пятница, 25 декабря 2015 г.

Четыре типа персональной духовности

Недавно разбирал переписку с читателями моей рассылки "Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых". Несколько месяцев назад у меня была очень любопытная дискуссия с одним из читателей (Илья, привет! Я очень благодарен за Ваши мысли! ;)). 

Дискуссия развернулась после 006 выпуска рассылки, посвященного духовности. Илья в целом справедливо упрекнул меня в том, что я понимаю духовность несколько однобоко, как измененные состояния сознания ("пиковые переживания") и далее как практики и ритуалы, возникшие в рамках различных религий. И назначение этих практик - помочь нам заново пережить эти самые "пиковые переживания". В целом при таком понимании получается, что "духовность" - это очередной "опиум для народа" :)). Сидишь, ловишь ИСС, балдеешь :)  
 
Есть много форм и видов человеческой духовности. Пути духовного развития неисчерпаемы!
 
Разумеется, я далёк от такого упрощения, и понимаю духовность как комплексный, системный феномен. ИСС - это, если можно так сказать, "наглядная демонстрация" того, что человек - это нечто большее, чем рамки обыденного сознания. ИСС - это своего рода первый, стартовый "дорожный указатель", который подталкивает человечество к познанию своих "глубин" и "высот".  


"Пиковые переживания" отличаются от нашего обыденного опыта. Это как бы знакомство, первая встреча нашего сознания с чем-то более ценным и масштабным, чем мы сами. Мы можем как принять это знакомство, так и отказаться от него. 

Духовность существует столько, сколько существует человек и человеческая культура. Разумеется, за это время сформировались устойчивые духовные традиции (в т.ч. религиозные) и практики, которые нельзя игнорировать. При этом изучение традиционных духовных практик вполне можно совместить и со своими собственными духовными экспериментами :). 

Я абсолютно согласен с Ильёй, что существует неисчислимое количество форм духовности и духовных практик, и что каждый из нас вполне может найти свой собственный уникальный "путь духовности". Мне также близка точка зрения Кейса Вааймана, который выделил более 50 форм духовности :). Или, к примеру, подход Андре Конт-Спонвиля, который считает, что для современного человека основной является "светская духовность", которая может принимать множество форм, даже бытовых! 

В рассылке (не отрицая многообразия форм духовности) я только хотел обозначить границу между "духовным" и "не-духовным". При этом я намеренно хотел ограничиться минимумом критериев, дающих такие различия. Как мне кажется, первый критерий "духовного" - всё-таки возможность "подключения" к ИСС, точнее к "пиковым переживаниям". А второй критерий - это полезная деятельность, направленная на реализацию "высших ценностей".  Хотя я не отрицаю, что таких критериев вполне может/должно быть больше двух ;) .

*   *   *

Собственно, к чему я вспомнил эту дискуссию про многообразие человеческой духовности?  :)) . У нас на работе, чтобы посетители не скучали, лежит россыпь всяких разных журналов по психологии. Ожидая очередного клиента :), я взял полистать "Психологию (PSYCHOLOGIES)" № 108 за апрель 2015 года.  И там на страницах 76-79 обнаруживаю - что бы вы думали?! - самый настоящий "тест на духовность"! :)) 

Если серьёзно, то автором теста является французско-бельгийский психолог Моника Тибергиен (Monique Tiberghien). Моника Тибергиен входит в Европейский реестр трансперсональных психологов; проводит в разных европейских странах (в основном в Бельгии) семинары по "исцелению с помощью ритмов" (дыхательных, музыкальных и проч.).  Дама возрастная (54 года), кое-где о ней пишут, что она чуть ли не один из лидеров трансперсональной  психологии в Европе.
Но увы! :(( То ли я плохо гуглил, то ли она чистый практик (и не оставляет текстовых следов в сети), но информации о ней крайне мало :((. Поэтому мои попытки найти первоисточник (где этот самый "тест на духовность" был опубликован в серьёзной научной литературе) провалились. 

Поэтому научность теста под большим вопросом. Но в его основе также лежит идея, что существуют как минимум 4 типа персональной духовности. При этом человек, у которого развит какой-то один тип духовности вполне может не понимать и не принимать духовность другого типа. 

Вот кратко эти четыре типа: 

1. Духовность как инструмент личностного роста и развития.
2. Духовность как следование нравственному принципу (кантовскому категорическому императиву ;)).
3. Духовность как поиск и обретение мистического опыта (т.е. тех самых ИСС). 
4. Духовность как обретение безопасного убежища (мира и покоя в душе, утоления всех печалей). При этом четвертый путь наиболее близок к традиционному религиозному, где предполагается обретение "бога-защитника". 

Выделенные четыре типа лично мне кажутся вполне разумными. И, как мне кажется, я встречал в жизни ярко выраженных представителей отдельных типов.  Поэтому вдвойне интересно было опробовать данный тест на себе :)).  По каждому из типов можно набрать от 0 до 12 баллов. У меня получилось: 

1. Духовность как инструмент личностного роста = 10 баллов
2. Духовность как следование нравственному принципу = 10 баллов
3. Духовность как поиск и обретение мистического опыта = 8 баллов
4. Духовность как обретение безопасного убежища = 2 балла 

Более подробное описание типов см.ниже , но от себя скажу, что полученные результаты в целом соответствуют мои представлениям о самом себе :)). Разве что немного удивил довольно высокий балл по "мистическому опыту", т.к. вроде переболел этим (ИСС) ещё в молодости :).   И да: я уважаю религиозных людей, но сам вряд ли приемлю идею о том, что "придёт кто-то большой и сильный, и всех нас спасёт". 

В целом тест мне понравился! Особенно хороши рекомендации по результатам, где описаны преимущества и риски для каждого из типов. В общем - тестируйтесь, пробуйте!
 
Я буду особенно благодарен, если в комментариях к этому посту вы напишете свои результаты (можно анонимно), и ваше мнение о том, насколько данные типы духовности вам подходят.

*   *   *

Тест: Какой тип духовности вам ближе?

Выберите из списка утверждения, с которыми вы согласны (ответ "ДА"). Сколько утверждений каждого типа вы отметили? По каждому из 4 типов духовности можно набрать максимум 12 баллов (минимум - 0 баллов).  

ВОПРОСЫ

1) Я часто испытываю потребность в защите.

2) Мне случалось переживать мистический опыт, который полностью менял мое понимание жизни.

3) Я думаю, что религия и духовность - это опиум для народа.

4) Мы живем на земле, чтобы учиться и улучшать себя.

5) Мне не нужны «божественные» объяснения, чтобы придать смысл своей жизни.

6) Я чувствую и знаю, что мы являемся частью иного измерения, более обширного и продвинутого в развитии.

7) С наступлением зрелости духовность стала для меня важнее.

8) Я довольно суеверный человек.

9) Работа над собой занимает центральное место в духовном развитии.

10) Я ощущаю свою связь со всеми живущими.

11) Солидарность и сочувствие не принадлежат исключительно сфере  духовности.

12) Я молюсь и медитирую так же естественно, как пью и ем.

13) Мысль о небытии после смерти невыносима для меня.

14) Мне свойственна восприимчивость к символической стороне жизни.

15) Я черпаю смысл и принципы жизни в гуманистических философских учениях.

16) Я верю в чудесные исцеления.

17) У меня часто случаются молниеносные и верные интуитивные прозрения.

18) Мне нравится духовная энергия групповых практик.

19) Я всегда испытываю умиротворение в местах, связанных с религией.

20) Поэзия и музыка - вот мои мистические голоса.

21) Отдаваться на волю высшей силы - детское поведение.

22) Я медитирую, чтобы успокоить свой разум и открыть свое сердце.

23) Сфера духовного открывает простор для всевозможных манипуляций.

24) Порой мне хочется уменьшить свою способность к эмпатии, чтобы не так сильно чувствовать чужие страдания.

25) Я регулярно занимаюсь духовными практиками, и это для меня важно.

26) Духовность служит мне одновременно компасом и оградой, не подпускающей к пропасти.

27) В трудных ситуациях я прошу небо о помощи.

28) Я смотрю на смерть как на второе рождение.

29) Моим девизом могло бы быть «Ни Бога, ни господина».

30) Я говорю себе, что мы, люди, не представляем из себя ничего особенного.

31) На природе (особенно в одиночестве) я чувствую себя как в соборе.

32) Духовность должна всегда оставаться личным делом каждого.

33) Я восхищаюсь теми, кто живет насыщенной духовной жизнью.

34) Чтобы изменить мир, надо сначала измениться самому.

35) Я черпаю в различных духовных традициях практики и идеи для работы над собой.

36) Я считаю, что религии ведут себя слишком «по-человечески» и разделяют людей.

37) Я вижу Бога как «доброго родителя».

38) Уметь не цепляться за накопленное и достигнутое - признак большой духовной зрелости.

39) Прежде всего я верю в человека.

40) Говорить с Богом для меня естественно, и мне не нужны никакие посредники.

41) Я молюсь, чтобы поблагодарить, выразить свою признательность.

42) Духовные поиски превращаются в поиски своего эгоистического счастья.

