Один мой хороший приятель, впервые услышав эту песню, окрестил её "гимном неудачников":
Мне уже многое поздно,
Мне уже многим не стать,
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать.
Мне уже многое сложно,
Многого не испытать.
Годы вернуть невозможно,
Но я умею мечтать:
Припев:
О далеких мирах,
О волшебных дарах,
Что когда-нибудь
Под ноги мне упадут.
О бескрайних морях,
Об открытых дверях,
За которыми верят
И любят, и ждут меня.
Помнится, я тогда ещё возмутился: "А что именно тебе не нравится? Что плохого в том, что мы, несмотря на внешние обстоятельства, сохраняем способность сочинять себе лучшее будущее - т.е. мечтать?!".
На что мой знакомый (психолог, кстати, по образованию :))) ответил что-то вроде: "Ну, представляешь себе взрослого дядьку, который поставил на себе крест, и ноет - не испытать, не стать, не слетать... - противно, блин! При этом дядька-то в самом расцвете сил - ему слегка за 30 или за 40! Да пусть даже за 50! Руки-ноги целы, голова на месте... Да на этом мужике пахать нужно, а он запирается от реального мира в своих воздушных замках!".
* * *
Пожалуй, я понимаю, о чём он говорит... Бегство от реальной жизни (от реальных проблем, от настоящего себя и т.п.) в иллюзии о "светлом будущем" - классический механизм психологической защиты. Он известен под немного разными названиями: защитное фантазирование; идеализация; замещение и др. Не хочу здесь вникать в тонкости терминологии :) , но суть за всеми этими словами одна:
1. Фантазии (и мечты, как их частный случай) - это способ быть "не здесь и не сейчас". Они не дают возможность фокусировать внимание на настоящем; т.е. не дают человеку понять самого себя и свою жизнь.
2. Фантазии = окрашенные позитивными эмоциями яркие образы. Т.е. это своего рода "эмоциональный допинг". Этот "допинг" (если продолжать аналогию) не лечит никакие душевные раны и жизненные проблемы - он лишь даёт "обезболивающий" и отвлекающий эффект на некоторое время. Т.е. не надо путать наркоз с операцией)))
Кстати, в этом смысле мечты ничем не отличаются от любых способов сдвинуть наше сознание в сторону положительных эмоций. В том числе и от любых наркотиков))). Соответственно, кто-то уходит на несколько дней в банальный запой, а кто-то может целыми днями лежать на диване и мечтать, мечтать... Грёзы приятны, и от них возникает зависимость.
3. Главная претензия к фантазиям - они заменяют собой реальные поступки! Процесс фантазирования (мечтания) по определению = пассивный процесс, связанный с погружением в собственный внутренний мир. Соответственно, пока мы мечтаем - мы не предпринимаем никаких активных действий во внешнем мире. Т.е. можно часами фантазировать, но так и не сделать малейшего шага к достижению цели. Мечты - классическая форма прокрастинации.
4. Есть и более серьёзная опасность... Причём, это очень неочевидная для самого мечтателя опасность. Дело в том, что мечты на уровне нашей внутренней реальности обладают собственной достоверностью. Т.к. это яркие образы + положительные эмоции; это то, во что мы легко и охотно верим :). Если мечтать слишком часто, то мечты (т.е. то, чего на самом деле не существует), начинают встраиваться в наше сознание как нечто УЖЕ существующее, достоверное, составляющее часть нашей жизни и нашего "Я".
Возможно, в каких-то ситуациях это и безобидно. Если кто-то мечтает стать, скажем, бизнес-тренером )))) , то в один прекрасный момент он окончательно убеждает себя в том, что он уже "бизнес-тренер", и начинает тренинговать направо и налево :))). Т.к. жёсткие критерии профессионализма бизнес-тренера ещё окончательно не сформировались, то разница между действительным профессионалом и жертвой самовнушения (мечтаний) не всегда очевидна))).
Но есть и менее безобидные ситуации. Скажем, вы мечтаете летать, как птица. И в один прекрасный день, уверовав в свою мечту, спрыгиваете с крыши небоскрёба вниз. Если вам кажется, что это история не про вас, а про "каких-то психов", то вы сильно ошибаетесь...
Наше поведение основано на нашем представлении о себе ("Я-концепция" это называется в психологии). В структуре нашей Я-концепции есть достаточное количество убеждений о самом себе, основанных исключительно на мечтах, и имеющих очень мало отношения к реальности. Какие именно это убеждения? Тут я не отвечу, т.к. у каждого свои. Пообщайтесь с хорошим психологом, он подскажет ;).
/Намекну лишь, что в принципе за любой завышенной самооценкой скрывается иллюзия (мечта), принятая нашим подсознанием как уже сбывшийся факт/.
* * *
В качестве примера расскажу историю из жизни (без сторителлинга тут не обойтись ;))). Не поступив в университет с первого раза, я пошёл работать на завод. Там, разумеется, завелись новые друзья :). Но был один человек, который, как и я, оказался книжным фанатом (большим любителем и знатоком научной фантастики). Разумеется, с ним мы болтали на нерабочие темы особенно много ;))).
Звали его, скажем, Андрей, он работал в цехе наладчиком. Для тех, кто не в теме, скажу, что наладчики (станков и автоматизированных линий) - это своего рода "белая кость" среди рабочих. Это спецы, от которых зависит стабильность работы всего цеха; и в особенности быстрота устранения возникающих неполадок. Работа это довольно интеллектуальная. Представьте (речь идёт ещё про советские времена), что нужно максимально быстро определить причину поломки станка, и как можно быстрее вернуть его "в строй" (на фоне хронического дефицита запчастей). В общем, смекалка и "золотые руки" обязательны :).
Андрей работал, и параллельно учился на вечернем в нашем Политехе. Очень эрудированный человек, с которым было крайне интересно общаться. Пожалуй, один из лучших представителей советской ещё технической интеллигенции, встреченных мною на жизненном пути.
Ещё до того, как мы стали более-менее регулярно общаться, я заметил, что с Андреем что-то не так. Он сидел на какой-то особой диете; регулярно принимал какие-то лекарства. Двигался он немного замедленно; очень осторожно наклонялся и садился, как это обычно делают люди с больной спиной. Позже я узнал, что у Андрея есть какая-то степень инвалидности, и он вполне мог бы не работать. Но, как он сам сказал, что без работы он тупеет; да и платят ему на заводе прилично, не сравнить с пособием по инвалидности.
Рассказал мне Андрей и историю своей инвалидности. Оказалось, что Андрей с детства увлекался сначала туризмом, потом альпинизмом. Буквально мечтал и грезил этими самыми горами! Потом много лет практики; звание Кандидат в Мастера Спорта СССР. У альпинистов звания зависят от покорения маршрутов определённой категории сложности. Категории - от первой (для начинающих) до шестой (отвесные "стенки").
Беда стряслась, когда Андрей отправился на покорение желанной "шестёрки". К моему стыду, я совсем забыл название этого места. Помню лишь, что было это где-то на Кавказе. И помню, почему этот маршрут был для Андрея желанным. Во-первых, после его прохождения он получал заветного "Мастера". А во-вторых, сам по себе склон покорили очень немногие; т.е. это было нечто легендарное, способ войти в элиту.
Что в итоге произошло? На второй день покорения "стенки", после нескольких часов полусна в гамаках над пропастью, Андрей сорвался, и упал вниз. Точнее, сам перерезал страховку, чтобы не утащить за собой товарищей по восхождению.
Он утверждает, что упал почти с 300-метровой высоты. Это было свободное падение, после которого он упал на дно ущелья. Говорит, пока падал, действительно вся жизнь пронеслась перед глазами... Ему повезло - внизу был не ледник, а относительно свежий снежник. Андрей утверждает, что пробил снег на полтора-два метра в глубину. Долго пролежал без сознания, потом очнулся от боли в спине.
Дальше потянулись долгие часы, когда он то отключался, впадая в забытьё, то корчился от страшной боли. Говорит, что кроме боли больше ничего не чувствовал. Было не холодно, лишь изредка хотелось пить, и тогда он жевал снег. Его нашли то ли на третьи, то ли на четвёртые сутки, и очень сильно удивились, обнаружив его живым.
Удивительным образом он не сломал позвоночник (было несколько трещин и сломанных рёбер), хотя потом и прожил несколько лет в корсете. Собственно инвалидность он получил из-за отбитых почек. Одна отказала совсем, а вторая работала теперь с перебоями. И к старости обещали, что станет хуже, есть риск полного отказа почки :(
Но почему такое случилось? Любая катастрофа - это всегда роковое стечение обстоятельств. Всегда есть множество мелочей, каждая из которых безобидна сама по себе, но их сложение друг с другом даёт просто страшный эффект. Андрей не очень любил вспоминать этот случай, но, что интересно, он снова и снова рассказывал мне о нём, каждый раз отыскивая какие-то новые дополнительные причины, почему так произошло.
Да, была старенькая снаряга, могла подвести. Да, у них была неоправданно тяжёлая дорога до базового лагеря, и нужно было больше отдохнуть перед покорением "стенки". Да, стала портиться погода, и они стали суетиться, из-за чего, видимо, стали не так тщательно страховаться...
Ещё Андрей как-то сказал, что в горах чаще всего гибнут две категории альпинистов - совсем новички, и наоборот - опытнейшие спортсмены с многолетним стажем. Первые гибнут по незнанию, из-за нехватки опыта и плохой подготовки. Они просто выбирают маршрут повышенной сложности, толком не разузнав, какие риски есть на этом маршруте, к чему надо быть готовыми. Столкнувшись с неожиданными трудностями, они выкручиваются, как могут. Но опыта-то у них нет, опереться не на что! Вот и гибнут...
Вторые (опытные альпинисты) гибнут из-за собственной дури, из-за самоуверенности. В какой-то момент их вдруг накрывает иллюзия всемогущества. Кажется, что горы склоняются перед тобой; что ты всё уже видел, и всё тебе по плечу. За плечами богатый опыт восхождений, и кажется, что благодаря этому опыту ты можешь выкрутиться из любой трудной ситуации.
Это новичкам они постоянно твердят, что горы не прощают ошибок, что расслабляться нельзя, что надо быть всё время собранным и внимательным. Но сами себя они к новичкам уже не относят! Им как бы уже "всё можно", вот осторожность и отключается незаметно.
Новички боятся, стараются всё делать правильно. Когда они идут в горы, они сосредоточены на том, чтобы всё верно делать. А когда ты элита, ты по определению всё делаешь правильно. Всё на автомате получается. И тогда начинаешь думать не о каждом правильном шаге, а думаешь о конечном результате, мечтаешь о покорённой вершине.
Горы - они же как наркотик. Перед каждым новым восхождением аж подтряхивает от возбуждения. Там такой адреналин кипит в крови! И в мечтах уже видишь себя там, на вершине. Высоцкий очень хорошо пел об этом: "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем...". И вот пока ты эту стенку покоряешь, в голове твоей красивая картинка "Я на вершине".
Вот по мнению Андрея, эта самая красивая картинка его и погубила. Именно она была главной причиной его падения. Альпинист может мечтать о "восхождении всей жизни" годами. И когда он оказывается на заветном маршруте, нахлынувшее счастье притупляет всякую осторожность. Тем более, что в своих мечтах ты уже неоднократно проходил этот маршрут, он уже как бы "родной, привычный, свой". Плюс прошлый опыт (который, если что, выручит). Вот бдительность и отключается :(. Вот и гибнут опытнейшие люди по странным и нелепым (со стороны) причинам... Получается, что губит их мечта...
/...кстати, эти мысли очень перекликаются с тем, что изучено в данной книге.../
* * *
Мораль рассказанной истории: мечта = иллюзорная реальность, которая в нашем сознании становится "реальной реальностью". Соответственно, мечта начинает искажать наше представление о себе ("Если я мечтаю об этом, значит, я УЖЕ такой"), о ситуации ("Если я мечтаю об этом, значит, так УЖЕ и есть").
Мечты выключают рациональное и критическое мышление, но включают магическое мышление. Магическое мышление не знает ограничений, и опирается на "допущение всемогущества" ("Все, что я хочу, обязательно произойдёт несмотря ни на что").
Мечты являются своего рода контекстом, "питательным бульоном", из которого вырастают наши цели, и, что самое интересное, способ/стиль их достижения. Мечты дают целям начальный эмоциональный импульс; это своего рода "зажигание".
Но уже после этой "искры" возникает развилка пассивности / активности: мы или погружаемся в пассивные мечтания (в мир иллюзий, где как бы уже всё достигнуто), или начинаем активно действовать, чтобы воплотить мечты в жизнь.
Даже если мы начинаем активно действовать для реализации нашей мечты, то снова попадаем в развилку. Это развилка рациональности / иррациональности. Иррациональная мечта - это страсть, где эмоции и интуиция преобладают над разумом. Мы одержимы нашей мечтой, но нам трудно обосновать её логически.
Часто мы вообще плохо понимаем, откуда взялась наша мечта, и зачем она вообще нам нужна. Фрейд в своё время сказал, что сновидение - это осуществление желаний. Но в символической, закодированной форме. Мне кажется, что мечты - это реализация каких-то наших значимых потребностей. Но не в символической, а в "черновой", приблизительной форме. Мечта - это как бы репетиция того, как хорошо нам будет, если/когда мы эту нашу значимую потребность удовлетворим :).
Если на второй развилке мы выбираем рациональность, то мечта трансформируется в цель. Мы начинаем ставить перед собой правильные вопросы: А чего конкретно я хочу? Как этого можно достичь? Что именно необходимо предпринять? Какие ресурсы нужны? и т.д. Мечта - это лишь неясный набросок, эскиз. Благодаря рациональному подходу, этот набросок начинает становится всё более отчётливым и понятным.
Но если на второй развилке мы выбираем иррациональность, то происходит следующее: мы не конкретизируем мечту, превращая её в цель, а начинаем добавлять к ней всё новые эмоции, и всё новую случайную информацию. При этом мечта раздувается всё больше и больше от этого информационного мусора. Позитивные эмоции от такой "раздутой мечты" получать всё проще; но вот понимания главного - "А что именно я хочу получить в итоге?" - всё меньше. По аналогии с картиной: мы не дорисовываем эскиз, делая его более отчётливым и ярким, а просто добавляем к нему некие детали, которые превращают его в нечто совсем размытое и неопределённое.
Разумеется, наша мечта примагничивает к себе информационный мусор, который имеет к ней хоть какое-то отношение. Мечты многих людей внешне схожи (хотя внутреннее наполнение ВСЕГДА разное). А это означает, что во внешнем мире всегда можно найти некие "образцы мечты", "примеры мечты", советы о том, как мечтать))). Существует даже своего рода мода на то, о чём нужно мечтать!
Мы социальные существа, и поэтому очень легко подвергаемся внушению со стороны значимых для нас людей или даже групп людей. Мы начинаем мечтать о чём-то, потому что "все об этом мечтают"; чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям; чтобы получить высокую оценку от других людей; чтобы поддержать отношения с кем-то и т.д и т.п. Но по сути дела, каждый раз, когда мы живём такими "мечтами взаймы", мы отдаляемся от самих себя :((. Это иррациональный подход; картинка наших потребностей всё больше замутняется. И это неизбежно приведёт к разочарованию...
* * *
Недавно я прочитал занятную книжку : Сесилия Ахерн - "Время моей жизни" (здесь мой небольшой отзыв на книгу). Незатейливый романчик, но там есть одно шикарное место, которое имеет непосредственное отношение к теме этой заметки - к неправильным мечтам :) . Ниже я приведу этот отрывок. Сразу предупреждаю, что он довольно объёмный (но классный ;))).
Если вы поленились пройти по ссылке на отзыв о книге, то пару слов о том, что происходит. Главная героиня книги - барышня за 30, которая переживает разрыв со своим бывшим парнем (Блейком), ссору с друзьями, отношения с тупыми коллегами, собственное одиночество и никчёмность и т.д. и т.п. В общем, у барышни нормальный такой жизненный кризис)).
Но в один прекрасный момент барышня вдруг встречает... свою собственную Жизнь! Жизнь - это некое волшебное существо, но в облике обычного мужчины. Жизнь - это обретший плоть и кровь внутренний голос; это совесть; это некое честное понимание себя. Книга получилась забавная: диалоги главной героини с Жизнью - это один сплошной самокоучинг или даже самопсихотерапия :). Но в целом очень неплохо...
Ниже - диалог главной героини (её зовут Люси) с Жизнью о мечтах:
— О чем ты мечтаешь, Люси?
— М-м, люблю поговорить о разных мечтах. — Я устроилась поудобнее. — Или о снах. Знаешь, что мне сегодня снилось? Секс с нахальным бродягой из метро.
— Уверен, это было противозаконно.
— Мы это делали не в метро!
— Я не о том. Он еще совсем сопляк, а тебе уже почти тридцать, — подколол он. — В любом случае, я говорил не о таких мечтаниях. О чем ты мечтаешь в жизни?
— О, — я поскучнела, — даже не знаю, что ты хочешь услышать.
Он вздохнул и посмотрел на меня как на младенца.
— Что бы ты хотела сделать, реально, если бы могла? Чем заняться, где работать?
— Например, быть судьей на шоу «Икс-фактор». Чтобы отсеивать всяких бесталанных болванов. Лучше всего — открывать дверь ловушки и пихать их в бассейн с фасолью, это прикольно. Или я бы каждую неделю побеждала там на конкурсе моды. Шерил, такая, ведет конкурс, вся из себя: «Ой, Люси, где ты взяла это платье?», а я, такая: «Ой, это? Да у себя с занавески сняла». А Саймон, такой: «Вот, Шерил, у кого бы тебе поучиться, у Люси обалденное чувство…»
— Ладно, ладно, ладно. — Он потер себе виски и слегка помассировал затылок. — А поинтереснее ничего нет?
Я задумалась.
— Выиграть в лотерею, никогда больше не ходить на работу и купить все, что мне хочется.
— Это не реальная мечта.
— Почему? Люди же выигрывают. Та тетка из Лимерика? Выиграла тридцать миллионов и теперь живет на собственном необитаемом острове или что-то в этом роде.
— Значит, твоя мечта — жить на необитаемом острове.
— Нет, — я протестующе отмахнулась, — скучно, и к тому же я ненавижу кокосы. Но деньги мне бы пригодились.
— Это ленивая мечта, Люси. Если у человека есть мечта, он должен хотя бы попытаться ее воплотить. Пусть она далекая, трудная, но ты должна понимать, что при упорных усилиях она достижима. И я говорю не о том, чтобы каждый день покупать лотерейный билет. Мечта — это когда ты думаешь: если б у меня хватило смелости это сделать — и плевать, кто что скажет, — я бы сделала именно это. — Он смотрел на меня с надеждой.
— Я обычный человек, что ты от меня хочешь? Чтобы я сказала: «Ах, как я мечтаю увидеть Сикстинскую капеллу»? Да на фиг она мне сдалась, голову выворачивать, чтобы увидеть, что там на потолке. Для меня это не мечта, а обязанность, которую надо
исполнить, будучи в Риме, что я, кстати, уже сделала — мы были там с Блейком в нашу первую совместную поездку. — Я отдавала себе отчет в том, что нервно хожу по комнате и говорю слишком громко, но ничего не могла с этим поделать, он зря затронул эту тему.
— О чем еще люди мечтают? С парашютом спрыгнуть? Я прыгала, более того, прошла курс инструктора, так что могу в любой день и час вывалиться с тобой из самолета, если захочешь конечно. Посмотреть египетские пирамиды? Видела. Мы были там с Блейком на мое двадцатипятилетие. Там жарко, пирамиды большие и величественные, какими их себе и представляешь, но хочу ли я увидеть их снова? Нет. К тому же какой-то местный псих попытался запихнуть меня в свою раздолбанную машину, пока Блейк ходил в ближайший «Макдоналдс» в туалет. Поплавать с дельфинами? Плавала. Хочу еще? Нет. Вблизи они неприятно пахнут. Прыгнуть на банджи? Прыгала, в Сиднее. Я даже погружалась в клетке в море с акулами в Кейптауне, не говоря уж о полете на воздушном шаре с Блейком в День святого Валентина. Я сделала массу вещей, о которых мечтают люди. Просто мы так жили.
Что там в сегодняшней газете? — Я подобрала с пола газету и прочла: «Семидесятилетний пенсионер мечтает полететь в космос, чтобы оттуда увидеть Землю». Я живу на Земле и отсюда вижу, что мир впрямь дрянь, так зачем мне подниматься повыше — чтобы разглядеть это получше? Что мне это даст? Мечты эти — пустая трата времени, и я удивляюсь, что ты задаешь мне такие дурацкие вопросы. Я кучу всего успела сделать, так какое право ты имеешь разговаривать со мной, точно я ничтожество и у меня даже мечты нет? Мало того что ты мою жизнь считаешь никуда не годной, ты хочешь еще и мои мечты обругать?
Я остановилась, чтобы перевести дух.
— Ладно, — он взял плащ и пошел к двери, — это был глупый вопрос.
Я сощурила глаза:
— Зачем же ты его задал?
— Люси, если тебе неинтересен этот разговор, давай его прекратим.
— Неинтересен. Но я хочу знать, зачем ты об этом спросил.
— Что ж. Ты права, ясно, что ты прожила очень насыщенную жизнь, переделала и перепробовала все на свете, так что пора остановиться. Можешь спокойно умереть.
Я застыла как вкопанная.
— Да нет, я не говорю, что ты умрешь, Люси. Не сейчас, во всяком случае. Потом, со временем, конечно, умрешь.
— Мы все умрем.
— Это да.
Он открыл дверь и обернулся ко мне:
— А спросил я тебя вот почему. Независимо от того, что ты говоришь и сколько ты врешь, ты несчастлива прямо здесь и сейчас, а когда я спрашиваю, чего ты хочешь, ты — из всех возможностей, из всего-всего, что есть в целом мире, — выбираешь «выиграть денег и накупить кучу всего». — Он говорил очень резко, и я смутилась.
— Ну и что? Я думаю, очень многие сказали бы про лотерею.
Он дернул уголком рта и приготовился выйти.
— Ты сердишься на меня. А я не понимаю почему. Потому что тебе не нравится моя мечта? Но это же глупо.
Он ответил очень мягко, и от этого я занервничала еще больше.
— Я «сержусь», потому что ты не только несчастлива там, где ты есть, но даже помыслить не хочешь о том, где могла бы быть. Я думаю, это очень… — он подыскивал слово, — очень грустно, Люси. Ты живешь по привычке. Неудивительно, что ты завязла в своей колее.
Я еще раз перебрала свои мечты, желания и устремления, подумала, где бы я хотела оказаться, в какой ситуации — чтобы мне было хорошо. Лучше, чем здесь. Ничего не смогла придумать.
— Ладно, — сказал он наконец. — До завтра.
И ушел. Таким образом, прекрасное утро закончилось хуже некуда.
Его слова меня изводили. Как все, что он говорил, они крепко впечатались мне в мозг — как сигнал определенной тональности, которую не воспринимает человеческое ухо, зато воспринимает собачье. И я прокручивала в голове, прикидывала так и эдак, чего же я хочу. В итоге поняла, что хочу одного — пусть он перестанет меня критиковать и дергать, и я смогу спокойно жить как прежде. Жизнь все усложняет, пытается заставить меня что-то изменить, а я всем довольна. Он назвал это привычной колеей, но тем самым он уже выпихнул меня из нее. И мне не вернуться обратно. А я любила свою колею, я скучаю по ней и буду вечно ее оплакивать.
* * *
...вот такой вот отрывок. Как видите, можно "сделать массу вещей, о которых мечтают люди", и при этом не быть счастливым.
Мечты вообще штука очень интимная, осторожнее с ними надо :). Прямолинейные советы тут попросту не работают. Когда популярные гуру саморазвития на полном серьёзе дают "умные" советы вроде "Мечтайте по 15 минут каждый день", хочется покрутить пальцем у виска. Это всё равно что советовать: "Не забудьте сегодня сходить в туалет!")))).
Способность мечтать - это естественная способность каждого из нас. Мечтать - это примерно как дышать. Но "быть способным" не означает "уметь" :). В моём понимании "уметь мечтать" = уметь подключать к эмоциям и игре воображения рациональные способности (анализ, планирование и др.). "Уметь мечтать" - это умение воплощать свои мечты в жизнь, чего можно добиться только с помощью целеполагания, планирования, исполнения, самоконтроля и т.д.
Я не утверждаю, что ЛЮБУЮ мечту надо рационализировать и превращать в цель. Некоторые мечты можно просто коллекционировать, как некие художественные объекты. Вешать, как картины, на стену. Периодически любоваться, восхищаться ими. Ключевое слово тут "периодически" :). Мечты (если мы не рационализируем их, и не переводим в категорию целей) хороши своей мимолётностью - их нужно легко впускать в свою жизнь, и легко расставаться с ними.
А как только мечты становятся постоянно-навязчивыми, хроническими "мечтаниями" - это уже к доктору надо)))
* * *
...Вообще, мы как-то слишком циклимся на мечтах. Мне доводилось консультировать людей, которые переживают из-за того, что у них нет вообще никакой мечты (и они искренне боялись, что это признак психической болезни))). Были люди, долгое время стремившиеся к своей мечте, но так и не реализовавшие её. Были люди, чего-то достигшие, но разочаровавшиеся в своих мечтах. Были фанатично одержимые своей мечтой (из-за чего возникала куча проблем, конфликтов и упущенных возможностей). И т.д.
Если честно, то для меня это всё очень странно, т.к. мечты - всего лишь один маленький эмоциональный элемент в структуре нашего поведения/деятельности. Согласен, что "кирпичик" этот маленький, но важный, т.к. именно с мечты начинается эта самая деятельность. Но в том, что мы делаем, есть не только начало! :)
Важно уметь ценить всё, что мы делаем. Важно уметь получать удовольствие и от мечты, и от целей, и от рутинных дел, и от маленьких и от больших результатов, и даже от неудач. Мечта - это наваждение... Но не лучше ли вместо погони за иллюзией ежеминутно чувствовать реальный вкус жизни?!
Всем - удачи! И мечтайте правильно ;) Или не мечтайте - просто живите, и радуйтесь каждому мгновению жизни!
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Спасибо за статью, с большим интересом её прочитал, так у самого есть проблемы с пустыми мечтами. Статья всё разложила по полочкам. Можно вопрос не по теме? Можете Посоветовать книги по развитию уверенности в себе?
ОтветитьУдалитьПо уверенности в себе книг куча просто))) Я несколько лет назад вёл такие тренинги, поэтому самые новые книги мог и упустить.
ОтветитьУдалить1. А.Эллис - Психотренинг по методу Альберта Эллиса (это классика! В западной психологии вместо "уверенности в себе" используется термин "ассертивность" , который как раз и предложил Эллис).
2. Р.Алберти, М.Эммонс - Самоутверждающее поведение (очень хорошо объяснены и дополнены идеи Эллиса).
3. К. Кинан - Уверенность в себе
4. М.Дж.Смит - Тренинг уверенности в себе
5. С.Бишоп - Как делать всё по-другому (издавалась также под названием "Тренинг ассертивности")
6. Р.Энтони - Секреты уверенности в себе (она же "Главные секреты абсолютной уверенности в себе").
7. Г.Линденфилд - Теория и практика ассертивности
Из отечественных:
8. В.Ромек - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
9. А.Грецов - Лучшие упражнения для развития уверенности в себе
10. Н.Рубштейн - Тренинг уверенности за 14 дней
11. О.Сергеева - Как развить уверенность в себе за 7 дней. 50 упражнений.
От себя могу добавить, что первые два автора (Ромек и Грецов) - реально крутые тренеры, которые практически темой уверенности занимаются очень долго и глубоко. Грецов, кажется, и сейчас ведёт какие-то тренинги по уверенности в "Иматоне"...
И ещё: вникать в тему уверенности лучше начинать с зарубежных авторов, т.к. у наших почти всё вторично.
Кстати, хочу ещё добавить, что "развитие уверенности в себе" - очень хитрая тема, которая в лоб не решается (в этом я убедился за много лет практики).
ОтветитьУдалитьТам более эффективный подход - в каждом отдельном случае разбираться, где, когда и почему именно этот человек ведёт себя неуверенно, а потом подбирать для него правильную "таблетку" :)
Например, у кого-то неуверенность идёт от высокой тревожности (и тогда надо снижать тревожность). Кто-то кажется неуверенным, потому что интраверт :) У кого-то проблемы с самооценкой, и из-за этого нет уверенности (т.е. надо корректировать самооценку).
Некоторым помогает стать увереннее следование "идеальным моделям" (термин Р.Ассаджиоли), т.е. каким-то выдающимся людям-образцам. И тогда от неуверенности вообще надо читать что-то типа биографий великих людей или модных ныне "сборников рецептов успеха" (типа Бодо Шефера "Законы победителей").
Спасибо большое за книги. Постараюсь потихоньку разбираться.
УдалитьСергей, а вам еще не попадалась на глаза книга Джош Вайцкин Искусство учиться.
ОтветитьУдалитьЕсли да, то планируете ли написать рецензию.
О, класс! Спасибо за наводку)) Имя автора показалось смутно знакомым, полез в сеть, и вспомнил, что слышал о нём ещё тогда, когда он с Каспаровым вничью сыграл в 1988 году.
УдалитьДжошуа товарисч интересный; книгу однозначно добавляю в список чтения; если будет достойна рецензии - напишу обязательно!
Отличный диалог с жизнью у Ахерн.
ОтветитьУдалить