воскресенье, 24 апреля 2016 г.

Техника Градусник для оценки работоспособности

Друзья, в силу разных житейских обстоятельств я немного запустил данный блог (хотя и планирую исправиться :) ).  Основные мои тексты сейчас появляются в рассылке "Как стать лучшей версией себя", плюс пишу много всякого рекламно-коммерческого по мелочам. И продолжаю работать над книгой по саморазвитию... 

Тем не менее, на рассылку приходит всё больше откликов по электронной почте. Иногда это просто благодарность, иногда вопрос, иногда какое-то дополнение или новая идея.  Но самое ценное - это письма, в которых вы описываете ваш собственный опыт саморазвития!  Такие письма я особенно люблю, т.к. они многому лично меня учат, а также очень полезны для моих исследований саморазвития. 

Например, одно из таких писем я получил от Андрея Потапова, с которым мы душевно переписываемся уже почти целый год. Андрей - читатель и моей рассылки, и моего блога - и периодически он подсказывает мне разные интересные идеи по саморазвитию, задаёт сильные вопросы, углубляющих понимание всяких непростых тем. Что мне особенно нравится, так это его обстоятельный и методичный подход к изучению тех вопросов, которые ему интересны (чтобы убедиться в этом, очень рекомендую почитать заметки Андрея о тайм-менеджменте, научении и творчестве в ЖЖ).  

*   *   * 
Градусник - техника энерджи-менеджмента для оценки уровня персональной энергии

В сентябре 2015 года вышел 022 выпуск моей рассылки, посвященный управлению личной энергией (энерджи-менеджменту). Напомню, что "энергию" я понимаю без всякой мистики, а просто как способность (и готовность) совершить определенную работу. В конце выпуска я приводил топ-4 техники энерджи-менеджмента, первой из которых был т.н."Градусник". 



Напомню (далее цитата из рассылки): "Градусник" - главное назначение этого инструмента - научить вас своевременно оценивать своё энергетическое состояние, и на основе этой оценки принимать решения об управлении этим самым состоянием.

"Градусник" - это очень простая шкала из 3-5-7 пунктов, позволяющая быстро оценить свой энергетический уровень. Например, я довольно долго использовал шкалу из трёх смешных рожиц.
  • Первый уровень назывался "борячком!" (глаза горят, волосы искрят, руки чешутся, могу горы свернуть!!!).
  • Второй уровень был "спокойный, сильный, постепенный как танк" :)).
  • А третий уровень был "в минусе, лежу пластом и помираю" :(.

Эта шкала висела у меня на рабочем месте, и я использовал её в нескольких контрольных точках: перед началом нового дела; примерно через 30-40 минут; через час-полтора. Если оценка была на третьем уровне ("лежу пластом..."), значит, надо было срочно отдохнуть или "подключить" дополнительный источник энергии.

Также напомню важную вещь: не нужно путать ощущение/переживание усталости и реальную недееспособность! Энергия = способность совершить работу. "Нет энергии" - это когда мы ни рукой, ни ногой, ни извилиной пошевелить уже не можем :))). Как правило, состояние нехватки энергии всегда опережает (у кого-то раньше, у кого-то позже, тут надо вычислить свой разрыв) реальное снижение работоспособности. Так что не поддавайтесь панике ;) .

По опыту могу сказать, что применение такого "градусника" особенно полезно для увлекающихся людей, т.к. они очень часто не рассчитывают свои силы и тратят слишком много энергии. Обычно применение "градусника" в течение 1-3 месяцев отлично развивает сензетивность - чувствительность и внимание к своему энергетическому состоянию. Наша саморегуляция становится более точной, и "градусник" становится не нужен.

*  *  * 

И вот сравнительно недавно я получаю подробное письмо от Андрея Потапова, где он подробно и точно (практически как научный эксперимент ;)) описывает свой опыт использования техники "Градусник". Особенно интересно, как Андрей модифицировал "Градусник", как встроил технику в свою жизнь и работу, и как комбинировал "Градусник" с другими техниками личной эффективности. Впрочем, ему слово (привожу текст письма в авторской редакции, лишь немного отформатировав его для удобства чтения) : 

"В начале этого года я решил попробовать на практике технику «Градусник», которая была у вас описана в рассылке по Энерджи-менеджмент.

Период использования: с 11.01.206 по 16.02.2016
Область применения: В рабочее время.

У меня бывают перепады продуктивной активности и состояния тупизны, и перепады настроения. Поэтому, мне лично было интересно:

а) посмотреть при каких обстоятельствах у меня происходит смена субъективного ощущения энергии.

б) Как эта энергия представлена в динамике в течение рабочего дня.

Я написал «субъективного ощущения энергии», а не самой энергии, потому что наиболее достоверно пока могу описать только само ощущение, а не факт ее наличия за ширмой других состояний. В принципе, мне пока и этого было достаточно.

Скажу сразу, что практиковать подобные техники для меня в новинку. Хотя я периодически читал книги по саморазвитию, я считал не столь важным делать что-то иначе, чем я обычно делаю (ведь это работает).

Однако, я взялся протестировать для себя Градусник еще и потому, что в конце прошлого года, после прочтения книги «Помидорный Тайм-менеджмент» (рекомендованную на вашем сайте), я решился ради эксперимента просто попробовать. Я не буду расписывать свои ощущения и те идеи, которые пришли ко мне, но я очень рад, что я познакомился с этой техникой и частично внедрил в свой обиход. Она позволила мне закрыть дыру при решении тех задач, когда мой обычный стиль работы не очень хорошо справлялся. В общем, для меня Pomodoro – стала находкой.

Поэтому, имея положительный опыт с опробованием метода (а я бы назвал его даже в некотором роде философией) Помидора, я решил протестировать новый метод/технику. Выпал пал на «Градусник», поскольку тема внутренней энергии (с которой у меня перепады) меня тоже сильно интересует.

Итак, что я адаптировал под себя:

Первое: Я решил использовать 4 состояния. Для каждого был смайл (здесь приведу только буквенный символ)

1.1)             Э – Эйфория, поток, азарт
1.2)             С – спокойный ясный ум
1.3)             Н – непонятно, нулевая отметка, работаю на автомате, автопилоте (секундные вспышки сознания и снова автопилот).
1.4)             Т – Туплю, голова не варит, не могу сосредоточиться.

Второе: Я решил, что просто фиксировать свое состояние в определенное время мне не достаточно. Надо было сделать привязку к какому-нибудь событию. Событием я решил назначить выполняемую задачу. Под Задачей я отметил непрерывный отрезок времени, который я посвящал той или иной деятельности (собственно конкретной рабочей задаче).

Например, полчаса я занимаюсь исправлением ошибки в программе. 15 минут говорю по телефону с клиентом. Потом – перерыв (выходил), потом вернулся и занялся подготовкой отчета (20 минут). Всего 3(три) задачи (исправление ошибки, клиент, отчет).

Я выделил следующие параметры:

1)       Время начала задачи
2)       Начальное субъективное ощущение перед выполнением
3)       Личное отношение к выполняемой задаче (ее интересность влияет на мою мотивацию и начальное состояние).

После того, как задачи были выполнены или прерваны, меня интересовало:
4)       Длительность (примерная)
5)       Средняя оценка энергии, которая сопровождала нас все это время (здесь именно усредненное значение – другое получить, наверное, сложно).

В итоге я получаю примерно такую картину-таблицу:
Время начала (1)Начальное состояние (2)Усредненная оценка (5)Длительность (4)Личное отношение (3)Коммент.
10-00ЭС30~Исправл
10-30СС15+Клиент
11-10СН20~Отчет
11-30


Можно нарисовать График (изменение ощущения состояния во времени, длина отрезка - длительность).
Колонка «коммент» - для пояснения. Я не указывал описание задачи, поскольку для Градусника это не важно, к тому же это стало бы громоздко.

Если присмотреться, то в целом это напоминает Хронометраж. Только здесь фиксируется не выполнение какого-либо дела с акцентом на его длительность. А фиксируется без привязки к конкретным делам состояние энергии, в котором мы пребывали во время его выполнения.

Я позже даже придумал название - Хроносмайл:) . То есть ведение хронометража личного энергетического состояния.

Позже я понял, что вовсе не обязательно фиксировать время начала. Для меня лично было достаточно разбить время на 3 блока – До обеда, После обеда и после Полдника.

Что я выявил для себя:

1)       Мой средний дневной график субъективного ощущения энергии «До Обеда», как правило, всегда высокий (Э или С), даже при не особо интересных задачах.

«После обеда» (после часа дня)  - не стабильное время. Я мог показывать такие же хорошие показатели, а мог и низкие. И уже чувствовалось влияние интересности задачи на настрой.

«После полдника» (после 3-4 часов дня) – период становится еще более выраженным по своей нестабильности. Перепады от спокойного, ясного ума, до состояния тупизны становятся более частыми. При этом, могло возникнуть второе дыхание и явное состояние потока и азарта(Э). Так же, выявленная закономерность – После полдника чаще стали появляться перерывы (и они становились длиннее).

Я понял, что первая половина дня – это мое «Золотое Время», когда я наиболее стабилен и в тонусе. Собственно, я это чувствовал и интуитивно, но здесь получил лишнее явное доказательство.

Вообще если посмотреть на картину в целом, это похоже на воронку, которая чем дальше день – тем становится более разболтанной. Утро – сужение, Вечер – Расширение.

2)       Когда я фиксировал свое состояние и видел, что оно скатывается к Н(автопилот) или Т(туплю), то я как правило, старался прерываться и менять деятельность или шел прогуляться. Раньше, пребывая в таком состоянии, я все пытался сосредоточиться, напрягался и заставлял себя придти в норму (не самый эффективный способ).

3)       В процессе ведения этого Хроносмайла, я понял, что максимум информации это хорошо, но вести тотально его тяжело – надо примерно помнить длительность и вспоминать свое состояние в течении этого периода. Гораздо проще просто фиксировать свое текущее состояние – здесь ничего не надо запоминать, напрягать память для удержания промежуточных состояний, просто как есть – так и указываешь.

В целом метод мне показался интересным. Но я его прервал для осмысления, как я могу его упростить для дальнейшего использования (мысли в частности крутятся вокруг того, что не обязательно фиксировать все состояния – достаточно выбрать эталонный (например, С) и фиксировать отклонения только относительно него).

На данный момент я вполне органично (как мне кажется) вписал «Градусник» в систему Помидора, которую я продолжаю с тем или иным успехом применять и по сей день.

Органичность состоит в том, что больше половины показателей, которые я указывал для ведения Хроносмайла, по умолчанию, указываются и для Помидора.
 
Но есть один минус – применение Метода Помидора я сознательно ограничил бюджетом времени от 1/3 до 2/3. Остальное время я работаю в привычном, удобном для себя режиме – быстро и с переключением внимания (не потому, что я многозадачный как Цезарь :), а потому что частые переключения помогают мне оставаться в тонусе, а выполнение мелких дел дает внутреннее поощрение и как следствие активность). Поэтому я оставил себе в среднем 4-7 помидоров в день. Поэтому и Градусник в этом случае покрывает в среднем не более 50% рабочего времени.
 
Ну, и напоследок, как я вписал Градусник в метод Помидора.

1)       Помидор – и есть единая неделимая задача
2)       При помидоре фиксируется время начала задачи
3)       Я четко знаю начало помидора и знаю свое начальное субъективное ощущение энергии
4)       Личное отношение так же при начале можно фиксировать (но пока для себя я решил этот параметр опустить)
5)       Средняя оценка…

Вот здесь чуть подробнее. Чем указание средней оценки в Помидоре проще, чем в изначальной системе, которую я вел.

А) Помидор предполагает, что я сосредоточен только на этой одной задаче. Это значит, что я уже удерживаю в голове только ту информацию, которая относится к помидору. И оценка здесь – просто сопутствующая уже удерживаемая информация.

Б) Любые отвлечения и помехи фиксируются (согласно помидору) – внешние помехи или внутренние помехи. В этот момент прерывания мыслительного автоматизма, я могу рефлекторно задаться вопрос – как у меня состояние? И запомнить это промежуточное состояние для сверки после окончания (или даже его зафиксировать)

В) Если помидор закончился и я не отвлекался, то с большой долей вероятности, я был в потоке или спокойном ясном уме.

Таким образом, ведение Градусника в рамках помидора, становится не сложной дополнительной метрикой, но которая так же помогает отслеживать свое состояние.

Пока я отслеживал только состояние без попыток внедрения особых методов его корректировок. Чтобы скорректировать состояние Т(туплю) использовал естественный набор: отвлечения, прогулку по коридору, либо звонил кому-нибудь. 

*  *  * 

Вот такой получился интересный опыт... Далее мы продолжили с Андреем переписку о том, что можно сделать с выявленными с помощью "Градусника" персональными энергетическими ритмами/особенностями Андрея. 

Например, если во вторую половину дня уровень энергии (работоспособности) нестабилен, то можно попробовать раньше просыпаться и раньше начинать работу. И планировать её таким образом, чтобы самые важные (и энергозатратные) задачи приходились бы на первую половину дня. 

Можно попробовать делать восстановительный перерыв в середине дня; а во второй половине дня "отлавливать" моменты спада энергии и применять техники/ритуалы "быстрой подзарядки". 

Длинный перерыв в середине дня: дневной сон; просто пассивный отдых (лежать в тишине-темноте, слушать спокойную музыку); медитация; прогулка на свежем воздухе и т.п. 

"Быстрая подзарядка": есть тонизирующие комплексы в хатха-йоге (в т.ч. пранаяма), цигун. На выполнение тратятся буквально минуты. Тут надо поискать какую-нибудь свою фишку.  Например, мне помогают подзарядиться: обычная физкультминутка (совсем недавно были отжимания/приседания, в последнее время "планка");  массаж лица и головы + умывание холодной водой;  30 секунд "собачьего дыхания" (очень быстрые короткие вдохи-выдохи ртом).  "Собачье дыхание" - традиционная техника у-шу для разогрева перед поединком. Но применять осторожно, т.к. можно отхватить гипервентиляцию :)).

В общем - пробуйте, экспериментируйте! Наверняка сможете найти собственные "приёмчики" восстановления энергии (работоспособности), но применяйте их разумно, с учётом своих энергетических ритмов. Удачи!





Если вам понравился / был полезен этот текст, обязательно загляните в "Чаевые"!



Поделитесь с друзьями в социальных сетях:



Комментариев нет:

Отправить комментарий