43) Я верю, что в испытаниях есть смысл, и надо смириться с тем, что этот смысл ускользает от нашего понимания.

44) Мне не нужны духовные основания, чтобы отдавать, защищать и делиться.

45) Духовность - способ стать теми, кто мы есть на самом деле.

46) Я думаю, что духовность служит прежде всего для того, чтобы задавать ориентиры.

47) Чтобы добраться до своей доли света, надо принять свою долю тени.

48) У Если есть рай после смерти, тем лучше. Если нет, ну и ладно.

Ключ к тесту: 

Тип духовности
1. Инструмент
2. Нравственный принцип
3. Мистика
4. Убежище
№№ вопросов
4, 7, 9, 14, 18, 22, 26, 34, 35, 38, 45, 47
3, 5, 11, 15, 21, 23, 29, 32, 39, 42, 44, 48
2, 6, 10, 12, 17, 20, 24, 28, 31, 36, 40, 43
1, 8, 13, 16, 19, 25, 27, 30, 33, 37, 41, 46
Сумма баллов:





Описание четырёх типов персональной духовности

1 тип: духовность как Инструмент развития

Фигура, которая вас вдохновляет: основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг  

Ваша настольная книга: Калил Джебран «Пророк» (София, 2008)

Ваше стремление: обрести внутренний покой, придать смысл жизни, выбраться из ситуации одиночества или неудачи, развить и использовать свой потенциал - все эти мотивации присущи тем, кто выбирает духовный путь для личностного развития. Это может быть знакомство с духовными практиками (йога, дзен, шаманизм и так далее), медитации, молитва, особые режимы питания и способы лечения. Все это должно помочь вам стать собой и сделать отношения с другими более осмысленными и гармоничными. Верить или не верить в Бога - не главный для вас вопрос.

Вы полагаете, что существует высший разум, который вы не называете по имени, и мы - плод этого высшего разума и в то же время его соработники. Вас волнуют вопросы, касающиеся прав человека, окружающей среды, образования, но основное поле вашей деятельности - это вы сами: вы, как Ганди, верите, что, производя сознательные внутренние изменения в себе, можно в конце концов преобразовать мир.

Преимущества: способность сомневаться в себе, обостренное чувство ответственности и открытость - все это позволяет вам избежать категоричности в суждениях.

Риск: зациклиться на своем личностном развитии и превратить духовные искания в искания нарциссические; стать потребителем, который бесконечно перебирает разные методы и терапии и никуда не двигается.

2 тип: духовность как следование Нравственному принципу 

Фигура, которая вас вдохновляет: Нельсон Мандела 


Ваше стремление: добиться триумфа истины, добра и красоты, не обращаясь к Небесам. «Ни Бога, ни господина» могло бы стать вашим девизом. Ваше кредо - больше справедливости и равенства. Вы верите в человека, в его возможности, его умение сдерживать эгоистические порывы ради совместной жизни с другими. Именно поэтому вас интересует психология, нейронауки, а заодно и философия. Вас волнуют отношения человека с его окружением.

Зато все, что касается незримого и трансцендентного, оставляет вас равнодушным, а порой вызывает недоверие или отторжение. Хотя вы видите разницу между религией и духовностью, для вас оба эти понятия - синонимы наивности, если не манипуляции и обскурантизма. Вам мало мечтать о мире, в котором каждому есть место и где невозможны отношения эксплуатации и господства; ваш идеал находит выражение в повседневном гражданском действии. Преимущества: чувство солидарности и справедливости, участие в практической работе, которая раскрывает сердце и разум и способствует позитивному преобразованию мира. Риск: нетерпимость - ведь материализм и атеизм тоже верования. Безусловное неприятие незримого или не находящего объяснений может довести наиболее убежденных материалистов до того, что они лишатся таких ценных инструментов, как интуиция и воображение

3 тип: духовность как поиск Мистического опыта

Фигура, которая вас вдохновляет: святая Тереза Авильская

Ваша настольная книга: Гитта Маляс «Диалоги с ангелом» (Факт, 2006).  /...а вот эту книгу в электронном виде я не нашёл :(  Буду очень благодарен, если кто-нибудь поделится! /

Ваше стремление: жить в состоянии сопричастности божественному. Вы испытали то, что Фрейд называл «океаническим чувством», то есть ощущение своей слитности с мирозданием. Возможно, вы ощутили это в ходе экспериментов с измененным сознанием (духовные сны, переживание единства с природой...) или занятий трансперсональными практиками (холотропное дыхание, сновидения в состоянии бодрствования, шаманские путешествия...). Ваше восприятие жизни и других людей после этого изменилось. Сильные или регулярно повторяющиеся мистические переживания часто ведут к глубоким переменам в жизни. Одни меняют профессию, режим питания, место жительства; другие начинают заниматься благотворительной деятельностью или вступают на духовный путь. Во всех случаях для вас главное - «быть», а не «делать» или «иметь».

Преимущества: способность воспринимать трудности и испытания как нечто относительное, богатая внутренняя жизнь, сильная эмпатия, которая рождается из опыта переживания взаимосвязи всего живущего.

Риск: духовная гордыня, зависимость от измененных состояний сознания, неприятие обычной жизни, воспринимаемой как источник фрустрации и ограничений, опасность попасть под власть гуру или быть вовлеченным в секту.

4 тип: духовность как Безопасное убежище

Фигура, которая вас вдохновляет: Амма (Мата Амританандамайи)


Ваше стремление: обрести силу и поддержку в «Боге-родителе», который вас защищает и исцеляет ваши раны. Эта форма духовности, близкая к традиционной религиозности, дающей смысл и утешение, часто проявляется в кризисные моменты. Человек обращается к божественному, когда оказывается в экзистенциальном тупике или испытывает страдание. Чтобы найти или вернуть себе смысл жизни и выдержать испытания, надо опереться на кого-то, кто больше и сильнее тебя.

В большинстве случаев после того как кризис преодолен, духовное измерение постепенно перестает быть значимым. Или же, вырастая из чувства благодарности, оно может стать путеводной нитью, за которой можно следовать в повседневной жизни.

Преимущества: сохранять надежду, несмотря на трудности и испытания, уметь попросить о помощи (а значит, уметь отпускать, не цепляться за то, что есть), адекватно воспринимать себя (без самоуничижения и чрезмерного раздувания своего «Я»), проявлять чуткость к чужим страданиям.

Риск: надолго застрять в положении жертвы. Если наши просьбы и жалобы становятся слишком важными для нас, мы теряем способность задавать себе вопросы, двигаться вперед и отпускать свои страдания,




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



5 комментариев:

  1. У духовности нет цели. А есть состояние, когда предмет цели, путь к цели, совпадают в тождестве здесь и сейчас в момент переживания. Это называется духовным даром. «Старец спросил меня, позволь я дам тебе духовный подарок, и в тот же момент я ощутил такую душевную сладость, о которой вспоминаю с содроганием».
    Современный человек живёт в состояние отложенного счастья, то ему денег мало, то совершенства, то ещё чего. Пребывая в духовности, человек рад не факту обладания чем то, а факту существования в духовном, это его радость и смысл. Виктор Ставрополь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктор, возможно... "Духовность" - это нечто, имеющее тысячи лиц и имён. По моему мнению, люди подобны радиоприёмникам, настроенным на какой-то узкий спектр радиоволн - т.е. каждому из нас духовность приоткрывается какой-то своей отдельной стороной. Это как тем самым слепым мудрецам, которые ощупывали слона...

      Поэтому "единственно правильных" описаний духовности нет и быть не может. Все описания имеют какой-то изъян и все они взаимодополняют друг друга.

      То понимание "духовности", которое вы предлагаете, восходит к традиции не-дуальности (Единого). Оно вполне допустимо, но также имеет свой изъян :) Дело в том, что на уровне Единого все перечисленные понятия и категории ("духовность", "цель", "счастье", "существование" и др.) теряют свой смысл, растворяются в Едином.

      Мне же (как и большинству современников наверное) "духовность" интересна как операционное понятие - т.е. именно как Путь к не-дуальному.

      Удалить
    2. Это факт, что каждый из нас зрит на мир и себя из «подводной лодки» собственного когнитома. У Вас Сергей, понятие духовности имеет очень выраженный интеллектуальный оттенок. Это философия духовности, но не сама (по моему) духовность. Tеофагия, как факт субъективного, полного отождествления с предметом поклонения позволяет войти в это понятие. Виктор.

      Удалить
  2. Невозможно отделить Дух от тела. И духовность выделить невозможно. Можно только создать представление о духовности, что собственно мы все и делаем, погружаясь в "духовность", и каждый по-своему разумению. А на самом деле, без каких-либо представлений и умозаключений о духовности все пребывают в ней все равно. И тогда вопрос целесообразности возникает элементарный: чего о ней думать то? Не лучше ли жизнь жить, ведь все включено уже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дык... И не думайте :)

      Внепонятийное знание прекрасно! (Если только оно "знание" :))

      ...в любом случае это лучше, чем думать о том как не думать (о духовности, например)...

      PS Как спросила бы одна моя знакомая блондинка: "Что, и даже Гитлер в ней пребывает?!" :))

      Удалить