО (авторского) инструментария.
2. Когда делаете что-либо, старайтесь почувствовать "зону интереса" (поймать состояние "потока"). Если получается, то вы на верном пути по воплощению призвания.
3. Найдите "своё племя".
4. Найдите наставника.
5. Сформулируйте собственные "принципы удачника".
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Сергей! Это не случайно появился такой актуальный пост одновременно с одноимённым семинаром Рами Блекта "Как найти своё профессиональное предназначение" сегодня 14 ноября 2014?
ОтветитьУдалитьДумаю, что случайно :)
ОтветитьУдалитьХотя, с точки зрения индуизма, случайностей не бывает, всё предопределено и закономерно связано ;)
...но к Рами Блекту я отношусь очень прохладно :( В смысле: не к нему лично, а к такому уровню популяризации йоги.
Хотя... Как говорил Будда: "Истин много, как листьев в лесу. Тех, что проповедую я, всего лишь горсть". Возможно, кому-то и Рами Блект поможет :)
Спасибо за статью ).
ОтветитьУдалитьДа, удивился, увидев "призвание" на картинке ))).
Злило и смешило меня, что масса людей перештамповывает картинку с искажённым смыслом. Но есть всё-таки внимательные люди! :)