суббота, 23 февраля 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - Как ввести в повествование главного героя?

Периодическая таблица сторителлинга - Как ввести в повествование главного героя?
В предыдущей заметке я уже писал, что троп "Зов приключений" (Cal), он же - способ ввода главного героя в сюжет является сложным, многовариантным. Момент (ситуация, история, сцена) эффектного появления главного героя - крайне важная часть повествования, имеющая ключевое значение, для того, чтобы "продать" аудитории главное действующее лицо истории. 
 
Надо не просто придумать главного героя, а правильно ввести его в повествование!

"Продать" - в смысле привлечь пристальное внимание, заинтриговать, заинтересовать, удивить, вызвать симпатию. Появление главного героя в тексте должно быть как озарение, как любовь с первого взгляда :)  Если "искра" между читателями и главным персонажем текста состоялась, если герой понравился, то это уже половина успеха всей истории. 

В литературе полно примеров, когда откровенно слабые сюжеты спасает исключительно яркий главный герой (ГГ).  Многосезонные сериалы рано или поздно "выдыхаются", их сюжетные линии превращаются в сюжетный бег по кругу :), но если ГГ по-прежнему симпатичен и харизматичен, то зрители благосклонно воспринимают даже весьма посредственную экранную жвачку :)

Итак, как добиться эффектного ввода главного героя в повествование?  Создатели "периодической таблицы сторителлинга" предлагают целых 22 варианта дебютных ситуаций (сюжетных ходов) появления героя: 

     1.  "Отказ от приключений" – протагонист живет своей обычной жизнью до тех пор, пока не встречает кого-то, кто вовлечен в некий фантастический (авантюрный, детективный и т.п.) сюжет. Часто будущий Герой здесь ещё ребёнок; а в роли уже вовлеченного в сюжет человека выступает некая эталонная фигура (отец; какая-нибудь легендарная личность, кумир и т.п.).

Волею судьбы, протагонист неоднократно сталкивается с этим персонажем и просит взять его с собой, желая принять участие в том, что происходит, однако получает отказ. Причём ситуация может повторяться неоднократно, и некоторое время сюжет может развиваться как бы "мимо" будущего ГГ. Но в конце концов, вовлеченный персонаж берет протагониста себе на помощь и становится его Учителем, формируя Героя.

     2.  "Спасение из горящего дома" –  персонаж видит по телевизору, например, репортаж о горящем небоскребе, тут же отправляется туда и спасает людей с самого верхнего этажа – оттуда, куда пожарные не могли добраться. Так он осознаёт (или обретает окончательную уверенность), что он наделен какими-то особыми качествами или сверхспособностями. 

Такой сюжетный ход довольно типичен для первого акте любой супергеройской истории. То есть герою не приходится ни с кем сражаться, он просто спасает людей в беде. Понятное дело, что дело может происходить не только в горящем доме, но и в любой другой обыденной чрезвычайной ситуации.

     3.  "Помехи на линии" – не все герои рождаются таковыми, многие ими становятся. И вот иногда, когда Избранный должен услышать свой Зов и стать Героем, возникают Помехи на линии. Возможно, герой плохо усвоил свою миссию или неправильно пользуется данным ему артефактом, в любом случае – Зов достиг своего адресата (а мог бы и вообще не достигнуть), однако не совсем правильным образом. 

     4.  "Зов знает, где ты живешь" – просто для того, чтобы убедить Героя в том, что ему никак не избежать Зова приключений, его семья, например, может быть жестоко убита, или его и днем и ночью преследует неизбежный телефонный звонок, или он просто слышит голос, который никак нельзя заставить замолчать. 

     5.  "Зов оставил тебе сообщение" – иногда Зов остается без ответа просто потому, что на него некому ответить. В таком случае Зов оставляет сообщение и ждет момента, когда на него ответит тот, кому адресован этот Зов (например, меч в камне из Средневековых сказаний).

     6.  "Зов попросил меня подождать" – в некоторых вымышленных мирах практически все персонажи обладают сверхъестественными способностями, кроме нашего Героя. Вариантов несколько: 

- Герой просто не созрел до получения своих способностей и он получит их тогда, когда придет время. Но вызов ему уже брошен...; 
- Герой никогда не получит своих способностей и ему придется смириться и научиться жить среди одаренных товарищей; 
- Герой сможет легко обходиться и без способностей и станет крутым благодаря каким-то другим навыкам, которые он разовьёт в себе сам, или ему их подарит судьба.

Вариантов здесь может быть множество, но довольно стандартный персонаж - маг-недоучка (+ребёнок = Гарри Поттер ;)), который ещё "не готов", но случайно ввязывается во вполне взрослое противостояние тёмных и светлых сил.

