четверг, 23 января 2025 г.

Библиофилы и букинисты (читаем старые книги)

 

Друзья, давайте для отдохновения души напишу что-нибудь гуманитарно-просветительское)).

Альманах библиофила

Из родительской библиотеки спас (т.к. предназначалась для сдачи в макулатуру) вот такую книгу: "Альманах библиофила. Выпуск VII". (М.: изд-во "Книга", 1979 г.). Как гласит аннотация: "Альманах библиофила" рассказывает о книгах и книжниках прошлого и современности, библиотеках и библиофилах, о поисках и находках в книжном мире, о делах минувших и современной жизни книголюбов в разных концах нашей страны и в других странах.

На деле это сборник довольно разнородных заметок, да ещё и напечатанных (объёмом примерно в 250 страниц) мелким неудобочитаемым шрифтом.

 

Читаю "Альманах библиофила", размышляю о букинистике и пользе чтения старых забытых книг
Читаю "Альманах библиофила", снова размышляю о том, как многообразны виды чтения и как можно извлекать пользу из книг, в том числе из старых и забытых

Вас может удивить, зачем я трачу время на чтение подобного)). Но, во-первых, всё, что имеет отношение к книгам и к чтению, входит в круг моих интересов. В моей книге "Чтение как образ жизни" ( https://bit.ly/4tenie ) в "Заключении" я как раз писал о том, что есть множество околокнижных тем, которые не вошли в мою книгу, но которые мне хотелось бы рассмотреть подробнее. В том числе и букинистику - торговлю старыми и редкими книгами.

 

Для меня образ букиниста...

...образ букиниста прочно ассоциируется с Дином Корсо персонажем фильма "Девятые врата" ( https://www.kinopoisk.ru/film/11637/ ), которого блестяще сыграл Джонни Депп. Персонаж очень противоречивый, настоящий трикстер. С одной стороны, он довольно беззащитен, игрушка в руках "сильных мира сего", выполняющая их заказы. Но с другой стороны, он настойчив, смел, предприимчив. Увлечённый знаток книг, проявляющий талант детектива и исследователя. Но в то же самое время беспринципный и готовый ради собственной выгоды переступить любые границы и нормы.

 

Джонни Депп в фильме "Девятые врата" в образе букиниста Дина Корсо
Джонни Депп в фильме "Девятые врата" в образе продвинутого и находчивого букиниста Дина Корсо

 

 

Считаю этот старенький фильм 1999 года настоящим шедевром. Режиссёр Роман Полански; отличный актёрский состав; сам фильм очень атмосферный. Несколько раз его пересматривал - не надоедает!

Артуро Перес-Реверте

Кроме того, благодаря этому фильму я открыл для себя испанского писателя Артуро Перес-Реверте. Сначала я прочитал роман, по которому снят фильм - "Клуб Дюма или Тень Ришельё" - и он оказался ещё глубже и интереснее, чем кино. С тех пор тексты Перес-Реверте прочно обосновались в моём рид-листе "для души". Из последнего прочитанного "Сид", относительно новая книга 2019 года и старенький роман "Королева Юга", 2002 г. "Сид" - про христианского полководца, служившего наёмником у мусульманских правителей - как-то на "четвёрку"; это простенький военноисторический боевик. А вот "Королева Юга" - про слабую женщину, которая поневоле становится главой крупнейшего наркокартеля; и которую фактически предаёт весь мир - очень зашло, очень сильно!

Книга Артуро Перес-Реверте "С намерением оскорбить" одна из самых любимых для того, чтобы поразмышлять о том, как устроен современный мир
Книга Артуро Перес-Реверте "С намерением оскорбить" одна из самых любимых для того, чтобы поразмышлять о том, как устроен современный мир
 

Даже если вы не читали книг Перес-Реверте, то наверняка что-то видели, т.к. с десяток его романов экранизирован. Вот буквально на днях случайно наткнулся на каком-то кабельном канале на "Приключения капитана Алатристе". Но, скажу по секрету, самое сильное впечатление на меня произвели не столько его художественные тексты, сколько публицистика. Одна из таких книг, доступных на русском называется "С намерением оскорбить" ( https://royallib.com/book/peresreverte_arturo/s_namereniem_osk orbit_19982001.html ) . Она не новая, издана в 2001 году; в России её перевели и издали в 2005. Сегодня троллингом по злободневным вопросам никого не удивишь, но в начале 2000-х это было свежо. Самое интересное, что многие мысли Перес-Реверте актуальны и сегодня, т.к. тролль он тонкий и умный))).

Букинисты

 

Возвращаемся к букинистам... Мне кажется, что все профессиональные букинисты немного похожи на Дина Корсо. Это такие высокообразованные и интеллигентные негодяи-пираты "без страха и упрёка")). Соприкасаясь с редкими и ценными книгами, они действительно становятся высокообразованными экспертами. Но суть их работы глубоко спекулятивна: найти наивного лопуха, получившего в наследство от двоюродной бабушки редчайшие книги, о ценности которых лопух не имеет ни малейшего понятия. Затем приобрести у лопуха эти книги как можно дешевле, чтобы потом перепродать как можно дороже. Проворачивать такое (будучи начитанным и умным))) без сделки с собственной совестью вряд ли возможно.

Впрочем, это только одна этически сомнительная сторона букинистики. Есть и привлекательные стороны. Например, букинисты действительно с большим трудом находят и спасают от забвения очень редкие книги. В том числе не только продавая их частным лицам, но и музеям или государственным библиотекам. Букинисты - это рыночные посредники между заинтересованным читателем/ коллекционером, а за труд посредников нужно платить. Благодаря букинистам книги находят действительно тех читателей, которым они полезны; плюс сохраняется важное культурное наследие. И т.к. тут есть личный шкурный интерес, свободный от идеологии, то наследие сохраняется лучше, чем это делает любое государство (которое периодически изымает и уничтожает "неправильные" книги).

Букинисты - ребята интересные и нужные. Я лично и опосредованно (через друзей и родных) был знаком примерно с дюжиной (включая даже хозяйку букинистического магазина). Я и сам в душе немного букинист))), разве что коммерческой жилки не хватает. Но мечты о какой-нибудь маленькой букинистической лавочке (или современном букинсервисе) периодически посещают. Поэтому если буду писать продолжение (или делать второе дополненное издание) моей книги "Чтение как образ жизни", обязательно включу туда главу о букинистах. А пока продолжаю наблюдать и собирать материалы...

*   *   *

Во-вторых, читая подобные странные книги (вроде "Альманаха библиофила") я узнаю кучу интересных (для общей эрудиции) и полезных (для жизни и для работы) вещей. Все эти вещи "беру на карандаш" - фиксирую в виде заметок в моей картотеке/базе данных.

Далеко не все статьи в "Альманахе библиофила" были мне интересны; многие из них я просматривал по диагонали и пролистывал. Но могу поделиться тем, что заинтересовало: 

Интервью с Арсением Тарковским

Открывает альманах интервью "Держава книги" с Арсением

Тарковским - отцом знаменитого кинорежиссёра Андрея Тарковского. Пересказывать его нет смысла, так как почти каждая реплика в нём наполнена смыслом. Но вот какие инсайты меня посетили при чтении:

На фотограции поэт, переводчик, литературовед Арсений Тарковский и режиссер Андрей Тарковский
На фотограции поэт, переводчик, литературовед Арсений Тарковский и режиссер Андрей Тарковский. Не знаю, какие отношения были у отца с сыном, но улыбаются одинаково

Есть корни и есть молодые побеги. В семьях культура накапливается и передаётся сквозь поколения. Хотя дети/ внуки могут и отрицать культурные достижения отцов/предков, но для начала у них должна быть почва, от которой они могут оттолкнуться. Вряд ли я бы стал фанатом чтения и книг, если бы не большая библиотека моих родителей, и если бы они не были увлечёнными книгочеями. Вряд ли появился бы всемирно известный режиссёр Андрей Тарковский, если бы не было читающего и глубоко образованного Арсения Тарковского.

Книги не вечны (рукописи горят и ещё как), но оставленный ими след в душе человека неуничтожим. Интервью с Тарковским начинается с рассказа о том, как во время войны он потерял уникальную библиотеку (более 4000 томов), собранную из раритетных изданий (например, прижизненные издания Пушкина, Лермонтова и др.). Холодной зимой 1942 года соседи по коммуналке просто использовали книги для отопления, сжигая их в печи. Для библиофила книги как родные дети; представляю, насколько тяжело было ему перенести эту потерю.

Но чем глубже интерес к книгам, чем больше читатель погружается во вселенную текстов, тем выше шанс встретить там родственные души. Не только внутри самих текстов, но и рядом с ними. Например, в круг общенияТарковского входили Анна Ахматова, Осип и Надежда Мандельштам.

 

Перечитал его стихи. Есть у меня "странный"))) трёхтомник Арсения Тарковского. "Странный" потому, что у него своя собственная история. Издан он был в 1991 году на излёте советского книжного дефицита. Доставал я тогда этот сборничек с большим трудом, переплатив за него какую-то неприличную по тем временам сумму. Среди друзей и знакомых тут же выстроилась очередь "на дай почитать". Как следствие от трёхтомника остался в наличии только второй том, а первому и третьему "приделали ноги". Но, надеюсь, они остались в хороших руках.

