вторник, 24 июня 2014 г.

Творчество как искусство быть открытым

Творчество как искусство быть открытым
Вторая книга Остина Клеона "Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили" (МИФ, 2014; страничка книги на сайте издательства; покупается на Озоне) понравилась мне меньше, чем первая.  ...Но всё равно она мне очень понравилась! ;) 

Рецензия на книгу Остина Клеона - Покажи свою работу
Впрочем, давайте по порядку... Почти год назад я написал длиннопост по его первой книге "Кради как художник!".  Книга мне чрезвычайно понравилась; я сделал по ней конспект в виде интеллект-карты (см. пост, на который ссылка ;)); после чего заглянул в блог Остина (кстати, не знаю у кого как, но у меня сейчас домен, на котором находится сайт Остина, блокируется нашим доблестным Росреестром :(((   ), и... застрял там на долгое время, т.к. нашёл множество интересного по дизайну, креативным техникам и всяким творческим фишкам :) 

Остин чертовски обаятельный товарисч :), пишет легко и лаконично, доброжелательно и с юмором, и, главное,  много полезного не только для творческой братии, но и для любого современного человека, тонущего в море информации. Я не удержался и кое-что из его блога перевёл, и опубликовал в том самом длиннопосте... 

В том же блоге я прочитал о работе Остина над новой книгой - Show Your Work. В соответствии с названием книги, Остин щедро делился в блоге различными фрагментами будущей книги.  Помнится, в своём длиннопосте я ещё выразил надежду, мол, хорошо бы, если бы наши издатели подсуетились, и оперативно издали бы эту книгу :) . Замечательные издатели из "Манн, Иванов и Фербер" таки подсуетились :)), и в июне книга увидела свет на русском языке (англоязычное издание на Amazon.com появилось в апреле 2014).


О чём новая книга Остина Клеона?  Главная идея "Покажи свою работу" - проста. Мы живём в обществе потребления. Любое творчество (художественное, техническое, социальное и т.д.) сегодня является не "вещью в себе", а "творчеством для кого-то".  

Это означает, что художник должен творить не в гордом одиночестве, заперевшись в своей келье. Современный художник должен быть максимально социализированным человеком, эдаким "душой общества" :))).  С одной стороны он должен активно общаться со своей реальной и потенциальной аудиторией; с другой стороны ему необходима социальная "питательная среда" для творчества, состоящая из единомышленников, "собратьев по цеху", просто из других творческих и интересных людей. 

Творческий человек должен воспринимать окружающих как "коллективного гения"; как своеобразный ресурс, который его мотивирует, вдохновляет, цензурирует и редактирует, подсказывает новые идеи, поддерживает морально и материально и т.д.  Необходимо быть открытым, и обладать особыми навыками, чтобы правильно выстраивать творческий диалог с "коллективным гением". 

*   *   * 

По сути дела вся книга - это описание десяти навыков / компетенций современного творческого человека, позволяющих ему использовать "коллективного гения" на всю катушку :)  

Вот эти 10 навыков творческого коллективиста :) 

1. Гением быть не обязательно (важнее что-то делать и общаться при этом с окружающими).
2. Важен процесс, а не результат. 
3. Делитесь успехами понемногу, каждый день. 
4. Покажите, что вы нашли. 
5. Рассказывайте хорошие истории (применяйте сторителлинг ;)). 
6. Учите тому, что знаете.
7. Не превращайтесь в ходячую рекламу. 
8. Научитесь держать удар. 
9. Продавайтесь! 
10. Продолжайте. 

Сами 10 навыков прекрасны; описаны они Остином Клеоном, как обычно, лаконично и очень по делу; описаны по-дизайнерски изящно :); приправлены отличными цитатами и фотографиями. В общем, сделана книга с душой.   

Книжка маленькая по объёму, её можно пролистать буквально за час. Но изложенные в ней идеи довольно глубоки (поразмыслите над ними как следует!), а предложенные рекомендации потребуют вполне серьёзных временных затрат для воплощения их в жизнь.  

Пока читал книжку, по привычке :) сделал её конспект в виде интеллект-карты (mindmap по книге "Покажи свою работу" можно скачать в форматах *.pdf / *.cdmz   / *.mmap   ). 

Mindmap по книге Покажи свою работу Остина Клеона

*   *   * 

Теперь про "минусы"...  Книга мне понравилась меньше, чем первая не потому, что она плохая. А потому, что автор вкратце рассказывает о навыках, которые сегодня крайне востребованы и популярны. И по этим навыкам существует море хороших и гораздо более подробных книг. 

По сути дела в книге речь идёт о следующих навыках: 
  • о нетворкинге; создании и поддержании своей сети контактов /навыки №1, 6, 7, 8, 9/
  • о продвижении в Интернете (SMM) /навык №3 и частично другие/
  • о контент-маркетинге /навыки №2, 3, 4, 5, 6/
...и др. 

Если кого-то из читателей не устраивает слишком поверхностный подход к этим навыкам в книге Клеона, то обязательно добавьте в свой список чтения: 

По нетворкингу

Кейт Феррацци "Ваша группа поддержки". - если первые две книги больше об "основах нетворкинга", то идеи этой книги очень-очень сильно перекликаются с идеями Клеона о "коллективном гении". Очень рекомендую! 

Правильному нетворкингу также посвящена книга Адама Гранта "Брать или отдавать" (см. рецензию в моём блоге). 

Ну, и если вы относите себя к интравертам :) /которым обычно нетворкинг трудно даётся/,  то рекомендую к прочтению книгу Деворы Зак "Нетворкинг для интравертов". 

По самопродвижению в Интернете:  

Очень советую начать с книги Майкла Хайятта "Платформа. Как стать заметным в Интернете". 

Во вторую очередь обязательно читать Дамира Халилова "Маркетинг в социальных сетях". 

Продолжить можно книгами Гари Вайнерчука. Также подойдёт "Сарафанный маркетинг" Энди Серновица и "Заразительный" Й.Бергера.
 
По контент-маркетингу: 

Можно начать с очень душевной книги Дениса Каплунова "Контент, маркетинг и рок-н-ролл". 

А продолжить более серьёзной и основательной книгой М.Стелзнера "Контент-маркетинг". 


...разумеется, книг и по нетворкингу, и по SMM, и по контент-маркетингу сегодня издаётся море. Те, которые здесь привёл я, скорее, рассчитаны на начинающих.   Типа:  вы - художник, прочитали Клеона, вам понравились его идеи, но захотелось узнать больше. Вот и читайте ;) 

*   *   * 

Ещё одна любопытная "фишка", которую я заметил...  В книгах Остина Клеона есть темы, которые являются "сквозными", т.е. присутствуют и в его первой и в его второй книгах. 

Например, вторая глава в книге "Кради как художник", перекликается по смыслу с первой главой книги "Покажи свою работу".  Причём эти главы не повторяют, а именно дополняют друг друга: в первой книге про "синдром самозванца", который "лечится" активными действиями, вживанием в роль и т.д.; во второй книге про "синдром дилетанта" :) , который лечится постоянным саморазвитием.  

В "Кради как художник" третья глава посвящена сторителлингу, а в "Покажи свою работу" про сторителлинг глава №5. При этом информация ни разу не пересекается :) 

Ну и т.д.  Такая тематическая преемственность есть практически во всех главах обеих книг. Это я пишу к тому, что лучше иметь в своей библиотеке ОБЕ книги Остина Клеона :) 

*   *   * 

Вывод:  книга очень хорошая (на "пятёрку" с очень небольшим минусом :)).  Пожалуй, главное её достоинство не только в изменении творческой парадигмы (от "одинокого художника" к "коллективному гению"), и не только в полезных советах, как это можно реализовать на практике. Главное её достоинство - она очень позитивная и вдохновляющая :)  Думаю, для любого творческого человека она будет как глоток свежего воздуха...   Читать обязательно! 







Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий