Рассылка Как стать лучшей версией себя?


Уважаемые гости и постоянные читатели Блога Сергея Калинина!


современное саморазвитие + духовные традиции + научная психология в моей рассылке




"Как стать лучшей версией себя? Прикладное саморазвитие для продвинутых"




Присоединяйтесь!


воскресенье, 6 февраля 2011 г.

Как настроить свои внутренние часы?

Этой заметкой я открываю раздел "пересказ" (материалы будут помечаться соответствующим тэгом). В чем смысл: в сети часто пробегают любопытные материалы на нерусских языках :)  Думаю, что эти материалы были бы интересны многим, но тупо переводить их мне лень.

Поэтому я решил сделать следующее: после прочтения сих текстов "по диагонали", здесь у себя в блоге я буду писать вольное переложение прочитанного, включая значительные вкрапления авторской отсебятины "по теме". (Для любителей первоисточников в материалах ВСЕГДА будет соответствующая ссылка). Т.е. найденные в сети материалы будут своего рода отправной точкой для изложения моих мыслей.  Итак, приступим...

*   *   *


На сайте Lifehacker.com (http://lifehac.kr/fKvilS ) опубликованы советы о том, как настроить свои "внутренние часы" (развить у себя чувство времени). Советы являются выдержками из книги 2008 года "Промедление: почему вы так поступаете, и что с этим делать" (Procrastination: Why You Do It, What to Do About It Now ). Авторы (психологи :) ) дают следующие рекомендации:

1. Получите точную информацию о ваших привычных видах активности / деятельности. По мнению авторов, в силу хронических перегрузок (стресса), которые испытывает современный человек, у нас искажается способность точно оценивать даже привычные временные интервалы. Например, мы каждый день моемся в душе и уверены в том, что тратим на это не более 15 минут. В то время как на самом деле мытье в душе может занимать 20-25 минут. Чтобы избавиться от подобных "глюков" авторы предлагают вести простейший хронометраж (вести своего рода "лог" :)), чтобы знать, сколько на самом деле времени тратится на привычные, рутинные ежедневные действия.

2. При планировании и выполнении больших проектов используйте метод "швейцарского сыра", предложенного Дэвидом Лакейном. По другому можно сформулировать так: учитесь ценить, выделять и использовать в своей работе маленькие отрезки времени.  Метод "швейцарского сыра" заключается в том, что выполнение крупных проектов сразу, одним "куском" является неэффективным, ведущим к утомлению и снижению продуктивности. Следовательно, в процессе выполнения больших проектов (любых длительных видов деятельности) должны быть небольшие промежутки (как дырки в швейцарском сыре) времени для отдыха.

Как известно, отдых у нас - это смена деятельности :) Например, можно раз в час-полтора выделять 10-15 минут для: исходящих звонков по телефону, чтения электронной почты, просмотра новостей и т.п. Главная идея заключается в том, что даже эти небольшие промежутки времени необходимо планировать заранее, имея на руках обширный список "задачек на 15 минут". Кроме того, при выполнении подобного рода задач авторы настоятельно рекомендуют использовать таймер, который будет жестко контролировать время выполнения данных задач (если это 15 минут, то пусть будет точно не более 15 минут!).  Регулярное использование подобных "дыр от швейцарского сыра" также позволит нам развить чувство времени, научит способности "впихивать" работу в хорошо осознаваемый отрезок времени.

3. Необходимо предвидеть и учитывать в планировании возможность возникновения незапланированных помех. Характерный признак плохих "внутренних часов" - стремление все планировать "впритык", без учета сигналов о том, что наши прекрасные планы могут быть легко разрушены внешними обстоятельствами. Например, мы привыкли добираться на автомобиле от дома до работы за 1 час, но это время может сильно варьировать в зависимости от погоды, состояния дороги, особенностей трафика и т.п. Если в соответствии с прогнозом (иногда даже не нужно знать прогноз, достаточно только выглянуть в окно) ожидается сильный снег и гололед, то, скорее всего, на дорогу вам потребуется значительно больше времени, часа полтора, например.

4. Отказ от делегирования также ведет к "сбою внутренних часов". Установка "только я могу сделать все это хорошо" приводит к тому, что человек берет на себя неограниченное количество задач, выполнение которых растягивается "в бесконечность". Причины такого поведения могут быть различными: от вполне разумного страха "провалить" выполнение важных задач, до иррациональной имитации бурной деятельности.

В последнем случае человек может просто испытывать глубинный страх оказаться "не нужным". Или он может быть неуверенным в качестве выполнения своих основных трудовых задач, вот он и взваливает на себя задачи дополнительные (которые вполне можно делегировать), чтобы у него было своего рода алиби ("Как я могу выполнять свои задачи хорошо, ведь я же так перегружен!"). Вывод: учитесь делегировать, делегируйте и сможете более точно (во времени) выполнять собственные задачи!

5. Важно хорошо понимать собственные биоритмы и учитывать их в работе. Есть много стереотипов, формирующих нынешнюю трудовую этику, вроде: "Кто рано встает, тому бог подает" и т.п. Эта пуританская трудовая этика диктует нам пораньше с утра вскакивать с постели, вливать в себя крепкий кофе (в качестве энергетического допинга), бежать на работу и стремительно приниматься за дела…

Тем не менее, существует огромное количество людей, у которых пик активности приходится на послеобеденные или даже вечерние часы. Если мы хотим нормализовать наши "внутренние часы", то следует знать собственные биоритмы и планировать свой рабочий день в соответствии с ними, выделяя для выполнения наиболее важных задач лучшее время - то есть такое, когда вы ощущается прилив сил и энергии.

6. Обязательно планируйте свое свободное время и получайте максимальное удовольствие от отдыха! Для людей с "испорченными внутренними часами" характерным является сокращение или даже полная утрата времени для полноценного отдыха. Это время (когда можно полностью отвлечься и отключиться от дел) заполняется затягиванием, промедлением, откладыванием (все вместе - procrastination :) ) задач, которые необходимо решить.

Границы между отдельными задачами или делами как бы размываются, стираются - одно дело плавно превращается в следующее. Времени для отдыха просто не остается. Получается своего рода замкнутый круг: выполнение каждого дела затягивается, задачи решаются долго и неэффективно, перетекая одна в другую - человек полноценно не отдыхает, устает - что еще больше снижает его эффективность при выполнении новых задач, еще больше растягивает их выполнение.

Выходом из этого замкнутого круга может стать только жесткое планирование, когда даже на такие вещи как общение с членами семьи или друзьями, сон, прогулки на свежем воздухе и т.п. релаксацию вписываются в ежедневник как важные задачи и неуклонно выполняются.

*   *   *

В  качестве резюме добавлю, что, по большому счету, все советы можно свести к следующим ДВУМ...  Для развития "чувства времени":

а) тренируйтесь на оценивании малых отрезков времени
б) вводите в своей жизни режим - т.е. жесткую привязку определенных видов активности к определенному времени суток и промежуткам времени. "Режимность" может выражаться в планировании рабочего дня, времени отдыха, учете биоритмов и т.п.




Если вам понравился/был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



1 комментарий:

  1. Хм, а вот, кстати, нашелся и дословный перевод статьи, по которой я делал пересказ :)

    Прочитать можно тут: http://habrahabr.ru/blogs/gtd/112111/

    ОтветитьУдалить