 

Такой вот странный трёхтомник Арсения Тарковского, от которого остался только один второй том))
Такой вот странный трёхтомник Арсения Тарковского, от которого остался только один второй том))

В стихах есть всякое, и в хороших стихах всегда можно найти что-то, что резонирует, затрагивает душу "здесь и теперь". От нежно-романтического:

Уезжаем, уезжаем, укладывай чемоданы,

На тысячу рублей билетов я выстоял у судьбы,

Мы посетим наконец мои отдаленные страны,

Город Блаженное Детство и город Родные Гробы.

До страшно-военного, написанного в 1942 (Арсений Тарковский воевал, лишился ноги):

Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни, 

Мы будем раздавлены странным внезапным покоем. 

Придется сидеть да гадать: отчего мы не стали спокойней?

Куда уж нам петь или плакать по мертвым героям?

 

Впрочем, я увлёкся... Но это и есть волшебное свойство книжных миров - когда ухватившись за кончик ниточки, начинаешь разматывать клубок из фамилий, событий, эпох, историй и смыслов, погружаясь в неведомые глубины и открывая новые миры. При этом мир символический (книжный) и реальный ведут между собой диалог, пронизывают друг друга. Вот и Тарковский в своём интервью говорит об этом:

"Для лучших художников созидание книг есть в то же время и созидание самой жизни. Книга — лицо мира, а поэт, что повинен в ее возникновении, — «нежданный сын последних сил природы». Книга, быть может, не только символ, но и синоним бытия. Она тысячью, миллионом незримых уз сплочена с окружающей нас действительностью...".

 

(Выписал ещё несколько его цитат, использую в работе).

И ещё несколько занятных мелочей...

Про обоняние Ивана Бунина

Который был заядлым книголюбом и букинистом. Регулярно ездил по монастырям, посещал монастырские библиотеки, изучая и читая самые древние книги, которые там были доступны.

Но больше всего мне понравилось вот что (стр.113): "Запах старинных книг, тот «винный» запах, который, по мнению Бунина, всегда исходит от них, вызывает в нем воспоминания о посещении Горького на Капри, когда они «...на спор определяли по запаху (и с достаточной точностью) время издания тех или иных книг»."

 

Вполне достойное для продвинутых книголюбов развлечение)) - балдеть от аромата старинных книг и определять по запаху их возраст!

Про секретный трактат Николая Некрасова

Отечественные литераторы в прошлом 19 веке вполне себе умели в троллинг и мистификации (уж извини, старина Борхес!). Разбирая архивы поэта Николая Некрасова, Корней Чуковский наткнулся на недописанный черновик некой повести (стр.179 - 183). Главным героем этой повести был молодой литератор, который якобы открыл секретный секрет успешного успеха на литературном поприще и стал немыслимо знаменит.

Узнав об этой находке Чуковского, другой литературовед (некто М.Лемке) заявил, что эта повесть была опубликована под названием (ох, как оно мне нравится!)))) "Как я велик! Повесть из жизни литературного гения". Но позже весь небольшой тираж был утрачен.

Вот как-то так искусственный интеллект представляет себя старинную книгу с названием "Как я велик! Повесть из жизни литературного гения!"))
Вот как-то так искусственный интеллект представляет себя старинную книгу с названием "Как я велик! Повесть из жизни литературного гения!")) А ещё ИИ безнадёжно туп, т.к. мне не удалось добиться от него, чтобы сделал разборчивую надпись на русском языке на обложке.

 

Понятно, что новость взбудоражила историков и литературоведов того времени (1920-1940-е годы), и все дружно бросились искать текст "Как я велик!". Но так ничего и не нашли, т.к. книги такой не существовало (написать что ли и "найти" ненароком?))).

Про метания Ивана Фёдорова

Иван Фёдоров (Московитин) - тот самый первопечатник на Руси - фигура несомненно значимая в отечественной истории, но довольно неоднозначная. В 16 веке времена были смутные, и про судьбу Ивана Фёдорова у историков много противоречивых и неполных сведений; да и постоянно какието новые фрагменты к этой исторической мозаике добавляются в ходе новых исследований и находок (стр.127152).

Для своего времени Иван Фёдоров был настоящим

"человеком мира", который постоянно курсировал между Россией и европейскими странами; учился у зарубежных специалистов и работал с ними. Знал несколько языков. Был не только конструктором книгопечатных машин, но и оружейником. Эдакий мини-Леонардо)) своего времени.

Но... Сам Фёдоров вряд ли был ура-патриотом, радеющим исключительно за величие России. Скорее всего он в первую очередь решал важную для многих одарённых людей задачу поиск достаточного финансирования и благоприятного места/условий/покровительства для реализации своих проектов. И вроде как царь Иван Грозный его поддерживал (понимая важность книгопечатания), но вот конкурентыпереписчики (и поддерживающее их православное духовенство) инициативу книгопечатника встретили в штыки. И типография Ивана Фёдорова в Москве сгорела отнюдь не случайно, её сожгли.

И Фёдоров едет в Польшу и предлагает свои услуги (в качестве оружейника) ... Стефану Баторию! Да, тому самому, который осаждал Псков. Причём осада Пскова была в 1581-1582 году, а Фёдоров изготовил пушку для Батория в 1583. Ладно хорошо хотя она по нашим городам не стреляла, но вряд ли Фёдоров не понимал, кому он свои услуги предлагает.

Такой себе патриот...

Конечно же это проект многоствольной пушки Леонардо да Винчи)) Придуманный лет за 80 до Ивана Федорова
Конечно же это проект многоствольной пушки Леонардо да Винчи)) Придуманный лет за 80 до Ивана Федорова. Да и мы толком не знаем, что именно изобрёл Фёдоров. Есть словесное описание его "многоствольной мортиры", но ни чертежей, ни самой пушки не сохранилось.

 

В свете найденных в Европе документов складывается впечатление, что Ивана Фёдорова вовсю пытались использовать "в тёмную" для продвижения католичества на Руси. Светские и религиозные деятели на Западе прекрасно понимали силу печатного слова. В конкуренции между православием и католицизмом, издание (на русском/ славянском) именно католических версий священных текстов рассматривалось как фундамент для победы католицизма. Но не получилось.

При всей неоднозначности фигуры Ивана Фёдорова, дело он сделал великое и благое. А для меня это очередная иллюстрация к тому, с каким трудом пробивается в жизнь всё новое и прогрессивное. И очередное доказательство того, что не бывает идеальных героев и абсолютных злодеев. Что каждый человек сложная, многосторонняя, часто противоречивая личность; и в каждом есть и хорошее, и плохое. Что иногда люди сильнее (и принципиальнее) обстоятельств, а иногда обстоятельства навязывают логику поступков, ломая принципы и убеждения. Что важно не судить сиюминутно, а оценивать через века - по главным последствиям и результатам (если, конечно, человек такого масштаба, что его результаты хотя бы век переживут))).

*   *   * 

...Ну и чтобы как-то зафиналить этот длиннопост))) сделаю я такой вывод: не обязательно становиться букинистом-фанатиком, который всё своё время и деньги тратит на поиски инкунабул и манускриптов. Если вы любите читать, то очень классно, если ваша библиофилия распространяется и на легкодоступные старые книги - из библиотек ваших родителей, бабушек и дедушек; покупаемых на книжных развалах уличных торговцев или в букинистических лавочках; спасённых из макулатуры или даже из помойки)).

Старые книги - это "машина времени", которая переносит вас в иные эпохи, дарит возможность раздвинуть культурный горизонт (узнать новые факты; обогатить язык; ознакомиться с истоками символов, ценностей и традиций; прочувствовать переживания очевидцев событий прошлого; прозреть новые смыслы, сопоставив "тогда" и "сейчас" и т.п.). Получается своего рода "развивающая экскурсия в прошлое")), на мой взгляд очень полезная, даже если вы не историк и не культуролог.

Я уже говорил (в моей книге "Чтение как образ жизни") о том, что я стараюсь балансировать чтение "по свежести" - т.е.чередую новинки, изданные в текущем году (как художественные, так и научпоп) с изданиями прошлых лет. Причём из "изданий прошлых лет" обязательно выбираю или что-то из родительской библиотеки или ещё более древнее)) букинистическое. Сегодня есть мода (среди книжных блогеров-обзорщиков и среди молодых читателей) читать только "самое новенькое". Но попробуйте расширить свой читательский опыт с помощью "старенького")). Надеюсь, всё получится!




Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Задать вопрос автору (психологу, бизнес-консультанту Сергею Калинину), договориться об online-консультации или коуч-сессии можно: kalinin.s.09@gmail.com



Моя рассылка по саморазвитию теперь стала группой в ВКонтакте "Стань лучшей версией себя! Версия 2.0". (Ранее "Как стать лучшей версией себя?").



Моя книга Калинин С.И. "Чтение как образ жизни" (2018 г.)



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий