понедельник, 26 августа 2013 г.

Периодическая таблица сторителлинга - 9. Метатропы (повествовательные конструкции)

Периодическая таблица сторителлинга - 9. Метатропы (повествовательные конструкции)
Следующий блок периодической таблицы сторителлинга - основные повествовательные тропы. Точнее, не столько сами тропы, сколько их вариации, которые встречаются в современных текстах массовой культуры (телесериалах, комиксах, в популярных книжных сериях и т.п.). 

Напомним, что "троп" - это некий стилистический приём сочетания слов таким образом, чтобы появлялось иносказание, новый смысл. Ещё со времен древнегреческой риторики (и Аристотелевой "Поэтики") выделяется до нескольких десятков разновидностей тропов. 

Например, один из самых распространенных тропов - метафора. Причем метафора может быть и сравнительно простой (как аналогия между двумя предметами), и довольно сложной. Например, сложные метафоры вовсю используются авторами фантастических произведений, т.к. любая фантастическая реальность по сути дела является сложной системой аналогий с нашей реальностью (т.е. комплексной, развернутой метафорой). 
 
Если соблюдать Правило крутости (см.п.6), то никакие киноляпы нипочем)))

Тропы как стилистические приёмы могут существовать и в микроварианте, и быть вполне масштабными. Например, когда мужчина называет любимую женщину "солнцем", разумеется, это не в буквальном смысле :)  Это троп, а именно - метафора. Этот троп существует в микроварианте как одно-единственное слово. 

Но тропы могут быть поняты и в более масштабном смысле (структуралистском) - как устойчивые (на уровне жанра, или литературной традиции) части сюжета, как некий повторяющийся и легко узнаваемый набор из типовых персонажей, их поступков, причин и следствий этих поступков. Например, В.Я.Пропп выделяет 31 элемент (функцию), комбинация которых задаёт все возможные тропы традиционной волшебной сказки. 
 
Или, например, 14 типовых этапов Пути Героя, известных ещё со времён древнегреческих мифов (об этом было здесь:   Периодическая таблица сторителлинга - 2. Установки, законы, сюжеты   см. п.11)

Некоторые из тропов, наиболее часто используемых авторами в рамках какого-то одного жанра, могут превращаться в клише. С точки зрения "высокого искусства", клише (или штампы) - это, разумеется, плохо. Но в массовой культуре отношение к клише несколько иное: массовому читателю/зрителю, напротив, нужны легко узнаваемые и "привычные" персонажи. Например, разных супер-героев уже насчитываются десятки и даже сотни. Но несмотря на то, что меняются какие-то их внешние проявления (характер сверхспособностей, костюмчики :))) и т.п.) истории про супергероев давно уже стали клишированными. 

Сегодня, по сути дела, творчество любого масс-автора или сценариста - это такая своего рода "модель для сборки" ;) - когда надо взять известные уже давным-давно тропы, и попытаться сконструировать из них нечто новое.  Причем, "новое" - не обязательно "оригинальное" и высокохудожественное :). Главное, чтобы понравилось массовому читателю/зрителю. 

Но любое мастерство не стоит на месте, а развивается по своим собственным законам... Если клепать тексты только из уже давно известных тропов, получится скучновато. Можно смело утверждать, что современные авторы находятся в поиске, и, если и не изобретают чего-то принципиально нового, то традиционные тропы (и клише) они модифицируют вполне успешно. 

Собственно, предлагаемые в Периодической таблице сторителлинга 17 тропов, это, если быть точным, не совсем "тропы" - это именно способы модификации традиционных тропов, которые могут оживить и разнообразить повествование. Именно поэтому в таблице сторителлинга они были названы метатропы

1) Троп (Т) - в его самом что ни на есть классическом понимании :) В большинстве словарей "троп" определяется как «фигура речи». В создании историй троп и является концептуальной фигурой речи, которая знакома аудитории и моментально распознается ею. 

В понимании "Периодической таблицы сторителлинга" (и сайта TvTropes, на основе материалов которого была сделана таблица) троп означает нечто большее, чем просто узнаваемый паттерн – поскольку область его действия распространяется не только на продукты медиа, но и на жизнь за кадром, на технические особенности создания произведения (книги, фильма), и даже на фанатскую реакцию. 

2) "Тень от абажура" (Ls) - это авторский трюк, который помогает справиться с тем элементом истории, который может показаться аудитории слишком неправдоподобным или слишком прямолинейным использованием тропа. 

Метатропы в Периодической таблице сторителлингаДругими словами, автор обращает внимание зрителя на выбивающийся из общей канвы элемент повествования с помощью некого медиума (персонажа, прохожего, рассказчика), тем самым подтверждая существование этого элемента, независимо от его логичности и обоснованности. Таким образом создатель подтверждает, что он в курсе того, что в его истории есть такой нелогичный элемент, а также то, что и сами персонажи истории тоже обратили на это внимание. 

Пример: в Lost воображаемый друг Хёрли, пытаясь доказать ему, что остров – это всего лишь галлюцинация, обращал его внимание на некоторые очевидные нелогичности в его жизни с момента освобождения из психиатрической лечебницы.

3) Оправданный троп (Jt) - это тот троп, использование которого обосновано законами простой человеческой логики (и логикой линейного развития сюжета) и не требует дополнительных объяснений. 

Все, что не соответствует данному определению, уже будет являться приемом формата «Улыбаемся и машем», т.е. поспешным оправданием и придумыванием дополнительных обстоятельств, которые объясняли бы использование того или иного тропа. Оправданный троп УЖЕ оправдан, и не нужны никакие пояснения, почему всё происходит так, как происходит :) 

4) Разрушенный троп (Sv) - это хитрая проделка автора, который готовит почву для одного узнаваемого тропа, но так его и не использует. 

По большому счету, все тропы находятся у нас в голове. Это своего рода жанровые стереотипы, клише. И опытные читатели/зрители, видя маленькие намеки и подсказки от автора, довольно быстро начинают догадываться о том, что же произойдет в следующий момент, так как по всем законам жанра именно это и должно произойти. Однако, когда это неожиданно не происходит, или происходит, но совсем не то, что ожидалось – это и есть разрушенный троп.

5) "Старейшие" (Old) - довольно условное название, которое применяется к тропам, созданным до 1960-х годов. Многие тропы, используемые в современных фильмах и сериалах, были изобретены далеко не нынешними сценаристами, а взяли свое начало из древнегреческих мифов, Библии, народных сказок и сказаний и многих других произведений, появившихся задолго до эпохи телевидения. 

(Почему до 1960-х? Цифра довольно условная, но именно в середина 20 столетия появились первые серьёзные попытки анализа и деконструкции текстов современной массовой культуры; попытки выделить некие характерные для этих текстов элементы, а также попытки сознательно использовать добытые знания в литературном и сценарном мастерстве). 

6) "Правило крутости" (Roc) - уровень доверия (веры, лояльности) зрителя к отдельному элементу сюжета прямо пропорционален уровню его "крутости". В переводе на человеческий язык, это означает, что зритель готов простить любые "ляпы", если его эмоции зашкаливают, и он в восторге.

Другими словами, даже самые дотошные и принципиальные зрители готовы закрыть глаза на некоторые нелогичности и противоречивые элементы сюжета до тех пор, пока в целом всё это выглядит офигенно и круто :) 

От автора это требует уникальной способности чувствовать/создавать "драйвовость" текста. Ну, или хотя бы умения тестировать свои тексты на живых людях :)))

7) "Правило забавности" (Rof) - любое нарушение временного континуума, законов логики, физики и природы допустимо до тех пор, пока это смешно. 

8) "Правило драматизма" (Rod) - если в сюжете присутствует очевидная проблема, то она обязательно обернется конфликтом. Без драмы или конфликта нет шоу, и не бывает таких шоу, где у всех все было бы хорошо и замечательно. Отсюда и возникает правило драматизма. 

Даже если на первый взгляд все кажется милым и благополучным, то значит, что проблема уже не за горами и вот-вот появится на горизонте. Именно поэтому счастливые пары в кино не протягивают долго – почему-то сценаристы зачастую не видят другого двигателя сюжета, кроме как расставание влюбленных.

9) "Четвертая стена" (4wl) - очень распространенное клише, заключающееся в том, что персонажи не осознают, что они персонажи в чьем-то вымышленном произведении и заранее спланированном сюжете. 

(По большому счёту, прозрачный экран телевизора - и есть настоящая "Четвертая стена", разделяющей зрителя и персонажей ;)))

Троп "четвертая стена" включает в себя целых 15 субтропов, которые будут подробнее расписаны ниже, после описания основных тропов. 

10) "Правда в телевидении" (Tru) - иногда телешоу показывают то, что действительно имеет отношение к реальной жизни. Например, в дневное время в российском эфире полно передач в "документальном" стиле (вроде "Понять. Простить").  Не переживайте, это никогда не длится долго, после чего шоу и жизнь расходятся каждая своими дорогами. (Посмотрите для наглядности, к примеру "Американскую девственницу" (2000 г.) :))

Однако все-таки иногда случаются просветления (у сценаристов :)))) и те тропы, которые встречаются в телешоу, действительно  бывают взяты из реальной жизни и не требуют лишнего подтверждения или объяснения.

11) Реальность нереалистична (Rur) - это, скорее, не троп, а некий побочный феномен их применения :) Возникает тогда, когда некоторые псевдореальные тропы слишком растиражированы в кино, и встречаются на каждом шагу. Эти штампы слишком доверчивые зрители начинают принимать за реальность, совсем не пытаясь проверить, имеют ли они хоть какое-то отношение к реальной жизни. 

В результате люди начинают верить в псевдонаучные концепции и идеи, которые распространяются даже на вопросы жизни и смерти. Например, насмотревшись боевиков, люди верят, что можно выстрелом из револьвера разорвать цепь наручников; что можно метко стрелять "по-ковбойски" (от бедра) или убить человека, выстрелив ему, скажем, в плечо.   Разоблачения подобной "нереалистичной реальности" часто встречается в передачах вроде "Разрушителей легенд" ;)

Иногда реальность искажается и в более простых вещах. Например, зрители начинают обвинять шотландского актера в том, что у него ужасно выходит шотландский акцент. С чего они это взяли - непонятно... Но чаще всего причиной "нереальной реальности" является то, что люди начинают смешивать какого-то популярного персонажа в исполнении данного актёра с личностью самого актёра. 

12) Как реальность, если не вглядываться (Lr) - центральным предположением данного тропа является, что реальность фильма формируется в большей степени в мозгу зрителя, нежели в результате усилий его авторов. Зрители сами домысливают необходимые элементы реальности: так, например, если повествование идет в определенной эпохе, зритель в силу своей эрудированности может представить уровень развития технологий, особенности моды и политической ситуации того времени. 

Если персонаж говорит, что он был в Париже, не вдаваясь в дальнейшие подробности, зритель мысленно представляет себе тот самый Париж, столицу Франции, с Эйфелевой башней и создателю нет нужды рассказывать об этом дополнительно. Можно не тратиться на детали, и сэкономить кучу времени для основного повествования. 

Однако далеко не всегда (точнее - всегда ;))) кинематографическая реальность полностью совпадает с описываемой действительностью, и вот тогда и говорят, что реальность в кино – Как реальность, но если только в неё не вглядываться.  Пример: «Бесславные ублюдки», фильм, который начинается как относительно реалистичное повествование о Второй Мировой Войне, однако заканчивается совершенно фантастическим образом.

13) Антропный принцип (Anp) - антропный принцип первоначально появился в физике, астрономии и философии. Но в виде метафоры он вполне востребован и в сторителлинге. 

Если говорить просто, то АП - это теоретическое объяснение того, что вселенная идеально подходит для существования разумной жизни. В противном случае, не было бы никакой разумной жизни, включая человечество. 

