Примерно год назад я пытался подсчитать, по каким именно темам я чаще всего проводил тренинги и семинары за последние десять лет. Оказалось, что мой любимый тайм-менеджмент (и прочие темы по личной эффективности) оказался всего-лишь на третьем месте.
На втором месте (ни за что не угадаете что :))) - конечно же тренинги по продажам. Причём спектр "продажных" тренингов получился очень широкий: начиная от базовых навыков продаж до специализированных (типа внедрения CRM, разработки стандартов продаж, взыскания дебиторки, разработки программ лояльности и проч.).
А вот первое место заняли тренинги, которые точнее всего можно назвать как "навыки оперативного управления". Чаще всего они проводились или для руководителей-новичков, или для кадрового резерва, или в качестве повышения квалификации для руководителей среднего звена.
Но скажу по секрету :) что навыки оперативного управления - это "вечная тема"! Т.е. даже у очень опытных руководителей со стажем всегда есть свои слабые места - управленческие навыки, которые нуждаются в улучшении. У кого-то хорошо получается постановка задач, но никак с делегированием. Другой отлично мотивирует сотрудников, но совсем не умеет их систематически контролировать. И т.д. и т.п.
К сожалению, хороших книг по оперативному управлению очень мало :(. Именно поэтому мои первые "раздатки" к подобным тренингам представляли из себя увесистые "тома" по 50-70 страниц :)). Но ситуация меняется, и появляются очень достойные книги. Вот одна из них: Брайан Трейси "Как управляют лучшие" (МИФ, 2015 г.; страничка книги на сайте издательства; книга на Озоне).
Скажу сразу: книга Трейси мне очень понравилась! Увидел бы её лет 5-7 назад, не задумываясь стал бы использовать вместо своих "раздаток" к тренингам по навыкам оперативного управления ;) Что в ней ценного?
Во-первых, книга написано очень кратко, сжато и по делу. В ней нет никакой "воды"; больше всего она напоминает конспект.
Во-вторых, книга охватывает все основные навыки управления (постановка целей и задач; делегирование; мотивация и контроль; отчётность и т.д.). Трейси называет это по-разному: и "обязанности лидера", и "качества лидера" и "функции лидера" :). Но по сути речь идёт о том, что и как должен делать руководитель, чтобы быть действительно руководителем.
В-третьих, практически вся информация в книге подаётся как тренинг, как набор задачек и заданий. Читаешь, к примеру про семь качеств лидера, и тут же предлагается себя оценить по этим качествам, и тут же предлагаются рекомендации, что можно сделать для "прокачки" этих качеств.
В-четвёртых, в книге очень много полезностей, которые могут регулярно использоваться в работе не только руководителя, но и, например, бизнес-консультанта ;). Я там нашёл два отличных инструмента: Опросник для самоанализа деятельности руководителя и прекрасный Опросник для стратегического анализа бизнеса, который можно использовать для разработке стратегии бизнеса, подготовки к стратегическим сессиям и т.п.
* * *
Из небольших "минусов" книги:
1) В ней маловато конкретных кейсов, примеров из жизни. Но м.б. автор это сделал намеренно, чтобы избежать лишней "воды".
2) Мне не понравилась последняя глава книги, посвященная личной эффективности руководителя (и в частности тайм-менеджменту). Она мне показалась какой-то слишком поверхностной :((. Но опять же - может быть так и было задумано, т.к. у Брайна Трейси есть прекрасные книги по тайм-менеджменту. И эту главу он писал очень кратко в расчете на то, что в других его книгах можно найти более углубленную информацию.
* * *
По традиции в процессе чтения книги к ней нарисовалась :)) интеллект-карта. Сразу предупреждаю, что в mindmap не вошла последняя глава про личную эффективность (ну не понравилась она мне!). Картинка ниже кликабельна, а саму интеллект-карту можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz / *.mmap
Общий вывод: книга Брайана Трейси "Как управляют лучшие" - это, конечно, не сборник "лучших практик" от выдающихся супер-управленцев :)). Но это очень качественная "азбука управления" или "краткий справочник базовых навыков управления". Книга несомненно будет полезна руководителям-новичкам, а также тем опытным менеджерам, которые любят учиться и постоянно совершенствоваться.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий