Друзья, один добрый фей :))) из дружественного издательства Альпина Паблишер подбросил мне на прочтение книгу стэнфордского бизнес-гуру Роберта Саттона "Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила" (издано "Альпина Паблишер" в 2013 году; страничка книги на сайте издательства; покупается проще всего на Озоне). Первоисточник: "Weird Ideas That Work: 11 ½ Practices for Promoting, Managing, and Sustaining Innovation". (The Free Press, 2002). Первый русский перевод/издание было в 2007 году.
Собственно, как страстный любитель всего инновационного и провокационного :) книгу я эту прочитал на одном дыхании, и с большим удовольствием. Предлагаю вашему вниманию небольшую рецензию на неё, и традиционный конспект в виде интеллект-карты.
Книга посвящена управлению креативностью на уровне организации (бизнес-процессов, трудового коллектива, повседневного управления) в целом. Да, здесь прямая аналогия, например, с "управлением знаниями", или с "управлением сервисом" и т.п.
Ценность книги в первую очередь в том, что она не учит "быть креативным" (на уровне индивидуальных/персональных фишек из психологии творчества). Она также не претендует на системное и громоздкое изложение вроде "разработка и внедрения системы непрерывных инноваций". В ней лишь косвенным образом затрагиваются уже порядком всем надоевшие "мозговые штурмы" и прочие традиционные "техники креативности".
Собственно, Саттон особенно не заморачивается и по поводу понятия "креативность". Он даёт ей своего рода "операциональное определение": есть компании, которые используют в своей работе лишь старые, проверенные, традиционные подходы; а есть компании, которые постоянно что-то меняют в своей деятельности. Вот последние пусть и будут считаться "креативными"...
Но что тогда означает "управление креативностью"? Саттон иронично замечает, что идея данной книги была придумана буквально за час. В течение этого часа Роберт набросал (как это обычно делается ;))) на салфетке 12 идей, благодаря воплощению которых в жизнь, компании и умеют быть креативными, успешно меняться и достигать высоких результатов.
Саттон назвал эти 12 идей - "11,5 экстравагантных идей, нарушающих все правила". Замечу, что амплуа Роберта Саттона как бизнес-консультанта - это такой лёгкий интеллектуальный троллинг "азбучных истин" современного менеджмента :))) Его любимая "фишка" - взять какие-нибудь традиционные бизнес-правила или модели, показать, как именно они "не работают", и раскритиковать их со страшной силой :)
/...о Роберте Саттоне - читайте чуть ниже.../
"11,5 экстравагантных идей" - из той же оперы. Т.е. Саттон берёт какое-то правило традиционного менеджмента и демонстрирует, почему оно является губительным для творчества в организации. Далее Саттон формулирует своего рода анти-правило ("экстравагантную идею"), которая нарушает известный управленческий стереотип. И приводит несколько успешных кейсов по применению этой самой экстравагантной идеи.
Строго говоря, господин Саттон - шулерствует :) Потому что регулярный менеджмент - это одно, а инновационный - нечто совсем другое. Сравнивать и противопоставлять их - не очень-то и корректно :) Просто потому, что с точки зрения регулярного менеджмента (главная задача которого - стабилизировать бизнес-процессы, добиться их максимальной повторяемости), любое правило менеджмента инновационного будет чем-то "революционным", "экстравагантным" и т.п. Поэтому книга немного в стиле сопоставления ужей с ежами :)))
На самом деле "Охота за идеями" - это такой сборник Best practices ("лучших практик"), используемых творческими компаниями. Или которые можно использовать для того, чтобы "расшевелить" организацию, которая увязла в регулярном менеджменте, но крайне нуждается в глотке свежих креативных идей и инноваций.
Эти "лучшие практики" в большей степени относятся к "тонкой настройке" организации в целом, как системы - её ценностей, принципов управления, коммуникаций, оперативного управления, работы проектных групп и т.д. Мне кажется, что главная идея книги в том, что главный рычаг, с помощью которого компания может стать креативной - это изменение рутин, неких привычных практик в повседневной деятельности организации.
Повторюсь: можно провести для сотрудников кучу "тренингов креативности", можно создать какой-нибудь "отдел по инновациям" и формально запустить какую-нибудь инновационную программу/проект. Но всё это не сработает, если не будет некоего правильного творческого бэкграунда - если не будет организационной среды, в которой творчество сможет прижиться, расцвести и дать плоды. Книга Саттона - это правила ("экстравагантные идеи") по созданию такой творческой организационной почвы.
Перечислю 12 идей/правил Роберта Саттона для создания креативной среды в организации:
1) Нанимайте на работу "бунтарей" (в целом нетипичных людей, которые отличаются от большинства сотрудников вашей организации)
1,5) Нанимайте на работу тех, кто вас раздражает (...но при этом обладает какими-то уникальными компетенциями)
2) Нанимайте "лишних людей" (которые бесполезны прямо сейчас - для выполнения актуальных бизнес-задач, но могут быть очень ценны для изменения орг.культуры, и чьи таланты устремлены в будущее)
3) Используйте собеседования при приёме на работу, чтобы найти новые идеи (на собеседовании давайте претендентам решать реальные проблемы/задачи компании)
4) Поощряйте сотрудников не слушать начальство (...звучит революционно, но на деле речь идёт о создании оргкультуры, которая поддерживает и поощряет самостоятельность и инициативу сотрудников)
5) Поощряйте творческие и конструктивные конфликты в организации (важно! поощряются конфликты идей, а не людей; творческие конфликты организуются по определенным правилам, модерируются - т.е. должны быть отчасти управляемыми)
6) Поощряйте (вознаграждайте) и успехи, и неудачи - не поощряйте (а лучше наказывайте!) только бездействие.
7) Начните безнадежное дело, но при этом убедите и себя и окружающих, что успех неизбежен (гениальный пункт про то, что "Выживают только параноики" (с) Эндрю Гроув, и как эту паранойю и параноиков в компании культивировать :)))
8) Начните делать что-то масштабное, но "никому не нужное" - смешное, абсурдное, исключительное, "очевидное", "идиотское" и т.п. Разумеется, у вас должна быть страсть к этому "не нужному", оно должно быть интересно и нужно лично вам... (во-первых, есть шанс, что это станет новым "прорывным продуктом", во-вторых, такие проекты и есть лучший и настоящий "тренинг креативности" ;) ).
9) Избегайте тех, кто подрывает и убивает креативность - журналистов (публичности вообще), критиков всех мастей, любителей быстрой наживы и т.п.
10) Избегайте тех, кто уже "всё знает" и "уже решил" ту проблему/задачу, которой вы занимаетесь
11) Забудьте прошлое, особенно собственные успехи! (очень важный принцип "атаки на самого себя", постоянной конкуренции с собой, перманентной революции :)).
Некоторые из правил кажутся довольно очевидными, но, черт возьми, как же он прав!!! Пока я читал книгу, у меня неоднократно возникали перед мысленным взором компании моих любимых клиентов :). Причем, одни узнавания меня радовали ("Ага, такое я видел вот у этих!"), а другие печалили ("Ну вот этим как раз не хватает вот именно этой идеи №...!"). Т.е. книга получилась вполне реалистичная - думаю, любой управленец или консультант найдёт там много "моментов узнавания" :))) и новых идей.
Каждое из 12 правил Саттон подробно расписывает, в качестве "обосноваловки" приводит и данные научных исследований, и цитаты классиков менеджмента, и примеры (кейсы) из жизни известных брендов. Т.е. книгу к прочтению я однозначно советую :) , а в качестве маленького бонуса традиционно предлагаю конспект основных идей из книги, сделанный в виде интеллект-карты (в разных форматах - *.cdmz, *.mmap, *.pdf - скачать её можно здесь).
* * *
С книгой всё более-менее понятно - это руководство по организационным изменениям из разряда must read. Теперь напишу про господина Роберта Саттона :)
Роберт Саттон (Robert I. Sutton) - профессор менеджмента в Стэнфордском университете (Школа инжиниринга). Ключевая область его научных интересов и исследований: взаимосвязи (и разрывы - Knowing-Doing Gap) между менеджерскими знаниями и реальным организационным поведением (включая организационное развитие, креативность, инновации и т.п.).
Научная методология Саттона - т.н. "доказательный менеджмент" (Evidence-based management). Собственно, в 2008 году (оригинал "Hard Facts, Dangerous Half-Truths, and Total Nonsense: Profiting from Evidence-Based Management" опубликован в 2006) на русском была издана замечательная книга Дж.Пфеффера и Р.Саттона "Доказательный менеджмент. Новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса" (М, Эксмо, 2008), в которой довольно подробно эти самые "азы" доказательного менеджмента и описываются. Увы, книга сегодня уже библиографическая редкость :( И в электронном виде она мне тоже не попадалась...
Я не хотел бы пересказывать здесь основные положения доказательного менеджмента, но если попытаться сформулировать одной фразой его суть, то лучше всего подойдёт высказывание Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим". :))) Традиционный менеджмент, которому учат в бизнес-школах - это своего рода "мифы и легенды". Когда-то давно это были знания, извлеченные из опыта и фактов, и сформулированные на зыке (в системе понятий) своего времени. На момент создания эти модели обладали смыслом и высокой прикладной полезностью. Но если современный выпускник бизнес-школы начнёт с серьёзным видом управлять "по Дракеру" (например) - то это будет попытка реанимировать абстракцию, имеющую мало общего с реальной жизнью.
Следовательно, не надо верить в "мифы" традиционного менеджмента! Менеджмент - это больше искусство, чем наука. Поэтому любое правило менеджмента - это больше эвристика, чём строгий закон. Следовательно, все "правила" менеджмента можно и нужно проверять и перепроверять на практике (а не слепо верить в них). Кроме того, никто не мешает формулировать эти самые правила самостоятельно - на основе своего опыта.
Доказательный менеджмент исходит из реального опыта и проверенных фактов. Менеджер должен быть своего рода профессиональным учёным, который умеет наблюдать (в научном смысле этого слова) за действительностью, выдвигать предположения (гипотезы) относительно причин происходящего, и проверять точность этих предположений на практике (экспериментально). Методы экспериментирования - на вкус экспериментатора :) , но сам Саттон - большой поклонник дизайн-мышления ;)
Разумеется, результаты таких "полевых экспериментов" надо уметь анализировать. И здесь в помощь - в первую очередь именно научные методологии, данные и модели. Саттон советует обращаться за помощью в понимании результатов экспериментирования к психологии, теории систем, процессному подходу и т.д. Ну, и разумеется, к собственному моску :)
Собственно, суть доказательного менеджмента заключается в опоре на проверенные экспериментально и проанализированные "твёрдые" факты. Выводы, которые мы делаем в результате анализа, и должны ложиться в основу управленческих решений.
Роберт Саттон - автор (и соавтор) пяти книг. На русском точно изданы три из них. Кроме упомянутых "Охоты за идеями" и "Доказательного менеджмента", ещё переведена и издана последняя книга Саттона - "Good Boss, Bad Boss: How to Be The Best...And Learn From The Worst" (Warner, 2010). В 2011 году книга "Хороший босс, плохой босс: Как стать лучшим, научившись на ошибках худших" была издана Альпиной; а в 2013 она же, но под названием "Искусство быть хорошим руководителем. Руководство для тех, кто управляет людьми" была издана уже МИФом.
Гуд-Бэд Босса я пока не читал, но эта книга у меня в планах на прочтение ;) Зато я периодически читаю (и всем искренне рекомендую!) блог Роберта Саттона - http://bobsutton.typepad.com/ . Если вы не любите читать на английском, то получить представление о том, что пишет Саттон в своём блоге можно на "Слоне" - в 2010-2011 они вполне исправно переводили на русский посты из его блога. Жаль, что перестали делать это сейчас :(
Мне лично тексты (заметки в блоге) Саттона нравятся - там что-то написано с лёгкой иронией в стиле опровержения управленческой мифологии, а что-то написано как своего рода "научпоп" (т.е. пересказываются результаты каких-то экспериментов, научных исследований). При этом Саттон - здоровый :) и эрудированный скептик, любую информацию он подаёт в таком стиле, который заставляет сомневаться и включать собственную голову.
Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Комментариев нет:
Отправить комментарий