     7.  "Зона приема Зова" – иногда Зов настигает Героя только в определенном, предначертанном месте, куда он волею случая совершенно случайно попадает и открывает свое истинное предназначение. Значительную часть сюжета в данном случае может составлять описание пути к/поисков Зоны приема Зова.

     8.  "Очень ищется цель в жизни" – некоторые с легкостью находят свое призвание в жизни, однако некоторые Герои не могут сразу понять, чем же им надо заняться для того, чтобы полностью реализовать себя и обрести-таки покой и удовлетворенность жизнью. 

И тогда эти персонажи, очень ищущие цель в жизни, цепляются за малейшую возможность, за любое предложение к действию, иногда даже за самое нелогичное и абсурдное. Сюжет строится как череда "проб и ошибок". Следует несколько попыток найти себя, но каждая из них приносит разочарование. 

Но главный Герой не сдаётся до тех пор, пока не найдёт тот самый Зов, который адресован именно ему.

     9.  "Забыл о Зове" –  Герой получает чем-нибудь тяжелым по голове (или любой другой способ) и забывает о своем истинном предназначении. Возможно, он даже начинает новую, более простую жизнь, заводит новых друзей, и живет беззаботно до тех пор, пока память случайно или, чаще при неких обстоятельствах к нему не вернется. 

Излюбленный вариант приёма "забыл о Зове" в боевиках и детективах - амнезия (временная потеря памяти).  По мере развития сюжета, память постепенно/внезапно возвращается, и Герой обретает настоящую жизнь и осознаёт свое настоящее  призвание.

     10.  "Зов на быстром наборе" – итак, Герой принял Зов и с головой окунулся в пучину приключений. Но неожиданно что-то пошло не так: или злодей отнял у Героя его силы, или какие-то другие обстоятельства помешали Герою, но он перестал следовать своему Зову. 

Что же делать? Хорошо, если у Героя имеется "Зов на быстром наборе" – некий способ, с помощью которого он всегда готов с легкостью вернуть свои силы или найти новые для того, чтобы следовать Зову. 

Технически в качестве "быстрого набора" могут выступать особые способности, ситуации, предметы (артефакты) или влияние других персонажей (например, Учителя, любимого человека и т.д.).

Так же этот троп применим в том случае, если Герой может в любой момент вернуться к нормальной, лишенной приключений жизни, однако он в случае выбора всегда выбирает следовать за Зовом.

     11.  "Я умираю, пожалуйста, возьми мой МакГаффин" – некий персонаж обладает МакГаффином (см. описание Мак Гаффина здесь), и, умирая, передает его главному Герою (героям), вместе с ним передавая и свою миссию. Таким образом МакГаффин передан, миссия возобновлена, Зов услышан.

     12.  "Не знает о Зове" – персонаж не знает о Зове потому, что он даже не знает, что он и есть главный Герой. Все вокруг него в курсе, что именно он – Избранный, однако он никак не может этого увидеть и понять, он совершает добро, но не потому что он Герой, а потому что он так привык и не видит в этом своей исключительности.

     13. "Вскочил по первому Зову" – персонаж сначала не слышат Зов,  а  мечтает быть "нормальным", жить простой и незатейливой жизнью. Но потом он слышит Зов, принимает его, и становится Героем - без сожалений о том, что мечты о "нормальной" жизни не сбудутся, потому что ему нравятся приключения - то это и есть "вскочил по первому Зову" :)  

Здесь можно напустить немного драматизма в виде близких родственников и любимых ("А как же теперь мы?" :)), но ГГ всё равно делает выбор в пользу Зова.

     14.  "Пропустил Зов" – Избранный слышит Зов приключений, начинает сражаться со Злом, овладевает некими силами, привыкает к геройскому образу жизни. На протяжении нескольких страниц или даже глав у читателей складывается впечатление, что это и есть настоящий Главный Герой :)

И тут неожиданно Судьба перезванивает и извиняется: «Прости, мол, помнишь, я звонила раньше? Так вот, я перепутала номер, ты вообще-то не избранный, а настоящий избранный пропустил мой Зов». 

Оказывается, что наш герой все это время выполнял чужую работу, однажды оказавшись не в том месте, не в то время, тогда как истинный Герой просто пропустил предназначавшийся ему Зов. Тут есть повод для того, чтобы разозлиться.

Из этого дебюта вырастает целый веер вариантов развитию сюжета: от сравнительно простых "придётся стать настоящим Героем, и доделать дело до конца!" или "вместе с настоящим Героем", до противостояния настоящему Герою.  