Развивая этот принцип дальше, можно сделать вывод о том, что даже если вышеупомянутые условия оказываются нелогичными, они не будут неожиданными, поскольку наличие свидетелей делает их неизбежными. 

Антропный принцип по отношению к текстам по сути таков же. Каждая вымышленная Вселенная содержит в себе базовые, аксиоматичные элементы, без которых история даже не могла бы начаться. Все, происходящее с героем, даже кажущееся нелогичным и неожиданным, предначертано самой историей, самой вымышленной вселенной.

14) Закон значимости деталей (Con) - каждая описанная в тексте деталь важна. Любые детали, особенно которые появляются неожиданно и не акцентируются в сюжете, являются очень важными. 

Авторы избавляют повествование от лишних бытовых деталей, однако добавляют в сюжет важные, значимые детали, даже если те выглядят как бытовые. Никогда не задумывались, почему герой всегда может найти парковочное место, приехав к офисному зданию? Он просто ставит свою машину и идет дальше, потому что эта деталь никому не интересна. 

Однако если в кабинете героя появилась незнакомая нам ассистентка, на которую он никак не отреагировал, и принесла ему чашку кофе – поверьте, это неспроста. Чем меньше внимания героя уделяют деталям, тем больше внимания должны им уделять мы.

15) Гипотеза о литературном посреднике (Lah) - данная гипотеза заключается в следующем: текст появился благодаря некими реальными событиями. Человек, значащийся в качестве автора – лишь литературный посредник между аудиторией и главным героем повествования. Все участники истории пожелали, чтобы история была сохранена в секрете, а потому многое изменено. 

Эта гипотеза работает в обе стороны: в первом случае, фанаты, преданные телешоу или любому другому произведению, начинают думать о том, что вполне возможно, что история, легшая в основу сюжета, реальна и речь в повествовании идет о реальных людях с измененными именами. 

Во втором случае, авторы самостоятельно проецируют эту гипотезу, в целях драматизации сюжета («эта история основана на реальных событиях, однако все имена изменены для защиты невиновных»), или для того, чтобы скрыть тот факт, что оригинальная история была украдена у кого-то. Для того, чтобы реальный автор не узнал о плагиате, создатели изменяют историю до неузнаваемости и пересказывают ее по-своему, ссылаясь на некие реальные источники. 

Классический пример "гипотезы о посреднике" - серия историй о Шерлоке Холмсе, где все истории якобы рассказываются доктором Ватсоном, а вовсе не Конаном Дойлем. 

16) Моральный диссонанс (Md) - возникает в результате появления в повествовании героя с двойными стандартами, которых поначалу никто не замечает. 

Необходимо отметить, что это не значит, что Герой ведет себя как Засранец или Анти-Герой, он выглядит вполне достойно и привлекательно, однако его действия не сочетаются с его словами, и никто не обращает на это внимания. 

Например, Герой свято верит в то, что Злодею надо дать второй шанс и готов многое сделать, лишь бы попытаться спасти своего врага от него самого, потому что убив его, Герой может стать точь-в-точь таким же, как и Злодей. Однако, если на пути Героя встают Враги, армия или Злодей – он безжалостно расправляется с ними, не моргнув и глазом и не вспомнив ни об одном своем моральном принципе. 

Этот троп позволяет создавать странные тексты - довольно сюрреалистичные и комичные одновременно. Мне вот почему-то в качестве примера настойчиво просится "Армия тьмы" :)))

17) Пародийная таблица элементов (Tbl) - периодическая таблица элементов – это загадочный объект, который каждый хоть раз видел в классе химии и никто до конца не понял, а потому так много пародий на нее. 

Есть два основных типа: периодические таблицы, содержащие существующие и несуществующие элементы (вроде классификации животных по Борхесу ;))), и периодические таблицы, содержащие любые другие элементы, например напитки, или специи. 

...ох, сдаётся мне, что этот троп создатели "Периодической таблицы сторителлинга" придумали про себя любимых ;))))  Хотя идея некой тайной систематики (или особых "правил игры"), как основы повествования, вовсе не нова. Например, можно вспомнить "Игру в классики" Кортасара, или "Фламандскую доску" Перес-Реверте и т.п.

