Недавно разбирал переписку с читателями моей рассылки "Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых". Несколько месяцев назад у меня была очень любопытная дискуссия с одним из читателей (Илья, привет! Я очень благодарен за Ваши мысли! ;)).
Дискуссия развернулась после 006 выпуска рассылки, посвященного духовности. Илья в целом справедливо упрекнул меня в том, что я понимаю духовность несколько однобоко, как измененные состояния сознания ("пиковые переживания") и далее как практики и ритуалы, возникшие в рамках различных религий. И назначение этих практик - помочь нам заново пережить эти самые "пиковые переживания". В целом при таком понимании получается, что "духовность" - это очередной "опиум для народа" :)). Сидишь, ловишь ИСС, балдеешь :)
Разумеется, я далёк от такого упрощения, и понимаю духовность как комплексный, системный феномен. ИСС - это, если можно так сказать, "наглядная демонстрация" того, что человек - это нечто большее, чем рамки обыденного сознания. ИСС - это своего рода первый, стартовый "дорожный указатель", который подталкивает человечество к познанию своих "глубин" и "высот".
"Пиковые переживания" отличаются от нашего обыденного опыта. Это как бы знакомство, первая встреча нашего сознания с чем-то более ценным и масштабным, чем мы сами. Мы можем как принять это знакомство, так и отказаться от него.
Духовность существует столько, сколько существует человек и человеческая культура. Разумеется, за это время сформировались устойчивые духовные традиции (в т.ч. религиозные) и практики, которые нельзя игнорировать. При этом изучение традиционных духовных практик вполне можно совместить и со своими собственными духовными экспериментами :).
Я абсолютно согласен с Ильёй, что существует неисчислимое количество форм духовности и духовных практик, и что каждый из нас вполне может найти свой собственный уникальный "путь духовности". Мне также близка точка зрения Кейса Вааймана, который выделил более 50 форм духовности :). Или, к примеру, подход Андре Конт-Спонвиля, который считает, что для современного человека основной является "светская духовность", которая может принимать множество форм, даже бытовых!
В рассылке (не отрицая многообразия форм духовности) я только хотел обозначить границу между "духовным" и "не-духовным". При этом я намеренно хотел ограничиться минимумом критериев, дающих такие различия. Как мне кажется, первый критерий "духовного" - всё-таки возможность "подключения" к ИСС, точнее к "пиковым переживаниям". А второй критерий - это полезная деятельность, направленная на реализацию "высших ценностей". Хотя я не отрицаю, что таких критериев вполне может/должно быть больше двух ;) .
* * *
Собственно, к чему я вспомнил эту дискуссию про многообразие человеческой духовности? :)) . У нас на работе, чтобы посетители не скучали, лежит россыпь всяких разных журналов по психологии. Ожидая очередного клиента :), я взял полистать "Психологию (PSYCHOLOGIES)" № 108 за апрель 2015 года. И там на страницах 76-79 обнаруживаю - что бы вы думали?! - самый настоящий "тест на духовность"! :))
Если серьёзно, то автором теста является французско-бельгийский психолог Моника Тибергиен (Monique Tiberghien). Моника Тибергиен входит в Европейский реестр трансперсональных психологов; проводит в разных европейских странах (в основном в Бельгии) семинары по "исцелению с помощью ритмов" (дыхательных, музыкальных и проч.). Дама возрастная (54 года), кое-где о ней пишут, что она чуть ли не один из лидеров трансперсональной психологии в Европе.
Но увы! :(( То ли я плохо гуглил, то ли она чистый практик (и не оставляет текстовых следов в сети), но информации о ней крайне мало :((. Поэтому мои попытки найти первоисточник (где этот самый "тест на духовность" был опубликован в серьёзной научной литературе) провалились.
Поэтому научность теста под большим вопросом. Но в его основе также лежит идея, что существуют как минимум 4 типа персональной духовности. При этом человек, у которого развит какой-то один тип духовности вполне может не понимать и не принимать духовность другого типа.
Вот кратко эти четыре типа:
1. Духовность как инструмент личностного роста и развития.
2. Духовность как следование нравственному принципу (кантовскому категорическому императиву ;)).
3. Духовность как поиск и обретение мистического опыта (т.е. тех самых ИСС).
4. Духовность как обретение безопасного убежища (мира и покоя в душе, утоления всех печалей). При этом четвертый путь наиболее близок к традиционному религиозному, где предполагается обретение "бога-защитника".
Выделенные четыре типа лично мне кажутся вполне разумными. И, как мне кажется, я встречал в жизни ярко выраженных представителей отдельных типов. Поэтому вдвойне интересно было опробовать данный тест на себе :)). По каждому из типов можно набрать от 0 до 12 баллов. У меня получилось:
1. Духовность как инструмент личностного роста = 10 баллов
2. Духовность как следование нравственному принципу = 10 баллов
3. Духовность как поиск и обретение мистического опыта = 8 баллов
4. Духовность как обретение безопасного убежища = 2 балла
Более подробное описание типов см.ниже , но от себя скажу, что полученные результаты в целом соответствуют мои представлениям о самом себе :)). Разве что немного удивил довольно высокий балл по "мистическому опыту", т.к. вроде переболел этим (ИСС) ещё в молодости :). И да: я уважаю религиозных людей, но сам вряд ли приемлю идею о том, что "придёт кто-то большой и сильный, и всех нас спасёт".
В целом тест мне понравился! Особенно хороши рекомендации по результатам, где описаны преимущества и риски для каждого из типов. В общем - тестируйтесь, пробуйте!
Я буду особенно благодарен, если в комментариях к этому посту вы напишете свои результаты (можно анонимно), и ваше мнение о том, насколько данные типы духовности вам подходят.
* * *
Тест: Какой тип духовности вам ближе?
Выберите из списка утверждения, с которыми вы согласны (ответ "ДА"). Сколько утверждений каждого типа вы отметили? По каждому из 4 типов духовности можно набрать максимум 12 баллов (минимум - 0 баллов).
ВОПРОСЫ
1) Я часто испытываю потребность в защите.
2) Мне случалось переживать мистический опыт, который полностью менял мое понимание жизни.
3) Я думаю, что религия и духовность - это опиум для народа.
4) Мы живем на земле, чтобы учиться и улучшать себя.
5) Мне не нужны «божественные» объяснения, чтобы придать смысл своей жизни.
6) Я чувствую и знаю, что мы являемся частью иного измерения, более обширного и продвинутого в развитии.
7) С наступлением зрелости духовность стала для меня важнее.
8) Я довольно суеверный человек.
9) Работа над собой занимает центральное место в духовном развитии.
10) Я ощущаю свою связь со всеми живущими.
11) Солидарность и сочувствие не принадлежат исключительно сфере духовности.
12) Я молюсь и медитирую так же естественно, как пью и ем.
13) Мысль о небытии после смерти невыносима для меня.
14) Мне свойственна восприимчивость к символической стороне жизни.
15) Я черпаю смысл и принципы жизни в гуманистических философских учениях.
16) Я верю в чудесные исцеления.
17) У меня часто случаются молниеносные и верные интуитивные прозрения.
18) Мне нравится духовная энергия групповых практик.
19) Я всегда испытываю умиротворение в местах, связанных с религией.
20) Поэзия и музыка - вот мои мистические голоса.
21) Отдаваться на волю высшей силы - детское поведение.
22) Я медитирую, чтобы успокоить свой разум и открыть свое сердце.
23) Сфера духовного открывает простор для всевозможных манипуляций.
24) Порой мне хочется уменьшить свою способность к эмпатии, чтобы не так сильно чувствовать чужие страдания.
25) Я регулярно занимаюсь духовными практиками, и это для меня важно.
26) Духовность служит мне одновременно компасом и оградой, не подпускающей к пропасти.
27) В трудных ситуациях я прошу небо о помощи.
28) Я смотрю на смерть как на второе рождение.
29) Моим девизом могло бы быть «Ни Бога, ни господина».
30) Я говорю себе, что мы, люди, не представляем из себя ничего особенного.
31) На природе (особенно в одиночестве) я чувствую себя как в соборе.
32) Духовность должна всегда оставаться личным делом каждого.
33) Я восхищаюсь теми, кто живет насыщенной духовной жизнью.
34) Чтобы изменить мир, надо сначала измениться самому.
35) Я черпаю в различных духовных традициях практики и идеи для работы над собой.
36) Я считаю, что религии ведут себя слишком «по-человечески» и разделяют людей.
37) Я вижу Бога как «доброго родителя».
38) Уметь не цепляться за накопленное и достигнутое - признак большой духовной зрелости.
39) Прежде всего я верю в человека.
40) Говорить с Богом для меня естественно, и мне не нужны никакие посредники.
41) Я молюсь, чтобы поблагодарить, выразить свою признательность.
42) Духовные поиски превращаются в поиски своего эгоистического счастья.
43) Я верю, что в испытаниях есть смысл, и надо смириться с тем, что этот смысл ускользает от нашего понимания.
44) Мне не нужны духовные основания, чтобы отдавать, защищать и делиться.
45) Духовность - способ стать теми, кто мы есть на самом деле.
46) Я думаю, что духовность служит прежде всего для того, чтобы задавать ориентиры.
47) Чтобы добраться до своей доли света, надо принять свою долю тени.
48) У Если есть рай после смерти, тем лучше. Если нет, ну и ладно.
Ключ к тесту:
Тип духовности
|
1. Инструмент
|
2. Нравственный принцип
|
3. Мистика
|
4. Убежище
|
№№ вопросов
|
4, 7, 9, 14, 18, 22, 26, 34, 35, 38, 45, 47
|
3, 5, 11, 15, 21, 23, 29, 32, 39, 42, 44, 48
|
2, 6, 10, 12, 17, 20, 24, 28, 31, 36, 40, 43
|
1, 8, 13, 16, 19, 25, 27, 30, 33, 37, 41, 46
|
Сумма баллов:
|
Описание четырёх типов персональной духовности
1 тип: духовность как Инструмент развития
Фигура, которая вас вдохновляет: основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг
Ваша настольная книга: Калил Джебран «Пророк» (София, 2008)
Ваше стремление: обрести внутренний покой, придать смысл жизни, выбраться из ситуации одиночества или неудачи, развить и использовать свой потенциал - все эти мотивации присущи тем, кто выбирает духовный путь для личностного развития. Это может быть знакомство с духовными практиками (йога, дзен, шаманизм и так далее), медитации, молитва, особые режимы питания и способы лечения. Все это должно помочь вам стать собой и сделать отношения с другими более осмысленными и гармоничными. Верить или не верить в Бога - не главный для вас вопрос.
Вы полагаете, что существует высший разум, который вы не называете по имени, и мы - плод этого высшего разума и в то же время его соработники. Вас волнуют вопросы, касающиеся прав человека, окружающей среды, образования, но основное поле вашей деятельности - это вы сами: вы, как Ганди, верите, что, производя сознательные внутренние изменения в себе, можно в конце концов преобразовать мир.
Преимущества: способность сомневаться в себе, обостренное чувство ответственности и открытость - все это позволяет вам избежать категоричности в суждениях.
Риск: зациклиться на своем личностном развитии и превратить духовные искания в искания нарциссические; стать потребителем, который бесконечно перебирает разные методы и терапии и никуда не двигается.
2 тип: духовность как следование Нравственному принципу
Фигура, которая вас вдохновляет: Нельсон Мандела
Ваша настольная книга: Пол Куртц «Новый скептицизм. Исследование и надежное знание» (Наука, 2005)
Ваше стремление: добиться триумфа истины, добра и красоты, не обращаясь к Небесам. «Ни Бога, ни господина» могло бы стать вашим девизом. Ваше кредо - больше справедливости и равенства. Вы верите в человека, в его возможности, его умение сдерживать эгоистические порывы ради совместной жизни с другими. Именно поэтому вас интересует психология, нейронауки, а заодно и философия. Вас волнуют отношения человека с его окружением.
Зато все, что касается незримого и трансцендентного, оставляет вас равнодушным, а порой вызывает недоверие или отторжение. Хотя вы видите разницу между религией и духовностью, для вас оба эти понятия - синонимы наивности, если не манипуляции и обскурантизма. Вам мало мечтать о мире, в котором каждому есть место и где невозможны отношения эксплуатации и господства; ваш идеал находит выражение в повседневном гражданском действии. Преимущества: чувство солидарности и справедливости, участие в практической работе, которая раскрывает сердце и разум и способствует позитивному преобразованию мира. Риск: нетерпимость - ведь материализм и атеизм тоже верования. Безусловное неприятие незримого или не находящего объяснений может довести наиболее убежденных материалистов до того, что они лишатся таких ценных инструментов, как интуиция и воображение
3 тип: духовность как поиск Мистического опыта
Фигура, которая вас вдохновляет: святая Тереза Авильская
Ваша настольная книга: Гитта Маляс «Диалоги с ангелом» (Факт, 2006). /...а вот эту книгу в электронном виде я не нашёл :( Буду очень благодарен, если кто-нибудь поделится! /
Ваше стремление: жить в состоянии сопричастности божественному. Вы испытали то, что Фрейд называл «океаническим чувством», то есть ощущение своей слитности с мирозданием. Возможно, вы ощутили это в ходе экспериментов с измененным сознанием (духовные сны, переживание единства с природой...) или занятий трансперсональными практиками (холотропное дыхание, сновидения в состоянии бодрствования, шаманские путешествия...). Ваше восприятие жизни и других людей после этого изменилось. Сильные или регулярно повторяющиеся мистические переживания часто ведут к глубоким переменам в жизни. Одни меняют профессию, режим питания, место жительства; другие начинают заниматься благотворительной деятельностью или вступают на духовный путь. Во всех случаях для вас главное - «быть», а не «делать» или «иметь».
Преимущества: способность воспринимать трудности и испытания как нечто относительное, богатая внутренняя жизнь, сильная эмпатия, которая рождается из опыта переживания взаимосвязи всего живущего.
Риск: духовная гордыня, зависимость от измененных состояний сознания, неприятие обычной жизни, воспринимаемой как источник фрустрации и ограничений, опасность попасть под власть гуру или быть вовлеченным в секту.
4 тип: духовность как Безопасное убежище
Фигура, которая вас вдохновляет: Амма (Мата Амританандамайи)
Ваша настольная книга: Эйлин Кэдди «Двери во внутренний мир. 365 медитаций из Финдхорна» (Весь, 2011)
Ваше стремление: обрести силу и поддержку в «Боге-родителе», который вас защищает и исцеляет ваши раны. Эта форма духовности, близкая к традиционной религиозности, дающей смысл и утешение, часто проявляется в кризисные моменты. Человек обращается к божественному, когда оказывается в экзистенциальном тупике или испытывает страдание. Чтобы найти или вернуть себе смысл жизни и выдержать испытания, надо опереться на кого-то, кто больше и сильнее тебя.
В большинстве случаев после того как кризис преодолен, духовное измерение постепенно перестает быть значимым. Или же, вырастая из чувства благодарности, оно может стать путеводной нитью, за которой можно следовать в повседневной жизни.
Преимущества: сохранять надежду, несмотря на трудности и испытания, уметь попросить о помощи (а значит, уметь отпускать, не цепляться за то, что есть), адекватно воспринимать себя (без самоуничижения и чрезмерного раздувания своего «Я»), проявлять чуткость к чужим страданиям.
Риск: надолго застрять в положении жертвы. Если наши просьбы и жалобы становятся слишком важными для нас, мы теряем способность задавать себе вопросы, двигаться вперед и отпускать свои страдания,
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
У духовности нет цели. А есть состояние, когда предмет цели, путь к цели, совпадают в тождестве здесь и сейчас в момент переживания. Это называется духовным даром. «Старец спросил меня, позволь я дам тебе духовный подарок, и в тот же момент я ощутил такую душевную сладость, о которой вспоминаю с содроганием».
ОтветитьУдалитьСовременный человек живёт в состояние отложенного счастья, то ему денег мало, то совершенства, то ещё чего. Пребывая в духовности, человек рад не факту обладания чем то, а факту существования в духовном, это его радость и смысл. Виктор Ставрополь.
Виктор, возможно... "Духовность" - это нечто, имеющее тысячи лиц и имён. По моему мнению, люди подобны радиоприёмникам, настроенным на какой-то узкий спектр радиоволн - т.е. каждому из нас духовность приоткрывается какой-то своей отдельной стороной. Это как тем самым слепым мудрецам, которые ощупывали слона...
УдалитьПоэтому "единственно правильных" описаний духовности нет и быть не может. Все описания имеют какой-то изъян и все они взаимодополняют друг друга.
То понимание "духовности", которое вы предлагаете, восходит к традиции не-дуальности (Единого). Оно вполне допустимо, но также имеет свой изъян :) Дело в том, что на уровне Единого все перечисленные понятия и категории ("духовность", "цель", "счастье", "существование" и др.) теряют свой смысл, растворяются в Едином.
Мне же (как и большинству современников наверное) "духовность" интересна как операционное понятие - т.е. именно как Путь к не-дуальному.
Это факт, что каждый из нас зрит на мир и себя из «подводной лодки» собственного когнитома. У Вас Сергей, понятие духовности имеет очень выраженный интеллектуальный оттенок. Это философия духовности, но не сама (по моему) духовность. Tеофагия, как факт субъективного, полного отождествления с предметом поклонения позволяет войти в это понятие. Виктор.
УдалитьНевозможно отделить Дух от тела. И духовность выделить невозможно. Можно только создать представление о духовности, что собственно мы все и делаем, погружаясь в "духовность", и каждый по-своему разумению. А на самом деле, без каких-либо представлений и умозаключений о духовности все пребывают в ней все равно. И тогда вопрос целесообразности возникает элементарный: чего о ней думать то? Не лучше ли жизнь жить, ведь все включено уже.
ОтветитьУдалитьДык... И не думайте :)
УдалитьВнепонятийное знание прекрасно! (Если только оно "знание" :))
...в любом случае это лучше, чем думать о том как не думать (о духовности, например)...
PS Как спросила бы одна моя знакомая блондинка: "Что, и даже Гитлер в ней пребывает?!" :))