     15.  "Синяя или красная таблетка?" – во многих сериалах необычайные способности и подвиги Героя призваны спасти мир. Возможно, он оказался в параллельном измерении. Или узнал истинную сторону Маскарада (что видимый мир - это на самом деле Матрица :)). (про троп "Маскарад" читать здесь п.3)

И после того, как герою открылась истинная суть вещей, Зов приключений звучит как предложение выбрать между синей и красной таблеткой. В одном случае Герой погрузится в волшебный мир приключений и никогда не сможет жить как раньше, в другом случае герой согласиться забыть все о случившемся и продолжит свою обычную скучную жизнь.

     16. "Не принимаю Зов" – иногда Герой, услышав Зов приключений, отказывается от него, пытается избежать его последствий и не желает ничего менять в жизни. До того момента, как он поймет, что от судьбы не убежишь, герой будет всячески прятаться от Зова.

     17.  "Зов не принимает тебя" – иногда случается так, что Герой сразу же слышит Зов, отвечает на него , поскольку полностью готов к приключениям, однако Зов говорит «извини, что-то ты нам не подходишь» и переключается на другого персонажа. Как правило, обиженная сторона переходит на сторону зла и начинает мстить тому, кто все-таки оказался достоин Зова.

(В принципе, это очень близко варианту 14. "Пропустил Зов")

     18. "Зов на регулярной основе" – в некоторых приключенческих и прочих сериалах протагонисту для того, чтобы начать действовать требуется Зов. Каждый эпизод. Оригинальность редко является добродетелью сценаристов, а потому будьте готовы наблюдать принятие Зова героем каждую неделю, а то и чаще. (см. также п.10 "Зов на быстром наборе").

Это классический пример "включения" ГГ в сюжет в детективных сериалах. Особенно, когда Герой как бы "отошёл от дел, и больше ничего не расследует". В начале каждой серии необходим Зов в лице очередного уникального заказчика, имеющего какие-то оригинальные способы заставить действовать "ленивого" ГГ. 

     19. "Подчиниться Зову" – не всегда реакция Героя на Зов однозначна. Некоторые Герои радостно вскакивают по первому Зову, некоторые отказываются и пытаются скрыться от Зова. Однако некоторые опытные, бывалые Герои просто подчиняются Зову («Вы не можете поручить это никому другому, правда? И мне все равно придется это сделать, да? Ну ладно, что уж, давайте просто покончим с этим»). 

Сам по себе приём скучный, но в него может легко может быть добавлена "изюминка". Зов вдруг оказывается чем-то совсем не тем, чем он кажется на первый взгялд. Опытный Герой неожиданно обнаруживает, что поставленная ему "простая задача" вовсе не так уж и проста...

     20.  "Сокрытие Зова" – Герой рад бы услышать Зов. Он готов на все, находится в Зоне приема Зова и ждет – не дождется начала приключений, но неожиданно осознает, что кто-то удалял все сообщения за его спиной и всячески скрывал от него его истинное предназначение. 

Это могут быть и заботливые родители, и возлюбленная героя, и его чересчур тревожные друзья, которые подозревают что Зов может быть слишком опасным, а герой не готов к его последствиям. 

     21. "Возьми мой меч" – Герой доблестно сражается со Злом и…погибает. Погодите, а как это вообще возможно? Ведь это значит что конец совсем не счастливый и зло победило. Но тут на сцене появляется молодой и неопытный Герой, который поднимает меч поверженного Героя и идет на сражение со Злом. Иногда это может происходить в середине, иногда в начале сюжета.

     22. "Ты на распутье" – Герою предстаёт перед аудиторией в ситуации выбора - ему приходится выбирать между двумя взаимоисключающими опциями – будь то выбор между добром и злом или более простой выбор между тем огненную или ледяную магию он получит :)   Как правило, данный выбор навсегда определяет судьбу Героя и, единожды совершенный, не может быть изменен. 
 
сторителлинг: 22 способа ввести главного героя в сюжет

...вот, собственно, и всё - 22 дебютные ситуации, с помощью которых можно ввести Главного Героя в повествование. Конечно, в  большей степени эти ситуации пригодны для приключенческих жанров (в самом широком смысле - фэнтези, боевики, детективы и т.п.), но после некоторого "допиливания" (в смысле, творческого переосмысления :))) могут быть использованы и в текстах других жанров. 


...И ещё... Друзья! Т.к. многие посты пишутся мною в режиме "бегом-бегом-ещё быстрее бегом" :) , то я буду крайне благодарен за конструктивные дополнения по теме. 

Например, если у кого-то из читателей есть в оперативной памяти примеры книг/фильмов, иллюстрирующих перечисленные дебютные ситуации - прошу написать в комментариях к заметке! 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий