воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Как я планирую неделю и почему отказался от негуМАННого еженедельника

Помнится, мне очень понравилась книга Игоря Манна "Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь" (здесь моя рецензия на неё). И я с большим оптимизмом и энтузазизмом :)) встретил продолжение - "Еженедельник Номера 1. Путь к цели".  

Я начал использовать "Еженедельник Номера 1" в декабре 2015 года.  В течение декабря 2015 - января 2016 я заполнил все его стратегические разделы; и с середины января 2016 стал использовать для еженедельного планирования. Сначала еженедельник произвёл на меня приятное впечатление, о чём я и написал в моей рецензии на него. К рецензии был замечательный ироничный комментарий Юрия Васильченко о том, что система получилась слишком громоздкая, и что пользоваться ею регулярно сможет только какой-то ну очень продвинутый сверх-человек :)). Порешили, что таким сверх-человеком-подопытным-кроликом буду я :).  

Я использовал "Еженедельник Номера 1" полгода, до начала июля 2016 года. Итоги: 

Еженедельник Номера 1 Игоря Манна оказался очень громоздким и неудобным в использовании :((

1) Система действительно ОЧЕНЬ громоздкая, я задолбался заполнять все эти многочисленные пункты!  Например, Питер Брегман считает, что ежедневная работа с планом не должна занимать более 18 минут. По моему глубокому убеждению, это вообще должно быть не более 10-15 минут в день; и до получаса в субботу-воскресенье, когда составляется и уточняется план на следующую неделю. "Еженедельник Номера 1" отнимал у меня 30-40 минут в день; а вот при подведении квартальных итогов и планировании нового квартала легко можно было зависнуть на полдня :(. 

Но это ещё не самое страшное... 


2) Появилось много сомнений в экологичности предлагаемой модели "Номера 1" (отраслевое лидерство имеет огромную профессиональную/нишевую специфику; поэтому нет смысла делать ВСЁ, что предлагает Манн). Иногда это вообще напоминало какую-то разводку для лохов :)). Поясню. 

Чужие модели успеха повторить невозможно, надо искать свои собственные. Пока вы тужитесь, пытаясь выполнить все пунктики, чтобы внедрить в свою жизнь "чудо-систему Номера 1", этот самый Номер 1 хитро улыбается и идёт уже совсем другим путём. Получается такая дымовая завеса: пока люди "живут по системе", настоящий лидер ломает все правила и создаёт собственную "систему" под свои задачи и под свои условия. Гонка за лидером - очередной вариант "крысиных бегов", который в лучшем случае сделает вас Номером 2, но никак не Номером 1.  

3) Даже если не вестись на всю эту рекламную пургу про "Номера 1", а воспринимать "Еженедельник" просто как инструмент для саморазвития, то складывается впечатление, что инструмент этот был слеплен на скорую руку из разных техник, которые являются избыточными или даже противоречат друг другу. "Навороченность" еженедельника производит впечатление, но вот в работе он явно не удобен.  

И вообще закладываются нехорошие мысли, что господин Манн этот самый "Еженедельник Номера 1" дольше недели в своей собственной жизни не использовал :((. А сам "Еженедельник" был сконструирован "в пробирке" просто как дополнительная монетизация книги "Номер 1". Мне вот лично было бы интересно хотя бы одним глазком взглянуть на какие-нибудь черновики / сканы / фотографии "Еженедельника Номера 1", когда он не был ещё оригинал-макетом издательства, а когда он был в черновом (рукописном) варианте и в личном пользовании Игоря Манна. Что-то я сомневаюсь, что такое мы когда-нибудь сможем увидеть...  И особенно интересно, сколько месяцев/лет Игорь этот самый еженедельник использовал, перед тем как отдать его для публикации.  

Вывод: стоит ли вообще использовать новую систему, которая искусственно слеплена из отдельных рабочих элементов, но в целостном виде никогда ранее не применялась?!  /М.б. конечно и стоит :) Тут уж каждый "сам себе экстремал" :)) Но будьте готовы, что "кентавры" - искусственно созданные системы - не работают!/. 

*   *   * 

По существу... Буду говорить только про блок еженедельного планирования. Вот вам картинка номер один: 

Планирование привычек и навыков - зачем три элемента планирования, когда достаточно одной таблички?!

На мой взгляд, здесь совершенно нелогичным образом идёт "умножение сущностей". "Занятия спортом" - это не разовое мероприятие, а полезная привычка. Следовательно, физическую активность надо планировать как регулярную в таблице "Полезные привычки". 

Аналогичная история с "полезными навыками": чтобы навык сформировался, закрепился и автоматизировался - его надо регулярно тренировать! Автоматизированный навык - это и есть регулярная привычки. Т.е. и навыки нужно планировать в таблице "Полезные привычки"! 

Т.е. в "Еженедельнике Номера 1" на этом развороте вместо одной таблички мы получаем аж целых три - каждая из которых требует отдельного внимания и затрат времени. Ни фига не рационально, и не продуктивно :(( 

На следующей половинке недельного разворота - вообще винегрет :(. М.б. и не винегрет, но бесполезные лично для меня вещи. Например, "3 новых анекдота или истории". Понимаю, что для "артистов разговорного жанра" :)) всгда нужно иметь под рукой какие-нибудь шутки юмора, чтобы развлекать публику. Я не коллекционирую анекдоты, но собираю подходящие цитаты, факты, поговорки, определения, кейсы и т.п. Большинство из них явно длиннее тех трёх строчек, которые отведены для этого в "Еженедельнике Номера 1". Кроме того, всю эту мелочевку ("заготовки оратора" или бизнес-спикера) гораздо удобнее хранить в отдельной картотеке, имеющей удобную маркировку/навигацию.  А вот создавать такую коллекцию внутри еженедельника вряд ли удобно. 

"3 спасибо" - для меня выражение благодарности является частным навыком в рамках нетворкинга. Делать под него отдельные строки тоже не вижу смысла. И, кстати, почему три? Если рассматривать выражение благодарности шире, чем благодарность кому-то конкретному (благодарить можно Бога, Небо и Землю, Солнце, Природу и проч.), то почему бы не практиковать эту полезную привычку каждый день? Тогда надо бы "7 спасибо"! 

"1 важное знакомство" - пункт, имеющий мало смысла. Да, бывают "важняки" с которыми я знакомлюсь целенаправленно в рамках каких-то конкретных проектов. Но, как правило, самые важные и продуктивные отношения получаются как результат неожиданных знакомств и случайных контактов, оценить "важность" которых на начальных этапах отношений просто невозможно! Т.е. на самом деле ценны ЛЮБЫЕ знакомства, и часто вовсе не те, которые мы планируем как "важные" :).  

И, кстати, если вы публичный человек, то в течение недели может состояться не "1 важное знакомство", а 10, 30, а то и несколько сотен!  Хранить их контакты и информацию о них гораздо удобнее с помощью специализированных сервисов (я использую Memiana); а для планирования нетворкинга и проектного сотрудничества лучше использовать интеллект-карты или карты стейкхолдеров. 

"1 новая книга и с кем её обсудить" - ну это вообще смешно :(. Я читаю 2-3 книги в неделю, и моя работа с книгой гораздо разнообразнее, чем "обсудить". Это может быть и конспект, и интеллект-карта, и главное - практические задачи и решения на основе прочитанного (например, с помощью алгоритма ИВД). 

В качестве общего вывода: под мою систему еженедельного планирования и самоорганизации  "Еженедельник номера 1" подходит плохо :(.  Возможно, для кого-то он будет и удобен, но после полугода мучений применения сложилось чёткое впечатление, что инструмент монструозный и не особо полезный.  /Очень, кстати, было бы интересно узнать, удалось ли хоть кому-то - кромие И.Манна, конечно :)) - с помощью именно данной системы стать "Номером 1" и в чём именно?/. 

*   *   * 

В итоге на чем я остановился? Сделал что-то вроде простенького bullet journal :)  Сначала долго собирал идеи (на соответствующей доске в Pinterest ;)), как можно оформить еженедельник, и в итоге получилось вот что (чтобы увеличить картинку, кликните на ней): 

Моя система недельного планирования - всё только самое необходимое!

Сначала пару слов об устройстве моего еженедельника. Это кольцевой скоросшиватель формата А5, что по моему мнению очень удобно - т.к. еженедельник получается компактный и практически вечный. Достаточно лишь убирать исписанные листочки и вставлять новые. Я использую разноцветные бумажные блоки: 

1) В начале еженедельника идёт жёлтый блок. Жёлтые листочки - это заметки с переговоров, деловых встреч, проектных групп и т.п. Принцип такой: одна встреча = одна страница. Вверху страницы обязательно указывается дата и название встречи/проекта. Т.к. странички легко переставляются, то в долгосрочных проектах я собираю вместе все странички/записи по проекту; а один большой проект отделен от другого закладкой. 

2) Следом идёт белый блок. Это блок еженедельного планирования, который вы видите на рисунке выше. Чуть далее я его распишу подробно.  

3) Далее следует красный блок. Это стратегические/долгосрочные задачи. Планы больших проектов. "Хотелки", мечты, практические идеи. Представлены в виде списков (в т.ч. чек-листов), графиков и/или интеллект-карт. Сюда же попадают схемы-алгоритмы всяких жёстких рутин. Например, последовательность упражнений, которые я делаю в качестве физической разминки :). В качестве примера "списка практических идей" могу назвать список тем будущих постов для моего блога. 

4) Зелёный/синий блок. Аналитика, рефлексия, теоретические и мировоззренческие идеи, озарения, сновидения, восхищения, жизненные уроки, самокритика, интересные и неожиданные факты и т.п. В общем, это такое "место творческого хаоса" :). Это обрывочные записи, схемы, иногда рисунки. Эта странная подборка очень помогает мне генерить новые идеи и выходить из творческих тупиков :). 

5) Фиолетовый блок. Важные контакты, справочная информация.

Теперь подробнее о белом блоке. Левый разворот - это (1 - выделено красным) Дела, встречи, задачи, которые планируются на каждый день недели. Я взял за основу принцип Agile Results, согласно которому, в день должно быть выполнено три ключевых задачи. То есть я принципиально стараюсь не планировать на день более трёх задач (+1 резервная). Разумеется, задачи должны быть достаточно масштабными и значимыми. 

Дела и встречи, жёстко привязанные к определенному времени я обозначаю окружностью; мои персональные задачи (которые я могу планировать гибко) обозначаю квадратом. Если дело/задача выполнены полностью, то окружность/квадрат полностью заштриховываются. Если частично, то штрихуется только половина окружности/квадрата. 

Листочек, который вы видите выше, был отсканирован почти месяц назад, поэтому жёстко запланированных встреч (нарисованы окружности) там немного. А мои задачи (квадратики :)) я обычно планирую в выходные перед новой неделей. Поверьте, заполняется в итоге всё довольно плотно :).

Если задача отменяется, то знак перечеркивается крестом; если переносится на другой день, то я рисую стрелку на тот день. В общем, это довольно стандартные для bullet journal обозначения :) Добавлю лишь, что я, как сторонник минимализма, принципиально старался использовать минимальное (но достаточное) разнообразие символов-обозначений для планирования. И ещё я отказался от использования разных цветов, т.к. далеко не всегда удобно таскать с собой набор разноцветных ручек :). 

В настоящее время я работаю на 100% в качестве фрилансера. Не могу сказать, что наступили совсем уж голодные времена :), но финансы потребовали особенного внимания. Поэтому каждый день (см. 2.1. - выделено зеленым) обязательно записываются расходы (сумма, план/неплан, на что) и денежные поступления (за что). В конце недели (2.2. - выделено зеленым) обязательно подсчитывается общая сумма доходов (знак "+"), расходов (значок "-"), итоговый результат с плюсом или минусом (буква "и"), и (если были ;)) сделанные инвестиции (буква "н"). Для инвестиций краткое указание, куда/во что были вложены средства. 

Чтобы не потерять общий вектор движения к стратегическим целям, я формулирую три ключевые цели/задачи на всю неделю (3 - выделено красным). Цели формулируются как ощутимый/измеримый результат, который реально достижим именно в горизонте недели. Квадратики справа штрихуются, если результат получен. Если результат не получен, переношу цель на следующую неделю и иду заниматься самоанализом и самокритикой в зелёном/синем блоке :))

Четвёртый элемент еженедельного планирования (4 - выделено фиолетовым) - это простенькая табличка, предназначенная для контроля формирования/закрепления полезных навыков/умений/привычек. В настоящее время у меня в работе пять основных привычек, плюс одна дополнительная. Если вдруг кому интересно, кратко опишу :) 

1. Физо - ежедневные занятия физкультурой/спортом. Я чередую силовые занятия в зале (тренажёры, железо) и кардио (ходьба, бег). Если по каким-либо обстоятельствам у меня нет возможности пойти в зал или бегать, у меня есть свой домашний "физкультурный комплекс" :), в основном составленный из йогических асан. 

2. Ин.яз - ежедневные занятия английским и/или немецким. 

3. Учёба - в течение недели один обучающий очный или онлайн курс/семинар/вебинар. Тематика курса выбирается исходя из актуальных стратегических, трудовых или жизненных задач. Например, это может быть и что-то узко-специальное по психологии или по бизнесу, или что-нибудь общеразвивающее :). Важное уточнение: даже если я вписываюсь в долгосрочные обучающие программы, правило "одна неделя - один курс" всё равно не должно нарушаться! Т.е. паралелльно с долгосрочным проектом я просто выбираю и изучаю курс объёмом поменьше, например, вебинар на пару часов. 

4. Рисование - я, конечно, художник на известную букву :)), но попыток научиться рисовать и "набить руку" не оставляю. Обычно выделяю в течение недели 3-4 дня на рисование хотя бы по 1 часу в день. 

5. Нетворкинг, PR - в течение недели я должен установить не менее 3-5 контактов с "полезными" :)) людьми. Речь идёт как об установлении новых контактов, так и поддержании ("освежении" :)) старых. В категорию "полезных" людей обязательно попадают журналисты и общественники. Поэтому сверхзадача: продвигать себя через взаимовыгодное сотрудничество с журналистами, и с помощью участия (как правило бесплатного) в различных интересных общественных проектах/инициативах. 

6 . Порядок - это дополнительная привычка, связанная с расхламлением и наведением порядка в быту, в компьютере, в отношениях и т.п. У меня здесь есть свои ежедневные/еженедельные рутины а-ля "флайледи" :)), которых я стараюсь придерживаться. Но скажу честно, что это именно "запасная" привычка, которой я жертвую, если не хватает времени на запланированные задачи. Или наоборот, которую вовсю использую, когда вдруг меня посещает муза прокрастинации :). 

Как правило, выполнение привычки отмечаю "плюсиком", иногда кратко добавляя какую-нибудь важную информацию. Например, в "физо", если у меня "день бега", то кроме плюсика я указываю количество километров (не бегаю на время, поэтому только км.).  Слева также есть графа "примечания", куда также заносится всякая полезная информация. Например, я экспериментирую с изучением языка: бывает, я чередую "английскую неделю" с "немецкой неделей", а бывает, что оба языка всю неделю изучаются вместе. Тестирую разные схемы :). 

Также у меня есть три регулярные еженедельные задачи (5 - выделено оранжевым), которые просто должны быть выполнены :). Можно считать их "рабочими рутинами".  Две из них - это моя работа в качестве контент-менеджера и администратора групп в соц.сетях. Одна из них (правая) - это написание и публикация регулярного выпуска моей рассылки по саморазвитию "Как стать лучшей версией себя?" ИЛИ поста в блоге (обозначено " Б / Р " и актуальная задача обведена кружком ; т.е. в конце недели, 2-3 декабря ждите очередной выпуск моей рассылки :)). 

И последний элемент еженельного планирования (6 - выделено синим) - это книги, которые я планирую прочесть в течение данной недели. Обычно планирую две книги: одна из них "для дела" (имеет отношение к моим профессиональным интересам и задачам), а другая "для удовольствия" (художественная).   Общий список книг "к прочтению" у меня существует в электронном (в Wiznote) и в бумажном (в красном блоке еженедельника) виде. Я его просматриваю в конце недели, подбирая книги для чтения на следующей неделе. Также обратите внимание, что справа от первой книги (которая "для дела") у меня нарисованы два квадрата: первый индикатор того, что книга просто прочитана (+краткие выписки), а вот второй (если заштрихован ;)) указывает на то, что по книге был сделан визуальный конспект, интеллект-карта, презентация и т.п. (то есть книга была переработана в какой-то интеллектуальный продукт). 
 
*   *   * 

Вот такой вот авторский bullet journal - еженедельник у меня получился. Прошу не судить строго, так как я не претендую на то, чтобы осчастливить человечество и сделать всех и каждого "Номер 1" :))) - я всего лишь разработал удобный для своей фрилансерской жизни инструмент еженедельного планирования.  Надеюсь, что понятно объяснил логику его создания и использования. Инструмент получился очень минималистичный (только то, что мне действительно необходимо), и требует буквально 10-15 минут в день для работы с ним. 

При желании вы легко сможете разработать что-то подобное с учётом вашего образа жизни, особенностей работы, формируемых привычек и т.п.  И, как сказал великий классик тайм-менеджмента :)) Сергей Калинин в своей нетленной книге "Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем":  "Лучшие методы управления временем - это методы, удобные лично для вас". То же самое в полной мере относится и к системе еженедельного планирования! 

PS  Прощай, негуМАННый "Еженедельник Номера 1". Покойся с миром! :) 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



7 комментариев:

  1. Спасибо за статью. Утащил некоторые интересные идеи для себя.

    ОтветитьУдалить
  2. Здоровски. Просто читал СВОИ мысли и наработки. Есть отступления и нюансы, но в целом привязка ко времени работы с еже... - главный критерий степени его детализации. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Максим, классно, что во многом совпадаем! Значит, такой подход к планированию не случаен.
    Благодарю за комментарий, и успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. https://www.dropbox.com/s/ojar63xhexseu9y/IMG_20170815_163545.jpg?dl=0 это выработанный минимальный набор для недельной странички. Нижняя часть для отображения планов в стиле графика Ганта, верхняя для хотелок и тд на эту неделю. Верхняя формируется из анализа активных проектов по методике GTD (до 70 шт. на ближайшие 3 мес.). Выделяю три главных задачи на неделю (слева). Иногда честно говоря больше. И одну нарабатываемую привычку (период 30-40 дней) и иногда поддерживаемую. Сейчас курево и эффективное утро. О чем думаю и не могу прийти пока к единству - нужно ли выбирать из активных проектов 50-70-ти активные для планируемой недели (10-20) и перечитывать утром только их. Или перепросматривать весь перечень активных проектов. Тоже все упирается во время. Вроде бы эффективнее освежать и держать в голове все активные (чтобы по пути их потихоньку отрабатывать/"вентилировать"), но по времени и практичности даже отобранные читаю не каждое утро. В общем для неритмичной жизни в плане времени, настроения, энергичности, и тд - согласен, что лучше не нагромаждать и не усложнять рутиной, но "иметь в виду" возможность локально развернуть глубже планирование в моменты с острой необходимостью либо в редкие но долгожданные моменты "энтузизизма".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, по-моему у вас очень классный вариант ежедневника получился! Мне кажется, особенно верным подход с фокусировкой на небольшом количестве задач (3 на неделю) и привычек (1 формируемая + 1 поддерживаемая).

      По поводу перепросмотра проектов... Понятно, что это взято из "Автофокуса", и в этой системе Форстер рекомендует еженедельно перепросматривать ВСЕ проекты (даже если их несколько десятков-сотен). Но мне кажется, что лучше использовать более гибкий подход, т.е. сужать фокус внимания на 5-15 проектах и концентрировать усилия на них. Но эти 7-15 проектов лучше перепросматривать хотя бы 1 раз в неделю (но можно и каждое утро :)).

      Удалить
  5. Отличный подход к планированию. И отличная идея сделать листы в папку с кольцами. Ваш вариант мне помог не покупать еженедельник номер 1. Даже не смотря на то что я прочитал книгу.

    Для себя сделал еще проще. Разлиновывать листы на каждую неделю не совсем удобно. Сделал себе шаблон в Word и распечатал на принтере 54 листа. Готово !

    оставил несколько пустых строк на всякий случай.
    Теперь осталось только галочки ставить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, что разлиновывать листы вручную - то ещё удовольствие)) Хотя знаю фанатов bullet journal, которые превращают эту задачу из технической в художественную - добавляют к разлиновке всякие красивые узорчики и картинки))

      Я сейчас тоже сделал шаблон (правда, не в Word'е, а в Corel Draw), так действительно удобнее!

      Удалить