Это все основные тропы (согласно "Таблице сторителлинга" :)). Как и обещал ранее, теперь опишу субтропы "четвертой стены" (см.п.9): 

Субтропы для метатропа Четвертая стена

9.1. Зрители? Какие зрители? – если в произведении есть персонаж со средним уровнем осознания происходящего, то время от времени он начинает догадываться, что все происходящее – это выдумка. Периодически он пытается убедить остальных в правоте своих догадок, приводя им примеры и намекая на то, что все они – персонажи чьего-то сюжета, однако как правило, в ответ он получает насмешки или просто безразличие.

9.2. Падение Четвертой стены – падение Четвертой стены происходит тогда, когда персонаж(и) осознает и признает существование зрителя и/или режиссера, создателя и обращается непосредственно к ним. Как правило этот прием используется для придания комизма ситуации, как бы намекая на то, что персонажи осознают, что все это время за ними внимательно следят со стороны.   (См. "Шоу Трумана").

9.3. Падение стены обозревателя – существует множество обозревателей/критиков игр, фильмов и книг. Некоторые заходят несколько дальше в своем обозрении и в прямо смысле слова «входят» в мир обозреваемого произведения, появляясь там в качестве героя или общаясь непосредственно с самими персонажами. 

9.4. Ящик для писем на Четвертой стене – иногда персонажи в сериале сами отвечают на вопросы фанатов или на вопросы, которые кажутся фанатскими вопросами, так, словно на Четвертой стене появился почтовый ящик. 

Одной из причин, по которой создатели прибегают к такому приему, является нежелание выдавать зрителю спойлеры, объясняя ответы персонажей тем, что они «говорят только то, что они знают», а, следовательно, так же, как и зрители, не могут предсказать сюжет.

9.5. Наблюдатель Четвертой стены – четвертая стена может быть очень хрупкой. В одних случаях она прочнее, в других она оказывается совсем тонкой. В таком случае в сериале находится персонаж, который в один прекрасный день замечает, что все происходящее – лишь вымысел, что они – плод чужого воображения, а все, происходящее с ними – сюжет сериала. В таком случае персонаж может предсказывать будущее, узнавая те или иные тропы, а также подвергаться насмешкам и нападкам со стороны других, менее сознательных товарищей.

9.6. Портрет с Четвертой стены – работает в рисованных в комиксовом или примитивистском стиле мультсериалах, где реалистичное и детализованное изображение персонажей рассматривается, как нереалистичное и противоестественное. 

Пример: В «Симпсонах», где у всех героев по четыре пальца на каждой руке, герои возмущаются при просмотре зарубежного мультика: «Ну правда, и у кого может быть на руке по пять пальцев?!».

9.7. Подколка Четвертой стены – иногда зрителю кажется, что персонаж обнаружил Четвертую стену, однако через какое-то время мы понимаем, что это всего лишь шутка сценаристов, и Четвертая стена осталась там, где она и была, целая и незамеченная. 

Например, Герой смотрит в камеру и говорит что-то якобы в аудиторию, однако, при съемке с другого плана, можно увидеть, что на самом деле его слова предназначаются другому персонажу, стоящему как бы за камерой.

9.8. Опереться на Четвертую стену – можно сказать, что это высказывание персонажа, которое, на первый взгляд, имеет отношение к самому телешоу, однако в конце концов оказывается, что оно не имеет отношения к Четвертой стене, а просто было удачно использовано в контексте. 

Например, когда в фильме ужасов один персонаж, чтобы остановить другого от похода в темный подвал, где что-то странно скребется, говорит ему «Ты же знаешь, что в фильмах ужасов всегда есть момент, когда кто-то идет навстречу неизведанному, и там-то и начинается все самое страшное?». С одной стороны, это вполне могло бы быть произнесено в реальной ситуации, но с другой стороны, персонаж говорит, абсолютно верно предсказывая развитие сюжета, словно он знает, что является героем фильма ужасов.

9.9. Залогиниться на Четвертой стене – персонаж телешоу создает собственный сайт, или упоминает некий сайт по ходу сюжета. Как правило, если адрес этого сайта был показан на экране или четко озвучен, в большинстве случаев, перейдя по этой ссылке со своего домашнего компьютера, вы найдете там сайт соответствующего сюжету содержания. Как правило, компании выкупают и поддерживают адреса, упоминаемые в сериалах, или даже ведут блоги от имени своих персонажей.

9.10. Четвертой стены нет – некоторые шоу существуют, ни разу не дойдя до Четвертой стены. Или они обнаруживают ее пару раз ради комического момента, но потом забывают, и Четвертая стена остается прочной и нетронутой. 

Но есть особые сериалы. Они не то, чтобы разрушают Четвертую стену. Они просто уничтожают ее. Все герои прекрасно понимают, что являются персонажами шоу, частенько ссылаясь на «прошлую серию» или «эту сюжетную линию». Они могут критиковать режиссера, сценариста, продюсера, или даже аудиторию. В крайних случаях они могут даже отказываться выходить к зрителям. Как правило, участники таких шоу поголовно являются Голосом здравого смысла и прекрасно понимают, в каком жанре развивается их история.

9.11. Внутренней Четвертой стены нет – когда «четвертой стены нет» и одно шоу внутри другого шоу очень сильно друг друга любят, получается этот замысловатый троп. 

Если мы видим шоу внутри шоу, то значит внутри вымышленного мира существует другой вымышленный мир. Когда герои одного вымышленного мира узнают о тех героях вымышленного мира, которые выдумали их, внутренняя Четвертая стена рушится, однако стена между зрителем и персонажами остается нетронутой.

9.12. Столкновение с Четвертой стеной - специализированная форма Падения Четвертой стены. Вымышленные персонажи неожиданно осознают, что они являются вымышленными героями в вымышленном мире. Естественно, это повергает их в шок и вызывает сильнейшую реакцию с их стороны. Частенько используется в комиксах и книгах, если автор хочет добавить философичности в свое произведение. 

9.13. Раскрашивание Четвертой стены – это изображение некоторых мелких элементов истории , не совсем присутствующих в истории посредством надписей, шрифтов, визуальных эффектов и проч.стилистических "мелочей". С одной стороны, показывается обратная сторона кинопроцесса, с другой стороны, подчеркивается наличие Четвертой стены, но уже для зрителя. 

Например, в горячей перестрелке, кровь попадает на линзу камеры и не исчезает оттуда, для усиления эффекта перестрелки. Или же для усиления эффекта от речи персонажа, его слова материализуются в воздухе рядом с ним, он может их коснуться, смять, смахнуть. 

9.14. Шкала прочности Четвертой стены – в некоторых шоу Четвертой стены и вовсе не существует, а в некоторых она прочна настолько, что на нее можно опереться. В связи с этим была составлена шкала прочности Четвертой стены: 

    a -  абсолютно прочная Четвертая стена (персонажи твердо верят в то, что их жизнь – это реальность и не подозревают о наличии стены); 
    b -  видимая Четвертая стена (персонажи могут опереться на стену, они отчасти догадываются, что они – персонажи шоу); 
    с -  полупрозрачная Четвертая стена (в ней есть Почтовый ящик, может быть свой Наблюдатель, присутствует Рассказчик, который обращается напрямую к аудитории); 
    d -  игры с Четвертой стеной (например, ее Раскрашивание); 
    e -  несуществующая Четвертая стена (Четвертой стены нет); 
    f  -  за «Четвертой стены нет» (игры разума, которые заставляют зрителя поверить, что это он – герой шоу, а все, что происходит в шоу – и есть реальность).

9.15. Четвертая стена не защитит тебя – когда монстр или убийца орудует в вымышленном мире и убивает сотни жертв – это нормально. Однако, после Падения Четвертой стены, монстр начинает обращаться прямо к аудитории, выходит за ее пределы и неожиданно становится реальным. (Таких фильмов много, но "Последний герой боевика" с Арни в какой-то степени классика ;))).

 





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий